Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минакова И.В., Деркач Н.Е., Солодухина О.И., Кузьмичева И.Г.

П р е д м е т. Процесс организации контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза. Те м а . Особенности контроля таможенной стоимости в обеспечении экономической безопасности в условиях функционирования евразийского экономического союза.Ц е л ь . Исследование комплексных характеристик системы контроля таможенной стоимости и разработка направлений по ее совершенствованию.М е т о д о л о г и я . Основу методологии исследования составили такие методы научных исследований, как системный анализ, сравнение, синтез, обобщение, графические, статистические и математические методы моделирования, ретроспективный и факторный анализ. Р е з у л ь т а т ы . Определено, что таможенная стоимость товаров является ключевым инструментом, позволяющим обеспечить применение мер таможенно - тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Сущность таможенной стоимости и методология ее определения регламентируются Соглашением Всемирной торговой организации. Авторами выявлены основные проблемы функционирования системы контроля таможенной стоимости товаров и предложены направления их решения. Совершенствование системы контроля таможенной стоимости товаров должно осуществляться посредством реализации комплекса взаимосвязанных мер: совершенствование нормативно - правовой базы, разработка и внедрение современных цифровых технологий, систематическое повышение квалификации должностных лиц таможенных органов. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Результаты исследования могут быть использованы таможенными органами Евразийского экономического союза при разработке направлений таможенной политики в сфере контроля таможенной стоимости. В ы в о д ы . В целях защиты экономических интересов страны необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с ней ни в сторону завышения, ни в сторону занижения. Со вступлением в силу таможенного кодекса ЕАЭС все основные вопросы, регламентирующие порядок определения таможенной стоимости и применение шести методов определения ее регулируются в главе 5 ТК ЕАЭС.Предлагаемые направления совершенствования системы контроля таможенной стоимости могут способствовать повышению эффективности работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости, увеличив при этом значимость более четкого и грамотного обоснования сотрудниками таможенных органов своих решений по проведению дополнительной проверки и корректировке таможенной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CUSTOMS VALUE CONTROL BY CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CONDITIONS OF FUNCTIONING OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

S u b j e c t . The process of organizing control of the customs value of goods transported across the customs border of the Eurasian Economic Union. T o p i c . Features of customs value control in ensuring economic security in the conditions of functioning of the Eurasian Economic Union. P u r p o s e. The study of the complex characteristics of the customs value control system and the development of directions for its improvement.M e t h o d o l o g y. The research methodology was based on such research methods as system analysis, comparison, synthesis, generalization, graphical, statistical and mathematical modeling methods, retrospective and factor analysis. R e s u l t s . It is determined that the customs value of goods is a key tool to ensure the application of measures of customs and tariff regulation of foreign trade activities. The essence of the customs value and the methodology of its determination is regulated by the Agreement of the World Trade Organization. The authors identified the main problems of the functioning of the customs value control system of goods and proposed ways to solve them. The improvement of the customs value control system of goods should be carried out through the implementation of a set of interrelated measures: improvement of the regulatory framework, development and implementation of modern digital technologies, systematic professional development of customs officials. A p p l i c a t i o n a r e a . The results of the study can be used by the customs authorities of the Eurasian Economic Union in the development of customs policy directions in the field of customs value control. C o n c l u s i o n s . In order to protect the economic interests of the country, it is necessary to correctly determine the customs value of goods, preventing manipulation with it either in the direction of overstatement or underestimation. With the entry into force of the EAEU Customs Code, all the main issues regulating the procedure for determining the customs value and the use of six methods for determining the customs value are regulated in Chapter 5 of the EAEU Customs Code.The proposed directions for improving the customs value control system can contribute to improving the efficiency of customs authorities in controlling customs value, while increasing the importance of a clearer and more competent justification by customs officials of their decisions on additional verification and adjustment of customs value.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 339.5

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА1

Коды JEL: F02, F59, P33

Минакова И. В., доктор экономических наук, профессор, декан факультета государственного управления и международных отношений, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: irene19752000@mail.ru SPIN-код: 8703-5224

Деркач Н. Е., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела и мировой экономики, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия E-mail: tavag5@yandex.ru SPIN-код: 6096-8004

Солодухина О. И., кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия E-mail: kuznecova_olja@yandex. ru SPIN-код: 4561—4616

Кузьмичева И. Г., студент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия E-mail: tdime-swsu@mail.ru SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 25.10.2021. Прията к публикации 09.11.2021 Аннотация

Предмет. Процесс организации контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Тема. Особенности контроля таможенной стоимости в обеспечении экономической безопасности в условиях функционирования евразийского экономического союза.

Цель. Исследование комплексных характеристик системы контроля таможенной стоимости и разработка направлений по ее совершенствованию.

Методология. Основу методологии исследования составили такие методы научных исследований, как системный анализ, сравнение, синтез, обобщение, графические, статистические и математические методы моделирования, ретроспективный и факторный анализ.

Результаты. Определено, что таможенная стоимость товаров является ключевым инструментом, позволяющим обеспечить применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Сущность таможенной стоимости и методология ее определения регламентируются Соглашением Всемирной торговой организации. Авторами выявлены основные проблемы функционирования системы контроля таможенной стоимости товаров и предложены направления их решения. Совершенствование системы контроля таможенной стоимости товаров должно осуществляться посредством реализации комплекса взаимосвязанных мер: совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и внедрение современных цифровых технологий, систематическое повышение квалификации должностных лиц таможенных органов.

Область применения. Результаты исследования могут быть использованы таможенными органами Евразийского экономического союза при разработке направлений таможенной политики в сфере контроля таможенной стоимости.

1 Публикация выполнена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема №1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»)

Выводы. В целях защиты экономических интересов страны необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с ней ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.

Со вступлением в силу таможенного кодекса ЕАЭС все основные вопросы, регламентирующие порядок определения таможенной стоимости и применение шести методов определения ее регулируются в главе 5 ТК ЕАЭС.

Предлагаемые направления совершенствования системы контроля таможенной стоимости могут способствовать повышению эффективности работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости, увеличив при этом значимость более четкого и грамотного обоснования сотрудниками таможенных органов своих решений по проведению дополнительной проверки и корректировке таможенной стоимости.

Ключевые слова: ЕАЭС, таможенная стоимость, контроль таможенной стоимости, экономическая безопасность.

UDC 339.5

FEATURES OF CUSTOMS VALUE CONTROL BY CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CONDITIONS OF FUNCTIONING OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

JEL Codes: F02, F59, P33

Minakova I. V., Doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Public Administration and International Relations, Southwest State University, Kursk, Russia E-mail: irene19752000@mail.ru SPIN code: 8703-5224

Derkach N. E., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Customs and World Economy, Southwest State University, Kursk, Russia E-mail: tavag5@yandex.ru SPIN code: 6096-8004

Solodukhina O. I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Customs and World Economy, Southwest State University, Kursk, Russia E-mail: kuznecova_olja@yandex. ru SPIN code: 4561-4616

Kuzmicheva I. G., student, Southwest State University, Kursk, Russia E-mail: tdime-swsu@mail.ru SPIN code: missing

Abstract

Subject. The process of organizing control of the customs value of goods transported across the customs border of the Eurasian Economic Union.

Topic. Features of customs value control in ensuring economic security in the conditions of functioning of the Eurasian Economic Union.

Purpose. The study of the complex characteristics of the customs value control system and the development of directions for its improvement.

Methodology. The research methodology was based on such research methods as system analysis, comparison, synthesis, generalization, graphical, statistical and mathematical modeling methods, retrospective and factor analysis.

Results. It is determined that the customs value of goods is a key tool to ensure the application of measures of customs and tariff regulation of foreign trade activities. The essence of the customs value and the methodology of its determination is regulated by the Agreement of the World Trade Organization. The authors identified the main problems of the functioning of the customs value control system of goods and proposed ways to solve them. The improvement of the customs value control system of goods should be carried out through the implementation of a set of interrelated measures: improvement of the regulatory framework, development and implementation of modern digital technologies, systematic professional development of customs officials.

Application area. The results of the study can be used by the customs authorities of the Eurasian Economic Union in the development of customs policy directions in the field of customs value control.

Conclusions. In order to protect the economic interests of the country, it is necessary to correctly determine the customs value of goods, preventing manipulation with it either in the direction of overstatement or underestimation.

With the entry into force of the EAEU Customs Code, all the main issues regulating the procedure for determining the customs value and the use of six methods for determining the customs value are regulated in Chapter 5 of the EAEU Customs Code.

The proposed directions for improving the customs value control system can contribute to improving the efficiency of customs authorities in controlling customs value, while increasing the importance of a clearer and more competent justification by customs officials of their decisions on additional verification and adjustment of customs value.

Keywords: EAEU, customs value, customs value control, economic security.

DOI: 10.22394/1997-4469-2021-55-4-54-61

Ведение

Совершение операций таможенного декларирования участниками международного обмена товаров как инструмент их взаимодействия с таможенными органами обусловливает роль последних в проведении таможенного контроля в отношении как непосредственного самого товара, так и документов его сопровождающих, в частности, подтверждающих достоверность декларируемых таможенной стоимости и таможенных платежей, в большей степени исчисляемых на ее основе, от которых в значительной мере зависит качество таможенного декларирования товаров [1].

Полное и своевременное перечисление Федеральной таможенной службой Российской Федерации в доход федерального бюджета таможенных платежей сопряжено с их неуплатой участниками внешнеторговой деятельности в силу различных причин, одной из которых является недостоверное заявление и цены международной коммерческой сделки, и таможенной стоимости товара.

Существующий научный опыт в исследованиях контроля таможенной стоимости необходим в качестве основы настоящего исследования, однако он требует переосмысления и соотнесения с условиями социально-экономической и политико-правовой ситуации. Исследование теоретических и прикладных аспектов контроля таможенной стоимости и механизма его реализации становится базовым залогом его эффективности.

Результаты исследования

Впервые, в Российской Федерации целевое назначение таможенной стоимости определил Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»:

— обложение товара таможенной пошлиной;

— ведение внешнеэкономической и таможенной статистики;

— применение иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров.

В ЕАЭС Функциональное назначение института таможенной стоимости установлено статьей 38 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС): исчисление таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате [8].

Участник внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) заявляет сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров [3], а также об условиях и обстоятельствах сделки, которые имеют отношение к определению таможенной стоимости товаров в декларации таможенной стоимости. Законодателем определено 6 методов определения таможенной стоимости (Рис. 1).

Действующая система определения таможенной стоимости товаров базируется на общих принципах таможенной оценки, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГААТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года [3, 7].

Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, определяется в соответствии с национальным законодательством того государства-члена Союза, в котором они помещаются под таможенную процедуру вывоза.

Двухуровневая система нормативно-правовой регламентации таможенной стоимости ЕАЭС, систематизирована в соответствии с международными нормами (Рисунок 3).

Рис. 2. Система нормативно-правового регулирования контроля таможенной стоимости в ЕАЭС

метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами

метод по стоимости сделки с идентичными товарами

метод по стоимости сделки с однородными товарами метод вычитания

Рис. 1. Система методов определения таможенной стоимости

Положения ТК ЕАЭС о таможенной стоимости ввозимых товаров дополняет значительный блок нормативных актов, например: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 г. № 103 «Об утверждении Порядка применения отложенного определения таможенной стоимости товаров»; решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 г. № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров» и др.

На национальном уровне в Российской Федерации главным документом, регулирующим вопросы таможенной стоимости, является Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]. Статья 23 федерального закона раскрывает основные моменты, касающиеся определения, декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости. Статья 24 посвяще-

на консультированию по вопросам таможенной стоимости.

Контроль таможенной стоимости осуществляется специализированными (функциональными) подразделениями таможенных органов. При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров заявленной при таможенном декларировании, в соответствии со статьей 313 ТК ЕАЭС, таможенным органом осуществляется проверка правильности определе-

ния и заявления таможенной стоимости товаров: выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров.

Результаты контроля таможенной стоимости, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации в 2018—2020 гг. приведены на рисунке 3.

Рис. 3. Стоимостные результаты корректировок таможенной стоимости, 2018—2020 гг., млрд руб.

По результатам проведения контроля таможенной стоимости товаров в 2020 году, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в 165,4 тыс. ДТ были внесены изменения в сведения о таможенной стоимости товаров, в результате которых дополнительно взыскано в федеральный бюджет более 20,5 млрд рублей (в 2019 году — 183 тыс. ДТ и 20,6 млрд рублей, в 2018 году — 163 тыс. ДТ и 20,3 млрд. рублей соответственно).

Несмотря на действующее таможенное законодательство ЕАЭС, соответствующее принципам и нормам международного права, участниками ВЭД регулярно предпринимаются попытки занижения таможенной стоимости ввозимых товаров на таможенную территорию Союза, что приводит к уменьшению сумм таможенных платежей, перечисляемых в государственный бюджет.

Проблема невыполнения участниками ВЭД обязанности документального подтверждения достоверности сведений о заявленной таможенной стоимости может быть описана двумя вариантами:

1. Декларантом не предоставлены таможенным органам запрошенные документы и сведения или участником ВЭД представлены объяснения причин невозможности предоставления этих документов и сведений.

2. Декларантом представлены все имеющееся документы и сведения, но это не устранило основания для проведения дополнительной проверки.

В перечисленных случаях уполномоченное должностное лицо таможенного органа с заявленной декларантом таможенной стоимостью не согласится. Согласно действующему законодательству, в случае непредставлении полного пакета документов в таможенный орган последний имеет право отказать в выпуске товаров [6]. В случае если эти документы не смогут подтвердить заявленные сведения декларантом в соответствии с ТК ЕАЭС, таможенный орган обязан принять решение о внесении таких изменений в сведения, заявленные в ДТ.

Согласно официальным статистическим данным, таможенные органы РФ назначают проверку таможенной стоимости в отношении 4 % деклараций на товары.

Отсутствие в действующем законодательстве ЕАЭС и законодательстве государств-членов Союза конкретных критериев достоверности документов и сведений обуславливает возникновение судебных разбирательств между участниками ВЭД и таможенными органами в части доказывания достаточности представленных документов и сведений для определения таможенной стоимости. Складывающаяся судебная практика демонстрирует, что недока-

занность недостоверности представленных декларантом документов часто является основанием для принятия судами решений не в пользу таможенных органов.

Проблемой организации контроля таможенной стоимости является выбора достоверного источника, содержащего актуальную ценовую информацию. Например, отклонение публикуемых цен в периодических изданиях от реальных цен сделок обуславливается механизмом ценообразования и быстрым устареванием информации.

Кроме того, как источник ценовой информации ИАС «Мониторинг-анализ» имеет недостатки, в частности, база данных не в полном объеме охватывает товарную номенклатуру, декларируемую участниками ВЭД [4]. Для получения информации об описании товаров, в том числе об их производителе, инспектору необходимо просмотреть каждую таможенную декларацию в отдельности [2]. Официальные сайты

производителей продукции не являются приоритетными источниками ценовой информации, поскольку практически все цены предложений, как правило, содержат надбавку на уторговыва-ние, величина которой может колебаться в довольно значительных пределах от 10 до 30 % и более от цены фактической сделки.

В целях преодоления проблем, возникающих при определении таможенной стоимости, необходимо наладить сотрудничество таможенных органов стран-участниц ЕАЭС с таможенными органами государств, не являющихся членами Союза, чтобы сформировать унифицированные шаблоны по вопросам оформления и контроля коммерческой, транспортной и тамо -женной документации.

Необходимо разработать и внедрить механизм автоматического контроля таможенной стоимости товаров без личного вмешательства должностных лиц таможенных органов (рисунок 4).

Рис. 4. Основные элементы механизма автоматического контроля таможенной стоимости товаров

Категорирование участников внешнеэкономической деятельности по уровням риска является эффективным инструментом сокращения времени осуществления таможенного контроля. Необходимо минимизировать число дополнительных проверок в отношении участ-

ников ВЭД, которые отнесены к низкой степени риска, а также участников ВЭД, в отношении которых ранее проводились проверочные мероприятия, подтвердившие заявленные сведения о таможенной стоимости.

Разработка универсальной базы ценовой информации, содержащей максимально полную и достоверную информацию о товарах, будет способствовать результативному и оперативному информационному обеспечению контроля таможенной стоимости уполномоченными должностными лицами таможенных органов.

Важным направлением совершенствования системы контроля таможенной стоимости товаров является разработка и фиксирование на законодательном уровне критериев достоверности документов и сведений, предоставляемы декларантами таможенным органам.

В целях повышения эффективности деятельности уполномоченных должностных лиц таможенных органов, необходимо регулярно организовывать повышение квалификации по направлению контроля таможенной стоимости. Важность данного аспекта обусловлена количеством проблемных моментов при практическом осуществлении таможенного контроля за достоверностью таможенного декларирования таможенной стоимости, а также фактом необходимости проведения самостоятельного предварительного анализа для цели установления корректности заявленных сведений. Специфика деятельности должностных лиц обусловлена необходимостью повышенной концентрации внимания и знания способов искажения данных о таможенной стоимости товаров.

Внедрение вышеизложенных предложений в работу таможенных органов позволит снизить отрицательную для судебных органов судебную практику, а, следовательно, повысить эффективность контроля таможенной стоимости товаров.

Заключение

Контроль таможенной стоимости товара -это совокупность мер, реализуемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения норм, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством государств-членов ЕАЭС.

В сложившейся экономической ситуации таможенными органами усиливается контроль за правильностью исчисления и заявления таможенной стоимости товаров. Результатом является рост числа проводимых корректировок таможенной стоимости и, как следствие, увеличение сумм довзысканных таможенных платежей в федеральный бюджет. Однако, в 2020 г. отмечается снижение числа корректировок таможенной стоимости товаров и, как следствие, сокращение сумм доначисленных таможенных платежей. Это объясняется сокращением внешнеторгового товарооборота в условиях пандемии Соvid-19.

В результате анализа нормативно-правовой базы и организационного механизма контроля таможенной стоимости товаров выделен ряд проблем, препятствующих эффективному исполнению функций таможенных органов в части обеспечения экономической безопасности государства, основными из которых являются: несовершенство нормативно-правовой базы, сложности в обеспечении должностных лиц таможенных органов актуальной и достоверной ценовой информацией и т. д.

Предлагаемые направления повышения эффективности функционирования системы контроля таможенной стоимости будут способствовать: совершенствованию технологии проведения таможенными органами операций, связанных с осуществлением контроля таможенной стоимости; развитию таможенных технологий в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации; дальнейшему упрощению и оптимизации контрольных процедур с учетом функционирования ЕАЭС, в том числе расширение практики применения информационных таможенных технологий и т. д.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Alagic O. Customs Valuation in Bosnia and Herzegovina: Challenges and Obstacles / O. Alagic // Global Trade and Customs Journal. — 2017. — Vol. 12. — P. 285—298.

2. Schippers M. A Series of Sales: Determining the Customs Value Under the Union Customs Code / M. Schippers // Global Trade and Customs Journal. — 2018. — Vol. 13. — P. 36—48.

3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994) (заключено в г. Марра-кеше 15.04.1994 г.) из информационного банка «международное право» [Электронный ресурс]. — URL: // http: // www.consultant.ru.

4. Момсикова Л. В. Практика обеспечения и использования таможенными органами РФ ценовой информации для целей контроля таможенной стоимости / Л. В. Момсикова // Вестник университета. — 2008. — № 11. — С. 328— 334.

5. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в от-

дельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ. — URL: http:// www.consultant.ru.

6. Пантюк Ю. С. Таможенная стоимость как элемент таможенного регулирования в ЕАЭС / Ю. С. Пантюк // Белорусский экономический журнал. — 2019. — № 2 (87). — С. 64—77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Соглашение по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru.

8. Таможенный кодекс ЕАЭС [Электронный ресурс]: Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. — URL: http://www.consultant.ru.

LIST OF LITERATURE

1. Alagic O. Customs Valuation in Bosnia and Herzegovina: Challenges and Obstacles / O. Alagic // Global Trade and Customs Journal. — 2017. — Vol. 12. — P. 285—298.

2. Schippers M. A Series of Sales: Determining the Customs Value Under the Union Customs Code / M. Schippers // Global Trade and Customs Journal. — 2018. — Vol. 13. — P. 36—48.

УДК 332.14

3. General Agreement on Tariffs and Trade (GATT 1994) (Concluded in Marrakech on 15.04.1994) from the International Law Information Bank [Electronic resource]. — URL: http: // www. consultant.ru .

4. Momsikova L. V. The practice of providing and using price information by the customs authorities of the Russian Federation for the purposes of customs value control / L. V. Momsikova // Bulletin of the University. — 2008. — № 11. — Pp. 328—334.

5. On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation [Electronic resource] : Federal Law No. 289-FZ of 03.08.2018. — URL: http://www.consultant.ru .

6. Pantyuk Yu. S. Customs value as an element of customs regulation in the EAEU / Yu. S. Pantyuk // Belarusian Economic Journal. — 2019. — 2 (87). — Pp. 64—77.

7. Agreement on the application of Article VII of the General Agreement on Tariffs and Trade [Electronic resource]. — URL: http://www. consultant.ru .

8. The Customs Code of the EAEU [Electronic resource]: Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union. — URL: http://www.consultant.ru .

РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СТАРОПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ

ЦФО

Коды JEL: О25, R11, L52.

Мяснянкина О. В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: myasnolga@yandex.ru

SPIN-код: 9238-5769

Казьмин А. А., аспирант, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (филиал РЭУ), г. Воронеж, Россия

E-mail: aa_kazmin@mail.ru

SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 22.11.2021 Прията к публикации 29.11.2021

Аннотация

Предмет. Исследование факторов и барьеров возрождения промышленного производства в регионах ЦФО.

Тема. Реструктуризация экономического комплекса региона в рамках реиндустриализации.

Цели. Формирование перспектив и последовательности разработки стратегии возрождения промышленного производства в старопромышленных регионах.

Методология. Методы компаративного, монографического анализа, выборочное обследование прогностических оценок реиндустриализации экономики регионов.

Результаты. Для системного решения комплексной проблемы реиндустриализации в регионах ЦФО в рамках реализуемых стратегий социально-экономического развития для возрождения промышленного производства необходимо в старопромышленных регионах в формате актуализа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.