Научная статья на тему 'Правовые и психологические особенности групповых нарушений общественного порядка'

Правовые и психологические особенности групповых нарушений общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4154
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / GROUP PUBLIC DISTURBANCE / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / ОБЪЕКТ ХУЛИГАНСТВА / HOOLIGANISM TARGET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горделюк И.Н.

В данной статье освещаются правовые и психологические проблемы групповых нарушений общественного порядка, делается анализ психологической природы этих преступлений. Особое внимание уделено раскрытию субъективных основ нарушений и психологическим аспектам группового хулиганства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article, legal and psychological problems of group deviations are highlighted, the analysis of psychological nature of these crimes are carried out. Particular attention is paid to subjective basis of collisions and to psychological aspects of group misbehavior.

Текст научной работы на тему «Правовые и психологические особенности групповых нарушений общественного порядка»

Социально-технологический механизм управления развитием интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности студентов юридических специальностей представляет собой упорядоченную систему целенаправленных управленческих действий непосредственно связанных между собой социальных субъектов и объектов, формируемых на основе внешних управленческих воздействий (функциональное управление) и внутренних личностных управленческих воздействий (самоуправление). Главная функция этого механизма - обеспечить формирование и максимально эффективное воздействие на студентов-юристов интеллектуальной развивающей среды.

Влияние включенности студентов-юристов, ориентированных на адвокатскую деятельность, в профессиональное сообщество на становление их профессиональной идентичности конкретизируется в следующих направлениях: формирование осведомленности студентов в области профессиональной юридической культуры и этики, формирование уровня общения студентов-юристов с представителями профессионального сообщества, формирование уровня действенного включения студентов-юристов в профессиональное сообщество.

Профессионально значимыми для студента качествами, составляющими основу его профес-сиограммы, являются: а) коммуникативная компетентность, проявляющаяся в способности, устанавливать социально-психологический контакт с участвующими в деле лицами; в умении разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе осуществления функций защиты (представительства) по делу, в свободном владении вербальными и невербальными приемами и способами профессионального общения; б) эмоциональная устойчивость и высокий уровень волевой регуляции, проявляющиеся в резистентности к использованию тактических хитростей процессуальными противниками, а также в толерантности к возможным угрозам, агрессивным действиям со стороны участвующих в деле лиц и к негативному влиянию внешних помех (шума, присутствия посторонних лиц); в) высокий уровень развития интеллекта, проявляющийся в особых свойствах мышления - логичности как способности устанавливать причинно-следственные связи, эвристичности как самостоятельности и оригинальности в нахождении способов и приемов получения необходимой информации, рефлексивности как умения предугадывать вероятные действия процессуальных противников.

В дальнейшем нами планируется изучение формирования профессионально важных качеств, профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Батырев, Д.Н. Идентичность как социальный конструкт/ Д.Н. Батырев. - Элиста: Изд-во Калмыц. ун-та,

2007. - 31 с.

2. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / Отв. ред. М.К.

Горшков, Н.Е.Тихонова. - М.: Наука, 2005. - 396 с.

3. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М.: Пе-

дагогика, 1981. - 256 с.

4. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность / Л.Б. Шнейдер. - М.: МОСУ, 2000. - 256 с.

5. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис.докт. психол. наук /Л.Б. Шнейдер. - М., 2001.

6. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, 2005. - 600 с.

7. Шнейдер, Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности / Л.Б. Шнейдер. - М., 2000 - 128 с.

УДК 159.923.2 ББК 88.8

И.Н. Горделюк

ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация. В данной статье освещаются правовые и психологические проблемы групповых нарушений общественного порядка, делается анализ психологической природы этих преступлений. Особое внимание уделено раскрытию субъективных основ нарушений и психологическим аспектам группового хулиганства.

Ключевые слова: групповые нарушения общественного порядка, общественная безопасность, объект хулиганства.

I.N. Gordelyuk Legal and psychological peculiarities of group misbehavior

Abstract. In the article, legal and psychological problems of group déviations are highlighted, the analysis of psychological nature of these crimes are carried out. Particular attention is paid to subjective basis of collisions and to psychological aspects of group misbehavior.

Keywords: group public disturbance, public safety, hooliganism target.

В настоящее время большое внимание не только криминологов, но и социологов, психологов, публицистов, политиков привлекает как общий рост преступности, так и появление новых ее форм. К их числу относятся групповые хулиганские действия молодых людей и нарушение общественного порядка, в том числе несовершеннолетних, тем более, что многие такие действия связаны с политическими и религиозными празднованиями, спортивными событиями, межнациональными конфликтами и часто перерастают в массовые беспорядки.

Проблема молодежного хулиганства существовала, конечно, и раньше, но не была так остра, в первую очередь в силу того, что подобные действия не имели столь широкого распространения. Сейчас же они оказались связанными с социальными и даже политическими конфликтами. Поэтому их масштабы теперь существенно расширились, а это значительно повышает общественную опасность данных правонарушений, способствует их перерастанию в массовые беспорядки, погромы, поджоги и т.д. Вот почему групповое молодежное хулиганство надо выделить среди прочих как самостоятельную криминологическую и психологическую проблему, сосредоточив внимание не только на общей характеристике, но и на причинах данного явления, представляющего несомненный научный и практический интерес, а также на проблемах профилактики данного явления.

Сложные процессы, происходящие в общественной жизни страны, вскрывают целый ряд противоречий, острое столкновение породило не только позитивные, но и негативные социальные последствия. Это, прежде всего, проявилось в резком увеличении явной или скрытой активности больших и малых групп населения, деструктивных действий преступных структур, в усилении криминальной напряженности в целом, что приводит, в конечном счете, к значительному росту преступности. Групповые нарушения общественного порядка чаще всего становятся формой обострения общественных отношений. Как показывает анализ, они могут возникнуть при различных ситуациях. Групповые антиобщественные проявления наблюдаются при празднованиях государственных праздников, при проведении культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Известно, что групповые драки часто происходят между лицами различной национальности из-за недружелюбных межэтнических отношений.

Опасным при групповых беспорядках является то, что массовость совершения преступлений не только порождает у преступников уверенность в безнаказанности (толпа - не ответчик), но и в известной мере гарантирует сложности ведения следствия и отправления правосудия. Все основные характеристики групповой преступности имеют соответствующие социально-психологические аспекты: типовую мотивацию, социально-групповую распространенность, уровень социально-групповой организованности, региональные и этнические особенности и др. Групповая преступность определяется не врожденными свойствами отдельных людей, а особенностями того общества, в котором формируются и функционируют эти люди.

Данная проблема может быть рассмотрена с двух сторон: с правовой точки зрения и с психологической стороны. Как и любая другая проблема, групповые правонарушения имеют внешние и внутренние аспекты, а также факторы возникновения и развития.

К основным внешним аспектам относятся факторы, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое и общественно-политическое положение в стране:

- замедление темпов роста экономики и сохранение высокого уровня инфляции, в том числе связанные с последствиями мирового финансового кризиса;

- значительные масштабы коррупции и излишние административные барьеры;

- высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации населения;

- недостаточность уровня правового сознания граждан и развития институтов гражданского общества.

Основные усилия органов внутренних дел (правоохранительных органов) должны быть направлены на предупреждение массовых беспорядков. Силовые действия применяются только тогда, когда исчерпаны все другие возможности. Борьба с групповой преступностью - это система мер преодоления социально значимых отклонений в групповом поведении. Юридические психологи могут и должны внести свой вклад в предупреждение групповых нарушений общественного порядка и в профилактику причин, их вызывающих.

К числу наиболее эффективных мер по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков следует отнести:

- глубокий анализ возникающих политических, экономических и социальных напряжен-ностей, в том числе в межнациональных отношениях, своевременное информирование о них;

- сбор и обобщение оперативной и текущей информации о неформальных организациях и представителях городских субкультур;

- сотрудничество со средствами массовой информации по разъяснению принимаемых мер органами власти и управления для снятия напряженности, по предупреждению и раскрытию групповых уголовных преступлений и массовых беспорядков;

- выявление и привлечение к ответственности лиц, распространяющих ложные слухи, которые могут вызвать групповые нарушения общественного порядка, в том числе массовые беспорядки;

- наступательная, систематическая работа по предупреждению и раскрытию преступлений, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности; диагностика агрессивного поведения подростков, развенчание популярности криминальных субкультур.

Групповые нарушения общественного порядка (ГНОП) - это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся насилием к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка [1].

ГНОП относятся к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка и квалифицируются в соответствии с частью 2 статьи 213 УК Российской Федерации -«Хулиганство».

Основным непосредственным объектом группового хулиганства является общественный порядок. Помимо непосредственного объекта общественного порядка, в состав хулиганства входит дополнительный объект, который включает в себя иные, охраняемые законом общественные отношения. Для хулиганства таковыми являются физическая неприкосновенность человека и отношения собственности. В силу особенностей объекта посягательства, а равно законодательного определения этого состава хулиганство может совершаться только путем действия.

Хулиганские действия могут проявляться в следующих формах: 1) действия, наносящие вред социальному порядку посредством нарушения общественного спокойствия, нормальной работы учреждений, организаций; 2) совершение циничных действий, грубо нарушающих нормы морали, нравственности и затрагивающие общественный порядок; 3) действия, грубо нарушающие общественный порядок, выражающиеся в физическом либо психическом воздействии на личность; 4) нарушение общественного порядка путем уничтожения либо повреждения чужого имущества.

Под групповым хулиганством мы понимаем уголовно наказуемые хулиганские действия двух и более лиц, предусмотренные уголовным законодательством как умышленные действия, нарушающие общественный порядок и выражающие неуважение к обществу.

Для перечисленных выше способов совершения хулиганства характерным является тот момент, что посредством их грубо нарушается общественный порядок. Под грубым нарушением общественного порядка, как сказано в разъяснении Верховного Суда РФ, имеются в виду действия, нарушающие покой граждан, сопровождающиеся длительным и упорно не прекращающимся нарушением общественного порядка, временным прерыванием деятельности общественного транспорта. Степень нарушения общественного порядка определяется опасностью способа совершения хулиганских действий, а равно размером фактически причиненного вреда. Наряду с этим о грубом нарушении социальных установлений свидетельствует количество и специфика потерпевших, продолжительность хулиганских действий, обстановка, в которой они совершаются. Насилие, сопровождающее хулиганство, может выражаться в различных действиях. В частности, это могут быть побои, причинение вреда здоровью различной тяжести (легкого, среднего, тяжкого), посягательство на жизнь посторонних лиц.

Угроза применения насилия заключается в психическом воздействии на сознание и волю потерпевшего (потерпевших) путем запугивания применением физического воздействия. Необходимо учитывать, что угроза как элемент объективной стороны хулиганства предполагает намерение немедленно, непосредственно на месте совершения преступления осуществить физическое воздействие на потерпевшего. Основные причины возникновения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков кроются в проблемах внешнего и внутреннего характера.

К внутренним аспектам и факторам относятся проблемы, связанные с недостаточной эффективностью деятельности подразделений полиции по обеспечению общественного порядка и

безопасности граждан в общественных местах и повышению оперативности реагирования сил и средств, задействованных в системе единой дислокации; снижению уровня криминализации подростковой среды; профилактике правонарушений участковыми уполномоченными; созданию действенной системы обеспечения безопасности при подготовке и проведении значимых общественно-политических мероприятий; обеспечению правопорядка и безопасности на объектах транспортного комплекса; повышению качества непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уровня научного обеспечения их деятельности [1].

Нельзя оставлять без внимания и психологические особенности групповых правонарушений. Многие преступления совершаются лицами импульсивно, т. е. в результате каких-то подсознательных побуждений и общей личностной направленности. В таких преступлениях мотив совпадает с целью. Импульсивность поведения характерна для психопатических личностей, которые склонны к мгновенным реакциям. Импульсивное преступное поведение лица может быть вызвано рядом причин:

- неустойчивость индивида;

- алкогольное или наркотическое опьянение;

- психопатические аномалии личности;

- преобладание эмоций при сложившейся ситуации.

Состояние аффекта усиливают стрессы, которые подразделяются на следующие виды:

- информационный стресс, возникающий в условиях оперативно-информационной перегрузки при выполнении сложных управленческих задач с высокой степенью ответственности;

- эмоциональный стресс, который может возникнуть в весьма опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийное бедствие и т.п.);

- демобилизирующий стресс, в результате которого нарушается целесообразность действий и ухудшаются возможности речи [4].

По данным исследований всех возрастных категорий, наибольшую тревогу вызывают масштабы распространения негативных явлений среди молодежи. Со второй половины 80-х годов прошлого столетия увеличились масштабы противоправной групповой деятельности, когда наряду с ростом преступлений против личности, общества, государства реальную опасность стали представлять организованная преступность, те или иные модификации преступных групп, уличных молодежных группировок и субкультур.

В социальной среде выделяются малые группы, которые являются мощным катализатором индивидуального поведения своих членов. В зависимости от господствующих в группе норм усиливаются социально полезные или социально опасные ориентации и формы деятельности. Направленность групповой активности во многом зависит и от личных качеств неформального лидера. Процесс заражения и подражания наиболее интенсивно идет в так называемых стихийных группах, возникающих самопроизвольно, спонтанно и большей частью через эмоциональное притяжение. В них очень развит конформизм. Именно в таких группах возникают нормы поведения, не совпадающие с общественными требованиями или противоречащие им. Преступное совместное действие нескольких лиц носит название соучастия, которое подразделяется на:

- простое соучастие - совместное участие нескольких лиц в совершении преступления, т. е. соисполнительство, без распределения ролей;

- сложное соучастие, при котором каждый из соучастников выполняет строго определенную для него в преступлении роль (исполнитель, пособник, подстрекатель, руководитель);

- соучастие в стабильно созданной и действующей преступной группе, которая является наиболее опасной для общества, так как такое соучастие характеризуется стабильностью, устойчивостью криминальных связей и т.п.

В преступных сообществах личность полностью принимает преступную направленность группы, разделяет ее преступные мотивы и цели достижения задуманного. Поэтому личность старается оправдать ожидание ее членов и лидера такой преступной группы. Следует заметить, что именно в преступной группе у ее членов понижается чувство ответственности, а доминирует вседозволенность, безнаказанность и групповая защищенность. Причем у некоторых членов такой группы появляется повышенное рвение к отстаиванию своего достоинства и достоинства ее членов, в такой группе у колеблющихся также вырабатывается чувство превосходства по отношению к окружающим людям [5].

В этих условиях представляется значимым опыт психологической подготовки полицейских к охране порядка во время массовых мероприятий. Для такой подготовки разработана с участием ведущих психологов «новая концепция отношений полиции и участников массовых мероприятий».

Ее психологическая сторона для работников полиции отражает стремление:

- усилить психологическую устойчивость полицейских;

- развить их психодиагностические и коммуникативные способности;

- вооружить теоретическими знаниями психологии толпы, и на этой основе, с учетом момента непредсказуемости, обучить типовым действиям, снижающим потенциальную возможность угрозы и проявления массовых беспорядков. В этих целях дипломированные психологи и инструкторы-полицейские, прошедшие специальную подготовку на психологических практикумах, регулярно проводят тренировочные занятия отрядов по пресечению насилия толпы [6].

Второй, основной, этап обучения заключается в развитии умений у полицейских:

- видеть среди участников толпы людей с достойной понимания точкой зрения;

- ориентироваться и находить среди множества лиц если не лидеров, то человека, которому будет внимать толпа;

- вести активный разговор, беседу с любым человеком либо группой людей, входящих в толпу.

Изучение природы группового молодежного хулиганства, причин и условий, способствующих его совершению в условиях глубоких социальных и экономических потрясений общества, и разработке на этой базе теоретических основ, предложений и рекомендаций по совершенствованию правовых норм, психологической профилактике и предотвращению данной и весьма распространенной разновидности хулиганских действий.

Для достижения этой цели необходимо поставить следующие задачи:

- изучить состояние, динамику и структуру групповых молодежных хулиганских действий, особенности молодежных хулиганских групп, механизмы их формирования и функционирования;

- исследовать психологические особенности личности и дать основные психологические характеристики преступников - участников молодежных хулиганских групп;

- разработать типологию молодежных хулиганских групп, показать наиболее характерные особенности каждой из них;

- проанализировать причины группового хулиганства несовершеннолетних и молодежи, выявлять негативные факторы, способствующие их групповым хулиганским действиям;

- определить общесоциальные, специальные и правовые меры предупреждения группового хулиганства несовершеннолетних и молодых взрослых;

- разработать рекомендации по профилактике и пресечению группового хулиганства в этой категории лиц.

В заключение отметим, что при несении службы в условиях проведения массовых мероприятий необходимы предварительные организационные мероприятия, сотрудники органов внутренних дел должны быть готовы тактически и психологически к несению службы. Не допустить ГНОП во время массовых мероприятий, обеспечить безопасность граждан - одна из основных задач органов внутренних дел.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Егоров, В.С. Психология групповых нарушений общественного порядка / В.С. Егоров. - 2000 - 42 с.

2. Косопапова, Н.В., Иванова, Конспект лекций по юридической психологии - 2010 - 52 с. URL http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:http://www.novsu.ru/file/804726&gws_rd=cr&ei=eldcVof SB-r5ywPVnafIDw

3. Давитадзе, М.Д. Групповое молодежное хулиганство и его предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Специальность 12.00.08 - Уголовное право и криминология; Исполнительно-трудовое право / МВД Российской Федерации. Научно-исследовательский институт / М.Д. Давитадзе. - М.,1993 - 144 с.

4. Емельянов, В.П. Преступление несовершеннолетних с психическими аномалиями/ В.П. Емельянов. - Саратов, 1980 - 110 с.

5. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я.И. Ги-линский // СОЦИС.- 1991. - № 4 - С. 163-184.

6. Медведев, B.C. Проблемы профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел: теоретические и прикладные аспекты / B.C. Медведев. - М.: Изд-во НАВДУ, 1997 - 192 с.

УДК 159.932 ББК 88.8

Р. В. Забродин

РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ВИКТИМОЛОГИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. В данной статье рассматриваются и анализируются работы отечественных и зарубежных исследователей в области виктимологии, изучаются условия и факторы развития, категориальный аппарат данной межпредметной дисциплины, а также проблемы и перспективы профилактики преступного поведения при практической реализации виктимологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.