Аф 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
РАЗВИТИЕ РЫНКА МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В РОССИИ
Абалакин Александр Алексеевич
канд. экон. наук, доцент МЭСИ,
РФ, г. Москва
Шамин Вадим Андреевич
студент 3 курса МЭСИ, РФ, г. Москва E-mail: vadya. aligator@gmail. com
MARKET DEVELOPMENT OF MICROFINANCE ORGANIZATIONS
IN RUSSIA
Abalakin Alexander
Candidate of Economic sciences, associate professor of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics,
Russia, Moscow
Shamin Vadim
а 3rd year student
of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье проводится анализ микрофинансовых организаций (МФО) в России в условиях агрессивной внешней среды косвенного воздействия. Проведено сравнение основных параметров финансовых услуг МФО и коммерческих банков. Выявлены преимущества и недостатки МФО по сравнению с банками. Произведено сопоставление с углубленным анализом рынка МФО и банковского рынка с практической точки зрения.
Абалакин А.А., Шамин В.А. Развитие рынка микрофинансовых организаций в России // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 5(16) .
URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2115
Сформулированы проблемы и представлены решения по регулированию и надзору деятельности МФО.
ABSTRACT
The article analyzes the microfinance institutions (MFIs) in Russia in the aggressive external environment conditions. A comparison of the main parameters of MFIs’ and commercial banks’ financial servicesis conducted. The advantages and disadvantages of the MFIs over banks are identified. Juxtaposition with in-depth analysis of the MFIs market and the banking market from a practical point of view is produced. Solutions for formulated problems of MFIs’ regulation and supervision are provided.
Ключевые слова: микрофинансы, микрофинансовые организации, МФО, банки, финансовые услуги, кредиты, вклады, Банк России, регулирование, надзор, информационные технологии в финансах.
Keywords: microfinance, microfinance institutions, MFI, banks, financial services, loans, deposits, the Bank of Russia, regulation, supervision, information technology in finance.
Микрофинансовые организации (далее МФО) появились в России около 15 лет назад, однако данный рынок находится на начальной стадии не только регулирования, но и анализа, формирования статистических данных. МФО — это организации, основным видом деятельности которых является микрофинансирование субъектов малого предпринимательства, а также малообеспеченных слоев населения, то есть прием вкладов, предоставление им займов, страхование и другие финансовые услуги. Основные цели деятельности МФО можно разграничить на экономические (стимулирование развития малого предпринимательства; равномерное распределение институтов, предоставляющих финансовые услуги по всей территории страны) и социальные (снижение уровня безработицы и бедности; побуждение граждан
к экономической активности, а также вовлечение социально незащищенных слоев населения страны в финансовую сферу).
В современных условиях для всех хозяйствующих субъектов в России формируется агрессивная внешняя среда косвенного воздействия: во-первых, для российских компаний и банков в результате проводимой внешней политики Российской Федерации, и, как следствие, выдвинутых санкций Запада, произошло ограничение привлекаемого иностранного капитала для этих субъектов. Во-вторых, для банков возникают проблемы с кредитным портфелем в виде его сокращения, снижением рентабельности и образованием убытков в результате установления ключевой ставки с 15 декабря 2014 года 17 % годовых (на 16 марта 2015 года 14 % годовых) [6]. Детерминантом данного факта явилось проведение спекулятивных сделок на валютном рынке, оказавшего давление на рубль, что произошло вследствие падения мировых цен на энергоносители. В-третьих, для домохозяйств в результате эмбарго на импорт продовольствия, падения курса рубля и рецессии явилось падение их реальных доходов (в январе 2015 года у 41 % россиян примерно половина доходов затрачивается на продукты питания [5]).
Совокупность данных факторов способствует определенному развитию института микрофинансирования. Именно в периоды рецессии и оживления экономики темпы развития МФО ускоряются, что связано с их экономической сущностью, а именно, расширением границ потребителей финансовых услуг в виде малоимущей и нуждающейся частей населения страны. Данный факт подтверждает рынок финансовых услуг России: спрос на услуги МФО с начала 2015 года вырос на 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года [1], а количество МФО возросло с 3860 в январе 2014 года до 4184 на январь 2015 года [7], на положительный прирост влияет не только возросший спрос, но и несложный процесс получения статуса МФО: является нелицензируемой деятельностью, а для регистрации необходимо лишь внести сведения о юридическом лице в государственный реестр МФО, предоставив в Банк России пакет документов.
На современном этапе складываются условия, при которых спрос на банковские услуги снижается, а на услуги МФО возрастает, а следовательно, необходимо изучить финансовые услуги МФО и сопоставить их с банковскими как с теоретической точки зрения, так и с практической.
Теоретический сравнительный анализ финансовых услуг в соответствии с действующим законодательством представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика финансовых услуг МФО и коммерческих банков в России на январь 2015 года [2; 4; 8; 10; 11; 12].
Наименование финансовой услуги Параметр сравнения Характеристика особенностей
МФО Коммерческий банк
Потребительский кредит (заем) Сумма PDL («до зарплаты») Не более 1 млн рублей (на практике не более 50 тыс. рублей) Ограничения отсутствуют (на практике не более 3 млн рублей, однако в среднем не более 500 тыс. рублей)
Для физ. и юр. лиц, ИП Не более 1 млн рублей
Валюта PDL («до зарплаты») Только рубли Ограничения отсутствуют (на практике обычно рубли, евро, доллары США)
Для физ. и юр. лиц, ИП
Срок PDL («до зарплаты») До 1 года (редко превышает 1 месяц) До 5 лет в зависимости от суммы кредита
Для физ. и юр. лиц, ИП До 5 лет (редко превышает 3 года)
% ставка PDL («до зарплаты») От 547,5 % до 912,5 % годовых До 1 июля 2015 года ограничения отсутствуют. В среднем от 17 % до 70 % годовых (в среднем 35 % годовых)
Для физ. и юр. лиц, ИП От 22 % до 75 % годовых
Вклад (депозит) Сумма Для населения Только от 1 500 000 рублей Ограничения отсутствуют. Возможно от 1 тыс. рублей.
Для юр. лиц Ограничения отсутствуют
Валюта Только рубли Ограничения отсутствуют (на практике обычно рубли, евро, доллары США)
Срок От 3 месяцев до 3 лет От 1 месяца до 5 лет
% ставка Ограничений нет (от 20 % до 60 % годовых) Не более, чем ставка топ-10 банков плюс 3,5 процентный пункт (в итоге 18,825 %)
Страхование Г осударственное страхование АСВ отсутствует, используется частное страхование за дополнительную плату Государственное страхование АСВ на сумму до 1,4 млн. рублей
Налогообложение Облагается НДФЛ в размере 13 % До 31 декабря 2015 года не облагаются вклады с доходностью до 18,25 % годовых, свыше облагаются по ставке 35 %
Профессиональная деятельность на РЦБ Не могут осуществлять любую деятельность на РЦБ Могут осуществлять любую деятельность на РЦБ при наличии соответствующей лицензии
На основании сравнительной характеристики можно сделать вывод о том, что для физических лиц услуги по кредитованию значительно выгоднее получать в коммерческом банке, чем в МФО, в отношении продуктов PDL, условия для потребительских займов физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей являются схожими, лишь немного проигрывая банковскому сектору в максимальной сумме и валюте займа. Стоит отметить, что не все группы населения способны соответствовать необходимым требованиям банка, которые ужесточаются с каждым годом в связи с введением новых стандартов регулирования кредитных организаций — Базель II и Базель III, что повышает требования к качеству кредитного портфеля, и, как следствие, не все могут пройти проверку даже кредитным скорингом. Этот факт побуждает их обращаться в МФО, которые имеют колоссальные процентные ставки по продуктам PDL («займы до зарплаты») в силу «повышенных» рисков, а также высокой стоимости привлекаемых средств. Однако это позволяет выдавать кредиты пенсионерам,
безработным, инвалидам, студентам, а также населению с испорченной кредитной историей, тем, кто не может подтвердить своих полученных доходов документально, при этом целевая аудитория МФО и коммерческих банков пересекается не более чем на 25 %.
В свою очередь, МФО предлагают заманчивую финансовую услугу по привлечению денежных средств населения в силу высоких % ставок, что также объясняется высокой долей риска, однако уже со стороны клиента. При решении воспользоваться данной услугой необходимо рассчитывать, что минимальная сумма вклада равна 1,5 миллиона рублей, кроме того, следует отдавать предпочтение лидерам отрасли МФО, а также обратить внимание на страховую компанию, которая возместит убытки в случае с недобросовестной МФО, так как вклады в МФО не имеют государственного страхования от АСВ (агентства по страхованию вкладов). В целом крупные МФО честно выполняют свои обязательства перед своими вкладчиками.
Далее сопоставим рынок МФО и банковский рынок с практической точки зрения. Необходимо отметить, что регулирование МФО только начинает развиваться, поэтому возникают трудности при проведении статистического анализа. Показатели, представленные ниже, рассчитаны по вкладам и займам малому бизнесу (юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физическим лицам без учета PDL («займов до зарплаты»), так как в силу высоких процентных ставок, большего риска и меньшего объема они значительно искажают репрезентативность.
Рисунок 1. Динамика роста рынка микрофинансирования в Росси и за период с 2003 г. по 2013 г., млрд рублей [3]
На основании рисунка 1 можно сделать вывод о том, что рынок микрофинансирования с 2003 по 2013 годы имеет восходящий экспоненциальный тренд. На 1 января 2014 года общий портфель займов институтов микрофинансирования показал прирост в 42 %, составив 68 млрд рублей, при этом на МФО приходится 53 % портфеля микрозаймов, или 36 млрд рублей. В совокупный кредитный портфель МФО вошли: микрозаймы малому и среднему бизнесу — 50 %; потребительские кредиты физическим лицам — 35 %; PDL («займы до зарплаты») — 15 %, уровень невозврата которых (PDL) в России составил 365—550 % в годовом выражении от общего размера портфеля. В свою очередь, общий кредитный портфель банковского сектора в 2013 году составил 57,4 трлн рублей, что в 844 раза больше [8]. Объемы предоставляемых финансовых услуг по кредитованию банковским сектором и МФИ (микрофинансовыми институтами) в денежном выражении несоизмеримы.
Вовлеченность населения России в деятельность институтов микрофинансирования, а также направление развития всего рынка в целом позволяют оценить объемы активного портфеля МФИ, количество активных заемщиков, а также объемы привлеченных сбережений МФИ.
Рисунок 2. Среднее значение активного портфеля займов на один МФИ в России за период с 2009 г. по 2013 г., тыс. рублей [3]
Величина активного портфеля займов на один МФИ на начало января 2014 года снизилась на 1,67 % по сравнению с началом 2013 года и составила 206,235 млн рублей, прервав положительный рост с 2010 года, что иллюстрирует рисунок 2. Снижение активного портфеля займов в 2013 году происходило под влиянием оттока количества активных заемщиков. Так, среднее количество активных заемщиков на один МФИ за этот год снизилось до 2 288 человек (на 1 января 2013 года 2 322 человека), или на 1,48 %. Для сравнения, общая сумма задолженности по кредитам физических и юридических лиц, а также ИП в банковском секторе в 2013 показала рост на 15,84 %, составив 39 246 млн рублей на одну кредитную организацию [8]. При этом показатель портфеля в риске больше 30 дней для институтов микрофинансирования вырос с 4,81 % до 5,45 % за 2013 год, а для банковского сектора уровень просроченных кредитов для юридических лиц и ИП за 2013 год снизился с 4,57 % до 4,31 %.
Рисунок 3. Среднее значение объема привлеченных сбережений на один МФИ в России за период с 2009 г. по 2013 г., тыс. рублей [3]
В свою очередь, среднее значение объема привлеченных сбережений на один МФИ неуклонно растет с 2009 года в силу заманчивых процентных ставок, что отражает рисунок 3, по сравнению с другими инструментами финансового рынка, а использование частного страхования вклада позволяет сгладить риски невозврата. На 1 января 2014 года один МФИ в среднем привлек 99,152 млн рублей, что на 12,62 % больше по сравнению с прошлым
годом. Для сравнения, прирост общей суммы банковских депозитов (вкладов) и других привлеченных средств юридических и физических лиц составил по итогам 2013 года 14,37 % к предыдущему году, а в среднем на одну кредитную организацию пришлось 28 662,888 млн рублей [8].
Рисунок 4. Средневзвешенные % ставки МФИ в России в 2009—2013 годах [3]
Кроме того, необходимо сравнить средневзвешенные процентные ставки по финансовым услугам МФИ и кредитных организаций. В 2013 году средневзвешенная процентная ставка по выданным займам уменьшилась незначительно, с 25,5 % до 25,3 %, при неизменной ставке по привлеченным сбережениям, которая на 1 января 2014 года равнялась 15,8 %, а также при небольшом увеличении на 0,2 процентных пункта ставки по привлеченным инвестициям, займам с 10,6 % до 10,8 %, что иллюстрирует рисунок 4. Совокупность данных фактов, а также нисходящий тренд по средневзвешенным % ставкам МФИ с 2009 года говорит как о возрастающей конкуренции на рынке МФИ, так и о желании МФИ привлечь клиентов — потребителей банковских услуг. В банковском секторе средневзвешенная годовая ставка по кредитам, предоставленным физическим лицам в рублях на 1 января 2014 года, составила 24,41 %, продемонстрировав рост по сравнению с предыдущим годом на 0,41 процентных пункта, при снижении средневзвешенной процентной ставки по депозитным операциям с 7 % на начало 2013 года до 6,46 %
на начало 2014 года [8]. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что средневзвешенная процентная ставка по выданным займам у МФИ и у банковского сектора различаются незначительно, на 0,89 процентных пункта, без учета PDL, но стоимость привлекаемых ресурсов для МФИ значительно дороже (более чем в 2 раза), чем для банков, что говорит о более высокой марже банков, чем у МФИ. Однако у МФИ существует продукт PDL (15 % от общего портфеля займов), который позволяет увеличить рентабельность при значительно возрастающих рисках.
На основании проведенного анализа статистических данных рынка МФИ и банковского сектора можно заключить, что рынок микрофинансирования по объемам значительно уступает банковскому, однако активно развивается, пользуется спросом у населения и становится все более привлекательным как для клиентов-заемщиков, так и для клиентов-вкладчиков.
Кроме того, он имеет достаточно конкурентные процентные ставки по займам (без учета PDL), а % ставки по привлекаемым средствам являются более выгодными, чем у банков, что при частном страховании делает их более предпочтительными. Вместе с тем не стоит забывать и о рисках, которые все равно присутствуют при инвестировании в МФИ. В целом на рынке МФИ обращается достаточное количество капитала как физических лиц, так и юридических, а огромное число МФО (в 5 раз больше, чем кредитных организаций на 1 января 2015 года) порождает проблему необходимости его регулирования, осуществления надзора с целью обеспечения его прозрачности. Однако требования к МФО не должны быть аналогичными требованиям к банкам, иначе в силу меньших объемов рынка такое регулирование уничтожит его.
На сегодняшний день регулирование и надзор деятельности МФО осуществляет мегарегулятор финансового рынка — Банк России, а именно, главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности. В 2014 году вступил в силу закон «О потребительском кредите (займе)», который сократил серый рынок МФО, что выразилось в значительном приросте количества МФО в Г осударственном реестре, так как введено понятие
профессионального кредитора и компании, которые выдают более четырех займов в год, обязаны получить статус МФО, КПК, ломбарда или банка [12]. В 2015 году МФО обязаны раскрыть сведения об акционерах и бенефициарах, о происхождении капитала, иначе они будут исключены из Государственного реестра [9].
В дальнейшем необходимо выстраивать регулирование и надзор с учетом специфики рынка микрофинансирования. В настоящее время рынок МФО разнообразен: от небольших организаций до крупных компаний (например, если бы МФО «Домашние деньги» была банком, то по величине активов на конец III квартала 2014 года она занимала бы 291-ое место в банковском секторе), поэтому целесообразно использовать двухуровневую систему надзора, разделив МФО по размеру капитала:
• микрозаймовые организации (МЗО) — требования к размеру собственного капитала будут отсутствовать, они не смогут привлекать средства физических лиц и будут освобождены от избыточного надзора со стороны Банка России;
• микрофинансовые организации (МФО) — необходим собственный капитал в размере 70—100 млн рублей, смогут привлекать средства физических лиц, выпускать облигации, получат возможность секьюритизировать портфели займов МСБ и воспользоваться другими инструментами фондирования при усилении надзора со стороны Банка России, что откроет новые перспективы развития рынка МФО в России, обеспечит его прозрачность [9].
В заключение хочется сказать, что рынок МФО в России является бурно развивающимся сегментом финансового рынка, обладающим собственной спецификой. МФО обеспечивают кредитными средствами население и юридические лица, которые не соответствуют возросшим требованиям банков при оценке их кредитоспособности, а также такие группы населения, как пенсионеры, матери-одиночки, безработные, инвалиды и другие. В целом объемы рынка микрофинансирования значительно уступают банковскому рынку, однако МФО желают конкурировать с кредитными организациями и предлагают выгодные процентные ставки по вкладам, а иногда и по займам
(без учета PDL), но в целом процентные ставки по кредитам у МФО выше, так как деятельность связана с высокими рисками. Кроме того, МФО предлагают финансовую услугу PDL («займы до зарплаты») с очень высокими процентными ставками (от 547,5 % до 912,5 % годовых), которая использует низкую финансовую грамотность населения (процентная ставка указывается дневная), что позволяет увеличить маржу и окупить привлекаемые средства. Проведенный анализ подводит к выводу о необходимости более жесткого регулирования и надзора деятельности МФО. Использование двухуровневой системы надзора позволит сократить «серые» МФО, усилить конкуренцию, сделает рынок более прозрачным, появятся новые точки роста, а также расширятся возможности фондирования МФО. В соответствии с этим в настоящее время МФО необходимо повышать лояльность своих клиентов, нарабатывать клиентскую базу, а также расширять конкурентные преимущества, используя современные технологии:
• автоматизация процессов выдачи и сбора займов (например, электронные терминалы для продукта PDL, которые позволят выдать заем в течение 5 минут путем сканирования паспорта клиента, сверки его с электронной базой ФМС, идентификации внешности и сравнения ее с человеком, стоящим перед терминалом, а также проверкой его в базе МФО);
• использование социальных сетей, а также мобильных приложений по поиску МФО, позволяющих в соответствии с выдвинутыми условиями (сумма, вид займа, срок) подобрать МФО в интересующем клиента городе, с обозначением на карте местоположения офисов, а также предоставить информацию о кредитном продукте (срок, процентная ставка, требования к заемщику), что существенно сокращает сроки получения займа;
• приложения по отправке заявки на займ в онлайн-режиме, после положительного решения денежные средства зачисляются на карту клиента или электронный кошелек, а документы на подпись переправляются курьерской службой или скрепляются электронной подписью.
Использование современных технологий не только расширит круг
клиентов, но и позволит сократить издержки на выдачу займов, тем самым
увеличив рентабельность и (или) усилив конкуренцию с банковским сектором.
Список литературы:
1. Адамчук О. Нужны деньги до зарплаты // Новостной портал ЗАО «Газета.Ру». — 2015 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/02/09/6406377.shtml (дата обращения: 13.03.2015).
2. Аналитика МФО // Закрытое акционерное общество «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА». — 2015 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://raexpert.ru/about/bank_details (дата обращения: 18.03.2015).
3. Мониторинг рынка микрофинансирования за 2013 год // Российский
Микрофинансовый Центр. 2015 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.rmcenter.ru/files/monitoring_4q_2013.pdf(дата
обращения: 21.03.2015).
4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000
N 117-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173306/ (дата
обращения: 17.03.2015).
5. Опалев С. Россияне осознали глубину экономического кризиса //
Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг». — 2015
/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://top.rbc.ru/society/02/02/2015/54cdef189a79477448d3c8ce (дата
обращения: 11.03.2015).
6. Процентные ставки по операциям Банка России // Официальный сайт Банка России. — 2015 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http: //www.cbr.ru/dkp/print.aspx? file=standart_system/rates_table_15 .htm&pid =dkp_itm&sid=ITM_49976 (дата обращения: 18.03.2015).
7. Развитие рынка МФО по результатам IV квартала 2014 года и его
сравнение с другими секторами финансового рынка // МФО АО «Городская сберегательная касса». —2015 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http: //gorsberkassa.ru/upload/Report_Razvitie_rynka_mfo_4kv2014 .pdf (дата обращения: 13.03.2015).
8. Статистические показатели банковского сектора // Официальный сайт Банка России. — 2015 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=pdko (дата обращения: 18.03.2015).
9. Указание Банка России от 5.08.2014 N 3358-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 17 мая 2014 года № 3263-У «О формах и сроках представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» // Официальный сайт Банка России. —2015 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/files/legislation/3358-U.pdf (дата обращения: 27.03.2015).
10. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2014) «О банках
и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168072/ (дата
обращения: 16.03.2015).
11. Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 28.06.2014)
«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168439/ (дата
обращения: 16.03.2015).
12. Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
«О потребительском кредите (займе)» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166040/ (дата
обращения: 16.03.2015).