Научная статья на тему 'Психологическое и организационно-правовое сопровождение несовершеннолетних детей, участвующих в следственных действиях'

Психологическое и организационно-правовое сопровождение несовершеннолетних детей, участвующих в следственных действиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1035
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST / ПЕДАГОГ / TEACHER / СЛЕДОВАТЕЛЬ / INVESTIGATOR / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / INVESTIGATIONS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ / MINOR CHILDREN / СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ / SUPPORT SYSTEM / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клюева Надежда Владимировна

В статье представлены система психологического и организационно-правового сопровождения несовершеннолетних детей, участвующих в следственных действиях, сформированная в Ярославской области, Сформулированы организационно-правовые основы, цель, задачи, права и функциональные обязанности психолога и педагога, принимающего участие в следственных действия, описано содержание работы мобильной группы психологов и педагогов, обеспечивающих психологическое сопровождение несовершеннолетних детей, указаны требования к профессиональной компетентности и личности психологов и педагогов, представлено содержание программ обучения для психологов, педагогов и следователей, работающих с несовершеннолетними детьми. В программу подготовки психологов и педагогов вошли такие темы, как «Процессуально-правовые аспекты работы с несовершеннолетними», «Психологические и возрастные особенности несовершеннолетних и их проявление в ситуациях следственных действий», «Технологии профессионального общения с несовершеннолетними особенности профессионального общения с несовершеннолетним потерпевшим, свидетелем, подозреваемым», «Требования к личности специалиста, работающего с несовершеннолетними». Программа подготовки следователей включала в себя психологические особенности несовершеннолетних; особенности психических процессов; технологии профессионального общения следователя с несовершеннолетними; психологические и этические требования к личности следователя; взаимодействие следователя, психолога/педагога при работе с несовершеннолетними. Данная система создана специалистами центра корпоративного обучения и консультирования Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова и внедрена в практику работы ведущих психологических центров Ярославля и Ярославской области и Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the system of psychological, organizational and legal support to minors involved in investigative actions, which is formed in the Yaroslavl region. Organizational-legal bases, objectives, tasks, rights and responsibilities of participating in investigative actions psychologists and teachers are stated. The content of activity of mobile groups of psychologists and teachers, providing psychological support to minors is described. Requirements for professional competence and personality of psychologists and teachers are specified. The content of the training programs for psychologists, teachers and investigators working with minors is presented. The training program for psychologists and teachers includes such topics as procedural and legal aspects of working with minors; psychological and age features of minors and their manifestation in situations of investigative actions; technology of professional communication with minors especially professional communication with a minor victim, witness, suspect; requirements for personal features of professionals working with minors. Training program for investigators includes psychological characteristics of minors; professional communication of investigator with minors; psychological and ethical requirements for the investigator; the interaction between the investigator, psychologist / teacher at work with minors. This system was created by specialists of the Corporate Education and Consulting Centre (Yaroslavl State Demidov University) and implemented into practice of leading psychological centers of Yaroslavl and Yaroslavl region and the Investigative Committee of Russia in Yaroslavl region

Текст научной работы на тему «Психологическое и организационно-правовое сопровождение несовершеннолетних детей, участвующих в следственных действиях»

УДК 159.9:343.132

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Реферат: в статье представлены система психологического и организационно-правового сопровождения несовершеннолетних детей, участвующих в следственных действиях, сформированная в Ярославской области, Сформулированы организационно-правовые основы, цель, задачи, права и функциональные обязанности психолога и педагога, принимающего участие в следственных действия, описано содержание работы мобильной группы психологов и педагогов, обеспечивающих психологическое сопровождение несовершеннолетних детей, указаны требования к профессиональной компетентности и личности психологов и педагогов, представлено содержание программ обучения для психологов, педагогов и следователей, работающих с несовершеннолетними детьми.

В программу подготовки психологов и педагогов вошли такие темы, как «Про-цессуально-правовые аспекты работы с несовершеннолетними», «Психологические и возрастные особенности несовершеннолетних и их проявление в ситуациях следственных действий», «Технологии профессионального общения с несовершеннолетними особенности профессионального общения с несовершеннолетним - потерпевшим, сви-

© Клюева Н. В., 2016

Н. В. Клюева

детелем, подозреваемым», «Требования к личности специалиста, работающего с несовершеннолетними». Программа подготовки следователей включала в себя психологические особенности несовершеннолетних; особенности психических процессов; технологии профессионального общения следователя с несовершеннолетними; психологические и этические требования к личности следователя; взаимодействие следователя, психолога/педагога при работе с несовершеннолетними.

Данная система создана специалистами центра корпоративного обучения и консультирования Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова и внедрена в практику работы ведущих психологических центров Ярославля и Ярославской области и Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области

Ключевые слова: психолог, педагог, следователь, следственные действия, несовершеннолетние дети, система сопровождения, психолого-педагогическая компетентность, организационно-правовые основы, обучение.

Каждый год в Ярославле и Ярославской области регистрируется около 1500 преступлений с участием несовершеннолетних, из них около 50 % - преступления, совершенные не-

совершеннолетними, и столько же совершенные в отношении несовершеннолетних.

Уголовное расследование дел с участием несовершеннолетних фигурантов осложнено индивидуально-психологическими и возрастными особенностями детей и подростков, снижающими их способность правильно понимать, воспринимать и запоминать фактические обстоятельства уголовного дела и давать адекватные показания. Несовершеннолетние потерпевшие и свидетели нередко находятся под влиянием ситуационных факторов (криминальных и посткриминальных), которые негативно влияют на указанную способность. Несовершеннолетние, ставшие жертвами насилия или его свидетелями, как правило, подвергаются воздействию посттравматического стрессового расстройства, которое может проявляться в виде нарушения эмоционального (острое переживание страха, тревоги и гнева), физического (физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания и др.) и (или) психического состояния (возбуждение, стремление куда-то бежать, спрятаться либо глубокая заторможенность, внешнее безразличие и др.), что препятствует их эффектив-ному взаимодействию с правоохранительными органами.

Статья 425 УПК РФ предполагает обязательность участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Уже опубликован

ряд работ, посвященных роли психолога (педагога) в следственных действиях [1, 3, 4]. Однако на практике отсутствует четкое понимание цели и задач педагога (психолога), участвующего в допросе, со стороны как данных участников уголовного процесса, так и следователей. Результатом является пассивное поведение психологов в следственных действиях, часто сводящееся лишь к формальному присутствию. Кроме того, у специалистов-психологов нередко отсутствуют не только необходимые для эффективного взаимодействия с правоохранительными органами навыки, но и соответствующие специальные знания.

В течение 2014-2016 гг. на базе центра корпоративного обучения и консультирования Ярославского государственного университета имени П. Г Демидова был реализован проект, направленный на разработку системы психологического и организационно-правового сопровождения детей, участвующих в следственных действиях.

В разработке проекта приняли участие Следственный комитет Российской Федерации по Ярославской области, Департамент труда и социальной поддержки населения, Департамент образования Ярославской области и Ярославский государственный университет имени П. Г Демидова (факультет психологии и юридический факультет). Участие представителей указанных ведомств и организаций позволило сформировать систему межведомственного взаимодействия, что очень важно при сопровождении несовершеннолетних.

На первом этапе создания системы сопровождения несовершеннолетних

детей, участвующих в следственных действиях, были обозначены организационные и правовые аспекты помощи несовершеннолетним детям, участвующим в следственных действиях. Организационно-правовая база была обоснована преподавателем кафедры социального и семейного законодательства О. И. Сочневой.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает ряд специальных правил проведения следственных действий, которые призваны гарантировать соблюдение интересов несовершеннолетних. Одним из таких правил является требование о привлечении педагога или психолога для участия в следственном действии в отношении несовершеннолетнего. В этом случае законодатель преследует следующие цели: обеспечение интересов несовершеннолетних, участвующих в производстве по уголовным делам, и оказание помощи следователю в установлении обстоятельств совершения преступления, поэтому роль педагога или психолога не должна сводиться к формальному присутствию на следственных действиях.

Нормативным правовым актом, регламентирующим участие педагога или психолога в проведении следственных действий, является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который определяет, в каких случаях и кем при-влекается педагог или психолог, какова цель их участия в следственных действиях, какими процессуальными правами они наделены.

В каких случаях и кем привлекается педагог или психолог для участия в следственных действиях? В соответствии с требованиями ст. 191, 425 УПК

РФ привлечение педагога или психолога при производстве следственных действий осуществляется следователем или дознавателем по собственной инициативе либо по ходатайству защитника несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого и является обязательным, если в них принимает участие:

1) несовершеннолетний в возрасте до 16 лет;

2) несовершеннолетний, достигший 16 лет, но страдающий психи-ческим расстройством или отставанием в психическом развитии.

В зависимости от той роли, которую занимал несовершеннолетний в расследуемом преступлении, различается и его статус в рамках производства по уголовным делам. С этим статусом закон формально связывает требования о привлечении педагога или психолога для проведения кон-кретных следственных действий.

Если несовершеннолетний является свидетелем или потерпевшим по уголовному делу, то участие педагога или психолога является обязательным при проведении таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний. Требование о необходимости привлечения педагога или психолога в этих случаях обусловлено тем, что данные следственные действия направлены на получение от несовершеннолетнего определенной информации в форме дачи показаний или объяснений, а присутствие педагога или психолога обеспечивает адекватное понимание несовершеннолетним вопросов следователя (дознавателя), а также адекватное воспроизведение соответствующей информации самим несовершеннолетним.

Следует отметить, что выбор между педагогом или психологом для привлечения их к участию в следственных действиях закон относит на усмот-рение следователя. Однако в ч. 4 ст. 191 УПК РФ установлено императивное правило: при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних требуется привлечение именно психолога.

Если несовершеннолетний является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то привлечение педагога или психолога, исходя из буквального содержания ст. 425 УПК РФ, обязательно только при производстве допроса несовершеннолетнего. Однако учитывая, что при производстве таких следственных действий, как очная ставка, проверка показаний и предъявление для опознания, несовершеннолетний также дает определенные показания, отвечает на поставленные вопросы, вполне допустимо применение требования о привлечении педагога (психолога) и в этих случаях по аналогии. Кроме того, закон не исключает привлечение педагога (психолога) в данных ситуациях по инициативе следователя (дознавателя) или по ходатайству защитника несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Какова цель участия педагога или психолога в следственных действиях? По смыслу положений ст. 75, 191 и 425 УПК РФ несоблюдение требова-ний об обязательном участии педагога или психолога при проведении следствен-

ных действий с участием несовершеннолетних влечет за собой признание полученной в этих случаях информации недопустимыми доказательствами, а в итоге и к отмене приговора. Присутствие педагога или психолога в этих случаях не должно сводиться только к формальному соблюдению требований закона. Главная цель привлечения педагога или психолога для участия в следственных действиях заключается в реальной помощи несовершеннолетнему (в каком бы качестве он ни участвовал в следственных действиях) и следователю по установлению контакта между ними.

В чем такая помощь может заключаться? Исходя из сути допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний как следственных действий участие в них педагога или психолога направлено на компенсацию возрастной или психической незрелости несовершеннолетнего. В связи с этим присутствие педагога (психолога) способствует:

а) правильной постановке следователем вопросов несовершеннолетнему;

б) правильному восприятию показаний (объяснений) ребенка лицом, проводящим следственное действие;

в) адекватной оценке следователем этих показаний (объяснений).

Кроме того, привлечение психолога может быть необходимо в ряде ситуаций:

а) чтобы оказать помощь ребенку выйти из стрессовой ситуации, связанной, например, с необходимостью снова сталкиваться с преступником или возвращаться на место преступления (при производстве таких следственных действий, как предъявление для опознания, очная ставка или проверка показаний на месте);

б) если у подростка имеются признаки отставания в психическом развитии, ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (например, повышенные импульсивность, агрессивность, эмоциональность) либо если он страдает психическим расстройством.

В ходе предварительного расследования присутствие педагога (психолога) при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних способствует также правильному установлению следователем определенных обстоятельств в отношении несовершеннолетнего. Так, в соответствии с требованиями ч. 1 и ч. 2 ст. 421 УПК РФ в ходе предварительного расследования по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, обязательному установлению подлежат такие обстоятельства, как условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Несмотря на то что для установления указанных обстоятельств должна быть назначена комплексная психолого-педагогическая экспертиза, предварительно они могут быть констатированы педагогом (психологом) при общении с несовершеннолетним

в процессе производства следственного действия (например, факт воспитательной (психологической) запущенности несовершеннолетнего, симуляции определенных психических отклонений). Полученная от педагога (психолога) информация может быть использована следователем, в том числе для формулирования вопросов назначаемой экспертизы.

Отдельные процессуальные решения, принимаемые следователем, дознавателем, могут быть обоснованы, в частности, мнением педагога (психолога). Так, в соответствии с положениями ч. 1 и 3 ст. 191, ст. 426 УПК РФ при осуществлении следственных действий в отношении несовершеннолетнего вправе присутствовать его законный представитель. Вместе с тем не исключены ситуации, когда несовершеннолетний, испытывая страх, смущение в присутствии законного представителя, чувствует себя скованно либо законный представитель во время следственного действия оказывает психологическое давление на несовершеннолетнего. В таких случаях в соответствии с положениями ч. 3 ст. 191 и ч. 4 ст. 426 УПК РФ законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. У следователя(дознавателя)нет обязанности обращаться к педагогу (психологу) по этим вопросам. Вместе с тем, обосновывая соответствующее процессуальное решение,следователь (дознаватель) может сослаться в том числе на мнение педагога (психолога) об этом. Аналогичным образом мнение педагога (психолога) может быть одним из мотивов принятия следова-

телем (дознавателем) постановления о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ).

Какими правами наделен педагог или психолог, привлеченный для уча-стия в следственных действиях? Педагог (психолог), привлеченный для производства следственных действий с участием несовершеннолетнего, вправе с разрешения следователя (дознавателя): задавать вопросы несовершеннолетнему, по окончании следственного действия знакомиться с протоколом следственного действия, делать письменные замечания о правильности и полноте записей, сделанных в протоколе следственного действия.

Еще одной гарантией обеспечения интересов несовершеннолетних, участвующих в следственных действиях, является ограничение времени про-веде-ния последних. Так, согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос, очная ставка, опознание и проверка показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля не могут продолжаться для несовершеннолетних:

- в возрасте до 7 лет без перерыва более 30 минут, а в общей сложности -более одного часа;

- в возрасте от 7 до 14 лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов;

- в возрасте старше 14 лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.

Следственные действия в отношении несовершеннолетнего подозревае-

мого или обвиняемого (согласно ч. 1 ст. 425 УПК РФ) не могут продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

На втором этапе были сформулированы задачи, которые должны решать психологи и педагоги, входящие в мобильную группу.

1. Обеспечение продуктивного контакта органов следствия с детьми, ставшими жертвами половых и иных насильственных преступлений, имеющих статус свидетелей или потерпевших.

2. Создание условий для получения полной и достоверной информации от детей и подростков, ставших свидетелями или жертвами уголовных преступлений.

3. Создание условий, исключающих передачу детьми и подростками ложных сведений об обстоятельствах уголовного преступления.

4. Устранение последствий внешних негативных влияний на несовершеннолетних жертв и свидетелей уголовных преступлений, направленных на сокрытие важной для дела информации.

5. Обеспечение учета в процессе допроса и других следственных действий индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего.

6. Оказание следствию помощи в определении необходимости назначения потерпевшему или свидетелю су-дебно-психологической экспертизы и, в случае необходимости, определение ее задач.

7. Оказание психологической поддержки несовершеннолетним жертвам и свидетелям уголовных преступлений

Проектной группой были разработаны функциональные обязанности специалиста, работающего в мобильной группе; определено место данной группы в системе межведомственного взаимодействия; описан и утвержден порядок (алгоритм) взаимодействия специалистов службы с субъектами, вовлеченными в следственные мероприятия.

На третьем этапе была сформирована мобильная группа специалистов-психологов и педагогов для оперативного реагирования на запросы правоохранительных органов. В группу были привлечены педагоги и психологи, работающие в образовательных учреждениях области, социально-реабилитационых центрах, центрах психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков, центрах комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов. Отбор психологов и педагогов в группу предполагал опыт работы не менее 5 лет, профессиональную компетентность и личностную зрелость.

На четвертом этапе специалисты прошли обучение по программе «Психологические, юридические и организационные аспекты сопровождения несовершеннолетних, участвующих в следственных действиях» (руководитель программы - Н. В. Клюева, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой консультационной психологии ЯрГУ имени П. Г. Демидова, директор Центра корпоративного обучения и консультирования; разработчики и ведущие обучение - доктор психологических наук, доцент кафедры общей психологии ЯрГУ имени

П. Г Демидова, главный эксперт - психолог Ярославской лаборатории судебной экспертизы Минюста России Е. В. Конева, кандидат психологических наук, психолог-консультант, преподаватель кафедры консультационной психологии ЯрГУ имени П. Г. Демидова Е. Г. Руновская, представители Следственного комитета РФ по Ярославской области А. В. Полуев, А. Е. Фомичев, директор ГКУ СО ЯО Рыбинский СРЦ для несовершеннолетних «Наставник» Г. И. Савин, преподаватель кафедры социального и семейного законодательства ЯрГУ имени П. Г. Демидова О. И. Сочнева, кандидат психологических наук, директор МОУ Центр «Доверие» В. А. Шелкова, заместитель директора МОУ Центр «Доверие» И. Г. Ширяева).

Программа включала в себя следующие разделы: процессуально-правовые аспекты работы с несовершеннолетними; психологические и возрастные особенности несовершеннолетних (возрастная группа 3-7 лет, 7-11 лет, 11-14 лет) и их проявление в ситуациях следственных действий; базовые принципы коммуникации с несовершеннолетним и технологии профессионального общения с несовершеннолетними (этапы коммуникативного процесса; особенности психического состояния несовершеннолетнего); техники профессионального общения в работе специалиста (техники установления контакта, активного слушания, задавания вопросов, реконструкции событий, управления эмоциональным состоянием несовершеннолетнего); особенности профессионального общения с несовершеннолетним - потерпевшим,

несовершеннолетним - свидетелем, несовершеннолетним - подозреваемым; требования к личности специалиста, работающего с несовершеннолетними.

На пятом этапе было проведено обучение по программе «Психоло-гиче-ские аспекты взаимодействия следователя с несовершеннолетними», направ-ленное на повышение психолого-педагогической компетентности следовате-лей. Этой составляющей проекта было уделено особое внимание. Несмотря на то что на этапе вузовской подготовки будущие юристы получают базовые знания по психологии, на практике оказывается, что они слабо операционализи-рованы и нетехнологичны. Достаточно подробно данный аспект профессиональной деятельности освещен в книге Ю. М. Антоняна, М. И. Еникеева, В. Е. Эминова «Психология преступника и расследования пре-ступлений» [2, с.116-122].

В разработанную нами программу были включены разделы из воз-рас-тной психологии (психологические особенности несовершеннолетних; особенности психических процессов - памяти, мышления, восприятия, воображения и их использование в профессиональной деятельности следователя); психологии общения (установление контакта, снятие коммуникационных барьеров, технологии внушения, убеждения, аргументации в работе с детьми и подростками); психологические требования к личности следователя (этические основы, личностные особенности, эмоциональная устойчивость, способы поведения в работы

с несовершеннолетними и др.); взаимодействие следователя,психолога/педагога при работе с несовершеннолетними.

С нашей точки зрения, реализация проекта позволила сформировать в Ярославской области систему психологического и организационно-правового сопровождения несовершеннолетних детей, участвующих в следственных действиях. Перспективными задачами развития системы являются обеспечение регулярного обучения психологов, педагогов и следователей с учетом изменения кадрового состава; разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для специалистов, сопровождающих несовершеннолетних детей. Для психологов и педагогов мобильной группы, которые осуществляют длительное сопровождение детей, в частности, пострадавших от насилия, и их семей, необходимо повышение психологической компетентности в сфере кризисной психологии, работы с травмой.

Список итературы

1. Аджиев Н. Н. Участие педагога (психолога) в производстве по делам несовершеннолетних // Российский судья. 2008. № 8. С. 17-18.

2. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М. : Науч. лит., 1996. 203 с.

3. Васкэ Е. В. К вопросу об участии специалиста-психолога в подго-товке и проведении допроса несовершеннолетнего, потерпевшего от сексуального насилия [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2. URL : http://psyjournals.ru/ psyandlaw/2012/n2 /52072.shtml.

4. Тетюев С. В. О регламентации участия педагога (психолога) в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в странах СНГ // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 84-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.