Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные методы обучения / языкознание / методы обучения языку / иностранная лингвистика / английский язык / английский язык в университете / изучение английского языка в непрофильном вузе / современное состояние английского языкознания / modern teaching methods / linguistics / language teaching methods / foreign linguistics / English / English at a university / studying English at a non-core university / current state of English linguistics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Везетиу, Е.В. Вовк

В статье рассматривается содержание современной образовательно-воспитательной системы в области обучения английскому языку в высшей школе. Выявляется закономерность применения тех или иных методов обучения, а также ее специфика. Определяются ключевые методы обучения английскому языку, а также актуализируется роль самого языка в системе международных отношений. Формируется представление о различных системах изучения иностранных языков на основе единого международного пространства. Авторы делают вывод о том, что обучение будущих специалистов различных специальностей английскому языку – приоритетная область профессионального высшего образования, поскольку такая дополнительная компетенция является крайне важной и актуальной в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.В. Везетиу, Е.В. Вовк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF TEACHING ENGLISH IN HIGHER EDUCATION

The article examines the content of the modern educational system in the field of teaching English in higher education. The regularity of the application of certain teaching methods, as well as its specificity, is revealed. The key methods of teaching English are determined, and the role of the language itself in the system of international relations is updated. An idea of various systems for learning foreign languages is being formed on the basis of a single international one. The authors conclude that the training of future specialists of different specialties in English is a priority area of professional higher education, as such additional competence is extremely important and relevant in the modern world. The younger generation is more focused on the Internet environment, on obtaining the most modern competencies related to the development of tools, mechanisms and means of technological progress. A foreign language helps to implement these trends.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

3. Vishnyakov S.A., Dunaeva L.A. Inoyazychnaya verbal'naya kommunikaciya: prepodavanie, izuchenie osvoenie v kontekste teorii sredovogo podhoda: monografiya. Moskva: Flinta-Nauka, 2017.

4. Gasparov B.M. Yazyk. Obraz. Pamyat'. Lingvistika yazykovogo suschestvovaniya. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 1996.

5. Orehova I.A. Obuchayuschij potencial russkoj sredy v formirovanii lingvokul'turologicheskoj kompetencii inostrannyh uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

6. Trofimova G.N. Funkcionirovanierusskogoyazyka vInternete: konceptual'no-suschnostnye dominanty. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 2004.

7. Lobanova N.A., Potapova I.I. Soderzhanie i organizacionnye formy stazhirovki po tipu vklyuchennogo obucheniya. Russkijyazykzarubezhom. 1983; № 4: 63 - 67.

Статья поступила в редакцию 25.02.21

УДК 378

Vezetiu E.V., Cand. of Scienoes (Pedagogy), senior lecturer, Academy of Humanities and Pedagogics, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

Vovk E.V., Cand. of Scienoes (Pedagogy), senior lecturer, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

MODERN METHODS OF TEACHING ENGLISH IN HIGHER EDUCATION. The article examines the content of the modern educational system in the field of teaching English in higher education. The regularity of the application of certain teaching methods, as well as its specificity, is revealed. The key methods of teaching English are determined, and the role of the language itself in the system of international relations is updated. An idea of various systems for learning foreign languages is being formed on the basis of a single international one. The authors conclude that the training of future specialists of different specialties in English is a priority area of professional higher education, as such additional competence is extremely important and relevant in the modern world. The younger generation is more focused on the Internet environment, on obtaining the most modern competencies related to the development of tools, mechanisms and means of technological progress. A foreign language helps to implement these trends.

Key words: modern teaching methods, linguistics, language teaching methods, foreign linguistics, English, English at a university, studying English at a non-core university, current state of English linguistics.

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

Е.В. Воек, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается содержание современной образовательно-воспитательной системы в области обучения английскому языку в высшей школе. Выявляется закономерность применения тех или иных методов обучения, а также ее специфика. Определяются ключевые методы обучения английскому языку, а также актуализируется роль самого языка в системе международных отношений. Формируется представление о различных системах изучения иностранных языков на основе единого международного пространства. Авторы делают вывод о том, что обучение будущих специалистов различных специальностей английскому языку - приоритетная область профессионального высшего образования, поскольку такая дополнительная компетенция является крайне важной и актуальной в современном мире.

Ключевые слова: современные методы обучения, языкознание, методы обучения языку, иностранная лингвистика, английский язык, английский язык в университете, изучение английского языка в непрофильном вузе, современное состояние английского языкознания.

Большинство из современных направлений профессиональной подготовки имеет в своем образовательном плане место для преподавания иностранного языка. Изучение иностранных языков позволяет студенту расширить кругозор, приобрести принципиально новую компетенцию, а также ознакомиться с разными существующими культурами. Кроме того, даже на начальном уровне освоения языка человек учится понимать его специфику, применять его ключевые средства в наиболее подходящие моменты, а также формировать собственно языковой потенциал, в соответствии с которым он будет в дальнейшем развивать углубленную иноязычную компетенцию. Кроме того, иностранный язык может значительно повлиять на общую привлекательность человека как специалиста, сделать его на голову выше специалистов, не обладающих навыками общения на иных языках [1 - 11].

Особое место в этой системе уделяется английскому языку, который считается международным. Изучение английского языка на сегодняшний день является обязательным во многих средних и высших учебных заведениях, ориентированных на передовое обучение и подготовку высококвалифицированных многоуровневых специалистов широкого профиля. Именно английский язык зачастую служит толчком для обучающихся к освоению иных, более сегментированных языков. Следует понимать, что на сегодняшний день вся экономика страны строится на основе межнационального взаимодействия и построения межгосударственных связей. Все это, как известно, невозможно без базового знания принципов и владения английским языком если не в совершенстве, то на достаточно высоком уровне [6]. Кроме того, на сегодняшний день данная тема крайне актуальна у молодого поколения, особенно изучение английского языка, поскольку молодые люди понимают его необходимость в современных условиях. Они осознают, что без знания международных основ коммуникации они не смогут осуществлять профессиональную деятельность на всех возможных уровнях, самым высоким из которых является осуществление международной и успешной профессиональной деятельности в выбранной сфере. Такая деятельность невозможна без детального иноязычного образования [1].

Под ключевыми методами обучения сегодня в педагогической науке принято понимать определенные способы деятельности педагога и его взаимодействие с обучающимся, которые направлены на максимально эффективное развитие обязательств образовательно-воспитательных задач.

Реализация же методов, в свою очередь, осуществляется посредством применения в образовательно-воспитательном процессе особых приемов и способов обучения, а также выработанных эффективных и действенных техник. Относительно этого можно сказать, что современная ситуация в данной области достаточно спорная. С одной стороны, отечественная педагогика иностранного языка придерживается классической методики по чтению, переводу, говорению, письму, аудированию [3]. При этом она практически не прибегает к современным методам изучения и освоения языка, в то время как требования к уровню и способам подготовки значительно меняются. Современные образовательные реалии быстротечны и динамичны. Достаточно хаотично развивается и иноязычное направление. Это требует от современных преподавателей применения максимально современных способов и механизмов. По нашему мнению, от традиционного подхода избавляться полностью нельзя, поскольку он лежит в основе системного овладения языковыми средствами английского языка. Именно он формирует у обучающихся ключевой базис, основываясь на который они могут грамотно и правильно писать, говорить, читать и понимать речь носителей языка. Другое дело, что есть необходимость в компоновке традиционного и инновационного методов в рамках преподавания английского языка будущим специалистам [2].

Преподавание не должно уходить из одной крайности в другую, а лишь подчёркивать из каждой области наиболее эффективные и благоприятные элементы, необходимые для системного развития каких-то лингвистических знаний обучающихся.

Сущность и специфика языкового образования достаточно модернизируется в последнее время, включая новые элементы системы оценивания и организации образовательного процесса. Так, к примеру, сегодня активно внедряется внутренняя модульно-рейтинговая система обучения, которая подкрепляется

демократизацией, индивидуализацией, экономизацией образования, являющимися элементами инновационного образования. Именно такое положение дел на сегодняшний день формирует необходимость в современных специалистах, подборе новейших методов обучения. Целью такого образовательного процесса на сегодняшний день является не просто овладение обучающимися ключевыми коммуникативными компетенциями, но и реализация знаний, умений и навыков коммуникативного порядка, необходимых для решения сложных коммуникативно-языковых задач, связанных с представителями иных национальностей, а также с развитием данной области образования [8].

На сегодняшний день есть некая достаточно обширная база существующих методов обучения английскому языку высшей школе. Однако нам представляется крайне актуальной классификация методов обучения английскому языку по принципу определения типа взаимодействия педагога и обучающегося в рамках образовательно-воспитательной деятельности.

Способы такого взаимодействия разнятся и представляют собой различные группы:

- педагог-наставник - такой тип взаимодействия предполагает, что педагог излагает информацию языкового характера, обучающийся участвует в процессе пассивного слушания, а также отвечает тогда, когда педагог этого требует, просит;

- дискуссионный способ, в рамках которого обучающиеся могут участвовать в дискуссии с педагогом, обмениваться вопросами, мнениями, касающимися тех или иных вопросов, совместно приходить к определённым выводам, формулированию правил и каких-либо определений;

- самостоятельность обучающихся под наблюдением педагога - такой способ предусматривает организацию наблюдения обучающимися педагогом во время их самостоятельной деятельности по изучению языкового материала;

- способ практического освоения языка - направлен на реализацию обучающимися практических действий в ходе освоения языковых средств, а также в ходе взаимодействия с педагогом и другими обучающимися [10].

Важно понимать, что современные обучающиеся не нуждаются в наставнике и «надзирателе», им необходим помощник в области приобретения, освоения и воспроизведения знаний, а не их переделывания и адаптации для их системы понимания. Им необходимо самостоятельно осуществлять поиск и обработку поступающей информации в соответствии с собственными системами понимания и знания. Это позволит ему стать не просто специалистом, но и самостоятельной личностью, способной воспроизводить собственную деятельность многократно без участия посторонних.

Иные исследователи отмечают эффективность эмоциональных методов, затрагивающих ценностно-нравственное отношение обучающегося к изучаемому им языку [1; 5; 11]. Такие методы, направленные зачастую на вовлечение обучающегося, вызов у него интереса и эмоций, чувственного отклика, стимулируют его к дальнейшей деятельности. Здесь следует понимать принципы подростковой и юношеской психологии, которые основываются на ранимости и эмоциональности молодых людей. Они легко, крайне ярко и импульсивно воспринимают как успех, так и поражение. В связи с этим современным педагогам необходимо найти максимально интересные и адекватные методы взаимодействия со студенческой аудиторией для передачи ей важных и системообразующих знаний. Более того, эмоциональные методы достаточно обширны и обладают большим количеством перечней. Нам хотелось бы перечислить лишь несколько из них, поскольку все обработать невозможно.

Итак, к ключевым методам данной группы, применяемым в рамках занятий по английскому языку в условиях высшей школы, относятся: метод формирования инновационной ситуации в рамках образовательного процесса. Такой метод ориентируется на выявление новых, принципиально отличных от предыдущих

Библиографический список

знаний в ходе процесса преподавания, а также на формирование благоприятной атмосферы, соответствующей моральному удовлетворению от интеллектуального труда и интеллектуального творчества. В этом случае обучающийся испытывают удовлетворение от обогащения собственной базы знаний, что побуждает к дальнейшему осуществлению образовательной деятельности уже вне образовательного учреждения; метод применения в образовательном процессе познавательных игр.

Помимо этого, принято считать, что использование в образовательном процессе средств информационно-коммуникативных технологий является неподдельно важным, передовым методом взаимодействия обучающегося и педагога в рамках образовательного процесса по английскому языку. Важно понимать, что молодое поколение больше ориентируются на интернет-среду, которая переполнена информационно-развлекательным и образовательно-познавательным контентом. Молодые люди, таким образом, ориентируются на получение наиболее современных компетенций, связанных с освоением инструментов, механизмов и средств технического прогресса. Так, они обращают особенное внимание на гаджеты, программное обеспечение, компьютеры, наличие искусственного интеллекта, а также на многие-многие другие технологии [3; 6].

На сегодняшний день применение подобных технологий в отечественных реалиях только набирает популярность, в то время как за рубежом практика применения таких инструментов достаточно обширна. Использование средств ИКТ может сказаться на обучающихся как положительно, так и отрицательно, в связи с чем важно помнить о рисках, всегда сопровождающих данную область. Педагогу важно осознавать ответственность за обеспечение обучающихся теми или иными данными, информацией, ресурсами. Ему необходимо тщательно осуществлять и собственно подготовку к взаимодействию в рамках глобальной сети. Он должен своевременно определять и контролировать процесс выполнения задания, а также проводить практическую деятельность в условиях онлайн-коммуникации, то есть оперативно и мобильно. Кроме того, такая система не может быть полноценной без внедрения в нее технологий искусственного интеллекта, которая в отечественных реалиях практически не используется. Речь идет о всевозможных голосовых помощниках, специальных гаджетах, «умных» приложениях и так далее. Также существуют проективный метод обучения английскому языку в современных условиях высшей школы. Проектирование в целом представляет собой достаточно перспективную и стремительно развивающуюся область современной образовательной системы. Именно посредством проектной деятельности возникают различные открытия и находки. Разрабатываются новые элементы социокультурного пространства, решаются многие сложные вопросы, выявляются спектры новых проблем. Именно поэтому проектное обучение является одним из важнейших методов обучения английскому языку в рамках высшей школы. Оно позволяет обучающимся не только узнать предмет, разработать концепцию его понимания и применения языковых средств в быту. Проектирование представляет собой комплекс, который часто называют особым способом мышления человека, в соответствии с которым он выполняет те или иные действия практи-ко-ориентированного характера.

В заключительной части настоящего исследования хотелось бы отметить, что обучение будущих специалистов различных специальностей английскому языку - приоритетная область профессионального высшего образования, поскольку такая дополнительная компетенция является крайне важной и актуальной в современном мире. В связи с этим необходимо уделять значительную долю внимания исследованию специфики и сущности организации образовательного процесса в данном направлении, а также ставить все новые проблемы применения тех или иных методов в процессе обучения английскому языку будущих специалистов.

1. Бамбурова Е.А. Проблема исследования интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе. АНИ: педагогика и психология. 2016; № 4 (17).

2. Баранова А.Р, Макашина А.А. Эффективные способы изучения английского языка. Символ науки. 2015; № 5.

3. Блиева Ж.М. Игра (реклама) как эффективная интерактивная технология для повышения качества иноязычного профессионального обучения. БГЖ. 2017; № 4 (21).

4. Бузинская Я.М. Инновационные технологии в системе преподавания английского языка в высшей школе. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-1.

5. Гусевская Н.Ю., Еремина В.М. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в высшей школе: в поисках решения проблемы. Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018; № 2.

6. Девтерова З.Р Современные технологии обучения иностранному языку в вузе. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009; № 3.

7. Куимова М.В. Обучение иностранному языку в высшей школе с использованием мультимедийных средств. Russian Journal of Education and Psychology. 2012; № 3.

8. Куряева РИ. О новой методике преподавания английского языка в свете получения двойных дипломов. Вестник Казанского технологического университета. 2011; № 18.

9. Куряева РИ. Инновации в работе с английским алфавитом и изучении отдельных грамматических явлений. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018; № 4 (21).

10. Соловьева Е.Н. Роль межкультурной коммуникации в современном образовании. ВестникВГТУ. 2013; № 3-2.

11. Харатова Ш.Х., Садикова М.Б. Эффективные способы изучения английского языка. Academy. 2020; № 2 (53).

References

1. Bamburova E.A. Problema issledovaniya integrativnogo podhoda pri obuchenii aviacionnomu anglijskomu yazyku v voennom vuze. ANI: pedagogika ipsihologiya. 2016; № 4 (17).

2. Baranova A.R., Makashina A.A. 'Effektivnye sposoby izucheniya anglijskogo yazyka. Simvolnauki. 2015; № 5.

3. Blieva Zh.M. Igra (reklama) kak 'effektivnaya interaktivnaya tehnologiya dlya povysheniya kachestva inoyazychnogo professional'nogo obucheniya. BGZh. 2017; № 4 (21).

4. Buzinskaya Ya.M. Innovacionnye tehnologii v sisteme prepodavaniya anglijskogo yazyka v vysshej shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-1.

5. Gusevskaya N.Yu., Eremina V.M. Razvitie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii v vysshej shkole: v poiskah resheniya problemy. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2018; № 2.

6. Devterova Z.R. Sovremennye tehnologii obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2009; № 3.

7. Kuimova M.V. Obuchenie inostrannomu yazyku v vysshej shkole s ispol'zovaniem mul'timedijnyh sredstv. Russian Journal of Education and Psychology. 2012; № 3.

8. Kuryaeva R.I. O novoj metodike prepodavaniya anglijskogo yazyka v svete polucheniya dvojnyh diplomov. VestnikKazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2011; № 18.

9. Kuryaeva R.I. Innovacii v rabote s anglijskim alfavitom i izuchenii otdel'nyh grammaticheskih yavlenij. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2018; № 4 (21).

10. Solov'eva E.N. Rol' mezhkul'turnoj kommunikacii v sovremennom obrazovanii. Vestnik VGTU. 2013; № 3-2.

11. Haratova Sh.H., Sadikova M.B. 'Effektivnye sposoby izucheniya anglijskogo yazyka. Academy. 2020; № 2 (53).

Статья поступила в редакцию 20.02.21

УДК 378.016

Drobysheva N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Language Department, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: nndrobysheva@fa.ru

FOREIGN LANGUAGE TRAINING IN E-LEARNING ERA AT HIGHER SCHOOL AND ROLE OF LECTURER. The article presents an analysis of e-learning impact on the process of foreign language training at higher school. Changing role of the university lecturer in the context of the transition to online learning that demonstrates both positive and negative connotations is considered. A number of pedagogical conditions are proposed, their fulfillment can help mitigate the consequences of the discussed transition. Some aspects of the problem are presented for discussion among the members of pedagogical community. The options proposed for discussion to mitigate the impact and impact of e-learning on student training can help the teaching community come together and develop strategies that take into account all elements of SWOT analysis. The author concludes that the development of secondary language personality will continue to be a sought-after area of activity of the Russian high school. This requires the possession of not only pedagogical, but also psychological competences of the teacher.

Key words: digitalization of education, foreign language training, role of university lecturer, students, higher school.

Н.Н. Дробышева, канд. филол. наук, доц., ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет), г. Москва, E-mail: nndrobysheva@fa.ru

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА В ЭПОХУ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Статья посвящена анализу влияния цифрового формата обучения на процесс иноязычной подготовки в высшей школе. Рассматривается изменение роли преподавателя в условиях перехода на онлайн-обучение, которое несет в себе как положительные, так и отрицательные коннотации. Предложен ряд педагогических условий, выполнение которых способно митигировать последствия данного перехода. В статье вынесены некоторые аспекты рассматриваемой проблемы на обсуждение педагогического сообщества. Предлагаемые к дискуссии варианты смягчения влияния и последствий электронного обучения на процесс профессиональной подготовки студентов могут помочь педагогическому сообществу сплотиться и выработать стратегии с учетом всех элементов SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). Автор делает вывод о том, что развитие вторичной языковой личности по-прежнему будет востребованным направлением деятельности российской высшей школы. А это уже диктует необходимость владения не только педагогическими, но и психологическими компетенциями педагога.

Ключевые слова: цифровизация образования, иноязычная подготовка, роль преподавателя, студенты, высшая школа.

События начала 2020 года, связанные с вынужденной самоизоляцией, наглядно показали, что тренды в цифровом образовании становятся уже реальностью, их влияние на роль преподавателя любой дисциплины будет все более очевидным с каждым годом. С появлением Интернета векторы образовательных программ меняются быстрее, чем обновляются учебные пособия. Футурологи в один голос твердят о «цифровой трансформации» [1, с. 38]. Вместе с тем спрос на специалистов с высоким уровнем владения иностранным языком все более растет на российском рынке труда. Не секрет, что английский в настоящее время является языком международного сотрудничества, поэтому работодатели предпочитают нанимать сотрудников, у которых первый (рабочий) язык как раз английский. Высшая школа вынуждена реагировать на запросы социума и рынка, поэтому в рабочих программах дисциплин появляется не только стандартный вариант предмета «Иностранный язык», но и его узкоспециальные направления:

• ESL (English as a second language - английский как второй язык);

• EFL (English as a foreign language - английский как иностранный язык);

• ESOL (English to speakers of other languages - английский для говорящих на других языках);

• EST (English for science and technology - английский для научной и технической сферы);

• ESP (English for specific purposes - английский для определённых целей);

• EAP (English for academic purposes - английский, используемые в сфере образования);

• EWL (English as a world language - английский как язык мирового общения).

Интеграцию цифровых технологий в образовательное пространство наглядно демонстрирует все более популяризируемое «электронное образование» (E-learning) [2, c. 102 - 123]. Формат данного вида обучения представлен в табл. 1 на основе работ М. Осборна (Osborne M.), А. Маркса (Marks A.) и Е. Тернера (Turner Е.) [3].

Работы исследователей в педагогической сфере (E.G. Harskamp, J.M. Spector, M.D. Merrill, T. Van Gog, K. Taylor, A. Wong, H.K. Tabbers и др.) доказывают преимущества асинхронного электронного обучения. Главные положительные аспекты определяются свободой выбора следующих компонентов: временем учебной деятельности; устройством (стационарное/ мобильное); учебным контентом (необходимый, обязательный к изучению или интересующий). Смысл интеграции в преподавании иностранного языка, который педагоги вкладывали раньше в это понятие [4, c. 33 - 36], претерпел существенные изменения. В настоящее время актуальными становятся интегративно-развивающие подходы на основе информационных технологий.

Таблица 1

Электронное образование и его форматы

Вид E-learning Особенности Практическое применение в ходе иноязычной подготовки студентов

синхронное получение учебного материала при взаимодействии с преподавателем виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) отрабатываются в ходе личных контактов с педагогом во время аудиторных занятий и под его контролем

асинхронное доступ к учебным материалам не зависит от запланированного времени студенты вуза с помощью цифровых технологий могут выбирать более удобный/подходящий формат обучения, получают широкий доступ к аутентичным учебным ресурсам, могут воспользоваться экспертными заключениями независимых участников образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.