Научная статья на тему 'Экономические и правовые аспекты регулирования рисков деятельности финансово-кредитных институтов'

Экономические и правовые аспекты регулирования рисков деятельности финансово-кредитных институтов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕКРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНСТИТУТЫ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / БАНК РОССИИ / РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ФИНАНСОВЫЕ НОРМАТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ / NON-CREDIT FINANCIAL INSTITUTIONS / MICROFINANCE INSTITUTIONS / REGULATION / BANK OF RUSSIA / RISKS IN ACTIVITIES OF NON-CREDIT AND FINANCIAL INSTITUTIONS / FINANCIAL REQUIREMENTS FOR FINANCIAL AND CREDIT INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Ольга Владимировна

Статья посвящена анализу экономических и правовых аспектов регулирования рисков деятельности финансовокредитных институтов в России и за рубежом. Предмет исследования система регулирования рисков деятельности некредитных финансовых организаций и ее эффективность в современных условиях. Цель работы исследование требований регулятора, ограничивающих риски деятельности некредитных финансовых организаций, анализ зарубежного опыта регулирования данной сферы, выявление основных проблем и направлений развития существующей системы регулирования. В работе проведен сравнительный анализ действующих в различных странах финансовых нормативов деятельности финансово-кредитных институтов, исследована возможность применения международного опыта регулирования в современной России. Сделан вывод о наличии широкого перечня требований и ограничений рисков деятельности финансово-кредитных институтов и эффективности действующей в России системы регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND CREDIT INSTITUTIONS: ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF THE RISK MANAGEMENT ACTIVITIES

The paper analyzes economic and legal aspects of risk management at financial and credit institutions in Russia and abroad. The subject of study is risk management system activities of non-credit financial institutions and their effectiveness in modern conditions. The study focuses on examining regulator’s requirements that limit the risks for non-credit financial institutions; investigating foreign regulatory experience in this area; and identifying key challenges and trends in the development of the existing regulatory system. The author carried out a comparative analysis of requirements adopted in different countries for financial and credit institutions as well as considered the possibility of using international regulatory experience in modern Russia. It is concluded that the list of requirements aimed at risk restrictions in the activities of financial and credit institutions is rather wide and, in author’s opinion, the current regulatory system in Russia is quite efficient.

Текст научной работы на тему «Экономические и правовые аспекты регулирования рисков деятельности финансово-кредитных институтов»

УДК 336.73

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ

ЗАХАРОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, магистр экономики, ст. преподаватель кафедры «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» Финансового университета E-mail: olvzakharova@mail.ru

Статья посвящена анализу экономических и правовых аспектов регулирования рисков деятельности финансово-кредитных институтов в России и за рубежом. Предмет исследования - система регулирования рисков деятельности некредитных финансовых организаций и ее эффективность в современных условиях. Цель работы - исследование требований регулятора, ограничивающих риски деятельности некредитных финансовых организаций, анализ зарубежного опыта регулирования данной сферы, выявление основных проблем и направлений развития существующей системы регулирования. В работе проведен сравнительный анализ действующих в различных странах финансовых нормативов деятельности финансово-кредитных институтов, исследована возможность применения международного опыта регулирования в современной России. Сделан вывод о наличии широкого перечня требований и ограничений рисков деятельности финансово-кредитных институтов и эффективности действующей в России системы регулирования.

Ключевые слова: некредитные финансовые организации; институты микрофинансирования; регулирование; Банк России; риски деятельности некредитных финансовых организаций; финансовые нормативы деятельности финансово-кредитных институтов.

Financial and Credit Institutions: Economic

and Legal Aspects of the Risk Management Activities

OLGA V. ZAKHAROVA, MA (Economics), Lecturer of the Chair «Monetary and credit relations and monetary policy», Financial University E-mail: olvzakharova@mail.ru

The paper analyzes economic and Legal aspects of risk management at financial and credit institutions in Russia and abroad. The subject of study is risk management system activities of non-credit financial institutions and their effectiveness in modern conditions. The study focuses on examining regulator's requirements that Limit the risks for non-credit financial institutions; investigating foreign regulatory experience in this area; and identifying key challenges and trends in the development of the existing regulatory system. The author carried out a comparative analysis of requirements adopted in different countries for financial and credit institutions as well as considered the possibility of using international regulatory experience in modern Russia. It is concluded that the list of requirements aimed at risk restrictions in the activities of financial and credit institutions is rather wide and, in author's opinion, the current regulatory system in Russia is quite efficient.

Keywords: non-credit financial institutions; microfinance institutions; regulation; Bank of Russia; risks in activities of non-credit and financial institutions; financial requirements for financial and credit institutions.

Современное состояние системы регулирования деятельности финансово-кредитных институтов в России

В России система регулирования деятельности финансово-кредитных институтов формируется начиная с 1990-х гг. Особое значение для ее совершенствования имеет принятие Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.

С момента начала действия в силу данного законодательного акта Банк России получил новый статус и стал осуществлять регулирование деятельности не только кредитных организаций (банков и небанковских кредитных организаций (далее — НКО), но и некредитных финансовых организаций, являющихся участниками финансового рынка.

К некредитным финансовым организациям, осуществляющим предоставление займов, относятся микрофинансовые организации (микрофинансовые и микрокредитные компании), кредитные кооперативы (потребительские, сельскохозяйственные потребительские и жилищные накопительные) и ломбарды, часто их называют институтами микрофинансирования1.

Законы, регламентирующие деятельность финансово-кредитных институтов, определяют общие правила их функционирования. Регулируя риски деятельности данных организаций, Банк России устанавливает правила определения индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа), формирования резервов

1 Деятельность данных финансово-кредитных институтов регламентируется Федеральными законами от 21.12.2013 № 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)», от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 29.12. 2015 № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».

на возможные потери по займам, ограничения полной стоимости кредита (займа), требования к предоставляемой отчетности [1, с. 60].

В отношении рассматриваемых институтов Банк России выполняет следующие функции: принимает нормативные акты, регулирующие их деятельность, ведет государственный реестр, получает информацию о деятельности и осуществляет надзор за выполнением требований законодательства. В случае выявления нарушений он устанавливает сроки и порядок их устранения.

Формируя нормативную базу для некредитных финансовых организаций, осуществляющих кредитную деятельность, Банк России опирается на уже существующий опыт в сфере регулирования рисков российских банков и международную практику. В результате оказалось, что по количеству финансовых организаций прослеживается явное доминирование институтов микрофинансирования, а по объему кредитования — кредитных организаций (рис. 1, 2)2.

В результате сокращения количества кредитных организаций, интенсивного отзыва лицензий банков некредитные финансовые организации, казалось бы, получают возможности замещать на рынке банки и НКО, однако в реальности объем предоставляемых институтами микрофинансирования займов составляет всего 0,5% объема банковских кредитов, несмотря на их присутствие в крупных, средних и малых городах различных регионов страны.

Институты микрофинансирования предоставляют займы, как правило, предприятиям малого бизнеса или физическим лицам, при этом суммы и сроки займов невелики. Сфера применения банковского кредита не ограничена ни по суммам, ни по срокам.

Стоимость банковского кредита и займов микрофинансовых институтов отличается в разы. Так, за IV квартал 2015 г. предельные значения полной стоимости потребительских кредитов банков и НКО колеблются в пределах от 21,845 до 48,227% в зависимости от срока, цели кредита (займа) и вида обеспечения, для микрофинансовых институтов данный интервал значительно шире и составляет

2 Составлено автором на основе данных Банка России.

728

8470

75

7681

КО МФО КПК СХКК

жнк

Ломбарды

Рис. 1. Институциональная структура кредитной системы на 01.01.2016 (количество кредитных институтов)*

* КО — кредитные организации, МФО — микрофинансовые организации, КПК — кредитные потребительские кооперативы, СХКК — сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ЖНК — жилищные накопительные кооперативы.

Рис. 2. Объем предоставляемых кредитов / займов на 01.01.2016 (млрд руб.)

58,112-806,950% — для микрофинансовых организаций, 32,667-252,823% — для кредитных потребительских кооперативов, 20,730-59,877% — для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, 115,524-177,519% — для ломбардов. Как мы видим, процентные ставки по займам некредитных финансовых организаций существенно выше, чем у банков, что делает невозможной ценовую конкуренцию и повышает кредитный риск.

Однако, несмотря на достаточно высокую стоимость, займы некредитных финансовых организаций востребованы, более низкие требования к кредитоспособности потенциального заемщика, простота оформления договора займа позволяют рынку микрофинансирования динамично развиваться. Возможность привлекать финансовые ресурсы на короткий срок, практически без подтверждения кредитоспособности в любом населенном пункте страны повышает не

только конкурентоспособность, но и социальную значимость финансово-кредитных институтов.

С 29 марта 2016 г. в действие вступила новая редакция Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в соответствии с которой выделяют два вида микрофинансовых организаций: микрофинансовые компании и микрокредитные компании.

Микрофинансовые компании обязаны удовлетворять требованиям законодательства по величине капитала (не менее 70 млн руб.) и имеют право привлекать для осуществления микрофинансовой деятельности денежные средства юридических лиц и граждан, не являющихся ее учредителями (с учетом ряда ограничений).

Микрокредитные компании имеют право привлекать для осуществления своей деятельности денежные средства юридических лиц и физических лиц, являющихся ее учредителями. Требования по минимальной величине капитала таких компаний не устанавливаются.

Для микрофинансовых организаций установлены ограничения по величине выдаваемых займов — суммарная задолженность юридического лица не должна превышать 3 млн руб.

Микрофинансовая компания не может предоставлять займы физическому лицу на сумму более 1 млн руб., суммарная задолженность физического лица микрокредитной компании не должна превышать 500 000 руб.

По нашему мнению, в качестве еще одного ограничения, налагаемого на деятельность микрофинансовых организаций, следует отметить запрет на начисление процентов и иных платежей заемщикам — физическим лицам, получившим краткосрочный заем (за исключением штрафов), если их сумма достигнет четырехкратного размера суммы займа.

Анализ системы финансовых нормативов, ограничивающих риски деятельности некредитных финансовых организаций

Несмотря на единый подход к регулированию рисков деятельности рассматриваемых институтов, регулятор применяет дифференцированный подход к каждому из них в зависимости от особенностей осуществляемых операций.

Для микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, имеющих право на привлечение займов от физических лиц, регулятор устанавливает нормативы ликвидности, выполнение которых обеспечивает устойчивость финансово-кредитных институтов, выполнение ими обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Для ломбардов, не привлекающих средства граждан, такие нормативы не предусматриваются. Регулирование рисков деятельности направлено на обеспечение устойчивости данного сегмента рынка, выполнение институтами микрофинансирования обязательств перед клиентами [2, с. 423].

Рассмотрим действующие в России регулятивные нормы и требования, направленные на обеспечение устойчивости финансово-кредитных институтов, более подробно на основе оценки эффективности существующей нормативной базы, возможности применения зарубежного опыта регулирования рисков (см. таблицу).

Часть рисков микрофинансовых институтов ограничена законодательством, часть регулируется посредством установления финансовых нормативов. При формировании обязательных нормативов регулятор использует опыт ограничения рисков в сфере банковской деятельности. [3, с. 24].

Данные, представленные в таблице, позволяют сделать вывод, что Банк России регламентирует, прежде всего, риски ликвидности и потери платежеспособности, кредитный, процентный и рыночный риски. Самое большое количество нормативов установлено для кредитных потребительских кооперативов первого и второго уровней, что связано с формированием ресурсов этих кооперативов за счет средств его членов (пайщиков). Введенные ограничения позволяют регулировать риски деятельности институтов микрофинансирования и обеспечивать их устойчивость. Для ломбардов регулятор ограничений практически не устанавливает. Для них Банк России регулирует только величину полной стоимости кредита (займа), не вводя ограничений кредитного риска или риска потери платежеспособности. [4, с. 4]. Это связано с полной обеспеченностью предоставляемых займов. При этом чаще всего займы ломбардов обеспечиваются изделиями из драгоценных металлов [5, с. 43].

Перечень требований регулятора, ограничивающих риски деятельности некредитных финансовых организаций*

Установленные регулятором ограничения Регулируемые риски

Микрофинансовые организации (МФО)

Порядок формирования резервов на возможные потери по займам Кредитный риск

Максимальная сумма предоставляемого займа Кредитный риск

Полная стоимость кредита (ПСК) Кредитный риск Процентный риск

Микрокредитные компании

Норматив достаточности собственных средств Риск потери платежеспособности

Норматив ликвидности Риск ликвидности

Микрофинансовые компании

Норматив достаточности собственных средств (НМО1) Риск потери платежеспособности

Норматив ликвидности (НМО2) Риск ликвидности

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Кредитный риск

Максимальный размер риска на связанное с микрофинансовой компанией лицо (группу связанных с микрофинансовой компанией лиц) Кредитный риск

Максимальная сумма привлекаемого займа Кредитный риск

Кредитные потребительские кооперативы (КПК)

Финансовый норматив соотношения величины резервного фонда КПК и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов КПК (ФН1) Риск потери платежеспособности

Финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного или нескольких членов КПК, являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов КПК (ФН2) Кредитный риск

Финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов одному или нескольким членам КПК, являющимся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом (ФН3) Кредитный риск

Финансовый норматив соотношения величины паевого фонда КПК и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов КПК (ФН4) Риск потери платежеспособности

* Составлено автором на основе Указания Банка России от 28.12.2015г. № 3916-у «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов», приказа Минфина России от 30. 03.2012 № 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов», указания Банка России от 29.04.2014 № 3249-у «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)».

Продолжение табл. 1

Установленные регулятором ограничения Регулируемые риски

Финансовый норматив соотношения задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитному кооперативу второго уровня, и части пассивов КПК, включающей паевой фонд кредитного кооператива и привлеченные денежные средства КПК (ФН6) Риск ликвидности

Финансовый норматив соотношения части активов КПК, включающей денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, и общего размера денежных средств, привлеченных КПК (ФН7) Риск ликвидности Рыночный риск

Финансовый норматив соотношения суммы денежных требований КПК, срок платежа по которым наступает в течение года (ФН8) Риск ликвидности

Финансовый норматив соотношения величины резервного фонда КПК второго уровня и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом второго уровня денежных средств от членов КПК второго уровня (ФН1ву) Кредитный риск

Кредитные потребительские кооперативы второго уровня

Финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного или нескольких членов КПК, являющихся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК второго уровня денежных средств от членов КПК второго уровня (ФН2ву) Кредитный риск

Финансовый норматив соотношения размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа одному или нескольким членам КПК второго уровня, являющимся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов КПК второго уровня (ФНЗву) Кредитный риск

Финансовый норматив соотношения величины паевого фонда КПК второго уровня и размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом второго уровня денежных средств от членов КПК второго уровня (ФН4ву) Риск потери платежеспособности

Финансовый норматив соотношения задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением КПК второго уровня займов и кредитов от юридических лиц, не являющихся его членами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом второго уровня денежных средств от членов КПК второго уровня (ФН5ву) Риск потери платежеспособности

Финансовый норматив соотношения части активов КПК второго уровня, включающей денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом второго уровня, и общего размера денежных средств, привлеченных КПК второго уровня (ФН7ву) Риск ликвидности Рыночный риск

Финансовый норматив соотношения суммы денежных требований КПК второго уровня, срок платежа по которым наступает в течение года, и суммы денежных обязательств КПК второго уровня, срок погашения по которым наступает в течение года (ФН8ву) Риск ликвидности

Окончание табл. 1

Установленные регулятором ограничения Регулируемые риски

Полная стоимость кредита (ПСК) Кредитный риск Процентный риск

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы

Ограничение соотношения размера паевого фонда и размера резервного фонда Риск потери платежеспособности

Ограничение соотношения собственного капитала кредитного кооператива и активов его баланса Риск потери платежеспособности

Ограничение соотношения активов баланса кредитного кооператива и его текущих обязательств Риск ликвидности

Ограничение соотношения максимального размера займа, выдаваемого одному заемщику, и активов кредитного кооператива Кредитный риск

Ограничение величины временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи, которая не может составлять более чем 50% средств этого фонда Риск потери платежеспособности

Полная стоимость кредита (ПСК) Кредитный риск Процентный риск

Ломбарды

Требования к отчетности ломбардов Риск потери платежеспособности

Полная стоимость кредита (ПСК) Кредитный риск Процентный риск

Жилищные накопительные кооперативы

Требования к формированию резервного фонда кооператива Риск потери платежеспособности

Полная стоимость кредита (ПСК) Кредитный риск Процентный риск

Международный опыт регулирования микрофинансового сектора

В результате рассмотрения системы регулирования микрофинансовой деятельности в Индии можно сделать вывод, что Резервный банк Индии предусматривает требования к структуре и качеству кредитного портфеля финансово-кредитных институтов, определяет максимальный размер предоставляемого займа (не более 35 000 индийских рупий при предоставлении первого кредита и не более 50 000 индийских рупий при предоставлении последующих займов), ограничивает величину процентной маржи микрофинансовых институтов (не более 12%) [1, с. 64].

На сайте The Consultative Group to Assist the Poor3 представлена информация о системах регулирования микрофинансового сектора Боливии, Канады, Колумбии, Коста-Рики, Эквадора, Великобритании, Гватемалы, Кыргызской республики, Лаоса, Литвы, Мексики, Никарагуа, Шри-Ланки, Тринидада & Тобаго, Уганды, Узбекистана. Приведенные данные показывают, что в этих странах для микрофинансовых институтов введены требования, предъявляемые к структуре и порядку расчета капитала, достаточности капитала, ликвидности микрофинансовых организаций, созданию резервов по предоставленным займам, определены условия списания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Regulations Matrix. URL: http://www.cgap.org.

просроченной задолженности, установлены ограничения объема средств, привлекаемых от одного кредитора и максимального размера риска на одного заемщика, регламентирован порядок формирования процентных ставок по займам, установлены нормативы использования собственных средств микрофинансового института для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

Выводы

Анализ показывает, что требования Банка России и регуляторов зарубежных стран во многом совпадают. Ряд установленных в различных странах ограничений деятельности микрофинансовых институтов уже применяется в России, а другие требуют дальнейшего изучения.

Банк России в условиях сокращения количества кредитных организаций стремится повысить уровень доверия потенциальных клиентов к финансово-кредитным институтам, обеспечить их устойчивость, ограничивая основные риски деятельности. Сформированная регулятором система управления рисками деятельности некредитных финансовых организаций достаточно эффективна и постоянно развивается. Банк России учитывает новые тенденции в сфере регулирования финансово-кредитных институтов, вводя лимиты по объемам кредитования, ограничения на заимствования в иностранной валюте и т.д.

Банк России ужесточает требования к деятельности институтов микрофинансирования, одновременно повышая уровень доступности предоставляемых ими услуг.

Литература

1. Захарова О.В. Проблемы и направления развития микрофинансового сектора современной России // Экономика. Бизнес. Банки. 2015. № 4 (13). С. 55-66.

2. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник / под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. М.: Юрайт, 2014. 551 с.

3. Захарова О.В. Теоретические аспекты проблемы управления ликвидностью коммерческих банков // Банковские услуги. 2013. № 8. С. 19-25.

4. Абрамова М.А., Александрова Л.С., Дубова С.Е. Регулирование ломбардного бизнеса в Российской Федерации // Банковские услуги. 2015. № 11. С. 2-6.

5. Захарова О.В. Развитие ломбардов: российский и зарубежный опыт // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. №1 (14). С 40-52.

References

1. Zakharova O. Problems and directions of development of microfinance sector of modern Russia. Economy. Business. Banks [Problemy i napravleniya razvitiya mikrofinansovogo sektora sovremennoj Rossii]. Ehkonomika. Biznes. Banki, 2015, No. 4(13), pp. 55-66.

2. Financial and monetary and credit methods of regulation of economy. Theory and practice: textbook. Edited by M. A. Abramova, L.I. Goncharenko, E.V. Markina [Finansovye i denezhno-kreditnye metody regulirovanija jekonomiki. Teorija i praktika. Uchebnik / pod redakciej M.A. Abramovoj, L.I. Goncharenko, E.V. Markinoj]. Moscow, 2014, 551 p.

3. Zakharova O. Theoretical aspects of a problem of management of liquidity of commercial banks. Banking services [Teoreticheskie aspekty problemy upravlenija likvidnost'ju kommercheskih bankov], Bankovskie uslugi, 2013, No. 8, pp. 19-25.

4. Abramova M.A., Aleksandrova L.S., Dubova S.E. The regulation of Lombard business in Russia [Regulirovanie lombardnogo biznesa v Rossiiskoi Federatsii] Banking services [Bankovskie uslugi], 2015, No. 11, pp. 2-6.

5. Zakharova O. Development of pawnshops: russian and foreign experience. Economy. Business. Banks [Razvitie lombardov: rossijskij i zarubezhnyj opyt], Ehkonomika. Biznes. Banki, 2016, No. 1(14), pp. 40-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.