Научная статья на тему 'Кейс-метод в обучении бакалавров юриспруденции использованию судебно-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних'

Кейс-метод в обучении бакалавров юриспруденции использованию судебно-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
890
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / АЛГОРИТМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЮРИСТА / CASE-TECHNOLOGIES / JUDICIAL PSYCHOLOGY / FORENSIC PSYCHOLOGICAL EXAMINATION / ALGORITHM OF LAWYER PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Терещенко Владимир Валерьевич

В статье описаны возможности применения инновационных методов при обучении бакалавров юриспруденции. Приводится аргументация в пользу применения кейс-технологии. Расширены и конкретизированы представления о судебно-психологической экспертизе социально-психологических особенностей членов преступной группы. В качестве иллюстрации предлагаются кейс и методические материалы для его решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Терещенко Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Case method in teaching bachelors in legal use of forensic psychological examination in the investigation of group crimes of minors

The article describes the possibility of using innovative methods in teaching to bachelors of jurisprudence. Provides arguments in favor of the use of case-based technologies. Expanded and fleshed out idea of forensic psychological examination of the socio-psychological characteristics of members of the criminal group. Case and methodological materials for its decision are proposed.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод в обучении бакалавров юриспруденции использованию судебно-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних»

Терещенко Владимир Валерьевич

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Смоленского государственного университета (e-mail: terechenko2007@yandex.ru)

Кейс-метод в обучении бакалавров юриспруденции использованию судебно-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений

несовершеннолетних

В статье описаны возможности применения инновационных методов при обучении бакалавров юриспруденции. Приводится аргументация в пользу применения кейс-технологии. Расширены и конкретизированы представления о судебно-психологической экспертизе социально-психологических особенностей членов преступной группы. В качестве иллюстрации предлагаются кейс и методические материалы для его решения.

Ключевые слова: кейс-технология, юридическая психология, судебно-психологическая экспертиза, алгоритм профессиональных действий юриста.

V.V. Tereshchenko, Master of Psychology, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of General Psychology of the Smolensk State University; e-mail: terechenko2007@yandex.ru

Case method in teaching bachelors in legal use of forensic psychological examination in the investigation of group crimes of minors

The article describes the possibility of using innovative methods in teaching to bachelors of jurisprudence. Provides arguments in favor of the use of case-based technologies. Expanded and fleshed out idea of forensic psychological examination of the socio-psychological characteristics of members of the criminal group. Case and methodological materials for its decision are proposed.

Key words: case-technologies, judicial psychology, forensic psychological examination, algorithm of lawyer professional activities.

В последнее десятилетие мы все чаще сталкиваемся с проблемой преступности несовершеннолетних, которая не только считается важной социальной проблемой, но и приобретает новые структурно-содержательные характеристики, имеющие качественный характер, которые необходимо учитывать юридическим работникам при проведении процессуальных действий. В результате проведенного анализа психологических исследований (работы Л.Н. Костиной [1, с.132], А.Л. Южаниновой [2, с. 99] и др.) можно отметить увеличение преступности, носящей групповой характер. Сегодня преступные группы обнаруживают устойчивые характеристики жестокости, цинизма, усиления признаков организованности за счет участия ранее судимых и, что особенно тревожно, подростков, занимающих не всегда зависимую позицию в группе, но и, как показывает практика, доминирующую.

Результаты многолетних исследований, проведенных автором [3, с. 140], позволили вы-

делить «рубежную» группу подростков - это 14-летние дети. Психологические особенности данной группы обусловлены системным ослаблением внимания взрослых к ним самим, к проблемам их воспитания и личностного развития, что выражено в особом состоянии отношений взаимодействия «ребенок - взрослый» -дефицитарности. Механизм формирования преступного поведения подростка, занимающего лидирующую позицию в преступной группе среди молодежи, обусловлен рядом ярко выраженных изменений во взаимосвязях индивидуально-типологических черт (спонтанность, ригидность, экстравертированность, эмотивность, агрессивность), которые, усиливая стеничность и раскрепощенность поведения, приводят к совершению преступления. К сожалению, данные характеристики личностного развития и взросления современного подростка не в полной мере учитываются юридическими работниками в контексте профессиональной деятельности с ними.

241

В представленной современной литературе по юридической психологии (в основном это учебные пособия) видные ученые И.И. Аминов [4], В.Л. Васильев [5], М.И. Еникеев [6], В.Н. Смирнов [7], Ю.В. Чуфаровский [8], как правило, традиционно раскрывают основные ее предметные области, акцентируя внимание на анализе феноменов правового и асоциального поведения, путях и видах деструкции когнитивной, регулятивной и коммуникативной сфер человеческой личности, условий ее ресо-циализации. Вместе с тем, подробный анализ судебно-психологической экспертной деятельности, с учетом анализа специфики участия подростков, ими описаны недостаточно.

Некоторым образом устраняя этот пробел, мы в рамках дисциплины «Юридическая психология» и ее раздела «Судебно-психологи-ческая экспертиза» делаем акцент на новом предметном виде - СПЭ социально-психологических особенностей членов преступной группы. Усвоить алгоритм профессиональной деятельности юриста при назначении данной экспертизы нам помогает работа А.Л. Южани-новой, а также некоторый опыт преподавания с использованием инновационных технологий, к которым относится кейс-метод [9, с. 55]. Кейсы составляет преподаватель, публикует их в учебно-методическом пособии, распространяет на сайте кафедры университета. Подбор этих кейсов зависит от опыта самого преподавателя. Наиболее удачными, представляющими особый интерес для студента, по мнению М.Р. Варданян [10, с. 32], являются те кейсы, в которых преподаватель сам эмоционально «проживал» конкретную ситуацию, это так называемые кейсы «field research». С «живыми» кейсами, сюжет которых не закончен или разбит на несколько частей, преподаватель знакомит студентов на занятиях. В кейсе «Подросток в преступной группе», иллюстрация которого приводится ниже, представлен собственный, реальный опыт экспертной деятельности автора. С помощью глубокого разбора реальной практической судебно-следственной ситуации студент более глубоко и профессионально интерпретирует ситуацию, отвечает на поставленные вопросы и пытается выполнить задания, представленные в кейсе, которые в некоторой степени «приближают» его к реальной профессиональной деятельности следователя, ведущего уголовное дело о контрабанде наркотических средств, при этом лидером преступной группы является подросток. (Фамилии фигурантов дела изменены по этическим соображениям.)

Кейс «Подросток в преступной группе»

Фабула уголовного дела. Настоящее уголовное дело возбуждено 7 ноября 2014 г. заместителем начальника Смоленской таможни

полковником таможенной службы Герасимовым Ю.Г. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 229.1 УК РФ - по факту контрабанды наркотических веществ. Проведенным по делу предварительным расследованием установлено, что 19 ноября 2014 г. в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в помещении МСЦ - ОСП ГЦМПП филиала ФГУП «Почта России» по адресу: г. Смоленск, ул. Вокзальная, д. 2, обнаружено почтовое отправление (с находящимся в нем неизвестным веществом), которое имело марку с надписями: «republique française la poste ip 5,65 eur letter prioritaire international», с реквизитами получателя и отправителя. Почтовое отправление имеет марки Французской Республики. Указанное почтовое отправление с содержимым в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий было изъято и направлено на химическое исследование в ЭКО УФСКН России по Смоленской области. Согласно справке об исследовании ЭКО УФСКН России по Смоленской области от 21 ноября 2014 г. № 1990 представленное на исследование вещество, находящееся в вышеуказанном почтовом отправлении, является наркотическим средством - гашиш, общей массой 54,27 г, который, согласно «Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федедерации», утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (в редакции постановления Правительства РФ от 18 мая 2012 г. № 491), включен в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список 1), т.е. отнесен к наркотическим средствам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002 указанный размер -54,27 г - является крупным размером. 21 декабря 2014 г. начальником СО Управления ФСКН России по Смоленской области уголовное дело № 140 было передано в Следственное управление Следственного комитета РФ по Смоленской области в связи с тем, что к совершению преступления причастен несовершеннолетний гражданин Сурыгин А.С. Согласно ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними, производится следователями Следственного комитета РФ. Для установления в названной группе социально-психологических признаков высокой организованности, устойчивости и сплоченности по данному уголовному делу требуются специальные познания, в связи с чем необхо-

242

димо назначение и производство психологической судебной экспертизы.

Заключение психолога-эксперта.

Амбулаторная судебно-психологическая экспертиза СУРЫГИНА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА, 1999 года рождения, обвиняемого по статье 229.1, ч. 2 п. «в» - по факту контрабанды наркотических веществ в уголовном деле на основании постановления следователя СО по городу Смоленск СУ СК России по Смоленской области Марковой Н.В. от 26 мая 2015 года.

При проведении судебно-психологической экспертизы психологом использовался комплекс валидных, надежных методов, включенных в структуру экспериментально-психологического метода: психологический анализ материалов уголовного дела (листы дела не прошнурованы и не пронумерованы), методы наблюдения, направленной клинико-психоло-гической беседы, а также следующие психологические методы: методы, направленные на изучение познавательных психических процессов - методика «Пиктограмма», «Исключение предметов», «Интерпретация переносных смыслов», на изучение индивидуально-психологических особенностей, в том числе формирование лидерских качеств в группе - опросники FPI, Шмишека, проекции рисуночных тестов, изучение самооценки по методу Дембо-Рубин-штейн, методика «Самоописание», методика диагностики лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, тест восьми влечений Сонди, интегративный личностный профиль MMPI. Предварительный и часть основного этапа экспертного исследования проводились в кабинете № 41 следователя СО по городу Смоленск СУ СК России по Смоленской области Марковой Н.В. 27 мая 2015 года с 11.00 до 14.00. Этапы включали знакомство с постановлением о назначении экспертизы, предварительный психологический анализ материалов уголовного дела. 4 июня 2015 года в период с 10.30 до 12.30 там же проводилось экспериментально-психологическое исследование с использованием методов наблюдения, клинико-психологической беседы и ряда психологических проб. В этот же день в условиях лаборатории психодиагностики и психологического инструментария на психолого-педагогическом факультете СмолГУ в период времени с 17.30 до 18.40 проводилось экспертное исследование индивидуально-психологических особенностей подэкспертного. Заключительный этап экспертного исследования проводился в период с 10.00 5 июня и до 10.00 15 июня 2015 года на кафедре общей психологии психолого-педагогического факультета СмолГУ. Этапы включали психологическую оценку полученных данных экспериментально-психологического исследования, сопоста-

вительный анализ полученных результатов в процессе экспериментально-психологического исследования с результатами ретроспективного анализа материалов дела, оформление выводов первичной экспертизы, технический набор текста заключения эксперта. Подэкспертный на момент обследования отчетливых жалоб на понижение памяти, внимания, умственной работоспособности не предъявляет. О цели проведения экспертизы осведомлен. В начале экспериментального обследования держался несколько скованно, напряженно, преобладала «закрытая» поза, ближе к середине эксперимента стал более раскованным, свободным, по существу, в плане заданного отвечал на вопросы психолога-эксперта. Фон настроения ближе к ровному. Эмоциональные реакции адекватны контексту беседы. Словарный запас достаточный. Речь по составу и грамматическим конструкциям не нарушена. Поведение адекватное. Границ социальной дистанции с экспериментатором не нарушает. О себе излагает основные анамнестические сведения. Родился в городе Смоленске в семье служащих вторым ребенком из троих детей. Свою семью описывает как благополучную. Рос и развивался в соответствии с возрастными периодами. Помнит себя отчетливо со старшего дошкольного возраста. В школе учится своевременно, легко. Особое внимание отдает математике. Мотивация учения и успеваемость в школе имеют тенденцию к некоторому снижению в звене основной и старшей школы по мере взросления. В настоящее время перешел в 10 класс МБОУ СОШ № 1 города Ярцево Смоленской области, где и проживает с родителями. Текущая успеваемость удовлетворительная и хорошая. Пояснил психологу, что в школе поведение периодически отличалось недостаточной упорядоченностью, спонтанностью («...иногда в школе любил драться. вообще, я рос ребенком балованным.»). В разговоре акцентирует внимание на подростковых увлечениях футболом и боксом. Однако здесь же утверждает, что к этим занятиям в настоящее время «охладел» и ничем не занимается. Текущие высказывания относительно образа будущего достаточно абстрактны, несколько незрелы («.хочу получить хорошее высшее образование.»). С уверенностью заявляет, что видит себя «управляющим», собирается учиться по направлению подготовки «управление персоналом». Подэкс-пертный употребляет наркотические вещества около одного года («.Попробовал в компании. марихуана, гашиш, ЛСД.»). При наводящих вопросах психолога подробно описывает состояния наркотического опьянения («.был испуг. состояние паники. было сильное возбуждение, галлюцинации, прилив

243

сил, чувствовал себя уверенно...»). Заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы от 30 апреля 2015 года № 287: «Употребление нескольких наркотических веществ с вредными последствиями» (по МКБ-10 F 19.1). Отношение к употреблению ПАВ в настоящее время облегченное. Описывая свой характер, испытуемый стремится представлять себя только в выгодном свете, давая о себе только положительные характеристики («.я человек добрый, незлопамятный, честный, спокойный, стеснительный, не люблю хвалиться.»). Данные характеристики из школы, по материалам уголовного дела, описывают подэкспертного как положительного ученика, способного, дисциплинированного, доброжелательного, иногда упрямого. Основные параметры самооценки, шкалы «ум», «здоровье», «характер», «счастье» (методика Дембо-Рубинштейн) средние. Однако, анализируя параметр «здоровье», уточняет: «усталость к концу дня. плохо сплю.». Инструкции к заданиям различной степени сложности усваивает в основном сразу же после первого предъявления, сразу же включается в работу. Темп психической деятельности средний. Заметных признаков повышенной истощаемости психических процессов не обнаруживается. Мнестические процессы без грубых нарушений. Кривая запоминания 10 слов выглядит следующим образом: 7-8-7-8-10, отсрочено 9 из 10 слов. Объем опосредованного запоминания сохранен. Внимание неустойчивое, нерезко ослаблены его концентрация и распределение. Ассоциативные образы («пиктограммы») адекватны задаче запоминания, преимущественно конкретного типа. В целом сохранена способность к опосредованию сложных понятий. Мышление последовательное, целенаправленное. Суждения адекватные, логичные, с элементами обстоятельности. Уровень основных мыслительных операций сохранен, без явных интеллектуальных ограничений. Интеллектуальные способности обследуемого расположены в рамках нормативных вариаций. При исследовании индивидуально-психологических особенностей на фоне неискренности, неоткровенности, стремления представлять себя в благоприятном свете, давать социально приемлемые, одобряемые ответы прослеживается смешанный тип реагирования; спонтанность, общительность, склонность к непосредственной реализации возникающих побуждений, амбициозность, стремление к доминированию в межличностном взаимодействии, лидерству, склонность к риску. Имеет место стремление к соперничеству, предприимчивости. Структура личности обследуемого отличается высокой мотивацией успеха, экс-травертированностью, активностью. Ведущая

потребность обследуемого (является нормативным личностным разбросом, характерным, в том числе, для лиц подросткового и юношеского возраста) - властолюбие. Обследуемый обнаруживает невысокий уровень волевого самоконтроля, в целом сохранные критические и адаптационные возможности. Характерологический тип (по Шмишеку) - гипертимный. Инте-гративный личностный профиль ММР1 выявляет высокие показатели по шкале «ложь», что позволяет признать его недостоверным. Имеющиеся индивидуально-психологические особенности нашли непосредственное отражение в поведении обследуемого, но не оказали существенного влияния, поскольку они не нарушали нормальный ход деятельности и целевую структуру поведения подэкспертного. Имеет место наличие психологических проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ, признаки повышенной склонности к формированию лидерских качеств у подэкспертного. По поводу обстоятельств инкриминируемого ему деяния рассказывает уклончиво, неоткровенен, придерживается защитной линии поведения. Обследуемому в разговоре о ситуации деликта в ряде случаев необходимы уточняющие вопросы эксперта-психолога. Так, в начале разговора обследуемый констатировал, что его обвиняют в контрабанде. Признает свою вину частично. Поясняет, что является активным пользователем сети Интернет, «часто зависаю на сайтах». Уточняет, что еще употреблял психоактивные вещества до того, как «наткнулся на сайт в Интернете». При просьбе психолога рассказать о механизмах реализации возникающих побуждений (поиск, заказ наркотического средства) поясняет, что есть «теневой» Интернет», в котором имеет место «черный рынок».». Далее рассказывает о том, что «рылся» со всякими прикольными штучками». Позже якобы подумал заказать. Не скрывает, что обращался к знакомым и малознакомым лицам, которые употребляли наркотические вещества. Акцентирует внимание на личности Шибаева Максима, студента художественно-графического факультета СмолГУ, тогда уже употреблявшего наркотические вещества, с которым познакомился в сети «Вкон-такте». Именно через него познакомился с Гусевой Анной, являющейся студенткой Смоленского педагогического колледжа. В материалах уголовного дела представлена переписка «Вконтакте» с Гусевой А. на протяжении октября - ноября 2014 года. В переписке делается акцент на распространение, эпизоды употребления наркотических веществ («насчет кристалликов»), периодически к Гусевой А. высказывает недоверие в получении и передаче посылки. Вместе с тем, категорически отрицает подобное взаимодействие с Михайловым Д.С.

244

Говорит, что никогда не просил его заказывать ему посылки с наркотиками. Во время экспертного исследования Сурыгин А.С. подтверждает взаимодействие только с Гусевой А. Обеспокоен сложившейся судебно-следственной ситуацией. Психологический анализ материалов уголовного дела, данные клинико-психологиче-ской беседы с подэкспертным, а также данные настоящего экспериментально-психологического исследования показывают, что в период времени с весны 2014 года и до последующего времени через знакомого Шибаева М. у подэкс-пертного несовершеннолетнего Сурыгина А.С. сначала с Гусевой А., а позже и Михайловым Д.С., а также другими неустановленными лицами произошло объединение в группу (простую группу, «компанию»). Сговор произошел относительно мест, времени и способа совершения правонарушения. Цель группового взаимодействия зависит как от внутренних факторов (в одних случаях - взаимное уважение, поддержка, дружба, в других - психологическая зависимость, формирование вредных привычек, переросших в медико-психологические девиации), так и внешних (объединение с целью совершения противоправных действий). Подобная группа возникла из случайных образований. Несмотря на то, что в данной группе до конца не сформировались ее структурные элементы, система подчинения, тем не менее уже выделяется активный ее член, лидер - Сурыгин А.С., во взаимодействии с которым возрастает значимость в связи с совершением деликта. Благодаря более высокому уровню своего интеллектуального развития он легко способен варьировать свое поведение в зависимости от ситуации успеха-неуспеха. Находчивый, предприимчивый Сурыгин А.С. мог осуществлять манипулятивное общение с Гусевой А. и Михайловым Д.В. Психологический анализ преступной группы показывает, что ее участники еще не чувствуют необходимости в более сложной организации. Межличностные отношения строятся в основном на личных предпочтениях и эмоциональных связях. Таким образом, психологический анализ группы позволяет выделить формирующиеся признаки ее организованности, о чем свидетельствует не только просо-циальная направленность интересов членов группы по отношению друг к другу, но и общая продолжительность совместной противоправной деятельности, распределение ролей, общность антисоциальных установок. Вместе с тем, сплоченность членов группы не такова, чтобы невозможно было преодолеть связывающую их круговую поруку и получить важные для дела показания. Учитывая выявленные индивидуально-психологические особенности подэкспертного Сурыгина А.С. в ситуации совершения противоправных действий, связан-

ных с незаконным оборотом наркотиков, психотропных и сильнодействующих средств, вероятностный сценарий его поведения как главного члена преступной группы, мотиваци-онная линия его поведения направлена на установление способов и средств удовлетворения потребностей в рамках как употребления психоактивных веществ, так и их распространения (отдельно как им самим, так и членами группы, им созданной).

По представленному кейсу возможны следующие вопросы.

1. В чем заключается юридическая значимость представленной судебно-психологиче-ской экспертизы?

2. Какие виды преступных групп имеют важное юридическое значение для следователя?

3. Какова специфика делинкветного поведения несовершеннолетних в преступных группах?

4. Какие статьи Уголовного кодекса применимы при решении данной профессиональной задачи?

Также по кейсу предлагаются следующие задания.

1. Представьте себя в роли следователя, ведущего данное уголовное дело, и выполните следующие задания:

а) составьте постановление о назначении экспертизы по данному уголовному делу;

б) разработайте типичные вопросы в соответствии с УК РФ и УПК РФ по данной первичной психологической экспертизе в соответствии с фабулой дела;

в) дайте анализ экспертного заключения психолога в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;

г) в соответствии с выводами психолога-эксперта разработайте и представьте тактику дальнейших профессиональных действий следователя по существу данного уголовного дела;

д) сформулируйте возможные типичные ошибки, возникающие при постановке вопросов в этой и аналогичной ситуации профессиональной деятельности юриста.

Методические рекомендации по решению кейса:

1. Ознакомьтесь с разделом «Судебно-пси-хологическая экспертиза» в учебной литературе по курсу «Юридическая психология».

2. Проанализируйте перечень нормативных актов, обязательных для решения кейса (УК РФ, УПК РФ, ФЗ от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

3. Ознакомьтесь с перечнем рекомендованных сайтов и информационных ресурсов.

Предложенные материалы рекомендуется использовать в процессе решения кейса.

245

Возможности бакалавра юриспруденции достаточно широкие; он может не только использовать представленные рекомендации преподавателя, но и осуществлять самостоятельно поиск другой информации, что

1. Костина Л.Н. Направления использования психологических знаний в расследовании групповых преступлений, совершаемых в сфере незаконного изготовления и сбыта наркотических средств // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2014. № 2.

2. Южанинова А.Л. Предмет и методологические принципы судебного социально-психологического экспертного исследования преступной группы // Изв. Саратов. ун-та. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12. № 3.

3. Терещенко В. В. Современный подросток в системе отношений взаимодействия «ребенок - взрослый». Смоленск, 2015.

4. Аминов И.И. Юридическая психология. М, 2008.

5. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2010.

6. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2010.

7. Смирнов В.Н. Юридическая психология. М., 2010.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 2010.

9. Терещенко В. В. Использование кейс-метода в преподавании юридической психологии у бакалавров юриспруденции // Право и образование. 2014. № 6.

10. Варданян М.Р. Практическая педагогика: учеб.-метод. пособие на основе метода case-study. Тобольск, 2009.

позволит сформировать соответствующие компетенции, представленные в государственном образовательном стандарте подготовки бакалавра по направлению «юриспруденция».

1. Kostina L.N. Intended use of psychological knowledge in the investigation of group crimes committed in the illegal manufacture and sale of narcotic drugs // Jurisprudence and law enforcement practice. 2014. № 2.

2. Juzhaninova A.L. Subject and methodological principles of judicial social-psychological expert examination of criminal groups // Bull. of the Saratov university. Ser.: Philosophy. Psychology. Pedagogics. 2012. Vol. 12. № 3.

3. Tereshchenko V. V. Modern teenager in the system of relations of interaction «child - adult». Smolensk, 2015.

4. Aminov I.I. Juridical psychology. Moscow, 2008.

5. Vasiliev V.L. Juridical psychology. St. Petersburg, 2010.

6. Enikeev M.I. Juridical psychology. Moscow, 2010.

7.Smirnov V.N. Juridical psychology. Moscow, 2010.

8.Chufarovsky Yu.V. Juridical psychology. Moscow, 2010.

9. Tereshchenko V. V. Using the case method in teaching of legal psychology at the undergraduate of law // Law and education. 2014. № 6.

10.Vardanyan M.R. Practical pedagogy: guidance manual on the basis of casestudy. Tobolsk, 2009.

246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.