Научная статья на тему 'Финансово-правовое регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций'

Финансово-правовое регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1491
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МИКРОФИНАНСОВЫЕ КОМПАНИИ / МИКРОКРЕДИТНЫЕ КОМПАНИИ / МИКРОФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕДИТНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КРЕДИТНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ / ЖИЛИЩНЫЕ НАКОПИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ЛОМБАРДЫ / БАНК РОССИИ / НАДЗОР БАНКА РОССИИ ЗА МИКРОФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ / MICROFINANCE / MICROFINANCE INSTITUTIONS / MICROFINANCE COMPANIES / MICROCREDIT COMPANIES / CREDIT CONSUMER COOPERATIVES / AGRICULTURAL CREDIT CONSUMER COOPERATIVES / HOUSING SAVINGS COOPERATIVES / PAWNSHOPS / BANK OF RUSSIA / THE BANK OF RUSSIA SUPERVISION OF MICROFINANCE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рождественская Татьяна Эдуардовна, Гузнов Алексей Геннадьевич

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования микрофинансовой деятельности, осуществляемой различными субъектами. Особое внимание уделено финансово-правовому регулированию микрофинансовых организаций (как микрофинансовых компаний, так и микрокредитных компаний), требований, предъявляемых к этим компаниям, а также вопросам осуществления Банком России надзора за выполнением данных требований. В статье сформулированы особенности микрофинансовой деятельности и особенности подхода Банка России при осуществлении надзора за микрофинансовыми организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рождественская Татьяна Эдуардовна, Гузнов Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL REGULATION AND SUPERVISION THE ACTIVITIES OF MICROFINANCE ORGANIZATIONS

The article contemplates the matters of legal regulation of micro-financial activities carried out by different subjects. Special attention is paid to the financial and legal regulation of micro-financial organizations (both micro-financial companies and micro-credit companies), the requirements for such companies, as well as the matters of supervision over the execution of such requirements by the Bank of Russia. The article formulates the specifics of micro-financial activities and the features of approach of the Bank of Russia to the supervision over micro-financial companies.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовое регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций»

I

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО И СТРАХОВОГО ДЕЛА, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

И ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Татьяна Эдуардовна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ,

доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: tatiana_rojd@mail.ru 125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

Алексей Геннадьевич ГУЗНОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: aguznov@gmail.ru 125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

© Т. Э. Рождественская, 2016, А. Г. Гузнов, 2016

ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МИКРОФИНАНСОВЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования микрофинансовой деятельности, осуществляемой различными субъектами. Особое внимание уделено финансово-правовому регулированию микрофинансовых организаций (как микрофинансовых компаний, так и микрокредитных компаний), требований, предъявляемых к этим компаниям, а также вопросам осуществления Банком России надзора за выполнением данных требований. В статье сформулированы особенности микрофинансовой деятельности и особенности подхода Банка России при осуществлении надзора за микрофинансовыми организациями. Ключевые слова: микрофинансирование, микрофинансовые организации, микрофинансовые компании, микрокредитные компании, микрофинансовая деятельность, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, ломбарды, Банк России, надзор Банка России за микрофинансовыми организациями.

ROJDESTVENSKYA T. ED.,

Doktor of Law, Professor Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

E-mail: tatiana_rojd@mail.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

GUZNOV A. G.,

Candidate of Law, Associate Professor Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

E-mail: aguznov@gmail.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

FINANCIAL REGULATION AND SUPERVISION THE ACTIVITIES OF MICROFINANCE ORGANIZATIONS

The article contemplates the matters of legal regulation of micro-financial activities carried out by different subjects. Special attention is paid to the financial and legal regulation of micro-financial organizations (both micro-financial companies and micro-credit companies), the requirements for such companies, as well as the matters of supervision over the execution of such requirements by the Bank of Russia. The article formulates the specifics of micro-financial activities and the features of approach of the Bank of Russia to the supervision over micro-financial companies.

Keywords: microfinance, microfinance institutions, microfinance companies, microcredit companies, microfinance, credit consumer cooperatives, agricultural credit consumer cooperatives, housing savings cooperatives, pawnshops, the Bank of Russia, the Bank of Russia supervision of microfinance institutions.

ШГ^)Ш(<^Т[л][М][Ж Рождественская Т. 3., Гузмов А. Г. _

//^^УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовое регулирование и надзор

/_имвнио.Е.кутафина(мпоА) за деятельностью микрофинансовых организаций

Под микрофинансовой деятельностью в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»1 понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Микрофинансовая деятельность осуществляется следующими субъектами:

1) микрофинансовыми организациями, действующими в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;

2) кредитными потребительскими кооперативами, действующими в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»2;

3) сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, действующими в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»3;

4) жилищными накопительными кооперативами, действующими в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»4;

5) ломбардами, действующими в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»5.

Конечно, каждая из перечисленных организаций имеет свою специфику. Так, микрофинансовые организации — юридические лица, зарегистрированные в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющие микрофинансовую деятельность и внесенные в государственный реестр микрофинансовых организаций. Микрофинансовые организации обладают в некотором смысле универсальной правоспособностью: они вправе, хотя и с определенными ограничениями, привлекать средства от неопределенного круга лиц и предоставлять средства неопределенному кругу лиц.

Кредитные потребительские кооперативы (далее — КПК), сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее — СКПК), жилищные накопительные кооперативы (далее — ЖНК) — виды объединений граждан, которые создаются на условиях объединения средств граждан — участников (членов) кооператива для удовлетворения тех или иных потребностей членов кооператива. Отличие, например, ЖНК состоит в том, что займы, которые он Ш

предоставляет своим членам, имеют целевой характер и связаны с удовлетворе- А

нием потребностей членов кооператива в жилье. СКПК объединяют, как правило, □

граждан, живущих на селе. КПК строятся на основе территориального, профес- 3

- "0

1 СЗ РФ от 5 июля 2010 г. № 27. Ст. 3435.

2 СЗ РФ от 20 июля 2009 г. № 29. Ст. 3627

Ш

3 СЗ РФ от 11 декабря 1995 г. № 50. Ст. 4870. П

4 СЗ РФ от 3 января 2005 г. № 1 (часть I). Ст. 41. □

5 СЗ РФ от 30 июля 2007 г. № 31. Ст. 3992.

п

* к

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

сионального или иного принципа, однако закон не определяет содержание этого принципа.

Ломбарды могут предоставлять займы только гражданам, на определенный срок — не более года, и только под обеспечение в виде залога, которое предоставляет заемщик. При этом вещи в залог предоставляются в виде заклада, т.е. ломбард хранит данные вещи у себя.

Основная социальная функция такого рода финансовых организаций — улучшить доступность предоставляемых финансовых услуг. Специфика их организации и деятельности состоит в том, что они фактически относятся к малым формам бизнеса и поэтому не могут оказывать существенного влияния на устойчивость финансового рынка. Однако число этих организаций велико, и поэтому они могут оказывать влияние на социально-психологический климат населения страны, на уровень доверия к финансовой системе. Так, на 01.01.2016 в Российской Федерации были включены в соответствующие реестры 3676 микрофинансовых организаций, 3482 кредитных потребительских кооперативов, 8392 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, 78 жилищных накопительных кооперативов, 1733 ломбарда.

В системе микрофинансирования достаточно развито саморегулирование. Так, в системе кредитной кооперации действуют так называемые кооперативы 1-го и 2-го уровней. Кооперативы 1-го уровня объединяют непосредственно граждан; кооперативы 2-го уровня представляют собой объединения кооперативов 1-го уровня. Кредитные кооперативы второго уровня формируют предусмотренные их уставом фонды, привлекают денежные средства своих членов и иные денежные средства в порядке, который определяется законом и их уставами, предоставляют займы своим членам в целях удовлетворения их финансовых потребностей, осуществляют иную деятельность, предусмотренную законом и их уставами. Кредитные кооперативы второго уровня создаются не менее чем пятью кредитными кооперативами на основе членства по территориальному (региональному, межрегиональному, федеральному) или иному принципу.

Кроме того, МФО, кооперативы и ломбарды объединены в саморегулируемые организации.

Сходство между данными видами организаций проявляется в том, что все они первоначально регистрируются как юридические лица, а только затем включаются в государственный реестр соответствующего вида Банком России. При этом сам механизм включения предполагает относительно незначительные проверочные действия, отличные в зависимости от вида организации. Уже на этом уровне действует принцип снижения административной нагрузки для создания условий развития бизнеса.

Отличие организаций, действующих в микрофинансовой нише, проявляется также и в том, что часть из них (некоторые виды МФО, кооперативы) являются некоммерческими организациями.

Конечно, существуют определенные отличия каждого вида организаций, прежде всего — с точки зрения их правового статуса, прав и обязанностей.

Так, микрофинансовая организация ориентирована прежде всего на предоставление займов юридическим и физическим лицам. Закон предполагает их дифференциацию на микрофинансовые компании и микрокредитные компании, которые отличаются друг от друга по уровню возможностей и обязанностей, прежде

^ ) УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовое регулирование и надзор

/-именио.Е.кутафина(мпоА) за деятельностью микрофинансовых организаций

всего — по финансовому состоянию. Так, микрофинансовая компания — вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных ограничений, удовлетворяющей требованиям закона и нормативных актов Банка России, в том числе к собственным средствам (капиталу), и имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, в том числе не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц. Микрокредитная компания, в свою очередь, — вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом ограничений, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц. Кроме того, закон выделяет микрофинансовые организации предпринимательского финансирования, т.е. МФО, которые не занимаются выдачей потребительских займов, а ориентированы на работу с индивидуальными предпринимателями, субъектами малого и среднего бизнеса.

В связи с направленностью деятельности МФО она вправе запрашивать у лица, подавшего заявление на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов. При этом МФО вправе осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений, установленных законом, в том числе оказывать иные услуги, а также выдавать иные займы юридическим лицам и физическим лицам по договорам займа, исполнение обязательств по которым обеспечено ипотекой, и иные займы юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства или имеющим статус микрофинансовой организации, кредитного потребительского кооператива, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, ломбарда, а также юридическим лицам, являющимся аффилированными лицами микрофинансовой организации. Для формирования финансовой базы для предоставления займов МФО вправе привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом некоторых ограничений, установленных ст. 12 Закона о МФО.

Обязанности и ограничения деятельности МФО связаны с обеспечением прав и законных интересов клиентов, прежде всего на получение достоверной информации об условиях предоставления займов. Вместе с тем существуют Ш

ограничения, связанные с уровнем требований по финансовой устойчивости. А

Так, микрофинансовая организация (как микрофинансовая компания, так и □

микрокредитная компания) обязана:

1) предоставить лицу, подавшему заявление на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с

2) разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, до-

получением микрозайма; Ш

П

ступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица,и в сети Интернет;

П

* к

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

3) проинформировать лицо, подавшее заявление на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма об условиях договора микрозайма, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма;

4) гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков. Все работники микрофинансовой организации обязаны соблюдать тайну об операциях заемщиков микрофинансовой организации, а также об иных сведениях. Перечень таких сведений устанавливается микрофинансовой организацией, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

5) раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, в порядке, установленном учредительными документами;

6) проинформировать лицо, подавшее заявление в микрофинансовую организацию на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма о том, что данная микрофинансовая организация включена в государственный реестр микрофинансовых организаций, и по его требованию предоставить копию документа, подтверждающего внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Одновременно микрофинансовая организация (микрофинансовая компания и микрокредитная компания) не вправе:

1) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;

2) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на 10 и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период. Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей (участников, акционеров);

3) выдавать займы в иностранной валюте;

4) в одностороннем порядке изменять размер процентных ставок и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами — индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами;

УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовое регулирование и надзор

/_имвнио.Е.кутафина(мпоА) за деятельностью микрофинансовых организаций

5) в одностороннем порядке увеличивать размер процентных ставок и (или) изменять порядок их определения по договорам микрозайма, сокращать срок их действия, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение этих договоров с клиентами — физическими лицами;

6) применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;

7) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

8) выдавать заемщику — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга заемщика — юридического лица или индивидуального предпринимателя перед этой микрофинансовой организацией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит три миллиона рублей;

9) начислять заемщику — физическому лицу проценты и иные платежи по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет четырехкратного размера суммы займа. Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано микрофинансовой организацией на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа;

10) использовать полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием, микрофинансовой организации или иной финансовой организации, сведения о которой были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее государственной регистрации соответствующей микрофинансовой организации. Данный запрет не распространяется на микрофинансовые организации, использующие полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе полным и (или) сокращенным фирменным наименованием аффилированных с ними микрофинансовых или иных финансовых организаций.

Помимо ограничений, относящихся как к микрофинансовым компаниям, так и микрокредитным компаниям Закон также устанавливает определенные отличия, характерные только для микрофинансовых компаний или только для микрокредитных компаний.

Ш гп

А

А □

"0

б "0

О

^

X гп П

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А □

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Так, микрофинансовая компания также не вправе:

1) привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей:

а) являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрофинансовой компании;

б) предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой компанией договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора;

в) приобретающих облигации микрофинансовой компании, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации микрофинансовой компании, выпущенные в соответствии со статьей 27.5-2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № Э9-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

г) приобретающих облигации микрофинансовой компании номинальной стоимостью более одного миллиона пятисот тысяч рублей каждая, или предназначенные для квалифицированных инвесторов;

2) выдавать заемщику — физическому лицу микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга заемщика перед микрофинансовой компанией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей;

3) в рамках иной деятельности осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, а также указывать на возможность заниматься производственной и (или) торговой деятельностью в учредительных документах;

4) в одностороннем порядке уменьшать размер процентных ставок и (или) изменять порядок их определения по договорам займа, сокращать или увеличивать срок действия этих договоров, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение этих договоров с клиентами — физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, предоставившими денежные средства микрофинансовой компании, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Микрокредитная компания, в свою очередь, не вправе:

1) привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании;

2) выдавать заемщику — физическому лицу микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга заемщика перед микрокредитной компанией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит пятьсот тысяч рублей;

//^^УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовое регулирования и надзор

/_^ имвнио.Е.кутафина(мпоА) за деятельностью микрофинансовых организаций

3) поручать кредитной организации на основании договора проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица;

4) выпускать и размещать облигации.

Следует отметить, что особенность микрофинансовой деятельности связана с тем, что:

1) при значительном числе организаций число клиентов каждой организации относительно невелико;

2) денежные фонды, созданные для осуществления основной деятельности, как правило, незначительны и не оказывают влияния на вопросы финансовой устойчивости;

3) социальное значение микрофинансовой деятельности состоит в том, что указанные организации повышают уровень доступности финансовых услуг как в региональном разрезе, так и с точки зрения охвата потребителей, включая малообеспеченные слои населения;

4) основные риски, связанные с деятельностью такого рода организаций, связаны с уровнем их добросовестного отношения к клиенту, т.е. носят поведенческий характер, но в массе своей эти риски могут оказать влияние на уровень доверия к финансовому рынку страны;

5) требования по финансовой устойчивости, а также иные требования относительно невелики и базируются на принципе пропорциональности значения организации на финансовом рынке. В этой связи надзор за финансовой устойчивостью и его компоненты (критерии допуска на рынок, требования по текущей деятельности, отчетность, проверки и проч.) должны носить облегченный, по сравнению с надзором за иными финансовыми организациями, характер;

6) существует необходимость организации эффективного « поведенческого» надзора, позволяющего защитить клиентов организаций данного вида от недобросовестных лиц;

7) публичный надзор в этой сфере неминуемо должен сочетаться с надзором со стороны саморегулируемых организаций, а также иными формами саморегулирования, свойственными, в частности, кооперации6.

6 О специфике микрофинансовой деятельности и специфике надзора за нею см.: Захарова О. В. Проблемы и направления развития микрофинансового сектора современной России // Экономика. Бизнес. Банки. 2015. № 4. С. 56—66 ; Кутенков В. В. Правовое регулирование кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010; Мамута М. Основные направления реформы рынка небанковских микрофинансовых институтов: [по материалам XIV Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование. Версия 2.0. Перезагрузка»] // МикроАпэпсе. 2015. № 4. С. 12—21 ; Мамута М. В., Тагирова В. Т. Проблемы правового регулирования рынка микрофинансирования // Банковское и право. 2014. № 2. С. 9—16 ; Мамута М. В., Чирков А. В. О совершенствовании регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов в России //Деньги и кредит. 2015. № 12. С. 9—13 ; Чистюхин В. В. Микрофинансирование — один из элементов финансового рынка страны: [по материалам XIV Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование. Версия 2.0. Перезагрузка»] // МикроАпэпсе. 2015. № 4. С. 8—11 ; Чис-тюхин В. В. Развитие законодательства и надзора над рынком микрофинансирования: [по материалам выступления заместителя Председателя Банка России Чистюхина В. В. на конференции НАУМИР «Актуальные вопросы микрофинансирования: стратегии выживания и развития в современных экономических реалиях»] // МикроАпэпсе. 2015. № 2. С. 13—16.

Ш гп

А

А □

б "О

О

^

X гп П

А □

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Как уже отмечалось, МФО подлежат регистрации в государственном реестре, который ведет Банк России. В реестр включаются организации, прошедшие государственную регистрацию и предполагающие заниматься микрофинансовой деятельностью. Включение организации в государственный реестр не предполагает уведомительного порядка, однако эта процедура носит упрощенный характер по сравнению с иными формами государственного признания на финансовом рынке, и в любом случае включение в государственный реестр также является формой государственного признания возможности иметь и осуществлять специальное субъективное право, связанное с определенным видом деятельности.

При внесении сведений о МФО в государственный реестр проверяется соответствие организации ряду требований, в частности, относящимся к руководителям организации и ее учредителям.

В соответствии с п. 3 ст. 4.2 Закона о МФО «Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о лицах, которые прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации».

Закон определяет ограничения на возможность осуществлять управление принадлежащими акциями (долями) МФО в случае нарушения порядка или несоответствия лица вышеуказанным требованиям, в частности, такие приобретатели вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации. При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) микрофинансовой организации не учитываются.

Юридическому лицу может быть отказано во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций по следующим основаниям:

1) несоответствие документов, представленных в Банк России для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, требованиям Закона о МФО и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России;

2) представление неполного комплекта предусмотренных Законом о МФО документов, необходимых для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, либо документов, содержащих недостоверную информацию;

3) исключение сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основаниям, связанным с нарушением МФО при осуществлении своей деятельности ряда публично-правовых требований, в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;

^ \ УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовое регулирование и надзор

I -У имвнио.Е.кутафина(мпоА) за деятельностью микрофинансовых организаций

4) несоответствие органов управления, а также учредителей (участников) юридического лица требованиям Закона о МФО;

5) наличие в государственном реестре микрофинансовых организаций полного и (или) сокращенного наименования микрофинансовой организации, в том числе полного или сокращенного фирменного наименования, совпадающего с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным или сокращенным фирменным наименованием юридического лица, подавшего заявление о внесении сведений о данном юридическом лице в указанный реестр, или сходного с ним до степени смешения, при условии, что соответствующие сведения о микрофинансовой организации были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее сведений о юридическом лице, подавшем заявление.

Кроме того, во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций в виде микрофинансовой компании отказывается в случае несоблюдения данным юридическим лицом требований к собственным средствам (капиталу) (70 млн руб.).

Закон устанавливает ряд обязанностей и ограничений для субъектов, осуществляющих микрофинансовую деятельность, в частности, при предоставлении потребительских займов, а также при привлечении средств.

В основном данные обязанности связаны с взаимоотношениями с потребителями услуг МФО; представление отчетности необходимо для осуществления Банком России надзора за деятельностью МФО, в частности за тем, как МФО соблюдает установленные экономические нормативы. Так как деятельность МФО связана с предоставлением займов за счет, в том числе, привлеченных средств, то регулирование рисков, возникающих в деятельности МФО, имеют общие черты с регулированием кредитного риска кредитных организаций.

Банк России устанавливает экономические нормативы, которые дифференцируются в зависимости от вида МФО. В частности, для микрокредитной компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами), и (или) юридических лиц в виде займов, могут быть установлены следующие экономические нормативы:

а) достаточности собственных средств;

6) ликвидности.

Для микрофинансовой компании, привлекающей денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и (или) юридиче- Е ских лиц в виде займов, и микрофинансовой компании, осуществляющей выпуск А и размещение облигаций, могут быть установлены следующие экономические □ нормативы:

а) нормативы достаточности собственных средств;

б) нормативы ликвидности;

в) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных

г) максимальный размер риска на связанное с микрофинансовой компа нией лицо (группу связанных с микрофина

д) виды и размеры иных финансовых рисков.

б "0

О

заемщиков; Е

п

А

нией лицо (группу связанных с микрофинансовой компанией лиц); Й

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Определенные дополнения по обязательным нормативам могут быть сделаны в отношении микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования.

В настоящее время установлены числовые значения и порядок расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов7.

Кроме того, Банк России устанавливает порядок формирования резервов на возможные потери по займам, а также методику определения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании.

При реализации надзорных полномочий Банк России получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность; осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных законодательством. Важным фактором осуществления надзора является взаимодействие Банка России с саморегулируемыми организациями микрофинансовых организаций.

Банк России также наделен правом проведения проверок микрофинансовых организаций на предмет соответствия их деятельности требованиям законодательства.

Микрофинансовая деятельность в настоящее время подвергается серьезной критике за склонность ряда МФО выдавать потребительские займы на ростовщических условиях. В этой связи представляется необходимым ограничить возможности микрофинансовых организаций по предоставлению потребительских займов на таких условиях, т.е. ограничить размер процентов, которые могут быть взысканы с заемщика. Кроме того, является целесообразным введение требования об ограничении суммы предоставляемого кредита (займа) в зависимости от совокупного дохода гражданина и его семьи. Однако для реализации этого требования необходимо обеспечить доступ всех МФО, обладающих правом на предоставление потребительских займов, а также иных т.н. «профессиональных кредиторов» к информации о доходах заемщика, содержащейся не только в бюро кредитных историй, но и в базах данных Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации.

Но одновременно необходима последовательная работа правоохранительных органов по выдавливанию с рынка так называемых «черных кредиторов», т.е. лиц, которые не имеют права предоставлять потребительские кредиты (займы). В этой связи может быть сделан акцент на правоприменительную практику привлечения к ответственности лиц на основании ст. 171 УК РФ (незаконная предпринимательская деятельность), а также ст. 14.56 КоАП РФ.

Приказ Минфина РФ от 30 марта 2012 г. № 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов» // Российская газета. 2012 г. № 135. 15 июня.

в

Ш©Т[л1[Ш[К Рождественская Т. 3., Гузнов А. Г.

УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовое регулирование и надзор

именио.Е.кутафина(мпоА) за деятельностью микрофинансовых организаций

Библиография

1. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2012 г. № 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде

займов» // Российская газета. — 15 июня 2012 г. — № 135.

***

1. Захарова, О. В. Проблемы и направления развития микрофинансового сектора современной России / О. В. Захарова // Экономика. Бизнес. Банки. — 2015. — № 4.

2. Кутенков, В. В. Правовое регулирование кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России : дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Кутенков. — М., 2010.

3. Мамута, М. В. Основные направления реформы рынка небанковских микрофинансовых институтов: [по материалам XIV Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование. Версия 2.0. Перезагрузка»] / М. В. Мамута // МикроАпапев. — 2015. — № 4.

4. Мамута, М. В., Тагирова, В. Т. Проблемы правового регулирования рынка микрофинансирования / М. В. Мамута, В. Т. Тагирова // Банковское и право. — 2014. — № 2.

5. Мамута, М. В., Чирков, А. В. О совершенствовании регулирования деятельности кредитных потребительских кооперативов в России / М. В. Мамута, А. В. Чирков // Деньги и кредит. — 2015. — № 12.

6. Чистюхин, В. В. Микрофинансирование — один из элементов финансового рынка страны: [по материалам XIV Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование. Версия 2.0. Перезагрузка»] / В. В. Чистюхин // МикроАпапев. — 2015. — № 4.

7. Чистюхин, В. В. Развитие законодательства и надзора над рынком микрофинансирования: [по материалам выступления заместителя Председателя Банка России Чистюхина В. В. на конференции НАУМИР «Актуальные вопросы микрофинансирования: стратегии выживания и развития в современных экономических реалиях»] / В. В. Чистюхин // МикроАпапев. — 2015. — № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.