Научная статья на тему 'Некоторые аспекты исследования характеристик основополагающих конституционных установлений'

Некоторые аспекты исследования характеристик основополагающих конституционных установлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / СТРУКТУРА ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НОРМЫ / НЕТИПИЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ПРЕЗУМПЦИЯ / ПРАВОВАЯ ФИКЦИЯ / ПРАВОВАЯ АКСИОМА / FOUNDATIONS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM / STRUCTURE OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATION / LAW-GOVERNED STATE / CONSTITUTIONAL PRINCIPLE / SPECIFIC RULES / UNCHARACTERISTIC LEGAL PROVISIONS / LEGAL PRESUMPTION / LEGAL FICTION / LEGAL AXIOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мосин Сергей Анатольевич

Основополагающие конституционные установления, традиционно определенные в основном законе страны как принципы (демократического, федеративного, правового государства, свободы экономической деятельности и многообразия форм собственности, развития местного самоуправления, идеологического многообразия и политического плюрализма и т. д.), обладают также характеристиками других правовых категорий: презумции, фикции, аксиомы. Доказательство неоднородности состава конституционных установлений произведено автором посредством анализа структуры принципа конституционности нормативных правовых актов. В результате было установлено, что рассматриваемый принцип обладает признаками презумпции, так как невозможно проверить все существующие нормативные правовые акты. Более того, законодательством не установлена обязательная процедура нормоконтроля принимаемых актов Конституционным судом РФ, поэтому соблюдение данного принципа можно обозначить только как предположение. Однако необходимо отметить, что законом предусмотрена возможность последующего признания неконституционным того или иного правового акта Конституционным судом РФ. Кроме того, рассматриваемое установление наделено характеристиками юридической фикции, вследствие невозможности его полного соответствия истине, и правовой аксиомы, так как не требуется доказательств в необходимости исследуемого принципа в отечественной правовой системе (в силу его определяющей роли в основах правового государства). Подобный состав конституционных установлений автор считает признаком нового, более сложного уровня их правовой организации, что свидетельствует о потенциале дальнейшего развития правовой системы РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE RESEARCH OF FUNDAMENTAL CONSTITUTIONAL PROVISIONS

The fundamental constitutional provisions, traditionally defined in the main law of the country as the principles (democratic, federal, rule of law, freedom of economic activity and diversity of property forms, development of local self-government, ideological diversity, political pluralism, and so on), also have the features of other legal categories: presumption, fiction, axiom. The author proves the heterogeneity of the constitutional provisions by analyzing the structure of the principle of enactments’ constitutionality. As a result, it was found that the principle under consideration has the presumption features, since it is impossible to examine all effective legal acts. Moreover, the legislation does not determine a mandatory procedure of examination of adopted enactments by the Constitutional Court of the Russian Federation, so the compliance with this principle can be described only as an assumption. However, it should be noted that the law stipulates the possibility of further recognition of a legal act as unconstitutional by the Constitutional Court of the Russian Federation. Besides, the provision under consideration has the features of a legal fiction, because of the impossibility of its full conformance with the truth, and the legal axiom, since it does not require proof of the need for the principle in the domestic legal system (because of its decisive role in the foundations of the law-governed state). The author believes that such a composition of the constitutional provisions is a sign of a new, more complicated level of their legal organization, which indicates a potential for further development of the legal system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты исследования характеристик основополагающих конституционных установлений»

УДК 342.41 Мосин Сергей Анатольевич

кандидат юридических наук, докторант кафедры конституционного и муниципального права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ

Mosin Sergey Anatolyevich

PhD in Law, Doctoral student, Constitutional and Municipal Law Subdepartment, The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice

SOME ASPECTS OF THE RESEARCH OF FUNDAMENTAL CONSTITUTIONAL PROVISIONS

Резюме:

Основополагающие конституционные установления, традиционно определенные в основном законе страны как принципы (демократического, федеративного, правового государства, свободы экономической деятельности и многообразия форм собственности, развития местного самоуправления, идеологического многообразия и политического плюрализма и т. д.), обладают также характеристиками других правовых категорий: презумции, фикции, аксиомы. Доказательство неоднородности состава конституционных установлений произведено автором посредством анализа структуры принципа конституционности нормативных правовых актов. В результате было установлено, что рассматриваемый принцип обладает признаками презумпции, так как невозможно проверить все существующие нормативные правовые акты. Более того, законодательством не установлена обязательная процедура нормоконтроля принимаемых актов Конституционным судом РФ, поэтому соблюдение данного принципа можно обозначить только как предположение. Однако необходимо отметить, что законом предусмотрена возможность последующего признания неконституционным того или иного правового акта Конституционным судом РФ. Кроме того, рассматриваемое установление наделено характеристиками юридической фикции, вследствие невозможности его полного соответствия истине, и правовой аксиомы, так как не требуется доказательств в необходимости исследуемого принципа в отечественной правовой системе (в силу его определяющей роли в основах правового государства). Подобный состав конституционных установлений автор считает признаком нового, более сложного уровня их правовой организации, что свидетельствует о потенциале дальнейшего развития правовой системы РФ.

Ключевые слова:

основы конституционного строя, структура элементов конституционно-правовых основ, правовое государство, конституционный принцип, специфические нормы, нетипичные правовые установления, правовая презумпция, правовая фикция, правовая аксиома.

Summary:

The fundamental constitutional provisions, traditionally defined in the main law of the country as the principles (democratic, federal, rule of law, freedom of economic activity and diversity of property forms, development of local self-government, ideological diversity, political pluralism, and so on), also have the features of other legal categories: presumption, fiction, axiom. The author proves the heterogeneity of the constitutional provisions by analyzing the structure of the principle of enactments' constitutionality. As a result, it was found that the principle under consideration has the presumption features, since it is impossible to examine all effective legal acts. Moreover, the legislation does not determine a mandatory procedure of examination of adopted enactments by the Constitutional Court of the Russian Federation, so the compliance with this principle can be described only as an assumption. However, it should be noted that the law stipulates the possibility of further recognition of a legal act as unconstitutional by the Constitutional Court of the Russian Federation.

Besides, the provision under consideration has the features of a legal fiction, because of the impossibility of its full conformance with the truth, and the legal axiom, since it does not require proof of the need for the principle in the domestic legal system (because of its decisive role in the foundations of the law-governed state). The author believes that such a composition of the constitutional provisions is a sign of a new, more complicated level of their legal organization, which indicates a potential for further development of the legal system of the Russian Federation.

Keywords:

foundations of the constitutional system, structure of constitutional and legal foundation, law-governed state, constitutional principle, specific rules, uncharacteristic legal provisions, legal presumption, legal fiction, legal axiom.

Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации, относящейся к разделу «Основы конституционного строя», «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1].

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Принцип демократического государства в своей основе устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ).

Принцип федеративного государства определяется тем, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип правового государства основывается, в том числе, на следующих конституционных установлениях: верховенство Конституции Российской Федерации, ее высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации; равенство всех перед законом и судом; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; принятие общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации как части правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ).

Республиканская форма правления реализуется прежде всего в положениях, закрепляющих выборность высших государственных органов и органов местного самоуправления, и в реализации принципа разделения властей (ст. 3, 10, 11 Конституции РФ).

Кроме того, в качестве элементов основ конституционного строя следует отметить принципы: свободы экономической деятельности и многообразия форм собственности (ст. 8, 9 Конституции РФ), развития местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ), идеологического многообразия и политического плюрализма (ст. 13 Конституции РФ). Однако необходимо обратить внимание на то, что основы конституционного строя определяются не только в Конституции, но также насыщаются конкретным содержанием в многочисленном конституционном законодательстве [2].

Указанные конституционные установления имеют определенную структуру, которая, помимо непосредственно конституционно-правовых принципов, включает в себя такие элементы, как нетипичные правовые установления (например, конституционно-правовые презумпции, фикции, аксиомы) и специфические нормы права (например, нормы-интерпретации, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-задачи и нормы-символы). Отдельно взятому конституционному установлению соответствует свой перечень указанных элементов.

Например, рассматривая основы правового государства в Российской Федерации, отметим, что в его структуре, помимо уже указанных конституционных принципов, содержатся такие конституционно-правовые презумпции, как презумпция конституционности и презумпция законности нормативных правовых актов, презумпция законности деятельности субъектов правоотношений, презумпция добросовестности деятельности субъектов правоотношений, фикция знания закона, аксиомы «что не запрещено правом, то разрешено», «никто не может быть судьей в своем деле», «преступление предполагает наказание», ряд норм-целей, норм-задач и норм-символов, закрепленных в преамбуле Конституции Российской Федерации, закладывающей ее основы, а также норм-интерпретаций, касающихся, в том числе, процедуры принятия федеральных законов [3]. Таким образом, структура конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации состоит из совокупности элементов, которые, взаимодействуя между собой, образуют единую структуру. Каждый из таких элементов незаменим, наделен определенным функционалом и играет соответствующую его уровню роль.

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что конституционные установления не только являются исходными принципами всей правовой системы. Они также одновременно обладают признаками других правовых категорий, в том числе правовой презумпции, юридической фикции, правовой аксиомы, специфической нормы, то есть всех входящих в структуры данных установлений элементов. Данный аспект требует более подробного рассмотрения.

В качестве примера возьмем основополагающий принцип конституционности нормативных правовых актов, который является неотъемлемым элементом правового государства. Представляется, что данный принцип обладает признаками презумпции, поскольку проверить на соответствие Конституции Российской Федерации абсолютно все нормативные правовые акты не представляется возможным, но при этом требование принципа должно соблюдаться. Следовательно, фактическое соответствие всего объема нормативной правовой базы положениям Конституции Российской Федерации, а значит, и соблюдение указанного конституционного принципа в силу этого же принципа являются предположением. Более того, законодательство не устанавливает осуществление предварительного нормоконтроля Конституционным судом Российской Федерации. Таким

образом, принцип конституционности нормативных правовых актов является своим же предположением в части исходной конституционности нормативных правовых актов в силу отсутствия предварительного нормоконтроля, но с возможностью последующего признания неконституционным того или иного нормативного правового акта Конституционным судом Российской Федерации.

По указанным причинам рассматриваемый принцип, на наш взгляд, также обладает элементами правовой фикции, поскольку в отсутствие предварительного подтверждения конституционности вполне допустимо наличие среди массива нормативной правовой базы в силу различных причин не соответствующих Конституции Российской Федерации правовых норм. Следовательно, конституционное положение о том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, с учетом изложенного не может в действительности соответствовать истине в полном объеме. Соответственно, реализация данного принципа в полной мере не может быть объективно подтверждена, поэтому несуществующее положение относительно конституционности нормативных правовых актов признается законодательством существующим, что является юридической фикцией.

Также представляется, что принцип конституционности нормативных правовых актов также содержит в себе элементы правовой аксиомы, поскольку в рамках правового государства не требуется каких-либо доказательств необходимости данного принципа в отечественной правовой системе в силу его определяющей роли в основах правового государства в Российской Федерации.

Постоянное развитие и укрепление правового государства в Российской Федерации, которое требует совершенствования прежде всего законодательной базы, наполняет соответствующие конституционные установления признаками специфических норм права, например норм-целей. В связи с этим обратим внимание на то, что многие принципы и нормы Конституции РФ, заимствованные из более развитых демократий, либо так и остались нереализованными, либо не полностью раскрыли свой потенциал. Это обстоятельство не позволяет считать завершенной консолидацию российского общества в отношении ценностей, заявленных в Конституции, и соблюдения ее принципов, а также говорить о преодолении разногласий среди основных политических сил в вопросах стратегии конституционно-правового развития страны [4]. В свою очередь, это также свидетельствует о потенциале дальнейшего развития и достижения обозначенных конституционных ценностей.

Таким образом, на наш взгляд, основополагающие конституционные установления выходят за рамки своих традиционных определений как принципов, поскольку сочетают в себе характеристики различных правовых категорий. В связи с этим представляется, что такие конституционные установления выходят на новый, более сложный с позиции правовой оценки уровень.

Ссылки:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/index.htm (дата обращения: 03.10.2014).

2. Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 138.

3. Мосин С.А. Особенности конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97).

4. Конституционные принципы и пути их реализации: российский контекст : аналит. докл. / отв. ред. А.Н. Медушевский. М., 2014. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.