Научная статья на тему 'Экономика Кыргызской республикив условиях интеграции в еаэс: проблемы финансирования, кредитования и инвестирования'

Экономика Кыргызской республикив условиях интеграции в еаэс: проблемы финансирования, кредитования и инвестирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1129
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕФЕРЕНЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / EURASIAN ECONOMIC UNION / REAL ECONOMY / BANKING SYSTEM / FI NANCIAL POLICY / PREFERENCES / FOREIGN INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токтобекова Майрамкуль Акматбековна

В статье приведены особенности развития национальной экономики и ее финансовой инфраструктуры в условиях интеграции Кыргызской Республики в ЕАЭС. Особенностью экономики Кыргызской Республики по сравнению с государствами членами ЕАЭС является относительно низкий уровень экономического развития и неустойчивая политическая система. Поэтому важным компонентом экономической стратегии ЕАЭС будет создание совместных и национальных производств, что даст принципиально новый импульс развитию экономики. Проблемами финансового рынка национальной экономики являются разные уровни развития финансово-кредитных организаций и инвестиционных компаний стран участниц ЕАЭС, слабый уровень защиты потребителей финансовых услуг, отсутствие общего регулирующего института, механизмов взаимного признания лицензий финансовых организаций. Инвестиционная привлекательность Кыргызстана невысока, и она может улучшиться только после унификации условий для инвестиций в рамках ЕАЭС, где будут гарантированы конкретные механизмы компенсации инвестиций за счет государственной казны в случае беспорядков и революций в странах-участницах. Следовательно, страны участницы ЕАЭС должны создать общий регулирующий институт, который будет проводить единую макроэкономическую, валютную, финансовую политику, развивать единую банковскую систему, где национальные банки и кредитные учреждения будут действовать в рамках единого денежно-кредитного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KYRGYZ ECONOMY IN THE CONTEXT OF EAEC INTEGRATION: THE CHALLENGES OF FINANCING, CREDIT AND INVESTMENT

He paper discusses the development of the national economy and its fi nancial infrastructure in the context of the integration of the Kyrgyz Republic in the EAEC. The economy of the Kyrgyz Republic in comparison with the other member states of the EAEC has a relatively low level of economic development and unstable political system. There-fore, an important component of economic strategy of the EAEC will be the establishment of joint and national busi-nesses which will give a completely new impetus to the development of the economy. Problems of the fi nancial market are caused by different levels of the development of fi nancial and credit institutions and investment fi rms of the member states of the EAEC, weak protection for consumers of fi nancial services, and absence of common regulatory institutions and mechanisms of mutual recognition of fi nancial institutions licenses. Investment attractiveness of Kyrgyzstan is low, and it can improve only after unifying investment conditions in the framework of the EAEC which will provide specifi c mechanisms of investments compensation from the State Treasury in the case of riots and revolutions in the participat-ing countries. Consequently, the member states of the EAEC need to create a common regulatory institution that will pursue common macroeconomic, monetary, and fi nancial policy, and develop a unifi ed banking system where na-tional banks and lending institutions will act in the framework of a common monetary mechanism.

Текст научной работы на тему «Экономика Кыргызской республикив условиях интеграции в еаэс: проблемы финансирования, кредитования и инвестирования»

♦-♦

[email protected] Майрамкуль Акматбековна Токтобекова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры ««Экономика», Академия государственного управления УДК 338(574) при Президенте Кыргызской Республики

ЭКОНОМИКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В ЕАЭС: ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, КРЕДИТОВАНИЯ И ИНВЕСТИРОВАНИЯ

В статье приведены особенности развития национальной экономики и ее финансовой инфраструктуры в условиях интеграции Кыргызской Республики в ЕАЭС. Особенностью экономики Кыргызской Республики по сравнению с государствами - членами ЕАЭС является относительно низкий уровень экономического развития и неустойчивая политическая система. Поэтому важным компонентом экономической стратегии ЕАЭС будет создание совместных и национальных производств, что даст принципиально новый импульс развитию экономики. Проблемами финансового рынка национальной экономики являются разные уровни развития финансово-кредитных организаций и инвестиционных компаний стран - участниц ЕАЭС, слабый уровень защиты потребителей финансовых услуг, отсутствие общего регулирующего института, механизмов взаимного признания лицензий финансовых организаций. Инвестиционная привлекательность Кыргызстана невысока, и она может улучшиться только после унификации условий для инвестиций в рамках ЕАЭС, где будут гарантированы конкретные механизмы компенсации инвестиций за счет государственной казны в случае беспорядков и революций в странах-участницах. Следовательно, страны - участницы ЕАЭС должны создать общий регулирующий институт, который будет проводить единую макроэкономическую, валютную, финансовую политику, развивать единую банковскую систему, где национальные банки и кредитные учреждения будут действовать в рамках единого денежно-кредитного механизма.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, реальный сектор экономики, банковская система, финансовая политика, преференции, иностранные инвестиции.

M.A. Toktobekova

KYRGYZ ECONOMY IN THE CONTEXT OF EAEC INTEGRATION: THE CHALLENGES OF FINANCING, CREDIT AND INVESTMENT

The paper discusses the development of the national economy and its financial infrastructure in the context of the integration of the Kyrgyz Republic in the EAEC. The economy of the Kyrgyz Republic in comparison with the other member states of the EAEC has a relatively low level of economic development and unstable political system. Therefore, an important component of economic strategy of the EAEC will be the establishment of joint and national businesses which will give a completely new impetus to the development of the economy. Problems of the financial market are caused by different levels of the development of financial and credit institutions and investment firms of the member states of the EAEC, weak protection for consumers of financial services, and absence of common regulatory institutions and mechanisms of mutual recognition of financial institutions licenses. Investment attractiveness of Kyrgyzstan is low, and it can improve only after unifying investment conditions in the framework of the EAEC which will provide specific mechanisms of investments compensation from the State Treasury in the case of riots and revolutions in the participating countries. Consequently, the member states of the EAEC need to create a common regulatory institution that will pursue common macroeconomic, monetary, and financial policy, and develop a unified banking system where national banks and lending institutions will act in the framework of a common monetary mechanism.

Keywords: Eurasian Economic Union, real economy, banking system, financial policy, preferences, foreign investment.

В конце 2014 г. в Москве в рамках Высшего Евразийского экономического совета было подписано соглашение о присоединении Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). В данном соглашении прописаны условия вхождения и конкретные преференции. ЕАЭС как официальное

объединение с интегрированной экономикой стал действовать с 1 января 2015 г., странами-участницами которого являются Российская Федерация, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызская Республика. Есть предположение, что скоро в состав ЕАЭС может войти Вьетнам.

♦-

Итак, Кыргызская Республика стала полноправным членом мощного экономического и промышленного субъекта, у которого внутренний валовой продукт по паритету покупательной стоимости стоит на пятом месте в мировом рейтинге (более 4 трлн долл.). По площади данный региональный рынок занимает первое место в мире (свыше 20 млн кв. м), или 15% всей мировой суши и седьмое место по численности (более 176 млн человек). ЕАЭС обладает немалыми запасами энергетических, газовых (1/5 часть мировых запасов) и нефтяных ресурсов (почти 1/6 часть мировых запасов) [5].

Макроэкономического эффекта страны-участницы могут достигнуть за счет следующих факторов:

- постепенное снижение цен на товары народного потребления и продовольствия за счет сокращения расходов на доставку;

- снижение цен на товары народного потребления и продовольствия, ведущее к увеличению спроса на них, что стимулирует наращивание производственного потенциала предприятий реального сектора экономики;

- высокий производственный потенциал предприятий реального сектора экономики, что приведет к увеличению занятости населения и повышению размера средней заработной платы;

- увеличение количества предприятий и занятых в реальном секторе экономики, что будет способствовать здоровой конкуренции между предприятиями и росту ВВП;

- в равных экономических условиях должны расшириться объемы рынков, что приведет к окупаемости новых технологий и товаров.

Опыт стран ЕАЭС говорит о повышении общего товарооборота России, Беларуси и Казахстана за счет интегрированных экономик. Увеличились национальный ВВП и приток иностранных инвестиций, снизилась себестоимость продукции. Сформировался благоприятный климат для развития малого и среднего бизнеса, так как на территориях стран ЕАЭС унифицированы таможенные тарифы, технические регламенты и лицензии и сняты ограничения на иностранную валюту, трудовое право [7].

От присоединения к ЕАЭС Кыргызская Республика тоже ожидает оптимизации экономических процессов. За последние два десятилетия экономика была ориентирована на реэкспорт китайских товаров, поступление денег в домохозяйства от трудовых мигрантов, добычу золота, развитие туристического бизнеса, производства швейных изделий и экспорт электроэнергии, продукции сельского хозяйства и животноводства.

Одним из главных достижений от интегрирования в ЕАЭС должно стать создание более мощных совместных производств на базе национальных производств, что обеспечит возрождение и развитие малого и среднего бизнеса и повышение качества жизни населения.

До вхождения Кыргызской Республики в ЕАЭС действующие рынки в стране были закрыты для реэкспортных операций. В дальнейшем будут меняться условия ведения предпринимательства, малого и среднего бизнеса, которые будут регулироваться с учетом гармонизации с законодательством ЕАЭС.

-♦

Экономика ЕАЭС должна интегрироваться в унифицированную макроэкономическую, антимонопольную, валютную, финансовую политику. В долгосрочном плане (до 2025 г.) определится мегарегулятор экономик - общая валюта. Для достижения единой системы управления государственным долгом предстоит проделать очень серьезную и кропотливую работу в области гармонизации фискальной политики [2].

В целях обеспечения свободного распределения потока капиталов банковское законодательство финансовых операций также должно быть приведено в соответствие с единым нормативным актом ЕАЭС. Скорее всего, этот период будет длиться также до 2025 г., переход к единому законодательству работы банков будет ступенчатым, чтобы не вызывать шок у банковских структур и их клиентов. Банковская система заработает в рамках общего стандарта, т.е. деятельность центральных, коммерческих банков и небанковских кредитных учреждений будет выстроена на базе унифицированного денежно-кредитного механизма. От единого экономического союза Кыргызстан ожидает повышения эффективности предприятий реального сектора экономики в результате системного эффекта, усиливающего синергетический эффект в экономике.

Хорошие возможности на кыргызском рынке откроются для иностранных банков с новой передовой технологией, которые будут соответствовать интересам клиентов банков и влиять на снижение процентных ставок по кредитам. Для того чтобы выдержать предстоящую конкуренцию с банками стран ЕАЭС, банкам Кыргызской Республики необходимо поработать над предложением новых линеек банковских продуктов и технологий.

Тем не менее любое новое дело требует адаптации к новым правилам ведения дела. И этот период обычно занимает 2-3 года, можно сказать, что он уже идет, так как многие бизнес-структуры подстраиваются под грядущие перемены. Для адаптации работы кыргызских банков в условиях экономик ЕАЭС НБКР обязал повысить уставный капитал до 600 млн сомов. До июня 2015 г. уставный капитал банков достиг 300 млн сомов. До июня 2016 г. данный индикатор должен увеличиться на 100 млн сомов и уставный капитал банков должен быть не меньше 400 млн сомов [4].

Со стороны России проводятся конкретные мероприятия по смягчению вхождения Кыргызской Республики в экономические и хозяйственные системы единого союза.

Институт экономических стратегий Отделения общественных наук РАН реализует проект разработки и внедрения в жизнь новаторских предложений по формированию единого финансового рынка. Для отбора лучших предложений объявлен конкурс с участием студентов, аспирантов, молодых специалистов в возрасте от 18 до 30 лет. Тема конкурса - «Валюта ЕАЭС -2015». Его победителей ждет обучение в Институте экономических стратегий по вопросам евразийской интеграции.

Разработан ряд преференций для трудовых мигрантов на территории Российской Федерации. Во-первых, работодатели будут принимать на работу трудящихся-мигрантов без ограничений по защите

национального рынка труда. Во-вторых, отпадет необходимость получения специального разрешения для трудоустройства на территории Российской Федерации. В-третьих, трудовым мигрантам и членам их семей не придется вставать на временный учет, который осуществлялся в течение первых 30 суток со дня въезда на территорию Российской Федерации. В-четвертых, срок пребывания трудового мигранта и его семьи определяется в зависимости от трудового соглашения с местом предоставления работы. И, наконец, если мигрант или работодатель досрочно расторгает трудовой договор, то у него будут в запасе еще 15 дней, чтобы иметь возможность заключить новый договор с другим работодателем [6, с. 10].

Улучшение положения мигрантов на территории Российской Федерации и в странах - участницах ЕАЭС создаст условия для притока капитала в домохозяйства Кыргызстана, что, в свою очередь, поможет поднять качество жизни населения и инвестиционную привлекательность страны. Население оставшиеся деньги от потребления сможет положить во вклады в банках, которые разместят «длинные» деньги в кредитные портфели клиентов. С помощью «длинных» денег можно снизить банковские риски, что приведет к снижению процентных ставок по кредитам.

На реализацию дорожной карты Кыргызской Республики по присоединению к Таможенному союзу правительство России на безвозвратных условиях выделило 200 млн долл. Всего на покрытие расходов по вступлению в Таможенный союз по расчетам минфина Кыргызской Республики требуется 377 млн долл. [6, с. 4].

Для более комфортных условий создан совместный Российско-Кыргызский фонд развития (РКФР). По условиям договора Российская Федерация выделяет 1 млрд долл. Капитал фонда аккумулируется в течение двух лет, в частности, размер уставного капитала составляет 500 млн долл. и заемные средства 500 млн долл. За счет данных ресурсов РКФР будет стимулировать оживление экономики Кыргызской Республики через поддержку предпринимателей, которые создадут рабочие места и продукцию с маркой «made in KG». Кредиты должны возвращаться в сроки, в целях их вложения в экономику по новому кругу. Предоставляемые недорогие кредиты через РКФР послужат также инструментом развития коммерческих банков. В данное время РКФР заключил договор по размещению кредитных ресурсов для поддержки малого и среднего предпринимательства с двумя банками - «Айыл банк» и «РСК банк», которые имеют разветвленную сеть филиалов по всей стране. 8 сентября 2015 г. «Айыл банк» выдал первый транш кредита РКФР. На стадии рассмотрения и выдачи кредитов имеются еще 16 бизнес-проектов, под которые клиенты подали заявку на получение кредита около 1 млрд сомов. РКФР, в свою очередь, предоставил указанным банкам 1 млрд 200 млн сомов. Львиная доля заявленных проектов предпринимателей имеет отношение к сельскому хозяйству, строительной и текстильной отрасли и производству товаров. Ожидается сотрудничество по размещению кредитных ресурсов и с другими коммерческими банкам.

Кроме того, Федеральная таможенная служба Российской Федерации начала разрабатывать модель

оформления груза оперативного характера, в частности, путем сопровождения таможенных документов ускоренной выдачей электронной цифровой подписи. Также к 1 апреля 2016 г. данная служба вводит элементы оформления удаленного выпуска, что обеспечит импортеру возможность заполнения декларации не только на территории Российской Федерации, но и в любой стране ЕАЭС [8]. Но не все происходит быстро, возможны трудности из-за разности таможенных пошлин у Таможенного союза и Кыргызстана, что влечет за собой по некоторым важным для потребителей товарам повышение цен [4].

После вступления в Таможенный союз в Казахстане сначала произошел наплыв товаров из стран-членов, которые способствовали вытеснению из магазинов потребительских товаров и продовольствия отечественных производителей пищевой, текстильной, мебельной промышленности. Одновременно создавшаяся ситуация в экономике пошла на пользу национальной экономике и заставила отечественных производителей задуматься не только о количестве, но и о качестве товаров и продовольствия.

Несмотря на трудности, в странах - участницах ЕАЭС растет товарооборот и взаимодействие по выпуску конечной продукции и их составляющих [8]. Вполне вероятно, что Кыргызскую Республику ожидает такой же вариант развития экономики, с той лишь разницей, что кыргызских товаропроизводителей намного меньше, чем в Казахстане, поэтому, когда на рынке появятся российские, белорусские, казахстанские товары, то они, естественно, вытеснят низкокачественные китайские товары и продукты питания.

В случае увеличения производства отечественной продукции сельского хозяйства, качественного текстильного товара и строительных материалов в Кыргызской Республике экспортные возможности страны увеличатся примерно до 25%.

Текущая ситуация доказывает, что в ближайшие три года Кыргызстан ждут нелегкие времена. И эти трудности связаны не только со вступлением в ЕАЭС, но и с мировой тенденцией в экономике, ослаблением экономики Российской Федерации из-за санкций, введенных США и европейскими странами, что отражается и на кыргызской экономике.

Грамотное продвижение кыргызской продукции и товаров народного потребления на территории единого союза откроет новые возможности для привлечения инвестиций среднесрочного и долгосрочного характера как из стран ЕАЭС, так и других стран. В будущем такие возможности откроются перед энергетической отраслью, предприятиями промышленности и транспорта. В свою очередь, инвестиции долгосрочного периода должны дать толчок увеличению потенциала доходной части государственного бюджета республики. Если прогнозировать предполагаемый рост доходов государственного бюджета, то они должны вырасти примерно на 50% от поступлений таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на импортные товары из стран ЕАЭС.

Вступление Кыргызской Республики в ЕАЭС будет иметь последствия в виде роста на внутреннем рынке цен, имеющих немонетарный характер. Если действительно сложится такое положение, то правительство

страны должно принять меры немонетарного характера. Национальный банк страны, в свою очередь, должен проводить мониторинг инфляционных процессов в экономике, для того чтобы удерживать инфляцию на уровне прогнозных показателей.

На данном этапе развития экономики Национальный банк страны проводит денежно-кредитную политику таким образом, что его учетная ставка, как стоимость кредитных источников для банков второго уровня, является ориентиром для всех других процентных ставок в банковском секторе. Иначе говоря, к учетной ставке Национального банка привязываются процентные ставки банков второго уровня по депозитам и кредитам, а также межбанковским кредитам. Учетная ставка Национального банка ориентирована на инфляционные процессы в экономике, поэтому ему необходимо регулировать денежно-кредитную политику таким образом, чтобы уровень роста процентной ставки был выше роста уровня инфляции. В целом политика процентных ставок ориентируется на текущее состояние экономики страны [1]. В свою очередь, политика предложения процентных ставок по кредитам банков второго уровня ориентируется не только на стоимость депозитов и межбанковских кредитов, но и на существующие риски на рынке. В связи с этим вопрос о снижении процентных ставок по кредитам решается в зависимости от колебаний указанных выше переменных у банков стран ЕАЭС.

Спрос на ссудный капитал зависит от множества факторов: от состояния экономики страны, политической и социальной стабильности, специфики проводимой государством экономической политики, фазы экономического цикла, состояния мирового рынка ссудных капиталов, темпов инфляции, инвестиционного климата в стране, финансового состояния заемщиков, их потребностей в заемных средствах и стабильности денежного обращения в стране [3, с. 108].

Кроме того, предполагаемые риски увеличения роста инфляции в республике напрямую зависят от тарифов на горюче-смазочные материалы и урожая сельскохозяйственных культур. Специалисты причиной возможного снижения урожайности считают не только погодные условия, но и то, насколько правильно ведется севооборот. Для нормализации севооборота и увеличения плодородия через каждые три года следует высевать многолетние травы.

Республика отстает по уровню экономического развития от стран - членов ЕАЭС и отличается также нестабильной политической обстановкой. В этой связи позитивное влияние должен оказать достаточно высокий потенциал интегрирующихся экономик, а стабильность политической системы в стране зависит от стабильности в экономике.

Реализация проектов ЕАЭС выгодна не только Кыргызской Республике, но и государствам - членам единого союза, так как географическое расположение, богатые гидроэнергетические ресурсы, туристско-ре-креационные ресурсы, историческое и культурное наследие страны имеют принципиальное значение для реализации ЕАЭС.

В заключение отметим, что Кыргызская Республика несколько лет будет адаптироваться к условиям Евразийского экономического союза, т.е. экономика

республики будет испытывать некоторые трудности, вызванные, например, повышением цен на отдельные виды товаров, гармонизацией отечественного законодательства с законодательной базой единого союза, конкуренцией между инфраструктурой отечественного финансового рынка и стран - участниц ЕАЭС, а также преодолением неизбежной конкуренции между предприятиями-товаропроизводителями.

Основными проблемами финансового рынка национальной экономики являются:

- разные уровни развития финансово-кредитных организаций и инвестиционных компаний стран -участниц ЕАЭС;

- слабый уровень защиты потребителей финансовых услуг;

- отсутствие общего регулирующего института стран - участниц ЕАЭС;

- отсутствие механизмов взаимного признания лицензий финансовых организаций.

Несмотря на все трудности, Кыргызскую Республику ожидают следующие перспективы:

- взаимовыгодное функционирование рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов стран - членов ЕАЭС;

- синергетический эффект интегрирующих экономик создаст благоприятные условия для развития реального сектора экономики, что обеспечит повышение уровня жизни населения;

- получение наиболее мощной инфраструктуры финансового рынка за счет проведения единой налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

- улучшение воздушных, наземных путей сообщения и строительной, энергетической отраслей, а также информационных систем за счет единой политики их продвижения;

- создание новых рабочих мест для населения за счет увеличения количества отечественных товаропроизводителей, улучшения инвестиционного климата и получения преференций для трудовых мигрантов.

1. Абдыгулов Т.С. Финансовая система Киргизии после вступления республики в ЕАЭС // Российская газета - Экономика Кыргызстана. 2015. 3 апр. URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 17.02.2015).

2. Алексеев В.Н. Гармонизация законодательства ЕАЭС в контексте финансовых рынков // Публичная лекция. Бишкек: Академия государственного управления при президенте Кыргызской Республики, 2015.

3. Белоножко М.Л., Скифская А.Л. Государственные и муниципальные финансы. Санкт-Петербург: ИЦ «Интермедия», 2014.

4. Нацбанк Кыргызстана надеется на приток инвестиций после вступления в ЕАЭС // Вечерний Бишкек. 2015. 4 янв. URL: http://www.vb.kg (дата обращения: 17.02.2015).

5. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 01.02.2016).

6. Процесс присоединения Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу: краткий обзор. Бишкек: Министерство экономики Кыргызской Республики, 2015.

7. Христенко В.Б. ЕАЭС должен завершить формирование новых единых рынков // РИА Новости. 2016. 1 фев. URL: http://ria.ru/economy (дата обращения: 02.02.2016).

8. Шувалов И.И. Упростить таможенный контроль // Газета РУ. 2016. 4 фев. URL: https://news.mail.ru/economics (дата обращения: 20.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.