Научная статья на тему 'Институциональные преобразования в банковской сфере России'

Институциональные преобразования в банковской сфере России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голодова Ж. Г.

Развитие региональных банковских систем должно сопровождаться созданием системы финансово-кредитных услуг существующей во всех развитых странах, в том числе внедрением организаций микрофинансирования (МФО), основными формами. которого являются: кредитные кооперативы. Здесьже крединые потребительские кооперативы граждан или сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; потребительские общества; фонды государственные, муниципальные или частные; общества взаимного кредитования; некоммерческие партнерства; небанковские депозитно-кредитные организации и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные преобразования в банковской сфере России»

великое - в малом

институциональные преобразования

в банковской сфере России

Развитие региональных банковских систем должно сопровождаться созданием системы финансово-кредитных услуг, существующей во всех развитых странах, в том числе внедрением организаций микрофинансирования (МФО), основными формами которого являются: кредитные кооперативы. Здесь же кредитные потребительские кооперативы граждан или сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; потребительские общества; фонды - государственные, муниципальные или частные; общества взаимного кредитования; некоммерческие партнерства;

небанковские депозитно-кредитные организации и др.

Основными преимуществами МФО являются упрощенная процедура их создания; удешевление стоимости услуг из-за отсутствия требований по обязательному резервированию; вовлечение средств физических лиц, доверяющих таким организациям в большей степени, чем коммерческим банкам; отсутствие завышенных требований по кредитной истории и залогу по отношению к клиентам; развитие сети «точек продаж» ресурсов; упрощенная процедура предоставления денежных средств. В качестве недостатков МФО можно выделить низкий средний размер предоставляемых средств (около 60-80 тыс. рублей), отсутствие возможности проведения платежей своих клиентов. Разрешить такие проблемы можно с помощью установления тесных взаимоотношений между существующими в регионе коммерческими банками и организациями микрофинансирования.

Отдельные шаги в направлении развития МФО уже сделаны - создана инфраструктура рынка (Национальное партнерство участников микрофинансового рынка, Российский

ГалодоваЖ.Г.

канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита Российского университета дружбы народов

банковский бизнес

законодательно

может быть

введена

возможность

осуществления

МФО таких

функций,

как предоставление _микрокредитов

и займов,

осуществление

микролизинговых

и факторинговых

.сделок, а также открытие счетов _своим клиентам

микрофинансовый центр, а также региональные ассоциации микрокредитования). Общая сумма займов, предоставленных организациями микрофинансирования в РФ на 1 января 2007 года, составила 750 млн. долларов, а общее число клиентов - 500 тысяч. В качестве позитивного момента следует отметить наличие МФО во всех федеральных округах, хотя между ними имеется пятикратный разрыв: на долю Уральского ФО приходится 4% российских МФО, тогда как на долю Центрального, Приволжского и Сибирского ФО - по 20%. Однако объемы рынка микрофинансовых услуг не соответствуют потребностям экономики.

Для стимулирования деятельности МФО необходимо принятие специальных законов, в которых должны быть определены сущность, элементы и уровни организаций, источники финансирования их деятельности, права и обязанности, процедура надзора и контроля, принципы регулирования и т.д. Это позволит повысить устойчивость и надежность организаций, а также степень доверия со стороны физических лиц. Должны быть также определены принципы формирования гарантийных фондов, возможности участия О в системе кредитных бюро и системе взаимного страхования, созданы специализированные институты аудита деятельности МФО. Законодательно может быть введена возможность осуществления МФО таких функций, как предоставление микрокредитов и займов, осуществление микролизинговых и факторинговых сделок, а также открытие счетов своим клиентам. Важной задачей является установление суммы микрофинансирования. Считаем, что ее размер должен быть в пределах до 400 тысяч рублей, причем целесообразно установление дифференцированных сумм для разных микрофинансовых услуг:

- микрокредита - до 1000 МРОТ;

- микрозайма (принимая во внимание, что предоставляется преимущественно на бесплатной основе) - до 200 МРОТ;

ржсии

ское предпринимательство, 2008, № 9 (1)

- микролизинга - 2000 МРОТ, поскольку обеспечением сделки является предмет микролизинга.

В качестве учредителей таких организаций могут быть юридические и физические лица, способные сформировать уставный фонд за счет собственных средств. Впоследствии важно предусмотреть возможность получения МФО кредитов и займов коммерческих банков, средств государственных целевых фондов и негосударственных некоммерческих организаций, займов международных финансовых институтов и др.

Кредитные союзы могут создаваться юридическими и физическими лицами на добровольной основе с целью предоставления кредитных ресурсов. Уставом кредитного союза должны быть определены:

- цели и принципы его функционирования,

- размер уставного фонда на момент создания и порядок его изменения,

- минимальный и максимальный размер паевого взноса,

- порядок распределения прибыли и формирования резервов и т.д.

Депозитно-кредитным организациям должно быть предоставлено право:

- привлечения депозитов юридических и физических лиц;

- осуществления расчетно-кассовых операций;

- выдачи микрокредитов;

- открытия и ведения счетов клиентов;

- осуществления расчетных операций по их распоряжению;

- выполнения микрокредитных и микрофакторинговых операций;

- продажи имущества, полученного на условиях залога.

Что касается механизма лицензирования, используемого в разных странах, то существует два подхода:

1) МФО, аналогично банковским учреждениям, подлежат государственной регистрации, а в случае предоставления им права осуществлять отдельные микрофинансовые услуги (предо-

кредитные союзы могут создаваться юридическими и физическими лицами

на добровольной основе с целью предоставления кредитных ресурсов

банковский бизнес -^

ли

все

микрофинансовые

услуги

оформляются

договором,

определяющим

права

и обязанности

сторон

ставление потребительских кредитов) проходят процедуру лицензирования (центральный банк страны определяет также минимальную величину уставного фонда МФО, требования по проведению операций, ведению бухгалтерского учета и отчетности, квалификационные требования по отношению к руководителям организаций и т.д.);

2) микрокредитные организации подлежат регистрации только в органах юстиции и статистики и, следовательно, по отношению к ним не применяется процедура лицензирования и надзора со стороны центрального банка страны. Соответствие деятельности объявленным целям и выполнение только оговоренных операций в этом случае проверяется налоговыми органами.

Для получения микрофинансирования законодательно устанавливается перечень документов, представляемых потенциальными клиентами. К таковым можно отнести заявку, в которой изложены цель, сумма, вид и сроки получения услуги; вид деятельности и финансовые результаты деятельности юридического или физического лица. Все микрофинансовые услуги оформляются договором, определяющим права и обязанности сторон.

асширить географию банковских услуг поможет внедрение интернет-банкинга. Однако для этого требуется принятие специального закона, что усложняется отсутствием в российском законодательстве понятия «электронные деньги».

Попыткой частичного разрешения ситуации в области обеспечения полным объемом банковских услуг юридических и физических лиц, размещенных на всей территории страны, можно считать преобразование «Почты России», обладающей более 30 тыс. отделений в сельских районах. Аналогичные почтово-сберегательные системы функционируют во всех развитых и отдельных развивающихся странах, в которых их деятельность регулируется специальными законами. Согласно законодательству, государство является гарантом сохранности средств юридичес-

российское предпринимательство, 2008, № 9 (1)

ких и физических лиц, размещенных в этих учреждениях. В свою очередь деятельность национальных операторов почты регулируется центральными банками посредством установления отдельных пруденциальных нормативов.

В настоящее время «Почта России» осуществляет отдельные финансовые операции: производит денежные переводы; обслуживает банковские карты; принимает коммунальные платежи; производит выплату пенсий и пособий; принимает заявки на кредитные ресурсы и др. Доля этих операций в структуре совокупных доходов организации уде достигла 48% (к финансовым услугам в данном случае относятся операции по выплате пенсий и пособий).

В перспективе подразделения «Почты-России» смогут взять на себя выполнение отдельных банковских операций (почтово-банковские услуги), таких как помощь коммерческим банкам в возврате кредитных средств, предоставленных населению; осуществление посреднических операций при экспресс-кредитных сделках, то есть прием заявок и направление их в коммерческие банки (которые будут производить анализ кредитоспособности клиентов), выдача кредитов почтовым переводом и их погашение и др.

Таким образом, дальнейшее развитие институтов микрокредитования позволит обеспечить доступность банковских услуг во всех точках РФ, повысить качество этих услуг, создать новые виды банковских продуктов, а также за счет повышения конкуренции снизить тарифы за осуществление отдельных банковских операций.

Литература

1. www.russianpot.ru.

в перспективе подразделения «Почты-России» смогут взять на себя выполнение отдельных банковских операций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.