Дополнительное образование
УДК 374
Особенности коммуникативной функции искусства в организации воспитывающей культурно-просветительской среды
Features of the art communicative function in the educational and cultural environment organization
Командышко Е.Ф., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», elkom04@gmail. com
Жукова ^Ю.С., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», zhukova-iulia-90@mail. ru
Komandyshko E., Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education", [email protected]
Zhukova Yu., Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education ", zhukova-iulia-90@mail. ru
DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.024
Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00008-21-01 на 2021 год.
Ключевые слова: воспитывающая культурно-просветительская среда, художественная информация, коммуникативная функция искусства, музыкальный язык, музыкально-познавательные программы.
Keywords: educational and cultural environment, artistic information, art communicative function, musical language, musical educational programs.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемой организации воспитывающей культурно-просветительской среды, что имеет дело с реализацией коммуникативной функции искусства, а также содержанием учебного процесса, технологическими особенностями, формированием, трансформацией и взаимодействием художественных и культурных ценностей в современной образовательной среде. В статье выделены основные направления, в которых раскрываются аспекты коммуникативной функции искусства, включая подготовку музыкально-познавательных программ, активизацию эмоционально-эстетических процессов, а также интерес к освоению и расширению культурологических познаний, в целом. Авторы выделяют эффективные методы создания ситуаций эмоциональных переживаний, учебных дискуссий, мотивации познавательного интереса. Содержание статьи выстроено в опоре на научно-педагогические исследования влияния среды на развитие человека при освоении новой художественной информации, в частности, арабской музыкальной культуры. В статье показано, что организация воспитывающей культурно-просветительской среды и подготовка музыкально-познавательных программ способствуют общекультурному развитию детей и положительно влияют на развитие их художественной коммуникации, что на современном этапе обретает особую значимость в воспитании современных школьников.
Abstract. The relevance of the article is due to the problem of organizing an educational and cultural environment, which deals with the implementation of the art communicative function, as well as the content of the educational process, technological features, the formation, transformation and interaction of artistic and cultural values in the modern educational environment. The article highlights the main directions in which aspects of the art communicative function are revealed, including the preparation of musical and educational programs, the activation of emotional and
aesthetic processes, as well as interest in the development and expansion of cultural knowledge, in general. The authors highlight effective methods for creating situations of emotional experiences, educational discussions, motivation of cognitive interest. The content of the article is built on the basis of scientific and pedagogical studies of the influence of the environment on human development in the development of new artistic information, in particular, Arab musical culture. The article shows that the organization of the educational and cultural environment and the preparation of musical and educational programs contribute to the general cultural development of children and have a positive effect on the development of their artistic communication, which at the present stage is of particular importance in the upbringing of modern students.
Введение. В настоящее время проблемы воспитания культурной и творческой личности ставят перед педагогическим сообществом задачи, которые непосредственно касаются организации среды обучения и воспитания детей. Научный интерес к постановке данной проблемы связан с построением разных моделей обучения в особой развивающей среде, направленной на расширение возможностей педагогического потенциала искусства в просвещении и воспитании подрастающего поколения.
Как известно, просветительство в отечественном художественном воспитании, а также в культурно-просветительской
деятельности имеет давнюю историю. Культурно -просветительская деятельность педагогов, художников, композиторов, музыкантов-исполнителей открывала для слушательской аудитории уникальные возможности познания внутреннего мира человека через погружение в мир ценностей художественной культуры.
Так, исследователь Ю.С. Зуев, рассматривает данный процесс как «стадиальный» в контексте становления общей художественной культуры личности [2, с.39]. При этом исследователь рассматривает и моделирует информационное пространство, дифференцируя внешнее окружение, связанное с поступлением социальной информации и внутреннее, которое обеспечивает создание условий для художественного развития личности.
Между двумя феноменами - культурой и коммуникацией - существуют онтологические взаимосвязь и взаимодействие. По мнению исследователя А.Ю. Смирнова, коммуникация как антропологическое явление не может реализоваться вне рамок культурного пространства [8, с.148].
Однако в новых условиях возникает необходимость в разработке обобщенных теоретических представлений о современных функциях и характеристике воспитывающей культурной среды с целью воспитания общекультурных компетенций и художественной коммуникации у обучающихся.
Воспитывающая культурно-
просветительская среда определяется нами как предельно широкий спектр организуемых
условий эмоционально-образного и
культурологического познания в условиях организации музыкально-познавательных
программ. При этом основные механизмы, осуществляющие реализацию этих
педагогических условий опираются на функции искусства, значимые для системы обучения и жизнедеятельности человека [5, с.184].
Коммуникативная функция искусства через специфические элементы музыкального языка выступает отражением творческого процесса и зашифрованной в нем информации. При этом контакт с разными произведениями искусства одновременно развивает творческое отношение обучающихся к окружающему миру, а также обогащает их художественный опыт, в целом. В.В. Медушевский отмечал, что интонационнная форма в музыкально-языковом аспекте - это своего рода «мирочувствие» [6, с.49]. То есть, свойства музыкального языка несут такую разнообразную информацию, которая раскрывает общий жизненно-культурный опыт, яркие впечатления, смысловые миры культуры.
Но для того, чтобы осуществить данный процесс, необходимы соответсвующие условия образовательной среды в опоре на восприятие искусства и осмысление получаемых впечатлений и новых знаний.
Методология исследования. На разных этапах развития педагогической науки формирующее влияние среды на развитие личности рассматривалось в трудах известных отечественных и зарубежных ученых-педагогов: Ф.А. Дистервега, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
Исследование проблем развития и воспитания детей в условиях культурно-просветительской и музыкальной деятельности связаны с именами таких известных ученых и педагогов-музыкантов как Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, И.И. Соллертинский, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий и др.
Уделяя огромное внимание созданию культурно-просветительской среды, С.Г. Шацкий опирался на эмоционально-эстетический и познавательно-практический процесс обучения, который открывал школьникам смысл бытия, выводил за рамки обыденности. Важное значение
проведению культурно-просветительских бесед в своей работе уделяла и В.Н. Шацкая. Она считала, что самый эффективный способ в просветительской деятельности педагога - это сочетание роли лектора с ролью музыканта-исполнителя, так как вниманию учеников не мешают разные источники лекционной и музыкальной информации (Шацкая В.Н.) [11].
Проблема эстетической среды как педагогического явления в развитии и воспитании личности ребенка и учащейся молодежи наиболее ярко обозначилась в начале XXI века в трудах ученых (Н.П. Гвоздева, Е.Ф. Командышко, Е.И. Коротеева, Е.П. Олесина, Л.П. Печко, О.В. Стукалова и др.). В исследовании данной проблемы высвечиваются элементы
эстетического, нравственного и общекультурного развития обучающихся, которые направлены на «воспитание и развитие культурно -опосредованного, нравственно-эстетического отношения к человеку, природной и предметной среде, к миру в целом» (Печко Л.П.) [7, с.10].
Исследование показало, что процесс организации культурно-просветительской среды связан с постоянным обогащением педагогического инструментария, а также углублением культурологической
направленности музыкально-просветительских бесед [1].
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что процесс воспитания общей культуры и художественной коммуникации обучающихся будет успешным, если на их развитие будут направлены коммуникативные возможности музыкально-познавательных программ.
Материалы и методы исследования. Коммуникативные возможности языка искусства в своих трудах исследовали М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.С. Выготский, Б.С. Мейлах, С.Х. Раппопорт, Л.Н. Столович, Б.П. Юсов и др. Их работы раскрывают возможности искусства в реализации художественной коммуникации (в пространстве и времени) между зрителями (слушателями) и авторами произведений, зрителями (слушателями) и эпохой, зрителями и другими зрителями (слушателями) в контексте общечеловеческого единения. В работах указанных ученых художественная
коммуникация определяется как особый механизм приобретения новой информации, закодированной самим автором произведения искусства.
Коммуникация (лат. соттишсо - передача, сообщение) как философская категория, направлена к общению, обмену мыслями, идеями, передаче различного содержания от
определенного сознания (индивидуального или коллективного) к иному сознанию через знаки, зафиксированные на материальных носителях. В научных исследованиях проблема коммуникации получает наибольшее развитие и разработку в рамках исследований форм коммуникации, включая публикации, дискуссии, сообщения и т.д. [9, с.269].
Под художественной коммуникацией в нашем исследовании рассматривается процесс «общения» обучающихся с произведением культуры и искусства в процессе подготовки и реализации музыкально-познавательных
программ.
Музыкально-познавательные программы предполагают расширение образовательного пространства учебных заведений в условиях организации воспитывающей культурно-просветительской среды.
Построение культурно-просветительской среды в исследовании раскрывает организационно-педагогическую модель,
состоящая из основных блоков: методологического, информационно-
содержательного, художественно-образного, результативного.
Концептуальный блок модели опирается на технологии социально-культурной деятельности, которые исследовали современные ученые: М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Н.Н. Ярошенко и другие.
В нашем исследовании информационно-содержательный блок модели культурно-просветительской среды основан на реализации музыкально-познавательной программы
«История арабской музыкальной культуры».
Цель программы: расширение культурного опыта и формирование важных личностных качеств межкультурной и художественной коммуникации. Задачи программы:
1. Подготовить обучающихся к освоению арабской культуры.
2. Познакомить с особенностями географического положения той или иной страны, а также исторического доисламского периода арабов.
3. Раскрыть Византийское влияние на становление арабской культуры.
4. Выявить особенности арабской культуры и её влияния на творчество русских композиторов: А.П. Бородина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и др.
В настоящее время европейская культура хорошо изучена и представлена в учебниках по истории музыкальной культуры. А в отношении неевропейских культур, по мнению В.Н.
Холоповой, недостаточно информации о том, что, к примеру, «ритмическая музыка является искусством не только звука, но и искусством движения, что легко и естественно переводится в другое искусство - танец» [10, с. 40].
Художественно-выразительный блок модели включает освоение элементов музыкального языка и художественной выразительности. Основная группа методов организации культурно-просветительской среды включает: 1) метод создания ситуаций эмоциональных переживаний; 2) прогнозирование учебных дискуссий; 3) расширение познавательных интересов.
Познавательная направленность программы не сводится лишь к передаче определенных знаний. Её основная задача заключается в получении информации в сочетании с художественным восприятием. Основные темы, направленные на расширение представлений о формировании арабской классической музыки представлены в блоке занятий, раскрывающих историю арабской музыкальной культуры.
Результативный. Результативный блок модели раскрывает итог организации воспитывающей культурно-просветительской среды и позволяет вывести на новый уровень важность подготовки и реализации музыкально-познавательных программ и их основную цель, -обеспечить общекультурное и музыкальное развитие личности, воспитание обучающихся в специально организованной музыкальной среде как субъекта когнитивной, художественной и коммуникативной деятельности.
Так, выстраивая музыкально-познавательную программу на основе расширения знаний об арабской музыкальной культуре, одновременно происходит расширение культурологических познаний. В программу включены:
1. Сведения о слиянии арабского искусства с искусством стран, некогда входивших в арабский халифат, изначально вобравших в свой художественный ареал, вместе с библейскими источниками, богатые музыкально-культурные традиции Византии. В связи со сказанным, отметим, что в середине 9 ст. в Багдаде был провозглашен «Дом мудрости», состоящий их специальной коллегии, умеющей комментировать греческие трактаты. В результате были переведены с греческого на арабский язык труды ученых (Аристотеля, Никомаха, Эвклида и др.), посвященных музыке. Вплоть до 16 ст. появлялись теоретические труды Багдадской школы, а также отдельные яркие музыкальные произведения.
2. Познавательные беседы о том, что арабские завоевания Ближнего Востока, Средней Азии и Египта значительно ускорили процесс ассимиляции греческой музыкальной культуры. В результате в музыкальном искусстве арабский звукоряд расширился до 2-х октав. Так, постепенно получила развитие арабская музыка, в основе которой семиступенные лады тяготеют к мелизматической риторике, соотносимой с фигуративностью церковного византивизма. Но, как и в бедуинский период, базовым остается вокально-инструментальный жанр, в котором ведущая роль принадлежала певцу.
2. Исследования доисламского периода развития музыкальной культуры.
Если привлечь сведения о доисламском «бедуинском» периоде музыки арабов, то следует констатировать, что поэзия и музыка представляли собой единое целое. Древние арабские певцы-поэты (шаиры) исполняли нараспев поэмы, состоявшие из четверостиший. Инструменты этого периода - дуфар (бубен), рабаб (однострунная скрипка), мухар (лютня), тайбур (струнно - щипковый инструмент), най (флейта), - составили основания мелодического-монодического стиля, преобразовавшегося в гетерофонию-многоголосие.
3. Познавательная информация, которая характеризует появление новых музыкальных инструментов в арабской музыке с середины Х1Х века (скрипка, виолончель, контрабас, фортепиано, аккордеон и саксофон). Заимствование аккордеона было знаменательным: из экзотического европейского, - инструмент быстро «перерос» в классический арабский.
4. Освоение классической танцевальной арабской музыки, в которой аккордеону принадлежит ведущая роль. Танец белади (от арабского «белад», означает «страна»), что значит танец-восток. В оригинале белади исполняется под аккомпанемент аккордеона и барабанов. Аккордеонист исполняет «такасим», - сольную импровизацию, следуя за движениями танцовщицы. В результате можем констатировать сохранение аккордеонного участия в академической либо популярной среде в странах, исторически связанных с византийским культурным истоком.
Таким образом, новая программа направлена на значительное расширение культурного общения обучающихся, включая знакомство с историей формирования арабской музыки, музыкальным инструментарием и составом современного арабского оркестра. Опыт работы показал, что данная программа усиливает
активность детей к обсуждению элементов музыкальной выразительности и особенностей музыкальной колористики востока.
Заключение. Работа с детьми в системе дополнительного музыкального образования показала, что музыкально-познавательные программы, включающие новую информацию, значительно расширяют возможность приобретения опыта социальной деятельности и общекультурного развития детей [3].
Подтверждено, что эффективность культурологического воспитания обучающихся зависит от условий создания культурно-просветительской среды и от включенности содержания музыкально-познавательных
программ в контекст формирования художественной коммуникации детей.
Исследование показало, что к характеристикам общекультурной личности обучающихся следует отнести, прежде всего, способность видения социальных проблем, самостоятельность суждений, способность концентрировать свои творческие усилия, стремление и потребность расширять свои знания и опыт.
Таким образом, в проведенном исследовании:
- обосновано, что осмысление арабской музыкальной культуры в сопоставлении с произведениями русских композиторов, раскрывающих восточную тематику, означает опору на культурологический подход и коммуникативную функцию искусства;
- выявлено, что организация культурно -просветительской среды позволяет активизировать исследовательскую, художественную и познавательную деятельность обучающихся;
- подтверждено, что коммуникативная функция музыкального искусства наиболее способствует установлению межличностных контактов между обучающимися и педагогом в среде обучения и служит эффективным средством развития их художественной коммуникации;
- доказано, что опора на освоение арабской музыкальной культуры способствует адекватному восприятию разных точек зрения, готовности обучающихся к осмыслению и обобщению культурного опыта.
Литература:
1. Бодина Е.А. Современные тенденции развития музыкального образования в России и за рубежом / Е.А. Бодина // Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт. - М.: ИХО РАО, 2013. - С. 67-71.
2. Зубов Ю.С. Библиография и художественное развитие личности / Ю.С. Зубов. - М., 1979. - 142 с.
3. Командышко Е.Ф. Модель повышения уровня культурологического образования школьников в условиях реализации культурно-познавательных программ [Электронный ресурс] / Е.Ф. Командышко // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2019. - № 4. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites Ме1аиМ^/|оигпа1р^ komandyshko_25-32.pdf
4. Командышко Е.Ф., Стукалова О.В., Епанешников В.В. Социокультурные аспекты личностного развития учащейся молодежи в современной информационной среде / Е.Ф. Командышко, О.В. Стукалова, В.В. Епанешников // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 3. - С. 42-45.
5. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя; под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
6. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование / В.В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 262 с.
7. Печко Л.П. Эстетическая среда воспитания и образования в школе: межвузовский сборник научных трудов / Л.П. Печко // Эстетическая среда и развитие культуры личности; отв. редакторы: Л.П. Печко, А.Ж. Овчинникова. - М.: ИХО РАО, Елец: ЕГПИ, 1999. - С. 5-15.
8. Смирнов А.Ю. Событийные коммуникации в трансформирующейся семиосфере / А.Ю. Смирнов // «Семиосфера» Ю.М. Лотмана: реализация в современном социально-гаманитарном знании / Материалы международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Ю.М. Лотмана: в 3 т. - М.: МГУКИ, 2013. - Т. 2. - 178 с. - С. 148-157.
9. Философский энциклопедический словарь; под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1983. - 840 с.
10. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие / В.Н. Холопова. - СПб.: «Лань», 2000. - 320 с.
11. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства / В.Н. Шацкая. - М., 1950. - 176 с.
References:
1. Bodina E.A. Modern trends in the development of musical education in Russia and abroad / E.A. Bodina //
Pedagogy of art: modern development trends, history and experience. - M.: IHO RAO, 2013. - S. 67-71.
2. Zubov Yu.S. Bibliography and artistic development of personality / Yu.S. Teeth. - M., 1979. - 142 p.
3. Komandyshko E.F. Model of raising the level of culturological education of schoolchildren in the context of the implementation of cultural and educational programs [Electronic resource] / E.F. Komandyshko // Pedagogy of art: a network electronic scientific journal. - 2019. - № 4. -Access mode: http://www.art-education.ru/sites / default / files / journalpdf / komandyshko_25-32.pdf
4. Komandyshko EF, Stukalova OV, Epaneshnikov VV. Socio-cultural aspects of the personal development of students in the modern information environment / E.F. Komandyshko, O. V. Stukalova, V.V. Epaneshnikov // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 3. - P. 42-45.
5. A Brief Dictionary of Aesthetics: a book for a teacher; ed. M.F. Ovsyannikov. - M.: Education, 1983. -223 p.
6. Medushevsky V.V. The intonation form of music: Research / V.V. Medushevsky. - M.: Composer, 1993. -262 p.
7. Pechko L.P. Aesthetic environment of upbringing and education at school: interuniversity collection of scientific papers / L.P. Pechko // Aesthetic environment and development of personality culture; otv. editors: L.P. Pechko, A. Zh. Ovchinnikov. - M.: IHO RAO, Yelets: EGPI, 1999. - S. 5-15.
8. Smirnov A.Yu. Event communications in the transforming semiosphere / A.Yu. Smirnov // "Semiosphere" Yu.M. Lotman: implementation in modern socio-gamanitarny knowledge / Materials of the international scientific conference dedicated to the 90th anniversary of the birth of Yu.M. Lotman: in 3 volumes -M.: MGUKI, 2013. - T. 2. - 178 p. - S. 148-157.
9. Philosophical Encyclopedic Dictionary; ed. L.F. Ilyicheva, P.N. Fedoseeva, S.M. Kovalev, V.G. Panova. -M.: Publishing house "Soviet Encyclopedia", 1983. - 840 p.
10. Kholopova V.N. Music as a form of art: textbook / V.N. Kholopova. - SPb.: "Lan", 2000. - 320 p.
11. Shatskaya V.N. Music at school. Artistic education by means of musical art / V.N. Shatskaya. - M., 1950. - 176 p.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Сведения об авторах:
Командышко Елена Филипповна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики искусства Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», е-тай: [email protected]
Жукова Юлия Сергеевна (г. Москва, Россия), аспирант Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», е-тай: [email protected]