Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснев Андрей Анатольевич

Настоящая статья посвящена рассмотрению и изучению теории применения традиционных и инновационных технологий обучения иностранному языку в современной высшей школе. Рассматривается специфика преподавания иностранного языка, а также выявляются ключевые принципы этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY

This article is devoted to the consideration and study of the theory of application of traditional and innovative technologies of teaching a foreign language in modern higher education. The specificity of teaching a foreign language is considered, and the key principles of this process are identified.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

Keywords: constructive interaction of students, institutions of secondary vocational education, multicultural educational environment, personality orientation, tolerance, trainings.

Литература:

1. Айнштейн, В. Преподаватель и студент (практика общения) // Высшее образование в России. - 1997. -№1. - С. 32.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений - Москва: Аспект Пресс,2017. -363 с.

3. Бодалев, А.А. Личность и общение. Избранные труды - М.: Педагогика, 1983. - 328 с.

4. Ермишкина Е.Н. Конструктивное педагогическое взаимодействие в организации совместно-распределенной деятельности преподавателя и студентов колледжа: дисс. к.п.н - Ставрополь. 2018 - 160 с.

5. Ермишкина Е.Н. Педагогическое взаимодействие как личностно детерминированный процесс, порождаемый совместной деятельностью // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 9-10.

6. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 154-159.

7. Пгропуло П.Ф., Сёмина П.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению "педагогическое образование" в контексте методологии TUNING [опыт СевероКавказского федерального университета) // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 26-28.

8. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 1979.

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС) / А.Я. Данилюк, A.M. Кодаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009.

10. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997. -240 с.

11. Психологические исследования общения / под ред. Б.Ф. Ломова. -М., 1985.

12. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: дисс. -Нижний Новгород 2008 - 250 с.

УДК 371

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

кандидат педагогических наук, доцент Береснев Андрей Анатольевич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. На сегодняшний день современному человеку недостаточно владеть родным языком и находиться в одном культурном поле, в то время, как социокультурное пространство всего мира стремительно меняется и переходит мультикультурному строю. Современные человеку недостаточно просто осваивать культурные явления и проявления, ему следует изучать иностранные языки, необходимые для осуществления межличностной и межнациональной коммуникации. В целом межнациональная коммуникация сегодня является приоритетной сферой деятельности любой отрасли, поскольку представляет собой возможность международного обмена опыта и расширение производственных границ.

Справедливым было бы отметить, что преподавание иностранного языка на сегодняшний день является важной областью современного образовательно-воспитательного пространства высшей школы. Современные лингвисты все чаще обращаются к основным аспектам принципа вариативности, который предоставляет педагогу некую свободу в выборе тех или иных моделей, технологий, инструментов и ресурсов обучения, направленных на совершенствование лингвистической культуры обучающихся. Причем используются технологии как традиционного, так и инновационного обучения, что говорит о широких возможностях современного педагогического процесса [3].

Выбор технологий, применяемых в образовательном процессе, зависит от определенных условий и критериев, регламентируемых педагогической наукой. К таким условиям можно отнести:

- благоприятную атмосферу образовательного пространства, которая предоставляет обучаемому наиболее комфортные условия для свободного взаимодействия со сверстниками и для стремительного развития, стимулирование его желания использовать лингвистические конструкции иностранного языка на практике;

- сформированная личность обучающегося, вовлеченного в образовательно-воспитательной процесс, а также сформированность его эмоционально-чувствительной системы;

- активность обучающегося, которые активизируется в соответствии со специфическими требованиями, наделяет его важными полномочиями, делая при этом стержнем образовательно-воспитательного процесса, что соответствует категории личностно-ориентированного обучения;

- сформированная с различных точек зрения ситуация, в рамках которой педагог становится партнером и помощником обучающегося, а не перенимает на себя роль наставника;

- сформированная система деятельности обучающегося в рамках самостоятельного освоения языка и др. [1].

Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что формирование иностранных компетенций у студентов на сегодняшний день является приоритетной деятельностью современных педагогов-лингвистов. Они направляют всевозможные силы на решение существующих проблем в данной области, а также стремятся оптимизировать и модернизировать процесс получения обучающимся компетенций. В целом лингвистика - достаточно сложная и многогранная область знаний, которая требует от обучающихся значительных усилий и умений практического характера. Важно не просто научить обучающегося говорить на том или ином языке, но и мыслить на нём, применять его ресурсы в подобающих ситуациях. Особую роль в этом процессе играют методы и подходы, которые вырабатываются соответственно методике преподавания иностранного языка [2].

Изложение основного материала исследования. Как отмечают исследователи, на сегодняшний день зарубежная методика преподавания иностранного языка пестрит различными инновационными и интерактивными методами обучения. Они включает в свой состав такие методы как: метод опоры на физические действия, общительный, нейро-лингвистическое программирование и др. Так, к примеру, первый упомянутые нами метод базируется на структурной лингвистики, а также гуманистической направленности в обучении, развивается в контексте совмещения психологических и координационных речевых механизмов в рамках единой деятельности. Обучение иностранному языку в этом случае имитирует процесс овладения свойственным индивиду языком, причем овладение языковыми средствами происходит в процессе физической деятельности.

Кроме того, важным методом сегодня является преподавание иностранных языков посредством цифровых технологий и технологий информационно-коммуникативного плана. Появление интернета и доступа к глобальной сети ознаменовало возникновение более новых и актуальных технологий, в соответствии с которыми человек развивается комплексно и самостоятельно, что немаловажно на сегодняшний момент. Информационные технологии достаточно активно применяются во всех сферах образовательно-воспитательной деятельности, поскольку современные молодые люди - студенты -ориентируются на наиболее актуальные виды деятельности и взаимодействия с окружающим миром [3].

Молодые люди стремятся к всеобщему развитию и самостоятельному становлению в каких-либо областях знаний или творчества. Они стремятся самореализоваться любым возможным для них способом. Интернет же является главным помощником в этом деле. Кроме того, посредством интернет-технологий возможно осуществлять межнациональную коммуникацию, применять лингвистические конструкции, соответствующие иностранному языку, что позволяет студенту самостоятельно участвовать в процессе развития собственных умений лингвистического порядка.

Говоря же о традиционных методах, нельзя не упомянуть классические лекции, семинары, учебную практику. На сегодняшнем этапе развития общества какие методы должны обязательно дополняться инновационными технологиями, поскольку носят несколько устаревший характер. Они направлены на осуществление контроля за деятельностью студента, в то время как он является не центром образовательной деятельности, а лишь его субъектом. Нельзя сказать, что такой подход плох, поскольку он демонстрировал эффективность в течение продолжительного количество времени, однако на сегодняшний день существуют определенные тенденции в сфере педагогики, придерживаться которых необходимо для актуализации педагогической деятельности. К такой тенденциозной отрасли относится личностно-ориентированный обучение, в соответствии с ключевыми понятиями которого обучающийся становится центром образовательного процесса и вовлекается в процесс организации и оптимизации образовательной деятельности. Он самостоятельно выбирает и разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут, в соответствии с которым происходит его обучение и воспитание.

Выводы. Исходя из этого, можно заключить, что исключительно гармоничное и правильное комбинирование традиционных и инновационных методов обучения иностранному языку современных молодых людей может привести к максимально положительному и концептуальному результату. Нельзя пренебрегать традиционными и избегать инновационных технологий, поскольку это может привести к дисгармонии и недостаточной развитости лингвистической культуры молодого поколения.

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению и изучению теории применения традиционных и инновационных технологий обучения иностранному языку в современной высшей школе. Рассматривается специфика преподавания иностранного языка, а также выявляются ключевые принципы этого процесса.

Ключевые слова: традиционные технологии обучения, инновационные технологии обучения, современная педагогическая наука, преподавание иностранного языка, обучение иностранному языку в вузе.

Annotation. This article is devoted to the consideration and study of the theory of application of traditional and innovative technologies of teaching a foreign language in modern higher education. The specificity of teaching a foreign language is considered, and the key principles of this process are identified.

Keywords: traditional teaching technologies, innovative teaching technologies, modern pedagogical science, teaching a foreign language, teaching a foreign language at a university.

Литература:

1. Мухаммедова, H.K. Инновационные технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза / Н. К. Мухаммедова // Academy. - 2019. - № 2 (41).

2. Щербакова, М.В. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Издательский дом ВГУ. -2019.

3. Янкина, Н.В. Традиционные подходы и инновационные технологии в обучении студентов неязыковых специальностей иностранным языкам / Н.В. Янкина // Вестник ОГУ. - 2013. - № 2 (151).

УДК 371

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СТУДЕНТАМИ

кандидат педагогических наук, доцент Брутова Марина Алексеевна Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск);

кандидат педагогических наук, доцент БуторинаАнастасия Николаевна Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск)

Постановка проблемы. Образовательная политика Российской федерации ориентирует нас на создание условий для овладения студентами профессиональных компетенций, направленных на овладение способностью взаимодействовать с различными субъектами образовательного процесса, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, формирование способности анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности. Это стимулирует преподавателя к поиску не всегда традиционных и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.