Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2017
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ,
КРЕДИТЫ
С.И. ЧЕРНЫХ доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором Института проблем развития науки РАН, главный научный сотрудник Института экономики РАН
МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ: ПРОБЛЕМЫ РОСТА
В статье рассматриваются проблемы, связанные с функционированием российского микрофинансового рынка и регулированием данного процесса Банком России. Оцениваются текущее положение и перспективы развития микрофинансовых организаций, в том числе с точки зрения поддержки малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: микрофинансирование, микрофинансовые организации, Банк России, коммерческие банки, процентная политика, взыскание долгов.
JEL: E51, E58, G21.
Антипод private banking. История развития
В целом микрофинансирование можно определить как финансово-кредитную отрасль, занимающуюся предоставлением базовых финансовых и кредитных услуг недостаточно обеспеченным физическим и юридическим лицам. Кредитные продукты, предлагаемые коммерческими банками, требуют оформления внушительного пакета документов, включающего, как правило, гарантийные или залоговые документы, а срок рассмотрения заявки занимает до 10 дней, при этом нет уверенности, что необходимая сумма будет предоставлена. Микрофинансовые организации (МФО), предлагающие оформление займов на гораздо более лояльных условиях, выступают альтернативой традиционным кредитным организациям1.
1 Согласно Федеральному закону от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной неком-
Вестник ИЭ РАН. №2. 2017 С.139-146
Микрофинансирование, таким образом, находится в сегменте финансово-кредитного обслуживания, противоположном так называемому private banking - спецобслуживанию состоятельных клиентов. Ключевой частью микрофинансирования является микрокредитование - выдача займов в небольших размерах (за рубежом обычно до 10 тыс. долл. США, в России - до 1 млн руб.). Помимо микрокредитования в микрофинансирование также входят страхование, вклады, расчетные системы, денежные переводы и прочие услуги, рассчитанные на небогатых клиентов. Микрофинансирование помогает миллионам людей во всем мире не только «дотянуть до зарплаты» или купить сравнительно дорогую вещь, но и начать свой бизнес, включиться в мир экономических отношений и, как следствие, повысить свое благосостояние. Высокий процент, который приходится платить за пользование микрозаймом, является своеобразной страховкой МФО от убытков, причиняемых недобросовествными заемщиками, и платой за его доступность2. В 2006 г. создатель первой микрофинансовой организации - банка «Грамин» (основан в 1976 г. в Бангладеш), профессор Мухаммад Юнус получил за свою деятельность Нобелевскую премию мира. Присуждая премию, Нобелевский комитет отметил: «Прочный мир не может быть достигнут до тех пор, пока обширные группы населения не найдут способы вырваться из тисков нищеты. Микрокредитование является одним из таких способов»3.
В 2005 г. в рамках объявленного ООН Международного года микрокредитования ряд организаций из развитых стран, в частности, Фонд Ситигрупп, приступил к стимулированию этой деятельности в нашей стране. По данным Российского микрофинансового центра, на апрель 2008 г. спрос на микрокредиты составлял 10 млрд долл., а совокупное предложение микрокредитов банками и небанковскими кредитными микрофинансовыми институтами составляло не более 1,5 млрд долл., или 15% от спроса4. В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. отмечалось, что программа финансовой поддержки
мерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций (ст. 2).
2 По оценке финансового омбудсмена П. Медведева, в конце 2015 г. ставки по микрозаймам «до зарплаты» в России могли достигать 2% в день, то есть более 700% в год. Минимальная ставка - примерно 45% годовых. http://www.azpp.ru/new-issue/v-gosdume-ogranichili-protsenty-po-mikrozaymam.
3 Российский микрофинансовый центр. О микрофинансировании. http://www. rmcenter.ru/about.
4 Российский микрофинансовый центр. Перспективы развития микрофинансирования . http://www.rmcenter.ru/about.
малого и среднего бизнеса, реализуемая Внешэкономбанком, будет расширена до 30 млрд руб., в том числе на цели микрокредитования предполагалось направить до 1 млрд руб. Цифра достаточно скромная, учитывая имевшийся спрос на микрофинансовые услуги. При этом в российском законодательстве тогда вообще не было определений микрофинансовой организации и микрофинансовой деятельности. В июле 2010 г. был принят уже упоминавшийся нами Федеральный закон, который дал официальный «зеленый свет» развитию МФО.
Каково место микрофинансовых организаций в отечественной финансово-кредитной системе?
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что кредитные организации могут существовать в форме банков или небанковских кредитных организаций. Банк - наиболее функционально полная кредитная организация. Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России.
Небанковские кредитные организации существуют во всех развитых странах. В США они называются «кредитные учреждения, отличные от банков» (Credit Agencies Other Than Banks). По роду своей деятельности они составляют мощную конкуренцию банкам на финансовых рынках, в том числе в сфере кредитования. В этом проявлялось их существенное отличие от российских небанковских кредитных организаций, существовавших в 1990-х и начале 2000-х годов, для которых было характерно преобладание расчетных операций и которые не составляли серьезной конкуренции коммерческим банкам, в частности, из-за их небольшого количества (около 50). Вместе с тем с сентября 2001 г. действовало Положение Банка России, разрешающее деятельность небанковских депозитно-кредитных организаций (НДКО), цель которых - стимулировать развитие микрофинансирования малого бизнеса в стране5. Эти организации могли работать только с юридическими лицами в плане привлечения и размещения денежных средств. К середине 2007 г. была зарегистрирована всего одна НДКО - НП «Женская микрофинансовая сеть» с уставным капиталом 60 млн руб. Эта организация, действовавшая с 1998 по 2011 гг. как фонд поддержки малого предпринимательства, предоставила малому бизнесу около 37 тыс. займов на общую сумму 1,2 млрд руб. Такое название было не случайно. Во всем мире большинство (до 80%) потребителей микрофинансовых услуг - женщины, потому что они (особенно в
5 Положение Банка России от 21 сентября 2001 г. № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции».
беднейших странах) более мужчин озабочены добыванием средств к существованию.
Развитие института НДКО у нас в стране сдерживалось отсутствием нормативного инструментария. В конце 2000-х годов Минэкономразвития, Банк России и Ассоциация российских банков разрабатывали проекты трансформации действующих полулегально МФО в НДКО. Однако, в конце концов, было решено узаконить именно МФО, и именно они в настоящее время составляют львиную долю небанковских кредитных организаций.
Современные реалии
По словам председателя Банка России Э. Набиуллиной, «небанковский финансовый сектор начинает играть все большую роль на глобальных рынках, и вопросы регулирования этого сектора в целях минимизации рисков и обеспечения его стабильного развития привлекают все большее внимание регуляторов во всем мире» [1, с. 3]. Согласно Федеральному закону «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», государственное регулирование деятельности МФО осуществляется уполномоченным органом, который, в частности, ведет государственный реестр микрофинансовых организаций и осуществляет соответствующие надзор и контроль. Таким уполномоченным органом, естественно, выступает Банк России, получивший в 2013 г. статус мегарегулятора финансового рынка. Представляется, что по сравнению с банковским сектором «микрофинансовое хозяйство» (а им заведует Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ РФ) более беспокойное, несмотря на гораздо меньшую капитализацию. Основные показатели МФО на конец первых кварталов 2015 и 2016 гг. представлены в таблице.
Как видно из приведенных данных, основным драйвером рынка микрофинансирования в 1-м квартале 2016 г. служили микрозаймы физическим лицам. Сумма таких займов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросла на 34,2% (до 40,3 млрд руб.), количество договоров, заключенных с физическими лицами, увеличилось на 50,5% (до 4,3 млн договоров). При этом средняя сумма микрозайма физического лица, по итогам 1-го квартала 2015 г. , снизилась с 10,5 тыс. руб. до 9,4 тыс. руб. Наибольшей популярностью в сегменте потребительских микрозаймов пользовались микрозаймы «до зарплаты» - объем выдач таких займов вырос на 55,4% и достиг значения в 22,2 млрд руб., средняя сумма микрозайма в данной категории выросла с 5,6 тыс. руб. до 6,2 тыс. руб. Данный факт, на наш взгляд, косвенно свидетельствует о нарастании кризисных тенденций в экономике.
Таблица
Основные показатели микрофинансового рынка России
31.03.2015 31.03.2016
Количество микро-финансовых организаций 3 897 3 852
Капитал, млн руб. 57 798,1 41 452,5
Чистая прибыль, млн руб. 1 987,0 2 286,5
Количество договоров микрозайма, в том числе: 2 877 363 4 315 621
с индивидуальными предпринимателями с юридическими лицами с физическими лицами (потребительские микрозаймы) 10 619 6 516 2 860 228 6 259 4 290 4 305 072
Сумма микрозаймов, млн руб. в том числе: 36 455,6 44 042,1
индивидуальным предпринимателям юридическим лицам физическим лицам (потребительские микрозаймы) 3 535,3 2 900,0 30 020,3 1 863,8 1 892,2 40 286,2
Источник: Банк России. Обзор ключевых показателей микрофинансовых организаций. Информационно-аналитические материалы. 2016. № 1.
Объем микрозаймов, выданных индивидуальным предпринимателям, за год снизился с 3,5 до 1,9 млрд руб. По сектору юридических лиц также наблюдается снижение - с 2,9 млрд до 1,9 млрд руб. Таким образом, за период с 31 марта 2015 г. по 31 марта 2016 г. имела место негативная динамика в этом сегменте микрофинансирования: число договоров с юридическими лицами сократилось на 34,2% (до 4,3 тыс.), число договоров с индивидуальными предпринимателями уменьшилось на 41,1% (до 6,3 тыс.). При этом, по данным Банка России, сократилась и средняя сумма микрозайма. Средний размер микрозаймов индивидуальным предпринимателям в 1-м квартале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизился с 332,9 до 297,8 тыс. руб., юридическим лицам - с 445,1 до 441,1 тыс. руб. [2, с. 5-6]. Возможно, это также связано с кризисом и с изменениями в действующем законодательстве.
Как известно, серьезной проблемой, имеющей большой общественный резонанс, является процентная политика МФО, особенно при наличии задолженности по микрозайму. Огромные проценты и пени, а также нецивилизованные способы их «выбивания» в стиле «лихих девяностых» не могли не получить рано или поздно законодательный отпор. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 407-ФЗ с 29 марта 2016 г. ограничивается предельный размер микрофинансо-
Вестник ИЭ РАН. №2. 2017 С.139-146
вого долга: МФО не вправе начислять заемщику - физическому лицу -проценты и иные платежи по договору потребительского займа до 1 года, если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет четырехкратного размера суммы займа.
В организационном плане Закон № 407-ФЗ разделил микрофинансовые организации на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК) и дифференцировал для них систему привлечения средств. Со дня вступления в силу закона все МФО признаются МКК, которые по истечении одного года не будут иметь права на привлечение денежных средств сторонних физических лиц. Фондирование МКК будет производиться как за счет средств участников (акционеров), так и за счет средств юридических лиц. При этом у МФО-МКК, которые докажут свое соответствие требованиям МФК (одно из требований - размер капитала не менее 70 млн руб.), появятся дополнительные возможности получения ресурсов. Они смогут привлекать денежные средства от сторонних физических лиц в форме займов на сумму от 1,5 млн руб. и выпускать облигации [2, с. 7]. По нашему мнению, для простых граждан, а именно они являются основными клиентами МФО, институциональное разделение последних на микрофинансовые и микрокредитные компании несущественно и они его просто не заметят с точки зрения ранжирования. Корректнее было бы провести «водораздел» по микрофинансовым организациям первого и второго уровней.
Что касается работы с должниками, то в данном плане принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»» («Закон о коллекторах»), разработанный с целью регулирования деятельности по возврату долгов физических лиц, в том числе в части установления способов взаимодействия между кредитором, лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и физическим лицом, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов физических лиц, которые могут быть нарушены использованием недобросовестных методов взыскания. На рынке взыскания долгов должны появиться специалисты, которые будут действовать в цивилизованных рамках и в строгом соответствии с законом. При этом должны быть предусмотрены все меры, чтобы добросовестные взыскатели имели возможность нормально работать, а для этого необходимо еще принять целый ряд подзаконных актов. Что дальше?
Представляется, что в настоящее время микрофинансовая отрасль пребывает на стадии так называемого первоначального накопления
капитала, которую российские банки проходили в 1990-х годах. Тогда действовали «банки-однодневки» и «банки-прачечные», сейчас работают нелегальные микрофинансовые кредиторы. Но процесс концентрации капитала в МФО неминуем, и рано или поздно все должно войти в цивилизованное русло. Приемлемого уровня должны достичь проценты и иные платежи по микрозаймам. Законодательно закрепленный четырехкратный размер может соответствовать лишь указанной выше стадии. В целом мы согласны с выводом, что «следует признать высокую значимость МФО в экономике России, а также необходимость глубоких законодательных изменений, направленных на защиту интересов заемщиков, инвесторов, акционеров и держателей облигаций МФО», - при этом все они должны адекватно оценивать свои риски и повышать финансовую грамотность [3, с. 157].
На наш взгляд, серьезным недостатком в деятельности отечественных микрофинансовых организаций является существующая пока ориентация на выдачу потребительских микрозаймов «до зарплаты» в ущерб микрокредитованию малого и среднего бизнеса (МСБ). Между тем эта проблема очень острая: «В структуре совокупного ссудного портфеля нефинансовому сектору доля кредитов (банков - С.Ч.), предоставленных МСБ, продолжает оставаться несущественной. Большая часть нагрузки по его кредитованию ложится на плечи региональной банковской системы. Однако ее возможности в современных условиях весьма ограничены. Поддержки МСБ от федеральных «флагманов» российского кредитного рынка ожидать не приходится» [4, с. 71]. В этих условиях роль микрокредитования в данном сегменте трудно переоценить (вспомним зарубежный опыт). Существенную роль в исправлении ситуации, как по линии банков, так и по линии МФО, должна, на наш взгляд, сыграть Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, которая осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам МСБ поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». До июня 2015 г. эта организация называлась небанковской депозитно-кредитной организацией «Агентство кредитных гарантий», и именно в этом аспекте она должна существенно развернуть свою работу.
Для развитой финансово-кредитной системы оптимальным является вариант, когда имеют место все формы кредитования - как банковского, так и небанковского, и заемщики любой категории получают доступ к ресурсам, в том числе для развития бизнеса. МФО работают в сегменте рынка финансово-кредитных услуг, который зачастую не столь интересен банкам, в частности, в силу высоких операционных
издержек и «зарегулированности» банковской отрасли. Несмотря на достаточно высокую стоимость кредитов в микрофинансовых организациях, часто микрозаймы являются единственным доступным кредитным продуктом для домохозяйств, начинающих предпринимателей или малых предприятий, испытывающих потребность в сравнительно небольших суммах. В результате микрофинансовые организации и банки вместе участвуют в построении всеохватывающей финансово-кредитной системы, в основе которой лежит институционально диверсифицированная модель соответствующего рынка услуг для всех слоев населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выступление председателя Банка России Э.С. Набиуллиной на XXV Международном финансовом конгрессе. Санкт-Петербург, 30 июня 2016 г. // Деньги и кредит. 2016. № 8.
2. Банк России. Обзор ключевых показателей микрофинансовых организаций. Информационно-аналитические материалы. 2016. № 1.
3. Карпушин Е.С. Развитие рынка микрофинансовых организаций России: конфликт интересов инвесторов, заемщиков и государства // Вопросы экономики. 2016. № 9.
4. Курнышева И.Р., БассА.Б., БураковД.В. Есть ли будущее у региональных банков России? Циклическая оценка конкурентного потенциала // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 6.
S.I. CHERNYCH
Doctor habilitatus in economics, professor, head of the Sector of the Institute for the Study of Science of RAS, chief research fellow of the Institute of economics of RAS [email protected]
MICROFINANCE INSTITUTIONS IN DOMESTIC FINANCIAL-CREDIT SYSTEM: PROBLEMS OF DEVELOPMENT
This article discusses the problems relating to the functioning of the Russian microfinance market, regulation of this process by the Bank of Russia. The author assesses the current situation and prospects for the development of microfinance institutions, including with regard to supporting small and medium-sized businesses.
Keywords: microfinance, microfinance institutions, Bank of Russia, commercial banks, interest rate policy, debt collection. JEL: E51, E58, G21.