Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПО В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПО В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ / УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТРЕНИНГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаев Магомед Ахмедович

В статье рассматриваются возможности поликультурной среды СПО в процессе формирования навыков конструктивного взаимодействия студентов. Выявлено, что различные пути и способы повышения конструктивного взаимодействия студентов в условиях поликультурной среды должны осуществляться в соответствии с современными тенденциями в образовании, направленными на его гуманизацию и включать разнообразные формы, методы, технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CONSTRUCTIVE INTERACTION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article explores the possibilities of the multicultural environment of the SPO in the process of developing the skills of constructive interaction of students. It has been revealed that different ways and ways to increase the constructive interaction of students in a multicultural environment should be carried out in accordance with modern trends in education aimed at humanizing it and include a variety of forms, methods, technologies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПО В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПО В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

аспирант Абдулаев Магомед Ахмедович Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

Постановка проблемы. В последнее время становится особенно актуальной организация конструктивного взаимодействия между преподавателями и студентами, студентами между собой. Особенно это важно в поликультурных регионах, когда от того, насколько граждане и, прежде всего, молодёжь, могут эффективно и, главное, бесконфликтно, взаимодействовать, во многом будет определять их социальную стабильность.

Безусловно, основы конструктивного взаимодействия закладываются ещё в семье, но решающий вклад в этот процесс вносится в образовательных учреждениях.

Образованию в обществе отводится ведущая роль в духовно-нравственной консолидации всего российского общества с учётом всего многообразия культур и народов, населяющих Российскую Федерацию.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отражено, что для России это означает «существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков: общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем» [9].

Изложение основного материала исследования. Учреждения СПО играют важную роль в становлении личности молодёжи, в том числе в формировании умения конструктивно взаимодействовать с социумом.

Прежде чем рассмотреть формы, технологии, методы формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия студентов СПО, необходимо изучить в чём заключается взаимодействие и. в частности, конструктивное взаимодействие.

Категория «взаимодействие» достаточно широко рассмотрена в работах психологов, педагогов, социологов, философов. На основе анализа литературы, можно сказать, что взаимодействие - это многоаспектное понятие, которое определяется с разных позиций:

- как организация совместных действий, что позволяет реализовывать какую-либо общую деятельность (Г.М. Андреева) [2];

- как процесс активного воздействия различных объектов друг на друга (А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев) [3; 10];

- как вербальные и невербальные контакты между людьми, которые вызывают целостные или частичные изменения у общающихся (В.А. Кан-Калик) [8];

- как систематическое и устойчивое выполнение совместных действий, направленных на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнёра (В. Айнштейн) [11].

Ермишкина Е.Н. рассматривает «взаимодействие» «как способ реализации совместной деятельности, достижение цели которой требует разделения и кооперации функций, взаимного согласования и координации индивидуальных действий субъектов» [5].

В структуре межличностного взаимодействия учёные выделяют 3 основные компонента[1-5 и др.]:

Таблица 1

Структура взаимодействия

цель содержание средства

ради чего возникает взаимодействие информация, которая передаётся в процессе взаимодействия способы передачи, переработки, кодирования и расшифровки информации, которая передаётся от одного человека к другому

Рассмотрим как осуществляется взаимодействие в условиях учреждений СПО, расположенных в многонациональном регионе.

Прежде всего, эти учреждения отличаются тем, что в них создаётся поликультурная среда, без которой невозможно осуществлять конструктивное взаимодействие студентов.

Поликультурная среда учреждения СПО представляет собой духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов. На основе анализа литературы [3-8] и личных наблюдений, выделим общие признаки поликультурной среды учреждения СПО:

- наличие созданных условий, стимулирующих формирование у студентов поведения на основе приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям;

- пространство позитивного взаимодействия студентов, групп, культур, представляющих разные культуры, этносы и т.п.;

- учреждение с контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный профессорско-преподавательский и студенческий состав, призванным удовлетворить социокультурные образовательные и адаптивные потребности [12].

В учреждениях подобного типа особенно важно наладить конструктивное взаимодействие, прежде всего. между преподавателями и студентами.

Знание основ организации педагогического взаимодействия дают возможность преподавателю не только определить адекватную систему взаимоотношений со студентами, направленную на профессиональную подготовку будущих специалистов, но и практически реализовать ее в образовательном процессе.

Важную роль в процессе организации конструктивного взаимодействия играет умение преподавателя выбирать по отношению к студентам оптимальный способ поведения.

Педагоги-практики отмечают, что для создания в студенческой аудитории благоприятной для конструктивного взаимодействия обстановки, необходимо соблюдать следующие требования (табл. 2).

Таблица 2

Требования для организации конструктивного взаимодействия

№ Система требований

1. наличие реального психологического контакта со студентами, который обеспечивает процесс передачи информации и включает педагога и студентов в единый процесс учения-обучения;

2. повышение мотивации учения за счет социально-психологических резервов;

3. выбор такого стиля взаимодействия, который обеспечивает готовность студентов к восприятию учебной информации;

4. разработка социально-психологической логики развёртывания информации, подлежащей изучению;

5. достижение единства делового и личностного сотрудничества.

Реализация требований позволяет преподавателю грамотно организовать педагогическое взаимодействие со студенческой молодёжью, и, как следствие, повысить общую эффективность учебного процесса.

Совместная общеполезная деятельность, учеба, общение способствуют формированию у студентов уважения к различным народностям, к их культурам.

В этой связи задача колледжа - целенаправленно формировать основы поликультурного общения, основанного на конструктивном взаимодействии.

Важно научить студентов колледжа понимать окружающих людей, воспитать у них чувства сопереживания, симпатии, солидарности, терпимости.

С этой целью учебно-воспитательные программы поликультурного образования следует наполнять современными технологиями личностно-ориентированного взаимодействия.

По мнению многих учёных-практиков и теоретиков, работающих по проблеме формирования навыков конструктивного взаимодействия [1; 6-12], хороший эффект даёт внедрение в образовательный процесс колледжа тренингов, которые включали бы реальные межкультурные контакты, групповые дискуссии по обсуждению ситуаций, возникающих при личных контактах представителей различных национальностей, представителей различных культур.

Все это помогает студентам более полно понять поведение представителей другой культуры, способствует освоению обычаев, традиций, характерных для представителей культуры, с которыми предстоит взаимодействовать.

В целом работа по формированию умений и навыков конструктивного взаимодействия студентов СПО на основе повышения уровня культуры межнационального общения должна проходить по разным направлениям [6]. Отметим основные из них (табл. 3).

Таблица 3

Ведущие направления работы со студентами колледжа

№ Направления работы

1. Углубленное изучение истории народностей и истории присоединения тех или иных народов к России.

2. Участие студентов в национальных и религиозных праздниках.

3. Разучивание народных игр.

4. Изучение национальной культуры народов (костюма, обычаев, традиций).

5. Чтение произведений национальных поэтов и писателей.

6. Проведение дней национальных культур.

7. Проведение тренинговых упражнений по воспитанию толерантности и т.д.

8. Совместные дела студентов различных групп (конкурсы, соревнования, игры, проекты).

9. Работа с семьей, организация семейных вечеров, во время которых представители каждой семьи знакомят класс со своими профессиями, поют любимые национальные песни, исполняют стихи на родном языке, предлагают попробовать национальные блюда, рассказывают о семейных и национальных традициях.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что внедрение различных итеративных технологий в поликультурные образовательные учреждения с полиэтническим составом необходимо студентам и призвано обеспечить каждой личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций; создать условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечь учащихся в глобальные процессы современности, основывающиеся на национальных и общечеловеческих ценностях. При этом необходимо усилить профессиональную подготовку будущих преподавателей в вопросах формирования навыков конструктивного взаимодействия [7] и методики их формирования у студентов в образовательных учреждениях различного типа.

Аннотация. В статье рассматриваются возможности поликультурной среды СПО в процессе формирования навыков конструктивного взаимодействия студентов. Выявлено, что различные пути и способы повышения конструктивного взаимодействия студентов в условиях поликультурной среды должны осуществляться в соответствии с современными тенденциями в образовании, направленными на его гуманизацию и включать разнообразные формы, методы, технологии.

Ключевые слова: конструктивное взаимодействие студентов, учреждения среднего профессионального образования, поликультурная образовательная среда, направленность личности, толерантность, тренинги.

Annotation. The article explores the possibilities of the multicultural environment of the SPO in the process of developing the skills of constructive interaction of students. It has been revealed that different ways and ways to increase the constructive interaction of students in a multicultural environment should be carried out in accordance with modern trends in education aimed at humanizing it and include a variety of forms, methods, technologies.

Keywords: constructive interaction of students, institutions of secondary vocational education, multicultural educational environment, personality orientation, tolerance, trainings.

Литература:

1. Айнштейн, В. Преподаватель и студент (практика общения) // Высшее образование в России. - 1997. - №1. - С. 32.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений - Москва: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.

3. Бодалев, А.А. Личность и общение. Избранные труды - М.: Педагогика, 1983. - 328 с.

4. Ермишкина Е.Н. Конструктивное педагогическое взаимодействие в организации совместно-распределенной деятельности преподавателя и студентов колледжа: дисс. к.п.н - Ставрополь. 2018 - 160 с.

5. Ермишкина Е.Н. Педагогическое взаимодействие как личностно детерминированный процесс, порождаемый совместной деятельностью // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 9-10.

6. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 154-159.

7. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению "педагогическое образование" в контексте методологии TUNING [опыт СевероКавказского федерального университета) // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 26-28.

8. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 1979.

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС) / А.Я. Данилюк, А.М. Кодаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009.

10. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 240 с.

11. Психологические исследования общения / под ред. Б.Ф. Ломова. - М., 1985.

12. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: дисс. -Нижний Новгород 2008 - 250 с.

УДК 371

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

кандидат педагогических наук, доцент Береснев Андрей Анатольевич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. На сегодняшний день современному человеку недостаточно владеть родным языком и находиться в одном культурном поле, в то время, как социокультурное пространство всего мира стремительно меняется и переходит мультикультурному строю. Современные человеку недостаточно просто осваивать культурные явления и проявления, ему следует изучать иностранные языки, необходимые для осуществления межличностной и межнациональной коммуникации. В целом межнациональная коммуникация сегодня является приоритетной сферой деятельности любой отрасли, поскольку представляет собой возможность международного обмена опыта и расширение производственных границ.

Справедливым было бы отметить, что преподавание иностранного языка на сегодняшний день является важной областью современного образовательно-воспитательного пространства высшей школы. Современные лингвисты все чаще обращаются к основным аспектам принципа вариативности, который предоставляет педагогу некую свободу в выборе тех или иных моделей, технологий, инструментов и ресурсов обучения, направленных на совершенствование лингвистической культуры обучающихся. Причем используются технологии как традиционного, так и инновационного обучения, что говорит о широких возможностях современного педагогического процесса [3].

Выбор технологий, применяемых в образовательном процессе, зависит от определенных условий и критериев, регламентируемых педагогической наукой. К таким условиям можно отнести:

- благоприятную атмосферу образовательного пространства, которая предоставляет обучаемому наиболее комфортные условия для свободного взаимодействия со сверстниками и для стремительного развития, стимулирование его желания использовать лингвистические конструкции иностранного языка на практике;

- сформированная личность обучающегося, вовлеченного в образовательно-воспитательной процесс, а также сформированность его эмоционально-чувствительной системы;

- активность обучающегося, которые активизируется в соответствии со специфическими требованиями, наделяет его важными полномочиями, делая при этом стержнем образовательно-воспитательного процесса, что соответствует категории личностно-ориентированного обучения;

- сформированная с различных точек зрения ситуация, в рамках которой педагог становится партнером и помощником обучающегося, а не перенимает на себя роль наставника;

- сформированная система деятельности обучающегося в рамках самостоятельного освоения языка и др. [1].

Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что формирование иностранных компетенций у студентов на сегодняшний день является приоритетной деятельностью современных педагогов-лингвистов. Они направляют всевозможные силы на решение существующих проблем в данной области, а также стремятся оптимизировать и модернизировать процесс получения обучающимся компетенций. В целом лингвистика - достаточно сложная и многогранная область знаний, которая требует от обучающихся значительных усилий и умений практического характера. Важно не просто научить обучающегося говорить на том или ином языке, но и мыслить на нём, применять его ресурсы в подобающих ситуациях. Особую роль в этом процессе играют методы и подходы, которые вырабатываются соответственно методике преподавания иностранного языка [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.