УДК 343.915:316.6
ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ГРУППОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Л.Н.Костина
Орловский юридический институт МВД России, [email protected]
На основании проведенного исследования актуализируется необходимость использования консультативной помощи специалистом-психологом для решения психологических проблем в расследовании дел о групповых преступлениях несовершеннолетних.
Ключевые слова: специалист-психолог, психологическое консультирование, следователь, расследование дел о групповых преступлениях несовершеннолетних
The necessity of consulting assistance usage by the psychologist as the specialist for the solution of the psychological aspects in investigation of the cases dealing with the delinquents' group crimes is paid attention to in the article.
Keywords: psychologist as the specialist, psychological consulting, investigator, investigation of the cases dealing with the delinquents’ group crimes
В настоящее время необходимость сотрудничества следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних, со специалистами-психологами приобретает особую значимость. Несмотря на профессионально-психологическую подготовку следователей нельзя гарантировать: а) отсутствие психологических проблем в решении задач расследования; б)
грамотного применения психологических технологий, обеспечивающих эффективность производства следственных действий. Но такие ошибки непростительны, если речь идет о несовершеннолетних с их ранимой психикой, несформировавшейся личностью, уязвимыми чертами характера. Последствиями таких ошибок может быть причинение вреда психическому
здоровью, нарушение прав юных граждан и т.д. Также непростительны накапливающиеся у следователей неразрешенные психологические проблемы, ведущие к неудовлетворенности профессиональной деятельностью, снижению эффективности расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.
Анкетирование следователей показало, что в процессе расследования уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних возникают следующие психологические проблемы: в сборе и обобщении информации о психологических особенностях преступной группы и несовершеннолетних подозреваемых, установлении психологического контакта и доверительных отношений с несовершеннолетними подозреваемыми (обвиняемыми), оказании психологического воздействия на несовершеннолетнего для преодоления противодействия расследованию, решении вопроса о необходимости назначения судебнопсихологической экспертизы несовершеннолетних и преступной группы несовершеннолетних, формулировка вопросов экспертам.
Характерной чертой настоящего времени является оказание психологами органов внутренних дел помощи в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений несовершеннолетних. В некоторых управлениях и подразделениях за психологами в рамках должностных инструкций закреплены соответствующие обязанности. Так обеспечивается одно из важных направлений работы практического психолога
— консультирование сотрудников органов внутренних дел по психологическим аспектам оперативнослужебной деятельности, участие в составлении психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Анкетирование руководителей подразделений психологического обеспечения и психологов органов внутренних дел показало, что консультированием сотрудников по психологическим вопросам проведения отдельных следственных действий с участием несовершеннолетних занимается лишь четвертая часть из числа опрошенных (26,2%). Эти данные согласуются с результатами опроса руководителей органов предварительного следствия: значительная часть респондентов (63%) отметили, что следователи редко используют помощь психологов органов внутренних дел при производстве следственных действий в отношении несовершеннолетних.
Проведенное исследование показало, что в целях повышения эффективности расследования групповых преступлений несовершеннолетних следователи обращаются к помощи преподавателей психологии, работающих преподавателями в образовательных учреждениях, школьных психологов. Очень редко следователи сотрудничают с психологами, работающими в следственных изоляторах, центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, реабилитационных центрах. Беседы с этими специалистами показывают, что они готовы к сотрудничеству со следователями, так как имеют опыт работы с трудными подростками и подростка-ми-правонарушителями.
Усилия специалистов-психологов (в частности, психологов органов внутренних дел) должны сосре-
доточиваться на оказании своевременной, квалифицированной психологической помощи следователям, специализирующимся по делам несовершеннолетних. Психологические знания выполняют вспомогательную и обслуживающую функцию в решении оперативно-разыскных и следственных задач, в ряде случаев помощь психологов является главным фактором, определяющим успех в раскрытии преступлений [1]. Развитие прикладных научных исследований в различных отраслях психологии расширяет возможности использования следователем психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних. Кроме того, следователь, имея представления о возможностях психолога и о том, как осуществлять сотрудничество с ним, будет совершенствовать свой профессионализм, оттачивать мастерство практического применения психологических знаний, навыков и умений за счет совместной работы со специалистом. От такого сотрудничества выигрывают обе стороны — и сотрудник, и специалист-психолог, а в результате совместной деятельности повышается эффективность расследования групповых преступлений несовершеннолетних.
Применять специальные психологические знания, техники и технологии позволительно определенному кругу лиц, имеющих соответствующее образование, обладающих высоким уровнем компетентности, профессионализма, способных оказывать психологическую помощь, проводить психологические консультации, участвовать в процессе расследования преступлений несовершеннолетних в качестве специалиста и проч. Высокие требования предъявляются к профессиональной подготовленности специалиста. Эти психологи должны обладать не только психологическими знаниями и владеть техниками и технологиями в соответствующих отраслях психологии (в зависимости от проблем, которые предстоит решать в совместной деятельности со следователем или сотрудником, специализирующимся по делам несовершеннолетних), но и знать специфические условия предварительного следствия, а также иметь опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями. Подтверждая сказанное, принявшие участие в анкетировании психологи органов внутренних дел, высказав «желание оказывать помощь сотрудникам при расследовании преступлений несовершеннолетних», настаивают на том, что сначала «необходимо пройти специальную подготовку, заняться самообразованием, изучить юридико-психологические вопросы, связанные со спецификой расследования этой категории дел».
Учитывая психологические проблемы, с которыми сталкиваются следователи в производстве уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, а также практику обращений опытных следователей за помощью к психологам и собственный опыт участия в качестве психолога в расследовании этой категории дел, конкретизируем одно из направлений деятельности специалиста-психолога — психологическое консультирование. Специалист-психолог может оказать консультативную помощь двух видов: общеконсультативную и консультирование по вопросам, ведущим к принятию определенных правовых решений.
Общеконсультативная помощь справочного характера. Психолог (в зависимости от его квалификации) может проконсультировать следователя и сотрудников, специализирующихся по делам несовершеннолетних, по следующим вопросам:
— психологии преступной группы несовершеннолетних (закономерности образования этой группы, специфика взаимоотношений и соподчинения в ней, механизмы сплочения группы и влияния друг друга, распределения в ней ролей, функций, психологической структуры группы);
— психологии несовершеннолетних участников преступных групп, адаптированности участников в преступной группе, особенностях возрастного и индивидуального развития подростков, изменений динамики и темпа познавательных, эмоциональноволевых процессов несовершеннолетних, поведения в период проведения предварительного следствия;
— использования психологических особенностей несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в установлении с ним психологического контакта, оказании на несовершеннолетнего правомерного психологического воздействия, изобличения во лжи, преодоления противодействия расследованию;
— отдельных психологических феноменов, состояний, процессов, позиций и поведения участников преступной группы, их наличие или отсутствие в ситуации совершенного преступления, при проведении следственных действий, воспитательнопрофилактической работы с подростком, путей регуляции психических состояний несовершеннолетнего и проч.;
— влияния перенесенных или наличных психических и соматических заболеваний, задержки психического развития на психологию личности подростка, девиантность поведения, вовлечение подростка в преступную группу.
Психологическое консультирование по конкретным вопросам, ведущим к принятию определенных правовых решений:
— оказание помощи следователю при формулировке вопросов, которые он ставит на разрешение эксперту-психологу;
— определение характера и объема материалов, которые необходимо предоставить эксперту для исследования;
— критический анализ заключения психолога в форме документа «мнение специалиста».
Основываясь на собственном опыте участия в качестве специалиста-психолога в следственных действиях, анализе процесса и результатов взаимодействия со следователем и оказания ему помощи, нами разработаны и апробированы правила совместной работы специалиста-психолога со следователями и сотрудниками органов дознания, специализирующимися по делам несовершеннолетних.
Правило соответствия психологических проблем квалификации психолога. Следователь при подготовке задач и проблем, требующих своего разрешения, должен их соотнести со специализацией, квалификацией и профессиональным опытом специалиста-психолога.
Правило последовательности этапов взаимодействия. Взаимодействие специалиста-психолога со следователем должно проходить три основных этапа: подготовка к взаимодействию; непосредственно психологический этап осуществления совместной деятельности; подведение итогов взаимодействия.
Правило соблюдения принципов и норм профессиональной и юридической этики. Рекомендуемые специалистом-психологом к использованию и применяемые следователем психологические приемы, средства и методы к личности несовершеннолетних участников следственных действий должны соответствовать требованиям законности и нравственным нормам.
Правило рефлексивного и развивающего характера психологической помощи. Взаимодействие специалиста-психолога и следователя должно способствовать совместному осознанию психологических проблем и трудностей, рекомендуемых психологических рекомендаций для их разрешения, расширению психологических возможностей, совершенствованию профессионально-психологической подготовленности следователя, специализирующегося по делам несовершеннолетних.
Правило доверия и обоюдного стремления взаимодействующих сторон к достижению нужного результата ориентирует совместную деятельность следователя и психолога к разрешению психологических проблем, повышению эффективности производства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.
В исследовании был использован метод экспертных оценок указанных правил совместной работы психолога со следователями и сотрудниками органов дознания. Экспертиза проводилась путем анкетирования руководителей подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел. Для каждого правила совместной деятельности предлагалась 10-балльная шкала оценки. Правила оценивались с двух позиций: 1) как они реализуются непосредственно в консультативной деятельности психологов; 2) как они должны реализовываться в соответствии с требованиями повышения эффективности расследования уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних. Выявлена статистическая разница между оценками должного использования правил совместной деятельности (средний балл 9,25) и оценками их реального использования (средний балл 5,32) (^-критерий = 0 (р < 0,01)).
При общей средней оценке реального использования правил совместной деятельности наименьшими баллами были оценены правила соответствия психологических проблем квалификации психолога (5,13 балла), рефлексивного и развивающего характера психологической помощи (4,43), доверия и обоюдного стремления взаимодействующих сторон к достижению нужного результата (4,88). Это подтверждает наличие проблем, связанных с квалификацией психологов органов внутренних дел и готовностью их к оказанию помощи следователям, специализирующимся по делам несовершеннолетних.
Использование научных работ Г.С.Абрамовой, М.А.Гулиной, Е.В.Петухова и др., а также собствен-
ного опыта консультирования следователей и сотрудников органов дознания, специализирующихся по делам несовершеннолетних, позволило разработать этапы и методы психологического консультирования.
1. Подготовительный этап:
— предварительное общение со следователем;
— выяснение в общих чертах психологических проблем или вопросов;
— согласование времени встречи;
— подготовка ответов на вопросы.
2. Консультативный этап:
— активное слушание психологических проблем, с которыми столкнулся следователь;
— постановка уточняющих вопросов о том, какие психологические пути, средства, приемы использовались для решения поставленной проблемы;
— совместный анализ психологических проблем;
— интерпретация, структурирование проблем;
— информирование психологом сотрудника по интересующей проблеме;
— осознание следователем этой информации;
— совместное обсуждение путей разрешения актуальных психологических проблем и преодоления трудностей в практике расследования уголовного дела;
— оценка индивидуальных возможностей следователя для преодоления возникающих трудностей и разрешения психологических проблем;
— одобрение или корректировка взглядов, намерений и действий следователя.
3. Внедрение рекомендаций и оценка их эффективности:
— применение предложенных психологом путей, рекомендаций, приемов, методов в выполняемых профессионально-психологических действиях;
— методы упражнения, тренировки;
— анализ результатов деятельности, сравнение их с результатами, которые получались без использования психологических рекомендаций;
— оценка эффективности психологического консультирования (психологическая — удовлетворенность следователя результатами выполняемый действий; профессиональная — показатель эффективности деятельности сотрудника с использованием полученной информации);
— самоодобрение, самоподдержка и проч.
4. Обратная связь со специалистом-психологом:
— сообщение психологу о степени разрешения психологической проблемы и результатах внедрения психологических знаний, приемов, методов;
— обоснование вывода об эффективности/неэффективности результата внедрения;
— методы одобрения, похвалы, поддержки, высказывание надежды на дальнейшее сотрудничество.
Разработанные и апробированные этапы и методы консультирования были оценены экспертами — руководителями подразделений психологического обеспечения и психологами органов внутренних дел. Экспертная оценка показала, что должная реализация
этапов и методов консультирования (как должно быть) приближается к максимальной оценке (средний балл 9,15), тогда как непосредственная реализация психологами этих этапов и методов оценена ниже среднего (средний балл 4,67). При этом эксперты выставили наименьшие оценки следующим методам консультирования: совместное обсуждение путей
преодоления актуальных психологических проблем и трудностей в практике расследования дел (3,63 балла); оценка индивидуальных возможностей следователя для преодоления возникающих трудностей и разрешения психологических проблем (3,88); анализ результатов деятельности, сравнение их с результатами, которые получались без использования психологических рекомендаций (3,57); сообщение психологу о степени разрешения психологической проблемы и результатах внедрения психологических знаний, приемов, методов (3,63); обоснование вывода об эффективности/неэффективности результата внедрения (3,25).
Результаты исследования позволяют говорить о том, что психологи органов внутренних дел не в полном объеме используют возможности консультативной работы для оказания помощи следователям и сотрудникам органов дознания в решении психологических проблем, связанных с расследованием уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних. Кроме того, имеются существенные недостатки в методике психологического консультирования, а также сотрудничестве между психологами органов внутренних дел и следователями, специализирующимися по делам несовершеннолетних.
Применительно к практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних следует согласиться с мнением Л.П.Конышевой о том, что в настоящее время пока не в полном объеме внедряются психологические знания и технологии, «хотя уровень сложности некоторых уголовных дел таков, что для обеспечения полноты и всесторонности расследования требуется применение специальных психологических познаний» [2].
Для осуществления в полном объеме психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних требуется специальная подготовка и повышение квалификации психологов органов внутренних дел. Это диктуется современными требованиями повышения эффективности расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, а также потребностями следователей в своевременной психологической квалифицированной помощи.
1. Васильев В.Л. Основные направления использования достижений юридической психологии в правоохранительной системе // Актуальные проблемы юридической психологии и медико-экспертных исследований: Мат. межвуз. конф. Волгоград, 2000. С.58.
2. Конышева Л.П. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в судопроизводстве // Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М.Столяренко. М., 2001. С.431-432.