1А.В. Осиповская
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ
Финансово-экономический кризис со всей очевидностью показал необходимость трансформации российской банковской системы, одним из направлений которой должно стать развитие микрофинансирования в России. Обеспечение финансовыми услугами широких слоев населения, малого и среднего бизнеса, их кредитная поддержка невозможна без деятельности микрофинансовых организаций. В этой связи необходимо принятие комплекса мероприятий по формированию и развитию системы микрофинансирования в России.
Ключевые слова: микрофинансирование, микрофинансовые организации, микрокредитование, кредитные кооперативы, гарантийные фонды.
Микрофинансирование представляет собой оказание финансовых услуг, таких как займы, депозиты, услуги микролизинга и других, субъектам малого предпринимательства и широким слоям населения. Во всем мире это инструмент, обеспечивающий доступ к финансовым услугам, и в первую очередь к кредитованию предприятий малого бизнеса и необеспеченных слоев населения.
Микрофинансирование выделяется следующими особенностями:
- целевая аудитория - мелкие и малые предприниматели, а также необеспеченные слои населения;
- малые размеры займов (в разных странах под микрокредитами понимают займы в размере от 500 до 10 000 тыс. долл. США);
- короткие сроки кредитования;
- гибкие подходы к обеспечению возвратности займов;
- сравнительно высокие процентные ставки по кредитам1.
© Осиповская А.В., 2011 182
Микрофинансирование выполняет экономические и социальные функции, поскольку микрофинансирование по своей сути - это не только бизнес, но и инструмент финансирования функционирующий на стыке социального развития и коммерческой деятельности и призванный решать социальные и экономические задачи.
Социальные функции:
- инструмент сокращения бедности;
- стимулирование предпринимательской инициативы;
- механизм, способствующий декриминализации бизнеса, сокращению неформального финансового сектора и, как следствие, повышению прозрачности деятельности заемщиков.
Экономические функции:
- повышение финансовой устойчивости мелкого бизнеса, расширение сектора малого предпринимательства;
- повышение ассортимента и качества финансовых услуг, общее улучшение деятельности финансовой системы в стране;
- формирование кредитной истории у мелких заемщиков -повышение вероятности получения кредитов в банках;
- микрофинансирование - самостоятельный вид экономической деятельности, который может приносить доход и формировать рабочие места2.
Отличительной чертой микрокредитов являются относительно короткие сроки кредитования и высокие процентные ставки по кредитам. Сравнительно высокие процентные ставки по микрокредитам компенсируются таким немаловажным фактором, как упрощенные процедуры получения займов, что делает микрозаймы привлекательными для малого предпринимательства. Это проявляется в сравнительно небольших издержках, связанных со сбором необходимых для получения кредита документов и более гибком подходе микрофинансовых организаций к вопросу обеспечения кредитов (в сравнении с банками).
Микрокредитование существенно отличается от банковского кредитования и характеризуется следующими принципами: 1) «банк идет к клиенту, а не клиент к банку»; 2) поддержка бизнес-инициативы потенциального заемщика на основе оценки существующих у него способностей и навыков; 3) приоритет личностных и деловых качеств заемщика над бизнес-планом и/или обеспечением; 4) начало оказания финансовой поддержки с небольших сумм, сопоставимых с масштабами собственных вложений заемщика; 5) последовательный рост размера микрокредита по мере роста бизнеса заемщика и, как следствие, ориентация последнего на долгосрочное сотрудничество с МФИ; 6) относительно частая периодичность выплат по займу небольшими долями, равномерно распре-
деляющими долговую нагрузку; 7) делегирование значительной части риска за первичный отбор новых заемщиков на группы солидарной ответственности (в случае модели группового кредитования) и, наконец, 8) готовность к гибкому реагированию на изменение рыночных условий3.
Обеспечение кредитными ресурсами малого и среднего бизнеса одна из самых важных задач. Недоступность банковских кредитов для предприятий малого бизнеса (особенно на начальной стадии развития) делает микрофинансирование фактически одним из единственно возможных источников заемных средств, учитывая упрощенную процедуру кредитования.
По данным Минфина, в начале 2008 г. в стране было зарегистрировано около 4,5 тыс. кредитных потребительских кооперативов граждан, более 1,8 тыс. сельскохозяйственных кредитных кооперативов и 300 государственных муниципальных фондов поддержки предпринимательства, почти 6,6 тыс. организаций, нацеленных на выдачу небольших займов начинающим бизнесменам.
Согласно результатам мониторинга Российского микрофинансового центра, на 1 января 2009 г. реально работающих микрофинансовых учреждений насчитывалось чуть менее 2 тыс., а обслуживали они почти 700 тыс. клиентов. При этом около 70% рынка микрозаймов контролируется 150 крупнейшими организациями. Все остальные очень небольшие - многие кредитные кооперативы существуют в масштабах отдельно взятого провинциального населенного пункта и насчитывают 30-40 пайщиков и заемщиков4.
Спрос на микрокредиты в России составляет не менее 250 млрд руб. При этом 80% рынка микрофинансирования сконцентрировано в 25 российских регионах. По данным экспертов, с 2003 по 2008 г. рынок предложения микрофинансовых услуг вырос в девять раз (с 3 млрд до 25 млрд руб.). Таким образом, объем рынка удваивался практически каждые полтора года. Однако в масштабах всей страны, эти показатели очень малы, так как спрос превышает предложение в 10 раз5.
Необходимо принятие комплекса мероприятий по формированию и развитию системы микрофинансирования в России.
В связи с этим представляет интерес зарубежный опыт. Одним из первых успешных микрофинансовых институтов, является Гра-мин- банк. Он был основан Мухаммедом Юнусом в Бангладеш в 1983 г. Грамин-банк - это сочетание классического банка и кредитного кооператива.
Начав с предоставления первого микрокредита в сумме 27 долл., сегодня Грамин-банк управляет активным портфелем микрокредитов на общую сумму 3,5 млрд долл., обслуживая 4,6 млн клиентов-
предпринимателей. Банк имеет около 7,5 млн акционеров из числа бывших и действующих заемщиков (так как каждый из них получает право на приобретение акций). У банка 2,7 тыс. филиалов по всей территории страны. Уровень риска кредитного портфеля на 31 января 2009 г. составлял всего 3,5%.
Опыт Грамин-банка и других ведущих институтов микрофинансирования подтверждает, что микрофинансирование, в дополнение к успешному решению экономических задач (предоставления финансовых услуг населению и бизнесу), также способно выполнять важные общественные функции. Клиенты Грамина, успешно реализующие предпринимательскую деятельность, получают доступ к дешевым займам на обучение детей, приобретение или строительство домов и т. д., что также способствует достижению социальных целей.
Главная из этих целей - переход из категории «бедное население» в более обеспеченную социальную группу - выявляется напрямую благодаря системе оценки эффективности филиалов банка, а не по косвенным признакам. Каждый филиал Грамин-банка может иметь рейтинг, присуждаемый головным офисом, от одной до пяти звезд. Высший рейтинг присваивается только филиалу, все клиенты которого вышли из категории «бедное население» за счет реализации предпринимательской инициативы6.
Представляет интерес и опыт Бразилии. Бразилия и Россия похожи по многим макроэкономическим условиям и, соответственно, возникающим проблемам. Часть из них успешно решается, в том числе благодаря мерам по государственному стимулированию микрофинансирования.
К существенным особенностям банковской системы Бразилии относятся сравнительно небольшое число банков и невысокая средняя плотность их филиалов на территории страны при довольно большой численности населения. В течение многих лет в Бразилии работает всего около 110 банков на 180 миллионов человек (в России более 1 100 банков на 140 миллионов человек).
Для повышения доступности финансовых услуг для населения и ликвидации диспропорций регионального развития была разработана программа развития микрофинансирования.
На микрофинансовом рынке Бразилии действует несколько видов участников - кредитные кооперативы, некоммерческие микрофинансовые организации и банки. То есть структура рынка похожа на формирующуюся в России, но уровень регулирования микрофинансирования полнее и тщательнее проработан.
Основные черты регулирования микрофинансовой деятельности в Бразилии.
1. Деятельность кредитных кооперативов, которые представляют двухуровневую систему, объединенную в несколько федераций, регулирует Центральный банк. Он же осуществляет надзор за соблюдением данными кооперативами установленных требований. При этом часть надзорных полномочий передается федерациям, выполняющим таким образом функцию агентов делегированного надзора. Благодаря продуманной системе регулирования в Бразилии всего 1 500 кредитных кооперативов, которые обслуживают более 7 млн чел. (в России около 5 500 кредитных кооперативов, число их пайщиков - менее 1 млн). Кредитные кооперативы распоряжаются денежными средствами пайщиков на сумму около 15 млрд долл. США (в России - около 700 млн долл.) и выдали в 2008 г. более 5 млн микрозаймов (в России - около 600 тыс.). Кредитные кооперативы второго уровня аккумулируют временно свободные средства кооперативов первого уровня и распределяют их между ними, обеспечивая реализацию функции центральной кассы.
2. Деятельность банков регулируется рядом федеральных законов. Надзор осуществляет Центральный банк Бразилии. Причем банки и кредитные кооперативы относятся к ведению разных его департаментов, поскольку принципы кредитной кооперации существенно отличаются от принципов организации коммерческих банков.
В Бразилии существует специфическая банковская норма регулирования, направленная на развитие микрофинансирования. С 2008 г. действует норматив, стимулирующий банки направлять на микрокредитование 2 % от своих активов. При этом банки могут выбирать, выдавать микрокредиты напрямую (в том числе и через агентов) или выдать оптовый кредит микрофинансовой организации (кредитному кооперативу). Данная норма призвана повысить мотивацию банков к реализации микрокредитных программ и тем самым стимулировать ускоренный рост малого и микробизнеса.
3. Для некоммерческих и коммерческих микрофинансовых организаций, не привлекающих депозиты населения, отсутствует специальное регулирование. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом и общим регулированием юридических лиц за счет различных источников финансирования, в числе которых - гранты, пожертвования, бюджетные ресурсы и банковские кредиты.
4. Государственная бюджетная поддержка микрофинансирования осуществляется по двум программам: одна реализуется Министерством труда и занятости, вторая кредитная программа - Бразильским банком развития (BNDES). В частности, в рамках первой
программы различные виды институтов, осуществляющих микрокредитование малого бизнеса, могут получить бюджетную поддержку в виде грантов для пополнения портфеля займов, а также для целей институционального развития (например, подготовки кадров). Для этого они должны аккредитоваться при министерстве.
Эффективность расходования бюджетных средств оценивается по количеству созданных и поддержанных микрофинансовыми институтами (далее - МФИ) рабочих мест и уровню возвратности микрозаймов. От достигнутой эффективности зависит дальнейший доступ МФИ к средствам программы, взамен они предоставляют отчетность о своей деятельности и участвуют в различных программах мониторинга. На начало 2009 г. насчитывалось около 180 аккредитованных МФИ, государственная поддержка микрофинансирования по линии программ министерства за 2008 г. составила порядка 400 млн долл. США7.
В настоящее время в России услуги микрофинансирования предоставляют различные организации: кредитные кооперативы, сельскохозяйственные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства, коммерческие микрофинансовые организации, банки. Для эффективного функционирования системы микрофинансирования необходимо существование и развитие деятельности всех участников. Опыт Бразилии и других стран БРИК показывает, что эффективной является развитие агентской модели - привлечение банками в качестве агентов микрофинансовых организаций.
Важным элементом системы является правовое регулирование. Пробелы в законодательстве и неоднородность регулирования деятельности микрофинансовых организаций является одной из проблем, тормозящих развитие микрофинансирования в России. Принятие закона о микрофинансовых организациях будет важным шагом в ее решении. Актуальным является вопрос о государственном регулировании деятельности микрофинансовых организаций. Здесь представляет интерес опыт зарубежных стран, например, организация регулирования в Бразилии, где деятельность микрофинансовых организаций, не привлекающих средства населения, регулируется общегражданским законодательством.
Помимо совершенствования законодательства для формирования системы микрофинансирования необходимо также:
- создание и активизация деятельности саморегулируемых организаций;
- активизация взаимодействия микрофинансовых организаций с коммерческими банками и фондами поддержки малого предпринимательства в целях расширения доступа к финансовым ресурсам;
- развитие и стандартизация технологий микрокредитования;
- развитие инфраструктуры, включая такие институты, как рейтинговые агентства, аудиторские компании, обучающие и консалтинговые организации и т. д.
Деятельность саморегулируемых организаций должна способствовать не только разработке правил и стандартов деятельности микрофинансовых организаций, но и защите интересов кредиторов и вкладчиков.
В современных условиях существует ряд объективных и субъективных барьеров, ограничивающих возможности микрофинансовых организаций по доступу к банковским кредитным ресурсам и развитию многосторонних взаимовыгодных отношений.
И в такой ситуации значительно упростить доступ к банковскому финансированию может институт гарантий. Использование поручительства или гарантирования обязательств микрофинансовых организаций способствует развитию их взаимоотношений с банками, снижает риск кредитования микрофинансовых организаций.
В схеме гарантирования гарант предоставляет за соответствующую плату безвозвратное обязательство оплатить в срок долг (или часть долга) микрофинансовой организации, если последняя не в состоянии сделать это самостоятельно, что снижает риск банка-кредитора.
Посредническая гарантия повышает стоимость кредита для микрофинансовых организаций, а также увеличивает время на оформление, однако при отсутствии ликвидного обеспечения ее использование - одна из реальных возможностей получить кредит.
В результате реализации гарантийных механизмов предполагается, что существенно расширяется доступ микрофинансовых орагнизаций к финансовым ресурсам, а следовательно и их возможности в кредитовании субъектов малого предпринимательства. Кроме того, клиенты получают субсидирование части затрат по уплате процентов.
Гарантийный фонд как финансовая структура подтвердил свою жизнеспособность в 85 странах.
Гарантийные фонды могут быть как государственными, так и частными и организовываться на нескольких уровнях: федеральном, региональном и местном.
В Российской Федерации активно работают около 50 гарантийных фондов: в Свердловской области, Удмуртии, Ленинградской области, Москве, Якутске, Иванове, Ростове и других регионах. Деятельность по созданию фондов в нашей стране в последнее время активизировалась.
Еще одно возможное направление - создание банками специализированных дочерних микрофинансовых организаций. И такие примеры уже есть. Московским центром развития предпринимательства совместно с банком ВТБ 24 было создано агентство «Микрофинанс».
Таким образом, активизация работы и принятие мер по всем указанным направлениям будет способствовать формированию и успешному функционированию в России системы микрофинансирования.
Примечания
1 Помощь бизнесу - Микрофинансирование [Электронный ресурс] // Официаль-
ный сайт компании «Bishelp. Помощь бизнесу». [М., 2010]. URL: http:// www.bishelp.ru/search/index.php (дата обращения: 15.09.2010).
2 Там же.
3 Мамута М.В. Микрофинансирование: новые возможности финансово-кредитной
системы // Банковское дело. 2009. № 4. С. 97.
4 Максименко О. Большие заботы о малых деньгах // Финансы. 2009. № 20-21
[Электронная база данных Integrum].
5 Помощь бизнесу - Микрофинансирование [Электронный ресурс] // Официаль-
ный сайт компании «Bishelp. Помощь бизнесу». [М., 2010]. URL: http:// www.bishelp.ru/svoe_delo/fin/startkapital.php (дата обращения: 20.02.2010).
6 Мамута М.В. Указ. соч. С. 97.
7 Богданова С. Развитие микрофинансирования: что Россия может взять из опыта
Бразилии // Банковское дело. 2009. № 10. С. 88-89.