Научная статья на тему 'Тактика и технология психологического сопровождения несовершеннолетних в ситуации дознания, судебно-психологической экспертизы и в судебном заседании'

Тактика и технология психологического сопровождения несовершеннолетних в ситуации дознания, судебно-психологической экспертизы и в судебном заседании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1163
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СЛЕДСТВЕННО-СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ТАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / LEGAL PSYCHOLOGY / INVESTIGATIVE AND JUDICIAL PRACTICE / TACTICS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT / TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT / MINORS / PSYCHOLOGICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чупров Л.Ф., Костригин А.А., Сабанин П.В., Хусяинов Т.М.

В предлагаемой статье предпринята попытка определения тактики и технологии психолога (педагога-психолога) в ситуации привлечения его в качестве специалиста при проведении следственных и судебно правовых действий в отношении несовершеннолетних граждан. Авторы подразделяют весь процесс на три этапа (ситуация следствия (дознания), судебно-психологическая экспертиза, выступление свидетелем в судебном заседании или сопровождение несовершеннолетнего на этапе судебного разбирательства). Исследование построено на основе анализа собственного опыта и доступных специальных литературных источников по этому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICS AND TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF MINORS IN SITUATION OF INQUIRY, FORENSIC-PSYCHOLOGICAL EXPERTISE AND IN JUDICIAL SESSION

The proposed article attempts to determine the tactics and technology of a psychologist (educational psychologist) in the situation of his involvement as a specialist in conducting investigative and judicial legal actions in relation to underage citizens. Authors subdivide the whole process into the shooting range of the stage (the situation of the investigation (inquiry), the forensic psychological examination, the appearance by the witness in the court session or the accompaniment of the minor at the stage of the trial). The study is based on an analysis of their own experience and available special literary sources on this issue.

Текст научной работы на тему «Тактика и технология психологического сопровождения несовершеннолетних в ситуации дознания, судебно-психологической экспертизы и в судебном заседании»

Психологические науки

УДК 159.9:34

ТАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИТУАЦИИ ДОЗНАНИЯ, СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ

Л.Ф. Чупров

Научный журнал «PEM:Psychology. Educology. Medicine»

А.А. Костригин Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

П.В. Сабанин Московский финансово-юридический университет Т.М. Хусяинов

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация. В предлагаемой статье предпринята попытка определения тактики и технологии психолога (педагога-психолога) в ситуации привлечения его в качестве специалиста при проведении следственных и судебно правовых действий в отношении несовершеннолетних граждан. Авторы подразделяют весь процесс на три этапа (ситуация следствия (дознания), судебно-психологическая экспертиза, выступление свидетелем в судебном заседании или сопровождение несовершеннолетнего на этапе судебного разбирательства). Исследование построено на основе анализа собственного опыта и доступных специальных литературных источников по этому вопросу.

Ключевые слова: юридическая психология, следственно-судебная практика, тактика психологического сопровождения, технология психологического сопровождения, несовершеннолетние, психологическая экспертиза.

TACTICS AND TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF MINORS IN SITUATION OF INQUIRY, FORENSIC-PSYCHOLOGICAL EXPERTISE AND IN JUDICIAL SESSION L. F. Chuprov

Scientific e-journal «PEM: Psychology. Educology. Medicine»

A.A. Kostrigin Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art)

P.V. Sabanin Moscow University of Finance and Law T.M. Khusyainov National Research University Higher School of Economics

Abstract. The proposed article attempts to determine the tactics and technology of a psychologist (educational psychologist) in the situation of his involvement as a specialist in conducting investigative and judicial legal actions in relation to underage citizens. Authors subdivide the whole process into the shooting range of the stage (the situation of the investigation (inquiry), the forensic psychological examination, the appearance by the witness in the court session or the accompaniment of the minor at the stage of the trial). The study is based on an analysis of their own experience and available special literary sources on this issue.

Keywords: legal psychology, investigative and judicial practice, tactics of psychological support, technology of psychological support, minors, psychological examination.

Одним из актуальных аспектов практической деятельности психолога является тактика и технология психологического сопровождения несовершеннолетнего, выступающего в правовых отношениях (в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого) в процессе предварительного расследования и судебного производства. Этот вопрос мало освещен в специальной психологической литературе. В первую очередь, это объясняется тем, что многие вопросы следственно-судебной практики предполагают определенную

закрытость, тоже самое касается и судебного разбирательства, так, например, согласно пункта 2 части 2 статьи 241 УПК РФ, рассмотрение уголовного дела в отношении несовершеннолетних возможно в закрытом судебном заседании. Во вторую, это объясняется спецификой рассматриваемых гражданских и уголовных дел и возрастом участников следственно-судебных действий.

В центре рассмотрения этой статьи собственно три вопроса.

Первый связан с разграничением основных направлений работы психолога (практического психолога) по критериям «помощь» и «услуга».

Второй, вытекающий из первого, - соотнесение вариантов психологического сопровождения

несовершеннолетних в ситуации дознания (допроса), судебно-психологической экспертизы и в судебном заседании.

Третий вопрос - собственно тактика и технология этого психологического сопровождения в общем виде.

Рассмотрим в начале в качестве кого же может выступить психолог согласно федерального законодательства в досудебном и судебном производстве:

- при опросе несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет в качестве свидетеля (статья 25.6 КоАП РФ);

- при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (статья 191 УПК РФ);

- экспертом, в случае если назначена судебно-психологическая экспертиза, например, в соответствии со статьей 57 УПК РФ или 25.9 КоАП РФ;

- специалистом в качестве лица обладающего специальными знаниями, привлекаемого к участию в процессуальных действиях, например, в соответствии со статьей 58 УПК РФ или статьей 188 ГПК РФ;

Так же психолог может участвовать и в составе группы специалистов комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы [9].

Необходимо отметить, участие психолога возможно, когда предполагается участие педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля, например, в соответствии со статьей 179 ГПК РФ, несмотря на то, что напрямую это не указано. Очевидно, что это должен быть педагогический работник, состоящий в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную

деятельность, какие именно трудовые функции должен выполнять педагог не указано. Следовательно, психолог, чтобы соответствовать статусу «педагог» должен работать в школе или дошкольном образовательном учреждении в качестве педагога-психолога. По вопросу работы педагога-психолога при допросе несовершеннолетнего свидетеля среди немногочисленных источников следует отметить некоторые из них (ТВ. Сахнова, 1990; Л.Н. Костина, 2008; Е.В. Нуцкова, 2012; И.А. Фурманов, И.Е. Метлицкий, 2014) [1; 3; 5; 6].

Из-за отсутствия полного представления о специфике и технологии процедуры такого сопровождения ее еще предстоит детально разработать и описать. В данной статье предпринята попытка освещения практики, основанной на личном опыте работы в качестве независимого судебного эксперта-психолога, специалиста привлекаемого к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, а также на основе анализа доступных нам уголовных и гражданских дел [2; 9; 10].

Итак. Условно разделим весь процесс психологического сопровождения с участием психолога при производстве всех

процессуальных действий с участием несовершеннолетнего на три этапа: в ситуации дознания (допроса), судебно-психологической экспертизы и в судебном заседании, сделав акцент на специфике участия психолога при осуществлении психологического сопровождения следственно-судебных действий.

Такое сопровождение, вероятно, должно согласно процессуальным нормам осуществляется на каждом из этапов новым специалистом. Психолог (педагог-психолог), осуществлявший сопровождение на этапе дознания (допроса) не может быть привлечен в качестве судебного психолога-эксперта, так как экспертом может выступать полностью не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, с необходимыми познаниями в психологии. В крайнем случае, он может быть привлечен как свидетель в процедуре судебного слушания. Здесь надо отметить, что эксперт - это лицо дающие экспертное заключение, а свидетель - это лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Все они разные участники следственных и судебных действий, эксперт может дать показания.

Педагог-психолог может выступать в качестве свидетеля, если он обладает какой-то необходимой информацией, фактическими данными, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица.

На этапе следствия (дознания) следователь или дознаватель часто приглашают педагога, но, как отмечает Е.В. Нуцкова (2012), «зачастую функция педагога в такой ситуации сводится к простому наблюдению за процессом. Планированием допроса, подбором и постановкой вопросов занимается следователь, который не всегда имеет достаточные знания детской психологии, обладает навыками общения с детьми и ставит перед собой задачу

минимизировать травматизацию ребенка»[3]. К сожалению, и психолог, привлекаемый на этом этапе, зачастую играет роль стороннего наблюдателя, а не участника процесса дознания (следствия). Для повышения эффективности сопровождения необходима юридическая грамотность психолога, где за счет данных знаний психолог мог бы превратиться из созерцателя процесса в реального помощника ребенку.

В идеале задача психолога - не только оценка психоэмоционального и психофизиологического состояния ребенка [10]. Важно оценить способность понимания им (несовершеннолетним) задаваемых следователем

(дознавателем) вопросов, но и предотвращение психологического давления и профилактика (превенция) некорректных вопросов, например, о сексуальной жизни взрослых. Ребенок должен войти в кабинет следователя (дознавателя) и выйти из него только с той информацией, которую он имеет (имел) до общения со следователем (дознавателем). Дети не должны выходить после допроса весьма и весьма «просвещенные» в вопросах, о которых они и не ведали, и к которым они не готовы по своему возрасту. С этой целью каждый из задаваемых вопросов должен прежде оценить психолог. В противном случае дидактогения неизбежна. Составной частью психологического сопровождения на этом этапе является консультирование следователя (дознавателя) по кругу психологических вопросов. Этот этап психологического сопровождения подробно описан в публикации в «Ученых записках ОГУ» применительно к раскрытию групповых преступлений несовершеннолетних (Л.Н. Костина, 2008, с. 210-217) [1]. Как отмечает автор в заключении статьи: «Главная цель сотрудничества следователя и сотрудников органов дознания с психологом в процессе раскрытия, расследования и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних заключается в разрешении психологических проблем и повышении эффективности расследования этой категории

дел. Такое сотрудничество способствует мобилизации психологического потенциала сотрудников,

совершенствованию практики применения психологических знаний, техники технологий в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. Раскрытые возможности эксперта-психолога и специалиста-психолога, основные направления их деятельности в расследовании дел о групповых преступлениях имеют свою специфику в зависимости от решаемых психологических проблем и полномочий психолога. Полагаем, что гибкое соблюдение правил, этапов и методов совместной деятельности следователя со специалистом-психологом и экспертом-психологом будет способствовать разрешению психологических проблем и повышению эффективности расследования, раскрытия и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних» [1, с. 217]. В то же время, отсутствие сведений в исследуемом источнике о количественной характеристике выборки ставит под сомнение достоверность публикуемых статистических данных и приведенных в исследовании диаграмм. Как предупреждает латинская мудрость: «The devil is in the details [Дьявол кроется в мелочах]». В приведенной цитате из статьи Л.Н. Костиной также отчетливо видно, что работа психолога больше нацелена на сопровождение сотрудника правоохранительных органов, а не несовершеннолетнего.

Этап психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза получила «права гражданства» в следственно-судебной практике менее полувека назад. Это специальное процессуальное действие, самостоятельный вариант психологической услуги, осуществляемый психологом за вознаграждение. Судебно-психологическая экспертиза достаточно хорошо освещена в специальной литературе, в том числе, и в представленных в библиографии публикациях [2; 4; 9; 10]. Как отмечалось ранее, судебно-психологическая экспертиза не имеет существенных отличий

от обычной диагностической работы психолога по своей технологии [10]. Сама же психологическая диагностика, если она производится грамотно, более сложная процедура, чем представляется большинству практических психологов

[7; 8].

Не будем останавливаться на всех вариантах судебно-психологических экспертиз. Они достаточно описаны в литературе, например, у И.А. Фурманова и И.Е. Метлицкого [6]. Перед нами несколько более узкая задача.

Психолог может быть привлечен в качестве или как лицо, непосредственно выполняющее психологическую экспертизу, или как специалист-психолог, производящий ревизию экспертного акта, дающий пояснение суду по ранее проведенному другим психологом экспертному исследованию [9]. Отсюда вытекают и различия в тактике исполнения запроса.

В первом случае психолог в качестве эксперта проводит самостоятельное исследование исходя из обобщения и анализа всего объема доступной ему информации (обстоятельств дела, субъективных и объективных данных, результатов психодиагностического исследования). Круг решаемых им вопросов очерчен «Границами компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве» и «Границами компетенции судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе» [9]. Не исключено, что перед экспертом будут поставлены и другие вопросы, требующие объяснения и ответа с позиций современной психологической науки.

Во втором - дополнительно к собственному исследованию производится ревизия результатов и выводов по предшествовавшей экспертизе, проведенной другим психологом. Вопрос ничтожности или подтверждения качества и объективности проведения предшествующей психологической экспертизы не может быть решен без дополнительного психологического исследования. Запрос на

ревизию сделанной до него экспертизы может обуславливаться следующим:

• на основании адвокатского запроса;

• по постановлению Суда;

• по факту существенных расхождений в выводах между психиатрической и психологической судебных экспертиз;

• при рассмотрении дела в порядке надзора.

В современной экспертной психологической практике нет достаточной проработки этого вопроса, не отражен он и в рекомендациях для экспертов-психологов [9]. Тем не менее, такой запрос имеет место быть.

При ревизии экспертизы важно определить обоснованность, научность и надежность диагностических процедур. Совсем не редки случаи, когда психолог, даже входящий в состав комплексной судебной психолого-психиатрической экспертной группы, использует один и тот же набор методик и тестов вне зависимости от возраста обследуемого, целей исследования и поставленных на разрешение эксперта вопросов. При отсутствии же протоколов психологического исследования в деле сомнения в качестве проведенной ранее экспертизы уже на лицо.

На этапе судебного слушания имеется своя специфика. Очень часто этот этап судопроизводства проводится в закрытом режиме, и несовершеннолетний ребенок может не присутствовать в зале суда. В то же время, психолог или педагог могут присутствовать. Как уже отмечалось выше, психолог выступает в качестве свидетеля (например, он до судебного процесса работал с ребенком), в качестве эксперта, в целях разъяснения или уточнения данного ими заключения, или в качестве приглашенного специалиста.

На наш взгляд самая неразработанная задача психолога (или педагога) - это предотвращение психологического давления на несовершеннолетнего, особенно, если он (несовершеннолетний) выступает в качестве обвиняемого. Данная задача осложняется тем, что отсутствуют четкие

обязывающие правовые нормы, помогающие оказывать непрерывное психологическое сопровождение на всем этапе досудебного и судебного разбирательства.

Основные выводы. В каждый из этапов судебно-следственных действий в работу может быть включен психолог. На первом и третьем этапе возможно участие, как психолога (педагога-психолога), так и педагога. В психологической практике это варианты психологической помощи. На этих этапах несовершеннолетний должен довериться, должен найти поддержку в лице этого взрослого, который в принципе должен стать его представителем, защитником в некотором роде, наряду с адвокатом. Второй этап - деятельность только психолога, знакомого с судебно-психологической экспертизой. Данный вариант психологической услуги (т.е. судебно-психологическая экспертиза) требует определенной подготовки и квалификации эксперта-психолога, сертификации его деятельности. В России - пока это дискуссионный вопрос без ответов [2].

Список литературы

1. Костина Л.Н. Направления деятельности психолога (эксперта и специалиста) по делам о групповых преступлениях несовершеннолетних // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. №1. URL: http://cyberienmka.ru/artide/n/napravleniya-deyatelnosti-psihologa-eksperta-i-spetsialista-po-delam-o-gruppovyh-prestupleniyah-nesovershennoletnih (дата обращения: 05.03.2017).

2. Мантикова А.В., Чупров Л.Ф. К вопросу о проведении судебно-психологической экспертизы в современных условиях // Наука. Мысль. 2016. № 5-1. С. 8892.

3. Нуцкова Е.В. Сопровождение психологом несовершеннолетних - жертв сексуального насилия // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». 2012. URL: http://psyjoumals.ru/kochteniya1/issue/55254.shtml (дата обращения: 05.03.2017).

4. Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития: монография / О.А. Белобрыкина, В.Л. Дресвянников, Л.Б. Шнейдер, И.Е. Валитова, К.Л. Лидин, Г.А. Вартанян / Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, В.Л. Дресвянникова. Новосибирск: Издательство ООО «Немо Пресс», 2016. 180 с.

5. Сахнова Т.В. Зачем суду психолог? (О психологической экспертизе в гражданском процессе): Пособие для слушателей народных университетов. М.: Знание, 1990. 96 с.

6. Фурманов И.А. Судебно-психологическая экспертиза: учеб. материалы / И. А. Фурманов, И. Е. Метлицкий. -Минск: БГУ, 2014. - 78 с.

7. Чупров Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 111-115.

8. Чупров Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4. С. 124-127.

9. Чупров Л.Ф. Работа психолога как судебно-психологического эксперта // NovaInfo.Ru. 2011. № 3. С. 163172.

10. Чупров Л.Ф. О некоторых формальных (процедурных) аспектах судебно-психологической экспертизы // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 168-174.

References

1. Kostina L.N. Napravleniya deyatel'nosti psikhologa (eksperta i spetsialista) po delam o gruppovykh prestupleniyakh nesovershennoletnikh // Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2008. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-deyatelnosti-psihologa-eksperta-i-spetsialista-po-delam-o-gruppovyh-prestupleniyah-nesovershennoletnih (data obrashcheniya: 05.03.2017).

2. Mantikova A.V., Chuprov L.F. K voprosu o provedenii sudebno-psikhologicheskoi ekspertizy v sovremennykh usloviyakh // Nauka. Mysl'. 2016. № 5-1. S. 88-92.

3. Nutskova E.V. Soprovozhdenie psikhologom nesovershennoletnikh - zhertv seksual'nogo nasiliya // Kochenovskie chteniya «Psikhologiya i pravo v sovremennoi Rossii». 2012. URL: http://psyjournals.ru/kochteniya 1/issue/55254.shtml (data obrashcheniya: 05.03.2017).

4. Psikhologicheskaya ekspertiza: sovremennost' i tendentsii razvitiya: monografiya / O.A. Belobrykina, V.L. Dresvyannikov, L.B. Shneider, I.E. Valitova, K.L. Lidin, G.A. Vartanyan / Pod nauch. red. O.A. Belobrykinoi, V.L. Dresvyannikova. Novosibirsk: Izdatel'stvo OOO «Nemo Press», 2016. 180 s.

5. Sakhnova T.V. Zachem sudu psikholog? (O psikhologicheskoi ekspertize v grazhdanskom protsesse): Posobie dlya slushatelei narodnykh universitetov. M.: Znanie, 1990. 96 s.

6. Furmanov I.A. Sudebno-psikhologicheskaya ekspertiza: ucheb. materialy / I. A. Furmanov, I. E. Metlitskii. - Minsk: BGU, 2014. - 78 s.

7. Chuprov L.F. Psikhologicheskaya diagnostika v rabote prakticheskogo psikhologa // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 2009. № 3. S. 111-115.

В. Chuprov L.F. Psikhologicheskaya diagnostika v rabote prakticheskogo psikhologa // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 2009. № 4. S. 124-127.

9. Chuprov L.F. Rabota psikhologa kak sudebno-psikhologicheskogo eksperta // NovaInfo.Ru. 2G11. № 3. S. 163172.

1G. Chuprov L.F. O nekotorykh formal'nykh (protsedurnykh) aspektakh sudebno-psikhologicheskoi ekspertizy // Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoi Sibiri. 2016. № 2. S. 16В-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.