ПСИХОЛОГО-ПЕДДГОГИЧЕСКНЕ АСПЕКТЫ/ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
УДК 159.922
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗНАНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ГРУППОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОДРОСТКОВ
В. В. Терещенко
В условиях современного уголовного законодательства Российской Федерации автором расширены представления об использовании психологических знаний при расследовании групповых правонарушений с участием подростков. Представлены новые данные о специфике личностного развития и взросления индивида на дистанции подросткового возраста в рамках групповой преступности. Выделена рубежная группа подростков — дети 14 лет, у которых имеются аномалии психического развития болезненного характера. Обобщен теоретический и практический опыт проведенных психологических экспертиз социально-психологических особенностей членов преступной группы по распространению наркотических средств, в состав которой входят подростки. Приведена аргументация важности использования психологических познаний в форме справочно-консультативной деятельности.
Ключевые слова: психологические познания, судебно-психологическая экспертиза, консультативная деятельность психолога, подростки, аномалии психического развития, преступная группа, незаконное распространение наркотических средств.
Практика применения специальных психологических познаний в уголовном процессе в настоящее время особо ак-туальнай. В юридической психологии осуществляются исследования не только психологических особенностей личности преступника, участников уголовного процесса (свидетелей, потерпевших), но и социально-психологических проблем преступности
По данным современных психологических исследований В. Ф. Енгалычева 2 и Л. Н. Костиной 3, преступность в большинстве случаев носит групповой характер. В последнее десятилетие преступные группы все чаще отличаются жестокостью, цинизмом, сопровождаются аддиктивными формами поведения (наркомания, алкоголизм, токсикомания). Заметно расширяется потребность в использовании юристами различных форм психологических познаний, отвечающих современным запросам теории и практики междисциплинарных наук (психологии и юриспруденции).
В наши дни преступность в Российской Федерации, в том числе среди несовершеннолетних, остается серьезной социальной проблемой, приобретает новое качественное содержание. Особенно остро стоит вопрос увеличения числа делинквентных форм поведения именно в подростковом возрасте 4.
Проведенные автором клинико-психологические исследования 5 позволили выделить так называемую рубежную группу подростков — это дети 14 лет. Особенность данной группы — это возраст, с которого начинается уголовное преследование за определенные правонарушения (ч. 2 ст. 20 УК РФ). На фоне дефи-цитарности отношений во взаимодействии «ребенок-взрослый» прослеживается незрелость позиции, деформация осознания своих прав и обязанностей при выборе решений, инфантильное отношение к будущему. Подростки обнаруживают выделенные резкие изменения в цепи индивидуально-типологических черт (спонтанность, ригидность, интровертированность, эмотивность, агрессивность), которые усиливают сте-ничность и раскрепощенность поведения, непоследовательность, своеволие, авторитарность, агрессивность поступков.
Особенность формирования делинквентного поведения в подростковом возрасте при психических аномалиях болезненного характера заключается в том, что психические расстройства наиболее интенсивно формируются именно у детей 14 лет. Психические аномалии у подростков-правонарушителей представлены органическим расстройством личности и поведения, что сопровождается негрубым психоорганическим синдромом в астеническом и психопатоподобном состоянии (61%). Это способствует их аномальному личностному развитию, в связи с чем нарушается социальная адаптация, возрастает протестность и противоправность поведения, в том числе в составе преступной группы.
Данные феноменологические характеристики личностного развития и взросления современного подростка не в полной мере учитываются юристами в контексте профессиональной деятельности с указанной категорией лиц.
В настоящее время сотрудничество юриста и психолога особо значимо. По мнению Л. Н. Костиной, психологические знания, техники и технологии выполняют вспомогательную и обслуживающую функцию при
решении оперативно-розыскных и следственных задач. Мы считаем, что развитие прикладных научных исследований в юридической психологии расширяет возможности использования юристом психологических знаний в практике расследования групповых преступлений, совершаемых лицами в группе, в том числе с участием подростков. Опираясь на многолетний опыт практической деятельности, мы обращаем внимание юристов на современные представления о формах использования специальных психологических познаний при раскрытии групповых преступлений с участием подростков, стремимся расширить их представления о специфике знаний в следственной деятельности и судопроизводстве. Полагаем, что сотрудничество психолога и юриста не только полезно, но и способно повысить эффективность расследований групповых преступлений.
Представим современные результаты как процессуальных, так и непроцессуальных форм использования психологических познаний. По мнению Ф. С. Са-фуанова 6, сведущие лица в уголовном процессе — это лица, обладающие специальными знаниями и навыками их применения, не заинтересованные в исходе дела, призванные следователем, судом для оказания содействия в установлении истины по делу в случаях и формах, определенных законом.
Процессуальные формы применения знаний сведущих лиц определяются УПК РФ. Согласно данному Кодексу лицо, обладающее специальными знаниями (в том числе в психологии), может выступать в качестве процессуальной фигуры, как эксперт и специалист. Кроме того, в УПК РФ предусмотрена возможность и необходимость привлечения педагога или педагога-психолога к процедуре допроса в определенных случаях. Непроцессуальные формы сводятся к разнообразным видам справочно-консультативной деятельности психолога при взаимодействии со следственными и судебными органами.
С учетом исследований видных ученых и практиков в области судебно-психологической экспертизы, основываясь на многолетней профессиональной деятельности в качестве психолога-эксперта, мы стремимся расширить представления о современных направлениях использования психологических знаний в расследовании групповых преступлений, совершаемых в сфере незаконного распространения наркотических средств. Основной процессуальной формой использования специальных психологических познаний является судебно-психологическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз. В соответствии со ст. 57 УПК РФ эксперт — это лицо, обладающее специальными знаниями, назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы. При расследовании групповых преступлений, в том числе с участием несовершеннолетних, для их правовой квалификации перед следователем и судом стоит задача определения вида преступной группы по степени ее организованности:
— группа лиц, совершивших преступление без предварительного сговора (ч. 1 ст. 35 УК РФ);
— группа лиц, совершивших преступление по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ);
— организованная группа (ч. 3 ст. 35 УК РФ);
— преступное сообщество (ч. 4 ст.35 УК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 35 УК РФ другой важный вопрос касается установления роли каждого участника при совершении групповых преступлений (кто был организатором, исполнителем, подстрекателем, пособником) в целях индивидуализации уголовной ответственности. Особо отметим и обращение к ст. 33 УК РФ, раскрывающей виды соучастников преступления (организатор, исполнитель, подстрекатель, пособник), а также к ст. 34 УК РФ, описывающей ответственность соучастников.
Полагаем, что решение этих задач — определение степени организованности преступной группы и установление особенностей личности ее участников — может осуществляться с помощью привлечения к расследованию психологов в качестве специалистов или судебных экспертов. В современном юридико-психологическом пространстве не существует однозначного мнения по вопросу необходимости применения СПЭ преступной группы. В. Ф. Енгалы-чев и С. С. Шипшин считают, что экспертный подход в установлении психологических особенностей такой группы вполне приемлем.
Назначение СПЭ необходимо для получения доказательств о наличии признаков организованной преступной группы, а также для изучения роли каждого из членов группы в совершении инкриминируемого им деяния. На наш взгляд, судебное психологическое исследование, объектами которого выступают преступная группа и ее участники, а предметом — социально-психологические особенности группы и ее членов, в котором в качестве инструментария используются социально-психологические методы, по сути является социально-психологическим. Поэтому данный предметный вид экспертиз относится к категории именно судебно-психологических.
В целях определения предмета СПЭ преступной группы А. Л. Южанинова анализировала содержание рекомендуемых вопросов в экспертных заданиях 7. Обобщив различные мнения, в качестве основных она предлагает на разрешение экспертизы поставить следующие вопросы:
1) каковы индивидуально-психологические особенности подэкспертных;
2) имеются ли в группе социально-психологические признаки высокой организованности, сплоченности, если имеются, то в чем они выражаются;
3) кто был лидером группы при совершении инкриминируемых деяний.
Таким образом, предметом СПЭ преступной группы является уровень ее организованности, а также групповой статус и ролевая дифференциация ее членов при совершении группового преступления или ведении групповой преступной деятельности. В качестве объектов выступают группа (как совокупный субъект преступления), ее члены, их действия и обстоятельства совер-
шения группового преступления (преступлений). По результатам многолетней профессиональной экспертной деятельности автором были выделены экспертные случаи, в которых лидером преступной группы были несовершеннолетние обвиняемые. Одна из важных задач психолога-эксперта — определение степени организованности преступных групп. Л. Н. Костина в своих исследованиях при анализе истории возникновения преступных групп в связи с описанием в возрастной психологии «кризиса среднего возраста» 8 опирается преимущественно на возраст членов группы (30-40 лет). В настоящее время участники группы «помолодели». В составе присутствуют несовершеннолетние и лица подросткового возраста. Как показывает опыт автора, в ряде случаев лидерами преступной группы становятся подростки. Начало их преступной деятельности мы видим не столько в конфликтах с законом и социально полезной деятельностью, а в большей степени связываем с нарушением личностного развития подростка, обусловленным особым состоянием отношений взаимодействия «ребенок-взрослый», т. е. дефицитарно-сти. Системное ослабление внимания взрослых к проблемам воспитания детей приводит к раннему формированию делинквентного опыта. При работе с подростками в рамках СПЭ, при проведении психологического анализа представленных в уголовном деле материалов, в том числе телефонных звонков, на первый план выступают легковесность, поверхностность суждений и установок несовершеннолетних, их низкая эмоциональная устойчивость, пониженная способность к прогнозированию возможных последствий своих действий. Мальчиков и девочек часто объединяют специфичные шаблоны взросления, которые следуют из легко формирующихся корыстолюбивых интересов и желаний молодых людей. Жажда получения легких денег быстро становится привлекательной, является одним из способов разрешения возникающих психосоциальных проблем.
Цель группового взаимодействия среди несовершеннолетних зависит как от внутренних факторов (в одних случаях — это взаимное уважение, поддержка, дружба, поскольку ведущая деятельность под-ростничества — именно общение со сверстниками, в других — психологическая зависимость, формирование вредных привычек, перерастающих в медико-психологические девиации), так и от внешних (объединение в целях совершения противоправных действий). Подобные группы возникают из случайных образований, в них часто до конца не сформировались структурные элементы и система подчинения, но на ранних этапах выделяется активный член — лидер — подросток, во взаимодействии с которым возрастает значимость в связи с совершением деликта. Благодаря более высокому уровню своего интеллектуального развития (в отличие от остальных молодых людей) лидер способен легко варьировать свое поведение в зависимости от ситуации успеха-неуспеха. Отличаясь находчивостью, предприимчивостью, он осуществляет ма-нипулятивное поведение в отношении других членов группы. Психологический анализ подростковых пре-
ступных групп (15% от общего количества изученных; 22 судебно-психологические экспертизы, проведенные автором), как правило, показывает, что ее участники еще не чувствуют необходимости в более сложной организации. Межличностные отношения строятся на личных предпочтениях и эмоциональных связях. Таким образом, чаще всего психологический анализ группы позволяет выделить только формирующиеся признаки ее организованности, о чем свидетельствуют асоциальная направленность интересов членов группы по отношению друг к другу, общая продолжительность совместной противоправной деятельности, распределение ролей, общность антисоциальных установок. Сплоченность членов группы не настолько сильна, чтобы невозможно было преодолеть связывающую их круговую поруку и получить важные для дела показания. Вероятностный сценарий поведения подростка (главного члена преступной группы): мотивацион-ная линия его поведения направлена на установление способов и средств удовлетворения потребностей как в рамках употребления психоактивных веществ, так и их распространения (им самим и членами созданной им группы). Ситуации, когда подростки входят в состав групп со взрослыми людьми, имеющими богатый криминальный опыт, остаются за пределами анализа данных
В судебно-следственной практике возможны и другие формы использования специальных психологических познаний: в первую очередь, справоч-но-консультационная деятельность сведущего лица. Это непроцессуальная, не регулируемая уголовно-процессуальным законодательством деятельность психолога, действующего в качестве сведущего лица. Она заключается в информировании следователя или суда о возможности существования тех или иных явлений с точки зрения современного уровня развития теории психологии и эмпирических фактов, накопленных в психологии. Консультативная справка психолога по запросу следователя или суда оформляется в письменной форме и приобщается к уголовному делу. Консультация сведущего в психологии лица, составленные им справочные данные могут учитываться при вынесении различных процессуальных решений. При необходимости использования следователем специальных психологических познаний в каждом конкретном случае нужно четко решать, в какой форме это следует сделать. Несоблюдение данного правила может приводить к существенным судебно-следственным ошибкам. Относительно преступлений в группе несовершеннолетних консультативная помощь может помочь юристу (следователю, прокурору, судье) решить ряд вопросов, связанных с:
— психологией преступных групп (закономерности образования, специфика взаимоотношений и соподчинения, механизмы влияния друг на друга, распределение ролей и т. д.);
— психологией несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении группового преступления (адаптированность в преступной группе, под-
верженность групповому влиянию лидера, других активных членов);
— отдельными психологическими феноменами, состояниями, процессами;
— позицией и поведением правонарушителей;
— использованием психологических особенностей преступной группы и отдельного несовершеннолетнего (в установлении с ним психологического контакта, определении склонности к неискренности, неоткровенности);
— оказанием помощи в решении о назначении судебно-психологической экспертизы, формулировании основных вопросов эксперту.
При расследовании групповых преступлений, связанных с распространением наркотических средств именно с участием лиц подросткового возраста, на наш взгляд, важно формировать конструктивное взаимодействие юриста и психолога. Представленные формы использования специальных психологических познаний имеют не только прикладной, но и научный интерес, поскольку получаемая информация в ходе предварительного следствия расширяет и объективизирует представления об особенностях личностного развития и взросления современных подростков, об их поведении в составе преступных групп. Эти данные вносят определенный вклад в развитие не только педагогической психологии, психологии развития, но и криминальной психологии лиц подросткового возраста. Констатируемые устойчивые индивидуально-психологические особенности подростков, их взаимодействие в преступных группах важно учитывать для всестороннего исследования обстоятельств при планировании расследования уголовных дел.
1 Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник. СПб., 2010. 608 с. ; Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. М., 2010. С. 254-323 ; Савельев А. И., Урусов А. А. Психологические особенности личности несовершеннолетних с противоправным поведением // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2(33). С. 54-56 ; Ситковская О. Д., Конышева Л. П., Коченов М. М. Новые направления судебно-психологической экспертизы: справочное пособие. М., 2000. 160 с. ; Соколов А. Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 73-78.
2 Енгалычев В. Ф., Шипшин С. С. Судебно-психологическая экспертиза : метод. руководство. Калуга, 1997. С. 142-146.
3 Костина Л. Н. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних : авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. С. 4.
4 Дозорцева Е. Г. Современные методологические принципы производства комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних // Правовые и криминологические проблемы защиты прав несовершеннолетних : сб. науч. трудов. М., 2009. С. 52-65.
5 Терещенко В. В. Современный подросток в системе отношений взаимодействия «ребенок-взрослый». Смоленск, 2015. С. 102-105.
6 Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза. М., 2015. С. 39-41.
7 Южанинова А. Л. Предмет и методологические принципы судебного социально-психологического экспертного исследования преступной группы // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12. Вып. 3. С. 99-103.
8 Костина Л. Н. Направления использования психологических знаний в расследовании групповых преступлений, совершаемых в сфере незаконного изготовления и сбыта наркотических средств // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 2. С. 132-140.