Научная статья на тему 'Особенности капитализации денежно-финансовых средств в киргизской республике на переходном этапе'

Особенности капитализации денежно-финансовых средств в киргизской республике на переходном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности капитализации денежно-финансовых средств в киргизской республике на переходном этапе»

ф

ИЗ ОПЫТА СТРАН СНГ

Д.Ч. Бектенова*

доцент Киргизско-российского славянского университета

ОСОБЕННОСТИ КАПИТАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-ФИНАНСОВЫХ

СРЕДСТВ В КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ

В условиях перехода к рыночной экономике встает вопрос о том, может ли финансовая реформа проводиться до макроэкономической стабилизации. Некоторые экономисты** полагают, что стабильность цен и макроэкономическая стабильность является "гвоздем удачной либерализации". И то, и другое должно быть предпринято одновременно, потому что финансовый крах может свести на нет попытки стабилизации. Банкротства финансовых институтов разрушают доверие и могут привести к утечке капитала, что тормозит любые макроэкономические программы стабилизации. С другой стороны, финансовые реформы без макроэкономической стабилизации обречены на провал. От того, как запрограммирован процесс реформ, в основном зависит его исход. Например, некоторые страны, в особенности Япония и Корея, значительно усилили свой производственный сектор, прежде чем перейти к либерализации финансового сектора. С другой стороны, финансовая либерализация в странах южного полушария без действенного банковского контроля привела к значительной инфляции и финансовому банкротству*** .

Финансовая реформа в странах с переходной экономикой имеет более многосторонний характер, чем в странах с рыночной экономи-

* Д.Ч. Бектенова в 1976 г. закончила аспирантуру Финансовой академии по кафедре "Финансы предприятий отраслей народного хозяйства". - Прим. ред.

** Cho Yoon-Che Khatkhate D. Lessons of Financial Liberalization in Asia. World Bank. 1989. *** Diaz-Alejandro Carlos. "Goodbye Financial Repression, Hello Financial Crach" // Journal of Development Economics. 1985.

1GG

кой, поскольку она включает не только либерализацию, но и изменение структуры и функций финансовой системы. Реформирование финансовой системы преследует следующие цели: во-первых, создание таких инструментов, которые направляли бы сбережения личного и промышленного сектора на финансовые рынки; во-вторых, формирование таких учрежденческих структур, которые предоставляли бы обширный перечень необходимых финансовых услуг; в-третьих, разработка децентрализованных механизмов распределения кредитных ресурсов, способных снизить банковские риски; в-четвертых, усиление регулирования и контроля со стороны надзорных органов с целью снижения степени риска финансовых учреждений и, в-пятых, использование реформированной финансовой системы для решения проблем, касающихся собственности и управления предприятиями.

К сожалению, реформаторы в странах с переходной экономикой приступили к процессу перестройки производительного сектора после реформы финансовой системы. Создание коммерческих банков в Киргизстане началось в 1989 г. с преобразования специализированных государственных банков в банки второго уровня, а процесс приватизации и децентрализации производства начался лишь с 1992 г. Считалось, что стоит только "ввести" рыночную финансовую систему и за ней последует перестройка и децентрализация производства. Реформа финансовой системы зачастую рассматривается как рычаг для преобразования всей экономики. Однако реорганизация фирм, перестройка производства, проблемы собственности и управления — дело нелегкое, требующее определенного времени и компетентности. Поэтому, на наш взгляд, необходимо было финансовую систему приспособить к реальному сектору, а не наоборот. Финансовые учреждения должны были сыграть важную роль в мониторинге и контроле за деятельностью фирм.

Финансовая реформа в Киргизской Республике была осуществлена без макростабилизации, перестройки производительного сектора, поэтому и процессы капитализации в этой сфере происходят медленными темпами, поскольку не создана соответствующая эффективная базовая основа из-за недостаточности сбережений экономических агентов. Структура и деятельность финансовой системы должны быть связаны со структурой и деятельностью производительного сектора, который она обслуживает.

Проблема капитализации усугубляется еще и тем, что учредителями многих коммерческих банков Киргизстана являются промышленные предприятия и ведомства. Владение банками со стороны основных заемщиков влечет принятие неудовлетворительных реше-

ний по ссудам и капиталовложениям, приводит к ухудшению качества кредитного портфеля, а иногда - и к банкротствам. С другой стороны, инсайдерское кредитование и контроль за финансами банка позволяет фирмам препятствовать развитию конкуренции в тех отраслях промышленности, в которых они действуют сами. В этих условиях банк не в состоянии осуществлять контроль своего заемщика, как это имеет место в развитых странах. Кроме того, неэффективное управление в первую очередь связано с природой банковского капитала и отсутствием законодательного разграничения прав и ответственности собственников (акционеров) и высшего менеджмента банков.

Низкая капитализация коммерческих банков в условиях перехода к рынку является результатом действия ряда факторов. К ним относятся малая мощность экономики, ее нестабильность, вызванная значительными объемами неплатежей, бартерными сделками, долларизацией экономики и наличием теневого сектора.

Недостаточный капитал банков не только снижает уровень устойчивости (в смысле финансового левериджа), но и ограничивает возможности развития банков, не позволяя выполнять их основную функцию - кредитование.

* * *

Банковская система Киргизстана прошла несколько этапов в своем развитии и увеличении своего капитала.

□ Первый этап охватывает период с 1992 по 1994 год. За это время была сформирована двухуровневая банковская система. Национальный банк был учрежден в качестве правопреемника Госбанка, бывшего киргизским отделением Госбанка СССР. С 1992 г. в связи с принятием Закона «О Национальном банке» он получил относительную независимость от правительства и только с введением национальной валюты стал играть ведущую роль в проведении денежно-кредитной политики.

Формирование второго уровня банковской системы (коммерческих банков) осуществлялось как путем преобразования существовавших специализированных банков в акционерные, так и созданием новых коммерческих банков посредством привлечения ресурсов внутри страны и зарубежных инвесторов. Но в силу ряда объективных и субъективных причин к концу первого этапа состояние коммерческих банков резко ухудшилось. Почти половина из 18 коммерческих банков оказались неплатежеспособными. Одна из основных причин заключалась в директивных кредитах, выделенных правительством

через государственные банки. Это в основном кредиты, направлявшиеся в сельскохозяйственный сектор и предприятиям перерабатывающих отраслей.

Кроме того, положение усугублялось сложной экономической ситуацией 1993-1994 гг., а также недостатками в управлении банками. Особенно это отразилось на бывших государственных банках, которые выполняли правительственные программы финансирования экономики и руководство которыми осуществлялось в рамках стереотипов бывшего централизованного планового управления. В результате в 1994 г. были закрыты 3 банка - их капитал оказался недостаточным, чтобы обезопасить свою деятельность. Поэтому НБ КР согласно постановлению № 21 от 7 апреля 1994 г. был установлен размер минимального уставного капитала для киргизских банков

- 5 млн сомов*; а для совместных иностранных банков - 1 млн долл. США. К концу 1994 г. этим требованиям отвечали только 12 банков из 18.

□ Второй этап развития банковской системы республики охватывает 1995-1997 годы.

В течение 1995 г. ситуация в банковской системе оставалась очень тяжелой. Суммарный капитал банковской системы был отрицательным. Одной из главных причин такого положения стала неплатежеспособность крупных заемщиков банков. Следствием стало банкротство двух государственных банков в 1995 г. и четырех - в 1996 г. Просроченная задолженность в них насчитывала 1,2 млрд сомов, что составляло 30% всего кредитного портфеля, или 3,6% к ВВП. Для выправления положения в банковской системе в соответствии с программой FINASAC были ужесточены принципы банковского надзора, создано Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (DEBRA), совершенствовалась платежная дисциплина, а в целях обеспечения транспарентности деятельности банков введены международные стандарты бухгалтерского учета.

В 1997 г. были приняты в новой редакции Закон "О Национальном банке Киргизской Республики", Закон "О банках и банковской деятельности", Закон "О банкротстве", новая редакция Закона "О залоге" и другие нормативные акты и положения. В результате вышеназванных мер за эти годы заметно увеличился приток иностранных инвестиций. Более 50% инвестиций в капитал банков было произведено иностранными инвесторами.

* В настоящее время 1 российский рубль равен 1,46 сома.

Впервые на этом этапе для банков Киргизстана в целях ограничения чрезмерного распространения малых банков устанавливаются темпы роста минимальных размеров уставного капитала и показатели адекватности капитала: совокупного и первого уровня. Так, согласно постановлению правления Национального банка от 13 сентября 1996 г. минимальный размер уставного капитала для действующих коммерческих банков должен был составить к 31 декабря 1997 г. 15 млн сомов, а для банков с привлечением иностранного капитала более 20% -30 млн сомов.

В соответствии с требованиями Базельского комитета, членом которого Киргизстан стал с ноября 1995 г., норматив адекватности совокупности капитала должен был составлять 8%, а норматив адекватности капитала первого уровня (стержневого) - 4%. Этим требованиям, по данным Национального банка, в 1995 г. и 1996 г. отвечали 9 банков, в 1997 г. - 15 коммерческих банков.

В целях обеспечения финансовой устойчивости коммерческих банков Национальный банк Киргизстана разработал в этот период перечень других нормативов, связанных с размером капитала банка. К ним относятся:

© максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных между собой заемщиков, устанавливаемый соответственно в размере 25% и 15% от собственных средств банка с учетом всей суммы выданных кредитов, а также предоставленных гарантий и поручительств. В 1995 г данный норматив выполнялся большинством банков, а с

1996 г. - всеми банками;

© максимальный размер крупных кредитных рисков, устанавливаемый как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств банка (крупным кредитным риском считается объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств банка);

0 стандарты определения достаточности капитала согласно рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору. С 1 января 1996 г. установлен норматив достаточности капитала на уровне 8% от суммы взвешенных по риску активов.

При принятии решения об увеличении капитала банкам необходимо было выбрать соответствующие пути его осуществления. Капитал банка может быть увеличен как за счет внутренних источников (доходов от операций, продажи части активов с прибылью, переоценки

основных средств), так и за счет внешних (выпуска дополнительных акций). Так, анализ динамики оплаченного уставного капитала коммерческих банков Киргизстана с 1995 г. по 1997 г. показывает, что в 6 банках произошло снижение уставного капитала, а в 11 банках наблюдался рост. Рост уставного капитала в этих банках произошел в основном за счет выпуска дополнительных акций, дополнительного привлечения иностранных инвестиций и лишь незначительно за счет нераспределенной прибыли.

Небанковский финансовый сектор начал свое развитие с создания с

1997 г. кредитных союзов и кредитных товариществ, а также Киргизской сельскохозяйственной финансовой корпорации, цель которых была обеспечить финансирование фермерских и крестьянских хозяйств, а также иной доходной деятельности. Наряду с кредитными союзами кредиты населению выдают и некоммерческие (общественные) организации. Размеры кредитов, выдаваемых такими организациями, составляют от 1 тыс. до 20 тыс. сомов. Некоторые из таких организаций работают на финансовом рынке около пяти лет. Только в 1997 г. ими было выдано кредитов на сумму 33,9 млн сомов. Все эти организации работают на принципах социальной мобилизации - расширение возможностей малоимущих слоев населения в рамках программы по преодолению бедности.

Появление некоммерческих предприятий на финансовом рынке республики свидетельствует о том, что в финансовом секторе образовалась ниша, которую могли бы заполнить учреждения банковского сектора, однако небанковские организации в этот период оказались более мобильными. В то же время сокращается число негосударственных страховых компаний (с 144 в 1995 г. до 37 в 1997 г.) вследствие слабости их капитальной базы, банкротства ряда компаний из-за подверженности их кредитному риску и риска мошенничества со стороны отдельных заемщиков (из-за развития кредитования под залог страховых полисов).

В 1995 г. создается Киргизская фондовая биржа, предназначенная для осуществления торгов с ценными бумагами государства и компаний.

□ На третьем этапе (1998-1999 гг.) вследствие влияния российского кризиса ситуация на финансовом рынке дестабилизировалась. Это выразилось в ухудшении качества кредитного портфеля банков, увеличении доли убыточных или невозвратных кредитов из-за финансовых проблем крупнейших заемщиков, ставших неплатежеспособными (80% кредитного портфеля коммерческого банка "Меркю-

ри" было выдано предприятиям, связанным с ГАК "Киргизгазмунай-зат"*). В результате кредитные потери сильно повлияли на финансовое состояние отдельных банков и привели к неплатежеспособности некоторых из них. Все это вызвало сокращение суммарного капитала банков как в номинальном, так и в реальном выражении с учетом инфляции и девальвации валюты. Этому способствовало также банкротство ряда коммерческих банков, в которых осуществлялась неверная кредитная политика, повлекшая за собой ухудшение кредитного портфеля и их банкротство, и кроме того, неэффективная система управления и отсутствие контроля за действиями должностных лиц со стороны акционеров.

Экстремальная ситуация раскрыла максимальную степень аффилированности и связанности некоторых коммерческих банков Киргизстана. Концентрация кредитов в определенных сферах и отраслях экономики обнаружила и усилила подверженность банков кредитному риску. Кроме того, кредиты, выданные банками под импортные операции, в условиях стремительного изменения валютного курса оказались объектом потенциального риска невозврата. Высокорискованным видом вложений оказались кредиты, выданные в иностранной валюте тем заемщикам, у которых основной источник доходов поступает в национальной валюте. Все это сказалось на снижении уровня капитализации банков, значение которого усиливается в кризисных ситуациях.

Показатель суммарного капитала банков за этот период уменьшился с 926,4 до 665,5 млн сомов, или на 28,2%. Данный факт объясняется прежде всего наличием в системе проблемных банков, имеющих значительные убытки. Так, на конец 1999 г. убытки коммерческих банков возросли в 8,9 раза и составили 387 млн сомов. Сократился также показатель адекватности суммарного капитала с 28 до 23%. При этом следует отметить, что тенденция сокращения данного показателя сохранилась с 1997 г., несмотря на требования Нб КР увеличивать ежегодно размер уставного капитала на 5 млн сомов. Однако, учитывая тот факт, что в 1999 г. резко обострились тенденции по сокращению уровня капитализации банков к рисковым активам, НБ КР принял решение о замене плана постепенного увеличения размера минимального уставного капитала на кардинально новый, обязывавший банки увеличить размер уставного капитала до 50 млн сомов до 31 июля 2001 г.

Оперативно принятые Национальным банком меры позволили локализовать негативные воздействия финансового кризиса, испра-

* Государственная акционерная компания по закупке нефти и газа.

вить ситуацию с учетом защиты интересов вкладчиков путем использования различных финансовых нормативов. Это позволило предотвратить распространение проблем отдельных банков на банковскую систему в целом и избежать системного кризиса.

□ Четвертый этап развития банковской системы Киргизстана (с 2000 г.) начался с преломления кризисной ситуации в банковской сфере. Этому способствовало улучшение макроэкономической ситуации: рост ВВП на 5%; сложилась устойчивая тенденция к замедлению ежемесячных темпов инфляции, в результате индекс потребительских цен составил 9,6%.

За 2000 г. суммарный капитал банков вырос на 314 млн сомов, или на 50%. Основным фактором роста капитальной базы банков, как и в предыдущие годы, является увеличение размера уставного капитала.

Рост капитала и ресурсной базы коммерческих банков способствовал улучшению показателей финансового положения банков. По состоянию на 1 января 2001 г. количество прибыльных банков достигло 16, тогда как в 1999 г. их было 11; примерно в 7 раз сократились убытки банковской системы. Почти вся прибыль банков после уплаты налогов была направлена на капитализацию.

Создание условий для капитализации банков, а также проведение мероприятий по реструктуризации проблемных активов позволило сформировать базу для роста капитала банков, активизации процессов восстановления банковской деятельности и повышения доли прибыльных банков.

Тем не менее для банков Киргизстана характерна низкая капитализация, что не позволяет им активно включиться в процесс крупномасштабного инвестирования. Такое положение характерно почти для всех стран с переходной экономикой, поскольку формирование банковской системы происходит при отсутствии сколько-нибудь значительного денежного капитала.

Это обусловлено прежде всего тем, что капитал банков в Киргизстане в условиях переходного периода сформирован преимущественно из промышленного, а не финансового капитала, который еще недостаточно крепок в силу своей молодости и ограниченности сбережений хозяйствующих субъектов и населения.

У большей части коммерческих банков капитал сформирован за счет размещения их акций среди промышленных предприятий или отдельных небольших акционерных обществ, которые выступают "владельцами" банка, что приводит к распространению "связанного" кредитования. Такое кредитование зачастую применяется в "отрас-

левых" банках, и не случайно первыми жертвами кризиса банковской системы стали "Сатурн", "Дыйканбанк" и затем "Агропромбанк". Вмешательство акционеров в оперативную деятельность банка ведет к негативным последствиям, а именно к ухудшению качества кредитного портфеля и невозврату кредитов. В этих условиях банк не в состоянии эффективно осуществлять контроль своего заемщика, как это имеет место в развитых странах. Насколько известно, в мировой практике банки своих учредителей не кредитуют. Теоретически получается, что хозяин банка (в лице учредителя) занимает у себя деньги. В этом случае учредителю не следовало бы отвлекать деньги на учреждение банка, раз он настолько беден, что вынужден сам занимать деньги под проценты. Видимо, здесь имеет место финансовая игра. Поэтому для улучшения эффективности управления банком и повышения уровня устойчивости (в смысле соотношения заемных и собственных средств банка) необходимо, на наш взгляд, провести законодательное разграничение прав и ответственности собственников (акционеров) и высшего менеджмента банков, то есть внедрять принципы корпоративного управления. Это позволит отделить акционеров от оперативного управления, повысить качество управленческих решений, сформировать систему оценки, мониторинга и управления рисками.

На низкую капитализацию банков в условиях переходной экономики оказывает влияние ряд факторов:

ц небольшие масштабы экономики республики; уровень ВВП на душу населения возрос за период с 1994 г. с 249,1 до 262,4 долл., или всего на 5,3%; ц неустоявшиеся процессы переходного периода, а именно: инфляционные ожидания, уровень долларизации экономики, значительные объемы неплатежей и наличие значительного "теневого рынка"; ц неразработанность правовых основ процесса капитализации путем слияния или присоединения банков.

Развитие финансовой системы напрямую связано с развитием реального сектора. Спад производства в начальный период перехода к рынку и незначительный рост валового внутреннего продукта за последние четыре года оказали существенное влияние на формирование их капитальной базы. Значительное влияние на процесс капитализации банков оказывают инфляционные ожидания, следствием чего является изменение обменного курса национальной валюты в сторону снижения. Если проанализировать динамику оплаченного уставного капитала коммерческих банков Киргизстана после

введения национальной валюты, то она выглядит следующим образом.

ДИНАМИКА ОПЛАЧЕННОГО УСТАВНОГО КАПИТАЛА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С 1994 ПО 2000 гг.

Дата Оплаченный уставный капитал, млн сомов Курс 1 долл. США, сомы Оплаченный уставный капитал, млн долл.

01.01.95 159,2 10,86 14,7

01.01.96 206,4 11,20 18,4

01.01.97 239,5 16,70 14,3

01.01.98 526,6 17,37 30,3

01.01.99 817,4 29,37 27,8

01.01.00 953,2 45,43 21,0

01.01.01 1171,2 48,30 24,25

Из приведенного анализа следует, что оплаченный уставный капитал коммерческих банков в национальной валюте увеличился в 2000 г. в 7,4 раза, но в пересчете на доллары США (из-за девальвации сома) лишь в 1,6 раза и составил 24,2 млн долл., что является недостаточным для повышения их устойчивости к внешним и внутренним воздействиям, а также проведения диверсифицированной политики кредитования реального сектора.

На необходимость проведения капитализации банков указывалось в докладе председателя Национального банка Киргизстана У. Сарба-нова на сессии парламента республики, где подчеркивались преимущества роста капитальной базы. В то же время отмечалось, что наряду с выполнением банками требования НБ КР по росту минимального размера уставного капитала изучается предложение банков о создании многоуровневой системы, включающей малые, средние и крупные финансово-кредитные учреждения*.

Такой же точки зрения придерживаются многие экономисты. В частности, Р. Абдулдабеков и Н. Лайлиев отмечают: "Киргизстан не имеет большого экономического потенциала. Поэтому киргизские банки соответствуют размерам своей экономики. Минимальные требования к уставному капиталу будут увеличиваться до тех пор, пока не достигнут уровня требований Базельского комитета по банковскому надзору. Учитывая масштабы экономики, людские ресурсы, начальный этап процесса интеграции в мировое хозяйство, достаточно прочное положение будут иметь учреждения, обладающие крупным

Годовой отчет НБ КР за 2000 г.

капиталом, имеющие максимальную дифференциацию предоставляемых услуг, солидарных акционеров и клиентов, разветвленную сеть филиалов, передовой менеджмент, безупречную деловую репутацию"**. По мнению Лезли Джонсона, руководителя Банковского консалтингового центра при НБ КР, число банков в стране должно быть сокращено за счет их слияния. Стимулом слияния станет необходимость сокращения затрат, повышения эффективности и сохранения возрастающего капитала. Большая сумма капитала помогает свести риск банкротства до минимума и увеличивает уверенность населения в надежности банковского сектора. При сокращении численности банков улучшится надежность каждого банка и качество услуг***.

Наряду с мнением о необходимости увеличения капитала банков существуют противоположные точки зрения. В частности, К. Бокон-таев и Д. Байгуттиев считают, что в решении Национального банка об увеличении минимального размера уставного капитала проглядывают политические мотивы - желание сконцентрировать финансовую власть в руках немногих. Результатом слияния банков может стать создание неестественных монополий со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до реставрации административнокомандной системы. С таким мнением вряд ли можно согласиться. Решение Национального банка об увеличении минимального размера уставного капитала коммерческих банков нацелено прежде всего на повышение доверия населения к банковской системе и снижение их рисков. Поэтому утверждение о том, что НБ КР стремится сузить конкуренцию, в корне неверно. Наоборот, у банков с большим размером уставного капитала будет больше шансов оказывать разнообразные качественные услуги, и прежде всего предоставление крупных кредитов на перспективные инвестиционные проекты.

Международный опыт показывает, что производить все виды банковских операций могут только весьма крупные банки, поэтому в республике неизбежно будут проходить процессы постепенного укрупнения коммерческих банков.

Увеличение размера уставного капитала банков будет осуществляться разными путями, главными из которых являются следующие:

ц реинвестирование нераспределенной прибыли; ц выпуск новых акций;

** Абдулдабеков Р., Лайлиев Н. Перспективы развития коммерческих банков // Банков-

*** ский вестник КР. 1998. № 6.

Джонсон Л. Будущее киргизской банковской системы // Банковский вестник КР. 1999. № 1.

ц привлечение иностранных инвестиций;

ц реорганизация банков в форме слияния или присоединения; ц деятельность в качестве специализированного банка с ограниченными функциями, но с обязательным постепенным наращиванием уставного капитала.

Рассмотрим возможность использования этих вариантов роста капитализации в киргизских банках.

Первый путь капитализации имеет ряд проблем, связанных с динамикой прибыльности самих банков, с работой реального сектора экономики (возвратность кредита), с ограниченными финансовыми возможностями действующих акционеров.

Второй путь непосредственно связан с издержками размещения нового выпуска акций. Если у действующих акционеров собственных ресурсов недостаточно для увеличения уставного капитала банков, то придется привлечь новых акционеров. В этом случае произойдет разводнение числа акционеров, уменьшение дивидендов на одну акцию и снижение ее рыночной цены. Банк может привлечь дополнительный капитал не на всю эмиссию, а за минусом издержек по размещению акций. В условиях переходного этапа этот вид капитализации, видимо, тоже будет затрудненным, поскольку выплата дивидендов в банках незначительна, что является препятствием для привлечения новых акционеров. Поэтому многие банки прибегают к реинвестированию дивидендов в обмен на новые акции. Практика капитализации банков путем слияния должна быть нацелена на синергетический эффект, то есть должна быть выгодна для обоих партнеров. Главным мотивом слияния является рост капитализированной стоимости, в результате которого достигается экономия операционных издержек, финансовая экономия, повышение эффективности управления и увеличение рыночной мощи банков. Но как показывают результаты роста капитала банков республики, интеграционные устремления банков пока не нашли практической реализации (на данный момент не зарегистрировано ни одного факта слияния банков). В большинстве случаев это связано с разнохарактерными устремлениями отдельных банков и промышленно-банковских групп, движимых частными интересами.

Капитализация банков за счет привлечения прямых иностранных инвестиций тоже проблематична. Величина капитала киргизских коммерческих банков настолько мала, что не является притягательной для иностранного инвестора. Значительное влияние на этот процесс оказывает также несовершенность законодательной базы,

защищающей интересы инвесторов, а главное - малая мощность самой экономики и недостаток внутренних инвестиций.

В этих условиях можно было бы привлечь капитал международных финансовых институтов (например, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития), оказывающих экономическую помощь республике путем предоставления субординированного кредита как дополнительной формы капитала.

В 2000 г. норматив по увеличению минимального размера уставного капитала до 50 млн сомов выполнили 15 банков из 22, а в 2001 г. 7 банков довели минимальный размер уставного капитала до 100 млн сомов. Банки, не выполнившие требования НБ КР по увеличению уставного капитала, автоматически перешли в разряд специализированных.

Увеличение размера уставного капитала дает банкам ряд преимуществ:

© акционеры, вложившие большие деньги и не желающие их потерять, будут нанимать компетентных менеджеров банка, которые примут менее рискованные управленческие решения при кредитовании и работе с ценными бумагами;

0 появятся возможности увеличения объема кредитования. Таким образом, экономика получит крупные суммы, необходимые для развития и расширения, появится возможность технического перевооружения предприятий и выпуска конкурентоспособной и разнообразной продукции и оказания услуг;

0 банки с большей капитализацией смогут напрямую работать с крупными иностранными банками по финансированию торговых операций и получению синдицированных кредитов от группы зарубежных банков;

0 большая капитализация банков создает условия для снижения процентных ставок по депозитам и кредитам, поскольку она обеспечивает страхование вкладов граждан и юридических лиц; 0 увеличивается доверие вкладчиков.

Как и большинство стран с переходной экономикой, Киргизстан остановил свой выбор на создании универсальных банков, которым разрешено оказывать полный спектр банковских услуг и владеть дочерними промышленными фирмами. Создание системы универсальных банков привлекательно тем, что тесные связи между банками и заемщиками улучшают информированность, усиливают конкуренцию между финансовыми институтами. Но создание универсальных банков в условиях переходной экономики является про-

блематичным и должно осуществляться, на наш взгляд, постепенно по мере реформирования производительного сектора экономики, удовлетворяя его потребности и укрепляя свою капитальную базу. Даже в развитых странах модель универсального банка имеет больше ограничений, чем та, которая сейчас предлагается для трансформирующихся экономик. В странах "большой десятки" существует строгая регламентация связей между банками и коммерческими фирмами. Только в Германии банки с помощью своих пакетов акций осуществляют, как владельцы, значительный контроль над промышленными фирмами, но даже здесь существуют ограничения. В других странах "большой десятки", где существуют банковско-коммерческие связи, банки обычно владеют коммерческими предприятиями через холдинг-компании с гарантиями независимости принятия решений по банковским кредитам.

В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой банки предоставляют ограниченный перечень банковских услуг из-за недостаточности капитальной базы, хотя имеют лицензии на проведение универсальных банковских операций. Многие банки все еще чрезвычайно специализированы в плане оказываемых ими услуг и обслуживаемых клиентов. Конкуренция за мобилизацию личных вкладов, выдачу ссуд под недвижимость и другие виды займов для населения весьма слаба, в то же время существует проблема недостаточности мобилизации кредитных ресурсов или их избытка для ссудирования производительного сектора. В этих условиях, на наш взгляд, на первых порах следует развивать специализированные финансовые институты. Однако специализация не должна означать концентрацию оказания услуг только в одной отрасли или регионе, или по срокам погашения ссуд, или на определенном перечне услуг. Необходимо разделение банковского дела и небанковских финансовых услуг. Исторически даже в крупных промышленных странах среди финансовых посредников существует определенная специализация. В дополнение к коммерческим банкам в большинстве развитых стран созданы специализированные учреждения в сфере срочного кредитования и страхования, а также учреждения, осуществляющие операции на фондовых биржах, хотя в последнее время наблюдается тенденция к снижению специализации. Конкуренция и инновации сделали финансовые услуги более взаимозаменяемыми, в особенности на рынках государственных ценных бумаг.

Многообразие финансовых услуг и клиентов в странах с переходной экономикой усилило бы конкуренцию и снизило бы подверженность банков специфическому риску. Но для этого необходим высокий уровень капитализации банков. Конечно, банки при кредитовании не

должны быть связаны узкими рамками специализации по отраслям экономики, региону или срокам погашения ссуды. Этому могло бы способствовать продуманное поглощение существующих банков, продажа филиалов или обмен активами. Однако предоставление банкам возможности осуществлять очень широкий спектр финансовых услуг может привести к возникновению проблем в формирующейся финансовой системе. Поэтому до того времени, пока не будут созданы экономические условия (прежде всего достаточный уровень капитализации банков), на наш взгляд, необходимо создание наряду с универсальными банками, способными оказать весь спектр финансовых услуг, традиционных специализированных коммерческих банков. В дополнение к банкам должны существовать и другие финансовые учреждения, обеспечивающие финансовую продукцию, которые одновременно дополняют и конкурируют с продукцией, предлагаемой банками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с банками одним из развивающихся сегментов финансового рынка является небанковский сектор, куда входят страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи, ломбарды, обменные бюро, государственный и частный пенсионные фонды, специализированные кредитные учреждения, кредитные союзы и другие финансово-кредитные учреждения.

Среди вышеназванных парабанковских институтов республики наиболее широкое распространение получили кредитные учреждения, занимающиеся микрокредитованием фермерских и крестьянских хозяйств, а также предпринимателей, занимающихся торговопосреднической деятельностью в городах и поселках городского типа. Микрокредитные программы в настоящее время работают во всех областях республики, охватывают 29 районов, 77 сельских общин и более 90 отдаленных сел. За последние два года программой сформировано 938 групп взаимопомощи, включающих 7000 прямых участников и охватывающих 32 тыс. бенефициариев.

Наиболее успешно развивающимися микрокредитными учреждениями являются кредитные союзы. По состоянию на май 2001 г. в республике создано около 240 кредитных союзов, объединяющих 13,5 тыс. человек. Суммарный капитал их с 1998 г. по январь 2001 г. увеличился с 1,4 млн сомов до почти 49 млн сомов, то есть более чем в 34 раза.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КРЕДИТНЫХ СОЮЗОВ С 1997 ПО 2001 г.

Дата Кол-во участников Сумма капитала, тыс. сомов Кредитный портфель, тыс. сомов

01.10.97 51 352,8 --

01.01.98 299 1430,6 656,3

01.01.99 2849 8509,0 4818,0

01.01.00 7350 29403,5 48120,5

01.01.01 10951 48914,5 90385,7

Ресурсы кредитных союзов формируются за счет мобилизации личных сбережений сельского населения, а также за счет кредитных ресурсов, предоставляемых финансовой компанией по поддержке и развитию кредитных союзов. Так, объем ресурсов, предоставленных этой компанией кредитным союзам, составил: на 1 января 2000 г. -17,9 млн сомов, на 1 января 2001 г. - 34 млн сомов, на 1 мая 2001 г.

- 58,7 млн сомов.

Эти микрокредитные институты отличаются социальной мобилизацией, направленной на преодоление бедности и поддержку малого бизнеса. По данным Всемирного банка, в мире существуют более семи тысяч микрофинансовых учреждений. Более 16 млн человек ежегодно получают микрокредиты общей стоимостью до 7 млрд долл. Средняя возвратность составляет 97%. И с каждым годом мировой рынок микрофинансирования растет на 30%.

Среди стран СНГ Киргизстан лидирует по развитию системы микрофинансирования. По данным обследования, проведенного Национальным статистическим комитетом республики, только в 2000 г. восемью основными микрокредитными организациями, включая Киргизскую сельскохозяйственную корпорацию и систему кредитных союзов, было выдано кредитов на 1,2 млрд сомов. Этот объем составил около 55% от всех кредитов, выданных коммерческими банками. Если же сравнить с кредитами, выданными в национальной валюте, то микрокредитные организации в 1,7 раза повысили объем кредитования банков в национальной валюте. Возвратность кредита у этих организаций превышает 90%. Микрофинансирование практикуется там, где банковский сектор не может обслуживать основную часть населения, живущего и работающего в сельской местности, а также городское население, занимающееся мелким бизнесом.

В заключение можно сказать, что проблема капитализации финансово-банковской системы Киргизии приобретает особую актуальность и нуждается в совершенствовании, также как и в других странах СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.