Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / МОДЕЛЬ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова Юлия Геннадьевна

В статье проводится категориально-понятийный анализ дефиниций: «компетенция», «компетентность», «здоровьесберегающая компетентность будущего педагога». Для оценки уровня сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога выделены ее основные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, эмоционально-волевой. Рассмотрены критерии и уровни их сформированности. Обосновывается необходимость разработки теоретической структурно-функциональной модели формирования здоровьесберегающей компетентности будущего педагога. Данная модель представлена в виде педагогической системы, включающей ряд взаимосвязанных компонентов. Организация деятельности на основе этой модели позволит достичь желаемого результата - сформировать у будущих педагогов здоровьесберегающую компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODEL OF THE FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER

The article provides a categorical and conceptual analysis of definitions: «competence», «competency», «health care competence of the future teacher». To assess the level of formation of the health-saving competence of the future teacher, its main components are identified: motivational and evaluative, cognitive, activity, сommunicative, emotional and volitional. The criteria and levels of their formation are considered. The article substantiates the need to develop a theoretical structural and functional model for the formation of health care competence of the future teacher. This model is presented in the form of a pedagogical system that includes a number of interrelated components. The organization of activities based on this model will allow us to achieve the desired result - to form a health care competence in future teachers.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

Педагогика

УДК 378.17

аспирант Абакумова Юлия Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье проводится категориально-понятийный анализ дефиниций: «компетенция», «компетентность», «здоровьесберегающая компетентность будущего педагога». Для оценки уровня сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога выделены ее основные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, эмоционально-волевой. Рассмотрены критерии и уровни их сформированности. Обосновывается необходимость разработки теоретической структурно-функциональной модели формирования здоровьесберегающей компетентности будущего педагога. Данная модель представлена в виде педагогической системы, включающей ряд взаимосвязанных компонентов. Организация деятельности на основе этой модели позволит достичь желаемого результата - сформировать у будущих педагогов здоровьесберегающую компетентность.

Ключевые слова: здоровьесбережение, компетентность, здоровьесберегающая компетентность будущего педагога, модель, компоненты модели.

Annоtation. The article provides a categorical and conceptual analysis of definitions: «competence», «competency», «health care competence of the future teacher». To assess the level of formation of the health-saving competence of the future teacher, its main components are identified: motivational and evaluative, cognitive, activity, сommunicative, emotional and volitional. The criteria and levels of their formation are considered. The article substantiates the need to develop a theoretical structural and functional model for the formation of health care competence of the future teacher. This model is presented in the form of a pedagogical system that includes a number of interrelated components. The organization of activities based on this model will allow us to achieve the desired result - to form a health care competence in future teachers.

Keywords: health, health care, competence, health care competence of the future teacher, model, components of the model.

Введение. В ходе последних событий, потрясших не только нашу страну, но и весь мир, сохранение и укрепление здоровья является одной из актуальных и приоритетных задач современного общества. Здоровье человека является гарантом его уверенности, успешности, работоспособности. Несомненно, эти качества необходимы во всех сферах жизни, не остается в стороне и образование.

В рамках ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование подготовка будущих специалистов осуществляется в контексте компетентностного подхода, который в последние годы стал использоваться как в фундаментальных, так и в прикладных педагогических исследованиях. Так компетентностный подход, лежащий в основе разработки ФГОС ВО, предполагает освоение обучающимися знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий, позволяющих грамотно действовать не только в профессиональной, но и в личной и общественной жизнедеятельности, то есть в таких нестандартных, проблемных ситуациях, которые требуют проявления уверенности, креативности, самостоятельности [9].

Изложение основного материала статьи. В ходе анализа исследовательской литературы было выявлено, что категории «компетенция» и «компетентность» трактуются различными авторами произвольно, нет унифицированного подхода к пониманию каждого термина в отдельности и нет четких разграничений между этими понятиями.

Таблица 1

Определение понятий «компетенция» и «компетентность»

Исследователи Понятие Определение

Словарь терминов компетенция (от лат. competere - добиваться, соотносить, подходить) -совокупность знаний, навыков, умений, формирующих способность к выполнению какой-либо деятельности [8].

А.В. Хуторской компетенция это форма объективно задаваемых обществом требований к результату образования [10].

В.Н. Введенский компетенция совокупность конкретных функциональных характеристик той или иной профессии, то есть сфера приложения знаний, умений, навыков специалиста [3].

Педагогический словарь компетентность уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний [6].

А.Э. Федоров компетентность совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере [9].

О.И. Мезенцева компетентность новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие суть профессиональной деятельности [5].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что компетенция и компетентность взаимосвязанные, но категориально-понятийно разные понятия. Следуя мнению И.А. Зимней, считаем, что компетентность - интегративное воплощение компетенций.

Мы придерживаемся такого определения компетентности - это основанное на знаниях, умениях, владениях, интегративных личностных качествах проявление компетенций, которое развивается в образовательном процессе и реализуется в различных видах деятельности, в том числе профессиональной [4]. К тому же, компетентность предполагает наличие устойчивой мотивации к самосовершенствованию и развитию в определенной направленности и области деятельности.

Среди огромного разнообразия компетентностей, отдельно можно выделить здоровьесберегающую, как интегративную личностную характеристику, представляющую собой совокупность ценностно-смысловых ориентаций, здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, готовности и способности обусловливающих формирование опыта эффективной здоровьесберегающей деятельности в ситуациях реальной действительности [7].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровьесберегающей компетентности показывает, что этим вопросом занимаются такие ученые, как И.А. Зимняя, А.Г. Бусыгин, И.Р. Рыбина, Е.А. Югова, Е.А. Шатрова, но на сегодняшний день нет единого подхода к трактовке изучаемого понятия.

Опираясь на проанализированные подходы, мы рассматриваем здоровьесберегающую компетентность будущего педагога как интегративное личностно-профессиональное качество, проявляющееся в едином комплексе знаний, умений, навыков, направленных как на готовность к собственной здоровьесберегающей деятельности, так и к профессиональной деятельности, способствующей формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся [2]. Включающая в себя такие структурные компоненты, как:

- мотивационно-ценностный, предполагает осознание здоровья как профессионально и жизненно важной ценности, мотивирующей на здоровьесберегающую деятельность;

- когнитивный, подразумевает овладение системой знаний о здоровьесбережении, профессиональном здоровье и здоровье в целом, а также постоянное пополнение и расширение этих знаний;

- деятельностный, ориентируется на проявлении самостоятельности в здоровьесберегающем процессе, выработке поведенческих моделей по сохранению и укреплению здоровья;

- коммуникативный, включает способность создавать и поддерживать здоровьесберегающий настрой, получать и передавать учебную информацию о здоровье, опыте ведения здорового образа жизни;

- эмоционально-волевой, обеспечивает позитивное отношение к здоровьесбережению, проявление волевых качеств для достижения поставленных целей в укреплении и сохранении здоровья [1].

Для систематизации имеющихся знаний об изучаемом качестве и более четкого раскрытия связей между его компонентами и уровнями сформированности, а также для глубокого проникновения в суть проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности будущего педагога и поиска научного обоснования условий и путей решения мы будем применять такой научный метод как моделирование.

Разработанная нами модель состоит из инвариантной (цели, принципы, компоненты) и вариативной (средства достижения поставленных задач) составляющих. Она имеет целостную структуру, так все ее компоненты взаимосвязаны между собой и нацелены на конечный результат - формирование у будущего педагога здоровьесберегающей компетентности.

Цель модели - создание условий формирования здоровьесберегающей компетентности будущего педагога. Реализация этих условий является гарантом достижения будущим педагогом высокого уровня сформированности здоровьесберегающей компетентности, направленной на успешную профессиональную и личностно-ориентированную деятельность.

Определяющую роль в модели формирования здоровьесберегающей компетентности будущего педагога играют следующие методологические подходы:

- Системный. Формирование здоровьесберегающей компетентности будущего педагога рассматривается как единая система с построением образовательного процесса на принципах здоровьесбережения [11].

- Деятельностный. Деятельность рассматривается как доминантный источник формирования и развития личности, осознания важности каждого участника образовательного процесса, учет его индивидуальных и возрастных особенностей посредством включения в деятельность.

- Рефлексивный. Необходима систематическая организация рефлексивной деятельности, направленная на самооценку и самоорганизацию полученных знаний и опыта, определение пути дальнейшего самосовершенствования в области здоровьесбережения.

- Диалогический. Создаются доверительные и продуктивные взаимоотношения между педагогом и обучающимся, ведение непрерывного диалога, ориентированного на достижение конкретного результата.

- Персонифицированный. Используются гибкие формы обучения, учитываются потребности личности, создаются необходимые условия для комфортного развития и формирования персонального опыта здоровьесбережения, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

В основе построения модели мы выделяем следующие принципы:

Принцип гуманизации. Гуманное и доброжелательное отношение к личности каждого участника образовательного процесса, создание максимально благоприятных условий для развития уникальной личности.

Принцип комплексности. Вовлеченность всех субъектов образовательного процесса в формирование здоровьесберегающей компетентности будущего педагога, всестороннее, многофакторное рассмотрение компонентов ее компонентов, как в отдельности, так и во взаимосвязи и взаимодополнении друг с другом.

Принцип непрерывности. Здоровьесберегающая деятельность должна осуществляться целостно и непрерывно, в течении всего образовательного процесса и на протяжении всей жизни.

Принцип инновационности. Стремление к переоценке ценностей, сохранение их основополагающих составляющих и отказ от устаревших. Способность действовать в новых, нестандартных ситуациях.

Для формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих педагогов, должны быть созданы определенные педагогические условия, к ним относятся:

- Персонификация образовательного процесса - поиск и актуализация внутренних личностных потенциалов каждого субъекта образовательного процесса, эффективных способов педагогического взаимодействия преподавателя и студента - будущего педагога в соответствии с поставленными целями и задачами. Создание педагогических условий, обеспечивающих способность самопонимания, самопринятия,

развивающих умения регулировать и контролировать собственные импульсы, желания, предпочтения и осознавать ценность личности окружающих.

- Создание комплекса дидактических условий. Они должны включать в себя действия, направленные как на обучающихся, так и на совершенствование самого образовательного процесса: подбор форм бучения для достижения поставленных целей, разработка специальной системы знаний, побор взаимосвязанных и взаимообусловленных средств и методов обучения и контроля.

- Акцент на формирование компонентов здоровьесберегающей компетентности. Все компоненты тесно взаимосвязаны между собой и являются мобильными, то есть определенная ситуация требует подбора таких качеств личности, которые будут наибольшим образом подходить для ее решения. Для решения этой задачи необходим высокий уровень сформированности всех компонентов здоровьесберегающей компетентности.

Таблица 2

Теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетентности будущего педагога

Выводы. Таким образом, в статье нами разведены понятия «компетенция» и «компетентность», дано определение понятию «здоровьесберегающая компетентность будущего педагога», представлена теоретическая структурно-функциональная модель формирования этой компетентности, представляющая собой педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Было выявлено, что учет методологических подходов (системный, деятельностный, рефлексивный, диалогический, персонифицированный), принципов (гуманизации, комплексности, непрерывности, инновационности),

структурных компонентов, педагогических условий формирования, этапов (констатирующий, формирующий, контрольный), позволяют сформировать здоровьесберегающую компетентность будущего педагога и выявить уровни ее сформированности.

Литература:

1. Абакумова Ю.Г. Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога: структурные компоненты, содержание, уровни сформированности / Ю.Г. Абакумова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Киров). Ч.2. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САИНС, 2016. - С. 90-93.

2. Абакумова Ю.Г. Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога / Ю.Г. Абакумова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2016. - №9 (197). - С. 3-6.

3. Введенский В. Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования / В.Н. Введенский // Стандарты и мониторинг. - №4. - 2003. -С. 41-44.

4. Зимняя И.А. Компетенция-компетентность: субъектная трансформация / И.А. Зимняя // Акмеология. - № 2 (34). - 2010. - С. 47-51.

5. Мезенцева О.И. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: монография / О.И. Мезенцева, Е.В. Кузнецова - Новосибирск, 2013. - 158 с.

6. Педагогический словарь по темам [Электронный ресурс]. - URL: https://rus-pedagog-themes-dict.slovaronline.com/84 (дата обращения: 27.01.2021).

7. Рыбина И.Р. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» / И.Р. Рыбина // Ученые записки Орловского государственного университета, 2015. - №3 (66). - С. 258-262.

8. Словарь терминов и понятий [Электронный ресурс]. - URL: https://rus-testology-terms.slovaronline.com/72 (дата обращения: 27.01.2021).

9. Федоров А.Э. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова. - Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 210 с.

10. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

11. Шатрова Е.А. Теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагога / Е.А. Шатрова // Вестник ТГПУ, 2012. - С. 111-116.

Педагогика

УДК 371

аспирант Абдулаев Магомед Ахмедович

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье дан подробный теоретический анализ проблемы организации конструктивного взаимодействия между студентами организаций среднего профессионального образования. При этом значительное внимание уделено рассмотрению такой категории, как «коммуникация» как одному из ведущих видов деятельности личности студентов колледжа. Далее исследуется процесс проектирования технологии конструктивного взаимодействия между учащимися — важной составляющей подготовки высококвалифицированного специалиста системой современного СПО.

Ключевые слова: конструктивное взаимодействие, коммуникация, среднее профессиональное образование, студент, преподаватель.

Annotation. The article provides a detailed theoretical analysis of the organizing constructive interaction between secondary specialized educational institutions students problem. At the same time, considerable attention is paid to the consideration of such a category as «communication» as one of the college students personal activity leading types. Next, we study the process of designing a technology for constructive interaction between students. At the final part of the given article we study the process of designing the constructive interaction between students technology — an important component of the training of a highly qualified specialist by the system of modern secondary vocational education.

Keywords: constructive interaction, communication, secondary vocational education, student, teacher.

Введение. Теоретический анализ проблемы организации конструктивного взаимодействия студентов колледжа демонстрирует, что при её рассмотрении исследователи обращаются, прежде всего, к категории «коммуникация» [2; 6; 12].

В свою очередь, данный термин является одним из наиболее значимых видов деятельности личности студентов колледжа, т.е. представителей той возрастной категории, для которой характерны существенное ускорение процесса личностного развития и активизация формирования необходимых для освоения будущей профессии компетенций [1; 5; 10-11]. Термин «коммуникация» этимологически связан с понятиями «совместный» или «общий». Не будет большим преувеличением сказать, что понятие «коммуникация» почти синонимично термину «общение».

Следовательно, принимая во внимание важность процесса коммуникации для построения конструктивных взаимоотношений между студентами колледжа, следует сначала разобрать сущность и структуру данного явления. Этому вопросу будет посвящена первая часть настоящей статьи. Во второй части будет детально рассмотрен процесс организации конструктивного взаимодействия в учреждении СПО.

Изложение основного материала статьи. На настоящем этапе развития педагогических знаний можно говорить о двух моделях коммуникации (Табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.