СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru
БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ANchief@mail.ru
АЛЕКСАНДРОВА Наталия Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Рос-сийскогоуниверситета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: natalia50196@mail.ru
SILVESTROVA, Tamara Yakovlevna - Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru
BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ANchief@mail.ru
ALEKSANDROVA, Natalia Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: natalia50196@mail.ru
УДК 334.732.2
СТАНОВЛЕНИЕ РЫНКА МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
В.М. Старостин
Посвящено истории становления и современного состояния рынка микрофинансирования в России. Охарактеризованы периоды развития российского микрофинансового сектора. Изучена структура микрофинансового сегмента.
Ключевые слова: микрофинансирование; микрофинансовая организация; кредитный кооператив; микрозаймы; сбережения; финансовые институты; рынок.
V.M. Starostin. DEVELOPMENT OF MICRO FINANCE MARKETIN THE RUSSIAN ECONOMY
The article is devoted to the history and current state of the microfinance market in Russia. Characterized by periods of development of the Russian Microfinance Sector. The structure of the microfinance segment.
Keywords: microfinance; MFI; credit cooperative; microloans; savings; financial institutions; market.
Сегодня рынок микрофинансирования по темпам своего развития значительно опережает другие секторы финансового рынка. Такая динамика и само появление современного микрофинансирования как института в 70-90-е гг. ХХ в. экономически обусловлено, с одной стороны, нарастающей конкуренцией в зоне финансового обслуживания более обеспеченных групп клиентов, с другой - совершенствованием методологии розничного финансирования. Большую роль в становлении микрофинансирования также сыграло формирование новых глобальных приоритетов на уровне ООН и других наднациональных институтов, для ко-
торых снижение уровня бедности стало одной из главных задач.
Положительно повлияли на рынок микрофинансирования введение государственного регулирования и формирование нормативной базы в связи с принятием федеральных законов «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Как пишет М.В. Мамута, «микрофинансирование во многом «перевернуло» парадигму мышления финансистов и банкиров - причем основным рычагом здесь выступил даже не экономический, а скорее психологический
фактор. Руководителям банков было тяжело согласиться с возможностью успешного кредитования малообеспеченных и просто бедных людей, поскольку эта модель шла вразрез с классическим кредитным подходом, заложенным еще в римском праве и определяемым формулой «верю не лицу, но вещи», а какой залог есть у бедняка? Микрокредитование же в качестве базового использует его смысловой антипод - «верю не вещи, но лицу». Но постепенно эта идея стала обретать популярность, поскольку стало очевидно, что предоставление маленьких финансовых услуг громадному по объему массиву малообеспеченных клиентов не менее, а может быть даже и более выгодно и перспективно, чем работа с более обеспеченным, но и более узким сегментом» [6].
Основными факторами, способствовавшими появлению и развитию микрофинансирования, стали следующие:
• формирование идеологии микрокредитования;
• формирование технологии микрофинансирования;
• появление положительных примеров микрофинансирования.
Одним из наиболее известных и успешных примеров считается опыт Нобелевского лауреата премии Мира профессора Мухам-мада Юнуса, который после провозглашения независимости Бангладеш в 1972 г вернулся в страну из США, где преподавал экономику, чтобы помочь родному государству. Он приехал в страну, являющуюся беднейшей в мире за пределами Африки. Идея М. Юнуса, как и идея микрокредитования вообще, была проста - небогатым людям можно помочь повысить уровень жизни, предоставив им возможность генерировать доходы за счет предпринимательской деятельности. Для этого нужен доступ к рабочему капиталу - его собственно и предоставляет микрофинансирование, включая, в том числе, и стадию «стартап». А в качестве одного из источников для выдачи микрокредитов можно использовать сбережения того же населения и микробизнеса, выведенные из денежного оборота, тем самым помогая людям не только зарабатывать, но и получать дополнительный доход на вклады.
Опыт Грамин-Банка (Бангладеш), который по своей сути является сочетанием банка и кредитного кооператива, выявил один важный момент: для достижения рентабельности микрофинансовых программ должны применяться упрощенные, отличные от классической банковской практики принципы финансового регулирования и надзора. Издержки надзора
составляют значительную долю в общих затратах кредитного института. Соответственно, для эффективной выдачи небольших займов их доля должна быть заметно снижена. Чем она ниже - тем меньшие по размеру кредиты может рентабельно выдавать финансовый институт и тем большее количество мелких клиентов в состоянии получить кредиты. Поэтому специализированные микрофинансовые организации, регулируемые по особым правилам, оказываются более успешными на микрофинансовом рынке, чем классические банки, обремененные требованиями резервирования и оценки формальной кредитоспособности. При этом если банковский регулятор устанавливает особые требования к надзору за микрокредитными операциями банков, не требуя создания больших резервов, то в этих условиях банки становятся настолько же успешными, как и небанковские микрофинансовые институты.
В этот же период времени аналогичные попытки предпринимались и в других странах, особенно в Латинской Америке и в Африке. В 1972 г. Общество международного развития кооперативной группы «Дежардэн» (ОМР Дежардэн) отправило своего советника для оказания помощи в создании кредитных кооперативов в Верхней Вольте. В 1979 г. ОМР Дежардэн подписало соглашение об оказании помощи с Фондом образования Латиноамериканской конфедерации кредитно-сберегатель-ных кооперативов (FECOLAC), которая имела представительства в Боливии, Колумбии, Коста-Рике, Гондурасе, Панаме и Парагвае.
В период с 1985 по 1995 г. в мире началось бурное распространение микрокредитования. С этого момента микрофинансирование превратилось в стратегию экономического развития, адаптированную к условиям развивающихся стран [8].
В соответствии с классическим определением, используемым ООН, под термином «микрофинансирование» подразумевается: предоставление субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их услуг, направленных с точки зрения макроэкономического эффекта на сглаживание социального неравенства в обществе, развитие частного предпринимательства, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости [9].
Р.Г. Янбых дает, на наш взгляд, более точное определение: «микрофинансовая организация, - пишет она, - это институт предоставления субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный
доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их социальных услуг (в том числе обучения и консультирования), направленных с точки зрения макроэкономического эффекта на сглаживание социальной напряженности в обществе, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости, развитие предпринимательства» [11].
Определение микрофинансовой деятельности приводит Р.Б. Гриб, когда под микрофинансированием он понимает «специфические финансово-кредитные отношения между финансовыми организациями и «малыми формами хозяйствования» в условиях территориальной близости и личного контакта по поводу аккумуляции финансовых ресурсов и их упрощенному предоставлению на принципах: платности, краткосрочности, возвратности, доверия и целевого использования на развитие хозяйства» [5].
Содержание микрофинансовых технологий сводится к тому, чтобы сделать для кредитора экономически оправданным предоставление необходимого спектра финансовых услуг малообеспеченному населению и микробизнесу. Традиционные технологии кредитования не позволяют масштабно работать с данными категориями клиентов. В этом состоит и прин-
ципиальное отличие микрофинансирования от ростовщичества, так как задача последнего - закрепление зависимости заемщика за счет изъятия получаемого дохода практически в полном объеме.
Сектор микрофинансирования в зависимости от институциональной принадлежности может быть поделен на два обособленных подсектора: государственный и частный. Каждый подсектор в зависимости от цели деятельности подразделен еще на два подсектора: коммерческие и некоммерческие организации.
А.В. Абышева сделала попытку систематизации микрофинансового сектора России [1]. Схема, предложенная ею, представлена на рисунке.
М.В. Мамута дополняет приведенную схему, указывая в качестве участников микрофинансового рынка в части кооперативных организации потребительские (не кредитные) кооперативы и потребительские общества [7].
Сегодня существуют три модели развития микрофинансирования в отдельно взятой стране:
• американская,
• немецкая,
• смешанная (Бангладеш, Бразилия) [10].
В основе такого деления лежит мотив, который определяет взаимодействие микрофинан-
Структура микрофинансового сегмента в России
сового института и его заемщика. В Бангладеш и других развивающихся странах главным мотивом микрокредита является выход из нищеты. В США и других развитых странах мотивом является стремление государства обеспечить рабочими местами безработных граждан.
Американская модель основана на развитии малого бизнеса посредством поддержки государственных структур напрямую. В США это Администрация малого бизнеса США (U.S. Small Business Administration (SBA) - независимое федеральное агентство правительства США, созданное в соответствии с Законом о малом бизнесе в 1953 г Немецкая модель основывается на взаимодействии государственного банка с частными финансовыми институтами. При этом функции распространителя федеральных денег лежат на Банке развития KFW. Смешанная модель реализована банком «Гра-мин» в Бангладеш.
При становлении рынка микрофинансирования в России была взята за основу американская модель. В 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который установил прямое воздействие государства на микрофинансовый сектор через Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 2000 г. комитет был расформирован в связи с его недостаточной эффективностью, а его функции были переданы антимонопольной службе. Указанный выше Закон и деятельность комитета вызвали к жизни многочисленные бюджетные и частные фонды поддержки малого предпринимательства, которые сегодня осуществляют микрофинансовую деятельность. Вместе с тем в России реализуется и немецкая модель развития микрофинансового сектора, которая представлена схемой взаимодействия ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк») с микрофинансовыми институтами. ОАО «МСП Банк» (ранее назывался «Российский банк развития» (ОАО «РосБР») был учрежден в 1999 г. В соответствии с Федеральным законом «О банке развития» от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ и распоряжением Правительства Российской Федерации «О внесении акций в уставный капитал Внешэкономбанка» от 7 декабря 2007 года № 1766-р 100% акций банка принадлежат Внешэкономбанку.
Развитие микрофинансового сектора в России можно разделить на три периода.
Первый период (1998-2000) - динамика функционирования рынка микрофинансирования, как числа организаций, объема выдаваемых
средств, так и изменения размеров клиентской базы, имела четко выраженную положительную тенденцию. Микрокредитование как инструмент финансовой политики все больше распространялся в России, демонстрируя предпринимателям свою эффективность при решении финансовых проблем и выступая достаточно рентабельным видом деятельности для организаций, работающих в этой отрасли [2].
Несмотря на достаточно высокие показатели в развитии, высокий уровень возвратности, российские микрофинансовые институты (МФИ) в этот период испытывали острый дефицит в средствах для формирования кредитного портфеля. Отчасти это обусловлено малым сроком функционирования большинства МФИ, у которых не было достаточно времени для выхода на уровень самофинансирования. Для стимулирования развития микрокредитования главной задачей становится разработка системы стимулов и дотаций для начинающих микрофинансовых институтов.
Второй период (2001-2007) - рынок микрофинансирования оформился институционально. Если в первый период микрофинансовые институты были представлены кредитными кооперативами и международными программами, а впоследствии активизировались региональные и муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, то затем на этом рынке стали успешно функционировать рыночные институты, созданные в различных организационно-правовых формах. То обстоятельство, что снизилась доля микрофинансовых институтов, финансируемых международными программами, а их место заняли успешные частные МФИ, является прямым доказательством стабильности, жизнеспособности, востребованности и высокого потенциала развития этого сектора финансовых услуг.
В это время рынок микрофинансирования пополнился новыми МФИ, созданными из классических микрофинансовых институтов, получившие лицензию кредитной организации: ЗАО НДКО «Женская микрофинансовая сеть» и ЗАО «Фора-Оппортюнити Русский Банк». Расширились виды микрофинансовых услуг. Если на этапе становления микрофинансирование было направлено исключительно на обеспечение финансовых потребностей малых предпринимателей, то постепенно произошел рост объемов потребительского кредитования, а также повышение привлекательности сберегательных программ. При этом микрофинансирование не перестает быть инструментом поддержки малого бизнеса, а также существенно расширяет параметры социальной отдачи,
способствуя не только развитию бизнеса, но и повышению уровня жизни и семейного благосостояния своих контрагентов.
Несмотря на общее увеличение объемов операций, все микрофинансовые институты демонстрировали высокое качество кредитного портфеля: не менее половины всех МФИ характеризовалось менее чем 5% уровнем задолженности и операционной окупаемости, которая в среднем составляла 112%.
В отличие от предыдущих периодов, на конец 2007 г. доминирующая доля дебиторской задолженности МФИ - 56%, была сформирована за счет потребительских займов. Основная доля потребительских займов сформирована кредитными потребительскими кооперативами и кредитными потребительскими кооперативами граждан - 68% и 72% соответственно. Частные МФИ также увеличили объемы потребительского кредитования - с 4% в 2005 г. до 36% в 2007 г. Несмотря на увеличение долгосрочной части дебиторской задолженности со сроком погашения более 1 года (с 12% в 2003 г. до 28% в 2007 г.), 72% дебиторской задолженности размещено в краткосрочных займах, что обеспечивало хорошие показатели ликвидности МФИ. Процентная ставка по займам колебалась в среднем по всем МФИ от 22% до 41% годовых (минимальное значение -12%, максимальное - 51% годовых). Это выше, чем в банках, где средневзвешенные процентные ставки по кредитам для физических лиц колебались в 2007 г. на уровне 14,7% -15,7%, и 10,8% - 12,2% для юридических лиц [3].
Третий период (2008-2013) - начал создаваться реестр микрофинансовых институтов: отдельно по кредитным кооперативам, отдельно по микрофинансовым организациям.
С осени 2011 г. заметна тенденция к вхождению в государственный реестр МФО компаний, специализирующихся на предоставлении небольших по объему краткосрочных займов со сверхвысокими процентными ставками (в международной классификации «Pay Day Loans», или PDL, - «займы до зарплаты»), а также, в некоторых случаях, создание таких организаций под видом кредитных кооперативов. Следует отметить, что их появление не является следствием принятия законодательства о микрофинансировании.
В этот период структура рынка микрофинансирования по функциональному назначению выглядела следующим образом:
- 50% - микрозаймы микро- и малому бизнесу;
- 35% - потребительские микрозаймы;
- 15% - «займы до зарплаты».
По оценкам аналитиков, размер рынка микрофинансирования в России уже к началу 2012 г. превысил 33 млрд руб. (включая микрофинансовые организации и кредитные кооперативы). Важнейшим событием в 2013 году явилось наделение Банка России функцией госрегулирования рынка микрофинансирования. На последнюю учетную дату в государственный реестр микрофинансовых организаций, ведущийся Банком России, включены 4095 организаций, в государственный реестр кредитных кооперативов - 3583 кооператива [12].
Вместе с тем остаются существенные проблемы в развитии рынка микрофинансирования. Имеет место низкая капитализация микрорфинансовых институтов, отсутствуют механизмы их солидарной ответственности, не полностью отработаны схемы мониторинга их финансового состояния. Остается крайне неравномерным территориальное развитие рынка микрофинансирования. Например, по количеству кредитных кооперативов лидирует Приволжский федеральный округ - 501 кооператив, что составляет почти треть от общего количества кредитных кооперативов. В то же время в 26 субъектах России не имеется ни одного кооператива либо их количество не превышает пяти [4]. Не полностью решены вопросы в области законодательства, например, в части саморегулирования деятельности микрофинансовых организаций.
На наш взгляд, низка активность микрофинансовых институтов в части пропаганды своей деятельности.
Однако объективное состояние рынка микрофинансирования позволяет считать, что в ближайшее время произойдет его положительное качественное изменение.
Список литературы
1. Абышева А.В. Финансовое обеспечение малого предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009. 20 с.
2. Анализ развития микрофинансирования в России в 1998-2000 гг. URL: http://www.smb.ru/ analitics.html?id=mf.
3. Бюллетень банковской статистики. Центральный Банк Российской Федерации. 2008. №10 (185).
4. Волохонский Ю. Нас не догонят!? Подводим предварительные итоги развития российской кредитной кооперации в 2013 году // Журнал «Микроfinance+». 2014. № 1. С. 42-46.
5. Гриб Р.Б. Развитие сектора микрофинансирования в Российской Федерации: автореф. дис... канд. экон. наук. Волгоград, 2008. 27 с.
6. МамутаМ.В. Микрофинансирование: вчера, сегодня... завтра? // Журнал «Микроfinance+».
2009. №4. С. 4.
7. Мамута М.В. Формирование рынка небанковских микрофинансовых услуг в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.,
2010. 25 с.
8. Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Влияние мирового экономического кризиса на условия финансирования малого бизнеса в России // Финансы и кредит.2010. № 7. С. 9.
9. Панаедова Г.И. К вопросу о формировании на российском рынке системы микрофинансирования // Финансы и кредит. 2009. № 15. С. 3.
10. Тонян О.Э. Микрокредитование как фактор развития малого бизнеса в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. 18 с.
11. Янбых Р.Г. Экономические и организационные условия формирования системы сельскохозяйственной кредитной кооперации: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012. С. 13.
12. URL: http://www.cbr.ru/sbrfr.
СТАРОСТИН Валерий Михайлович - кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой денежного обращения, учета и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: starostinvm@mail.ru
STAROSTIN, Valerij Mikhailovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of the Money, Accounting and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: starostinvm@mail.ru
УДК 331
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ
А.Ю. Туголукова
Охарактеризованы модели управленческих решений. Рассмотрен временной фактор для деятельности руководящего управленческого состава. Изучены методики, используемые менеджерами для принятия эффективных решений: систематический мониторинг, моментальная обработка и анализ информации; учет заключений независимых экспертов в рамках функционирования «мозговых центров»; предъявление повышенных требований к уровню квалификации менеджеров высшего управленческого звена.
Ключевые слова: управление; персонал; методика; учет; менеджер; управленец; фактор.
A.Yu. Tugolukova. IMPROVING THE EFFICIENCY OF STAFF
Characterized model of managerial decisions. Considered the time factor for the activity of senior management. Studied the techniques used by managers to make effective decisions: systematic monitoring, instant processing and analysis; account the conclusions of independent experts in the framework of «think tanks»; presentation of the increased requirements for skill level managers of senior management.
Keywords: management; staff; technique; accounting; manager; manager; factor.
В эффективности управления появляются новые задачи, которые предъявляют качественно иные требования к управленческому персоналу на всех уровнях. Если обобщить практику управления, то можно увидеть новые пути решения задач. Новые решения управленческих задач в быстро меняющихся условиях основываются на взаимодействии двух базовых факторов, это: объем информации и число рассматриваемых альтернатив.
Существует несколько вариантов, или моделей управленческих решений, и общим для всех моделей выступает ситуационный подход,
применение которого имеет вероятностный характер, обусловленный двумя основными факторами - соглашением целей и техническим обеспечением принимаемых решений. Формы управленческих решений могут быть различными, а общим результатом выступит системный подход, который соединяет альтернативы с использованием информации.
Как показала практика управления, эффективность управленческих решений реализовы-валась в следующих пяти вариантах [3]:
1. Первый вариант показывает, что подход к решению управленческих задач с позиций на-