Научная статья на тему 'Проблема подготовки будущего педагога в аспектах здоровьесбережения: состояние, пути решения'

Проблема подготовки будущего педагога в аспектах здоровьесбережения: состояние, пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TEACHER / HEALTH / HEALTH CARE / SCHOOL HEALTH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Л.А., Абакумова Ю.Г.

В статье определены состояние и пути решения проблемы подготовки будущего педагога в аспектах здоровьесбережения обучающихся: обозначены нормативные требования к образовательным организациям в аспектах здоровья и безопасности, факторов, выделены факторы, обусловливающие инертность здоровьесберегающих процессов образовательного пространства, основные показатели здоровьесберегающей компетентности педагога, представлены результаты пилотажного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Л.А., Абакумова Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки будущего педагога в аспектах здоровьесбережения: состояние, пути решения»

Акимова Л.А.

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности

жизнедеятельности

Оренбургский государственный педагогический университет

Абакумова Ю.Г.

аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В АСПЕКТАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПУТИ

РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье определены состояние и пути решения проблемы подготовки будущего педагога в аспектах здоровьесбережения обучающихся: обозначены нормативные требования к образовательным организациям в аспектах здоровья и безопасности, факторов, выделены факторы, обусловливающие инертность здоровьесберегающих процессов образовательного пространства, основные показатели

здоровьесберегающей компетентности педагога, представлены

результаты пилотажного исследования.

Ключевые слова: педагог, здоровье, здоровьесбережение, здоровьесберегающая компетентность.

Keywords: Keywords: teacher, health, health care, school health competence.

Проблема подготовки будущего педагога к сохранению и укреплению здоровья обучающихся не нова и в настоящее время актуализируется в связи с необходимостью воспроизводства человеческого капитала, способного исполнять работу (осуществлять трудовую деятельность) качественно и

эффективно. Эта способность представляет из себя многомерное состояние человека и характеризуется не только знаниями, умениями и навыками, опытом, компетентностью в определенной трудовой сфере, личностными качествами, но и состоянием здоровья человека, определяющим его работоспособность. Объективной необходимостью в этой связи выступает сохранение, укрепление и формирование здоровья подрастающего поколения (в том числе в формате начального профессионального обучения) как стратегический стабилизирующий ресурс, непременное условие и повелительный императив, определяющий благосостояние личности, общества, государства, обеспечивающий жизнеспособность человека и национальную безопасность России в целом [2; 9].

Практической реализацией обозначенных позиций является усиление и систематизация нормативных требований к образовательным организациям, обозначенных в стандартах нового поколения [3], это:

— создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации,

— рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

— эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

— реализация дополнительных образовательных программ,

— просветительская работа с родителями (законными представителями).

В обозначенном контексте современный педагог должен обладать здоровьесберегающей компетентностью, представляющей собой совокупность духовных ценностей, проявляющихся с одной стороны - в типах и формах самосбережения и обеспечения безопасности, с другой - в качественной характеристике профессиональной деятельности, способствующей формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Здоровьесберегающая компетентность, как многомерное личностное качество характеризуется:

— наличием ценностных ориентаций (жизнь, здоровье, безопасность), мотивов на обеспечение здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося средствами предмета при осуществлении профессионально-педагогической деятельности.

— знаниями о:

• сущности категорий «здоровье», «безопасность»; путях и способах сохранения, укрепления, наращивания и экономного расходования здоровьесберегающего потенциала, обеспечении личной и коллективной безопасности;

• путях и способах создания условий для интериоризации обучающимися ценностей жизни, здоровья, безопасности;

• педагогических технологиях, формах и средствах приобщения обучающихся к здоровому, безопасному, способствующему саморазвитию образу жизни;

• здоровьесбережении, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни посредством предметного содержания и во внеурочной деятельности.

— организационно-управленческими умениями: конструктивными, организаторскими, коммуникативными, гностическими, рефлексивными. Проявляется вся группа умений в действиях и операциях:

• по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в образовательной организации, при проведении уроков и внеурочных мероприятий,

• по интериоризации обучающимися ценностей здоровья и безопасности средствами предмета и внеурочной деятельности (сопрягая цели образования со здоровьесбережением и здоровьеформированием).

• по проектированию и реализации программ и проектов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в т.ч. профилактической работе, пропаганде;

• по обеспечению безопасности учащихся в образовательной организации в условиях возможного возникновения опасной ситуации, при ее возникновении и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Однако в современной ситуации реформы системы образования, с акцентами на формирование здоровья обучающегося, существует ряд негативных факторов, обусловливающих инертность здоровьесберегающих процессов образовательного пространства, связанных с подготовкой педагога к их осуществлению. В их числе [1]:

— ситуация амбивалентности профессиональных мотивов на фоне традиционной знаниевой парадигмы - профессионализм педагога, качество его педагогической деятельности оценивается с позиций достижения обучающимися предметных результатов. В результате педагогическая деятельность зачастую осуществляется без учета принципов здоровьесберегающей педагогики, что свидетельствует о недостаточной сформированности ценностных ориентаций педагога на жизнь, здоровье, безопасность;

— неосознанность педагогической общественностью паритета здоровья и образованности. Как следствие - низкий здоровьесберегающий потенциал педагогической тактики, проявляющийся в интенсификации образовательного процесса, обусловливающей снижение работоспособности, допущение учебных перегрузок, приводящих к росту хронических заболеваний обучающихся [7;8];

— частичная преемственность требований образовательных стандартов к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся требованиям стандартов к результатам подготовки будущих педагогов в компетентностном формате. В концепции и содержании

профессионального стандарта педагога здоровьесберегающие компетенции (как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач), представлены крайне скудно: в части воспитательной работы - как умение «эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды», в части развития - как «умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе».

Готов ли сегодня педагог к реализации требований стандартов в данном направлении? В поисках ответа на этот вопрос в рамках реализации основных направлений научного направления «Педагогика здоровья и безопасность жизнедеятельности» (Оренбург, ОГПУ), было проведено пилотажное исследование. Респондентам - студентам (будущим педагогам), учителям и преподавателям предлагалось ответить на вопросы специально разработанного опросника:

— продолжить предложение «здоровье - это....», «здоровьесберегающие технологии - это...», «здоровьесберегающая компетентность педагога - это...»;

— применяете ли Вы здоровьесберегающие технологии (если «да», то какие, если «нет», то почему);

— что на Ваш взгляд необходимо сделать, чтобы педагоги в своей профессиональной деятельности применяли здоровьесберегающие технологии.

Анализ результатов позволяет констатировать следующее:

— 80% респондентов определили здоровье в контексте устава ВОЗ, в единстве состояний полного физического, духовного и социального благополучия, что характеризует понимание опрашиваемыми составляющих здоровья на уровне понимания термина;

— при определении здоровьесберегающих технологий 50 % отметили системный характер и комплексность мер по здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности, остальные 50% указали один или два аспекта в направлении здоровьесберегающей деятельности, среди них: профилактика вредных привычек, заболеваний, занятия физкультурой и спортом;

— определение здоровьесберегающей компетентности педагога вызвало особые затруднения. Лишь 25% опрашиваемых определили ее как готовность педагога к применению здоровьесберегающих технологий в единстве знаний, умений, навыков, направленности на здоровьесбережение обучающихся. Среди ответов встречались такие, как: направленность на ученика, отношение педагога к обучающимся, образованность педагога по педагогическим вопросам, здоровье педагога, отсутствие у педагога вредных привычек;

— в аспекте применения здоровьесберегающих технологий в основном назывались физкультурно-оздоровительные мероприятия: физкультминутки, динамические паузы, посещение тренажерного зала, дыхательные упражнения, гимнастика и организационно-педагогические мероприятия: проветривание, влажная уборка. У 25 % опрашиваемых встречались группы психолого-педагогических и учебно-воспитательных технологий: смена учебной деятельности, проведение классных часов и мероприятий, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

— в качестве мер, способствующих реализации здоровьесберегающих технологий в практике образовательного учреждения наряду со стимулирующими (увеличение оплаты труда, улучшение материальной базы, снижение пенсионного возраста, денежные вознаграждения и премии) назывались следующие мероприятия: системный характер мероприятий обучающего характера - на уровне МО и РМО,

проведения круглых столов, конференций, семинаров, педагогических советов; контроль администрации ОУ при посещении уроков и внеурочных мероприятий; обеспечение необходимой литературой.

Выделенные обстоятельства усиливают целесообразность подготовки будущего педагога к сохранению, укреплению, формированию здоровья обучающихся как важнейшей составляющей его профессиональной деятельности, методологическая ценность которой позволяет рассчитывать на сопутствующие и пролонгированные эффекты в контексте здоровьесберегающей продуктивности, как в социокультурной практике высшего педагогического образования, так и в системе непрерывного образования и профессионального становления специалиста.

Для этого, на наш взгляд, необходимо:

1. Понимание постановки задачи «повышение качества образовательных результатов подготовки педагогических кадров в области здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности». В понимании содержательной характеристики данной категории на наш взгляд необходимо сконцентрироваться на конкретных аспектах качества, например, актуальности и значимости для потребностей современной экономики, общества, современной школы; ориентации профессионального образования на гибкость, самостоятельность, инициативность и инновационность выпускников - будущих педагогов. Поэтому, в выделенном контексте, целесообразно говорить о придании педагогическому образованию новых качественных характеристик: междисциплинарный интеграционный характер, открытость, ориентация на потребителя (человек, школа, государство).

2. Определение ведущих подходов к отбору содержания профессионального образования в части здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности, формирование его целевых приоритетов и как следствие - прогнозирование ожидаемых результатов. В

контексте цели подготовки педагогических кадров в области здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности наиболее перспективным является компетентностный подход к отбору содержания профессионального образования. Основным результатом деятельности учреждения педагогического образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а система компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной,

информационной и прочих сферах. В логике обозначенного подхода компетентность педагога в области здоровьесбережения понимается как интегративное качество личности профессионала, которое включает не только представление о квалификации, но и освоенные индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности по сохранению, укреплению здоровья, обеспечению безопасности, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса.

3. Установление четкой связи требований стандартов, содержания учебных программ подготовки педагога с требованиями современной школы к его квалификации и функциональной деятельности. Анализ квалификационных требований к педагогу в примерных основных образовательных программах общего образования, результатов подготовки по программам ФГОС ВПО (ВО) педагогического образования, профессионального стандарта педагога [6] свидетельствует о недостаточной согласованности требований к подготовке педагога требованиям к системной здоровьеформирующей деятельности в образовательных организациях. Перспективным в этом направлении, на наш взгляд, является проектирование содержания педагогического образования на межпредметной интеграции в процессе подготовки педагога с ориентацией на требования современной школы к специалисту, способному осуществлять профессиональную деятельность по здоровьесбережению и обеспечению безопасности

обучающихся, что является материалом для разработчиков оценочных материалов. В образовательных организациях профессионального образования необходимо наладить систематический сбор и анализ данных о реальных результатах и долгосрочных социальных эффектах в данном направлении, разработать более совершенные показатели (во взаимодействии всех заинтересованных структур), а также инструменты их оценки. На базе ФГОС необходимо инициировать разработку и внедрение учебных материалов профессионально-предметной подготовки будущего педагога здоровьесберегающей направленности (программ курсов, УМК, учебных пособий, учебников и т.д.) на междисциплинарной интеграционной основе с методикой преподавания профильного предмета и педагогической практикой. Помимо применения традиционных методов контроля качества освоения учебных дисциплин (контрольные работы, зачеты, экзамены, тестовый контроль и т.д.), должна проводиться систематическая оценка уровня здоровьесберегающей компетентности студентов - будущих педагогов, способствующая их развитию на протяжении всего периода обучения в учреждении профессионального образования и позволяющая на ранних стадиях выявлять проблемы качества обучения, вносить коррективы в организацию и осуществление образовательного процесса.

4. Интеграция современных представлений об образовательных результатах подготовки педагогических кадров в области здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности в триаду «стандарт -программа курса, УМК - педагогическая практика», обеспечивающая ее целостность и взаимообусловленность. Это позволит реализовать студентам применение теоретических знаний в реальных жизненных ситуациях для решения нестандартных профессиональных задач, приобрести опыт предметной и здоровьесберегающей направленности. Необходимо особое внимание уделять формированию у будущих педагогов умений целеполагания, прогнозирования, планирования, моделирования,

проектирования, рефлексии профессиональной деятельности с позиций здоровьесбережения и безопасности. Именно эти умения следует оценивать при прохождении студентами педагогической практики и при аттестации педагогов. При этом педагоги должны научиться работать с различным контингентом обучающихся, независимо от их социального статуса и состояния здоровья, не только с потенциальными «отличниками учебы», но и с обучающимися с особыми потребностями, а также с теми, чья учеба была прервана или носит неровный характер по причине хронического заболевания, семейных обстоятельств, психологического стресса и других причин.

Список литературы:

1. Акимова Л. А. Культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа формирования здоровья учащегося//Теория и практика общественного развития. - 2014. - №4. - С.116-119.

2. Акимова Л.А. Подготовка будущего учителя к проектированию формирующих здоровье безопасных педагогических систем как социальная проблема//Фундаментальные исследования. - 2014. - №6. - С.162-165.

3. Акимова Л.А. Социокультурные предпосылки подготовки будущего учителя к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни школьника//Еигореап Social Science Journal. - 2013. - №10 (37). - Т.1. - С.84-92.

4. Андреев В.И Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

5. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 576 с.

6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства

труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н). Url: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3Dxp2j133 (дата обращения: 21.09.2014)

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 320с.

8. Сократов Н.В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: уч. пособ. / Н.В. Сократов. - Оренбург: Издательство ОПТУ, 2006. - 364 с.

9. Актоуа L.A., Lutovina E.E., Thyssen P.P. Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, pros-pects. Life Sci J 2014;11(10s): 574-577.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.