Научная статья на тему 'Правовое регулирование деятельности кредитных кооперативов в государствах - членах Евразийского экономического союза'

Правовое регулирование деятельности кредитных кооперативов в государствах - членах Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / CREDIT COOPERATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-PROFIT ORGANIZATION / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / FINANCIAL RISK / ЕАЭС / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахназарян Г.Э.

Предмет. В статье отмечается, что подходы к регулированию деятельности финансовых институтов во многом предопределяют эффективность инвестиционных процессов, а следовательно, перспективы экономического развития страны. В связи со сложившимися внешнеэкономическими условиями и снижением объема иностранных инвестиций особую значимость для России приобретает мобилизация внутренних ресурсов, аккумулируемых в том числе системой кредитной кооперации. Первостепенными становятся задачи по выработке грамотных подходов к регулированию данного института, адаптации богатого мирового опыта кооперации, накопленного за более чем 150-летнюю историю его развития. Особую актуальность данная проблема имеет в связи с развитием интеграционных процессов, требующих гармонизации законодательства стран членов ЕАЭС по регулированию деятельности финансовых институтов. Цели. На основе анализа особенностей правового регулирования деятельности учреждений кредитной кооперации в государствах участниках ЕАЭС с учетом подходов, характерных для мировой практики, выявить возможности и пути гармонизации действующего законодательства, способствующие формированию единого экономического пространства. Методология. Использованы метод исторических сопоставлений, комплексный и системный подходы, методы сравнительного анализа, синтеза, индукции и дедукции, логический, обобщения и унификации. Результаты. С помощью сравнительного анализа действующего законодательства государств участников ЕАЭС выявлены наиболее существенные различия, предложены пути гармонизации законодательства в условиях развития интеграционных процессов. Выводы. Сделан вывод о необходимости всестороннего обсуждения и анализа имеющихся подходов, в первую очередь к оценке характера деятельности учреждений кредитной кооперации. Это позволит в дальнейшем перейти к гармонизации законодательства в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of credit cooperatives in EAEU member States

Importance The current external economic conditions and a decline in foreign investment increase the significance of mobilization of internal resources, including those accumulated by the credit cooperation system. Competent approaches to regulation of this institution are among top priorities. Objectives The purpose of the study is to identify opportunities and ways to harmonize the applicable legislation for the common economic space creation. Methods The study employs the method of historical comparisons, comprehensive and systems approaches, synthesis, induction and deduction, logic analysis, and unification. Results I performed a comparative analysis of the current legislation of the EAEU member States to reveal the most significant differences, offered ways to harmonize the laws under the developing integration processes. Conclusions and Relevance There is a need for a thorough discussion and analysis of the existing approaches, primarily, for assessment of the nature of credit cooperatives' activities. This will enable to move towards the harmonization of legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование деятельности кредитных кооперативов в государствах - членах Евразийского экономического союза»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Денежно-кредитное регулирование

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ В ГОСУДАРСТВАХ -ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Гоар Эдмондовна ШАХНАЗАРЯН

старший научный сотрудник Центра бюджетной политики в отраслях экономики, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация Goarsh@mail.ru

История статьи:

Принята 19.10.2015 Одобрена 01.12.2015

УДК 334.73

JEL: G21, G28, L31, L38, P13

Ключевые слова: кредитная кооперация, государственное регулирование, некоммерческие организации, финансовые риски, ЕАЭС

Аннотация

Предмет. В статье отмечается, что подходы к регулированию деятельности финансовых институтов во многом предопределяют эффективность инвестиционных процессов, а следовательно, перспективы экономического развития страны. В связи со сложившимися внешнеэкономическими условиями и снижением объема иностранных инвестиций особую значимость для России приобретает мобилизация внутренних ресурсов, аккумулируемых в том числе системой кредитной кооперации. Первостепенными становятся задачи по выработке грамотных подходов к регулированию данного института, адаптации богатого мирового опыта кооперации, накопленного за более чем 150-летнюю историю его развития. Особую актуальность данная проблема имеет в связи с развитием интеграционных процессов, требующих гармонизации законодательства стран - членов ЕАЭС по регулированию деятельности финансовых институтов.

Цели. На основе анализа особенностей правового регулирования деятельности учреждений кредитной кооперации в государствах - участниках ЕАЭС с учетом подходов, характерных для мировой практики, выявить возможности и пути гармонизации действующего законодательства, способствующие формированию единого экономического пространства. Методология. Использованы метод исторических сопоставлений, комплексный и системный подходы, методы сравнительного анализа, синтеза, индукции и дедукции, логический, обобщения и унификации.

Результаты. С помощью сравнительного анализа действующего законодательства государств - участников ЕАЭС выявлены наиболее существенные различия, предложены пути гармонизации законодательства в условиях развития интеграционных процессов. Выводы. Сделан вывод о необходимости всестороннего обсуждения и анализа имеющихся подходов, в первую очередь к оценке характера деятельности учреждений кредитной кооперации. Это позволит в дальнейшем перейти к гармонизации законодательства в этой области.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Мировой опыт кредитной кооперации демонстрирует высокую эффективность данной организационно-правовой формы при решении проблем финансового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства. В большинстве развитых стран система кооперации представлена в виде устойчивой пирамиды, фундамент которой составляет множество мелких кредитных кооперативов, через региональные и центральные кооперативные банки формирующих

кооперативный банковский сектор, занимающий видное место в банковской структуре. Среди центральных кооперативных банков по значимости эксперты особо выделяют Caisse Nationalede Credit Agricole (Франция), DZ Bank AG (Германия), Raiffeisen Bank (Австрия), Rabobank (Голландия) и др. [1].

Лежащие в основе деятельности таких банковских систем принципы кооперации позволяют:

рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы через мобилизацию и перераспределение временно свободных капиталов в целях обеспечения потребности участников на приемлемых условиях, что предопределяет доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса;

обеспечить заинтересованность в успешной деятельности всех участников, связанных имущественными отношениями и системой персональной ответственности по принятым обязательствам; делегировать ряд полномочий и обязанностей головному кооперативному банку, что наряду с построением системы имущественного контроля «снизу вверх», демократизмом принятия решений, приоритетностью имущественных интересов нижестоящих звеньев позволяет добиться эффективности работы всей системы в целом;

• снизить риски нарушения стабильности деятельности благодаря ограниченности круга пайщиков первичного звена, что дает возможность осуществлять эффективный контроль за возвратностью кредита;

• обеспечить контроль по всей цепочке благодаря четкому разграничению функций между уровнями системы кредитной кооперации, инспектированию деятельности независимыми негосударственными организациями.

Большое значение имеет постоянная юридическая, финансовая и консультационная помощь, а также контроль со стороны государства [2].

На схожих принципах базируется деятельность строительных обществ Великобритании и кредитных союзов США, народных банков и сельских кооперативов Франции, кредитных кооперативов и строительно-сберегательных ассоциаций Германии, учреждений кредитной кооперации и почтово-сберегательных ассоциаций Японии, сельскохозяйственных и городских кредитных кооперативов Китая [3, 4].

Кооперативные банки, будучи неотъемлемой частью банковской системы этих стран, подлежат надзору со стороны регулирующих национальных и наднационального органов. Тем самым обеспечиваются условия стабильности

финансовой системы в целом. Деятельность же низовых кооперативов носит локальный характер, так как обеспечивает интересы пайщиков в рамках небольших территорий, контролируется инспекционными союзами и вышестоящими региональными кооперативными банками, поэтому в настоящее время она не влечет значимых рисков для финансовой системы страны.

Прообразом микрофинансовых институтов в России можно считать возникшие в конце XIX в. ссудо-сберегательные общества и созданный в 1895 г. новый тип кредитных учреждений -кредитные товарищества. Их основной капитал составлялся из ссуд Государственного банка, которому было выгодно предоставлять ссуды товариществам, перекладывая на них оценку платежеспособности каждого из тысяч заемщиков-крестьян и сопутствующие ей риски. Члены товариществ были лучше осведомлены о состоянии хозяйства друг друга и несли солидарную ответственность перед банком. К началу XX в. кооперативное движение насчитывало более 16 тыс. сообществ с общим числом пайщиков свыше 10 млн чел. Деятельность обществ взаимного кредита и других

кооперативных кредитных организаций была прекращена в начале 1930-х гг., а их функции переданы государственному банку1 [5, 6].

Регулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется в рамках специальных законодательных актов в России2, Казахстане3 и Киргизии4, в то время как в Белоруссии5деятельность кредитных кооперативов регулируется законодательством о

микрофинансовых организациях, а в Армении6 -законодательством о кредитных организациях.

Легитимный характер деятельности учреждения кредитной кооперации приобретают после их регистрации в данном качестве в соответствующем реестре с выдачей свидетельства в России, Белоруссии и Казахстане, в то время как в Армении и Киргизии для осуществления деятельности требуется лицензия регулятора (это Национальный или Центральный банк в зависимости от страны). Несмотря на данную особенность, перечень документов для этой процедуры довольно схож (заявление, копии учредительных документов, свидетельство об оплате, информация об учредителях и руководителе). При этом законодательством Белоруссии и Казахстана предъявляются повышенные требования к квалификации руководителя организации, в России, Белоруссии и Армении - к его деловой репутации (отсутствие непогашенной или неснятой судимости). Кроме того, законодательством Армении при лицензировании требуется программа

экономической деятельности на ближайшие три года. Законодательством Киргизии введено для учредителей подтверждение источника вносимых в уставный капитал денежных средств.

1 URL: http://www.namfex.ru/investor/mfo

2 О кредитной кооперации: Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ.

3 О кредитных товариществах: Закон Республики Казахстан от 28.03.2003 № 400-II.

4 Правила регулирования деятельности кредитных союзов в Кыргызской Республике: утверждены постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 04.05.2005 № 14/2.

5 О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций: Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325; О некоторых вопросах деятельности некоммерческих микрофинансовых организаций, созданных в организационно-правовой форме потребительского кооператива: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 23.12.2014

№ 805.

6 О кредитных организациях: Закон Республики Армения от 29.05.2002.

Согласно законодательству Белоруссии и России кредитные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями. В законодательстве Армении7 однозначно определен коммерческий характер деятельности кредитных союзов, а деятельность учрежденных в форме кооператива сберегательных союзов носит некоммерческий характер. Некоммерческий характер создаваемых в форме кооператива кредитных союзов в Киргизии вытекает, на наш взгляд, из трактовки целей и постановки задач их деятельности8. Коммерческими организациями являются создаваемые в форме товарищества с ограниченной ответственностью кредитные

9

товарищества .

В основе деятельности кредитного кооператива в России лежит организация финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (физических и юридических лиц), объединенных по территориальному, профессиональному или иному принципу, закрепленному в уставе. Данный подход соответствует общепринятому в мировой практике и четко обозначен также в законодательстве Белоруссии и Киргизии.

Имеются различия в требованиях к минимальной численности членов (пайщиков): 3 - в Казахстане; 15 физических или 5 юридических лиц - в России (если кооператив создается юридическими и физическими лицами - не менее 7 участников); 10 - в Киргизии. В России, Киргизии, Белоруссии учредителями могут быть как физические, так и юридические лица. Требования к минимальному размеру уставного капитала (паевого фонда)

7 Кредитная организация может создаваться в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества либо коммерческого кооператива. Сберегательные союзы могут создаваться исключительно в виде кооператива (ст. 3, п. 4). Кредитные союзы привлекают денежные средства своих участников и предоставляют им денежные средства, а в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Центрального банка, могут привлекать денежные средства также и других лиц и предоставлять им денежные средства. Сберегательные союзы привлекают денежные средства своих участников и предоставляют им денежные средства»

(ст. 3, п. 6).

8 Кредитный союз - это финансово-кредитная организация, создаваемая в форме кооператива в целях оказания помощи своим участникам (членам) путем слияния личных сбережений участников кредитного союза и их использования для взаимного кредитования, а также оказания других финансовых услуг, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования (ст. 1).

9 Кредитное товарищество является коммерческой организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций без лицензии уполномоченного государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций (ст. 3 п. 4).

законодательно закреплено в России для паевого фонда кредитного кооператива второго уровня, в Киргизии - для капитала кредитного союза, в Белоруссии - для паевого фонда и фонда финансовой взаимопомощи. Повсеместно присутствует требование о формировании капитала (паевого фонда) исключительно денежными средствами в национальной валюте.

В наибольшей степени спектр допустимых операций соответствует сущности кредитной кооперации в России и Белоруссии (привлечение денежных средств и предоставление займов членам кооператива, ряд операций с имуществом, принадлежащим кооперативу на праве собственности, при соблюдении установленных законом норм). Несколько шире он у кредитных союзов Киргизии за счет права на осуществление розничных банковских услуг по агентскому договору с банком без открытия счетов клиентам, а также операций купли-продажи иностранной валюты от своего имени, операций по финансовому лизингу [7].

Коммерческий характер деятельности учреждений кредитной кооперации Казахстана и Армении предопределил более широкий перечень разрешенных законодательством операций, притом что законодательство Армении носит общий характер и предоставляет возможность конкретизации данного перечня в учредительных документах и получаемой лицензии. Для Казахстана это осуществление платежей и переводов, заемных операций без ограничения круга заемщиков, кассовых, сейфовых, факторинговых и инвестиционных операций, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за участников товарищества в установленных законодательством пределах. В Армении кредитным организациям разрешаются также операции с драгоценными металлами, камнями, валютой и ценными бумагами, включая выпуск облигаций и привлечение заимствований со стороны физических лиц при наличии разрешения Центрального банка. Также они вправе создавать и обслуживать информационную систему кредитоспособности клиентов, осуществлять деятельность по возврату долгов.

Много общих положений содержится в перечне ограничений деятельности кредитных

кооперативов России, Белоруссии и Киргизии: на предоставление займов и привлечение средств не членов кооператива, поручительств по обязательствам членов кооператива и третьих лиц, осуществление выпуска и операций с ценными

бумагами (за исключением государственных ценных бумаг), членство в других кредитных кооперативах (за исключением отдельных положений, связанных с членством в кооперативах второго уровня). Кроме того, в Киргизии предусмотрено ограничение объема инвестиций в капитал лицензируемых финансово-кредитных учреждений 15% суммы институционального и долевого капитала).

Также российским законодательством установлена обязательность одобрения правлением любой сделки с имуществом кредитного кооператива, влекущей снижение балансовой стоимости активов на 10% и более. По законодательству Казахстана в число вопросов, решение по которым является исключительной компетенцией общего собрания, входит заключение товариществом сделки (совокупности взаимосвязанных между собой сделок), в результате которой (которых) товариществом приобретается или отчуждается имущество, стоимостью 25% и более от общего размера стоимости активов товарищества; увеличение обязательств товарищества на сумму, составляющую 25% и более от размера его собственного капитала. Для всех стран - участниц ЕАЭС характерен запрет на ведение торговой и производственной деятельности.

Законодательствами России и Киргизии подробно раскрыты:

• порядок вступления в кооператив и прекращения членства в нем;

• права и обязанности членов кооператива;

• полномочия органов управления;

• порядок распределения доходов;

• процедуры преобразования, реорганизации и ликвидации кооператива.

В частности, в российском законодательстве определено право кредитного кооператива преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство и подробно описаны условия и порядок такого преобразования. Кредитный союз в Киргизии может быть преобразован в финансово-кредитное учреждение в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества с согласия и в соответствии с требованиями Национального банка. Законодательством Армении также

предусмотрена возможность изменения типа кредитной организации и вида деятельности.

Для ограничения рисков деятельности кредитные кооперативы обязаны создавать резервы, соответствовать требованиям и ограничениям, устанавливаемым регулятором (табл. 1, 2). Наиболее жестко регулируется деятельность кредитных союзов в Киргизии: для снижения рисков нарушения деятельности закон обязывает кредитные союзы не только создавать резервы для покрытия потенциальных потерь и убытков по кредитам и инвестициям или других потерь по активам, но и участвовать в формировании стабилизационного фонда кредитных союзов, средства которого предназначены для обеспечения финансового оздоровления кредитных союзов, находящихся под угрозой наступления неплатежеспособности, а в ряде случаев - для выдачи им кредитов последней инстанции. Также в Киргизии функционирует Центральный кредитный институт кредитных союзов -специализированное финансово-кредитное

учреждение, деятельность которого направлена на кредитование и поддержание ликвидности кредитных союзов, являющихся его участниками (схожий по задачам и функциям с кооперативами второго уровня в России и Белоруссии).

Для гарантирования выплат по вкладам (депозитам) участников в Киргизии создан Фонд страхования депозитов кредитных союзов. Деятельность центрального кредитного института кредитных союзов, фонда страхования депозитов кредитных союзов и стабилизационного фонда кредитных союзов подлежит ежегодному аудиту независимой аудиторской организацией. В случае неплатежеспособности кредитный союз, имеющий лицензию на привлечение депозитов от своих участников, подлежит ликвидации в соответствии с законодательством о консервации, ликвидации и банкротстве банков.

Регулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется также через установление различных ограничений на их деятельность и осуществление контроля через систему экономических нормативов. При этом в Киргизии установлены дифференцированные нормативы для кредитных союзов, привлекающих и не привлекающих депозиты, вновь созданных и действующих.

Таким образом, можно констатировать, что порядок регулирования деятельности учреждений кредитной кооперации при наличии многих общих черт имеет принципиальные различия. В их

основе, на наш взгляд, лежит подход к коммерциализации деятельности данных учреждений. Следует отметить, что подобные различия характерны также и для ряда зарубежных стран.

С одной стороны, сама сущность кредитной кооперации предопределяет особенности, лежащие в основе базовых законов, регулирующих деятельность ее учреждений:

• ограниченный масштаб деятельности (как правило, по территориальному или профессиональному признаку), что способствует доверительному характеру отношений между пайщиками, снижению кредитных рисков и облегчает управление;

• солидарная ответственность пайщиков по обязательствам кооператива;

• совершение операций только с пайщиками кооператива;

• самостоятельное ведение реестра членов (участников) кооператива;

• демократические основы управления по принципу «один член - один голос»;

• широкие полномочия общего собрания пайщиков;

• формирование, как правило, многоуровневой (двух-, трехуровневой) системы кредитной кооперации;

• членство в союзах, ассоциациях кредитных кооперативов, осуществляющих контроль за их деятельностью, оказывающих консультационные услуги, внедряющих единые стандарты деятельности [8].

Следует также отметить, что в основе классической формы кредитного кооператива лежит понимание некоммерческого характера его деятельности, направленной на финансовое обеспечение деятельности членов кооператива, а не получение прибыли, что способствует удешевлению предоставляемых услуг [9].

Однако ограниченность финансовых средств участников, объединяемых в рамках кредитных кооперативов, неизбежно приводит к поиску путей расширения ресурсной базы - в первую очередь через расширение спектра проводимых операций и состава их участников, в том числе за счет не членов кооператива. Но подобные тенденции противоречат сущности кредитной кооперации,

поскольку приводят к росту процентных ставок и тем самым ограничивают реальную доступность финансирования для членов (участников) кооператива [10].

Именно этими факторами, на наш взгляд, можно объяснить наблюдающиеся различия в подходах к регулированию деятельности учреждений кооперации в странах - участницах ЕАЭС. При этом неизбежным следствием коммерциализации деятельности является нарастание системных рисков, что должно выражаться в усилении регуляторного воздействия, увеличении числа всякого рода ограничений деятельности и ужесточения надзора со стороны регулятора [11, 12].

Несмотря на значительное развитие кредитной кооперации в странах - участницах ЕАЭС, особенно в сельском хозяйстве, проблема ресурсного обеспечения стоит очень остро в силу крайне бедственного положения самих пайщиков. Это требует усиления поддержки системы кредитной кооперации как со стороны государства, так и со стороны общественных и благотворительных организаций по примеру зарубежных стран, в том числе через предоставление им финансовых ресурсов на возвратной основе [13].

Так, в Финляндии за счет государственных перечислений, процентов по ссудам и налогов на земельные угодья сформирован Фонд сельского хозяйства, который предоставляет фермерам кредиты на осуществление капитальных вложений, приобретение техники, поголовья скота под 4-7% годовых. В США при создании 12 федеральных земельных банков фермерской кредитной системы правительством было выделено в качестве первоначального капитала 125 млн долл., данная сумма была погашена банками по истечении пятидесяти двух лет10 [14]. В Республике Казахстан11 кредитование сельскохозяйственного производства с

привлечением государственных финансовых ресурсов осуществляется через ЗАО «Аграрная кредитная корпорация». Ресурсы предоставляются корпорации на условиях срочности, обеспеченности и возвратности по нулевой ставке вознаграждения сроком на 5 лет для кредитования созданных с ее участием сельских кредитных

10 Безгина О.А. Первый этап в развитии кооперативного движения России // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2.

11 Правила кредитования сельскохозяйственного производства через систему сельских кредитных товариществ: утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 20.05.2002 № 537.

товариществ. При этом ставка вознаграждения корпорации за предоставление кредитов не должна превышать 5% годовых.

В большинстве западных моделей кредитной кооперации вершина двух-, трехуровневой системы представлена кооперативными банками. В данной схеме кредитные кооперативы вышестоящего уровня выполняют функцию перераспределения финансовых потоков внутри системы кредитных кооперативов, доставляя временно избыточные ресурсы от одних кооперативов к другим, испытывающим в них потребность. Кооперативные же банки дополнительно к данной функции имеют возможность привлекать ресурсы из финансовой системы для обеспечения потребности в них кредитных кооперативов второго уровня -пайщиков банка на приемлемых условиях (ввиду наличия в структуре финансовых ресурсов кооперативных банков наряду с рыночными кредитами временно свободных средств кооперативов - пайщиков банка, а также использования государственных кредитных ресурсов при оказании государственной поддержки) [15-17].

Важное значение имеет и более низкая доля операционных издержек на один заем в силу более широкого круга кооперативов-пайщиков (конструкция трехуровневой системы опирается на большее число участников, что снижает операционные затраты на содержание структурных звеньев). Конечно, здесь важно соблюсти баланс, чтобы данное преимущество не переросло в недостаток. Деятельность кооперативных банков, будучи поднадзорной государству, подчинена наравне с работой коммерческих банков требованиям

законодательства. Она несет риски, которые характерны для деятельности любого банка [19].

В подобной конструкции обеспечиваются:

• демократические принципы управления как в банках, так и в кооперативах - пайщиках банков;

• представительство интересов входящих в систему кредитных кооперативов;

• ориентация деятельности не на получение прибыли, а на оптимизацию финансовых потоков внутри системы.

Такая организация позволяет использовать возможности банка как рыночного института по привлечению, размещению и контролю за возвратом заемных средств, с одной стороны, и

преимущества кооперативной формы управления -с другой [20, 21].

Отсутствие такого завершающего звена в странах ЕАЭС, на наш взгляд, снижает возможности привлечения ресурсов из финансовой системы и удорожает их стоимость. Об этом косвенно свидетельствуют, в частности, публикуемые Банком России данные о среднерыночных значениях полной стоимости кредитов (займов) потребительских кооперативов [21, 22].

По нашему мнению, весьма полезным и вполне реализуемым в практике стран - участниц ЕАЭС мог бы стать механизм формирования капитала, используемый Центральным кредитным союзом Литвы, открывшим новые перспективы развития системы кредитной кооперации страны. Эта организация была создана кредитными кооперативами в 2002 г. при организационной и финансовой поддержке государства и Фонда Сороса, предоставившего кредитную линию в размере 1 000 000 евро12. Ее формирование позволило проводить регулярный мониторинг деятельности кредитных союзов, осуществлять расчеты и платежи между участниками, что в значительной мере снизило риски кредитования и расходы по платежно-расчетным операциям. Объединение кредитных союзов в рамках Центрального кредитного союза Литвы дало импульс развитию кооперации. Основным его пайщиком на момент основания являлось правительство с преобладающей долей в 97% средств союза (1 млн евро), при этом имеющее один голос в соответствии с принципом кредитной кооперации «один пайщик - один голос». Представители правительства являются членами наблюдательного совета и фонда стабилизации. С течением времени доля государства постепенно выкупается кредитными союзами, по достижении суммы пая государства 200 тыс. евро, деньги будут безвозмездно перечислены в стабилизационный фонд13. Таким образом, может быть осуществлена ресурсная поддержка системы кредитной кооперации [23, 24].

Функция государства при этом сводится к контролю за своевременностью возврата средств и выполнением важнейших параметров экономического развития. Выработка же конкретных мероприятий, ф о р ми р о в ани е благоприятной инвестиционной среды входит в сферу деятельности

12 Калмыкова М. Кредитные союзы: проблемы регулирования в Беларуси // Банковский вестник. 2010. № 31. С. 62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Емельянов С. Кредитные союзы в Литве. URL: http://urlid.ru/abgb

территориальных органов власти

(соответствующего министерства или ведомства).

Проведенный анализ показал, что имеющиеся различия в регулировании деятельности учреждений кредитной кооперации в странах ЕАЭС, связанные в первую очередь с различиями в оценке характера их деятельности, предполагают необходимость многостороннего обсуждения и

анализа имеющихся подходов с выработкой единой платформы, что позволит в дальнейшем перейти к согласованию регулятивных положений и норм в рамках гармонизации законодательства в этой области. На наш взгляд, в наибольшей степени успешной мировой практике регулирования кредитной кооперации соответствует действующее законодательство России и Киргизии.

Таблица 1

Сравнение установленных экономических нормативов деятельности учреждений кредитной кооперации стран участниц ЕАЭС - Российской Федерации и Республики Беларусь

Условный параметр сравнения

Россия

Белоруссия

1. Требования к величине резервов

Величина резервного фонда - не менее 5% (2% - в первые два года деятельности) суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от своих членов (пайщиков) по состоянию на конец предыдущего отчетного периода

Минимальный размер:

- резерва для покрытия возможных убытков по микрозаймам - 35% от общей суммы просроченной задолженности по основному долгу и процентам за пользование микрозаймом при просрочке от 31 до 365 дней и 50% от общей суммы просроченной задолженности по основному долгу и процентам за пользование микрозаймом при просрочке от 365 до 730 дней;

- резерва для списания безнадежных долгов -100% от общей суммы просроченной задолженности по основному долгу и процентам за пользование микрозаймом при просрочке свыше 730 дней_

2. Требования к максимальному размеру паевого фонда (уставного капитала), размеру пая участника

Максимальная сумма денежных средств, привлеченных от одного члена кредитного кооператива (пайщика) или от нескольких членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, - не более 20% (30%) общей суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) на момент принятия решения о привлечении средств. Минимальный размер паевого фонда кредитного кооператива второго уровня должен составлять:

- 10 млн руб. по истечении одного месяца с момента его создания;

- 50 млн руб. по истечении одного года с момента его создания.

До момента формирования минимального размера паевого фонда кредитного кооператива второго уровня его средства не могут быть использованы для предоставления займов участникам, размещены на депозитных счетах в российских кредитных организациях, направлены на приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг, на приобретение долей в уставном капитале или акций российских кредитных организаций. Минимальная величина паевого фонда кредитного кооператива - не менее 8% суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива (пайщиков) по состоянию на конец предыдущего отчетного года_

Минимальный размер:

- паевого фонда - 10 базовых величин;

- фонда финансовой взаимопомощи - 100% паевого фонда.

Предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных от одного члена потребительского кооператива, и общей суммы денежных средств, привлеченных потребительским кооперативом на дату принятия решения о привлечении средств, 20% (не относится к учредителям)

3. Требования к максимальному размеру риска на одного заемщика

Максимальная сумма займа, предоставляемого одному члену кредитного кооператива (пайщику), -не более 10% (20%) общей суммы задолженности по займам, выданным кредитным кооперативом на момент принятия решения о предоставлении займа

Предельное соотношение суммы денежных средств, предоставляемых одному члену потребительского кооператива, и общей суммы денежных средств фонда финансовой взаимопомощи на дату принятия решения о

предоставлении денежных средств: - для потребительского кооператива финансовой взаимопомощи - 10%; - для общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства - 30% (не применяется, если кооператив осуществляет привлечение денежных средств исключительно от учредителей)

4. Требования к максимальному размеру риска на группу заемщиков Максимальная сумма займа, предоставляемого нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, - не выше 20% (30%) общей суммы задолженности по займам, выданным кредитным кооперативом на момент принятия решения о предоставлении займа Не установлены

5. Требования к максимальному объему внешних заимствований Максимальная сумма денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), - не более 50% общей суммы привлеченных денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) Не установлены

6. Требования к максимальной сумме денежных средств, направляемых (инвестируемых) в кредитные кооперативы второго уровня Максимальная сумма денежных средств, направляемых в кредитные кооперативы второго уровня кредитным кооперативом, являющимся их членом, в том числе сумма внесенных паевых и иных взносов и сумма предоставленных кредитному кооперативу второго уровня займов, - не более 10% суммы паевого фонда и привлеченных средств кредитного кооператива на момент принятия решения о направлении средств в кредитный кооператив второго уровня Не установлены

7. Требования к общей сумме прочих инвестиций Общая сумма денежных средств, направляемых кредитным кооперативом в течение отчетного периода на цели, не связанные с выдачей займов членам кредитного кооператива (пайщикам), - не более 50% общей суммы средств, привлеченных кредитным кооперативом от его членов в течение соответствующего отчетного периода Не установлены

8. Требования к максимальному размеру инвестиций в основные средства Не установлены Не установлены

9. Требования к нормативу ликвидности Не установлены Не установлены

10. Требования к нормативу адекватности Не установлены Не установлены

Таблица 2

Сравнение установленных экономических нормативов деятельности учреждений кредитной кооперации стран -участниц ЕАЭС - Республики Казахстан, Республики Армении и Кыргызской Республики

Условный параметр сравнения Казахстан Армения Киргизия

1. Требования к величине резервов

2. Требования к максимальному размеру паевого фонда (уставного капитала), размеру пая участника Минимальный размер уставного капитала: - для сберегательных союзов - 50 млн драмов*; - для кредитных союзов -50 млн драмов. Минимальный размер уставного капитала и общего (собственного) капитала - соответственно по 50 млн драмов Максимально допустимый размер сберегательного пая одного участника не может превышать 10% от суммы всех оплаченных сберегательных паев кредитного союза. Минимальный размер сберегательного пая, вносимый участником при вступлении в кредитный союз, должен составлять не менее 1 000 сом. Максимальный размер депозитной базы (для кредитных союзов, обладающих соответствующей лицензией) не должен превышать 450% размера институционального** капитала. Соотношение совокупной задолженности по основной сумме кредитов, просроченных по основной сумме и/или процентам, и кредитного портфеля (для кредитных союзов, обладающих лицензией на право привлечения вкладов от участников кредитного союза) не должно превышать 5%. Минимальный размер капитала кредитного союза должен составлять: - для кредитных союзов, не обладающих лицензией на право привлечения депозитов - не менее 30 000 сом; - для кредитных союзов, обладающих лицензией на право привлечения вкладов (депозитов) от участников кредитного союза, - не менее 500 000

3. Требования к максимальному размеру риска на одного заемщика Определяются внутренними правилами товарищества Максимальный размер риска на одного заемщика - 25% Норматив максимального размера риска на одного заемщика: - в течение первого года деятельности определяется соотношением 3:1 совокупной задолженности по кредитам, выданным 1 заемщику, и сберегательного пая; - в течение второго года и последующих лет не должен превышать 20% от суммы институционального и долевого капиталов кредитного союза (задолженность отдельных заемщиков при расчете данного норматива должна суммироваться и рассматриваться как риск на одного заемщика, если невозврат задолженности одним заемщиком неминуемо повлечет проблемы с возвратностью задолженности другого заемщика)

4. Требования к максимальному размеру риска на группу заещиков Не установлены Не установлены

5. Требования к максимальному объему внешних заимствований Не установлены Не установлены Максимальный объем внешних заимствований, который кредитный союз может получить: - в течение первого года деятельности не должен превышать размер долевого капитала; - в течение второго года не должен превышать размер суммарного капитала или четырехкратный размер институционального капитала, в зависимости от того, что больше; - в последующие годы не должен превышать четырехкратный размер институционального капитала (не распространяется на кредитные союзы, работающие более 8 лет и/или имеющие лицензию на привлечение депозитов от участников)

6. Требования к максимальной Не установлены Не установлены Сумма инвестиций кредитного союза или кредитных союзов, связанных между собой, в

сумме денежных средств, направляемых (инвестируемых) в кредитные кооперативы второго уровня капитал ФККС не должна превышать 10% от уставного капитала ФККС

7. Требования к общей сумме прочих инвестиций Не установлены Не установлены Кредитный союз может осуществлять инвестиции в капитал финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком, а также инвестиций в казначейские векселя и другие высоколиквидные ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики и Национальным банком. Их сумма не должна превышать 15% от суммы институционального и долевого капиталов

8. Требования к максимальному размеру инвестиций в основные средства Не установлены Не установлены Норматив максимального размера инвестиций в основные средства (кроме основных средств, полученных в виде грантов и безвозмездной помощи), которые необходимы для ведения кредитным союзом своей хозяйственной деятельности, не может превышать 20% от суммы институционального и долевого капиталов

9. Требования к нормативу ликвидности Не установлены Не установлены Значение норматива ликвидности (отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам) для кредитных союзов, не привлекающих депозиты, должно быть не менее 5%; для кредитных союзов, привлекающих депозиты от участников - не менее 15%. Рассчитывается на еженедельной основе

10. Требования к нормативу адекватности Не установлены Норматив адекватности общего капитала -минимальное соотношение между суммами общего капитала и взвешенных с учетом риска активов - 2% для сберегательных союзов и 6% - для кредитных Норматив адекватности капитала (отношение соответствующей величины капитала к суммарным активам): его величина нарастает в диапазоне с 3% и более на третий год деятельности, до 12% и более на восьмой год и далее для институционального капитала. Соответственно с 13% и более до 18% и более для суммарного капитала. Для кредитных союзов, обладающих лицензией на право привлечения вкладов (депозитов) от участников кредитного союза, значения норматива адекватности институционального капитала устанавливаются на уровне 12%

* На 12.06.2015 - 11,4076 руб. за 100 драмов.

** Суммарный капитал - это сумма институционального и долевого капиталов кредитного союза. Институциональный капитал - это часть суммарного капитала, которая состоит из резервов будущих потребностей, нераспределенной прибыли (убытков) прошлых лет за вычетом убытков текущего года. Долевой капитал включает сумму сберегательных паев, внесенных участниками кредитного союза сроком на 1 год и более и обладающих особым сроком изъятия.

Список литературы

1. Нигматуллин И.Г. Современное состояние теоретических исследований по вопросу государственной финансовой политики // Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 43-54.

2. Емельянов С.П., Хамзин И.М. Теоретические аспекты управления кредитными рисками в кредитных потребительских кооперативах // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 3. С. 4-8.

3. Емельянов С.П., Хамзин И.М. Особенности становления системы кредитной кооперации Германии // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2014. № 21. С. 143-149.

4. Нагуманова Е.В. Развитие кредитной кооперации в зарубежных странах // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 1. С. 90-93.

5. Лисичкина Ю.С., Халимова Г.А. Особенности становления сельскохозяйственной кредитной кооперации в России и за рубежом // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 6. С. 17-22.

6. Безгина О.А. Первый этап в развитии кооперативного движения России // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 10-13.

7. Третьякова С.Г. Кооперативные банки и кредитные кооперативы как институты микрофинансирования: история развития, актуальность и современные проблемы // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2008. № 2. С.108-116.

8. Нагуманова Е.В. Зарубежный опыт кредитной кооперации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 26. С. 73-77.

9. Алеев В.А. Зарубежный опыт в развитии кредитной кооперации // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 335-340.

10. Балалова Е.И., Баженов С.С. Анализ финансовых факторов развития кредитной кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 4. С. 7-14.

11. Цейко В.И., Бурлакова С.С. Кредитная кооперация в странах Западной Европы // АПК: экономика, управление. 2009. № 11. С. 85-90.

12. Губанов Р.С. Финансовый рынок Единого экономического пространства: проблемы и риски // Финансовый журнал. 2014. № 3. С. 161-166.

13. ТарасовЮ.И., МальцеваИ.С. Становление и развитие сельской кредитной кооперации в России // Новые технологии. 2014. № 4. С. 57-62.

14. Богзыков Ю.С. К вопросу о сельскохозяйственной кредитной кооперации // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 2. С. 104-107.

15. ЕвлаховаЮ.С. Потенциал взаимодействия коммерческих банков и микрофинансовых институтов (на примере Ростовской области) // Финансовые исследования. 2008. № 19. С. 19-23.

16. Воронкова Н.В. Взаимодействие сельскохозяйственной кредитной кооперации и банковской системы // АПК: экономика, управление. 2010. № 1. С. 88-93.

17. ТушкановМ.П., МаксимовА.Ф. Система фермерского кредита в США: структура, механизмы и результаты работы // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2013. № 6. С.102-113.

18. Федорова Л.П., Емельянов С.П. Зарубежный опыт кооперативного движения и его применение в России // Вестник Российского университета кооперации. 2009. № 1. С. 34-49.

19. Абрамейцева Е.А., Нагуманова Е.В. Кредитные потребительские кооперативы как фактор социально-экономического развития региона // Региональная экономика. Юг России. 2013. № 2. С. 210-215.

20. Guinnane Timothy W. Coopératives as Information Machines: German Rural Crédit Coopératives, 18831914 // Journal of Economic History. 2001. Vol. 61. № 2. P. 370.

21. Андрюшин С., Кузнецова В. Институты микрофинансирования в Российской Федерации: особенности и перспективы развития // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2010. № 1. С. 222-233.

22. RickS.W. Credit Union Restructuring: A Response to the Developments in the International Finance Industry. World Council of Credit Unions // Research Monograph Series. 1998. № 11.

23. КалмыковаМ. Кредитные союзы: проблемы регулирования в Беларуси // Банковский вестник. 2010. № 31. С. 62.

24. Максимов А.Ф. Теоретические основы институционального развития сельскохозяйственной кредитной кооперации // Международный научный журнал. 2013. № 5. С. 25-32.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Monetary Accommodation

LEGAL REGULATION OF CREDIT COOPERATIVES IN EAEU MEMBER STATES Goar E. SHAKHNAZARYAN

Financial Research Institute, Moscow, Russian Federation Goarsh@mail.ru

Article history:

Received 19 October 2015 Accepted 1 December 2015

JEL classification: G21, G28, L31, L38, P13

Keywords: credit cooperation, government regulation, non-profit organization, financial risk, EAEU

Abstract

Importance The current external economic conditions and a decline in foreign investment increase the significance of mobilization of internal resources, including those accumulated by the credit cooperation system. Competent approaches to regulation of this institution are among top priorities. Objectives The purpose of the study is to identify opportunities and ways to harmonize the applicable legislation for the common economic space creation.

Methods The study employs the method of historical comparisons, comprehensive and systems approaches, synthesis, induction and deduction, logic analysis, and unification. Results I performed a comparative analysis of the current legislation of the EAEU member States to reveal the most significant differences, offered ways to harmonize the laws under the developing integration processes.

Conclusions and Relevance There is a need for a thorough discussion and analysis of the existing approaches, primarily, for assessment of the nature of credit cooperatives' activities. This will enable to move towards the harmonization of legislation in this area.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Nigmatullin I.G. Sovremennoe sostoyanie teoreticheskikh issledovanii po voprosu gosudarstvennoi finansovoi politiki [Current status of theoretical studies on the State financial policy]. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2015, no. 3, pp. 43-54.

2. Emel'yanov S.P., Khamzin I.M. Teoreticheskie aspekty upravleniya kreditnymi riskami v kreditnykh potrebitel'skikh kooperativakh [Theoretical aspects of credit risk management in consumer credit cooperatives]. Vestnik Rossiiskogo universiteta kooperatsii = Bulletin of Russian University of Cooperation, 2014, no. 3, pp. 4-8.

3. Emel'yanov S.P., Khamzin I.M. Osobennosti stanovleniya sistemy kreditnoi kooperatsii Germanii [Features of credit cooperatives formation in Germany]. Strategiya ustoichivogo razvitiya regionov Rossii = Sustainable Development Strategy of Russian Regions, 2014, no. 21, pp. 143-149.

4. Nagumanova E.V. Razvitie kreditnoi kooperatsii v zarubezhnykh stranakh [Credit cooperation development in foreign countries]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute, 2014, no. 1, pp. 90-93.

5. Lisichkina Yu.S., Khalimova G.A. Osobennosti stanovleniya sel'skokhozyaistvennoi kreditnoi kooperatsii v Rossii i za rubezhom [Features of agricultural credit cooperatives formation in Russia and abroad].

Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and Applied Studies of Cooperative Sector of Economy, 2013, no. 6, pp. 17-22.

6. Bezgina O.A. Pervyi etap v razvitii kooperativnogo dvizheniya Rossii [The first stage in the cooperative movement development of Russia]. Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal = Baltic Humanitarian Journal, 2013, no. 2, pp. 10-13.

7. Tret'yakova S.G. Kooperativnye banki i kreditnye kooperativy kak instituty mikrofinansirovaniya: istoriya razvitiya, aktual'nost' i sovremennye problemy [Cooperative banks and credit cooperatives as microfinance institutions: the background, importance, and contemporary issues]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and Applied Studies of Cooperative Sector of Economy, 2008, no. 2, pp. 108-116.

8. Nagumanova E.V. Zarubezhnyi opyt kreditnoi kooperatsii [Credit cooperatives: foreign experience].

Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad = Modern Trends in Economy and Management: Fresh Approach, 2014, no. 26, pp. 73-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Aleev VA. Zarubezhnyi opyt v razvitii kreditnoi kooperatsii [Foreign experience in the credit cooperation development]. Vestnik Chuvashskogo Universiteta, 2012, no. 1, pp. 335-340.

10. Balalova E.I., Bazhenov S.S. Analiz finansovykh faktorov razvitiya kreditnoi kooperatsii [An analysis of financial factors in the development of credit cooperatives]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and Applied Studies of Cooperative Sector of Economy,

2013, no. 4, pp. 7-14.

11. Tseiko V.I., Burlakova S.S. Kreditnaya kooperatsiya v stranakh Zapadnoi Evropy [Credit cooperatives in Western European countries]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2009, no. 11, pp. 85-90.

12. Gubanov R.S. Finansovyi rynok Edinogo ekonomicheskogo prostranstva: problemy i riski [The financial market of the Common Economic Space: challenges and risks]. Finansovyi zhurnal = Financial Journal,

2014, no. 3, pp. 161-166.

13. Tarasov Yu.I., Mal'tseva I.S. Stanovlenie i razvitie sel'skoi kreditnoi kooperatsii v Rossii [Formation and development of rural credit cooperatives in Russia]. Novye tekhnologii = New Technologies, 2014, no. 4, pp. 57-62.

14. Bogzykov Yu.S. K voprosu o sel'skokhozyaistvennoi kreditnoi kooperatsii [On agricultural credit cooperatives]. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanii RAN = Bulletin of Kalmyk Institute for Humanities of Russian Academy of Sciences, 2013, no. 2, pp. 104-107.

15. Evlakhova Yu.S. Potentsial vzaimodeistviya kommercheskikh bankov i mikrofinansovykh institutov (na primere Rostovskoi oblasti) [The potential of interaction of commercial banks and microfinance institutions: the Rostov oblast case study]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2008, no. 19, pp.19-23.

16. Voronkova N.V. Vzaimodeistvie sel'skokhozyaistvennoi kreditnoi kooperatsii i bankovskoi sistemy [The interaction of agricultural credit cooperatives and banking system]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2010, no. 1, pp. 88-93.

17. Tushkanov M.P., Maksimov A.F. Sistema fermerskogo kredita v SShA: struktura, mekhanizmy i rezul'taty raboty [The U.S. farm credit system: structure, mechanisms, and the progress made]. Izvestiya Timiryazevskoi sel'skokhozyaistvennoi akademii = Bulletin of Timiryazev Moscow Agricultural Academy, 2013, no. 6, pp. 102-113.

18. Fedorova L.P., Emel'yanov S.P. Zarubezhnyi opyt kooperativnogo dvizheniya i ego primenenie v Rossii [Foreign experience of the cooperative movement and its application in Russia]. Vestnik Rossiiskogo universiteta kooperatsii = Bulletin of Russian University of Cooperation, 2009, no. 1, pp. 34-49.

19. Abrameitseva E.A., Nagumanova E.V. Kreditnye potrebitel'skie kooperativy kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Credit consumer cooperatives as a factor of socio-economic development of the region]. Regional'naya ekonomika. Yug Rossii = Regional Economy. South of Russia, 2013, no. 2, pp. 210-215.

20. Guinnane Timothy W. Cooperatives as Information Machines: German Rural Credit Cooperatives, 1883-1914. Journal of Economic History, 2001, vol. 61, no. 2, p. 370.

21. Andryushin S., Kuznetsova V. Instituty mikrofinansirovaniya v Rossiiskoi Federatsii: osobennosti i perspektivy razvitiya [Micro-finance institutions in the Russian Federation: the features and development prospects]. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk = Bulletin of Institute of Economics of Russian Academy of Sciences, 2010, no. 1, pp. 222-233.

22. Rick S.W. Credit Union Restructuring: A Response to the Developments in the International Finance Industry. World Council of Credit Unions. Research Monograph Series, 1998, no. 11.

23. Kalmykova M. Kreditnye soyuzy: problemy regulirovaniya v Belarusi [Credit unions: regulation-related issues in Belarus]. EanmycKi eecniK, 2010, no. 31, pp. 62. Available at: http://www.nbrb.by/bv/articles/8236.pdf.

24. Maksimov A.F. Teoreticheskie osnovy institutsional'nogo razvitiya sel'skokhozyai-stvennoi kreditnoi kooperatsii [Fundamentals of institutional development of agricultural credit cooperatives].

Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal = International Scientific Journal, 2013, no. 5, pp. 25-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.