Зарубежный опыт
МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ОПЫТ И ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ СОЮЗОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Для современной мировой экономики общей тенденцией является появление такой новой ветви экономической науки, как микрофинансирование. Для микрофинансирования характерно, что оно реализуется во многих государствах, в различных отраслях и сферах экономики. Деятельность микрофинансовых организаций (далее — МФО) может осуществляться в разнообразных организационно-правовых формах — акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества взаимного кредитования, кредитные союзы.
Процесс развития микрофинансовой деятельности достаточно многообразен и проявляется как в развивающихся странах Азии, Африки, Америки (Бангладеш, Намибия, Китай и др.), так и в странах с переходной экономикой на территории восточной Европы и СНГ (Венгрия, Польша, Литва, Россия, Казахстан, Кыргызстан и др.).
Микрофинансирование — это относительно новое явление в денежно-кредитной системе государств на территории постсоветского пространства, которое получило развитие в 90-х гг. ХХ в.. Несмотря на то, что речь идет об относительно молодой ветви экономической науки, следует отметить, что в научной теории и практике сложились определенные трактовки ее понимания. Определены достаточно ясно отдельные взаимосвязи.
В Кыргызстане актуальность исследования микрофинансовых закономерностей и факторов развития обусловлена реализацией программы, принятой Правительством Кыргызской Республики «Комплексные основы развития Кыргыз-
р.у. кульматова,
аудитор
новосибирский государственный университет
экономики и управления
ской Республики до 2010 года» ^ укреплением финансовой системы страны, неравномерностью экономического и социального развития отсталых, депрессивных аграрных регионов и пост-конфликтных территорий.
В этой связи стала актуальной проблема поиска эффективных схем, моделей и инструментов организации функционирования новых финансовых институтов и их адаптации в переходный период в экономике Кыргызской Республики в 90-е гг. ХХ в. и на современном этапе.
Сегодня в теории микрокредитования имеют место две трактовки предмета микрофинансирования.
В мировой практике в узком смысле «микрофинансирование» — это представление небанковскими финансовыми организациями кредитов в малых размерах для экономического и социального подъема регионов с различным уровнем развития и снижения степени неоднородности социальных групп за счет их доступа к финансовым ресурсам.
Так, на примере Кыргызской Республики микрофинансирование зарекомендовало себя как инструмент развития аграрного сектора экономики и социальной мобилизации населения по преодолению бедности и обеспечения продовольствием депрессивных и пост-конфликтных южных территорий страны (Ошская, Баткенская, Джалал-Абадская области) с отсталой промышленностью и сельским хозяйством, которые наиболее
1 Комплексные основы развития Кыргызской Республики до 2010 года. — Бишкек, 2001. — 45 с.
приближены к регионам мировых конфликтов (Таджикистану, Афганистану, Ираку).
В Кыргызстане в соответствии с законами «О микрофинансовых организациях» 2 и «О кредитных союзах»3 микрокредиты предоставляются:
• определенным категориям физических лиц и субъектам малого предпринимательства, не имеющим широкого доступа к банковским услугам;
• одному лицу (физическому или юридическому) в пределах допустимых максимальных ограничений, устанавливаемых Национальным банком Кыргызской Республики;
• в целях социальной мобилизации населения для преодоления бедности, повышения уровня занятости населения, содействия развитию предпринимательства и повышению благосостояния граждан страны.
В широком смысле «микрофинансирование» представляет собой обширный спектр услуг, включающий помимо кредитования предоставление различных финансовых услуг.
Особенностью деятельности МФО в Кыргызской Республике является то, что в соответствии с названными законами они могут осуществлять (с учетом ограничений, устанавливаемых Национальным банком Кыргызской Республики) следующие банковские операции:
• выдачу обеспеченных и необеспеченных микрокредитов;
• прием срочных вкладов от физических и юридических лиц на условиях возвратности в целях накопления сбережений клиентов;
• покупку и продажу долговых обязательств (факторинг);
• проводку операций по финансовому лизингу. Основные клиенты МФО — предприниматели,
не имеющие залогового обеспечения, в отношении которых используются упрощенные схемы залогового обеспечения, поручительство третьих лиц, групповые гарантии и др.
В Кыргызской Республике МФО стали формироваться в 1996 — 1998 гг. и продолжают развиваться в настоящее время. Данная тенденция обусловлена необходимостью укрепления финансовой системы страны посредством развития финансово-кредитных организаций банковского типа, через программы микрокредитования аграрного сектора. Более
2 Закон Кыргызской Республики от 23.07.2002 № 124 «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике».
3 Закон Кыргызской Республики от 28.10.1999 № 117 «О кредитных союзах».
того, выбранная модель микрофинансирования позволяет малообеспеченному населению повысить доходы, наладить частный бизнес в сельских районах, снять социальную напряженность, приостановить внутреннюю миграцию сельского населения в города, улучшить материальное положение домохозяйств в сельской местности.
Успех МФО в Кыргызской Республике подтверждается высокой возвратностью микрокредитов — 98 %. При этом наилучших результатов достигли организации, работающие по программам, напрямую поддерживаемым Правительством Кыргызской Республики:
• МФО «Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация» (учредитель — Правительство Кыргызской Республики), работающая в рамках программы ПРООН по преодолению бедности. Программа нацелена на южные регионы страны — Ошскую, Джалал-Абадскую области;
• МФО «Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов» (учредитель — Национальный банк Кыргызской Республики), работающая в рамках программы Германского общества технического содействия по созданию сельских финансовых институтов — кредитных союзов. Программа действует во всех областях страны;
• коммерческие банки, участвующие в микрофинансировании (АКБ «Энергобанк», АКБ «Кыргызстан», ЗАО «Инэксимбанк», ОАО «Казкоммерцбанк»), работающие по реализации программы Европейского банка развития для оказания содействия экономическому развитию микро- и малых предприятий, путем создания устойчивого доступа данной целевой группы к кредитным ресурсам. Программа нацелена на северные регионы страны — Чуйская, Иссык-Кульская области, г. Бишкек, Токмак, Чолпон-Ата, Нарын.
По данным Национального банка Кыргызской Республики, совокупный кредитный портфель МФО в 2007 г. составил около 4 млрд кырг. сомов (80 млн долл. США). Следует отметить, что кредитование малообеспеченных заемщиков не снижает уровня устойчивости МФО: уровень невозврата по кредитам не превышает 1,8 % при среднем размере одного кредита — 0,918 тыс. долл. США.
В Кыргызской Республике МФО выделены в отдельную отрасль экономики. В настоящее время микрофинансовая отрасль в стране представлена многообразием входящих в нее микрофинансовых организаций (рис. 1):
Национальный банк Кыргызской Республики
Коммерческие банки, участвующие в микрофинансировании
Специализированные финансово-кредитные организации
Специализированные кредитные организации
Микрофинансовые компании
Микрокредитные компании
Некоммерческие финансово-кредитные организации
Микрокредитные агентства
Кредитные союзы
Рис. 1. Структура микрофинансовой системы
в Кыргызской Республике
1) кредитные союзы — финансово-кредитные учреждения, создаваемые в форме некоммерческой организации «кредитный союз», осуществляющие деятельность при наличии лицензии Национального банка Кыргызской Республики на проведение кредитования физических лиц — участников кредитных союзов, и привлечения денежных средств участников путем приобретения ими сберегательного пая. Для привлечения депозитов и оказания других финансовых услуг требуется дополнительная лицензия Национального банка Кыргызской Республики. Микрокредитование осуществляется за счет собственных и привлеченных средств (в пределах ограничений, устанавливаемых Национальным банком Кыргызской Республики), в том числе за счет средств кыргызских коммерческих банков, специализированных финансово-кредитных организаций, правительственных организаций. Самая многочисленная и активная группа МФО;
2) микрокредитные агентства — специализированные кредитные учреждения, создаваемые в форме некоммерческой организации, получившие свидетельство Национального банка Кыргызской Республики, осуществляющие микрокредитование физических лиц и юридических за счет собственных и привлеченных средств, в том числе средств донорских организаций, местных и международных финансовых организаций в соответствии с уставными целями организации;
Ссудо-сберегательные, жилищностроительные кассы
4)
3) микрокредитные компании — специализированные кредитные учреждения, создаваемые в любой организационно-правовой форме коммерческой организации, получившие свидетельство Национального банка Кыргызской Республики, осуществляющие микрокредитование только физических лиц за счет собственных и привлеченных средств, в том числе средств до-
норских организаций, местных и международных финансовых организаций; микрофинансовые компании — специализированные финансово-кредитные учреждения, создаваемые в форме акционерных обществ и осуществляющие микрокредитование отдельных категорий юридических и физических лиц при наличии лицензии Национального банка Кыргызской Республики. Осуществляют микрокредитование за счет собственных и привлеченных средств, в том числе средств донорских организаций, местных и международных финансовых организаций, и другие виды операций, предусмотренные законом, в том числе привлечение срочных вкладов от физических и юридических лиц; коммерческие банки — осуществляющие деятельность в рамках требований, предъявляемых к МФО, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях».
В Кыргызской Республике наиболее распространенной организационно—правовой формой МФО являются кредитные союзы. По состоянию на 1 января 2008 г. кредитное движение представлено 317 кредитными союзами, объединяющими 22 тыс. участников, с кредитным портфелем 550 млн кырг. сом (табл. 1).
Кредитное движение через систему кредитных союзов является составной частью рыночной экономики. Изначально кредитные союзы выступили как инструмент демонополизации финансово-кредитной системы в стране, что позволило
5)
Таблица 1
объемы кредитования участников микрофинансового сектора (по состоянию на 01.01.2008)
Финансовые организации количество организаций кредитный портфель (млн кырг. сом) кредитный портфель (тыс. долл. США) количество заемщиков средний размер кредита (долл. сша)
КСФК 1 1 728 44,000 30 146 1 459
Микрофинансовые организации 104 985 24,625 42 000 586
Кредитные союзы 317 550 14,000 22 006 636
Коммерческие банки, участвующие в микрофинансировании 5 463 11,775 8 707 1 352
Всего 427 3 776 94,400 102 859 918
Источник: постановление Правительства Кыргызской Республики и НБ КР от 30.12.2007 № 637/37/7 «Об утверждении среднесрочной стратегии развития микрофинансирования в Кыргызской Республике до 2010 г.».
обеспечить предпринимательскую активность в сельских труднодоступных и социально нестабильных регионах в тяжелые для страны 90-е гг. ХХ в., обеспечив доступность к кредитным ресурсам. Это сделало развитие кредитных союзов приоритетным и обеспечило предпосылки для зарождения микрофинансовой отрасли страны в начале нынешнего столетия.
Современное состояние и тенденции развития кредитных союзов в республике вызывают повышенный интерес исследователей к данной проблематике в мировой и отечественной науке. Область исследования кредитного движения находится на «стыке» таких дисциплин, как экономика, финансы, кредит, банковское дело, аудит, экономическая теория. Актуальность данного исследования имеет важное значение, позволяющее выявить основные тенденции в развитии кредитных союзов в стране, определить наиболее эффективные модели их функционирования в качестве устойчивых финансово-кредитных организаций банковского типа.
Особенности функционирования кредитных союзов в Кыргызской Республике
I
Имеют определенный набор участников
Привлекают денежные средства населения
I
Объединяют только физических лиц участников
Осуществляют деятельность и регулируются банковским законодательством в рамках закона «О кредитных союзах»
рис. 2. Особенности функционирования кредитных союзов в Кыргызской Республике
Как показывает мировой опыт и подтверждает практика деятельности кыргызских кредитных союзов, рыночная экономика корректирует и существенно изменяет векторы кооперативного кредитования с учетом особенностей экономик отдельных стран и структуры их банковских систем.
Современные модели кредитных союзов приобрели следующие специфические черты: сложилась историческая специализация кредитных союзов (осуществление микрокредитования и оказание мелкорозничных финансовых услуг); кредитное движение предполагает расширение возможностей осуществления деятельности кредитных союзов в различных организационно-правовых формах собственности; кредитные союзы рассматриваются как важное дополнение национальных банковских систем отдельных стран на определенных сегментах рынка (сельская местность, конфликтные зоны и др.).
В Кыргызской Республике особенности функционирования кредитных союзов определяются статусом кредитных союзов, их функциями, составом участников, введением государственного регулирования и банковского надзора, организацией де-мократическо-го управления в рамках саморегулируемых организаций (ассоциаций) (рис. 2).
Актуальность данного исследования позволяет выявить основные
3
Имеют статус некоммерческой финансово-кредитной организации, имеют налоговые и социальные льготы
Объединены в ассоциации
I
Выполняют
функцию социального института
Осуществляют координацию деятельности, инфраструктурное обслуживание
Таблица 2
Динамика развития кредитных союзов в Кыргызской Республике за 1998 — 2007 гг.
Показатель 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Количество кредитных союзов в целом 88 166 191 284 348 305 312 317
Количество участников в кредитных союзах 2 984 7 358 10 962 20 663 26 945 23 675 21 650 22 006
источник: «Банковский вестник». - 2001. - № 8; 2006. - № 12; 2007. - № 12.
тенденции развития кредитных союзов в стране, преимущества выбранной модели, дальнейшее ее развитие и факторы, способствующие развитию на протяжении последних 14 лет:
1. В настоящее время в стране сформировалась система кредитных союзов, функционирующая в форме самостоятельной организации «кредитный союз» в рамках закона Кыргызской Республики «О кредитных союзах». Кредитные союзы действуют как в сельской, так и в городской местности. Система кредитных союзов отличается самостоятельной институциональной структурой. К ним относятся: Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов, Национальная ассоциация кредитных союзов, 7 региональных ассоциаций кредитных союзов, учебный методический консультационный центр ФКПРКС. Исследования показали, что кредитные союзы как одна из форм микрокредитования населения и малого предпринимательства имеют очень высокую востребованность.
Об этом свидетельствуют данные динамики развития их количества и членской базы за 1996 -2007 гг., представленные в табл. 2.
В целом на 01.01.2008 в Кыргызстане насчитывалось 317 кредитных союзов с численностью участников более 22 тыс. человек. Проведенное автором исследование показало, что наиболее динамичное развитие кредитные союзы получили в 1999 - 2002 гг. Число кредитных союзов возросло в 3,6 раза, число участников - в 7,4 раза. Средняя численность участников в кредитных союзах - от 100 до 538 человек. По данным Национального банка Кыргызской Республики на 01.01.2007, более 65 % всех зарегистрированных кредитных союзов являются все еще маленькими (< 100 заемщиков), остальные 35 % - средними (>100 - 1 000 заемщиков), крупных кредитных союзов нет (>1 000 заемщиков) 4.
Как показали результаты исследования, охват населения республики микрокредитами только за счет кредитных союзов составил 0,42 %. Это означает, что на каждые 238 человек в республике один человек получает кредит от кредитного союза. Это
4 Приложение к газете «Эркин Тоо»: Нормативные документы Правительства КР. - 2007. - №5. 28 февраля.
недостаточно высокий показатель. Вместе с тем значимость кредитного движения, исходя из количества заемщиков в кредитных союзах, достаточно велика: в то время как весь банковский сектор на конец 2006 г. имел более 26 тыс. заемщиков, кредитные союзы имели более 21 тыс. заемщиков. Очевидно, больший охват будет достигаться на протяжении более длительного периода времени, чем 14 лет развития кредитного движения в Кыргызской Республике.
Принятие Закона Кыргызской Республики «О кредитных союзах» в 1997 г. сделало развитие кредитных союзов приоритетным и обеспечило предпосылки для развития микрофинансового сектора страны и принятие закона «О микрофинансовых организациях» в 2001 г.
Принятие Закона Кыргызской Республики «О кредитных союзах», внедрение банковской практики и нормативно-правовое регулирование деятельности способствовали развитию конкуренции и эффективному перераспределению финансовых средств внутри системы, и обеспечило укрепление позиций кредитных союзов на микрофинансовом рынке страны.
Регулирование деятельности кредитных союзов через систему экономических нормативов способствовало укреплению их финансовой стабильности, поддержанию их устойчивости на должном уровне, эффективному банковскому надзору и контролю за деятельностью со стороны внешних органов управления.
Учреждение Финансовой компании по поддержке и развитию кредитных союзов Национальным банком Кыргызской Республики, введение налоговых и социальных льгот для кредитных союзов и их участников расширили возможности финансовой системы страны, способствовали заинтересованности участников в инвестировании значительных личных сбережений в капитал кредитных союзов, обеспечили приток значительных финансовых средств в экономически отсталые регионы, повысили уровень профессиональной подготовки специалистов кредитных союзов и их ответственность за финансовые результаты деятельности кредитных союзов.
%
900
1998
1999
2000
2001
2002
2005
2006
2007 Год
□ Темп роста базисный ,% в целом по Кыргызстану
□ Темп роста базисный КС , % по южным регионам Кыргызстана
рис. 3. Динамика темпов развития числа кредитных союзов в южных регионах и в целом по Кыргызской Республике в 1998 — 2007 гг.
2. Кредитные союзы изначально отличались приоритетностью на работу с целевыми группами — физическими лицами, компактно проживающими в сельскохозяйственных регионах. В начальный период деятельности кредитных союзов это было обусловлено образованием на селе семейных единоличных и фермерских хозяйств как новой формы субъектов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. По состоянию на 1 января 1998 г., зарегистрировано 45 тыс. подобных организаций как результат реформы в сельском хозяйстве и введения частной собственности на землю5.
В настоящее время четко выделяется тенденция изменения структуры участников и развитие кредитных союзов в городах, максимально приближенных к сельским регионам. Структура участников кредитных союзов в настоящее время представлена: физическими лицами — сельскими предпринимателями — 88 %; физическими лицами — 12 %. При этом растет размер кредита, представляемого своим участникам. Отмечается снижение уровня процентных ставок за пользование кредитом участникам кредитных союзов. Это обусловлено повышением уровня их конкурентоспособности на финансовом рынке, расширением финансовых предложений другими участниками финансового рынка, различной целевой направленностью кредитных программ МФО.
Как показывают исследования, именно институт кредитных союзов обслуживает беднейшее население
5 Указ Президента Кыргызской Республики от 13.10.1998 УП № 310 «Концепция введения частной собственности на землю в Кыргызской Республике».
на селе. Это подтверждается данными расчета глубины проникновения кредитов. У кредитных союзов эта величина является самой низкой — 87,5 %, и это в условиях, что кредитные союзы в настоящее время продолжают предоставлять самые «дорогие» кредиты (от 18 до 24 %) на финансовом рынке.
Оценивая сложившуюся ситуацию на конкурентом рынке, можно отметить следующее:
• кредитные союзы имеют потенциально большие возможности в расширении сферы кредитования в сельскохозяйственных регионах;
• конкурентная среда на микрофинансовом рынке положительно влияет на их кредитную политику. В течение последних 3 лет разрыв предложения между кредитными союзами и МФО «по процентной ставке» уменьшается, что увеличивает возможности доступа к более «дешевым» кредитам и для участников кредитных союзов.
3. Результаты исследования и практика деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республики показали, что кредитное движение республики демонстрирует достаточно динамичное развитие в сельской и городской местностях, которые максимально приближены к сельскохозяйственным регионам на юге страны (Узгенский, Араванский, Кара-Кульджинский районы Ошской и Жалал-Абадской областей). Об этом свидетельствуют данные динамики темпов развития кредитных союзов (КС) в южных сельскохозяйственных регионах страны, представленные на рис. 3.
Об этом также свидетельствуют показатели об уровне кредитования сельского населения кредитными союзами (рис. 4).
0
о
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
80
43,7
69
21,1
Кредитные союзы
MICA «Бай МКК «КСФК» MICA «Ак-Марал Тушум» Юг»
Рис. 4. Уровень кредитования сельского хозяйства микрофинансовыми организациями в южном регионе Кыргызской Республики в 2006 г.
«ФКПРКС»
Это потребовало переосмысления деятельности кредитных союзов и изменения приоритетов развития, - с количественных параметров на более качественное институциональное и организационное их развитие. В условиях ужесточения конкуренции на микрофинансовом рынке и обеспечения финансовой устойчивости кредитных
Уровень кредитования через систему кредитных союзов является одним из самых высоких среди представленных МФО и составляет 80 %, уступая только МФО КСФК (Кыргызская сельскохозяйственная корпорация).
Это свидетельство хорошего потенциала и доверия населения к кредитным союзам как новой форме сбережений, так и усиления влияния на конкурентную среду на рынке микрофинансовых услуг.
Вместе с тем в 2004 - 2007 гг. в динамике темпов роста кредитных союзов в Кыргызстане во всех регионах отмечается снижение (замедление). Существует несколько причин, объясняющих эту тенденцию.
Это изменение подходов к развитию кредитных союзов. Оно связано с выявленными финансовыми нарушениями в деятельности кредитных союзов в 2001 - 2002 гг. В эти годы отмечается процесс самоликвидации кредитных союзов, ограничения их деятельности, отзыв лицензии и/или приостановление их действия по инициативе Национального банка Кыргызской Республики. Ниже представлена информация о прекращении деятельности кредитных союзов в 2002 г. по областям страны (табл. 3).
Таблица 3
Кредитные союзы, прекратившие свою деятельность в конце 2002 г.
Область Количество Рабо- Само- временно
кредитных тающие ликви- приос-
союзов кре- диро- танов-
(отозваны дитные ванные ленные
лицензии) союзы лицензии
Иссык-Кульская 1 49 1 1
г. Бишкек 1 5 1 -
Баткенская 2 28 - 2
Нарынская 3 25 2 -
Таласская 5 25 1 -
Чуйская 6 47 1 7
Джалал-Абадская 9 78 4 -
Ошская 12 105 5 6
Всего: 39 363 15 16
союзов потребовались изменения подходов к формированию капитала и уровню их ликвидности. Требования к увеличению капитала кредитных союзов и его структуры заложены в экономических нормативах Национального банка Кыргызской Республики от 25.07.2001 № 27/9 «Правила регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике» и требованиях Закона Кыргызской Республики «О кредитных союзах».
Так, в начале деятельности кредитных союзов стартовой точкой отсчета по формированию собственного капитала в кредитных союзах являлись личные сбережения их участников.
С 2002 - 2003 гг. отмечается значительный рост капиталов кредитных союзов, в том числе за счет формирования институционального капитала (рис. 5).
Капитал кредитных союзов в 2003 г. достиг 158 млн кырг. сом (на 01.01.2004 эквивалент составил свыше 3,4 млн долл. США) против 2 млн кырг. сом в 1997 г. К началу 2008 г. уровень сбережений участников кредитных союзов вырос и составил 920 млн кырг. сом (на 01.01.2008 эквивалент составил свыше 23,4 млн долл. США).
4. Единый методологический подход к развитию кредитных союзов по европейской модели явился определяющим фактором, стимулирующим процесс организации и увеличения роста кредитных союзов и участников в них. Внедрение практики деятельности кредитных союзов проходило при активном участии консультантов, представленных проектом ГТЦ «Райффайзен Кыргызстан», отечественных юристов, ученых и лидеров общественного кредитного движения. Другим важным фактором явилось отношение к кредитным союзам органов государственной власти и общественности.
Ключевую роль в создании условий для развития кредитных союзов и в реализации финансовой
Млн кырк. сом
1000
350
920
1997
1999
2001
2003
2005
2007
Рис. 5. Капитал кредитных союзов в целом по Кыргызстану за 1997 - 2007 гг.
Год
поддержки кредитных союзов стало подписание в 1997 г. Правительством Кыргызской Республики кредитного соглашения между Азиатским банком развития о начале работы проекта под названием «Сельские финансовые институты». Государством также приняты меры по активизации участия местных и региональных органов управления в работе по проведению разъяснительной работы среди населения о необходимости создания кредитных союзов на селе (постановление Правительства Кыргызской Республики от 13.05.1999 № 256).
В 2001 — 2002 гг. в республике прошли два национальных форума «Социальная мобилизация и микрокредитование — путь к преодолению бедности» при участии президента страны, губернаторов всех областей, представителей международных финансовых организаций, лидеров и активистов микрофинансовых организаций страны.
Проведение исследования показывает, что устойчивому развитию системы кредитных союзов в стране способствовали:
• реформа финансовой системы;
• введение частной собственности на землю и увеличение числа сельскохозяйственных предпринимателей;
• государственная поддержка, введение налоговых льгот и социальных преференций для кредитных союзов и их участников;
• развитие нормативно-правовой базы организации и функционирования кредитных союзов;
• внедрение лучшей мировой практики деятельности кредитных союзов на примере европейских государств;
• государственное регулирование и банковский контроль за деятельностью кредитных союзов;
• развитие институциональной основы кредитных союзов;
• социальная мобилизация населения и активная общественная позиция лидеров кредитного движения.
Обобщение опыта и практики деятельности МФО в Кыргызской Республике позволяет сделать следующие выводы:
• исследование практического опыта развития микрофинансирования за последние 14 лет показывает, что микрофинансовые институты, находящееся под банковским надзором и контролем, хорошо адаптируются к меняющимся экономическим условиям. Они существенно влияют на социальную стабильность в обществе и способствуют укреплению финансовой системы страны;
• в стране с переходной экономикой, каковой является Кыргызстан, МФО изначально получили развитие как социальные институты, а в последующем — микрокредитование через систему МФО оказало и продолжает оказывать существенное влияние на развитие национальной банковской системы;
• ведение последовательной государственной политики и создание правовых и организационных условий для осуществления микрофинансовой деятельности обеспечили выделение микрофинансирования в отдельную отрасль в экономике страны и ее динамичное развитие;
• банковский надзор и государственное регулирование служат укреплению финансовой системы страны и обеспечивают условия для внедрения банковской практики в деятельность МФО, что, с одной стороны, позволяет Национальному банку Кыргызской Республики осуществлять эффективный контроль, а с другой — позволяет МФО овладеть финансовыми инструментами, присущими банковским организациям;
• для кредитных союзов отличительной особенностью является то, что их деятельность регулируется специальным законом и банковским законодательством страны. Кредитные союзы осуществляют деятельность на определенном сегменте внутреннего рынка и для отдельной группы пользователей, содействуя развитию эффективной и конкурентной среды в микрофинансовом и банковском секторах экономики;
• кредитные союзы оказали существенное влияние на экономическое развитее сельскохозяйственных регионов, на социально-политическую стабильность в стране и обществе;
• эффективная модель системы кредитных союзов в Кыргызстане, сочетающая социальную мобилизацию населения для взаимного кредитования и организацию кредитных союзов «снизу», и заинтересованность государства в их развитии как составляющей финансовой системы позволяет продвигаться им к намеченной цели и выступать в качестве особого звена банковской системы;
• рассмотренная модель кредитных союзов, принятая за основу в Кыргызской Республике, основана на принципах финансовой демократии, с одной стороны, банковском надзоре и государственном контроле, с другой, — дает возможность рекомендовать ее как наиболее эффективную для стран с переходной экономикой на территории постсоветского пространства.
литература
1. Васильева Е. В. Общества взаимного кредита и развитие региональных банковских систем // Аудит и финансовый анализ. — 2007. — № 1.
2. Банковская система республики: основные этапы развития //Банковский Вестник. — 2001. — № 8.
3. Отчет о финансовом состоянии «Финансовая компания по развитию и поддержке кредитных союзов» за 2007г. //Кредиттик Союз. — 2008. — № 4.
4. Ито Люси. Преодоление бедности: О роли кредитных союзов // Кредиттик Союз. — 2004. — № 10.
5. Постановление Национального банка Кыргызской Республики от 25.07.2001 № 27/9 «Правила регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике».
6. Принципы и практика управления в микрофинансировании. Проект, финансируемый ^АГО при Гарвардском институте международного развития. — США, 1998.
7. Решение третьего координационного совещания доноров проекта «Сельские финансовые институты» // Кредиттик Союз. — 2004. — № 11 — 12.
8. Розенберг А. М. Правовые основы банковской системы в России // Банковское право. 2001. — № 1.
9. Российская национальная модель кредитной кооперации. Концепция / Под ред. Г. М. Седовой — СПб.: Издательство Буковского, 2000.
10. Социальная мобилизация и микрокредитование — путь к преодолению бедности // Банковский вестник. — 2002. — № 5.
11. Чаянов А. В. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации // А. Чаянов. Избранные произведения. — М.: Московский рабочий, 1989.
вниманию
кредитных
организаций!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.
При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.
Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90
http:\\www.fin-izdat.ru Е-таП: [email protected]