УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Л.Н. КОСТИНА, кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России Тел. 8-910-304-54-07; ШНп62@ mail.ru
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ПСИХОЛОГОМ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ГРУППОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье раскрываются особенности участия специалиста-психолога в расследовании дел о групповых преступлениях несовершеннолетних, основные этапы и формы взаимодействия специалиста-психолога со следователем.
Ключевые слова: специалист-психолог, несовершеннолетний, следователь, расследование дел о групповых преступлениях несовершеннолетних.
Необходимость сотрудничества следователя со специалистом-психологом приобретает особую значимость в связи с предъявляемыми в настоящее время требованиями к повышению эффективности раскрытия, расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Эти требования сопровождаются усилением охраны прав и интересов несовершеннолетних в процессе привлечения их к уголовной ответственности и тенденцией гуманизации процесса предварительного расследования этой категории дел. Осуществляемая профессионально-психологическая подготовка следователей не гарантирует отсутствия психологических проблем в решении задач расследования и безупречного, безошибочного выполнения профессиональнопсихологических действий, грамотного применения психологических технологий, обеспечивающих эффективность производства следственных действий. Такие ошибки непростительны, если речь идет о несовершеннолетних, с ранимой психикой, не-сформировавшейся личностью, уязвимыми чертами характера. Последствиями таких ошибок может быть причинение вреда психическому здоровью, нарушение прав юных граждан и т.д. Также непростительны накапливающиеся, не разрешенные у следователей психологические проблемы, ведущие к неудовлетворенности профессиональной деятельностью, снижению эффективности расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.
Обязательность участия психолога или педагога предусмотрена в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ст. 425 УПК РФ). В июле 2003 г. в ст. 74, 80 УПК РФ были закреплены два новых вида доказательств - заключение и показания специалиста, что, безусловно, расширяет возможности использования этой формы применения психологических знаний в уголовном процессе, а также практические возможности полного, объективного и всестороннего установления всех обстоятельств расследуемых групповых преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Как справедливо замечает профессор В.Л. Васильев, «чем выше профессиональная компетентность следователя, оперативных сотрудников, тем эффективнее их сотрудничество с психологом» [1]. Полагаем, что существует и обратная связь: следователь или сотрудник, имея представления о возможностях психолога и о том, как осуществлять сотрудничество с ним, будет совершенствовать свой профессионализм, оттачивать мастерство практического применения психологических знаний, навыков
© Л.Н. Костина
и умений, психотехнологий за счет совместной работы со специалистом-психологом. От такого сотрудничества выигрывают обе стороны - и сотрудник, и специалист, а в результате совместной деятельности повышается эффективность расследования групповых преступлений несовершеннолетних.
Исследованием установлено, что в процессе расследования уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних следователи испытывают следующие психологические трудности: а) изучения и обобщения психологических особенностей преступных групп несовершеннолетних и ее участников; б) установления психологического контакта и доверительных отношений с несовершеннолетним; в) выявления лжи/искренности в их показаниях; г) оказания психологического воздействия на несовершеннолетнего для преодоления противодействия расследованию. Анкетирование следователей показало, что одному из четырех респондентов (25,7%) психолог (педагог) после допроса предоставляет дополнительную информацию о личности несовершеннолетнего, одному из пяти (20,4%) оказывает помощь в установлении психологического контакта, одному из десяти (9,5%) оказывает помощь в формулировке вопросов допрашиваемому. Значительная часть следователей (48,7%) указала, что приглашенные психологи (педагоги) ограничиваются удостоверением своей подписи о присутствии на допросе.
Проведенное исследование показало, что в целях повышения эффективности расследования групповых преступлений несовершеннолетних следователи (чаще всего опытные) обращаются к помощи преподавателей психологии, работающих преподавателями в образовательных учреждениях, школьных психологов. Очень редко следователи сотрудничают и поддерживают деловые отношения с психологами, работающими в Следственных изоляторах, Центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, реабилитационных центрах. Беседы с этими специалистами показывают, что они готовы к сотрудничеству со следователями, т.к. имеют опыт работы с трудными подростками и подростками-правонарушителями.
Характерной чертой настоящего времени является оказание психологами органов внутренних дел в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений несовершеннолетних; в некоторых управлениях и подразделениях за психологами в рамках должностных инструкций закреплены соответствующие обязанности: «сопровождение
допросов» (в УВД по САО г. Москвы); «консультирование сотрудников органов внутренних дел по вопросам оперативно-служебной и процессуальной деятельности» (МВД по Республике Башкортостан, МВД по Карачаево-Черкесской Республике и др.). Анкетирование руководителей подразделений психологического обеспечения и психологов органов внутренних дел показало, что лишь четвертая часть из числа опрошенных психологов органов внутренних дел (28,6%) оказывают непосредственную помощь в расследовании преступлений несовершеннолетних. Эти данные согласуются с результатами опроса руководителей органов предварительного следствия: значительная часть респондентов (63,0%) отметили, что следователи редко используют помощь психологов органов внутренних дел при производстве следственных действий в отношении несовершеннолетних.
Основываясь на собственном опыте участия в качестве специалиста-психолога в следственных действиях, анализе процесса и результатов взаимодействия со следователем и оказания ему помощи, были разработаны и апробированы правила совместной работы специалиста-психолога со следователями и сотрудниками органов дознания, специализирующимися по делам несовершеннолетних:
1. Правило соответствия психологических проблем квалификации психолога: следователь при подготовке задач и проблем, требующих своего разрешения, должен их соотнести со специализацией, квалификацией и профессиональным опытом специалиста-психолога.
2. Правило последовательности этапов взаимодействия. Взаимодействие специалиста-психолога со следователем является деятельностью, поэтому оно должно проходить три основных этапа: подготовка к взаимодействию; непосредственный психологический и осуществление совместной деятельности; заключительный этап, подведение итогов взаимодействия.
3. Правило соблюдения принципов и норм профессиональной и юридической этики. Рекомендуемые специалистом-психологом к использованию и используемые следователем психологические приемы, средства и методы к личности несовершеннолетних участников следственных действий должны соответствовать требованиям законности и нравственным нормам.
4. Правило рефлексивного и развивающего характера психологической помощи. Взаимодействие специалиста-психолога и следователя должно способствовать совместному осознанию пси-
хологических проблем и трудностей, рекомендуемых психологических рекомендаций для их разрешения, расширению психологических возможностей, совершенствованию профессиональнопсихологической подготовленности следователя, специализирующегося по делам несовершеннолетних.
5. Правило доверия и обоюдного стремления взаимодействующих сторон к достижению нужного результата ориентирует совместную деятельность следователя и психолога к разрешению психологических проблем, повышению эффективности производства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.
В исследовании был использован метод экспертных оценок правил этапов и методов совместной работы психолога со следователями и сотрудниками органов дознания. Экспертиза проводилась путем анкетирования руководителей подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел. Для каждого параметра совместной деятельности предлагалась 10-балльная шкала: 10 баллов - наивысшая оценка параметра, 1 балл - минимальная оценка. Параметры были оценены с двух позиций: 1) как они реализуются непосредственно в консультативной деятельности психологов; 2) как они должны реализовываться в соответствии с требованиями повышения эффективности расследования уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних. Оцененные по двум параметрам правила совместной работы психолога и следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних, отличаются друг от друга. Выявлена статистическая разница между оценками должного использования правил совместной деятельности (средний балл - 9,25) и оценками их реального использования (средний балл - 5,32) (и-критерий = 0 (р=0,01)).
При общей средней оценке реального использования правил совместной деятельности наименьшими баллами были оценены: правило соответствия психологических проблем квалификации психолога (5,13 баллов), правило рефлексивного и развивающего характера психологической помощи (4,43), правило доверия и обоюдного стремления взаимодействующих сторон к достижению нужного результата (4,88). Это подтверждает наличие проблем, связанных с квалификацией психологов органов внутренних дел, готовностью их к сотрудничеству со следователями и совместному решению психологических задач, возникающих в процессе расследования дел о групповых преступлениях несовершеннолетних.
Результаты наблюдения и участия автора в допросах несовершеннолетних позволяют утверждать, что следователи в большинстве случаев не ставят перед психологами конкретные задачи и вопросы, требующие своего разрешения в процессе допроса. Следствием этого является формальное участие специалиста в следственном действии. Объясняется это тем, что в учебной и методической литературе не проработан вопрос об участии специалиста-психолога в следственных действиях: функции и задачи психолога, последовательность и методы, взаимодействие психолога со следователем. Кроме того, у значительной части следователей отсутствует опыт совместной деятельности со специалистами-психолога-ми в производстве отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетних.
Учитывая психологические особенности преступных групп несовершеннолетних и специфику уголовных дел данной категории, опыт психологов органов внутренних дел и собственный опыт, были разработаны и апробированы основные этапы и формы взаимодействия психолога со следователем при подготовке и осуществлении следственного действия:
I. Подготовительный этап:
- выделение следователем актуальных проблем и психологических трудностей;
- подготовка информации и материалов спе-циалисту-психологу для ознакомления.
II. Этап постановки следователем задач психологу:
- информирование психолога о выявленных в ходе расследования психологических особенностях преступной группы, каждого несовершеннолетнего подозреваемого;
- совместное прогнозирование поведения несовершеннолетнего подозреваемого и законного представителя на следственном действии, особенностей противодействия расследованию со стороны преступной группы и ее отдельных членов;
- постановка задач и определение функций психолога, формулировка совместных цели и задач;
- совместная подготовка к созданию благоприятных условий для проведения следственного действия.
III. Знакомство и предварительная беседа психолога с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым):
- установление психологического контакта с несовершеннолетним; визуальная диагностика индивидуально- и социально-психо-
логических особенностей несовершеннолетнего;
- психологическая подготовка несовершеннолетнего к проведению следственного действия.
IV. Уточнение совместных действий во время следственного действия:
- уточнение форм психологической помощи с учетом всей совокупности сведений о преступной группе и несовершеннолетнем подозреваемом;
- уточнение совместных профессиональнопсихологических действий, направленных на решение задач следственного действия;
- одобрение или корректировка взглядов, намерений и действий следователя.
V. Взаимодействие следователя с психологом в следственном действии:
- психологическая помощь следователю во время следственного действия (в установлении и подержании психологического контакта и доверительных отношений, осуществлении профессионального общения с несовершеннолетними участниками следственного действия, в преодолении барьеров и конфликтов во взаимоотношениях с несовершеннолетними, в ситуациях противоборства, противодействия со стороны преступной группы и несовершеннолетнего);
- психологическая помощь несовершеннолетнему (-им) во время следственного действия (в понимании вопросов, задаваемых следователем; регуляции состояния и пр.);
- совместное с сотрудником выполнение необходимых профессионально-психологических действий (сбор информации о психологических особенностях преступной группы, несовершеннолетних подозреваемых, оказание правомерного психологического воздействия на несовершеннолетнего и пр.);
- психологическая поддержка сотрудника при использовании им тех или иных психологических приемов, методов;
- психологическая помощь подростку в осуществлении «выхода» из следственного действия, регуляция его психического состояния.
VI. Подведение итогов следственного действия и совместной деятельности:
- обмен мнениями о психологических особенностях преступной группы (взаимоотношениях в ней, механизмах влияния членов группы друг на друга, функциональной и психологической структуры), индивидуально- и социально-психологических особенностях
несовершеннолетнего, его статусе и функции в группе;
- обсуждение достигнутых результатов совместной деятельности, итогов следственного действия в соответствии с поставленными целями и задачами.
Результаты экспертной оценки этапов и методов руководителями и психологами органов внутренних дел показали, что должная реализация этапов и методов участия психолога в следственных действиях в отношении несовершеннолетних оценена экспертами высоко (средний балл -8,62), тогда как непосредственная реализация -ниже среднего (4,48 баллов). Выявлена статистическая разница в экспертных оценках должного и реального участия психолога в следственных действиях в отношении несовершеннолетнего (и-критерий = 0 (р=0,01)).
При этом эксперты выставили наименьшие оценки следующим формам взаимодействия психолога со следователем: постановка задач и определение функций психолога, формулировка совместных цели и задач (4,13 балла); установление психологического контакта с несовершеннолетним (4,52 балла); визуальная диагностика индивидуально- и социально-психологических особенностей несовершеннолетнего (их) (3,91); психологическая подготовка несовершеннолетнего к проведению следственного действия (4,31); уточнение форм психологической помощи с учетом всей совокупности сведений о преступной группе и ее несовершеннолетнем подозреваемом (3,22); уточнение совместных профессионально-психологических действий, направленных на решение задач следственного действия (2,11); психологическая помощь следователю во время следственного действия (3,12); психологическая помощь несовершеннолетнему(им) во время следственного действия (3,38); совместное с сотрудником выполнение необходимых профессионально-психологических действий (4,11); психологическая помощь подростку в осуществлении «выхода» из следственного действия (3,75).
Результаты исследования позволяют говорить о том, что специалисты-психологи, в частности психологи органов внутренних дел, не в полном объеме используют возможности взаимодействия со следователем в решении психологических проблем, возникающих в расследовании уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних. В психологической службе МВД России 84% специалистов имеют высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование и прошли курсы профессиональной пере-
подготовки [3]. Тем не менее принявшие в анкетировании психологи органов внутренних дел, высказав «желание оказывать помощь сотрудникам при расследовании преступлений несовершеннолетних», настаивают на том, что сначала «необходимо пройти специальную подготовку, заняться самообразованием, изучить юридико-психологические вопросы, связанные со спецификой расследования этой категории дел».
Действительно, применять специальные психологические знания, техники и технологии позволительно определенному кругу лиц, имеющих соответствующее образование, обладающих высоким уровнем компетентности, профессионализма, способных оказывать психологическую помощь, проводить психологические консультации, участвовать в процессе расследования преступлений несовершеннолетних в качестве специалиста и пр. Учитывая специфику производства уго-
ловных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних, приглашаемый специалист-психолог должен обладать не только психологическими знаниями и владеть техниками и технологиями в социальной, криминальной, общей и возрастной психологии, но и знать специфические условия предварительного следствия, а также иметь опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Для осуществления в полном объеме психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних требуется специальная подготовка и повышение квалификации психологов органов внутренних дел. Это диктуется современными требованиями повышения эффективности расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, а также потребностями следователей в своевременной психологической квалифицированной помощи.
Библиографический список
1. Васильев В.Л. Основные направления использования достижений юридической психологии в правоохранительной системе // Актуальные проблемы юридической психологии и медико-экспертных исследований: Материалы межвуз. конф. / Редкол.: Трофимов Е.Н. и др. - Волгоград, 2000. - С. 58.
2. Конышева Л.П. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в судопроизводстве // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001. - С. 433-435.
3. Петров В.Е. Введение в профессию «психолог органов внутренних дел»: Учебное пособие. - М., 2006. - С. 3-4.
L.N. KOSTINA
INTERACTION THE INVESTIGATOR WITH THE PSYCHOLOGIST IN CRIMINAL CASES INVOLVING
JUVENILE GANG CRIMES
In the article open peculiarities of participation the psychologist as the specialist In the Investigation of affairs about delinquents’ group crimes, fundamental stages and forms of interaction of the psychologist as the specialist with the investigator.
Key words: psychologist as the specialist, the investigator, investigation of the cases dealing with the delinquents’ group crimes.