Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития микрофинансовых организаций в России'

Современное состояние и перспективы развития микрофинансовых организаций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2917
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МФО) / БАНК / МИКРОЗАЙМ / КРЕДИТ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / МИКРОФИНАНСЫ / НАДЗОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алабина Т.А., Белик А.Б., Билюченко Г.С.

В статье анализируется современное состояние и перспективы развития микрофинансовых организаций в России. Проведено сравнение основных параметров финансовых услуг МФО и коммерческих банков. Выявлены как преимущества, так и недостатки МФО по сравнению с банками. Произведено сопоставление с подробным анализом рынка МФО и банковского рынка с практической точки зрения. Сформулированы проблемы и представлены пути решения по регулированию и надзору деятельности МФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития микрофинансовых организаций в России»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Финансы

Авторы: Т.А. АЛАБИНА, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита Кемеровского государственного университета,

А.Б. БЕЛИК, бакалавр экономики, специалист по продажам ООО МФО «ПростоДЕНЬГИ»,

Г.С. БИЛЮЧЕНКО, студентка Кемеровского государственного университета

В статье анализируется современное состояние и перспективы развития микрофинансовых организаций в России. Проведено сравнение основных параметров финансовых услуг МФО и коммерческих банков. Выявлены как преимущества, так и недостатки МФО по сравнению с банками. Произведено сопоставление с подробным анализом рынка МФО и банковского рынка с практической точки зрения. Сформулированы проблемы и представлены пути решения по регулированию и надзору деятельности МФО.

The article analyzes the modern state and development of prospects of microfinancial the organizations in Russia. A comparison of the main parameters of MFIs' and commercial banks' financial services is conducted. The advantages and disadvantages of the MFIs over banks are identified. Juxtaposition with in-depth analysis of the MFIs market and the banking market from a practical point of view is produced. Solutions for formulated problems of MFIs' regulation and supervision are provided.

Ключевые слова: микрофинансовая организация (МФО), банк, микрозайм, кредит, Центральный банк Российской Федерации, финансовые услуги, регулирование, процентная ставка, микрофинансы, надзор.

Keywords: microfinance institution (MFI), bank, microloan, loans, Central Bank of Russia, financial services, regulation, interest rate, microfinance, supervision.

Первые микрофинансовые организации (МФО) появились в начале 70-х годов XX века в странах «третьего мира», в частности, в Бангладеше. Их первостепенной задачей было предоставление доступа к заемным деньгам клиентам, которые находятся за чертой бедности. Потенциальные

заемщики, которые не могли обратиться в банк, получали займы в МФО. В развитых странах, в противовес странам «третьего мира» рынок МФО представлен всего лишь несколькими крупными организациями, так как практически все дееспособные граждане имеют доступ к прозрачным программам кредитования банков.

В России микрофинансовые организации появились около 15 лет назад, однако данный рынок в то время находился на начальной стадии формирования, поэтому не имел не только регулирования, но и анализа, формирования статистических данных [1]. В 2010 году в России был создан институт МФО: 2 июля принят закон № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Данный закон позволил полностью легализовать некогда подпольную деятельность современных ростовщиков и предоставил новым кредитным организациям следующие права: во-первых, предоставлять клиентам -частным лицам, индивидуальным предпринимателям и субъектам бизнеса - займы в сумме, не превышающей 1 млн. рублей; во-вторых, привлекать денежные средства в виде добровольных взносов и пожертвований от 1,5 млн рублей для физических лиц; в-третьих, предоставлять информацию о заемщиках в бюро кредитных историй [2].

Рынок микрокредитов растет «семимильными шагами» во всем мире. С 2006 года по текущий год мировой объем микрокредитов вырос на 335 % [3]. Размер микрозайма может быть от нескольких долларов США до нескольких тысяч в зависимости от государства.

В России в прошлом году рынок микрокредитования догнал и обогнал традиционные банковские кредиты населению. Основная целевая аудитория для микрозаймов - менее обеспеченные слои населения и малый бизнес. Эти две категории зачастую не могут предоставить официально подтвержденную информацию о доходах и своем финансовом состоянии, таким образом они находятся вне поля деятельности банков.

В 2011 году был принят закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», что стало переломным моментом на рынке кредитования. Этот закон позволил микрофинансированию выйти на новый, качественный уровень, а МФО работать в правом регулируемом поле, что дает возможность более уверенно строить долгосрочные стратегии развития.

Согласно ранее опубликованного прогноза Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР) на 2012 -2013 годы увеличение рынка микрокредитования в России должно произойти в два раза, что подтвердилось на примере предоставленных данных от саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «МИР» (СРО НП «МИР») - организации в сфере финансового рынка, основанной ведущими компаниями рынка микрокредитования России. Это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза),

созданная с целью развития финансового рынка Российской Федерации, содействия созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы Российской Федерации и обеспечения ее стабильности. Основные задачи данной организации: содействие её участникам во взаимодействии с регулирующими органами, помощь в стандартизации документации согласно современным требованиям, правовая поддержка участников [4].

Совокупный объем портфеля микрозаймов в России вырос более чем в два раза в 2013 году, и далее сохранилась положительная динамика. Объем онлайн-займов «до зарплаты» к 2014 году увеличился практически в 10 раз (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика рынка МФО в России за 2012-2014 гг.

(по данным СРО «МИР»)

К концу

В начале В начале В начале первого

2012 года 2013 года 2014 года квартала 2014 года

Совокупный портфель микрозаймов (млрд. руб.) 5,83 11,76 14,89 16,40

В том числе:

займы на развитие

предпринимательства и

самозанятности (млрд.

руб) 2,22 3,64 4,59 4,47

онлайн займы «до

зарплаты» через интернет (млрд. руб.) 0,002 0,011 0,148 0,197

прочие займы «до зарплаты» (млрд. руб.) 0,60 2,29 3,53 4,66

целевые потребительские

займы и среднесрочные

займы без целевого

назначения работающим и

пенсионерам (млрд. руб.) 3,01 5,82 6,62 7,07

Чуть меньше трети в общем портфеле микрокредитов у МФО, входящих в СРО НП «МИР», составляют займы на развитие предпринимательства. Доля онлайн-займов и мелких займов до зарплаты к первому кварталу 2014 года увеличилась до 29 %. Оставшуюся долю в 43 % занимают прочие целевые потребительские займы населению (рис. 1-3).

50%

Займы на развитие предпринимательства и самозанятности

Онлайн-займы через интернет

I Прочие займы

I Целевые потребительские займы и среднесрочные займы без целевого назначения работающим и пенсионерам

Рисунок 1 - Структура портфеля микрозаймов на начало 2013 года

1%

44%

Займы на развитие предпринимательства и самозанятности

Онлайн-займы через интернет

Прочие займы

24%

Целевые потребительские займы и среднесрочные займы без целевого назначения работающим и пенсионерам

Рисунок 2

- Структура портфеля микрозаймов на начало 2014 года

Займы на развитие предпринимательства и самозанятности

Онлайн-займы через интернет

I Прочие займы

I Целевые потребительские займы и среднесрочные займы без целевого назначения работающим и пенсионерам

Рисунок 3 - Структура портфеля микрозаймов на конец первого квартала

2014 года

Представленные данные могут давать объективную картину о рынке микрокредитования в России, так как микрофинансовые организации -члены СРО НП «МИР» занимают более 1/3 всего рынка микрокредитованния РФ (рис. 4).

прочие МФО

I государственные и муниципальные МФО с бюджетным финансированием

МФО-члены СРО НП "Мир"

Рисунок 4 - Структура портфеля микрозаймов на конец первого квартала

2014 года

С начала 2015 года суммарный объём выданных микрокредитов в России увеличился на 40 %, что следует из статистики Национального

бюро кредитных историй. Всего граждане заняли у микрофинансовых организаций 48,5 млрд. рублей.

В начале мая 2015 года было зафиксировано 2,1 млн действующих микрокредитов. Средний размер займа на покупку потребительских товаров составил 36 279 рублей, а микрозаймы «до зарплаты» оформлялись в среднем на 15 012 рублей. Больше всего микрокредитов было выдано в Москве и Подмосковье (7384), республике Башкортостан (2381) и Самарской области (2008). Просроченная задолженность по займам с начала года увеличилась до 20,27 % (+1,45 п. п.) [5].

На современном этапе складываются условия, при которых спрос на банковские услуги снижается, а на услуги МФО возрастает, а, следовательно, необходимо провести сравнительный анализ основных показателей деятельности микрофинансовых организаций и коммерческих банков в соответствии с действующим законодательством на примере двух организаций, первая из которых является среднего размера банком, а вторая - микрофинансовой организацией (табл. 2).

Таблица 2 - Сравнение основных показателей деятельности Банка и МФО

за 2012 - 2014 гг., млн. руб.

Показатели Банк МФО

2012 г. 2013 г. 2014 г. Темп 2012 2013 2014 Темп

прироста, % 2014/2012 г. г. г. прироста, % 2014/2012 гг.

Объем портфеля 223803 285913 244779 9 107 155 270 152

Объем 237339 296490 251478 6 172 550 596 247

выдачи

Объем 20738 41610 39312 89 21,4 4,3 75,6 253

просроченных

кредитов (займов)

Резервы 196214 7978453 7172120 264 3,2 7,2 13,7 328

Как можно заметить, объёмы кредитования у банка в тысячи раз превышают объёмы займов микрофинансовой организации, что свидетельствует о значимости банков в секторе кредитования. Однако темпы прироста значительно выше у микрофинансовой организации, что характеризует повышенный спрос к её кредитно-финансовым услугам. Несмотря на влияние внешних факторов за исследуемый период (2012 -2014 гг.) данные показатели увеличились у обеих организаций, но, тем не менее, доминирующим поставщиком финансовых услуг населению был и

остается банковский сектор. На него приходится основной объем операций по обслуживанию потребителей финансовых услуг.

На основании сравнительной характеристики можно сделать вывод о том, что для физических лиц услуги по кредитованию значительно выгоднее получать в коммерческом банке, чем в МФО. В отношении продуктов PDL условия для потребительских займов физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей являются схожими, лишь немного проигрывая банковскому сектору в максимальной сумме и валюте займа.

Все чаще россияне обращаются за заемными средствами не в банки, а в центры микрофинансирования, готовые ссудить им определенные суммы взаймы, вследствие большого числа отклонённых заявок по банковским кредитам [6]. Банки ужесточили требования к заёмщикам и кредитуют, в основном, своих «зарплатных» клиентов. Именно в отношении к своим клиентам и состоит одно из основных различий между микрофинансовыми структурами и банками. Хотя последние и работают с самой разнообразной клиентурой - и частными лицами, и разного «размера» юридическими лицами, физические лица для них не настолько привлекательны как, например, крупные фирмы. Кредитование частных лиц - это большие риски и, как правило, невысокая отдача, что, собственно говоря, весьма наглядно стало заметно во время текущего кризиса. Для микрофинансовых организаций простые граждане и малые предприятия -и есть основная клиентура. Поэтому им приходится выказывать куда более лояльное отношение к своим потенциальным заемщикам [7].

Так, в отличие от обычного банковского кредита клиенту микрофинансовой организации не придется выбирать какую-то программу с минимумом документов. Оформление небольшого займа в МФО не займет у него более часа, а выдача микрозаймов изначально предполагает у клиента наличие только паспорта. Правда, придется еще пройти собеседование с менеджером компании.

Еще одним несомненным удобством является тот факт, что МФО весьма лояльно относятся к «чистоте» кредитных историй своих клиентов. Вместе с тем, так же как и банки, они «отчитываются» в бюро кредитных историй о том, как клиент с ними расплачивается.

Немаловажный момент - микрофинансовые организации дают возможность досрочного возврата средств безо всяких дополнительных расходов в виде комиссий, которые некоторые банки берут со своих частных клиентов при досрочном погашении кредита или его части.

При всех достоинствах МФО у их услуг есть два явных недостатка. Первым является срок, на который предоставляется заём - обычно он не превышает года, но это - скорее редкий максимум. Как правило, небольшие по сумме займы оформляются на срок от месяца до полугода. Второй минус является более существенным - это высокая процентная

ставка. Из-за специфики и краткосрочности выдаваемых займов МФО не могут рассчитывать на стабильные доходы, как это бывает при банковском кредитовании, поэтому возможность недополучения прибыли и прочие риски они компенсируют высокими ставками [8].

Такие явные недостатки, в том числе в правовом поле, частично попытались компенсировать законодательно. С принятием нового Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 223-ФЗ от 13.07.2015 было разработано достаточно подробное правовое регулирование процедуры микрофинансирования. Однако одновременно в законе не была определена экономическая сущность данного вида деятельности, включая механизмы предоставления микрозаймов, а также не были разработаны основные требования к заемщикам. Хотя закон, что положительно, закрепил за микрофинансовыми организациями еще одну обязанность - членство в СРО. Согласно вышеупомянутого уже закона № 223-ФЗ каждая саморегулируемая организация должна соответствовать следующим требованиям [9]:

- объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26 % от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности;

- наличие внутренних стандартов саморегулируемой организации;

- наличие органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации;

- соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа некоммерческой организации, то есть её руководителя, требованиям, установленным Федеральным законом № 223-ФЗ.

На сегодняшний день только три саморегулируемые организации удовлетворяют указанным требованиям. Их перечень можно найти на сайте Центрального банка Российской Федерации [10]. Это такие как Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз микрофинансовых организаций «Единство» [11], Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Микрофинансирование и Развитие» [12] и Некоммерческое партнерство «Альянс микрофинансовых организаций «Институты развития малого и среднего бизнеса» [13].

Отметим, что положения Федерального закона № 223-ФЗ вступили в силу лишь с 11 января 2016 года, однако процедура членства в СРО -достаточно длительный процесс, который может занять до 30 календарных дней с момента предоставления документов, поэтому микрофинансовым организациям пришлось заранее позаботиться об этом.

Согласно Федеральному закону от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [2] МФО должны быть внесены в реестр ЦБ РФ. Внесение в реестр ЦБ РФ, осуществляется следующим образом:

1) проверка учредительных документов на соответствие требованиям к микрофинансовым организациям;

2) подготовка комплекта документов для внесения в реестр МФО;

3) подача комплекта документов в Центробанк России по доверенности или почте;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) получение свидетельства МФО и выписки из реестра МФО.

Сейчас МФО обязали предоставлять отчетность в Банк России как

мегарегулятору рынка финансовых услуг, в том числе населению страны. Характер отчетности выглядит следующим образом:

1) отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации;

2) отчет о персональном составе микрофинансовой организации.

Порядок и сроки предоставления данных отчетов регулируются

Указанием Банка России № 3263-У от 17.05.2014 «О формах и сроках представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации», опубликованном в «Вестнике Банка России» от 27 августа 2014 года за № 75 [14].

В целом рынок микрофинансирования в России является бурно развивающимся сегментом финансового рынка, обладающим собственной спецификой. Хотя объёмы кредитования у банка в тысячи раз превышают объёмы займов микрофинансовой организации, что свидетельствует о значимости банковского сектора страны в отличие от парабанковского. Однако темпы прироста значительно выше у микрофинансовых организаций, что характеризует повышенный спрос к их кредитно-финансовым услугам. Несмотря на это, доминирующим поставщиком финансовых услуг населению был и остается банковский сектор. На него приходится основной объем операций по обслуживанию потребителей финансовых услуг.

Лояльность микрофинансовых организаций по отношению к своим клиентам увеличила число последних в разы - готовые рискнуть МФО обеспечивают кредитными средствами население и юридические лица, которые не соответствуют возросшим требованиям банков при оценке их кредитоспособности, а также такие группы населения как пенсионеры, матери-одиночки, безработные, инвалиды, тех, у кого нет официальной работы, и другие. Объемы рынка микрофинансирования значительно уступают банковскому рынку, однако МФО желают конкурировать с кредитными организациями и предлагают выгодные процентные ставки по вкладам, а иногда и по займам (без учета PDL), но в целом процентные

ставки по кредитам у МФО выше, так как деятельность связана с высокими рисками. Кроме того, МФО предлагают финансовую услугу PDL («займы до зарплаты») с очень высокими процентными ставками (от 547,5 % до 912,5 % годовых), которая использует низкую финансовую грамотность населения (процентная ставка указывается дневная), что позволяет увеличить маржу и окупить привлекаемые средства. Проведенный анализ подводит к выводу о необходимости более жесткого регулирования и надзора деятельности МФО.

Сейчас микрофинансовые организации как сами сталкиваются с рядом проблем, так зачастую и сами провоцируют проблемы другим участникам финансового рынка. Как те, так и другие требуют вмешательства со стороны государства и Центробанка РФ. И радует то, что первые шаги в этом направлении, по крайней мере, в нормативно-правовой сфере уже сделаны. Однако такая главная проблема МФО в России как недостаточность доступа к финансам пока остаётся, провоцируя как следствие высокие процентные ставки клиентам МФО. Несмотря на то, что физические лица могут открывать вклады в таких организациях, однако для среднего россиянина сумма вклада от 1,5 млн руб. практически неподъёмна. Коммерческие банки, в свою очередь, отказываются финансировать МФО, так как считают их своими конкурентами.

Для устранения подобных проблем можно было бы порекомендовать введение механизма инвестирования через банки с государственным участием под залог имущества микрофинансовой организации, что позволит получить дополнительное финансирование таким организациям и, как следствие, снизить процентные ставки по предлагаемым ими займам. Вторым инструментом стимулирования МФО к снижению ставок по займам могло бы стать снижение минимального размера вклада для физических лиц с 1,5 млн руб. до 500 тыс. руб. Данные меры в совокупности с жестким контролем со стороны государства за взысканием просроченной задолженности в связи с не попаданием микрофинансовых организаций под федеральный закон от 03.07.2016 № 231-Ф3 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» [15] дают нам возможность прогнозировать не только снижение процентных ставок по займам МФО, но и в целом успешного развития данного рынка.

Список литературы

1. Абалакин А.А., Шамин В.А. Развитие рынка микрофинансовых организаций в России / А.А. Абалакин, В.А. Шамин // Universum: Экономика и юриспруденция [Электронный ресурс]: Электрон. научн. журн. - 2015. - № 5(16). - Режим доступа:

http: //7universum.eom/ru/economy/archive/item/2115 (дата обращения 01.10.2016).

2. О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях: Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Консультант Плюс». - 2017.

3. Динамика развития микрокредитов в России // Кредитный эксперт «Финансист» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vfn.su/news/rinok-mikrokreditovaniya-RF.html. - Загл. с экрана (дата обращения 01.10.2016).

4. Саморегулируемая организация МиР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npmir.ru. - Загл. с экрана (дата обращения 01.10.2016).

5. Россияне переходят на кредиты // Сравни.ру [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.sravni.ru/novost/2015/6/2/rossijane-perekhodjat-na-mikrokredity/. - Загл. с экрана (дата обращения 01.10.2016).

6. Луков В. Важное место в области небанковского финансирования реального сектора экономики занимает развитие микрофинансовых организаций // Экономика России: XXI век. - 2012. - № 20. - С. 1016.

7. Трофимов Д.В. Теоретические и практические основы конкурентоспособности банков на рынке розничных банковских услуг // Управление экономическими системами. - 2013. - № 58.

8. Трофимов И.В. Комплексная оценка микрофинансовых организаций на кредитном рынке // Микроэкономика. - 2012. - № 6. - С. 119-122.

9. О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка: Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». - 2017.

10. Банк России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru. - Загл. с экрана (дата обращения 01.10.2016).

11. СРО МФО «Единство» Казань [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sro-mfo.ru. - Загл. с экрана (дата обращения 01.10.2016).

12. Саморегулируемая организация МиР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npmir.ru. - Загл. с экрана (дата обращения 01.10.2016).

13. Союз «МИКРОФИНАНСОВЫЙ АЛЬЯНС» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://alliance-mfo.ru. - Загл. с экрана (дата обращения 01.10.2016).

14. О формах и сроках представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации: Указание Банка России № 3263-У от 17.05.2014 // Вестник Банка России. - 27 августа 2014 года. - № 75.

15. О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности: Федеральный Закон от 03.07.2016 № 231-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». - 2017.

16. Перерегистрация НП (приведение в соответствие с действующими нормами ГК РФ) // «sroinfo.ru» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sroinfo.ru/node/133. - Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2016).

17. Порядок предоставления отчетности МФО в Центральный Банк России // Микрофинансовые организации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://microfo.ru/buhgalterskiy-uchet/poryadok-predostavleniya-otchetnosti-mfo-v-tsb-rossii/. - Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2016).

18. СРО микрофинансовых организации: необходимость, сроки вступления, требования к СРО // Микрофинансовые организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://microfo.ru/zakony-o-mfo/sro-dlya-mikrofinansovogo-rynka//. - Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2016).

19. Микрофинансовые организации в России (МФО) // Мир Процентов.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mir-procentov.ru/potrebitelskie-kredity/news/mikrofinansovye-organizatsii-v-rossii.html. - Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2016).

20. Удобный поиск в реестре микрофинансовых организаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bhom.ru/microloans/register/. - Загл. с экрана (дата обращения 18.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.