УСТАНОВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ
Курмаева Н.А.
8.5. УСТАНОВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Курмаева Наталья Анатольевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. Подразделение: кафедра правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются особенности выявления мотивации преступного поведения несовершеннолетних в контексте судеб-но-психологической экспертизы. Даются рекомендации о правильной постановке вопросов эксперту при назначении данного вида экспертного исследования. Автором сделан вывод о том, что установление мотива преступления имеет важное уголовно-правовое значение, поскольку позволяет правильно определить отношение субъекта к преступному деянию и его последствиям, форму и степень вины, общественную опасность личности виновного и совершенного им преступления.
Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, эксперт- психолог, мотив преступления, несовершеннолетний, уголовный процесс.
ESTABLISHMENT OF MOTIVATION OF CRIMINAL BEHAVIOR IN MINORS
Kurmaeva Natalia Anatolievna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: National Research Mordovia State University named after N.P. Ogarev. Department: Legal Disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: In this article, the features of revealing the motivation of criminal behavior of minors in the context of forensic psychology are examined. Recommendations are given on the correct setting of questions to the expert when assigning this type of expert study. The author concludes that the establishment of the motive of a crime has an important criminal-legal significance, since it allows to correctly determine the attitude of the subject to the criminal act and its consequences, the form and degree of guilt, the public danger of the person of the perpetrator and the crime committed by him.
Keywords: forensic psychological examination, expert-psychologist, motive of crime, minor, criminal process.
При производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних довольно часто назначаются и проводятся судебно-психологические экспертные исследования, что необходимо: для установления способности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими; для определения способности малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания; для определения способности малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам о сексуальных посягательствах понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.
В отношении несовершеннолетних участников уголовного процесса судебно-психологическая экспертиза может проводиться и для установления других обстоятельств, входящих в компетенцию экспертов-психологов, например, мотивации совершения преступления.
Проблема установления мотивации преступного поведения несовершеннолетних с помощью судебно-психологической экспертизы состоит в том, что мотив и цель как признаки субъективной стороны преступления не могут относиться к предмету данного вида экспертного исследования [1, с. 92; 4, с. 136].
Эксперт-психолог не вправе устанавливать мотив преступления, что входит в компетенцию следователя и суда, поскольку в соответствии с законом мотивы преступления относятся к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по каждому уголовному делу (п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ), в том числе и по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (ч. 1 ст. 421 УПК РФ).
Однако нельзя отрицать принципиальной возможности проведения судебно-психологической экспертизы для определения психологических мотивов преступления. В компетенцию эксперта-психолога не входит установление юридических мотивов преступления, например, хулиганских, корыстных и т.п. Если эксперт-психолог, не выходя за пределы своей компетенции, устанавливает психологические мотивы конкретного поступка, анализирует особенности мотивационной сферы испытуемого, то такого рода исследования не противоречат общим принципам судебной экспертизы.
Исследование психологических мотивов противоправных действий несовершеннолетних является одной из самых сложных задач данного вида экспертного исследования. Сложность заключается в том, что содержание понятия «мотив» в уголовном праве и психологии различно. С точки зрения психологии мотив - это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности [3, с. 168]. В уголовном праве мотивом преступления называют обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении [5, с. 106]. Для обозначения мотивов используются обобщенные понятия - месть, корысть, ревность, зависть, хулиганские побуждения, неприязненные отношения и др.
Таким образом, с психологической точки зрения понятие «мотив» связано с раскрытием его сущностных свойств, а в уголовном праве - с правовой оценкой действий лица, совершившего преступление. Как справедливо считают В.Н. Косырев и В.Г. Евстратов, определение юридического мотива преступления - это компетенция суда, следователя, прокурора и лица, производящего дознание. Психологи определяют мотив преступного поведения как процесс, отражающий влияние внешних и внутренних факторов на поведение человека [2, с. 10].
Анализируя мотивы поведения лица, совершившего преступление, эксперт-психолог не определяет юридические мотивы (например, хулиганские, корыстные и т.п.), а устанавливает психологические мотивы отдельного конкретного поступка. Задача юристов состоит в том, чтобы на основании описания мотивов и поведения человека определить конкретный мотив преступления и в соответствии с ним дать юридическую оценку.
6-2017
Пробелы в российском законодательстве
При назначении судебно-психологической экспертизы для установления мотивации преступного поведения несовершеннолетнего, эксперту-психологу может быть задан вопрос: Каковы психологические мотивы, составляющие содержание потребностно-мотивационной сферы личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого подсудимого, побудившие его совершить указанные противоправные действия?
Установление мотива преступления имеет важное уголовно-правовое значение, которое заключается в том, что он позволяет правильно определить отношение субъекта к преступному деянию и его последствиям, форму и степень вины, общественную опасность личности виновного и совершенного им преступления. От верного определения мотива преступления во многих случаях зависит правильная квалификация преступления, мотив может служить обстоятельством смягчающим или отягчающим уголовную ответственность.
Необходимо отметить, что на практике судебно-психологические экспертизы с целью изучения мотивации совершения несовершеннолетними преступлений не назначаются, и вопросы относительно установления психологических мотивов их действий перед экспертами-психологами не ставятся, хотя в некоторых случаях эксперты-психологи дают психологическую оценку мотивов противоправных действий. Например, по уголовному делу, возбужденному по факту совершения разбойного нападения и убийства гражданина Р. была проведена судебно-психологическая экспертиза в отношении несовершеннолетнего подозреваемого Б. для установления наличия или отсутствия признаков отставания в психическом развитии, не связанных с психическим заболеванием, а также способности в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими. В экспертном заключении, кроме ответов на поставленные вопросы, содержатся выводы о том, что действия Б. могли быть обусловлены мотивами самоутверждения и повышения самооценки.
Можно привести и другой пример. По уголовному делу, возбужденному по факту совершения убийства С. и причинению телесных повреждений Г. также были проведены судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних обвиняемых, в заключениях которых содержалось следующее: «Инкриминируемые Т. деяния могли быть обусловлены мотивами самоутверждения и повышения самооценки, а также сексуальными и мотивами материального порядка. Инкриминируемое Б. деяние могло быть обусловлено мотивами самоутверждения, и эмоциональной разрядки. В меньшей мере, но все же имели место мотивы материального порядка (завладение деньгами, вещами), сексуальные мотивы, а также самоутверждения и повышения самооценки».
Необходимо придавать более важное значение установлению мотивов совершения преступлений несовершеннолетними и с этой целью при назначении судебно-психологической экспертизы на разрешение эксперта ставить отдельный вопрос, касающийся исследования психологических мотивов преступного поведения подростков, что будет способствовать объективности и полноте расследования, а также учитываться при назначении наказания.
В связи со сказанным представляется целесообразным в главу 50 УПК РФ, устанавливающую особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, включить ст. 4211, в которой необходимо закрепить основания назначения судебно-психологической экспертизы по уголовным делам в от-
ношении несовершеннолетних, в том числе и для установления мотивации преступного поведения несовершеннолетних.
Список литературы:
1. Бражников Д.А., Шиян В.И. Выявление мотивов преступного поведения // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2016. - № 3 (37). - С. 89-94.
2. Косырев В.Н., Евстратов В.Г. Судебно-психологическая экспертиза: учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. - 115 с.
3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. - М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
4. Тазин И.И. Процессуальные средства установления и доказывания мотивации преступного поведения // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 343. - С.134-136.
5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. / под ред. А.И. Рарога. - М.: Изд-во Проспект, 2008. - 704 с.
Статья проверена программой Антиплагиат.
Оригинальность текста 75,43 %.
Рецензия
на статью кандидата юридических наук доцента Н.А. Курмаевой «Установление мотивации преступного поведения несовершеннолетних»
При производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних важное значение имеет использование специальных психологических знаний, наиболее распространенной формой которых является судебно-психологическая экспертиза. Знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач раскрытия, расследования и предупреждения совершения преступлений.
Настоящая статья посвящена рассмотрению процессуальных аспектов производства судебно-психологической экспертизы для установления мотивации преступного поведения несовершеннолетних. При этом следует отметить, что мотив как признак субъективной стороны преступления не входит в предмет судебно-психологической экспертизы.
Автор вполне обоснованно обращает внимание на то, что эксперт- психолог не вправе устанавливать мотив преступления, что входит в компетенцию следователя и суда, поскольку в соответствии с законом мотивы преступления относятся к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по каждому уголовному делу, в том числе и по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Однако нельзя отрицать принципиальной возможности проведения судебно-психологической экспертизы для определения психологических мотивов преступления.
В статье сделан вывод о том, что в законе необходимо закрепить основания назначения судебно-психологической экспертизы по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, в том числе и для установления мотивации преступного поведения несовершеннолетних.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что представленная на рецензирование статья Н.А. Кур-маевой «Установление мотивации преступного поведения несовершеннолетних» является актуальной, имеет теоретическую и практическую значимость, что позволяет рекомендовать ее для публикации в открытой печати.
Доктор юридических наук, профессор, Зав. кафедрой правовых дисциплин ФГБОу ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева» Т.В.Худойкина