Л.Н. Костина, кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГА (ЭКСПЕРТА И СПЕЦИАЛИСТА)
ПО ДЕЛАМ О ГРУППОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья посвящена некоторым актуальным проблемам организации деятельности психолога по делам о групповых преступлениях несовершеннолетних. Раскрывается специфика участия психолога в качестве консультанта, и в качестве специалиста, анализируются результаты анкетирования руководителей и психологов подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел. Показаны возможности экс-перта-психолога и специалиста-психолога, основные направления их деятельности в расследовании дел о групповых преступлениях.
Одной из важных организационных задач по делам о преступлениях несовершеннолетних заключается в обеспечении участия психолога или педагога. Во-первых, это обусловлено предъявляемыми в настоящее время требованиями к повышению эффективности раскрытия, расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Во-вторых, эти требования сопровождаются усилением охраны прав и интересов несовершеннолетних в процессе привлечения их к уголовной ответственности и тенденцией гуманизации процесса предварительного расследования этой категории дел. В-третьих, несмотря на то, что психологические знания, техники и технологии выполняют вспомогательную и обслуживающую функцию в решении оперативно-розыскных и следственных задач, в ряде случаев помощь психологов является главным фактором, определяющим успех в раскрытии преступлений [6]. В-четвертых, развитие прикладных научных исследований в различных отраслях психологии расширяет возможности использования следователем и сотрудниками органов дознания психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних. В-пятых, расширенное использование психологических техник и технологий в производстве дел несовершеннолетних актуализировалось в связи с введением в действие Уголовного кодекса РФ (1996 г.) и Уго-
ловно-процессуального кодекса РФ (2001 г.).
Как справедливо замечает профессор В.Л. Васильев, "чем выше профессиональная компетентность следователя, оперативных сотрудников (и инспекторов ПДН - Л.К.), тем эффективнее их сотрудничество с психологом" [1]. Полагаем, что существует и обратная связь: следователь или сотрудник, имея представления о возможностях психолога, и о том, как осуществлять сотрудничество с ним, будет совершенствовать свой профессионализм, оттачивать мастерство практического применения психологических знаний, навыков и умений, психотехнологий за счет совместной работы со специалистом. От такого сотрудничества выигрывают обе стороны - и сотрудник, и специалист, а в результате совместной деятельности повышается эффективность расследования групповых преступлений несовершеннолетних.
Применять специальные психологические знания, техники и технологии позволительно определенному кругу лиц, имеющих соответствующее образование, обладающих высоким уровнем компетентности, профессионализма, способных проводить психологическую и судебно-психологическую экспертизу, давать психологические консультации, участвовать в процессе расследования преступлений несовершеннолетних в качестве специалиста и пр. Высокие требования предъявляются к профессиональной подготов-
© Л.Н. Костина, 2008
ленности эксперта и специалиста, сочетающей психологическую и юридическую составляющие этой подготовки. Эти психологи должны обладать не только знаниями и владеть психологическими техниками и технологиями в области общей, возрастной, социальной, юридической психологии (в зависимости от проблем, которые предстоит решать в совместной деятельности со следователем и сотрудником), но и знать специфические условия предварительного следствия, а также опыт работы с несовершеннолетними-правонарушите-лями. Знания психологов "... носят двойственный характер: являются научными и эмпирическими, теоретическими и практическими одновременно" [5]. Важно при этом отметить, что кроме психологической помощи, оказываемой следователю, сотрудникам органов дознания, деятельность психолога способствует охране законных интересов и обеспечению прав несовершеннолетних участников процесса. Эта особая роль требует от эксперта и специалиста не только высокой квалификации, но и проявления гражданской сознательности и нравственности.
Проведение судебно-психологической и комплексной экспертиз является основным подвидом деятельности юридического психолога. Уголовнопроцессуальным законодательством определяется общий порядок проведения судебно-психологической экспертизы на предварительном следствии, детально регламентируется заключение эксперта (ст. 57, 195-207 УПК РФ). Заключение судебно-психологической экспертизы и показания в ходе допроса эксперта являются самостоятельным видом доказательств в уголовном процессе (ст. 74, 80 УПК РФ). Именно от результатов судебно-психологической экспертизы порой зависят характер и содержание принимаемого полномочным лицом решения, характер и объем ответственности, формы и средства воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя.
Психолог-эксперт несет правовую ответственность за научность и объективность проведенного исследования, интерпретацию полученных данных и представленное заключение. По мнению О.Д. Ситковской, компетенция эксперта-психолога "столь же разнообразна, как сама жизнь, - это любые вопросы психологического содержания, значимые для справедливого и правильного разрешения уголовного дела" [7]. Эксперт-психолог кроме проведения экспертиз выполняет традиционные для юридических психологов функции консультанта - разъяснение экспертного заключения в форме беседы, оценка уже проведенной психологической экспертизы, данного другим лицом [3]. В данном случае деятельность эксперта в качестве консультанта имеет внепроцессуальный характер.
Учитывая особенности расследуемого группового преступления несовершеннолетних и реальные возможности судебно-психологической и
комплексной экспертизы, следователь может поставить перед экспертом (экспертами) задачи, требующие изучения:
- убеждений, ценностных ориентаций, самооценки, социальных установок и других особенностей личности несовершеннолетнего, его степени внушаемости или возможности оказания воздействия на других соучастников преступления, значимых для индивидуализации ответственности;
- социально-психологических особенностей несовершеннолетних для установления распределения ролей при совершении группового преступления (при маскировке участниками группы своих истинных ролей, стремлении переложить ответственность, исказить степень участия в отдельных эпизодах преступной деятельности группы);
- уровня интеллектуального и волевого развития личности, влияния на поведение возрастных особенностей субъекта, в том числе степени его подчиненности ситуационным воздействиям, смены настроений, негативизма;
- акцентуаций характера, их влияния на поведение и готовность к определенным поведенческим реакциям (например, если есть подозрение, что подросток демонстративного типа акцентуаций совершил преступление в группе, чтобы привлечь к себе внимание);
- способности быть лидером в группе (например, в связи с версией о том, что обвиняемый, выгораживая действительного лидера преступной группы, ложно утверждает, что исполнял эту роль);
- наличия в период, предшествующий преступлению, глубоких конфликтных переживаний, особых длительных психотравмирующих ситуаций, способных повлиять на поведение;
- наличия у подозреваемого(обвиняемого) в разбойном нападении определенных психологических особенностей (склонности к жестокости, повышенной агрессивности и т.д.);
- мотивов преступления несовершеннолетнего в составе группы;
- наличия у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, но ограничивающего способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Специалист-психолог - сведущее в области психологии лицо, который участвует в производстве следственных действий, разъясняет отдельные психологические факты и явления,консультирует в отношении этих явлений следователя или орган дознания, оказывает помощь в обнаружении и фиксации психологических фактов и явлений, помогает следователю письменно изложить установленные обстоятельства и факты [2].
Сотрудники следственных подразделений обращаются к специалисту-психологу: за консультациями справочного характера, по конкретным во-
просам, ведущим к принятию определенных правовых решений; для непосредственного участия в производстве следственных действий в отношении несовершеннолетних; для длительного участия в расследовании наиболее сложных дел о преступлениях [4].
Принимая участие в следственных действиях в качестве психолога, беседуя с психологами органов внутренних дел, анализируя процесс и результаты взаимодействия со следователем в процессе расследования дел о групповых преступлениях несовершеннолетних, были разработаны правила совместной работы психолога, следователя и сотрудников органов дознания (см. таблицу №2), этапы и методы основных направлений деятельности психолога органов внутренних дел в раскрытии, расследовании и профилактики преступлений несовершеннолетних (см. таблицу №3).
В исследовании был использован метод экспертных оценок правил этапов и методов совместной работы психолога, следователя, сотрудников органов дознания. Экспертиза проводилась путем анкетирования руководителей и психологов подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел. Для каждого параметра совместной деятельности предлагалось 10-балльная шкала: 10 баллов - наивысшая оценка параметра, 1 балл - минимальная оценка. Параметры были оценены с двух позиций: 1) как они реализуются непосредственно в расследовании, раскрытии и профилактике групповых преступлений несовершеннолетних; 2) как они должны реализовываться в соответствии с требованиями повышения эффективности раскрытия, расследования и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних.
Таблица № 2. Основные правила совместной деятельности психолога, следователя, сотрудников органов дознания в процессе расследования дел о групповых преступлениях несовершеннолетних.
1. Правило соответствия психологических проблем квалификации психолога: следователь при подготовке вопросов, задач, требующих своего разрешения, должен их соотнести со специализацией, квалификацией и профессиональным опытом эксперта- или специалиста-психо-лога.
2. Правило последовательности этапов взаимодействия. Взаимодействие следователя с экспертом- или специалистом-психологом, сотрудника органов дознания со специалистом-психологом является деятельностью, поэтому оно должно проходить три основных этапа: подготовка к предстоящему взаимодействию; непосредственный психологический контакт взаимодействующих лиц и осуществление совместной деятельности; заключительный этап, подведение итогов взаимодействия.
3. Правило соблюдения принципов и норм профессиональной и юридической этики. В УПК РФ содержатся конкретные нормы, направленные на защиту важнейших моральных ценностей человека, как честь и достоинство, тайна частной жизни (ст. 6, 9). Осуществление органами предварительного следствия своих полномочий затрагивает сферу прав юных граждан, их законных представителей, и сопровождается применением к ним мер государственного принуждения. Используемые психологом, сотрудниками психологические, педагогические, тактические приемы должны соответствовать не только требованиям законности, но и требованиям нравственности.
4. Правило рефлексивного и развивающего характера психологической помощи. Осуществляя взаимодействие, психолог должен в совместном обсуждении со следователем или сотрудником выяснить и осознать те психологические трудности, которые возникают у него в процессе раскрытия, расследования или профилактики групповых преступлений несовершеннолетних, понять личные возможности преодоления этих трудностей, показать сотруднику соответствующие пути, рекомендовать психологические приемы и методы для их разрешения. Совместное осознание психологических трудностей для мобилизации и развития психологического потенциала следователя или сотрудника, специализирующихся по делам несовершеннолетних, является одной из важных задач оказания психологической помощи.
5. Правило доверия и обоюдного стремления взаимодействующих сторон к достижению нужного результата ориентирует совместную деятельность следователя, сотрудника, психолога к разрешению психологических проблем, расширению психологических возможностей сотрудников, повышению эффективности раскрытия, расследования и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних.
Как видно на диаграмме №1, оцененные по двум параметрам основные правила совместной деятельности следователя, сотрудников органов дознания и психолога, отличаются друг от друга. Выявлена статистическая разни-
ца между оценками должного использования правил совместной деятельности (средний балл - 9,25) и оценками их реального использования (средний балл - 5,06) ^-критерий=0 (р?0,01)).
Диаграмма № 1.
Условные обозначения: номера правил соответствуют номерам правил в таблице №2.
Первое направление деятельности психолога
- психологическое консультирование. Для разработки этапов и методов консультирования были использованы работы Г.С. Абрамовой, М.А. Гулиной, Е.В. Петухова, В.М. Позднякова, И.Е. Реуцкой и др., в которых нашли отражение научно-методологические и методические подходы к психологи-
ческому консультированию, а также опыт автора по консультированию следователей и сотрудников органов дознания, специализирующихся по делам несовершеннолетних. Разработанные и апробированные этапы и методы консультирования, представленные в таблице №3, были оценены экспертами.
Таблица № 3. Этапы и методы психологического консультирования следователей и сотрудников органов дознания.
Подготовительный этап
1. Предварительное общение с сотрудником, выяснение в общих чертах вопросов, проблем
2. Подготовка ответов на них
3. Согласование времени встречи и пр.
Установление психологического контакта
4. Направление взгляда; интонация голоса; уменьшение дистанции и др.
Консультативный этап
5. Постановка проблемы, активное слушание
6. Постановка уточняющих вопросов психологом о том, какие психологические пути, средства, приемы использовались для решения поставленной проблемы
7. Совместный анализ проблемы; интерпретация, структурирование проблемы
8. Информирование психологом сотрудника по интересующей проблеме
9. Осознание сотрудником этой информации
10. Совместное обсуждение путей преодоления актуальных психологических проблем и трудностей в практике расследования, раскрытия, профилактики групповых преступлений несовершеннолетних
11. Оценка индивидуальных возможностей следователя (сотрудника) для преодоления возникающих трудностей и разрешения психологических проблем
12. Одобрение/корректировка взглядов, намерений и действий сотрудника
Внедрение рекомендаций и оценка их эффективности
13. Применение предложенных психологом путей, рекомендаций, приемов, методов в выполняемых профессионально-психологических действиях
14. Оценка эффективности психологического консультирования (психологическая - удовлетворенность сотрудника результатами выполняемый действий; профессиональная - показатель эффективности деятельности сотрудника с использованием полученной информации)
15. Методы упражнения, тренировки
16. Анализ результатов деятельности, сравнение их с теми, которые получались без использования психологических рекомендаций
17. Самоодобрения, самоподдержка и пр.
Обратная связь с психологом
18. Сообщение психологу о результатах внедрения психологических знаний, приемов, методов
19. Обоснование вывода об эффективности/неэффективности результата внедрения
20. Методы одобрения, похвалы, поддержки, высказывание надежды на дальнейшее сотрудничество
Как видно на диаграмме №2, должная реализация этапов и методов консультирования (как должно быть) приближается к максимальной оценке (средний балл - 9,15), тогда как непосредственная реализация психологами этих этапов и
методов оценена ниже среднего (средний балл -4,67). Выявлена статистическая разница в экспертных оценках должного и реального психологического консультирования ^-критерий=0 (р?0,01)).
Диаграмма № 2.
Условные обозначения: номера этапов и методов консультирования соответствуют номерам в таблице № 4.
Наименьшие оценки выставили эксперты следующим методам консультирования:
- оценка индивидуальных возможностей следователя (сотрудника) для преодоления возникающих трудностей и разрешения психологических проблем (3,88 балла);
- совместное обсуждение путей преодоления актуальных психологических проблем и трудностей в практике расследования, раскрытия, профилактики групповых преступлений несовершеннолетних (3,63 балла);
- сообщение психологу о результатах внедрения психологических знаний, приемов, методов (3,63);
- анализ результатов деятельности, сравнение их с теми, которые получались без использования психологических рекомендаций (3,57);
- обоснование вывода об эффективности/неэффективности результата внедрения (3,25).
Это говорит о том, что имеются существенные недостатки в методике психологического консультирования, а также сотрудничестве между
психологами органов внутренних дел, следователями и сотрудниками органов дознания.
Второе и третье направления совместной деятельности психолога со следователем - участие психолога в следственных действиях в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого, обвиняемого в групповом преступлении и в расследовании дел. Участие психолога в качестве специалис-
та в производстве следственных действий - форма использования специальных знаний, психологических технологий, техник и функция специалиста. С учетом опыта психологов органов внутренних дел, а также опыта автора были разработаны этапы и методы участия психолога в следственных действиях в отношении несовершеннолетнего (см. таблицу №4).
Таблица № 4. Этапы и методы участия психолога в следственных действиях в отношении несовершеннолетних.
Подготовительный этап
1. Выделение следователем актуальных проблем и психологических трудностей
Установление психологического контакта и постановка следователем задач психологу
2. Информирование психолога о содержании дела, психологических особенностях преступной группы, несовершеннолетнего допрашиваемого
3. Совместное прогнозирование поведения несовершеннолетних подозреваемых и других лиц в процессе предварительного расследования, возможных действия по сокрытию следов преступления
4. Постановка задач психологу и формулировка совместных цели и задач
5. Совместное определение функций психолога во время следственного действия
Знакомство и предварительная беседа психологас несовершеннолетним участником
следственного действия
6. Установление психологического контакта с несовершеннолетним
7. Визуальная диагностика индивидуально- и социально-психологических особенностей несовершеннолетнего (-их)
8. Психологическая подготовка несовершеннолетнего к проведению следственного действия
Уточнение совместных действий во время следственного действия
9. Уточнение форм психологической помощи с учетом всей совокупности сведений о преступной группе и ее несовершеннолетнем участнике
10. Уточнение совместных профессионально-психологических действий, направленных на решение задач следственного действия
11. Одобрение или корректировка взглядов, намерений и действий следователя
12. Раскрытие ограниченности ошибочных суждений и поступков
Участие психолога в следственном действии
13. Психологическая помощь следователю во время следственного действия: в установлении и подержании психологического контакта и доверительных отношений, осуществлении профессионального общения с несовершеннолетними участниками следствен. действия; в преодолении барьеров и конфликтов во взаимоотношениях с несовершеннолетними, в ситуациях противоборства, противодействия со стороны преступной группы и отдельных ее членов
14. Психологическая помощь несовершеннолетнему (-им) во время следственного действия (в понимании вопросов, задаваемых следователем; регуляции состояния и пр.)
15. Совместное с сотрудником выполнение необходимых профессионально-психологических действий: сбор информации о психологических особенностях преступной группы, ее несовершеннолетних участниках, оказание психологического воздействия на несовершеннолетнего и пр.
16. Психологическая поддержка сотрудника при использовании им тех или иных психологических приемов, методов
17. Психологическая помощь подростку при осуществлении "выхода" из следственного действия, регуляция его психического состояния
Подведение итогов следственного действия и совместной деятельности
18. Обмен мнениями о психологических особенностях преступной группы, взаимоотношениях в ней, механизмах влияния на членов группы, индивидуально- и социально-психологических особенностях несовершеннолетнего, его статусе в группе и т.п.
19. Обсуждение достигнутых результатов совместной деятельности, следственного действия в соответствии с поставленными целями и задачами
Результаты экспертной оценки этапов и методов этого направления совместной деятельности психолога со следователем представлены на диаграмме № 3.
Диаграмма № 3.
Эепертная оценка участия психолога в следственных действиях в отношении несовершеннолетних
-♦— оценка должного участия психолога в сл ед ств. действ ия
X
ш— оценка реального участия психолога в следствен .действ иях
этапы и методы участия
Условные обозначения: номера этапов и методов участия психолога в следственных действиях соответствуют номерам в таблице № 4.
Должная реализация этапов и методов участия психолога в следственных действиях в отношении несовершеннолетних оценена экспертами высоко (средний балл - 8,62), тогда как непосредственная реализация психологами этих этапов и методов оценена ниже среднего (средний балл -4,48). Еще менее оптимистичной выглядит картина длительного участия психологов в расследовании преступлений несовершеннолетних: должное участие психолога в расследовании оценено экспертами высоко (средний балл - 8,77), а непосредственная реализация этого направления деятельности психолога оценена на уровне ниже среднего (средний балл - 3,21).
Низкие баллы, выставленные экспертами психологически важным компонентам этой деятельности (совместный анализ поведения несовершеннолетних участников следственных действий, выделение особенностей, специфики и странностей личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего, принятие решения о производстве СПЭ, выбор ее вида; совместное прогнозирование поведения несовершеннолетних; установление психологического контакта с несовершеннолетним; оказание помощи следователю в формулировке вопросов, адресованных эксперту-психологу; психологическая поддержка следователя, совместное выполнение профессионально-психологических действий; совместный анализ объективных и субъективных сторон совершенного группового преступления, роли и вклада каждого несовершеннолетнего в со-
вместное преступление, выяснение условий, причин и мотивов преступления, обсуждение достигнутых результатов совместной деятельности и пр.), свидетельствуют о том, что нельзя признать эффективным взаимодействие и сотрудничество психологов и следователей в расследовании преступлений несовершеннолетних. Причиной тому, по мнению психологов, является профессиональная неподготовленность их к осуществлению специфической деятельности.
Проведенное исследование показывает, что в целях повышения эффективности расследования групповых преступлений несовершеннолетних следователи привлекают к участию в допросе или ином следственном действии не только психологов органов внутренних дел, но и психологов, работающих преподавателями в образовательных учреждениях, школьных психологов. Редко следователи сотрудничают и поддерживают деловые отношения с психологами, работающими в СИЗо, центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, реабилитационных центрах. Беседы с этими специалистами показывают, что они готовы к сотрудничеству со следователями, т.к. имеют опыт работы с трудными подростками и подростками-правонарушителя-ми, могут не только провести психологическую экспертизу, составить заключение психолога, предоставить развернутые характеристики на личность несовершеннолетнего подозреваемого, но и принять участие в допросе несовершеннолетнего, дать показания на допросе.
Главная цель сотрудничества следователя и сотрудников органов дознания с психологом в процессе раскрытия, расследования и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних заключается в разрешении психологических проблем и повышении эффективности расследования этой категории дел. Такое сотрудничество способствует мобилизации психологического потенциала сотрудников, совершенствованию практики применения психологических знаний, техник и технологий в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних.
Раскрытые возможности эксперта-психолога и специалиста-психолога, основные направления их деятельности в расследовании дел о групповых преступлениях имеют свою специфику в зависимости от решаемых психологических проблем и полномочий психолога. Полагаем, что гибкое соблюдение правил, этапов и методов совместной деятельности следователя со специалистом-психологом и экспер-том-психологом будет способствовать разрешению психологических проблем и повышению эффективности расследования, раскрытия и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Васильев В.Л. Основные направления использования достижений юридической психологии в правоохранительной системе // Актуальные проблемы юридической психологии и медико-экспертных исследований: Материалы межвуз. конф. / Редкол.: Трофимов Е.Н. и др. - Волгоград, 2000. С. 58.
2. Гецманова И.В. И.В. Использование специальных психологических знаний в уголовном процессе: Учеб. пособие. - М., 2006. С. 34.
3. Енгалычев В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии: Дис. ... докт. психол. наук. - СПб, 2006. С. 51.
4. Конышева Л.П. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в судопроизводстве // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001. С. 433-435.
5. Костицкий В.М. Использование специальных психологических знаний в советском уголовном процессе. Автореф. дис. .д. юр. н. - Киев, 1990. С. 19.
6. Коченов М.М., Ефимова Н.И., Кривошеев А.С., Ситковская О.Д. Изучение следователем психологии обвиняемого: Методическое пособие. - М., 1987. С. 19-22.
7. Ситковская О.Д. Современное состояние и некоторые перспективы развития психологической экспертизы по уголовным делам // Юридическая психология. Сборник научных трудов. Выпуск третий. Часть 1 / Под ред. докт. юрид. наук Г.Х. Ефремовой, докт. психол. наук О.Д. Ситковской. - М., 2005. С. 119.