Научная статья на тему 'Структура элементов конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации и нетипичные правовые установления как элемент в данной структуре'

Структура элементов конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации и нетипичные правовые установления как элемент в данной структуре Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
815
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НОРМЫ / НЕТИПИЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ПРЕЗУМПЦИЯ / ПРАВОВАЯ ФИКЦИЯ / ПРАВОВАЯ АКСИОМА / STRUCTURE OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS ELEMENTS / LEGAL STATE / CONSTITUTIONAL PRINCIPLE / SPECIFIC RULES / NONTYPICAL LEGAL ESTABLISHMENTS / LEGAL PRESUMPTION / LEGAL FICTION / LEGAL AXIOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мосин Сергей Анатольевич

В статье рассматривается структура элементов конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации. В качестве самостоятельных элементов данной структуры рассматриваются нетипичные правовые установления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the structure of elements of the constitutional and legal foundations of legal state in the Russian Federation. Nontypical legal establishments are considered as independent elements of this structure.

Текст научной работы на тему «Структура элементов конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации и нетипичные правовые установления как элемент в данной структуре»

СТРУКТУРА ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕТИПИЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ В ДАННОЙ СТРУКТУРЕ

МОСИН Сергей Анатольевич

Аннотация. В статье рассматривается структура элементов конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации. В качестве самостоятельных элементов данной структуры рассматриваются нетипичные правовые установления.

Annotation. The article presents the structure of elements of the constitutional and legal foundations of legal state in the Russian Federation. Nontypical legal establishments are considered as independent elements of this structure.

Ключевые слова: структура элементов конституционно-правовых основ, правовое государство, конституционный принцип, специфические нормы, нетипичные правовые установления, правовая презумпция, правовая фикция, правовая аксиома.

Key words: structure of the constitutional and legal foundations elements, legal state, constitutional principle, specific rules, nontypical legal establishments, legal presumption, legal fiction, legal axiom.

Рассматривая структуру элементов конституционно-правовых основ правового государства в Российской Федерации, следует отметить, что в основе современного конституционного права и, как следствие, всех остальных отраслей права лежит ряд основополагающих принципиальных установлений, на которые данные отрасли опираются и нормы которых в обязательном порядке должны учитывать такие исходные начала. При этом такой правовой фундамент складывается из целого ряда элементов, которые и образуют структуру конституционно-правовых основ правового государства.

Как справедливо отмечает Н.В. Витрук, в системе правовых ценностей и идеалов в формирующемся демократическом обществе и правовом государстве на одно из первых мест выходит осознание должностными лицами государства, местного самоуправления, работниками правоохранительных и других органов, всем населением конституции как основного (высшего) закона в государстве, отражающего основные правовые принципы, закономерности и достижения общественного про-гресса1.

Правовое государство в Российской Федерации характеризуется набором конституци-

1 Витрук Н.В. Верность Конституции : моногр. М. : Изд-во РАП, 2008. С. 265.

онных установлений, среди которых: верховенство Конституции Российской Федерации, ее высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4; ст. 15 Конституции РФ); конституционность законов и других нормативно-правовых актов (согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ законы и другие нормативноправовые акты не должны противоречить Конституции РФ), конституционность и законность деятельности субъектов правоотношений (согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы); равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ); разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ); добросовестность власти и в целом всех субъектов правоотношений (преамбула Конституции РФ обозначает веру в добро и справедливость как одну из основ Конституции РФ); признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ); признание общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Конституционные принципы являются основополагающими элементами правового государства в Российской Федерации и исходными началами отечественной правовой системы, которые находят свое отражение, развиваются и конкретизируются во всех отраслях права. При этом, являясь базовыми элементами основ правового государства, они не являются единственными, поскольку порождают целый ряд сопутствующих им правовых категорий. Такие правовые категории, будучи тесно взаимосвязанными между собой и с конституционными принципами, в конечном счете, дополняя друг друга, создают структуру основ правового государства.

В этой структуре конституционные принципы являются элементами первого (верхнего) уровня основ правового государства. Слово «принцип» (от лат. рпииршт) означает основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение. Г.А. Гаджиев справедливо указывает на то, что все общие принципы права относятся в России к конституционным принципам, поскольку являются формой выражения общих принципов права. Этот автор считает, что общие принципы права проявляются в конституционных принципах, которые в свою очередь преломляются в отраслевых принципах и нормах2. Как и любые другие правовые принципы, конституционные принципы не являются декларативными. Их нарушение может повлечь за собой ответственность, в том числе и конституционную. Вопрос ответственности за нарушение принципиальных положений является актуальным, поскольку от эффективности охраны правовых принципов зависит устойчивость и эффективность всей правовой системы государства.

Нетипичные правовые установления, такие как конституционно-правовые презумпции, фикции, аксиомы являются элементами второго уровня основ правового государства. На данных нетипичных правовых установлениях и обосновании их нахождения в структуре элементов основ правового государства мы остановимся более подробно в настоящей статье.

Специфические нормы права, такие как нормы-интерпретации, нормы-декларации, нормы-символы и другие являются элемента-

2 Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М. : Юристъ, 2002. С. 54-55.

ми третьего уровня основ правового государства. Данные нормы права тесно взаимосвязаны с элементами первого и второго уровней и в силу своей специфики они играют по отношению к ним вспомогательную роль.

В рамках рассматриваемой темы обратимся к нетипичным правовым установлениям, таким, как конституционно-правовая презумпция, фикция, аксиома. Данные правовые категории обладают своими особенностями и взаимосвязаны с конституционно-правовыми принципами.

Под правовой презумпцией следует понимать необходимое для правового регулирования предположение, прямо или косвенно закрепленное в правовой норме, направленное на установление или устанавливающее наличие или отсутствие определенных фактов, обстоятельств, процессов и считающееся истинным, пока не будет установлено иное. Рассматривая конституционно-правовые презумпции в качестве элементов основ правового государства, обратимся к их взаимосвязи с конституционноправовыми принципами и в первую очередь отметим, что без установления правового принципа нет необходимости закрепления правовой презумпции. Например, если бы Конституция Российской Федерации не содержала положений, закрепляющих принцип конституционности нормативных правовых актов, то отсутствовала бы в отечественном конституционном праве и презумпция конституционности нормативных правовых актов. Также отметим, что обратная взаимосвязь невозможна, то есть появление правового принципа в любом случае первоочередное. Очевидно, что наличие правового принципа является основанием для появления правовой презумпции. Также правовой принцип наполняет презумпцию своим правовым содержанием и ограничивает ее последним. Это означает, что предположение, содержащееся в правовой презумпции, не может выходить за рамки требований положений корреспондирующего ей принципа, то есть правовая презумпция не может предполагать соблюдение субъектами правоотношений любых других условий, кроме тех, которые определены корреспондирующим ей принципом. Таким образом, во-первых, указанная презумпция конституционности нормативных правовых актов не может быть опровергнута в Конституционном Суде Российской Федерации в случае соблюдения субъектами нормотворчества положений принципа конституционности нормативного правового акта,

а во-вторых, данная презумпция не предполагает соблюдения субъектами нормотворчества каких-либо иных положений, за исключением тех, которые определены данным принципом. Еще одна взаимосвязь правового принципа и правовой презумпции заключается в том, что правовая презумпция предполагает соблюдение корреспондирующего ей правового принципа до момента опровержения такого предположения. С одной стороны, правовая презумпция освобождает от необходимости установления соблюдения корреспондирующего ей принципа при возникновении тех или иных правоотношений, с другой - без возможности подвергнуть сомнению соблюдение правового принципа вряд ли можно рассчитывать на его беспрекословное исполнение участниками правоотношений. Также нельзя не отметить, что конституционно-правовые презумпции, как и принципы, имеют нормативное закрепление, но, в отличие от принципов, практически все презумпции в конституционном праве не имеют прямого нормативного закрепления.

Указанные аспекты взаимодействия позволяют отнести конституционно-правовые презумпции к вспомогательным, по отношению к конституционно-правовым принципам, элементам основ правового государства. В силу их незаменимости и важности для всей правовой системы, в структуре основ правового государства данные презумпции следует расположить на следующем за конституционноправовыми принципами уровне.

Обратимся к юридическим фикциям. Под юридической фикцией обычно понимается несуществующее положение, которое признается законодательством существующим и, вследствие этого, обязательным к применению. Рассматривая конституционно-правовые фикции как еще один вид нетипичных правовых установлений, лежащих в основе правового государства, также необходимо отметить их тесную взаимосвязь с конституционно-правовыми принципами. Например, положение о том, что нормы законодательства известны всем участникам правоотношений, которое является правовой фикцией, закрепляется непосредственно в ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Наличие подобной

нормы не позволяет субъектам правоотношений обосновывать неисполнение требований нормативных правовых актов их незнанием, а органам государственной власти злоупотреблять своими полномочиями в сфере нормотворчества и правоприменения. При этом очевидно, что знать весь объем нормативной правовой базы невозможно, но отсутствие такой фикции в законодательстве привело бы к правовому хаосу, так как, с одной стороны, в качестве оправдания неправомерного поведения использовалось бы объяснение незнанием закона, а с другой -неоднозначные последствия применения неопубликованных надлежащим образом нормативных правовых актов, включая санкции за их неисполнение. В итоге это повлекло бы за собой самые плачевные результаты для всей правовой системы и не позволило бы, в том числе, сформировать и укрепить основы правового государства. Таким образом, необходимость указанных конституционных положений об опубликовании нормативных правовых актов обусловлены необходимостью нормального функционирования всей правовой системы, которое возможно только при условии применения фикции знания норм законодательства.

Так же, как и в случае с конституционноправовыми презумпциями, правовой принцип наполняет конституционно-правовую фикцию своим правовым содержанием и ограничивает ее последним. На примере рассмотренной фикции видно, что она затрагивает только те аспекты, которые закреплены в конституционной норме относительно официального опубликования нормативных правовых актов. В отличие от конституционно-правовой презумпции, которая предполагает соблюдение корреспондирующего ей правового принципа до момента опровержения такого предположения, фикция устанавливает этот факт без возможности доказывания обратного.

Таким образом, конституционно-правовые фикции, также как и презумпции, следует отнести к вспомогательным по отношению к конституционно-правовым принципам элементам, лежащим в основе правового государства в Российской Федерации.

Далее остановимся на правовых аксиомах. Правовую аксиому можно определить как простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой3.

3 Манов Г.Н. Аксиомы в советской теории права // Советское государство и право. 1986. № 3. С. 29.

В качестве примера правовых аксиом можно привести следующие: «что не запрещено правом, то разрешено», «никто не может быть судьей в своем деле», «преступление предполагает наказание», «ответственность может наступить только за вину», «свобода одного человека ограничивается свободой других лиц», «где есть право, там есть и его защита», «нет преступления без указания на то в законе» и др. Согласимся с тем, что правовые аксиомы являются очевидными и проверенными временем положениями и их истинность не вызывает сомнений4. Рассматривая вопрос взаимосвязи правовых принципов и аксиом, следует отметить существование различных взглядов по данному вопросу. С.С. Алексеев указывает на то, что правовые аксиомы представляют собой важнейшие принципы права, закрепленные в нормативно-правовых актах5. Л.С. Явич определяет правовые аксиомы как идеи, существующие в правосознании и служащие идеологическими предпосылками принципов права6. Как отмечает М.Л. Давыдова, выражаясь в принципах права, аксиомы образуют «содержательный каркас» всей правовой системы. Они представляют собой конкретные правовые веления, без которых существование целых правовых институтов и даже отраслей оказалось бы невозможным7. При этом, разделяя понятия «аксиома» и «принцип», этот исследователь справедливо указы-

вает на то, что если значение принципа права приобретают идеи, имеющие общеправовое или отраслевое значение, развивающиеся и конкретизируемые во многих нормах права, то далеко не обо всех аксиомах можно сказать то же самое. Некоторые аксиомы могут определять содержание лишь нескольких нормативноправовых предписаний либо вообще выражаться в одном единственном предписании

8 т-,

закона . В то же время правовые аксиомы лежат в основе правового государства, определяют развитие законодательства, являясь основой правовых принципов, способствуют реализации положений конституционно-правовых установлений и иных норм законодательства. В связи с этим, на наш взгляд, правовые аксиомы также следует отнести к вспомогательным по отношению к конституционно-правовым принципам элементам, лежащим в основе правового государства в Российской Федерации.

Таким образом, конституционно-правовые основы правового государства в Российской Федерации имеют свою структуру, состоящую из ряда элементов, а рассмотренные в настоящей статье нетипичные правовые установления, будучи тесно взаимосвязанными с конституционно-правовыми принципами, играют важную роль в формировании основ правового государства в Российской Федерации и являются их неотъемлемыми элементами.

4 Качур Н.Ф. Презумпции в советском семейном праве : дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1982. С. 54.

5 Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск,

1972. Т. 1. С. 111.

6 Явич Л.С. Право развитого социалистического общества: Сущность и принципы. М., 1978. С. 39.

7 Давыдова М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии : моногр. / ГОУ ВПО «ВолГУ». Волгоград : Изд-

во ВолГУ, 2009. С. 230. 8 Давыдова М.Л. Указ. соч. С. 229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.