Научная статья на тему 'Некредитные финансовые организации как кредиторы в договорах потребительского займа'

Некредитные финансовые организации как кредиторы в договорах потребительского займа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1110
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЗАЕМ / ДОГОВОР ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЗАЙМА / НЕКРЕДИТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗАЙМОВ / CONSUMER LOAN / CONSUMER LOAN AGREEMENT / NON-CREDIT FINANCIAL ORGANIZATION / CONSUMER LOAN PROVIDING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вагонова Анна Сергеевна

Статья посвящена анализу правового положения некредитных финансовых организаций в отношениях по предоставлению потребительских займов, а также анализу требований, предъявляемых к данным организациям, в сравнении с требованиями, предъявляемыми к кредитным организациям, и ответственности за нарушение законодательства о потребительском кредите (займе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-CREDIT FINANCIAL ORGANIZATIONS AS CREDITOR IN CONSUMER LOAN AGREEMENT

The present article is concerned with analysis of the legal status of non-credit financial organizations in relation to provision of consumer loans, as well as requirements imposed on these organizations as compared to the requirements imposed on credit institutions and responsibility for violation of legislation on consumer credit (loan).

Текст научной работы на тему «Некредитные финансовые организации как кредиторы в договорах потребительского займа»

ЕСТНИК в*гОМОВа ы с.

Некредитные финансовые организации как кредиторы имени о.е. Кутафина (мгюа) в договорах потребительского займа

НЕКРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК КРЕДИТОРЫ В ДОГОВОРАХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЗАЙМА

Аннотация. Статья посвящена анализу правового положения некредитных финансовых организаций в отношениях по предоставлению потребительских займов, а также анализу требований, предъявляемых к данным организациям, в сравнении с требованиями, предъявляемыми к кредитным организациям, и ответственности за нарушение законодательства о потребительском кредите (займе). Ключевые слова: потребительский заем, договор потребительского займа, некредитная финансовая организация, деятельность по предоставлению потребительских займов.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.29.1.135-143

A. S. VAGONOVA, The Lecturer of the Chair of Banking law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9 NON-CREDIT FINANCIAL ORGANIZATIONS AS CREDITOR IN CONSUMER LOAN AGREEMENT Review. The present article is concerned with analysis of the legal status of non-credit financial organizations in relation to provision of consumer loans, as well as requirements imposed on these organizations as compared to the requirements imposed on credit institutions and responsibility for violation of legislation on consumer credit (loan). Keywords: consumer loan, consumer loan agreement, non-credit financial organization, consumer loan providing activity.

Принятый 21 декабря 2013 г Федеральный закон № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон) внедрил в отечественное законодательство единообразные правила предоставления как потребительских кредитов, так и займов, таким образом, распространив свое действие на некредитные финансовые организации, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Исходя из анализа ст. 4 Закона, указанную деятельность имеют право осуществлять только кредитные организации и некредитные финансовые органи-

Анна

Сергеевна ВАГОНОВА,

преподаватель кафедры банковского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Ш

Ч □

Ю р И Д И

4 m П

К к

5 К.

НАУКИ Ъ

© А. С. Вагонова, 2017

■-I

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

зации в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности. В настоящее время в силу прямого указания закона правом предоставления потребительских займов наделены: ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации. Следует обратить внимание на то, что положения о предоставлении потребительских займов вышеуказанными организациями сформулированы именно как право, а не как обязанность данных лиц. Осуществление деятельности по предоставлению потребительских займов иными лицами не допускается и влечет привлечение этих лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 14.56 КоАП РФ.

Характеризуя законодательное определение деятельности по предоставлению потребительских займов, следует признать, что оно содержит некоторые неточности. Так, например, в качестве лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению потребительских займов, в Законе названы индивидуальные предприниматели и юридические лица. В то же время в ст. 4 Закона речь идет исключительно о юридических лицах. Поэтому целесообразно было бы включить в понятие деятельности по предоставлению потребительских займов положения ст. 4 Закона, а саму статью исключить, чтобы определение звучало следующим образом: «деятельность кредитных организаций и в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности, некредитных финансовых организаций по предоставлению потребительских займов». Данная формулировка представляется более лаконичной и ликвидирует дублирование, которое существует в Законе в настоящее время.

Кроме того, указание на то, что данная деятельность осуществляется за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств, является излишним и не влияющим на квалификацию ее как деятельности по предоставлению потребительских займов. Из всех организаций, наделенных в настоящее время правом выдачи потребительских займов, микрокредитные организации, кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные потребительские кооперативы в силу своей природы осуществляют деятельность за счет привлеченных средств, а ломбардам в соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона о ломбардах запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг, в том числе привлечением денежных средств1. Таким образом, вышеупомянутый признак деятельности по предоставлению потребительских займов применим только к части субъектов, а, следовательно, является факультативным, поэтому при характеристике может быть опущен.

Данный вывод подтверждается как доктриной (см.: Тарасенко О. А. К вопросу о квазибанковских кредитных организациях // Банковское право. 2013. № 5. С. 18—24), так и судебной практикой (см.: постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 № 15АП-10251/2014 по делу № А53-4483/2014 // СПС «КонсультантПлюс»; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 № 15АП-13829/2013 по делу № А53-12282/2013 // Там же).

ЕСТНИК Ввгомовв А С.

Некредитные финансовые организации как кредиторы 3ж

УНИВЕРСИТЕТА

именио.е. кутафина(мгюа) в договорах потребительского займа

Представляется также излишним указание в определении деятельности на то, что потребительские займы предоставляются в денежной форме, так как в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона «потребительский кредит (заем) — денежные средства...», следовательно, само понятие потребительского займа не предполагает предоставления в заем иных вещей, кроме денег.

С учетом вышеизложенного, целесообразно выделить следующие признаки деятельности по предоставлению потребительских займов:

— это деятельность, осуществляемая кредитными организациями и в указанных в законе случаях некредитными финансовыми организациями;

— данная деятельность заключается в предоставлении потребительских займов;

— для квалификации определенной деятельности в качестве деятельности по предоставлению потребительских займов, необходимо, чтобы она осуществлялась не менее чем четыре раза в течение одного года.

К некредитным финансовым организациям, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, предъявляются особые требования, систему которых можно представить следующим образом: требования, предусмотренные законодательством о деятельности лица соответствующего вида, и требования, установленные в Законе.

Поскольку все лица, осуществляющие предоставление потребительских займов, являются финансовыми организациями, то, в целом предъявляемые к их деятельности требования схожи, и требования к некредитным финансовым организациям целесообразно рассмотреть в соотношении с требованиями, предъявляемыми к кредитным организациям.

Все требования, связанные с особым видом деятельности лиц, в свою очередь, можно разделить на следующие группы: требования, связанные с обеспечением финансовой устойчивости лица; требования по предоставлению отчетности в орган, осуществляющий надзор за их деятельностью и иные требования.

Основными требованиями к обеспечению финансовой устойчивости финансовых организаций являются требования по созданию обязательных резервов (фондов) и соблюдению обязательных экономических нормативов.

Кредитные организации обязаны формировать несколько видов резервов, например:

— резервы на возможные потери, порядок расчета которых предусмотрен положением Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери». Они формируются по балансовым активам, по которым существует риск несения потерь; условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах; требованиям по получению процент- □ ных доходов по кредитным требованиям и прочим потерям и обязатель-

"0

2 б ствам некредитного характера2; р

И

И

2 Отдельные особенности формирования резервов по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверяются депозитариями, установлены указанием Банка России от 17.11.2011 № 2732-У «Об особенностях формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверяются депозитариями». НАУКИ1

1/2017

>

Л-I

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

— резервы на возможные потери по ссудам и приравненной к ней задолженности, установленные положением Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам», по ссудной и приравненной к ней задолженности.

Обязанность некредитных финансовых организаций по формированию резервов установлена для микрофинансовых организаций и потребительских кредитных кооперативов: они формируют резервы на возможные потери по займам, порядок формирования которых установлен указанием Банка России от 14.07.2014 № 3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» и Указанием Банка России от 14.07.2014 № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» соответственно. Причем порядок формирования данных резервов одинаков. Кроме того, ст. 6 Закона о кредитной кооперации установлены требования к резервному фонду потребительского кредитного кооператива.

Сравнивая резервные требования к кредитным и некредитным организациям, следует отметить следующее:

— для кредитных организаций перечень случаев, требующих депонирования резервов, гораздо более широк, поскольку практически все обязательства, за исключением краткосрочных, резервируются. При этом учитывается не только непосредственно просрочка платежа, но и наличие риска наступления неблагоприятных последствий, в том числе кредитный риск, а для некредитных финансовых организаций — только суммы займов и проценты по ним в отношении неисполненных (полностью либо частично), а также в отношении обязательств по реструктурированным займам;

— кредитные организации резервируют также свои обязательства перед третьими лицами;

— некредитными финансовыми организациями резервы формируются ежеквартально, а кредитными — на постоянной основе.

Кроме того, следует отметить, что в полном объеме нормы о резервировании для некредитных финансовых организаций вступят в силу только после 31 декабря 2017 г. Таким образом, требования по резервированию в отношении кредитных организаций более жесткие и регламентированные по сравнению с некредитными финансовыми организациями.

В отношении ломбардов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов требования к созданию резервов не установлены. Представляется, что формирование резервов является важным условием обеспечения деятельности финансовых организаций, поскольку потребительское кредитование по своей природе является высокорисковым видом деятельности. Ввиду этого отсутствие требований для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов не является оправданным, учитывая тот факт, что на их деятельность не распространяются требования Закона о потребительской кооперации, что также негативно оценивалось учеными3. Что касается ломбардов, то отсутствие резервного фонда объясняется тем, что предоставляемые ими займы являются

См.: Мамута М. В., Тагирова В. Т. Проблемы правового регулирования рынка микрофинансирования // Банковское право. 2014. № 2. С. 9—15.

ЕСТНИК в*™*** А. с.

уиивсотитстА Некредитные финансовые организации как кредиторы

имени o.e. Кутафина (мгюа) в договорах потребительского займа

обеспеченными, и закладываемые вещи должны быть застрахованы ломбардом, поэтому в случае невозврата займа риски являются минимальными, в отличие от рисков остальных заимодавцев.

Соблюдение обязательных нормативов является обязательным для осуществления банковской деятельности, порядок их расчета для банков и небанковских депозитно-кредитных организаций установлен, соответственно, инструкцией Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» и положением Банка России от 21.09.2001 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции». Для микрофинансовых организаций соблюдение нормативов обязательно только в случае привлечения денежных средств физических лиц и юридических лиц в виде займов, указанные нормативы установлены приказом Минфина России от 30.03.2012 № 42н «Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов». Кредитные потребительские кооперативы также обязаны соблюдать финансовые нормативы, установленные ст. 6 Закона о кредитной кооперации, порядок расчета которых регламентирован указанием Банка России от 28 декабря 2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов».

Анализ существующих обязательных нормативов позволяет сделать следующие выводы:

— среди всех нормативов значительно выделятся нормативы потребительских кредитных кооперативов: в отличие от нормативов кредитных и микрофинансовых организаций все нормативы кредитных потребительских кооперативов закреплены на законодательном уровне. Большая часть нормативов является специфической, свойственной только непосредственно потребительским кредитным кооперативам, в частности, минимальная величина паевого фонда, сумма денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), направляемых в кредитные кооперативы второго уровня кредитным кооперативом, являющимся их членом и прочие;

— микрофинансовые организации соблюдают два основных норматива — достаточности собственных средств и ликвидности, эти же нормативы соблюдают и кредитные организации, хотя расчет нормативов различен. Следует отметить, что положения о нормативах НДКО не в полной мере соответствует текущему регулированию, в частности положение Банка

России от 21.09.2001 № 153-П отсылает к нормативу Н1 и Н10, а инструк- □

ция Банка России от 03.12.2012 № 139-И, где в настоящее время закре- Ю

плен порядок расчета нормативов, отказалась от норматива Н1, заменив р

его тремя: достаточности базового капитала банка (Н1.1), достаточности основного капитала банка (Н1.2), достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1.0), норматив же Н10 был полностью исключен. В целом банки и НДКО соблюдают практически одни и те же нормативы, различаются только их числовые показатели, за исключением норматива мгновенной ликвидности (Н2);

П

К к

Н К

НАУКИ Ъ

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

— требования к отчетности кредитных организаций также являются самыми объемными, они установлены в следующих актах: указании Банка России от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», указании Банка России от 16.07.2012 № 2851-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации», указании Банка России от 02.03.2015 № 3580-У «О представлении кредитными организациями финансовой отчетности». Некредитные финансовые организации представляют в Банк России только отчет о своей деятельности и органах управления, формы и порядок представления которых установлены в указаниях Банка России № 3927-У № 3356-У, № 3357-У № 3979-У. Таким образом, обязанностей у некредитных финансовых организаций несравненно меньше, чем у кредитных организаций, в особенности банков.

Помимо вышеперечисленных, законодательство содержит определенные дополнительные требования, в частности к составу органов управления финансовых организаций (положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Для банков установлен еще ряд обязанностей по осуществлению классификации активов, выделению сомнительных и безнадежных долгов, созданию системы управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, соответствующих характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков и др.

Что касается ответственности за нарушение вышеуказанных требований, то из всех лиц, предоставляющих потребительские кредиты (займы), именно в отношении банков предусмотрены самые жесткие меры, поскольку нарушение императивных требований законодательства может влечь отзыв лицензии, а следовательно, ликвидацию кредитной организации. Для микрофинансовых организаций в случае нарушения требований законодательства может последовать исключение Банком России сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций, но в настоящее время отсутствует судебная практика в отношении подобных исключений, поэтому сделать вывод об эффективности данной меры воздействия не представляется возможным. Ликвидировать же некредитные финансовые организации в принудительном порядке за нарушение законодательства довольно сложно: во-первых, это возможно только по решению суда; во-вторых, поскольку основанием является неоднократное или грубое нарушение норм действующего законодательства, понятие которых не раскрыто ни в законодательстве, ни в судебной практике, то применение этой нормы затруднено; в-третьих, об эффективности этого инструмента также из-за отсутствия судебной практики по данному вопросу судить нельзя.

В зарубежном законодательстве практически не проводится различие между кредитором — кредитной организацией и кредитором — иной организацией, поскольку основные требования составляют специальные нормы, касающиеся предоставления потребительских кредитов, а не нормы о деятельности отдельных организаций, хотя некоторые различия и могут быть установлены.

ЕСТНИК вГг°"°*аАСф

ииивсогитстА Некредитные финансовые организации как кредиторы

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.е. кутафина (мгюа) в договорах потребительского займа

Среди всех видов организаций, осуществляющих потребительское кредитование, именно для кредитных организаций, а в особенности банков, установлены наиболее строгие ограничения и требования. В силу специфики банковской деятельности на кредитные организации накладываются дополнительные обязательства, связанные с осуществлением деятельности по потребительскому кредитованию. Данные требования связаны с тем, что одной из основных банковских операций в соответствии со ст. 5 Закона о банках является привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады. Необходимость обеспечения возвратности вкладов, в особенности вкладов физических лиц, а также в целом стабильности финансового рынка требует установления более жестких требований к деятельности кредитных организаций, нежели к прочим участникам рынка потребительского кредитования, в первую очередь резервирование денежных средств, соблюдение обязательных нормативов и предоставление различных форм отчетности регулятору.

Характеризуя требования к деятельности заимодавцев, установленные в Законе, следует отметить, что указанным Законом было введено достаточно большое количество норм, регламентирующих процесс предоставления потребительского кредита (займа): условия, которые заимодавец имеет право включить в договор потребительского кредита (займа); ограничения полной стоимости кредита; порядок заключения, исполнения, досрочного расторжения договора; порядок информирования заемщика до заключения и в процессе исполнения договора; ответственность. Контроль за исполнением этих требований возложен на Банк России, но сам Закон не содержит процедур проверки соблюдения требований, равно как и ответственности за их несоблюдение.

Следует констатировать, что, несмотря на принятие специального закона, посвященного потребительскому кредитованию, в российском законодательстве отсутствуют какие-либо специальные требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим потребительское кредитование, устанавливающие дополнительные обязанности перед государственными органами или саморегулируемыми организациями. В настоящее время ответственность, связанная с нарушением норм законодательства о потребительском кредитовании, установлена только за совершение не предусмотренных законодательством о потребительском кредите (займе) действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа (например, ст. 14.57, 15.26.1, 15.26.2, 15.38 КоАП РФ). За нарушение иных положений Закона специальной ответственности не предусмотрено.

Финансовые организации не учитывают и не ведут статистику жалоб потребителей на нарушение законодательных норм, не передают соответствующую информацию в Банк России, как это предусмотрено в законодательстве зарубежных стран, в том числе в Великобритании. Это приводит к тому, что на рынке могут и благополучно существуют организации, пользующиеся плохой репутацией не только у потребителей, но и у уполномоченных органов и даже у суда. Но, по- р

скольку за нарушение прав потребителей при осуществлении деятельности финансовых организаций не установлена ответственность, привлечение к которой может нести существенные риски для лиц, предоставляющих потребительские кредиты (займы), они продолжают действовать недобросовестно.

Достаточно эффективный контроль установлен только в отношении соблюдения финансовыми организациями экономических требований, связанных

П К

Н К

НАУКИ

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

с обеспечением финансовой устойчивости этих лиц и предоставлением ими отчетности о своей деятельности в уполномоченные органы. Это связано с тем, что только за нарушение этих требований возможно применение таких серьезных мер, как отзыв лицензии у кредитных организаций и подача в суд органом, осуществляющим надзор за их деятельностью, заявления о принудительной ликвидации юридического лица.

С вышеуказанным подходом к ответственности кредиторов нельзя согласиться, поскольку практика регулирования потребительского кредитования не может обеспечить соблюдение прав заемщиков-потребителей, особенно учитывая тот факт, что в настоящее время финансовые организации имеют доступ к использованию многолетнего опыта развитых стран в области кредитных технологий, однако, в отличие от зарубежных коллег, российские компании не связаны подобными ограничениями, заставляющими участником рынка действовать добросовестно. Эта ситуация усугубляется и тем фактом, что финансовая грамотность подавляющей части населения остается на низком уровне, а проблема высокой потребности в заемных денежных средствах, обострившаяся в последнее время в связи с кризисными явлениями в экономике, вынуждает заемщиков закрывать глаза на нарушения и брать кредиты (займы) практически на кабальных условиях. Проблема недостаточной финансовой грамотности населения в России была выделена еще в Диагностическом обзоре защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг, подготовленным Всемирным банком в 2009 г.4 И хотя государственными органами были приняты акты, направленные на повышение финансовой грамотности населения5, данные меры коренным образом ситуацию на потребительском рынке не изменили.

Указанная ситуация может быть решена путем закрепления обязанности кредиторов, выдающих потребительские кредиты (займы), по ведению статистики предъявленных претензий заемщиков, судебных разбирательств, инициированных заемщиками, а также результатов их рассмотрения в обобщенном виде и публичному размещению указанной информации в порядке, предусмотренном для размещения информации об общих условиях договора потребительского кредита (займа), что позволит заемщикам оценить риски судебного разбирательства и более внимательно отнестись к изучению условий договора до его заключения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Российская Федерация. Диагностический обзор защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг Т. I. Ключевые выводы и рекомендации [июль 2009 год]. Всемирный банк. С. 20.

5 См.: приказ ФСФР России от 24.09.2009 № 09-237/пз «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения» // СПС «КонсультантПлюс» ; письмо Банка России от 05.05.2008 № 52-Т «О "Памятке заемщика по потребительскому кредиту"» // Вестник Банка России. 2008. № 21 ; письмо Банка России от 02.10.2009 № 120-Т «О памятке "О мерах безопасного использования банковских карт"» // Там же. 2009. № 58 ; письмо Банка России от 11.03.2016 № ИН-017-45/12 «О предоставлении клиентам — физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств» (вместе с памяткой «Об электронных денежных средствах») // Там же. 2016. № 27.

в

ЕСТНИК вагомова А. с. л/.'а

ииивсвритст! Некредитные финансовые организации как кредиторы ^

УНИВЕРСИТЕТА ^ ■ **

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.е. кутафина (мгюа) в договорах потребительского займа

В целом распространение положений законодательства, регулирующего потребительское кредитование, на некредитные финансовые организации, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, и установление дополнительных требований к порядку осуществления данной деятельности, а также к отчетности некредитных финансовых организаций, является положительной тенденцией, поскольку позволяет обеспечить права заемщиков, прибегающих к услугам данных организаций, за счет установления единых требований.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Мамута М. В., Тагирова В. Т. Проблемы правового регулирования рынка микрофинансирования // Банковское право. — 2014. — № 2.

2. Тарасенко О. А. К вопросу о квазибанковских кредитных организациях // Банковское право. — 2013. — № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.