Научная статья на тему 'Особенности конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации'

Особенности конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1456
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП / LEGAL PRINCIPLE / ПРАВОВАЯ ПРЕЗУМПЦИЯ / LEGAL PRESUMPTION / ПРАВОВАЯ ФИКЦИЯ / LEGAL FICTION / ПРАВОВАЯ АКСИОМА / LEGAL AXIOM / НОРМЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ / FOUNDATIONS OF LEGAL STATE / NORMS-INTERPRETATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мосин Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются правовые презумпции, фикции, аксиомы, а также специфические правовые нормы (нормы-цели, нормы-задачи, нормы-символы, нормы-интерпретации) как неотъемлемые составляющие основ правового государства в Российской Федерации, взаимосвязанные с конституционно-правовыми принципами. В процессе исследования формулируется понятие «нормы-интерпретации» и дается их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мосин Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Characteristics of Constitutionally-legal Foundations of Legal State in Russian Federation

The article considers legal presumptions, fictions, axioms, as well as specific legal norms (norms-targets, norms-tasks, norms-symbols, norms-interpretations) as an integral part of legal state foundations in Russian Federation, interrelated with constitutionally-legal principles. The concept of norms-interpretations is defined and their characteristic is given during the research.

Текст научной работы на тему «Особенности конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации»

С.А. Мосин ОСОБЕННОСТИ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются правовые презумпции, фикции, аксиомы, а также специфические правовые нормы (нормы-цели, нормы-задачи, нормы-символы, нормы-интерпретации) как неотъемлемые составляющие основ правового государства в Российской Федерации, взаимосвязанные с конституционно-правовыми принципами. В процессе исследования формулируется понятие «нормы-интерпретации», дается их характеристика.

Ключевые слова: основы правового государства, правовой принцип, правовая презумпция, правовая фикция, правовая аксиома, нормы-интерпретации.

S.A. Mosin

SPECIAL CHARACTERISTICS OF CONSTITUTIONALLY-LEGAL FOUNDATIONS OF LEGAL STATE IN RUSSIAN FEDERATION

The article considers legal presumptions, fictions, axioms, as well as specific legal norms (norms-targets, norms-tasks, norms-symbols, norms-interpretations) as an integral part of legal state foundations in Russian Federation, interrelated with constitutionally-legal principles. The concept of norms-interpretations is defined and their characteristic is given during the research.

Keywords: foundations of legal state, legal principle, legal presumption, legal fiction, legal axiom, norms-interpretations.

В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Россия определяется как правовое государство. Как справедливо отмечает Н.В. Витрук, конституционный принцип правового государства означает организацию и функционирование публичной (политической власти), в т.ч. в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и законов в соответствии с требованиями права, из которых существенным является признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина1. Основные признаки правового государства сводятся к следующему: верховенство Конституции РФ, ее высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4; ст. 15); конституционность законов и других нормативно-правовых актов (согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ законы и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ); конституционность и законность деятельности субъектов правоотношений (согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы); равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ); разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ); добросовестность власти и в целом всех субъектов правоотношений (преамбула Конституции РФ означает веру в добро и справедливость как одну из основ Конституции РФ); признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ); признание общепризнанных принципов,

© Мосин Сергей Анатольевич, 2014

Кандидат юридических наук, докторант кафедры конституционного и муниципального права (Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации); e-mail: m-sa81@yandex.ru 75

норм международного права и международных договоров Российской Федерации частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Исходя из изложенного видно, что положения Конституции РФ, имеющие принципиальное значение, закрепляют основы правового государства, которые далее конкретизируются через отраслевое законодательство, в свою очередь формирующее систему отраслевых принципов и норм.

Отметим, что под правовыми принципами понимаются руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение2. Также необходимо указать, что в правовой науке под принципами права понимаются фундаментальные идеи и идеалы, которые в т.ч. характеризуются как исходные, определяющие идеи, положения, установки, составляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права3. При этом применительно к науке конституционного права по справедливому мнению Н.А. Богдановой, принципами права выступают идеи, имеющие фундаментальное или важное значение для развертывания конституционно-правового знания, в основу которых кладется та или иная мировоззренческая позиция, закономерность, выявленная практикой, или сформулированное умозрительно положение, являющееся плодом научной мысли4. При этом, на наш взгляд, крайне важно, чтобы такие принципы-идеи всесторонним образом отвечали интересам общества и государства и воплощались в соответствующих правовых нормах. * Рассматривая тему исследования, следует задаться вопросом: являются ли

? ранее обозначенные конституционно-правовые нормы единственной состава. ляющей основ правового государства? Безусловно, роль правовых принципов является определяющей во всех областях права, но при этом нельзя забывать о I других правовых категориях и нормативных установлениях, которые вместе с

1 правовыми принципами, на наш взгляд, также формируют правовую систему и

го

| лежат в основе правового государства. Речь идет в т.ч. о правовых презумпциях,

| правовых (юридических) фикциях, правовых аксиомах, а также специфических

| правовых нормах (нормах-целях, нормах-задачах, нормах-символах, нормах-

2 интерпретациях). Кратко охарактеризуем указанные правовые категории.

° Обратимся к правовой презумпции. Под правовой презумпцией следует ж понимать необходимое для правового регулирования предположение, прямо | или косвенно закрепленное в правовой норме, направленное на установление е или устанавливающее наличие или отсутствие определенных фактов, обстоя° тельств, процессов и считающееся истинным, пока не будет установлено иное.

0

° Наличие презумпций в законодательстве позволяет, с одной стороны, увели-

го

чить эффективность всей правовой системы, а с другой - подтвердить и укре-

1 пить правовые основы государственного устройства. Отрасль конституционна ного права, как и другие отрасли права, содержит ряд правовых презумпций.

Такие конституционно-правовые презумпции, как презумпция конституционности и презумпция законности нормативных правовых актов, презумпция конституционности и презумпция законности деятельности субъектов правоотношений, презумпция добросовестности деятельности субъектов правоотношений, являются основополагающими в отечественной правовой си-76 стеме и в т.ч. лежат в основе правового государства. Отметим, что указанные

конституционно-правовые презумпции и корреспондирующие им конституционные принципы неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны, правовая презумпция освобождает от необходимости установления соблюдения корреспондирующего ей принципа при возникновении тех или иных правоотношений, с другой стороны, без возможности подвергнуть сомнению соблюдение правового принципа вряд ли можно рассчитывать на его беспрекословное исполнение участниками правоотношений. Так, презумпция конституционности нормативных правовых актов дает возможность опровергнуть конституционность нормативного акта Конституционным Судом РФ. В свою очередь возможность опровержения конституционности нормативного акта служит существенной гарантией не только прав и свобод человека и гражданина от произвола государственных органов, но и поддерживает действенность и авторитет конституционных установлений и основ правового государства.

Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что в структуре основ правового государства в Российской Федерации отдельное место занимают конституционно-правовые презумпции.

Перейдем к рассмотрению фикции. Под правовой (юридической) фикцией обычно понимается несуществующее положение, которое признается законодательством существующим и вследствие этого обязательным к применению. Следует поддержать мнение, что фикции позволяют избежать неопределенности в состоянии и отношениях при правовом регулировании5. В качестве примера фикции, имеющей ключевое значение в отечественной правовой системе, можно привести положение о том, что нормы законодательства известны всем участникам правоотношений. Данная фикция лежит в основе ч. 3 ст. 15 Кон- ш ституции РФ: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубли- н кованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, за- С

а

трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут т

о

применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». к

о

Наличие подобной нормы не позволяет субъектам правоотношений обосновы- о' вать неисполнение требований нормативных правовых актов их незнанием, а | органам государственной власти злоупотреблять своими полномочиями в сфере в

нормотворчества и правоприменения. При этом очевидно, что знать весь объем нн

о

нормативной правовой базы невозможно, но отсутствие такой фикции в зако- Ю нодательстве привело бы к процветанию беззакония, т.к., с одной стороны, не- и

правомерное поведение оправдывалось бы незнанием закона, а с другой сторо- с

к

ны - неоднозначные последствия применения неопубликованных надлежащим а образом нормативных правовых актов, включая санкции за их неисполнение. В д

е

итоге это привело бы к самым плачевным результатам для всей правовой систе- | мы и не позволило бы сформировать и укрепить основы правового государства. № Таким образом, необходимость указанных конституционных положений об 29 опубликовании нормативных правовых актов обусловлена нормальным функ- 22 ционированием всей правовой системы, которое возможно только при условии 4 применения фикции знания норм законодательства. В качестве еще одного примера правовой фикции, закрепленной в Конституции РФ и имеющей непосредственное отношение к основам правового государства, следует привести ч. 3 ст. 49: «Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого». Данная правовая норма-фикция самым непосредственным образом связанная с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценно- 77

стью, принципом конституционности и законности, презумпцией невиновности, является важным элементом правового государства.

Согласимся с тем, что презумпции и фикции являются нетипичными нормативными установлениями и зачастую рассматриваются как средства юридической техники6. При этом данные правовые категории играют наравне с конституционно-правовыми принципами определяющую роль в обеспечении правового государства в Российской Федерации и служат неотъемлемыми элементами его основ.

Далее кратко остановимся на правовой аксиоме. Аксиома — это исходное положение научной теории, принимаемое как истинное без логического доказательства и лежащее в основе доказательства других положений этой теории7. В качестве примера правовых аксиом можно привести следующие: «что не запрещено правом, то разрешено», «никто не может быть судьей в своем деле», «преступление предполагает наказание». Согласимся с тем, что правовые аксиомы являются очевидными и проверенными временем положениями и их истинность не вызывает сомнений8. На основе правовых аксиом строится вся правовая система. В данном случае правовые аксиомы имеют многие признаки правовых принципов, тем самым занимая свое место в структуре основ правового государства.

Рассматривая специфические правовые нормы, такие как нормы-цели, нормы-задачи и нормы-символы, полагаем необходимым, прежде всего, обратиться к преамбуле Конституции РФ, являющейся специфической совокупностью указанных норм. Положения преамбулы выступают исходными началами, на которых выстроена вся правовая система Российской Федерации. Однако нельзя не отметить правовое положение и значение преамбулы Конституции РФ. Преамбула необходима для того, чтобы «осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие»9. При всей своей лаконичности преамбула в виде норм-целей, норм-задач, норм-символов отражает ряд основных положений, которые будут освещаться непосредственно в тексте Конституции РФ. Среди таких положений в преамбуле содержится утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, вера в добро и справедливость, стремление обеспечить благополучие и процветание России и др. При этом следует отметить, что Конституция РФ не содержит в себе сведения, которые могут сказать нам о юридической силе ее преамбулы. Поэтому следует поддержать мнение, что «при всем политическом значении преамбулы ее нормативная суть очевидна - хотя бы потому, что в ней провозглашаются исходные принципы, на которых основывается данная конституция и само ее принятие»10. Эта позиция подтверждается Особым мнением судьи Конституционного Суда РФ М.В. Баглая (Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы», в котором говорится об обязанности законодателя «исходить из принципа добра и справедливости, закрепленных во введении к Конституции Российской Федерации»)11. В связи с этим очевидна роль преамбулы как ориентира и исходного начала принципиальных установлений, закрепляющих основы правового го-

сударства. Соответственно рассмотренные на примере преамбулы нормы-цели, нормы-задачи, нормы-символы также находят свое отражение в основах правового государства. Указанные правовые нормы, так же как правовые презумпции и фикции, взаимосвязаны с конституционно-правовыми принципами.

Отдельно обратим внимание на «нормы-интерпретации». Полагаем, что под такими правовыми нормами следует понимать, в частности, конституционные установления, получившие официальное толкование Конституционного Суда РФ в соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ в порядке абстрактного нор-моконтроля, и положения иных нормативных правовых актов, истолкованных (интерпретированных) Конституционным Судом РФ при рассмотрении всех иных категорий дел в соответствии с полномочиями Конституционного Суда РФ в порядке казуального истолкования. Необходимость подобного толкования возникает, в частности, в связи с широтой содержания таких нормативных установлений и возникающими в связи с этим различиями в их понимании субъектами правоотношений. Н.В. Витрук справедливо отмечает, что в случае с толкованием Конституции РФ Конституционным Судом РФ в порядке ч. 5 ст. 125 Конституции РФ преодолевается неопределенность в понимании ее установлений применительно к конкретной жизненной и правовой ситуации и тем самым разъясняется действительный смысл конституционных установлений, который доводится до всеобщего сведения. Во всех иных случаях под конституционным истолкованием (интерпретацией) следует понимать выявление конституционно-правового смысла проверяемого закона, решений и действий органов публичной власти и иметь при этом в виду, что такая интерпретация Конституционным Судом РФ становится обязательной для всех законодателей, судов, правоприменителей12. Практика официального толкования Конституционным Судом РФ Конституции РФ менее обширна, чем практика интерпретаций. В порядке официального толкования, в частности, были сформулированы правовые позиции, касающиеся процедуры принятия федеральных законов, формы правового акта о конституционных поправках, правовых последствий роспуска Государственной Думы, разграничения компетенции между Конституционным Судом РФ и другими судами и т.д.

Следует согласиться с Н.А. Богдановой, что широта содержания нормативных принципов конституционного права дает простор для их толкования, посредством которого раскрывается богатый потенциал таких принципов13.

Таким образом, конституционные установления, прошедшие толкование (интерпретацию), имеют особое значение для всей правовой системы в целом и для построения правового государства в частности. Нормы-интерпретации неразрывно связаны с их толкованием (интерпретацией) и должны рассматриваться только с позиции такого толкования (интерпретации).

Резюмируя изложенное, следует отметить, что в структуре основ правового государства в Российской Федерации наравне с правовыми принципами также находится совокупность различных правовых категорий и нормативных установлений, которые, взаимодействуя, образуют единую структуру такого правового государства.

1 См.: Витрук Н.В. Верность Конституции. М., 2008. С. 156.

2 См.: Грибанов В.П. Принципы осуществления гражданских прав // Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 215.

3 См.: Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 1. С. 4.

4 См.: БогдановаН.А. Система науки конституционного права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 189.

5 См.: Витрук Н.В. Указ. раб. С. 33.

6 См.: Там же. С. 32.

7 См.: Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев,

B.Г. Панов. М., 1983. С. 16.

8 См.: КачурН.Ф. Презумпции в советском семейном праве: дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1982.

C. 54.

9Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. Т. 1. М., 2005. С. 156.

10 Там же. С. 171.

11 См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 2.

12 См.: Витрук Н.В. Указ. раб. С. 135.

13 См.: Богданова Н.А. Указ. раб. С. 192.

Е.А. Отставнова

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИИ

В статье на основании анализа российского законодательства выявляются недостатки правовой политики, направленной на повышение рождаемости в России. Особое внимание уделяется не только количественной характеристике в области демографии, но и качественной.

Ключевые слова: демография, рождаемость, материнский капитал, генофонд, достойный уровень жизни.

E.A. Otstavnova*

RUSSIAN STATE DEMOGRAPHY LEGAL POLICY

Based on Russian legislation analysis, legal policy limitations, aimed on increasing birthrate in Russia, have been detected. Special attention has been given not only quantitative, but also qualitative characteristic in demography.

Keywords: demography, birthrate, gene pool, maternity capital, decent standard of living.

Ни для кого не секрет, что еще недавно в России положение в сфере демографии характеризовалось как катастрофическое. Само же понятие «демография» в переводе с греческого означает науку о народонаселении, его составе, численности, росте, распределении на территории земного шара, воспроизводстве и т. п.1 Таким образом, рассматривая проблемы демографии, необходимо говорить о рождаемости и смертности в стране, продолжительности жизни граждан Российской Федерации. Эти показатели зависят от многих факторов: биологических и социальных условий проживания, состояния здравоохранения, возможности и мотивации ведения здорового образа жизни, сохранения семейных ценностей в обществе и т. д.

По опубликованным официальным данным, в России с 1993 по 2006 г. каждый год умирали более 2 млн чел., при этом рождаемость продолжала стремительно падать и составляла примерно 1,4 млн чел. в год2. За этот период население нашей страны сократилось на 11,2 млн чел.3 Стремительно убывало трудоспособное на-

© Отставнова Елена Александровна, 2014

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: elenaotstavnova@yandex.ru

* Работа выполнена по Заданию Министерства образования и науки РФ № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания по 80 проекту « Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.