3. Казьмина И.В., Смольянинова И.В., Щеголева Т.В. Содержание и особенности корпоративного финансового планирования // Символ науки. 2016. № 4-1. С. 83-84.
4. Самедова Э.Р. Выбор эффективной организационной структуры управления предприятиями малого бизнеса // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 4. С. 13-16.
5. Щеголева Т.В., Казьмина И.В., Смольянинова И.В. Методы организации материальных потоков в производстве наукоемкой продукции // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2016. С. 205-208.
Кубанычбекова У.К.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына
Ключевые слова: история, развитие, современная банковская система.
Аннотация: В статье отражена история становления и развития современной банковской системы Кыргызской Республики со времени приобретения суверенитета до настоящего времени.
Keywords: history, development, modern banking system.
Abstract: The article reflects the history of establishment and development of the Kyrgyz Republic's modern banking system since obtaining sovereignty before our days.
Кыргызская Республика с момента провозглашения независимости начала проводить политику по переходу к рыночным отношениям через экономические преобразования, которые коснулись и банковской системы. Кроме этого правительство Кыргызской Республики начало активно вести переговоры с различными международными финансовыми организациями и центральными банками зарубежных государств по вопросам участия республики в различных интеграционных союзах, что отразилось на развитии банковской системы страны.
Приобретя статус независимого государства, был принят первый закон в области банковского регулирования Закон «О государственном банке Республики Кыргызстан» 27 июня 1991 года, на основе которого был создан Государственный банк Республики Кыргызстан,
получивший функции единственного регулятора денежно-кредитной политики и валютной политики страны, а также функции по эмиссии денежных знаков и надзору за коммерческими банками. 6 марта 1992 года Государственный банк Республики Кыргызстан был преобразован в Национальный банк Республики Кыргызстан, закрепил за ним этот статус Закон «О Национальном банке Республики Кыргызстан».
Как известно все республики бывшего СССР были взаимосвязаны, так сырье добывалось в одной республике, а перерабатывалась или производилась продукция в другой. Поэтому вся экономическая система СССР строилась на взаимосвязи ее элементов. После распада СССР экономическая ситуация в сырьезависимых республиках сильно ухудшилась, повысились темпы инфляции, так, например, в Кыргызской Республике резко повысились цены на импортные энергоносители. Кроме этого бюджет республик постоянно пополнялся из центрального бюджета страны, так после распада ухудшилась не только макроэкономическая ситуация, но и бюджетная. Кыргызская Республика как малое государство не могло провести программу макроэкономической перестройки и осуществлять финансовую политику по снижению темпов инфляции, стабилизировать цены и провести демократические реформы. Ввиду всех вышесказанных причин существовала острая необходимость в введении собственной национальной валюты.
Так, одной из первых стран Кыргызская Республика 3 мая 1993 года ввела национальную валюту постановлением "О введении национальной валюты". 10 мая 1993 года российские рубли начали обменивать на национальную валюту по курсу 1 сом к 200 рублям, а с 14 мая этого же года сом стал официальной национальной валютой страны и единственным платежным средством.
В 1991-1992 годах активно продолжали открываться новые коммерческие банки или преобразовываться государственные банки в акционерно-коммерческие (АКБ «Кыргызстан», АК
«Кыргызпромстройбанк» и АК «Агропромбанк»).
Для преобразования и реконструкции банковской системы Национальный банк подписал соглашения с международными финансовыми институтами о предоставлении технической помощи для того, чтобы дать возможность коммерческим банкам перейти на международные стандарты осуществления банковских операций. В частности, был создан пилотный проект совместно с консультантами Barentsgroup (США), в котором участвовали АКБ «Кыргызстан», АКБ «Ориент» и АКБ «КыргызКРАМДСбанк». Благодаря успешности
этого проекта большинство банков переходят на международный план ведения бухгалтерских счетов в 1996 году.
С июня 1992 года Кыргызская Республика становится членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), оказывающего помощь в проведении структурных преобразований экономики, а также в поддержке частного и государственного сектора.
В октябре 1995 года было подписано Базельское соглашение, благодаря этому появилась возможность организации системы банковского надзора и перехода коммерческих банков на международные стандарты по определению адекватности капитала.
Национальный банк проводит активную работу по изменению нормативной базы коммерческих банков и образованию Кредитного комитета и Комитета по управлению Ликвидности в 1993-1995 годах. В частности, например, были введены экономические нормативы по адекватности капитала, по размеру кредитов, предоставляемых одному заемщику, по валютной позиции и нормативу об обязательном резервировании депозитов. Кроме этого были утверждены инструкции и положения, регулирующие кредитные операции и создание резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (Р1II1У).
В 1996-1997 годах проводится осуществление Программы реструктуризации финансовой системы Кыргызстана ^1№АС) при поддержке Всемирного банка. Цель программы заключалась в реформе банковской системы - восстановление системы мобилизации и размещения денежных ресурсов. В этой связи проводилась работа по ликвидации двух крупных и неплатежеспособных государственных банкова «Агропромбанк» и «Элбанк».
В 1997 году создается система законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность и осуществляющих банковский надзор. В частности, принимается Закон «О банках и банковской деятельности» и редактируется Закон «О Национальном банке Кыргызской Республики» (были приняты 29 июля 1997 года).
Российский кризис 1998 года спровоцировал девальвацию валют стран - торговых партнеров и усугубил проблемы банковской системы. В основном, проблемы в нашей банковской системе заключались в низком качестве управления коммерческими банками (недостаточный контроль качества кредитного портфеля, неэффективная кредитная политика, несоответствие в процентной политике, низкий уровень уставного капитала, высокие расходы). Поскольку повысились риски в банковской деятельности, а устойчивость банков оказалось под сомнением усилилась роль Национального банка как надзорного
органа, целью которого стало сохранение стабильности банковской системы.
Для предупреждения системного кризиса и повышения устойчивости банковского сектора к возможным внешним и внутренним потрясениям Национальный банк совместно с правительством провел различные мероприятия по реструктуризации неплатежеспособных банков. С этой целью главный банк усовершенствовал нормативную правовую базу коммерческих банков в части применения предупредительных мер по оздоровлению финансового состояния банков, создания банка, оценки соответствия должностных лиц банков минимальным квалификационным требованиям, создания адекватного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков банков и соблюдения банками обязательных резервных требований, классификации кредитов, повышение норматива минимального размера уставного капитала. Так, с 1 января 1999 года минимальное допустимое значение норматива адекватности капитала для суммарного капитала повысилось до 12% (предыдущее значение составляло 8%) и для капитала первого уровня -до 6% с 4%.
В результате мер, принятых Национальным банком, правительством страны и коммерческими банками, системный риск в банковской системе удалось снизить. Но кризис банковского сектора привел к тому, что с 1997 по 2001 годам 13 коммерческих банков прекратили свою деятельность, в том числе такие крупные банки, как АКБ «КыргызКРАМДСбанк», АКБ «Меркюри», АКБ «Максат» и АГБ «Бишкек». Также были отозваны лицензии по причине финансового положения у коммерческих банков «Акыл», «Инсан» в 2001 году, «Курулуш» - в 2002 году.
После кризиса 1998 года банковская система Кыргызской Республики начала постепенно восстанавливаться с 2002 года, ставшим переломным после трехлетней стагнации.
В 2003 году экономика начала активно развиваться, как и банковская система. В этом году в Кыргызской Республике появилась международная система пластиковых карт VISA, эмитируемая казахским банком «Казкоммерц Кыргызстан». Кроме этого было создано первое кредитное бюро «Ишеним», основная цель которого заключается в предоставлении информации о заемщиках (полная кредитная история клиента и его предшествующая история погашений).
К 2005 году было завершено реформирование банковского сектора, начался этап активного продвижения банковского капитала во все сферы экономики.
В марте 2005 года произошла политическая революция. Так политическая нестабильность в стране оказала влияние на всю экономику страны, так она повлекла за собой проблемы в макроэкономике (повысился уровень инфляции, снизились темпы ВВП). Как известно такой фактор, как ожидания клиентов играют немаловажную роль, так в первое время после революции наблюдался отток средств клиентов. Несмотря на политические потрясения ситуация к концу 2005 года стабилизировалась.
В 2006 году начался процесс внедрения принципов исламского финансирования, основная цель которого предоставление населению новых банковских услуг и увеличение притока иностранных инвестиций в страну. Так было принято Положение Национального банка Кыргызской Республики «О реализации исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике» 30 октября 2006 года. В настоящий момент «ЭкоИсламикБанк» является единственным финансовым учреждением в Кыргызской Республике, придерживающийся в своей работе исламских принципов финансирования.
Государство для поддержки и финансирования сельскохозяйственного сектора в 1997 году по проекту МАР «Финансирование села» создает Кыргызскую Сельскохозяйственную Финансовую Корпорацию, которая в 2006 году преобразуется в коммерческий банк «Айыл Банк».
Как известно, любая развитая банковская система должна включать систему защиты депозитов, которая является гарантом доверия населения к коммерческим банкам, что соответственно увеличивает объём банковских депозитов населения. С этой целью 7 мая 2008 года был принят Закон Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)».
Вплоть до 2010 года банковская система страны активно развивалась, наблюдался кредитный бум, создавались новые коммерческие банки и новые элементы банковской системы. Но в 2010 году произошла очередная политическая революция, которая соответственно привела к нестабильности в экономике страны и остановила рост банковской системы, который возобновился лишь в 2011 году.
Одним из главных факторов, остро повлиявших на устойчивость банковской системы оказалось банкротство одного из крупнейших
банков Кыргызстана ОАО «Азия Универсал Банк», который был зарегистрирован 22 августа 1997 года в Кыргызской Республике как дочерняя компания «International Business Bank» (IBB). После революции, 5 августа 2010 года Национальным банком было принято решение об отзыве банковской лицензии у ОАО «Азия Универсал Банк». Банк был признан неплатежеспособным в связи с участием в мошеннических операциях. После проведения международного аудита, оказалось, что банк выводил государственные средства, в том числе средства социального фонда, фонда развития, которые там были размещены. Банк предоставлял фальсифицированные отчеты длительное время. АУБ был реструктурирован путем создания нового банка с передачей части активов и обязательств, к ОАО «Залкар Банк». 24 декабря 2010 года новый банк получил лицензии на право проведения банковских операций в национальной и иностранной валютах.
Кроме «Азия Универсал Банк» были введены режим консервации в трех банках: ОАО «Инвестбанк «Иссык-Куль» с конца 2010 года, ЗАО «Манас Банк» и ОАО «КыргызКредит Банк» с 31 января 2011 года. Причиной введения режима консервации стало возбуждение уголовных дел к сотрудникам и руководителям данных банков за отмывание доходов, полученных преступным путем, коррупцию и участие в преступном сообществе.
В марте 2013 года девальвация тенге привела к падению курса сома вследствие тесных торговых отношений с соседней страной и неконтролируемых обменных операций. В результате чего Национальный банк начал проводить валютные интервенции для регулирования волатильности сома.
90% акций ОАО «Залкар Банк» 3 мая 2013 года были проданы АО «Инвестиционный Торговый Бизнес Холдинг», вследствие этого данный банк был перерегистрирован в ОАО «Российский Инвестиционный Банк».
К концу 2014 года кроме девальвации тенге началось обесценивание рубля, поскольку эти страны основные торговые партнеры Кыргызской Республики, это привело к падению курса сома, для регулирования курса которого Национальный банк продолжает проводить валютные интервенции, что снижает уровень международных резервов.
Микрокредитная компания FINCA, созданная в 1995 году с целью кредитования предпринимателей с низкими доходами, в 2015 году получила банковскую лицензию и была перерегистрирована в ЗАО "ФИНКА Банк".
8 апреля 2015 года создается новый «Инвестиционный банк «Чанг Ан Банк», получивший предварительное разрешение на получение банковских лицензий.
Микрофинансовая компания «Компаньон» 11 января 2016 года получила банковскую лицензию и перерегистрировалась в ЗАО «Компаньон Банк».
На текущий момент в банковской системе Кыргызской Республики действуют 25 коммерческих банков (включая Бишкекский филиал Национального банка Пакистана) и 328 филиалов коммерческих банков.
Список литературы
1. Безуглый Э.А. Банковская инновация как процесс модернизации деятельности банка // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 3. С.26-27
2. Гыязов А.Т., Купуев П.К. Исследование основных направлений развития предпринимательских структур в Кыргызстане // Синергия. 2016. № 1. С. 31-38.
3. Ивлева Н.А., Иголкин С.Л. К задаче выбора инструментов для реализации процедуры кластеризации филиалов банковской сети // Территория науки. 2007. № 2. С. 216-223.
4. Терешев М.А., Аброкова Л.С. Методические основы использования финансовых методов и рычагов в системе финансовой безопасности коммерческих банков // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 3.С. 42-46.
5. Терешев М.А., Зумакулова Ф.С. Зарубежный опыт функционирования рынка кредитных ресурсов // Успехи современной науки. 2015. № 5. С. 62-65
Кузьменко Н.И., Фирсова И.И.
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ
СУБЪЕКТОВ РФ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный педагогический университет
Ключевые слова: стратегирование, регион, планирование развитие региона, валовый внутренний продукт, концепция развития, инвестиции, инвестиции в основной капитал, денежные доходы населения.
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы стратегирования