Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаев Магомед Ахмедович

В статье дан подробный теоретический анализ проблемы организации конструктивного взаимодействия между студентами организаций среднего профессионального образования. При этом значительное внимание уделено рассмотрению такой категории, как «коммуникация» как одному из ведущих видов деятельности личности студентов колледжа. Далее исследуется процесс проектирования технологии конструктивного взаимодействия между учащимися ─ важной составляющей подготовки высококвалифицированного специалиста системой современного СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулаев Магомед Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CONSTRUCTIVE INTERACTION OF COLLEGE STUDENTS AS A THEORETICAL PROBLEM

The article provides a detailed theoretical analysis of the organizing constructive interaction between secondary specialized educational institutions students problem. At the same time, considerable attention is paid to the consideration of such a category as «communication» as one of the college students personal activity leading types. Next, we study the process of designing a technology for constructive interaction between students. At the final part of the given article we study the process of designing the constructive interaction between students technology ─ an important component of the training of a highly qualified specialist by the system of modern secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

структурных компонентов, педагогических условий формирования, этапов (констатирующий, формирующий, контрольный), позволяют сформировать здоровьесберегающую компетентность будущего педагога и выявить уровни ее сформированности.

Литература:

1. Абакумова Ю.Г. Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога: структурные компоненты, содержание, уровни сформированности / Ю.Г. Абакумова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Киров). Ч.2. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САИНС, 2016. - С. 90-93.

2. Абакумова Ю.Г. Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога / Ю.Г. Абакумова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2016. - №9 (197). - С. 3-6.

3. Введенский В. Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования / В.Н. Введенский // Стандарты и мониторинг. - №4. - 2003. -С. 41-44.

4. Зимняя И.А. Компетенция-компетентность: субъектная трансформация / И.А. Зимняя // Акмеология. - № 2 (34). - 2010. - С. 47-51.

5. Мезенцева О.И. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: монография / О.И. Мезенцева, Е.В. Кузнецова - Новосибирск, 2013. - 158 с.

6. Педагогический словарь по темам [Электронный ресурс]. - URL: https://rus-pedagog-themes-dict.slovaronline.com/84 (дата обращения: 27.01.2021).

7. Рыбина И.Р. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» / И.Р. Рыбина // Ученые записки Орловского государственного университета, 2015. - №3 (66). - С. 258-262.

8. Словарь терминов и понятий [Электронный ресурс]. - URL: https://rus-testology-terms.slovaronline.com/72 (дата обращения: 27.01.2021).

9. Федоров А.Э. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова. - Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 210 с.

10. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

11. Шатрова Е.А. Теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагога / Е.А. Шатрова // Вестник ТГПУ, 2012. - С. 111-116.

Педагогика

УДК 371

аспирант Абдулаев Магомед Ахмедович

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье дан подробный теоретический анализ проблемы организации конструктивного взаимодействия между студентами организаций среднего профессионального образования. При этом значительное внимание уделено рассмотрению такой категории, как «коммуникация» как одному из ведущих видов деятельности личности студентов колледжа. Далее исследуется процесс проектирования технологии конструктивного взаимодействия между учащимися — важной составляющей подготовки высококвалифицированного специалиста системой современного СПО.

Ключевые слова: конструктивное взаимодействие, коммуникация, среднее профессиональное образование, студент, преподаватель.

Annotation. The article provides a detailed theoretical analysis of the organizing constructive interaction between secondary specialized educational institutions students problem. At the same time, considerable attention is paid to the consideration of such a category as «communication» as one of the college students personal activity leading types. Next, we study the process of designing a technology for constructive interaction between students. At the final part of the given article we study the process of designing the constructive interaction between students technology — an important component of the training of a highly qualified specialist by the system of modern secondary vocational education.

Keywords: constructive interaction, communication, secondary vocational education, student, teacher.

Введение. Теоретический анализ проблемы организации конструктивного взаимодействия студентов колледжа демонстрирует, что при её рассмотрении исследователи обращаются, прежде всего, к категории «коммуникация» [2; 6; 12].

В свою очередь, данный термин является одним из наиболее значимых видов деятельности личности студентов колледжа, т.е. представителей той возрастной категории, для которой характерны существенное ускорение процесса личностного развития и активизация формирования необходимых для освоения будущей профессии компетенций [1; 5; 10-11]. Термин «коммуникация» этимологически связан с понятиями «совместный» или «общий». Не будет большим преувеличением сказать, что понятие «коммуникация» почти синонимично термину «общение».

Следовательно, принимая во внимание важность процесса коммуникации для построения конструктивных взаимоотношений между студентами колледжа, следует сначала разобрать сущность и структуру данного явления. Этому вопросу будет посвящена первая часть настоящей статьи. Во второй части будет детально рассмотрен процесс организации конструктивного взаимодействия в учреждении СПО.

Изложение основного материала статьи. На настоящем этапе развития педагогических знаний можно говорить о двух моделях коммуникации (Табл. 1).

Модели коммуникации

Модель коммуникации Трактовка термина «коммуникация»

Однонаправленная (линейная) Коммуникация — это процесс, суть которого заключается в передаче информации от одного источника к другому; важнейшими компонентами такого процесса предстают: источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум [2-3].

Двунаправленная Коммуникация — двунаправленный процесс, при котором все субъекты являются одновременно и отправителями и получателями сообщения. При этом любой акт коммуникации включает не только настоящее (конкретная ситуация общения), но и прошлое (пережитый опыт) [6].

По мнению А.И. Шутенко, в структуре образовательных коммуникаций, реализуемых в учебных учреждениях различного типа, в т.ч. и в организациях СПО, может быть выделен ряд компонентов (Табл. 2).

Таблица 2

Компоненты образовательной коммуникации (по А.И. Шутенко)

Наименование компонента Краткая характеристика

Информационный компонент Играет ведущую роль, так как представляет поток всей возможной информации, с которой осуществляется работа в ходе учебной деятельности в организациях СПО.

Коммуникативный компонент Представляет систему связей и каналов передачи информации в ходе образовательного процесса, в т.ч. в колледже.

Интерактивный компонент Включает все контакты и взаимодействия, возможные в рамках образовательного процесса: прямые и косвенные, формальные и неформальные, вербальные и невербальные.

Гностический компонент Представляет систему знаний, которые следует усвоить в процессе получения образования, в т.ч. по программам СПО.

Операциональный компонент Интегрирует совокупность психологических, педагогических и информационных технологий, а также умений, навыков и действий, применяющихся и передающихся в рамках образовательного процесса.

Отношенческий компонент Подразумевает включение различных отношений, в которые вступают участники образовательного процесса посредством образовательных коммуникаций.

Интенциальный компонент Отражает совокупность мотиваций, желаний и намерений участников образовательного процесса, вступающих в образовательные коммуникации.

Ценностно-смысловой компонент Представляет совокупность ценностей и смыслов, привносящихся в образовательные коммуникации их участниками, а также усваивающиея посредством этих коммуникаций [12, С. 82-83].

Термин «образовательная коммуникация» мы будем трактовать как процесс интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса в ходе работы с информацией. Он направлен, прежде всего, на ценностно-смысловое согласование и понимание содержания образования, получаемого, в том числе студентами колледжа. Как отмечает О.Б. Даутова [2, С. 10], в качестве основы такого рода коммуникаций выступает ряд принципов организации педагогического взаимодействия (Табл. 3).

Таблица 3

Принципы организации педагогического взаимодействия между участниками образовательного

процесса

Принцип Характеристика

Субъектность Реализуется как деятельностно-преобразующий способ существования индивида, целенаправленное развитие его умений и навыков, связанных с проектированием собственной жизни средствами познания и преобразования мира и самого себя.

Персонификация Требует включения во взаимодействие переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков, т.е. таких элементов личностного опыта, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.

Деятельность и интерактивность Требуют реализации различных видов деятельности субъектов образовательного процесса и возможности широкого взаимодействия между ними.

Событийность Реализуется в сфере практических действий участников образовательного процесса, как субъектов событий, оказывающих воздействие на личность, метаморфозы её представлений, ценностей и смыслов.

Индивидуальная и совместная творческая деятельность Позволяет развивать индивидуальные особенности студентов и уникальность сообщества в целом.

Анализ практического опыта деятельности колледжей [4; 8-9] демонстрирует, что в них организация конструктивного взаимодействия студентов осуществляется, как правило, на основе технологии коллективного взаимодействия. Она представляет собой совокупность задач и методов, которые

обеспечивают создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности участников образовательного процесса. Основывается организация конструктивного взаимодействия студентов на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности. Ведущая характеристика такой деятельности — достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад всех участников [10, С. 25-26]. В свою очередь, технология группового взаимодействия учащихся колледжа подразумевает реализацию определённого алгоритма (Табл. 4).

Таблица 4

Алгоритм группового взаимодействия студентов колледжа

Этап Содержание

1 Деление учебной группы на микрогруппы для решения конкретных задач.

2 Получение каждой из микрогрупп какого-либо задания и выполнение его под руководством лидера.

3 Выполнение предложенного задания таким образом, чтобы возможно было оценить индивидуальный вклад каждого участника группы или микрогруппы.

4 Непостоянство состава микрогрупп, студенты колледжа должны получать опыт взаимодействия с различными представителями своей учебной группы.

Коллективная учебная деятельность, характеризующаяся осуществлением конструктивного взаимодействия между её участниками, играет решающую роль в достижении ряда целей (Табл. 5).

Таблица 5

Цели конструктивного взаимодействия

Категория Цели

Развитие Самосознания, самоопределения и самореализации студентов колледжа.

Мыслительных способностей учащихся в ходе совместного осуществления творческого поиска способов решения поставленных задач.

Формирование Готовности учащихся к конструктивному сотрудничеству в рамках учебной и будущей профессиональной деятельности.

Дополнительной мотивации к обучению в результате возникновения личностно-значимого сотрудничества.

Благоприятного психологического климата.

Овладение Способами эффективной организации совместной деятельности.

Моделирование Деловых отношений в рамках учебной деятельности [2-3; 5; 10].

Далее, на современном этапе развития педагогических теории и практики представляется возможным с определённой долей уверенности констатировать существование ряда стадий организации деятельности микрогрупп в ходе реализации технологии коллективного взаимодействия (Табл. 6).

Таблица 6

Стадии организации деятельности учебной микрогрупп

Стадия Краткая характеристика

Предварительная подготовка Анализ ситуации, фиксирующейся внутри коллектива, по его результатам — постановка задач, определение места избранной учебной проблемы в образовательной деятельности, подготовка плана для дальнейших коллективных действий учащихся в составе микрогрупп.

Коллективное планирование Обсуждение в коллективе возможных вариантов действий.

Коллективная подготовка Организация работы микрогрупп таким образом, который позволяет каждому их члену проявить собственные индивидуальные способности и склонности.

Проведение учебной работы Реализация действий, запланированных на всех предыдущих стадиях.

Коллективный анализ Анализ полученных результатов учебной деятельности, работа над ошибками, извлечение необходимых уроков, которые позволят сделать более эффективной дальнейшую учебную, а в последствии и профессиональную деятельность выпускников колледжа.

Согласно исследованиям отечественных педагогов [2-3; 6; 8-9], при проектировании технологии конструктивного взаимодействия, в т.ч. в колледже, необходимым к соблюдению является ряд педагогических условий (Табл. 7).

Педагогические условия осуществления конструктивного взаимодействия между участниками

образовательного процесса

Группа Условия

Психолого- педагогические условия Реализация потребности в общении и самореализации.

Выявление потребностей и интересов студентов, необходимость обсуждения материала, значимого для всей учебной группы.

Обращённость к личному опыту студентов колледжа.

Предоставление учащимся права выбора в условиях конкретной учебной ситуации.

Реализация субъект-субъектного подхода к образовательному процессу.

Принцип безопасности и доверительности образовательного процесса.

Реализация обратной связи между участниками образовательного процесса.

Дидактические условия Реализация в организации СПО диалоговой модели обучения.

Включение учащихся в различные виды социальных и социокультурных практик.

Систематическое применение приемов, методов, стратегий, направленных на организацию работы с понятиями и суждениями.

Развитие у студентов колледжа рефлексивной позиции, стимуляция их стремления к самовыражению.

Организационно-педагогические условия Обогащение и развитие образовательной среды колледжа.

Развитие студенческих сообществ в структуре колледжа.

Создание инновационной инфраструктуры образовательной среды организации СПО.

Наличие разработанного научно-методического комплекса и банка инновационных образовательных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методические условия Владение педагогами технологиями образовательной коммуникации.

Внедрение новых образовательных практик, основывающихся на передовых гуманитарных технологиях.

Систематическое повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского состава, особенно по проблемам, касающимся процесса организации коммуникативного взаимодействия в образовательной среде [2, С. 14].

Соблюдение вышеперечисленных условий с высокой вероятностью будет способствовать успешной организации конструктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. В свою очередь, достижение такого рода результатов станет важной составной частью подготовки будущих высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к динамично меняющимся социально-экономическим условиям современных России и мира.

Кроме того, выпускники колледжа, освоившие навыки, необходимые для конструктивного взаимодействия, с большой вероятностью будут демонстрировать такие предусмотренные Национальной доктриной образования в Российской Федерации результаты, как уважение «прав и свобод личности», а равно способность проявлять «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [7].

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что применение конструктивного взаимодействия на учебных занятиях студентов колледжа будет способствовать:

• повышению эффективности профессиональной подготовки будущих высококвалифицированных специалистов, основанной на индивидуальных способностях и интересах учащихся колледжа;

• реализации принципа разноуровневости профессиональной подготовки;

• формированию у студентов ряда навыков, необходимых для осуществления профессиональных коммуникаций в учебной, а впоследствии и в профессиональной деятельности;

• организации непрерывности передачи необходимых будущим специалистам знаний, умений и навыков, причём не только от преподавателя к студенту, но и между студентами;

• ориентации учреждений среднего профессионального образования на конечные результаты обучения.

Кроме того, применение технологии коллективного взаимодействия повышает ответственность студентов колледжа не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Таким образом, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

При этом у преподавателей отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулирования других студентов, что, целом, позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

Обсуждение учебной информации с несколькими сменными студентами в составе различных микрогрупп, увеличивает число ассоциативных связей и обеспечивает более прочное усвоение студентами колледжа учебного материала.

Организация конструктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса станет важной составной частью подготовки будущих высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к динамично меняющимся социально-экономическим реалиям современных России и мира.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.

2. Даутова О.Б. Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии. М., 2018. 93 с.

3. Ермишкина Е.Н. Конструктивное педагогическое взаимодействие в организации совместно-распределенной деятельности преподавателя и студентов колледжа. Дисс... канд. пед. наук. Ставрополь. 2018. 160 с.

4. Зимовина О.А., Гретинская Е.О. Тьюторство как способ повышения мотивации и социокультурной коммуникации учащихся // Вестник РМАТ. 2019. № 4. С. 83-90

5. Качалова А.В., Костенко А.А., Терсакова А.А. Программа социально-психологического сопровождения развития жизненного ресурса личности в юношеском возрасте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3. С. 37-42

6. Матяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование? // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. 2002. Вып. 6. С. 47-51

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Электрон. дан. Режим доступа Ш: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/08/nr-f-doctrina.pdf (Дата обращения: 05.02.2021)

8. Никитин М.В. Сетевое взаимодействие педагогического колледжа по продвижению образовательного анскулинга: понятийный аппарат, правовая база, результаты // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 58-62

9. Никитин М.В. Сетевые образовательные сообщества СПО как инновационный субъект непрерывного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 25-29

10. Педагогика. Краткий курс. М., 2013. 243 с.

11. Пирмагомедова Э.А., Азизова Н.И., Пирмагомедова Р.К. Основные направления и особенности развития ценностной сферы личности в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 1. С. 55-60

12. Шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 80-86

Педагогика

УДК 378

преподаватель Авакян Римма Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Сегодня трудно представить национальные группы, которые живут, руководствуясь только своим этническим своеобразием. Данный период характеризуется преодолением духовного кризиса, в котором пребывают многие страны. Современное общество характеризуется наличием этнокультурных связей. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в образовательной среде вуза. Определен комплекс педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать формированию поликультурной компетентности студентов педагогических направлений. Выделены критерии и показатели сформированности поликультурной компетентности, подобран пакет диагностических методов для измерения ее уровня.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, ценности, будущие педагоги, образование, студент,

вуз.

Annotation. Today it is difficult to imagine ethnic groups that live guided only by their ethnic identity. This period is characterized by the overcoming of the spiritual crisis in which many countries find themselves. Modern society is characterized by the presence of ethnocultural ties. The article discusses issues related to the formation of the multicultural competence of future teachers in the educational environment of the university. A complex of pedagogical conditions has been determined, the observance of which will contribute to the formation of multicultural competence of students of pedagogical directions. The criteria and indicators of the formation of multicultural competence are highlighted, a package of diagnostic methods is selected to measure its level.

Keywords: multicultural competence, values, future teachers, education, student, university.

Введение. Национальное возрождение и социально-экономические условия последних лет создают межнациональную напряженность в обществе. Утрата традиционно сложившихся ценностных ориентаций, отсутствие духовных ориентиров подрастающего поколения активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, способов их включения в учебно-воспитательный процесс.

В своих работах В.М. Коротов, М.Т. Громкова, О.В. Заславская и другие доказывают, что любые проблемы общества и социума неизбежно отражаются на состоянии образования, а, следовательно, и образовательного пространства, которое оказывает существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, поддерживает или тормозит их, реализует свои специфические возможности решения социальных проблем.

Высшее профессиональное образование на треть (а в ряде секторов на две трети) не соответствует запросам рынка труда. По окончании обучения не по специальности, по данным Росстата, трудоустраивается 31,3% выпускников педагогических вузов. В этой ситуации будущие педагоги нуждаются в «ценностном стержне», обеспечивающем устойчивость мировоззрения и поступательность развития в процессе самоопределения, что требует специальной педагогической помощи и выработки стратегий ее осуществления [1].

Немаловажную роль в образовании занимает формирование личности будущего педагога. На свете не найдется двух абсолютно одинаковых людей. Нас отличают манеры поведения, характер, внешность, жизненная позиция. Невзирая на расу, вероисповедание постоянно меняющиеся условия жизни требуют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.