ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Д. А. Ефимов*
Некредитные финансовые организации: понятие и роль на финансовом рынке Российской Федерации
Аннотация. В статье проведен анализ основных положений законодательства РФ в области регулирования финансовых рынков, а также рассмотрены некредитные финансовые организации и их роль на финансовых рынках РФ. В 2013 г. в Федеральный закон от 10 февраля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» была введена ст. 76.1, которой установлен перечень видов деятельности, осуществляемых некредитными финансовыми организациями. В то же время данный перечень не согласуется с перечнями других законов, порождая тем самым правовую коллизию. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что до сих пор в российском законодательстве нет единого понятия некредитной финансовой организации, а также списка организаций, которые при осуществлении своей профессиональной деятельности подпадают под это понятие.
Ключевые слова: Банк России, некредитные финансовые организации, финансовые организации, кредитная организация, небанковские кредитные организации, финансовый рынок, финансовые услуги, рынок ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитный потребительский кооператив.
001: 10.17803/1994-1471.2018.91.6.049-056
В 2013 г. был принят Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и над-
1 СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. I). Ст. 4084.
2 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
зору в сфере финансовых рынков»1, которым в Федеральном законе от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»2 (далее — Закон о Банке России) было впервые закреплено в законодательстве понятие «некредитные финансовые организации»
© Ефимов Д. А., 2018
* Ефимов Дмитрий Александрович, аспирант кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заместитель начальника тендерного отдела акционерного общества «Трест "СпецАтомЭнергоМонтаж"» [email protected]
127572, Россия, г. Москва, ул. Абрамцевская, д. 11, кв. 2
и определен их перечень. Роль некредитных финансовых организаций сложно переоценить. На финансовом рынке «осуществляется перераспределение свободных денежных капиталов и сбережений между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами»3.
М. Н. Михайленко определяет, что «финансовый рынок — это совокупность экономических отношений между участниками сделок (продавцами, покупателями, посредниками) по поводу купли-продажи финансовых активов и финансовых услуг»4.
По мнению Т. Ю. Зарипова, «рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям»5. Автор также пишет о необходимости соотносить понятие финансового рынка с такими видами рынков, как рынок капиталов, денежный рынок, рынок ценных бумаг и пр.6
Ю. С. Евлахова определяет финансовый рынок как систему «экономических отношений, в которой осуществляются аккумуляция и распределение денежных средств на основе двустороннего движения стоимости между участниками воспроизводственных отношений в соответствии с объективными рыночными законами и под воздействием методов и инструментов регулирования со стороны органов
государственной власти и саморегулируемых организаций»7.
Д. Кидуэлл, Р. Петерсон, Д. Блэкуэлл отмечают, что на финансовых рынках осуществляются покупка и продажа финансовых требований или их обмен. Под финансовыми требованиями они понимают закладные, облигации, передаваемые вкладные сертификаты, акции8.
Н. П. Гришина под финансовым рынком с функциональной точки зрения понимает «сферу рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов в целях реализации непрерывности и рентабельности процесса воспроизводства при задействовании всех его многочисленных сегментов»9. Автор также отмечает, что на уровне эмпирического обобщения финансовый рынок — это сегмент экономики, на котором денежные средства, финансовые продукты и услуги становятся товаром.
Н. Г. Семелютина высказывает точку зрения, что «финансовой услугой (или инвестиционной услугой) является услуга, оказываемая профессиональным участником рынка финансовых услуг (т.е. лицом, обладающим лицензией, выданной уполномоченным регулирующим органом) на основании договора с целью передачи денежных средств (или иного имущества, подвергнутого денежной оценке), отчуждаемых инвестором в пользу реципиента инвестиций. Таким образом, финансовыми являются услуги, направленные на обеспечение инвесторам
Финансовые рынки и финансово-кредитные институты : учебное пособие. Стандарт третьего поколения / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. СПб. : Питер, 2013. С. 8.
Михайленко М. Н. Финансовые рынки и институты : учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Жилкиной. М. : Юрайт, 2014. С. 19.
Зарипова Т. Ю. Понятие рынка финансовых услуг: проблемы правового регулирования // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6. С. 163—169.
Правонарушения на финансовом рынке. Выявление, анализ и оценка ущерба : справочник для сотрудников правоохранительных органов / Я. М. Миркин, И. В. Зубков, Ю. В. Росляк [и др.] ; под ред. Г. С. Полтавченко. М., 2007. С. 35.
Евлахова Ю. С. Понятие финансового рынка с позиции современной теории финансов // Финансовый журнал. 2011. № 3. С. 81—92.
Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги / пер. с. англ. СПб. : Питер, 2000. С. 87.
Гришина Н. П. Понятие и сущность финансового рынка в современной мировой экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 3. С. 23—27.
3
4
5
6
7
8
9
возможности осуществить размещение свободных денежных средств»10. Услуги автор делит на два вида: инвестиционные и услуги инфраструктуры. К инвестиционным, в частности, относятся услуги, связанные с принятием средств, отчуждаемых инвестором, и их передачей реципиенту инвестиций; услуги паевых инвестиционных фондов или брокерских (инвестиционных) компаний. Также к инвестиционным услугам Н. Г. Семилютина относит услуги, которые связаны с финансовыми консультациями11.
К услугам инфраструктуры Н. Г. Семилютина относит «услуги, оказываемые для создания условий для деятельности профессиональных участников рынка финансовых услуг, к которым, в частности, возможно отнести услуги депозитариев или клиринговых организаций. Однако за рамками в таком делении остается рынок страховых услуг как обособленная часть финансового рынка»12.
Можно согласиться с мнением А. Г. Гузно-ва, что «на уровне эмпирического обобщения очевидно, что под финансовым рынком понимается тот сегмент экономики, на котором денежные средства, различные финансовые продукты, а также услуги становятся товаром». Далее автор дает непосредственно определение финансового рынка, под которым, по его мнению, следует понимать «совокупность экономико-правовых отношений, возникающих между различными субъектами, которые используют денежные средства в качестве средства накопления (депозиты), платежа, кредита (займа), а также совершают сделки с ценными бумагами, производными и иными финансовыми инструментами, предоставляют (получают) финансовые услуги. Элементами финансового рынка являются услуги инфраструктуры финансового рынка, позволяющего обеспечить оборот финансовых инструментов (например, переводов денежных средств или ценных бумаг)»13.
Финансовые рынки обслуживают особые организации, к числу которых относятся и некредитные финансовые организации. Так, например, рынок ценных бумаг обслуживают особые субъекты, предоставляющие профессиональные услуги на рынке ценных бумаг. К ним относятся профессиональные субъекты рынка ценных бумаг, осуществляющие консультационную деятельность; брокерскую деятельность; дилерскую деятельность; депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг) и др.
Следует напомнить, что в 2013 г. Законом о Банке России была введена ст. 76.1, в соответствии с которой некредитными финансовыми организациями в соответствии с указанным законом признают лиц, осуществляющих следующие виды деятельности: «1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
4) акционерных инвестиционных фондов;
5) клиринговую деятельность;
6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
7) деятельность организатора торговли;
8) деятельность центрального депозитария;
9) репозитарную деятельность;
10) деятельность субъектов страхового дела;
11) негосударственных пенсионных фондов;
12) микрофинансовых организаций;
13) кредитных потребительских кооперативов;
14) жилищных накопительных кооперативов;
15) бюро кредитных историй;
10 Семилютина Н. Г. Формирование правовой модели российского рынка финансовых услуг : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 16.
11 Семилютина Н. Г. Указ. соч.
12 Семилютина Н. Г. Указ. соч. С. 16—17.
13 Гузнов А. Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 29.
16) актуарную деятельность;
17) кредитных рейтинговых агентств;
18) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
19) ломбардов».
Однако такая формулировка, данная законодателем, является неудачной, так как она не согласуется с уже существующей дефиницией «финансовая организация».
Так, например, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»14 (далее — Закон о несостоятельности) в п. 2 ст. 180 к финансовым организациям относит: «1) кредитные организации;
2) страховые организации;
3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
6) клиринговые организации;
7) организаторы торговли;
8) кредитные потребительские кооперативы (далее — кредитные кооперативы);
9) микрофинансовые организации». Федеральный закон «Об организованных
торгах»15 определяет финансовую организацию следующим образом: «профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосу-
дарственный пенсионный фонд, организатор торговли» (ч. 1 ст. 2).
Федеральный закон «О защите конкуренции»16 (далее — Закон о конкуренции) в п. 6 ст. 4 определяет, что финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку РФ), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку РФ).
В своих нормативных актах Банк России определяет финансовые организации исходя из положений, закрепленных в Законе о конкуренции, в то время как ранее регулятор преимущественно опирался на определение, данное в Законе о несостоятельности17.
Учитывая, что приведенные законодательные акты принимались в разное время, сегодня они противоречат друг другу, что не способствует стабильности финансового рынка. Например, законодатель, упоминая ломбарды в одном определении, не упоминает их в другом или, упоминая лизинговую организацию в Законе о конкуренции, не упоминает данные органи-
14 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
15 Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-Ф3 «Об организованных торгах» (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6726.
16 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3434.
17 Положение о методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций «Базель III» (утв. Банком России 28.12.2012 № 395-П) (ред. от 04.08.2016) // Вестник Банка России. 2013. № 11. 2013.
зации в Законе о несостоятельности, а в Законе о конкуренции лизинговая организация отнесена к финансовой организации, не поднадзорной Банку России.
Представляется, что такая практика введения коллизий не может благоприятно отражаться на практике применения законодательства и не способствует развитию доктрины.
Таким образом, можно прийти к выводу, что не может быть выстроена четкая структура финансовых организаций, если они находятся в узких рамках определенного законодательного акта при отсутствии четких критериев отнесения таких организаций к финансовым.
Также следует отметить, что некоторые законы, оперируя понятиями «финансовая организация» и «некредитная финансовая организация», вообще не раскрывают этих понятий, что создает сложности в применении данных законов на практике. Например, Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в п. 3 ч. 3 ст. 6.2 упоминает некредитную финансовую организацию, относя ее к финансовой организации, при этом не давая в ст. 3 Закона определений некредитной и финансовой организации для целей данного закона. Подобная ситуация имеет место и в ст. 8 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»18 и в подп. «е» п. 5 Правил (стандарта) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утвержденном постановлением Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»19.
Имеющиеся противоречия законодательства связаны с тем, что до недавнего времени финансовый рынок был подразделен на кредитные и небанковские кредитные организации и только в 2013 г. в числе финансовых организаций выделили некредитные финансовые организации, при этом правовое регулирование участников
финансового рынка продолжает осуществляться ранее принятыми законодательными актами. Таким образом, сегодня имеет место несоответствие понятий, когда одна и та же организация может являться небанковской и в то же время в соответствии с Законом о Банке России подпадать под понятие некредитной финансовой организации.
Остановимся подробнее на разделении организаций и на имеющихся коллизиях.
А. Ваганова отмечает, что «разделение организаций на кредитные и некредитные финансовые организации не является новеллой российского законодательства, так как, к примеру, в Германии Закон о кредитных организациях содержит два понятия "кредитная организация" и "финансовая организация", к числу которых не относят кредитные организации»20. Таким образом, автор делает вывод, что финансовые организации в законодательстве Германии — это собственно некредитные финансовые организации, которые осуществляют деятельность, сходную с банковской деятельностью, при этом не являясь банковскими организациями.
Позволим себе не согласиться с данной точкой зрения. В российском праве также до недавнего времени речь шла о кредитных организациях. Термина «некредитная финансовая организация» не существовало, он был введен только в 2013 г. и является не только новым для российского права, но и новым для правовых систем всех развитых государств.
В законодательстве России имеет место коллизия, когда некредитные финансовые организации в соответствии с законом относятся к небанковским организациям, под которыми понимают кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. В частности, в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
18 Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФБ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2015. № 29. Ст. 4349.
19 Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 22.12.2011) // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3797.
20 Ваганова А. Понятие некредитных финансовых организаций по российскому и зарубежному законодательству // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. С. 142—149.
под данное понятие подпадает и центральный контрагент, осуществляющий функции в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», в то время как организации, осуществляющие деятельность по осуществлению функций центрального контрагента в соответствии с Законом о Банке России, подпадают под понятие некредитной финансовой организации.
Таким образом, законодатель не до конца определился с понятием некредитной финансовой организации и с перечнем организаций, которые должны подпадать под это понятие. То же можно сказать и в отношении кредитных потребительских кооперативов, которыми в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О кредитной кооперации»21 являются «добровольные объединения физических и (или) юридических лиц на основе членства...». С одной стороны, данные организации законодатель относит к некредитным финансовым организациям, с другой стороны, в поименованном выше Законе законодатель умалчивает о виде данной организации, а в-третьих, данные организации по своему названию и осуществляемой ими деятельности вполне подпадают по понятие «небанковской организации», которая осуществляет отдельные банковские операции. Дело в том, что кредитный потребительский кооператив в соответствии с Законом осуществляет не только деятельность по организации взаимопомощи, но и деятельность по предоставлению денежных средств путем выдачи займов членам кооператива для удовлетворения их финансовой потребности и деятельность по предоставлению потребительского займа с начислением процентов.
Указывая в ст. 3 Закона «О кредитной кооперации» «Предоставление займов», тем самым, по всей видимости, законодатель не относит заем к кредиту и не считает, что по займу займодатель может получать доход. Действительно, данные термины несут различную смысловую нагрузку. Так, например, в соответ-
ствии со ст. 807 ГК РФ заем — договор, в силу которого одна сторона (займодавец) передает другой стороне (заемщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи на условиях возврата с уплатой или без уплаты процентов.
В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Таким образом, анализ приведенных понятий дает основание говорить о том, что заем является кредитом в случае, когда в договоре займа предусмотрена уплата процентов.
Если буквально толковать термин «некредитная финансовая организация», то к таковым возможно отнести все организации, поименованные в Законе о конкуренции, исключение составляют непосредственно кредитные организации. В то же время сравнение Закона о Банке России и Закона о конкуренции показывает, что данные нормативные правовые акты не соответствуют друг другу. Так, например, в ст. 4 Закона о конкуренции упоминается лизинговая организация, в то время как в ст. 76.1 Закона о Банке России такая организация не упомянута. Кроме того, Закон о конкуренции содержит перечень финансовых организаций, которые поднадзорны Банку России.
Таким образом, учитывая и то, что отдельные виды деятельности, поименованные в ст. 76.1 Закона о Банке России, могут осуществляться различными организациями, в том числе и кредитными, буквальное толкование указанной статьи говорит о том, что кредитные организации также могут подпадать под понятие «некредитная финансовая организация», так как иного в Законе не указано.
О несовершенстве понятия, данного в ст. 76.1 Закона о Банке России, свидетельствует и тот факт, что перечень организаций, приведенный
21 Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3627.
в данной статье, намного объемнее, чем перечни финансовых организаций, которые даны в иных нормативных правовых актах. Такое положение приводит к неопределенности в понимании правовой природы данных организаций, так как в силу отдельных правовых актов данные организации не будут признаваться финансовыми организациями, а в силу Закона о Банке России будут таковыми.
Таким образом, с нашей точки зрения, под некредитной финансовой организацией следует понимать функционирующую на финансовом рынке организацию, в отношении которой Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору в соответствии с федеральными законами (не относящуюся в соответствии с федеральным законом к кредитной организации).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ваганова А. Понятие некредитных финансовых организаций по российскому и зарубежному законодательству // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — С. 142—149.
2. Гришина Н. П. Понятие и сущность финансового рынка в современной мировой экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2012. — № 3. — С. 23—27.
3. Гузнов А. Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2016. — 494 с.
4. Евлахова Ю. С. Понятие финансового рынка с позиции современной теории финансов // Финансовый журнал. — 2011. — № 3. — С. 81—92.
5. Зарипова Т. Ю. Понятие рынка финансовых услуг: проблемы правового регулирования // Вестник Чувашского университета. — 2006. — № 6. — С. 163—169.
6. Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги / пер. с. англ. — СПб. : Питер, 2000. — 752 с.
7. Михайленко М. Н. Финансовые рынки и институты : учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Жилки-ной. — М. : Юрайт, 2014. — 303 с.
8. Правонарушения на финансовом рынке. Выявление, анализ и оценка ущерба. Справочник для сотрудников правоохранительных органов / Я. М. Миркин, И. В. Зубков, Ю. В. Росляк [и др.] ; под ред. Г. С. Полтавченко. — М., 2007. — 1406 с.
9. Семилютина Н. Г. Формирование правовой модели российского рынка финансовых услуг : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2005. — 344 с.
10. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты : учебное пособие. Стандарт третьего поколения / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. — СПб. : Питер, 2013. — 384 с.
Материал поступил в редакцию 15 сентября 2017 г.
NON-CREDIT FINANCIAL ORGANIZATIONS: THEIR CONCEPT AND ROLE IN THE FINANCIAL MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION
EFIMOV Dmitry Aleksandrovich — Postgraduate Student of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Deputy Head of the Tender Department of the Joint-Stock Company «Trest "SpetsAtomEnergoMontazh"» [email protected]
127572, Russia, Moscow, ul. Abramtsevskaya, d. 11, kv. 2
Abstract. The article analyzes the main provisions of the RF legislation in the field of regulation of financial markets as well as non-credit financial organizations and their role in the financial markets of the Russian Federation. In 2013, Federal Law No. 86-FZ of 10 February 2002 "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" introduced Art. 76.1 that provided for the list of activities carried out by non-credit financial organizations. However, this list is not consistent with the lists set forth in other laws. Thus, a legal conflict is created. As a result of the research, the author comes to the conclusion that up to now in Russian legislation there is no single concept of a non-credit financial organization as well as a list of organizations that, when carrying out their professional activities, fall under this concept.
Keywords: Bank of Russia, non-credit financial organizations, financial organizations, credit institution, nonbank credit organizations, financial market, financial service, securities market, professional securities market participants, consumer credit cooperative.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Vaganova A. Ponyatie nekreditnykh finansovykh organizatsiy po rossiyskomu i zarubezhnomu zakonodatel'stvu // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYuA). — 2016. — S. 142—149.
2. Grishina N. P. Ponyatie i sushchnost' finansovogo rynka v sovremennoy mirovoy ekonomike // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. — 2012. — № 3. — S. 23—27.
3. GuznovA. G. Finansovo-pravovoe regulirovanie finansovogo rynka v rossiyskoy Federatsii : dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2016. — 494 s.
4. Evlakhova Yu. S. Ponyatie finansovogo rynka s pozitsii sovremennoy teorii finansov» // Finansoviy zhurnal. — 2011. — № 3. — S. 81—92.
5. Zaripova T. Yu. Ponyatie rynka finansovykh uslug: problemy pravovogo regulirovaniya» // Vestnik Chuvashskogo universiteta. — 2006. — № 6. — S. 163—169.
6. Kiduell D. S., Peterson R. L., Blekuell D. U. Finansovye instituty, rynki i den'gi / per. s. angl. — SPb. : Piter, 2000. — 752 c.
7. Mikhaylenko M. N. Finansovye rynki i instituty : uchebnik dlya bakalavrov / pod red. A. N. Zhilkinoy. — M. : Yurayt, 2014. — 303 s.
8. Pravonarusheniya na finansovom rynke. Vyyavlenie, analiz i otsenka ushcherba. Spravochnik dlya sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov / Ya. M. Mirkin, I. V. Zubkov, Yu. V. Roslyak [i dr.] ; pod red. G. S. Poltavchenko. — M., 2007. — 1406 s.
9. Semilyutina N. G. Formirovanie pravovoy modeli rossiyskogo rynka finansovykh uslug : dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2005. — 344 s.
10. Finansovye rynki i finansovo-kreditnye instituty : uchebnoe posobie. Standart tret'ego pokoleniya / pod red. G. N. Beloglazovoy, L. P. Krolivetskoy. — SPb. : Piter, 2013. — 384 s.