Научная статья на тему 'Использование возможностей судебно-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних'

Использование возможностей судебно-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
406
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / СОУЧАСТНИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТ-ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курмаева Наталья Анатольевна

В настоящей статье рассматриваются вопросы использования знаний из области психологии при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних, значительное внимание уделяется анализу возможностей экспертного исследования при расследовании групповых преступлений для установления психологических особенностей членов группы, высказываются рекомендации относительно правильной постановки вопросов эксперту-психологу. По мнению автора, активное использование на практике экспертных методик для определения психологических особенностей подростковой группы способно повысить эффективность расследования, в силу чего при назначении наказания в большей степени будут учтены своеобразные психологические черты личности подростка, влияющие не его роль в совершении преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курмаева Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF POSSIBILITIES OF FORENSIC-PSYCHOLOGICAL EXPERTISE AT INVESTIGATION OF GROUP CRIMES OF MINORS

This article discusses the use of knowledge in the field of psychology in criminal proceedings involving minors, considerable attention is paid to researching the possibilities of expert research in the investigation of group crimes in order to establish the psychological characteristics of the members of the group, and recommendations are made regarding the correct posing of questions to the expert psychologist. In the opinion of the author, the active use of expert methods in practice to determine the psychological characteristics of the adolescent group can improve the effectiveness of the investigation, so that, when imposing punishment, the peculiar psychological traits of the adolescent's personality will be taken into account that will not affect his role in the commission of the crime.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей судебно-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних»

12. КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.12)

12.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ГРУППОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Курмаева Наталья Анатольевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. Подразделение: кафедра правовых дисциплин. E-mail: kurmaeva_n@mail.ru

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы использования знаний из области психологии при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних, значительное внимание уделяется анализу возможностей экспертного исследования при расследовании групповых преступлений для установления психологических особенностей членов группы, высказываются рекомендации относительно правильной постановки вопросов эксперту-психологу. По мнению автора, активное использование на практике экспертных методик для определения психологических особенностей подростковой группы способно повысить эффективность расследования, в силу чего при назначении наказания в большей степени будут учтены своеобразные психологические черты личности подростка, влияющие не его роль в совершении преступления.

Ключевые слова: несовершеннолетний, специальные психологические знания, соучастники преступления, судебно-психологическая экспертиза, эксперт-психолог.

USE OF POSSIBILITIES OF FORENSIC-PSYCHOLOGICAL EXPERTISE AT INVESTIGATION OF GROUP CRIMES OF MINORS

Kurmaeva Natalia Anatolievna, PhD at Law, Associate professor. Position: associate professor. Place of employment: National Research Mordovia State University named after N.P.Ogarev. Department: Legal Disciplines chair. E-mail: kurmaeva_n@mail.ru

Annotation: This article discusses the use of knowledge in the field of psychology in criminal proceedings involving minors, considerable attention is paid to researching the possibilities of expert research in the investigation of group crimes in order to establish the psychological characteristics of the members of the group, and recommendations are made regarding the correct posing of questions to the expert psychologist. In the opinion of the author, the active use of expert methods in practice to determine the psychological characteristics of the adolescent group can improve the effectiveness of the investigation, so that, when imposing punishment, the peculiar psychological traits of the adolescent's personality will be taken into account that will not affect his role in the commission of the crime.

Keywords: minor, special psychological knowledge, accomplices in crime, forensic psychological examination, expert psychologist.

Проблемы использования специальных знаний в области психологии при расследовании и рассмотрении в суде уголовных дел несовершеннолетних в последнее время становятся все более актуальными, привлекают внимание ученых и практиков, как юристов, так и психологов. Широкое применение достижений современной психологической науки способствует повышению эффективности расследования данной категории дел и является одной из гарантий защиты прав, свобод, и законных интересов детей [6].

Помощь профессиональных психологов, выступающих в роли экспертов, специалистов, консультантов позволяет объективно исследовать особенности личности подростков с девиантным поведением; выявить признаки умственной отсталости; установить психологический контакт между подростком и лицом, осуществляющим предварительное расследование; выбрать наиболее оптимальную тактику производства отдельных следственных действий; дать консультацию по поводу вопросов, которые следует правильно сформулировать при назначении судебно-психологической либо комплексной психологической экспертизы. Специальные знания сведущих в области психологии лиц требуются и для решения других задач, возникающих при производстве по уголовным делам с участием подростков.

Экспертиза является наиболее востребованной на практике формой применения специальных знаний психологов, которая может проводиться как в отношении подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, потерпевших и свидетелей несовершеннолетнего и малолетнего возраста. Чаще всего данный вид экспертного исследования назначается для выявления признаков умственной отсталости, что необходимо для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса РФ подросток, достигший установленного законом возраста, не способный в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность противоправных действий вследствие умственной отсталости, может быть вовсе освобожден от ответственности.

Однако возможности экспертного психологического исследования гораздо шире. Поскольку значительная часть преступлений совершается подростками в группе, представляется важным установить действительную роль каждого соучастника группового преступления, т.е. выявить организатора, исполнителя, подстрекателя и пособника для индивидуализации уголовной ответственности.

Как справедливо отмечает В.В. Терещенко, предметом данного вида экспертного исследования является уровень организованности преступной группы и ролевая дифференциация ее членов [5, с. 85]. Цель такой экспертизы состоит в установлении сильно выраженных личностных качеств подростков-лидеров и психологических особенностей других участников группы, занимающих в ней подчиненное положение в силу оп-

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Курмаева Н.А.

ределенных недостатков в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах.

Кроме того, соучастниками могут быть не только несовершеннолетние, но и взрослые лица. Помощь эксперта-психолога необходима также для выяснения характера взаимоотношений, механизмов влияния членов группы друг на друга, специфики распределения ролей.

Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена в следующих случаях: когда в материалах уголовного дела содержится информация противоречивого характера об организаторе преступления; когда соучастниками, кроме несовершеннолетних, являются совершеннолетние лица для установления их влияния на подростков.

Эксперту следует задать вопросы, касающиеся установления психологической структуры группы, распределения ролей, степени влияния ее лидера на отдельных участников, характерных формах взаимоотношений в группе, выявления социально-психологических признаков высокой организованности и сплоченности.

Вышеуказанные вопросы отражаются в постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы в следующей форме:

1. Кто из членов преступной группы занимает в ней лидирующее положение, и какими психологическими особенностями он характеризуется?

2. Кто из членов преступной группы занимает в ней подчиненное положение, и какими психологическими особенностями он характеризуется?

3. Имеются ли в группе социально-психологические признаки высокой организованности, сплоченности и если имеются, то в чем они конкретно выражаются?

Следует заметить, что в научной литературе высказаны различные точки зрения по вопросам о целесообразности использования специальных психологических знаний при расследовании групповых преступлений. В.В. Терещенко полагает, что «сотрудничество психолога и юриста полезно и способно повысить эффективность расследования групповых преступлений» [4, с. 192]. Л.Н. Костина также считает актуальным вопрос о разработке нового направления экспертного исследования - экспертизы преступных групп несовершеннолетних [2, с. 87] и отмечает, что именно от результатов подобного экспертного исследования зависит решение вопроса о привлечении к ответственности и мерах воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя [1, с. 211].

С.Н. Шишков [7] и Н.А. Ратинова [3] отрицательно отнеслись к возможности установления психологической структуры преступной группы путем проведения судебно-психологической экспертизы. В качестве основного аргумента данные авторы ссылаются на вероятностный характер экспертного заключения, в силу чего оно не может использоваться в качестве доказательства.

Также следует заметить, что на практике возможности экспертов-психологов, владеющих подобными экспертными методиками, остаются невостребованными, что объясняется отсутствием правовой регламентации порядка производства такого рода экспертиз, недостаточной осведомленностью органов предварительного расследования и судей о сущности подобного экспертного исследования, а также большой загруженностью экспертов.

По рассматриваемой категории уголовных дел участие психологов в основном ограничивается проведением судебно-психологических экспертиз в отношении

подозреваемого, обвиняемого, подсудимого - для выявления признаков отставания в психическим развитии; в отношении малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших - для определения способности верно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам о половых преступлениях - для определения способности понимать характер и значение совершаемых противоправных действий и оказывать сопротивление.

Между тем активное использование на практике экспертных методик для определения психологических особенностей подростковой группы способно повысить эффективность расследования, в силу чего при назначении наказания в большей степени будут учтены своеобразные психологические черты личности подростка, влияющие не его роль в совершении преступления.

В связи со сказанным представляется целесообразным в главу 50 УПК РФ, регламентирующую особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, включить ст.4211, в которой необходимо закрепить основания назначения экспертного исследования по уголовным делам несовершеннолетних, в том числе и для определения психологической структуры преступной группы, а также для установления действительной роли несовершеннолетнего в совершении преступления и какое влияние оказали на него старшие по возрасту лица.

Список литературы:

1. Костина Л.Н. Направления деятельности психолога (эксперта и специалиста) по делам о групповых преступлениях несовершеннолетних // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 1. С. 210217.

2. Костина Л.Н. О современных проблемах участия психолога в расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних // Современное общество и право. 2012. № 1 (6). С. 84-88.

3. Ратинова Н.А. Психология насильственных преступлений и их экспертная оценка. М., 2001.

4. Терещенко В.В. Возможности судебно-психологического экспертного исследования при расследовании групповых преступлений с участием подростков // Комплексная психолого-психофизиологическая судебная экспертиза: современное состояние и перспективы развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2016. С. 190-198.

5. Терещенко В.В. Формы использования специальных психологических познаний в уголовном процессе при расследовании групповых преступлений с участием подростков // Педагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4 (67). С. 84-87.

6. Худойкина Т.В., Максимова И.А. Система защиты прав, свобод и законных интересов детей в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2011. № 1. С. 117-121.

7. Шишков С.Н. Могут ли психологические и психиатрические заключения служить доказательствами? // Законность. 1997. №7. С.41-44.

Рецензия

на научную статью кандидата юридических наук, доцента Н.А. Курмаевой «Использование возможностей судебно-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних»

Преступность несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества, при этом значительная часть преступлений совершается подростками в группе. В этой связи важное значение имеет использование специальных психологических знаний при производстве по данной категории дел и, в частности, при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. Наиболее востребованной формой использования специальных знаний является судебно-психологическая экспертиза.

Настоящая статья посвящена рассмотрению процессуальных аспектов производства судебно-психологической экспертизы для установления психологической структуры преступной группы несовершеннолетних. По мнению автора, широкое внедрение в следственную практику судебно-психологических экспертиз по делам о групповых преступлениях несовершеннолетних будет способствовать объективности и полноте расследования, назначению справедливого наказания с учетом индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетнего и его роли в совершении преступления.

В статье сделан вывод о том, что в законе необходимо закрепить основания назначения судебно-психологической экспертизы по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, в том числе и для установления психологической структуры преступной группы.

Статья может быть полезна как научным сотрудникам, так и практическим работникам, занимающимся проблемами подростковой преступности.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что представленная на рецензирование статья Н.А. Курмаевой «Использование возможностей судеб-но-психологической экспертизы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних» является актуальной, имеет теоретическую и практическую значимость, что позволяет рекомендовать ее для публикации в открытой печати.

Рецензент - к.ю.н., доцент, доцент кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» В.Н. Немечкин

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 85,45 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.