Научная статья на тему 'Сравнительный анализ правового регулирования деятельности коммерческих микрофинансовых институтов в странах Евразийского экономического Союза'

Сравнительный анализ правового регулирования деятельности коммерческих микрофинансовых институтов в странах Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1377
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОМБАРД / PAWNSHOP / МИКРОФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / MICROFINANCE ORGANIZATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / FINANCIAL RISK / ЕАЭС / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахназарян Г. Э.

Предмет и тема. В статье отмечается, что микрофинансовая деятельность признана важнейшим инструментом развития, способствующим оптимизации использования финансовых ресурсов общества, созданию дополнительных каналов финансирования малого бизнеса и стартапов. Одним из наиболее древних коммерческих микрофинансовых институтов являются ломбарды, история которых исчисляется не одним тысячелетием, что способствовало формированию устойчивых представлений об основных принципах их функционирования. В отличие от ломбардов, история частных микрофинансовых организаций на постсоветском пространстве насчитывает всего 20 лет. В связи с этим особый интерес вызывают правовые нормы, регулирующие их деятельность, по которым в мировой практике достигнуто относительное единство: обязательность регистрации (легализации деятельности), процедура регистрации и перечень необходимых документов, требования к квалификации и деловой репутации руководителей и др. Для гармонизации законодательств государств, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в части, касающейся микрофинансовых организаций, необходимо всестороннее обсуждение и согласование имеющихся подходов. Цели и задачи. На основе анализа правового регулирования коммерческих микрофинансовых институтов в государствах участниках ЕАЭС выявить сходства и различия в имеющихся подходах, особенности работы этих небанковских финансовых институтов, пути снижения системных рисков в их деятельности. Методология. Использованы следующие методы: логический, обобщения и унификации, исторических сопоставлений, сравнительного анализа, синтеза, индукции и дедукции. Применены комплексный и системный подходы. Результаты. Выявлены наиболее существенные различия в регулировании деятельности микрофинансовых институтов в странах, входящих в ЕАЭС. Доказано, что нарастание рисков деятельности микрофинансовых организаций происходит при расширении ее масштаба, что вызывает необходимость пропорционального усиления надзорных требований регулятора. Выводы. Сделан вывод о возможности гармонизации законодательства в области регулирования ломбардной деятельности, в то время как подходы к регулированию работы микрофинансовых организаций требуют всестороннего обсуждения и согласования для нейтрализации возникающих рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative analysis of statutory regulation of commercial microfinance institutions in EAEU countries

Subject The microfinance activity is recognized as an important development tool that helps enhance the use of financial resources of the society and create additional channels of small business and startup financing. Pawnshops are the most ancient commercial microfinance institutions with a history of more than one millennium. Unlike pawnshops, private microfinance institutions appeared in the former Soviet Union only about 20 years ago, therefore, the law principles regulating their activities are of special interest. To harmonize the laws of the EAEU States on microfinance institutions regulation, it is required to discuss and coordinate available approaches. Objectives Based on the analysis of statutory regulation of commercial microfinance institutions in EAEU countries, the study aims to unveil similarities and differences in the existing approaches and to find ways to mitigate systemic risks inherent in their operations. Methods The paper employs the following methods: historical comparison, logic, comparative analysis, synthesis, induction and deduction. Results The findings reveal the most significant differences in the regulation of microfinance institutions of EAEU countries. The study proves that the risks of microfinance institutions are increasing as their operations expand. This necessitates toughening the supervisory requirements of the regulator. Conclusions It is practicable to harmonize the laws regulating the pawnshop activities, however, approaches to the regulation of microfinance institutions require a thorough discussion and coordination of positions with a view to mitigate possible risks.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ правового регулирования деятельности коммерческих микрофинансовых институтов в странах Евразийского экономического Союза»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Финансовая система

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ правового регулирования деятельности коммерческих МИКРОФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Гоар Эдмондовна ШАХНАЗАРЯН

старший научный сотрудник Центра бюджетной политики в отраслях экономики, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 29.10.2015 Одобрена 11.01.2016

УДК 336.02 JEL: G21, G23, G28

Ключевые слова: ломбард, микрофинансовая организация, государственное регулирование, финансовые риски, ЕАЭС

Аннотация

Предмет и тема. В статье отмечается, что микрофинансовая деятельность признана важнейшим инструментом развития, способствующим оптимизации использования финансовых ресурсов общества, созданию дополнительных каналов финансирования малого бизнеса и стартапов. Одним из наиболее древних коммерческих микрофинансовых институтов являются ломбарды, история которых исчисляется не одним тысячелетием, что способствовало формированию устойчивых представлений об основных принципах их функционирования. В отличие от ломбардов, история частных микрофинансовых организаций на постсоветском пространстве насчитывает всего 20 лет. В связи с этим особый интерес вызывают правовые нормы, регулирующие их деятельность, по которым в мировой практике достигнуто относительное единство: обязательность регистрации (легализации деятельности), процедура регистрации и перечень необходимых документов, требования к квалификации и деловой репутации руководителей и др. Для гармонизации законодательств государств, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в части, касающейся микрофинансовых организаций, необходимо всестороннее обсуждение и согласование имеющихся подходов.

Цели и задачи. На основе анализа правового регулирования коммерческих микрофинансовых институтов в государствах - участниках ЕАЭС выявить сходства и различия в имеющихся подходах, особенности работы этих небанковских финансовых институтов, пути снижения системных рисков в их деятельности.

Методология. Использованы следующие методы: логический, обобщения и унификации, исторических сопоставлений, сравнительного анализа, синтеза, индукции и дедукции. Применены комплексный и системный подходы.

Результаты. Выявлены наиболее существенные различия в регулировании деятельности микрофинансовых институтов в странах, входящих в ЕАЭС. Доказано, что нарастание рисков деятельности микрофинансовых организаций происходит при расширении ее масштаба, что вызывает необходимость пропорционального усиления надзорных требований регулятора. Выводы. Сделан вывод о возможности гармонизации законодательства в области регулирования ломбардной деятельности, в то время как подходы к регулированию работы микрофинансовых организаций требуют всестороннего обсуждения и согласования для нейтрализации возникающих рисков.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Микрофинансовая деятельность считается важнейшим инструментом развития,

способствующим оптимизации использования финансовых ресурсов общества. Это происходит в результате аккумуляции и вовлечения в оборот денежных средств мелких производителей и населения, создания дополнительных каналов финансирования малого бизнеса и стартапов [1, 2]. Именно расширение доступа к финансовым услугам малообеспеченных слоев населения послужило основанием для выделения особой социальной функции микрофинансирования [3, 4]. На этапе формирования рыночного хозяйства такая изначальная его форма, как ростовщичество, дала толчок развитию кредитной системы, отдельные институты которой возникли в противовес ростовщичеству [5].

Наиболее четко цель деятельности микрофинансовых институтов выражена в законодательстве Киргизии: «.. .предоставление населению доступных услуг по микрофинансированию для содействия в преодолении бедности, повышения уровня занято с ти, со де йс тв ия р азв итию предпринимательства и социальной мобилизации населения республики»1 [6].

Следует отметить, что несмотря на общую точку отсчета начала независимой государственности после распада СССР, процесс формирования микрофинансовых институтов и правовой среды по регулированию их деятельности развивался в

1 Закон Кыргызской Республики от 23.06.2002 № 124

«О микрофинансовых организациях в Кыргызской

Республике» (ст. 2).

государствах - членах ЕАЭС не синхронно и не в едином ключе. Наиболее последовательное решение данной проблемы характерно для законодательства Киргизии, где был осуществлен комплексный подход, связанный с выработкой и реализацией стратегического видения развития

микрофинансирования в республике. В принятых

2

документах приводятся результаты анализа развития всех типов микрофинансовых институтов за прошедший период, рекомендации по перспективам развития, выделены вопросы, которые предстоит решить на макро-, мезо- и микроуровне, а также перечень необходимых для этого действий. Важное значение в республике придается содействию развитию финансовой грамотности населения как важнейшего элемента системы защиты прав потребителей финансовых услуг. В частности, наряду с другими участниками ЕАЭС Киргизией предприняты шаги по ограничению стоимости микрокредита, четко сформулирована позиция по ограничению ростовщической деятельности по аналогии с развитыми зарубежными странами. Законом республики3:

• определено понятие «ростовщическая деятельность»;

• установлен порядок справедливого определения процентных ставок и кредитов;

• введена норма, по которой учитывается сумма материальных обязательств заемщика перед кредитором, и установлен размер неустойки, начисленной за период действия договора кредита или займа;

• введен судебный порядок изъятия залогового имущества заемщика в случае неисполнения им обязательств перед кредитором, деятельность которого законом квалифицируется как ростовщическая.

Комплексный подход позволил более оперативно направлять деятельность создаваемых

микрофинансовых институтов в законодательное русло, создал фундамент для динамичного роста данного сегмента при значительной

2 Стратегия развития микрофинансирования

на 2011-2015 гг.: утверждена Президентом Кыргызской Республики 24.07.2013; Стратегия развития микрофинансирования на 2006-2010 гг.: утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики № 637/37/7 от 30.12.2005.

3 Закон Кыргызской Республики № 163 от 24.07.2013 «Об ограничении ростовщической деятельности

в Кыргызской Республике».

консультационной и финансовой поддержке крупнейших международных институтов и доноров.

К микрофинансовым институтам большинство исследователей относит учреждения кредитной кооперации, микрофинансовые организации и ломбарды [7].

Основы регулирования деятельности

коммерческих микрофинансовых институтов заложены в ряде специальных законодательных актов по микрофинансовой деятельности в Российской Федерации, Республике Казахстан и Кыргызской Республике. В Республике Беларусь основные рамки регулирования их деятельности установлены президентским указом

«О привлечении и предоставлении займов и деятельности микрофинансовых организаций», где единственным видом коммерческой

микрофинансовой организации признан ломбард. В Республике Армении законом «О кредитных организациях» и связанными с ним правовыми актами регулируется деятельность кредитных союзов, сберегательных союзов, лизинговых, факторинговых и других кредитных организаций.

Отдельные законодательные акты по регулированию деятельности ломбардов приняты в России, Казахстане и Армении4. В Белоруссии ломбардные операции регулируются также нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 24.11.1993 № 2586-ХП «О залоге», другими законодательными актами. Ломбардная

деятельность в Киргизии до 2009 г. лицензировалась и осуществлялась на основании документа «Положение о деятельности ломбардов на территории Кыргызской Республики», а после его отмены регулируется нормами Гражданского кодекса и закона «О залоге»5. В настоящее время подготовлен проект закона, устанавливающего

4 Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»; Положение о порядке проведения ломбардных операций: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.1994 № 353; Правила создания, лицензирования, регулирования и прекращения деятельности ломбардов: утверждены постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 05.09.2001 № 332; Закон Республики Армения от 25.12.2003 № 43-Н «О ломбардах и ломбардной деятельности».

5 Положение о деятельности ломбардов на территории Кыргызской Республики: утверждено постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19.02.2003 № 4/3; Гражданский кодекс Кыргызской Республики (ч. I. ст. 341); Закон Кыргызской Республики от 12.03.2005 № 49 «О залоге».

правовые нормы деятельности ломбардов и порядок лицензирования их деятельности.

Ломбарды являются одним из наиболее древних микрофинансовых институтов, общий принцип деятельности которых неизменен уже более 5 тыс. лет. В России кредиты под залог золотых и серебряных вещей стали выдаваться в годы правления императрицы Анны Иоанновны. Вновь открывшиеся в 1922 г. (после запрета в 1918 г.) государственные ломбарды являлись

хозрасчетными предприятиями системы учреждений бытового обслуживания населения. Они оказывали услуги по хранению отдельных предметов личного пользования и предоставлению займов под залог этих предметов.

Несмотря на некоторые различия в законодательствах стран - участниц ЕАЭС, основные подходы к регулированию их деятельности достаточно схожи: запрет на осуществление других видов

предпринимательской деятельности, кроме предоставления займов под залог движимого имущества и хранения вещей; наличие определенных требований к деловой репутации учредителя; установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей и контроль за их исполнением; единая процедура оформления ломбардного кредита и залогового билета и т.д. (табл. 1).

В России ломбард - это специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов (не более одного года) гражданам и хранение вещей.

В Казахстане под ломбардом понимается коммерческая организация, не являющаяся банком, которая на основании лицензии правомочна проводить следующие виды банковских и иных операций:

• ломбардные операции (предоставление краткосрочных кредитов под залог депонируемых легко реализуемых ценных бумаг и движимого имущества);

• сейфовые операции (услуги по хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений);

• осуществление лизинговой деятельности;

• покупка, прием в залог, учет, хранение и продажа ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.

В Белоруссии ломбард - коммерческая организация, осуществляющая исключительно деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования.

В Армении ломбарды осуществляют деятельность по предоставлению краткосрочных кредитов, обеспеченных залогом движимого имущества личного пользования физических лиц и предпринимательскую деятельность по принятию их на хранение.

В законодательстве Киргизии прописано, что принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение займов, может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными

организациями - ломбардами.

Проведенный анализ законодательства по регулированию ломбардной деятельности позволяет констатировать следующее:

• законодательство Казахстана включает несколько более широкий перечень допустимых для ломбарда операций за счет включения в него лизинговых и сейфовых операций и возможности принятия в качестве залогового имущества депонируемых легкореализуемых ценных бумаг;

• поскольку стоимость обеспечения при предоставлении ломбардами кредитов, как правило, покрывает сумму кредита и начисленных платежей по нему, деятельность ломбардов не несет макроэкономических рисков для финансовой системы. По этой причине к ней применяется минимальное регуляторное воздействие (например, лицензирование деятельности, установление минимального уставного капитала в законодательстве Казахстана и Белоруссии);

• законодательство России по регулированию деятельности ломбардов представляется наиболее детализированным. В нем более четко прописаны: требования к порядку хранения вещей, чтобы исключить их потерю или повреждение, к руководству и учредителям ломбарда, к мерам контроля

деятельности ломбарда со стороны регулятора; обязанность соблюдения конфиденциальности по отношению к информации о заемщиках; объем информации, включаемой в сохранную квитанцию и залоговый билет; порядок оценки стоимости передаваемой в залог или на хранение вещи, а также исполнения обязательств в случае принудительного изъятия заложенных или сданных на хранение вещей; порядок расчетов с заемщиком по истечении срока займа и реализации залога и др. Это позволяет говорить о более высокой степени защиты прав заемщиков ломбарда;

• на наш взгляд, представляют интерес некоторые положения законодательства Казахстана. Снижают риск мошенничества: требования о том, что помещение ломбарда должно принадлежать предпринимателю на праве собственности либо быть арендованным на срок не менее двух лет, а также о возможности добровольной ликвидации лишь при условии достаточности средств для осуществления расчетов по его обязательствам; требование о формировании резервов для покрытия сомнительных долгов, способствующее снижению кредитного риска; обязательность утверждения правил об общих условиях проведения операций и внутренних правил ломбарда (как выражения готовности к соблюдению важнейшего из принципов ответственного финансирования);

• отсутствие принципиальных различий в законодательстве стран - участниц ЕАЭС по регулированию деятельности ломбардов позволяет провести гармонизацию законодательства в данной области.

В отличие от ломбардов, деятельность частных микрофинансовых организаций получила развитие на постсоветском пространстве лишь в последние 20 лет. Она характеризуется разнообразием взглядов на процессы регулирования [8]. Сравнительный анализ законодательства государств ЕАЭС в данной сфере показывает, что наиболее близки правовые нормы на тех направлениях, где достигнуто относительное единство подходов на международном уровне [9]. Так, достаточно схожи требования законодательств относительно обязательств микрофинансовой организации по предварительному раскрытию информации о предоставляемой услуге: реквизитов контролирующих организаций и

кредитора, подтверждения прав на осуществление операций (наличии соответствующих лицензий или записи в реестре микрофинансовых организаций), контактов. Много общего в установленных требованиях к заемщику, сроках и порядке принятия решения о предоставлении кредита, перечне необходимых для этого документов, критериях оценки

кредитоспособности заемщика, видах и условиях предоставляемых кредитов с указанием эффективной процентной ставки, а также в последствиях нарушения условий договора (размеры неустойки), периодичности платежей по погашению кредита. Схожи и сроки, в течение которых заемщик вправе отказаться от получения потребительского кредита (займа) без применения санкций (при наличии таковых), права заемщиков по досрочному погашению кредита при предварительном (за 30 дней) оповещении микрофинансовой организации

Для наглядности сравним основные положения действующего законодательства по регулированию деятельности коммерческих микрофинансовых организаций государств - участников ЕАЭС.

1. Допустимая организационно-правовая форма.

Россия - хозяйственное общество или товарищество.

Казахстан - хозяйственное товарищество.

Армения - общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

2. Специальные положения о минимальном размере уставного капитала.

Казахстан - 30 млн тенге.

Армения - для кредитных союзов - 50 млн драмов, лизинговых организаций - 100 млн драмов, факторинговых организаций - 150 млн драмов, универсальных кредитных организаций -150 млн драмов, рефинансирующих кредитных организаций - 4 000 млн драмов.

Киргизия - для МКК - не менее 5 млн сомов, для МФК, не осуществляющих операции по приему срочных вкладов от физических и юридических лиц, - 10 млн сомов (для осуществляющих данные операции - 50 млн сомов), для вновь создаваемых МФК - не менее 50 млн сомов, в том числе претендующих на получение лицензии на право приема срочных вкладов от физических и юридических лиц - не менее 100 млн сомов.

3. Необходимость получения лицензии.

Армения и Киргизия: в список документов, предъявляемых для получения свидетельства о внесении в реестр (лицензии), сверх стандартного перечня входят: заявление; копии учредительных документов и свидетельства о госрегистрации юрлица; документы, подтверждающие

соответствие руководителя МФО требованиям к деловой репутации (отсутствие неснятой или непогашенной судимости по экономическим преступлениям, фактов утраты доверия со стороны нанимателя в течение последних 2 лет, подтвержденной вины в банкротстве юрлица, решений об уголовном преследовании); квитанция об уплате госпошлины.

Россия: репутационные и квалификационные требования к членам совета директоров, членам коллегиального исполнительного органа (отсутствие нарушений, повлекших отзыв или приостановление действия лицензии - если прошло меньше трех лет, административного наказания или дисквалификации с не истекшим сроком, неснятой или непогашенной судимостью за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти), к учредителям (ограничение на право распоряжения 10% и более голосов лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти).

Белоруссия: подтверждение наличия у руководителя высшего экономического или юридического образования, документа о прохождении переподготовки на уровне высшего образования по данным специальностям при наличии высшего образования по другому профилю; подтверждение безубыточной деятельности за последний календарный год (для юрлиц, осуществлявших деятельность в этот период).

Казахстан: положение о службе внутреннего контроля (при наличии таковой); подробный бизнес-план; копия правил предоставления микрокредитов; копия договора о предоставлении информации в кредитное бюро; копия документа о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам системы формирования кредитных историй и их использования; копия налоговой декларации за последние три года, отражающей доходы по выданным микрокредитам и исчисленную сумму корпоративного подоходного

налога (представляется при перерегистрации или реорганизации микрокредитных организаций).

Армения: справка о деятельности руководителей; документ, подтверждающий законный характер источника средств, вкладываемых в уставный капитал лицами, имеющими значительное долевое участие, а также исключающие возможность ограничения свободной экономической

конкуренции; Положение о деятельности кредитной организации (вид и сфера деятельности, методы, процедуры привлечения и размещения средств и иные положения); программа экономической деятельности кредитной организации на три ближайшие года. Дополнительные требования к руководителю организации: наличие соответствующей квалификации и компетенции; отсутствие запрета по приговору суда занимать должности в финансовой, банковской, налоговой, таможенной, торговой, экономической, юридической сферах деятельности; подтверждение дееспособности; отсутствие сведений о банкротстве, наличии непогашенных обязательств, о привлечении в качестве подозреваемого, обвиняемого или подсудимого по уголовным делам.

Киргизия: положение, регламентирующее вопросы достижения цели; указание основного региона деятельности, максимального размера

микрокредита, выдаваемого одному и тому же лицу или группе связанных лиц (для вновь создаваемой МКК); анкеты руководителя, главного бухгалтера, начальника подразделения по кредитованию, а также сведения и документы, подтверждающие их соответствие минимальным квалификационным требованиям; сведения, позволяющие определить источники

происхождения денежных средств, внесенных учредителями/участниками (акционерами) в уставный капитал в сумме более 5% от минимального размера уставного капитала; сведения об общей организационной структуре (для МФК). Для получения лицензии необходимо представить также бизнес-план, содержащий определение целей, преследуемых МКК, или при проведении предусмотренных лицензией операций, а также прогнозные расчеты экономических результатов, ожидаемых от их проведения. В случае участия иностранного инвестора дополнительно предоставляются: документ, удостоверяющий личность (для физлиц), или подтверждающий регистрацию в качестве юрлица; документы, подтверждающие финансовое благополучие; для юрлиц - решение соответствующего органа об участии в создании

МФК; устав и финансовая отчетность, составленная в соответствии с международной практикой учета за два предыдущих года; информация относительно надзорного режима, которому он подлежит, включая письменное подтверждение органа надзора страны происхождения о полномочии осуществлять финансовую, банковскую или иную деятельность и о готовности органа надзора сотрудничать с Национальным банком Кыргызстана на постоянной основе.

4. Допустимые виды деятельности, кроме предоставления микрозаймов (микрокредитов).

Россия: привлечение денежных средств учредителей (членов, участников, акционеров), а также лиц, предоставляющих средства в рамках заключенного с МФО договора займа на сумму 1,5 млн руб. и более, а также приобретающих облигации МФО номинальной стоимостью 1,5 млн руб.

Казахстан: привлечение займов (за исключением привлечения денег в виде займа от граждан в качестве предпринимательской деятельности) и грантов; размещение временно свободных активов на депозитах банков второго уровня; пользование и распоряжение залоговым имуществом, полученным в качестве обеспечения микрокредита в установленном законодательством порядке; приобретение акций или долей участия в уставном капитале кредитных бюро, микрофинансовых организаций, организаций, оказывающих услуги по инкассации банкнот, монет и ценностей, и организаций, имеющих лицензию на охранную деятельность; реализация, сдача в аренду собственного имущества; оказание

консультационных услуг, реализация специальной литературы по вопросам, связанным с деятельностью по предоставлению микрокредитов;

осуществление лизинговой деятельности; заключение договоров страхования от имени и по поручению страховых организаций - резидентов в качестве страхового агента; осуществление функций агента эмитента электронных денег в соответствии с законодательством; заключение на организованном рынке ценных бумаг сделок с производными финансовыми инструментами, совершаемых в целях хеджирования.

Армения: с теми или иными ограничениями для различных видов кредитных организаций -привлечение займов и (или) заключение аналогичных сделок; осуществление

финансирования долга или торговых операций,

факторинг; выдача гарантий; выпуск ценных бумаг, а также осуществление иных операций с ценными бумагами за свой счет и от своего имени; предоставление платежно-расчетных услуг, связанных с деятельностью кредитных организаций; предоставление услуг финансового агента (представителя), управление вкладами других лиц, осуществление доверительного управления; покупка, продажа банковских слитков (золотых и стандартизированных) и монет; покупка и продажа иностранной валюты, в том числе заключение драмовых и инвалютных фьючерсов, опционов и аналогичных сделок; осуществление финансовой аренды (лизинг); операции по хранению драгоценных металлов, камней, ювелирных изделий, ценных бумаг, документов и прочих ценностей; финансовые консультации; создание и обслуживание информационной системы кредитоспособности клиентов, осуществление деятельности по возврату долгов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Киргизия: прием срочных вкладов от физических и юридических лиц на условиях возвратности в целях накопления сбережений клиентов (только по истечении двух лет с момента начала своей деятельности); осуществление лизинговых и факторинговых операций; оказание розничных банковских услуг по агентскому договору с банком; выдача гарантий в размере, не превышающем в совокупности с микрокредитом (лизингом) норматив максимального размера кредита на одного заемщика. При наличии дополнительной лицензии (указания в лицензии) МФК вправе осуществлять также операции в иностранной валюте, покупку и продажу иностранной валюты от своего имени, выпуск акций и долговых ценных бумаг (облигаций и векселей). Неотъемлемой частью лицензии является лист ограничений на проведение отдельных банковских операций.

5. Законодательное ограничение на

определенные виды деятельности.

Россия: привлечение денежных средств со стороны физических лиц, за исключением отдельных категорий; поручительство или иной способ обеспечения исполнения обязательств учредителей (членов, участников, акционеров); совершение сделок, связанных с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества МФО на 10% и более балансовой стоимости активов без предварительного решения высшего

органа управления организации; выдача займов в иностранной валюте; изменение в одностороннем порядке условий договоров микрозайма; применение санкций к заемщику в случае досрочного полного или частичного погашения микрозайма при своевременном уведомлении МФО (не менее чем за 10 дней); осуществление любых видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; ограничение совокупной суммы микрозайма 1 млн руб.

Белоруссия (с учетом отмеченных особенностей): привлечение займов физических лиц, не являющихся собственниками (учредителями) МФО; изменение в одностороннем порядке условий договоров микрозайма; применение санкций к заемщику в случае досрочного полного или частичного погашения микрозайма; ограничение размера неустойки (пени, штрафов) суммой микрозайма; ограничение совокупной суммы микрозайма 15 000 базовых величин.

Казахстан: выпуск ценных бумаг; получение акций или долей участия в уставном капитале юридических лиц; изменение в одностороннем порядке условий договоров микрозайма; применение санкций к заемщику в случае досрочного полного или частичного погашения микрозайма; ограничение совокупной суммы микрозайма восьмитысячекратным размером месячного расчетного показателя.

Армения: запрет на осуществление кредитной организацией (кроме организаций,

осуществляющих потребительское кредитование) производственной, коммерческой или иной, подлежащей лицензированию деятельности, а также инвестиционных и других неосновных услуг; ограничение совокупной суммы микрозайма 1 млн драмов.

Киргизия: выдача микрокредитов на основе кредитов коммерческих банков исключительно на обозначенные в договоре цели; МФК - запрет на выдачу аккредитивов, осуществление операций с драгоценными металлами и доверительного управления имуществом; приобретение акций при их первичной эмиссии по цене ниже номинальной; участие во всех игровых видах деятельности; приобретение 20% и более голосующих акций без предварительного разрешения Центрального банка; кредитование инсайдеров или аффилированных лиц, если при этом нарушаются требования принципа беспристрастности и имеет место нарушение нормативных требований законодательства или при наличии убытков; МКК - запрет на выпуск ценных бумаг, кроме

акций, выпускаемых МКК в форме акционерных обществ, на осуществление иных банковских операций, не предусмотренных

законодательством; ограничение совокупной суммы определенной долей микрозайма, не более 1 млн сомов.

6. Установленные финансовые нормативы.

Россия: минимальный размер уставного капитала; норматив достаточности собственных средств; норматив ликвидности (для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц в виде займов, и микрофинансовых организаций, осуществляющих выпуск и размещение облигаций).

Казахстан: минимальный размер уставного и собственного капитала; достаточность

собственного капитала; максимальный размер риска на одного заемщика.

Армения: минимальные размеры уставного капитала и общего капитала кредитной организации; норматив адекватности общего капитала; максимальный размер риска на одного заемщика.

Киргизия: минимальный размер уставного и собственного капитала; норматив адекватности капитала, максимальный размер кредита на одного заемщика, ликвидность, лимиты открытых валютных позиций.

Законодательство России дополнительно требует раскрытия информации о возможном увеличении суммы расходов заемщика по сравнению с ожидаемой суммой расходов в рублях при применении, например, переменной процентной ставки или при заимствовании средств в иностранной валюте. В ряде случаев законодательство включает требование о целевом использовании заемных средств и соответствующем механизме контроля и ответственности при нарушении данного условия договора. Так, российское законодательство предполагает предварительное согласование порядка предоставления заемщиком информации об использовании потребительского целевого кредита (займа) в случае его оформления. Законодательством Казахстана нецелевое использование микрокредита влечет за собой досрочный возврат суммы кредита и выплату причитающегося вознаграждения кредитору. Законодательство Киргизии требует учета занятости заемщика при оформлении займа, доходов и расходов членов семьи, количества иждивенцев (особое внимание обращается на

ситуации, когда в качестве залога предоставляется единственное жилье заемщика), а также обязывает кредитора письменно информировать заемщика под роспись обо всех последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств по договору. Законодательством республики предполагается возможность изменения величины процентных ставок по депозитам и кредитам по взаимному согласию сторон с учетом ситуации, складывающейся в экономике. Главное условие - эффективная процентная ставка по кредиту, выдаваемому микрофинансовой организацией, не должна превышать значение декларируемой

(публикуемой) эффективной процентной ставки на дату выдачи кредита, то есть изменение или дополнение условий, например, кредитного договора не должно ухудшать положение заемщика.

Можно констатировать схожесть многих процедурных требований к микрофинансовым организациям. Как показывает анализ, наибольшие проблемы возникают при попытке сравнения подходов к пониманию специфики деятельности микрофинансовых организаций и особенностей, проистекающих из достаточно расплывчатых и неконкретных определений микрофинансовой деятельности. Существенными признаками микрофинансовой организации признаются легитимность ее работы (регистрация в реестре или наличие лицензии) в соответствии с условиями законодательства той или иной страны, ограничение совокупной суммы займа (кредита). В законодательстве Киргизии также подчеркнут специализированный характер деятельности, а в законодательствах Казахстана и Армении -коммерческий характер деятельности. В Киргизии к микрофинансовым организациям относят некоммерческое микрокредитное агентство (МКА) и коммерческие микрокредитные (МКК) и микрофинансовые компании (МФК). В Белоруссии (наряду с некоммерческими потребительскими кооперативами и фондами) микрофинансовыми организациями считаются ломбарды.

Схожи положения национальных законодательств, посвященные обязательности регистрации микрофинансовых организаций и необходимым для этого документам. Различие в том, что в большинстве случаев достаточно регистрации в реестре, и только для работы микрофинансовой компании в Киргизии и кредитной организации в Армении требуется лицензия Национального банка. Идентичны требования к квалификации и репутации руководства микрофинансовой

организации, однако законодательством Киргизии предъявляются дополнительные требования к учредителям и участникам: необходимы подтверждение финансовой состоятельности, отсутствия не снятой и не погашенной судимости в сфере финансовых или экономических преступлений, отсутствия оснований для запрета заниматься банковской деятельностью. Кроме того, юридические лица, являющиеся участниками, не должны быть зарегистрированы в офшорных зонах. В Казахстане при регистрации следует представить бизнес-план, копии правил выдачи микрокредита и договора о предоставлении информации в кредитное бюро, документ о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам системы формирования кредитных историй и их использования. Законодательством Армении и Киргизии установлено, что в пакет документов для получения лицензии входят: программа экономической деятельности на три года (бизнес-план); документы, подтверждающие легитимность источника средств, вносимых в уставный капитал (в Киргизии - для всех участников, доля которых в уставном капитале превышает 5% от установленного минимального размера) и отсутствие оснований для ограничения конкуренции в результате деятельности регистрируемой кредитной организации. В Киргизии предъявляются повышенные требования к деловой репутации учредителей и акционеров (участников). Кроме того, в кредитной политике, согласно законодательству республики, должно быть отражено положение о приоритетном предоставлении кредитов на развитие бизнеса, обозначен основной регион деятельности, подчеркнута необходимость учета возможности ежемесячного погашения кредита в сумме, не превышающей 40% дохода заемщика.

Имеются различия и в перечне допустимых операций. Кроме стандартных операций в России допускается заимствование средств физических лиц на сумму, равную или превышающую 1,5 млн руб. В Казахстане разрешены: привлечение займов; отдельные операции с собственным имуществом; лизинговые операции; операции с производными ценными бумагами для хеджирования рисков; приобретение акций или долей участия в уставном капитале кредитных бюро, микрофинансовых организаций и организаций, оказывающих услуги по инкассации или имеющих лицензию на охранную деятельность; осуществление функций эмитента электронных денег или страхового агента. В Киргизии для МФК допускаются также: прием

вкладов при наличии лицензии (после двух лет финансово успешной деятельности и при отсутствии нарушений законодательства); выдача гарантий; осуществление факторинговых и лизинговых операций; осуществление розничных банковских услуг по агентскому договору с банком; при наличии дополнительной лицензии -операции в иностранной валюте от своего имени и др. Самый значительный список операций закреплен законодательством Армении. Некоторые из них можно осуществлять только при наличии лицензии: выдача гарантий; выпуск ценных бумаг; проведение операций от своего имени; оказание платежно-расчетных услуг и услуг финансового агента, доверительного управления; проведение операций с драгоценными металлами, монетами и валютой; оказание услуг по хранению ценностей, финансовому консультированию; участие в создании и обслуживании информационной системы кредитоспособности клиентов; работа по возврату долгов. Этот список близок к перечню ограничений для кредитных кооперативов и включает запрет на ведение производственной деятельности, выпуск ценных бумаг (за исключением Армении) и некоторые другие.

Идентичны методы воздействия государства на процентную ставку по кредиту. Разница в том, что в Казахстане устанавливается конкретный уровень ставки, а в России и Киргизии центральные банки публикуют средневзвешенное значение, превышение которого допускается не более, чем на треть в России и на 15% - в Киргизии. Во всех представленных странах в обязательном порядке формируются резервы на возмещение потерь по займам (называются они по-разному), величина которых исключается из налогооблагаемой базы, также установлены обязательные нормативы. Следует отметить, что наиболее жесткие нормативы деятельности микрофинансовых организаций установлены в Казахстане.

При создании микрофинансовой организации законодательство отдельных стран ЕАЭС требует от предпринимателя изложить свое видение перспектив. В частности, необходимо:

• раскрыть стратегию деятельности, четко определить сегмент рынка, на который она ориентирована, виды предлагаемых услуг, предоставить план маркетинга, включающий анализ текущей ситуации, рекламу услуг, меры по обеспечению качества и пр. (Казахстан);

• определить вид и сферу деятельности, методы, процедуры привлечения и

размещения средств, подготовить программу развития на три ближайшие года и назвать источники финансирования (Армения);

• раскрыть цели деятельности (приоритет -кредитование развития бизнеса), предъявить прогнозные расчеты ожидаемых

экономических результатов, назвать основной регион деятельности (Киргизия).

Во всех странах - участницах ЕАЭС приняты правовые акты, устанавливающие ограничение на уровень процентной ставки по кредитам и закрепляющие способ определения эффективной процентной ставки. Особенные требования к транспарентности формирования процентной политики предъявляются в Киргизии: проведение анализа формирования структуры рыночных процентных ставок; раскрытие компонентов, из которых складываются процентные ставки по всем видам кредитов и депозитов; оценка приемлемых для микрофинансовых организаций нижних и верхних границ процентных ставок, их периодический пересмотр; обоснование стоимости других услуг; проведение мониторинга, контроля и анализа эффективности политики ценообразования. При этом надзорный орган, наряду с политикой ценообразования, контролирует соответствие порядка разработки и утверждения тарифов внутренней политике ценообразования и бизнес-плану

микрофинансовой организации.

Более мягкое нормативное регулирование деятельности характерно для российского законодательства: обязательны расчет и выполнение норматива достаточности

собственных средств и норматива ликвидности (для МФО, привлекающих денежные средства физических лиц). В Казахстане, Армении и Киргизии в число обязательных входит также норматив риска на одного заемщика [10, 11].

Законодательство Киргизии содержит нормы, препятствующие распространению ложных сведений об оказываемых услугах со стороны микрофинансовых организаций: при выявлении ложной или вводящей в заблуждение рекламы Национальный банк вправе требовать ее отмены, а в случае неисполнения данного требования -опубликовать опровергающую информацию за счет средств микрофинансовой организации.

Важнейшая проблема микрофинансовых организаций, как и микрофинансовых институтов в целом, как уже отмечалось, заключается в ограниченности ресурсов. Проведенный анализ

показывает, что этот фактор является определяющим при изучении специфики деятельности микрофинансовых институтов и присущих им рисков [12]. Преимущество микрофинансовых институтов перед банками при беззалоговом кредитовании может быть реализовано только при ограничении круга заемщиков, что демонстрирует организация кредитной кооперации. Ограничение деятельности по территориальному и/или профессиональному признаку дает возможность лучше узнать своих клиентов, оперативно контролировать и реагировать в случае несоответствия реального использования заемных средств заявленным целям и на изменение платежеспособности клиента [13]. При законодательном ограничении притока финансовых средств извне риски кредитора сводятся к возможности потери собственных средств. Это заставляет его предпринимать меры для ограничения подобных рисков: уменьшать размер и сроки предоставляемого кредита; уменьшать интервалы между датами погашения очередных долей кредита и др. Эффективность подобных мер (наряду с использованием системы коллективной ответственности) проверена практикой М. Юнуса и его последователей [14, 15]. Ведь, на наш взгляд, его заслугой является не создание системы микрофинансирования, а использование механизма снижения рисков кредитования малообеспеченных слоев населения, многие элементы которой заимствованы из системы кредитной кооперации.

Расширение ресурсной базы приводит к росту бизнеса, увеличению сферы деятельности (как в территориальном аспекте, так и через более широкий спектр предоставляемых услуг), что ведет к нарастанию неопределенности, характерной для банковской деятельности. Таким образом, определяющим в деятельности микрофинансовых институтов можно считать масштаб деятельности, увеличение которого неизбежно должно повлечь усиление надзорных функций регулятора [16]. В условиях развитой системы кредитования, когда существует значительное предложение ресурсов со стороны банковской системы, принципиальным, на наш взгляд, становится вопрос о допустимости и границах привлечения финансовых средств физических лиц [17, 18].

В связи с этим следует отметить, что пропорциональный контроль в большей степени характерен для законодательства Киргизии, где привлечение средств физических лиц возможно при определенных условиях - не ранее чем после двух лет деятельности в качестве

микрофинансовой организации. Обязательным при этом является участие в банковской системе страхования вкладов, а само нормативное регулирование приближено к банковскому. Что касается других членов ЕАЭС, то представляется, что меры регулирования деятельности микрофинансовых организаций у них близки (а в некоторых случаях даже уступают по жесткости) мерам регулирования деятельности учреждений кредитной кооперации. Причем системные риски в деятельности последних значительно ниже за счет двух-, трехуровневой системы, солидарной ответственности и демократичной формы управления, ограничений на прием займов со стороны [19, 20].

Проведенный анализ позволяет сделать определенные выводы.

1. Обязательным этапом для сближения позиций законодательств в области регулирования деятельности микрофинансовых институтов следует считать согласование основных используемых понятий и категорий. При этом необходимо выявить сходства и различия, возможность использования категорий «микрокредит» и «микрозайм» для данного вида деятельности.

2. Учитывая отсутствие единства в подходах к регулированию деятельности микрофинансовых организаций по ряду принципиальных позиций, целесообразно признать необходимым проведение многосторонних обсуждений с участием представителей законодательной власти, научной общественности, экспертов государств - членов ЕАЭС для выработки единой платформы по регулированию данных типов микрофинансовых институтов. Здесь наиболее важны (наряду с единой терминологией) подходы к оценке особенностей коммерческих микрофинансовых организаций и их отличий от других финансовых институтов.

Все это позволит:

• провести корректировку законодательных норм, определяющих перечень допустимых операций и ограничений деятельности;

• выработать резервные и нормативные требования, адекватные имеющимся рискам;

• принять единые стандарты раскрытия информации;

• сформировать единые основы законодательства по защите прав потребителей финансовых услуг.

Таблица 1

Сравнение основных положений действующего законодательства по регулированию ломбардной деятельности государств - участников ЕАЭС

Основные положения законодательства

Страна, где законодательное положение действует

1. Лицензирование деятельности (в Казахстане - в течение 3 мес. со дня регистрации юридического лица в качестве ломбарда)_

Казахстан, Армения, Белоруссия_

2. Наличие устава, учредительного договора

Казахстан

3. Наличие при регистрации правил, общих условий проведения операций и внутренних Казахстан правил ломбарда_

4. Необходимость соответствия помещения ломбарда всем требованиям законодательства. В Казахстане помещение должно принадлежать ломбарду на праве собственности, либо быть арендованным на срок не менее двух лет.

В России требуется создание условий для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающих их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающих доступ к ним посторонних лиц_

5. Возможность открытия филиала (Казахстан, Армения)_

Россия, Казахстан, Армения

Отсутствует в России

6. Запрет на прием в качестве залога вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот Россия которых законодательством установлены соответствующие ограничения_

7. Запрет заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг_

8. Запрет на использование и распоряжение вещами, заложенными и сданными

на хранение_

9. Право выпускать и размещать ценные бумаги с правом ограниченного размещения (кроме акций)_

10. Запрет на хранение вещей, не являющихся залогом и не сданных на хранение_

Россия, Армения

Россия, Киргизия Только в Армении

Россия

11. Требование о выполнении предписаний регулятора и представлении ему отчетов о своей деятельности, персональном составе руководящих органов управления ломбардом (в установленной форме и в установленные сроки)_

В России четко прописано в законодательстве в отличие от других стран_

12. Запрет на осуществление функций члена совета директоров:

- лицам, исполнявшим не менее трех лет назад функции единоличного исполнительного органа некредитных финансовых организаций, у которых в этот период за нарушения законодательства была отозвана или приостановлена лицензия;

- лицам, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

- лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти

Россия.

В Казахстане руководящие работники ломбарда должны соответствовать требованиям, установленным банковским законодательством. В Белоруссии установлены квалификационные требования и требования к деловой репутации руководителя_

13. Требования к учредителям (участникам) ломбарда:

- запрет физическим лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость

за преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с другими лицами, распоряжаться 10% и более голосов, приходящихся на голосующие акции ломбарда;

- необходимость предоставления регулятору в установленном порядке и в установленные сроки информации (в том числе о наличии/отсутствии судимости) о лицах, прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с другими лицами получивших право распоряжения 10% более голосов, приходящихся на голосующие акции ломбарда_

Россия.

В Казахстане учредителями не могут быть органы представительной, исполнительной и судебной власти и организации, более 50% уставного капитала которых принадлежит государству_

14. Обязанность соблюдения конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности

Россия, Армения

15. Обязательность уведомления в установленной форме заемщика или поклажедателя в Россия

случае принудительного изъятия заложенной или сданной на хранение вещи в течение

трех дней со дня такого изъятия_

16. Раскрытие порядка исполнения обязательств в случае принудительного изъятия заложенных или сданных на хранение вещей_

Россия

17. Порядок оценки стоимости передаваемой в залог или на хранение вещи Россия в соответствии с ценами на предметы такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле, в момент и месте ее принятия в залог или на хранение_

18. Обязанность ломбарда по страхованию в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риска утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение

Россия, Армения, Белоруссия, Киргизия_

19. Письменная форма договора и существенные условия (наименование заложенной Россия вещи, сумма ее оценки, сумма, процентная ставка и срок предоставления займа)_

20. Необходимость оформления залогового билета и его содержание, в том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- информации о возможности (невозможности) досрочного погашения займа и его порядке;

- согласия (несогласия) заемщика на взыскание заложенной вещи без исполнительной

Россия (во всех других странах -членах ЕАЭС - без конкретизации его содержания)

подписи нотариуса в случае неисполнения заемщиком своих обязательств; - информации о праве заемщика в любой момент до продажи заложенной вещи прекратить обращение взыскания и реализацию вещи исполнением своих обязательств по договору займа; - информации о праве заемщика на получение образовавшейся разницы в результате превышения вырученной от реализации заложенной вещи суммы или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика по договору займа

21. Положение о возможности признания недействительным договора займа, оформленного с нарушением требований законодательства Россия

22. Особенности договора хранения: - существенные условия - наименование сдаваемой на хранение вещи, оценка ее стоимости, срок хранения, размер вознаграждения и порядок его уплаты; - необходимость выдачи сохранной квитанции, где наряду с существенными условиями и данными поклажедателя, указанием местоположения ломбарда должны быть приведены технологические условия хранения вещи, указано на право получения поклажедателем суммы, вырученной от продажи невостребованной им вещи, или суммы ее оценки (наибольшую из указанных сумм) за вычетом расходов на хранение Россия

23. Обязанность ломбарда по хранению не востребованной в срок вещи в течение льготного двухмесячного периода без права ухудшения условий ее хранения вплоть до реализации при соразмерном вознаграждении Россия, Белоруссия

24. Бесспорный порядок обращения взыскания на невостребованные вещи на основании исполнительной надписи нотариуса Россия, Белоруссия, Киргизия

25. Обязанность ломбарда по реализации невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, путем ее продажи с публичных торгов при превышении ее стоимости определенной суммы, условия проведения повторных торгов В России - выше 30 тыс. руб. В Белоруссии драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат реализации после отказа Национального банка Республики Беларусь от права по приобретению их в Госфонд

26. Положение о погашении обязательств поклажедателя перед ломбардом после продажи невостребованной вещи вне зависимости от вырученной от продажи суммы Россия, Киргизия

27. Обязательство ломбарда по возвращению разницы между суммой выручки от продажи невостребованной вещи и обязательствами заемщика (поклажедателя) при обращении последних в течение трех лет со дня продажи Россия

28. Требование о формировании резервов для покрытия сомнительных долгов согласно стандартам бухгалтерского учета Казахстан

29. Для выдачи разрешения на добровольную ликвидацию ломбарда обязательным условием является достаточность средств для осуществления расчетов по его обязательствам Казахстан

Список литературы

1. Мальцева О.В. Микрофинансирование как инструмент поддержки малого предпринимательства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 1. С. 153-160.

2. Бочарова О.Н. Направления совершенствования государственной поддержки и кредитования малого и среднего предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 10. С.28-32.

3. Заболоцкая В.В., Пацар З.Г. Совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России // Сибирская финансовая школа. 2011. № 1. С. 50-55.

4. Khandker S. Microfinance and poverty: Evidence using panel data from Bangladesh // World Bank Economic Review. 2005. Vol. 19. № 3. P. 1-25.

5. Осиповская А.В. Формирование системы микрофинансирования в России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 10. С. 182-189.

6. Котляров М.А. Регулирование деятельности микрофинансовых организаций на российском рынке. URL: http://institutiones.com/general/1178-regulirovanie-deyatelnosti-mikrofinansivyx-organizacij.html.

7. Шапошников И.Г. Развитие небанковских кредитных институтов России // Фундаментальные исследования. 2014. № 8. С. 1169-1173.

8. Позднышев А.А., Богатикова О.В. Оптимизация механизма финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 2. С. 36-43.

9. Кизим А.А., Крылов А.П. Проблемы развития системы микрофинансирования малого бизнеса России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 6. С. 56-65.

10. Александровская Ю.П., Владимирова И.С., Филиппова Н.К.Моделирование деятельности микрофинансовой организации // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 12. С. 319-326.

11. Мельников Н.Н. Правовое регулирование микрофинансирования в России и странах СНГ. Орел: Орловская литература и книгоиздательство, 2008. 376 с.

12. Войшвилло И.Е., Шахназарян Г.Э. Макроэкономические риски деятельности микрофинансовых институтов и способы их минимизации // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 4. С. 21-30.

13. Шафиров Л.А. Гармонизация интересов устойчивого развития территорий, заемщиков и кредиторов как основа программ разработки и внедрения кредитных продуктов для населения (обзор исследований) // TERRA ECONOMICUS. 2014. Т. 12. № 2. С. 88-108.

14. Макарова Е.Б. Микрофинансирование в России: эволюционное развитие // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 10. С. 167-174.

15. YunusM., Moingeon B., Lehmann-Ortega L. Building social business models: Lessons from the Grameen experience // Long Range Planning. 2010. № 43. С. 308-325.

16. Нестеренко Ю.Н. Институт микрофинансирования в системе финансового обеспечения субъектов микробизнеса // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 15. С. 171-178.

17. Королев Д.А. Перспективы развития микрофинансирования малого бизнеса в России // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 2. С. 54-58.

18. Рыжановская Л.Ю. Социальная и финансовая составляющие микрофинансовой деятельности: выявление рисков // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 5-16.

19. Панаедова Г.И., Андреева Е.А., Панаедов Т.И. Опыт сельского кооперативного кредитования США // Сельский кредит. 2008. № 3. С. 26-36.

20. Пятшева Е.Н. Микрофинансирование как инструмент развития малого предпринимательства в России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 10. С. 190-196.

ISSN 2311-8709 (Online) Financial System

ISSN 2071-4688 (Print)

A COMPARATIVE ANALYSIS OF STATUTORY REGULATION OF COMMERCIAL MICROFINANCE INSTITUTIONS IN EAEU COUNTRIES

Goar E. SHAKHNAZARYAN

Financial Research Institute, Moscow, Russian Federation [email protected]

Article history: Abstract

Received 29 October 2015 Subject The microfinance activity is recognized as an important development tool that helps

Accepted 11 January 2016 enhance the use of financial resources of the society and create additional channels of small business

and startup financing. Pawnshops are the most ancient commercial microfinance institutions with a JEL classification: G21, G23, history of more than one millennium. Unlike pawnshops, private microfinance institutions appeared G28 in the former Soviet Union only about 20 years ago, therefore, the law principles regulating their

activities are of special interest. To harmonize the laws of the EAEU States on microfinance institutions regulation, it is required to discuss and coordinate available approaches. Objectives Based on the analysis of statutory regulation of commercial microfinance institutions in EAEU countries, the study aims to unveil similarities and differences in the existing approaches and to find ways to mitigate systemic risks inherent in their operations.

Methods The paper employs the following methods: historical comparison, logic, comparative analysis, synthesis, induction and deduction.

Results The findings reveal the most significant differences in the regulation of microfinance institutions of EAEU countries. The study proves that the risks of microfinance institutions are increasing as their operations expand. This necessitates toughening the supervisory requirements of Keywords: pawnshop, the regulator.

microfinance organization, Conclusions It is practicable to harmonize the laws regulating the pawnshop activities, however,

government regulation, approaches to the regulation of microfinance institutions require a thorough discussion and

financial risk, EAEU coordination of positions with a view to mitigate possible risks.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Mal'tseva O.V. Mikrofinansirovanie kak instrument podderzhki malogo predprinimatel'stva [Microfinance as a tool for small business support]. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS = State and Municipal Management. Proceedings of North Caucasian Academy of Public Administration, 2011, no. 1, pp. 153-160.

2. Bocharova O.N. Napravleniya sovershenstvovaniya gosudarstvennoi podderzhki i kreditovaniya malogo i srednego predprinimatel'stva [Areas of perfecting the State support and lending to small and medium-sized enterprises]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-economic Phenomena and Processes, 2013, no. 10, pp.28-32.

3. Zabolotskaya V.V., Patsar Z.G. Sovershenstvovanie mekhanizmov finansovo-kreditnoi podderzhki malogo biznesa v Rossii [Improving the mechanisms of financial and credit support to small business in Russia].

Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2011, no. 1, pp. 50-55.

4. Khandker S. Microfinance and poverty: evidence using panel data from Bangladesh. World Bank Economic Review, 2005, vol. 19, no. 3, pp. 1-25.

5. Osipovskaya A.V. Formirovanie sistemy mikrofinansirovaniya v Rossii [Formation of the microfinance system in Russia]. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = Bulletin of Russian State University for the Humanities, 2011, no. 10, pp. 182-189.

6. Kotlyarov M.A. Regulirovanie deyatel'nosti mikrofinansovykh organizatsii na rossiiskom rynke [Regulation of activity of microfinance organizations in the Russian market]. Available at:

http: //institutiones. com/general/ 1178-regulirovanie -deyatelnosti-mikrofinansivyx-organizacij .html. (In Russ.)

7. Shaposhnikov I.G. Razvitie nebankovskikh kreditnykh institutov Rossii [The development of non-bank credit institutions in Russia]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 8, pp.1169-1173.

8. Pozdnyshev A.A., Bogatikova O.V. Optimizatsiya mekhanizma finansovoi podderzhki malogo i srednego biznesa v Rossii [Optimizing the mechanism of financial support to small and medium-sized businesses in Russia]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: Politics, Economics, Law, 2014, no. 2, pp.36-43.

9. Kizim A.A., Krylov A.P. Problemy razvitiya sistemy mikrofinansirovaniya malogo biznesa Rossii [Problems of developing the microfinance business in Russia]. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie = Science and Education: Households and Economy; Entrepreneurship; Law and Governance, 2014, no. 6, pp. 56-65.

10. Aleksandrovskaya Yu.P., Vladimirova I.S., Filippova N.K. Modelirovanie deyatel'nosti mikrofinansovoi organizatsii [Modeling the activities of microfinance institutions]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Herald of Kazan Technological University, 2014, vol. 17, no. 12, pp. 319-326.

11. Mel'nikov N.N. Pravovoe regulirovanie mikrofinansirovaniya v Rossii i stranakh SNG [Legal regulation of microfinance business in Russia and the CIS countries]. Orel, Orlovskaya literatura i knigoizdatel'stvo Publ., 2008, 376 p.

12. Voishvillo I.E., Shakhnazaryan G.E. Makroekonomicheskie riski deyatel'nosti mikrofinansovykh institutov i sposoby ikh minimizatsii [Macroeconomic risks of microfinance institutions and ways to minimize them].

Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2013, no. 4, pp. 21-30.

13. Shafirov L.A. Garmonizatsiya interesov ustoichivogo razvitiya territorii, zaemshchikov i kreditorov kak osnova programm razrabotki i vnedreniya kreditnykh produktov dlya naseleniya (obzor issledovanii) [Harmonizing the sustainable development of territories, borrowers and lenders as a basis of programs for development and implementation of credit products for the public: a review of researches]. TERRA ECONOMICUS, 2014, vol. 12, no. 2, pp. 88-108.

14. Makarova E.B. Mikrofinansirovanie v Rossii: evolyutsionnoe razvitie [Microfinance in Russia: the evolution]. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = Bulletin of Russian State University for the Humanities, 2011, no. 10, pp. 167-174.

15. Yunus M., Moingeon B., Lehmann-Ortega L. Building Social Business Models: Lessons from the Grameen Experience. Long Range Planning, 2010, no. 43, pp. 308-325.

16. Nesterenko Yu.N. Institut mikrofinansirovaniya v sisteme finansovogo obespecheniya sub"ektov mikrobiznesa [Microfinance institutions in the system of financial support to microbusiness]. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = Bulletin of Russian State University for the Humanities, 2013, no. 15, pp. 171-178.

17. Korolev D.A. Perspektivy razvitiya mikrofinansirovaniya malogo biznesa v Rossii [Prospects for developing the microfinance for small businesses in Russia]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: Politics, Economics, Law, 2013, no. 2, pp. 54-58.

18. Ryzhanovskaya L.Yu. Sotsial'naya i finansovaya sostavlyayushchie mikrofinansovoi deyatel'nosti: vyyavlenie riskov [Social and financial components of microfinance activities: risk identification]. Nauchno-issledovatel'skii fmansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2013, no. 3, pp. 5-16.

19. Panaedova G.I., Andreeva E.A., Panaedov T.I. Opyt sel'skogo kooperativnogo kreditovaniya SSHA [The U.S. experience in rural cooperative lending]. Sel'skii kredit = Rural Credit, 2008, no. 3, pp. 26-36.

20. Pyatsheva E.N. Mikrofinansirovanie kak instrument razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossii [Microfinance as a tool to develop small business in Russia]. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = Bulletin of Russian State University for the Humanities, 2011, no. 10, pp. 190-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.