Научная статья на тему 'МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ТИПА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ ВУЗА'

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ТИПА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ТОЛЕРАНТНЫЕ УСТАНОВКИ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Т.М., Кац А.С.

В статье рассматривается понятие межэтнической толерантности и исследуются условия её формирования, а также, условия формирования конструктивного типа межэтнического взаимодействия студентов вуза. Наиболее эффективным типом межэтнического взаимодействия авторы называют диалог культур, который рассматривается как смыслотехника, характеризующаяся целенаправленным влиянием на формирование толерантной личности студента в условиях учебного процесса для формирования толерантного мышления личности и сознательного выбора толерантной модели поведения, которые способствуют формированию толерантной личности в целом. В данной статье предложены также определенные формы взаимодействия педагогов и студентов, с целью создания необходимых условий для реализации принципов межэтнической толерантности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ТИПА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ ВУЗА»

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 204.

4. Глазков М.М. Высоты высшего образования // Педагогика. - 2002. -№ 2. - С. 97-100.

5. Кузнецов В.С. Кузнецова В.А. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 36-40.

6. Саркисов П. Новые подходы к организации высшей школы // Высшее образование в России. - 1997. - № 3. - С. 11-18.

7. Сенашенко В. Дополнительные образовательные программы // Высшее образование в России. - 2001. - № 5. - С. 37-44.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: АспектПресс, 1995. - 271 с.

9. Чебышев Н., Каган В. Основа развития современной высшей школы // Высшее образование в России. - 1998. - № 2. - С. 17-22.

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ТИПА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ ВУЗА

© Трегубова Т.М.1, Кац А.С.2

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт психологии, педагогики и социальных проблем», г. Казань

В статье рассматривается понятие межэтнической толерантности и исследуются условия её формирования, а также, условия формирования конструктивного типа межэтнического взаимодействия студентов вуза. Наиболее эффективным типом межэтнического взаимодействия авторы называют диалог культур, который рассматривается как смыс-лотехника, характеризующаяся целенаправленным влиянием на формирование толерантной личности студента в условиях учебного процесса для формирования толерантного мышления личности и сознательного выбора толерантной модели поведения, которые способствуют формированию толерантной личности в целом. В данной статье предложены также определенные формы взаимодействия педагогов и студентов, с целью создания необходимых условий для реализации принципов межэтнической толерантности у студентов.

Ключевые слова межэтническая толерантность, межэтническое взаимодействие, диалог культур, толерантные установки, студенты вузов.

1 Профессор, доктор педагогических наук.

2 Аспирант.

В последнее время осуществление эффективного диалога культур является неотъемлемой частью современной действительности, где диалог культур реализуется благодаря толерантному отношению людей различных этносов друг к другу. Россия является поликультурным государством, с неоднородным этническим и национальным составом, в связи с этим вопросы этнической напряженности и межэтнического взаимодействия считаются наиболее актуальными и требуют фундаментальных исследований. Российская Федерация в своем развитии стремится к достижению стабильности и гармонии в обществе, к переходу к открытому обществу, характеризующемуся активным участием всех его членов в общественной и социальной жизни общества.

Основной целью обучения в университете является получение знаний, но в современном, динамично меняющемся мире происходит смещение ценностей на формирование определенных компетенций, необходим специалист, владеющий профессиональными компетенциями, стремящийся реализоваться в условиях образовательной интеграции, способствующей формированию толерантности в обществе. Специалист, владеющий, определенными компетенциями востребован на образовательном рынке труда и успешен в жизни.

Внедрение России в процесс международной образовательной интеграции, формулирует новые задачи и перспективы перед правительством, руководством университета, и его преподавательским составом, одним из которых является формирование толерантной личности студента, идентифицирующего себя не только как часть своей культуры, но и мыслящего масштабно, ощущающего себя гражданином мира [9, с. 77]. Для нахождения оптимального баланса между родной и «чужой» культурой, необходимо поддерживать тенденции, отражающие стремление этносов возродить, сохранить и развивать свои национальные традиции, язык и, в первую очередь, свою культуру [3, с. 15]. Межкультурный диалог между коммуникантами возможен лишь в том случае, если каждый из участников общения, осознавая свою уникальность и самобытность, принимает также духовные ценности другого партнера по общению.

Многие отечественные исследователи [1; 3; 4; 6; 12] полагают, что межэтническая толерантность способствует проявлению явления взаимообогащения, взаимопроникновения культур, основываясь на взаимном приобщении к ценностям другой, незнакомой культуры, взаимовыгодном партнерстве и, конечно, взаимном уважении к коммуникантам, не отрицая достоинства национальной культуры.

Мы рассматриваем межэтническую толерантность как уважительное отношение к этническим, религиозным, культурным и другим отличиям, способность принятия другого в его этнокультурной инаковости на основе принципов гуманизма и общечеловеческой морали.

Анализ практического опыта реализации принципов межэтнической толерантности показал, что уровень межэтнической толерантности студентов 1-2 курса педагогического вуза г. Казани у 62 % опрошенных - средний. Это значит, что в определенных ситуациях эти люди могут проявлять межэтническую толерантность, а в определенных ситуациях - интолерантное поведение. Наиболее ярко выражена социальная толерантность по отношению к меньшинствам, где высказывались наиболее интолерантно. Разделы, посвященные этнической и межэтнической толерантности, были восприняты большей частью студентов толерантно, студенты живо интересовались вопросами межэтнического взаимодействия. Межэтническая толерантность как черта личности была сформирована у 34 % опрошенных студентов.

Результаты анкетирования показали, что педагогам следует провести комплекс мер: проведение лекций, семинаров, тренингов, ролевых игр на данную тему с целью активизации внимания учащихся к проблеме межэтнической толерантности и роста уровня межэтнической толерантности.

Высшее образование в поликультурной среде меняется в условиях глобализации и интеграции: происходит объединение университетов, меняется и само содержание образовательной среды. Для эффективного функционирования межэтнической толерантности в обществе, педагогам следует изменить содержание образовательной программы, включить национально-культурный компонент, краеведение для обеспечения необходимых информационных знаний по вопросу, и, конечно, необходимо, чтобы сам педагог был толерантным, ориентированным на формирование толерантной личности студента и его толерантного поведения.

Знакомство студентов с национальной художественной культурой поможет студентам сформировать свое видение по вопросам культуры, ощутить себя частью мировой культуры, с его достижениями, сохраняя собственную национальную идентичность, включая достижения национальной культуры в глобальный полиэтнический мир.

Наиболее эффективным и конструктивным типом межэтнического взаимодействия, на наш взгляд, является диалог культур, поскольку он способствует вступлению в межэтническое взаимодействие, что расширяет границы межэтнической толерантности. Диалог культур, который рассматривается как смыслотехника, характеризующаяся целенаправленным влиянием на формирование толерантной личности студента в условиях учебного процесса для формирования толерантного мышления личности и сознательного выбора толерантной модели поведения, которые способствуют формированию толерантной личности в целом. Диалог культур обеспечивает установление межличностного контакта между людьми, устраняет проблемы с недопониманием, помогает осуществлению этнического общения. Диалог культур активизирует глубокое проникновение студентами в историю и культуру своего народа, помогает почувствовать себя его частью, способствует усвоению межкультурных знаний об особенностях мировой культуры,

ощутить себя частью мировой культуры, сохраняя при этом свою национальную идентичность [1, с. 48]. Данная смыслотехника помогает студентам провести параллель между своей и «чужой» культурой, познакомиться с особенностями другой культуры, оценить значимость своих корней.

Взаимное освоение культур улучшает интеграционные процессы, приводит к усилению этнической идентичности, формирует этнокультурную компетентность, которая расширяет этно-культурный компонент. Этнокультурная компетентность способствует формированию этнокультурных связей человека. Из культуры родного народа развивается многоаспектная поликультурная среда. Культура этноса связана с мировой культурой, поэтому педагогам, работающим со студентами, необходимо изучение, как культурного опыта родного края, так и мирового культурного опыта. Отсюда следует необходимость диалога культур в качестве эффективного типа межэтнического взаимодействия его участников.

Таким образом, мы пришли к выводу, что межэтническая толерантность получает свое развитие в университете, где образуется поликультурная среда и есть возможности для этнического и межэтнического взаимодействия. Конструктивным типом функционирования этнической и межэтнической толерантности является диалог культур, который способствует взаимопониманию и формированию толерантности. Для усвоения учащимися национальной культуры, необходимо включение национально-культурного компонента в образовательную программу ВУЗа. Однако, знакомясь с этническим наследием представителей других групп, необходимо беречь и сохранять свое культурное наследие, в таком случае будет поддерживаться баланс между своей и «чужой» культурой.

Список литературы:

1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Савина В.А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10, № 1. - С. 46-58.

2. Акберова А.Г. Этнокультурное образовательное пространство как фактор воспитания учащейся молодежи // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 124-127.

3. Гуцунаева С.В. Типы этнической идентичности и стратегии межэтнического взаимодействия // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 9. - С. 15-20.

4. Донецкая О.И. Новые подходы к подготовке специалистов по межкультурному взаимодействию // Казанский педагогический журнал. - 2010. -№ 1. - С. 47-52.

5. Зялаева Р.Г. К вопросу о формировании этнокультурной идентичности и межэтнической толерантности // Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмента как инструмента формирования толе-

рантности в межкультурном взаимодействии народов РТ. - Казань: Издательство «Данис», 2015. - 1 ч. - С. 77-81.

6. Кречетникова А.В., Нарыгин А.А., Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: методические рекомендации. - Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010. - 106 с.

7. Манапова В.Э. Этническая культура и формы ее выражения // Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2015. - С. 177-180.

8. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г. А. Профилактика межэтнических и межрелигиозных конфликтов среди молодежи в профессиональной образовательной организации // Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмента как инструмента формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов РТ. - Казань: Издательство «Данис», 2015. - 1 ч. - С. 5-11.

9. Семин М.В., Пономарев К.Н. Будем толерантны. - Казань: Юнивер-сум, 2014 - 174 с.

10. Трегубова Т.М. Актуализация ценностей этнокультурного образования в условиях глобализации и интеграции // Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмента как инструмента формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов РТ. - Казань: Издательство «Данис», 2015. - 1 ч. - С. 167-171.

11. Fahrutdinova, Rezida A. English Language in the Development of a Tolerant Person of the Student in a Multi-Ethnic Educational Environment of the University // English Language Teaching. - 2014. - Vol. 7, No 12. - Р. 77-84.

12. Yarmakeev, Iskander E. & Pimenova, Tatiana S. The Formation of Students' National Self-Awareness in EFL Class // English Language Teaching. -2014. - Vol. 7, No. 12. - Р. 26-35.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА АДАПТИВНОЙ ОСНОВЕ

© Ярославцева Е.В.1

Московское суворовское военное училище, г. Москва

В статье рассматриваются содержание и результаты проектной работы по английскому языку в 5 классе МсСВУ, основанной на принципах

1 Преподаватель английского языка; Отдельная Дисциплина «Иностранный Язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.