Научная статья на тему 'Особенности экономико-правового регулирования микрофинансирования в Армении'

Особенности экономико-правового регулирования микрофинансирования в Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / MICROFINANCE / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ЦБ РА / АРМЕНИЯ / ARMENIA / СТАНОВЛЕНИЕ / FORMATION / УКО / UCO / НОРМАТИВЫ / REGULATIONS / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / CBA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яразян Артак Тигранович

Данная статья раскрывает ключевые особенности регулирования микро-финансовых организаций (МФО) и микрофинансовых услуг в Республике Армения, посредством анализа законодательной базы. В статье рассматривается процесс становления регулирующих микрокредитование законов и нормативно правовых актов, их текущее состояние и отличия от Российского опыта. Особое внимание отведено ЦБ РА, как единственного регулятора микрофинансовой деятельности, который осуществляет лицензирование, устанавливает экономические нормативы и требования и регулирует исполнение последних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яразян Артак Тигранович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ECONOMIC AND LEGAL REGULATION OF MICROFINANCE IN ARMENIA

This article reveals the key features of the regulation of microfinance institutions (MFIs) and microfinance services in the Republic of Armenia, through careful analysis of the legal framework. The article discusses the process of becoming microcredit regulatory laws and regulations, their current status and differences from the Russian experience. Particular attention is given to the Central Bank of Armenia (CBA), as the sole regulator of microfinance, which is responsible for licensing, sets prudential standards and requirements and regulates the execution of the latter.

Текст научной работы на тему «Особенности экономико-правового регулирования микрофинансирования в Армении»

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В АРМЕНИИ

УДК 336.73

Артак Тигранович Яразян,

аспирант кафедры Налогов и налогообложения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: (916) 574-02-60 Эл. почта: [email protected]

Данная статья раскрывает ключевые особенности регулирования микрофинансовых организаций (МФО) и микрофинансовых услуг в Республике Армения, посредством анализа законодательной базы. В статье рассматривается процесс становления регулирующих микрокредитование законов и нормативно правовых актов, их текущее состояние и отличия от Российского опыта. Особое внимание отведено ЦБ РА, как единственного регулятора микрофинансовой деятельности, который осуществляет лицензирование, устанавливает экономические нормативы и требования и регулирует исполнение последних.

Ключевые слова: микрофинансирование, регулирование, ЦБ РА, Армения, становление, УКО, нормативы, лицензирование.

Artak T. Yarazyan,

Graduate student, Department of Taxes, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (916) 574-02-60 E-mail: [email protected]

PECULIARITIES OF ECONOMIC AND LEGAL REGULATION OF MICROFINANCE IN ARMENIA

This article reveals the key features of the regulation of microfinance institutions (MFIs) and microfinance services in the Republic of Armenia, through careful analysis of the legal framework. The article discusses the process of becoming microcredit regulatory laws and regulations, their current status and differences from the Russian experience. Particular attention is given to the Central Bank of Armenia (CBA), as the sole regulator of microfinance, which is responsible for licensing, sets prudential standards and requirements and regulates the execution of the latter.

Keywords: microfinance, regulation, CBA, Armenia, formation, UCO, regulations, licensing.

1. Введение

Становление рынка микрофинансовых услуг в Республике Армения происходило в конце 90-х, когда экономика страны находилась в переходном периоде своего развития от плановой экономики к рыночному типу. Как известно, одной из важнейших составных частей рыночной экономики является ее финансовая система. Наличие и доступность заемных средств имеет жизненно важное значение для хозяйствующих субъектов на этапе становления в новых экономических реалиях. Национальная финансовая система того времени находилась в зародыше и только начинала свое развитие. И поскольку основное внимание было сконцентрировано на поддержке крупного бизнеса, который обеспечивал основное количество рабочих мест, малые предприниматели и сельские хозяйства испытывали острую нехватку денежных средств для финансирования своей деятельности. На этом этапе и вступили в игру международные благотворительные организации, вдохновленные успешной концепцией микрофинансирования. Первые попытки кредитовать тех, кто отказались финансировать коммерческие банки, были предприняты Комитетом помощи объединенных методистов (UMCOR), «ФИНКОЙ Интернешнл», «Благотворительным фондом развития микро предпринимательства» и «Vision Found International». Все вышеуказанные организации осуществляли свою деятельность под видом некоммерческих (благотворительных) фондов, что способствовало их развитию, так как они не платили налоги и не были вынуждены соблюдать нормативы, установленные ЦБ РА. Однако это не означало, что ЦБ не следил за их развитием: он позволил им вести деятельность в организационно-правовом виде некоммерческих фондов только до 2006 г., после чего обязал вести деятельность в виде кредитных организаций. Такое решение позволило ЦБ установить контроль над всеми организациями, выдающими микрокредиты и микрозаймы, включая процентную ставку и кредитную историю клиентов.

2. Законодательные основы для реорганизации

Соответствующие правовые основы включают статьи ГК, определяющие займы и кредиты, законы «О кредитных организациях», «О кредитных бюро и обращении кредитной информации», «О потребительском кредитовании» и нормативно-правовые акты ЦБ. Организационно-правовой вид кредитной организации был самым подходящим для фондов, так как требование ЦБ по минимально допустимому размеру уставного капитала было в 10 раз меньше чем для банков. Однако закон «О кредитных организациях» позволяет кредитной организации реорганизоваться в коммерческий банк, как и коммерческим банкам - в кредитную организацию, при условии соответствия требованиям ЦБ. Тот же закон устанавливает, что кредитная организация является получившим от ЦБ лицензию юридическим лицом, которое привлекает займы и выдает кредиты, что и является основным видом ее деятельности. Различают следующие типы кредитных организаций, которые могут осуществлять свою деятельность в организационно-правовой форме ООО, ЗАО, ОАО и торговых кооперативов.

• кредитные союзы

• сберегательные союзы

• лизинговые организации

• организации, осуществляющие факторинг

• организации, осуществляющие потребительское кредитование

• универсальные кредитные организации

_

Из действующих 33 кредитных организаций (на 2015 г.) только 8 осуществляют микрофинансирование, действуя в форме УКО (универсальная кредитная организация), которая означает, что они вправе осуществлять следующие виды деятельности:

• привлекать займы;

• выдавать кредиты, займы, осуществлять финансирование долгов и торговых операций, факторинг;

• предоставлять гарантии;

• выпускать ценные бумаги, осуществлять операции с ценными бумагами со своего счета и от своего имени;

• оказывать расчетные операции, связанные с кредитной деятельностью;

• оказывать услуги финансового агента, управлять инвестициями других лиц, осуществлять доверительное управление;

• покупать, продавать банковское золото, стандартизированные слитки и монеты;

• покупать и продавать валюту, в том числе осуществлять драмовые и валютные фьючерсы, опционы и похожие сделки;

• осуществлять финансовую аренду (лизинг);

• принимать на хранение драгметаллы, ювелирные украшения, ценные бумаги, документы и прочие ценности;

• оказывать финансовую консультацию;

• создавать и обеспечивать деятельность информационной системы касательно кредитоспособности клиентов, осуществлять шаги по погашению задолженностей;

• осуществлять деятельность, принятую в международной практике, с позволения ЦБ.

Для осуществления кредитной деятельности кредитная организация первым делом должна получить соответствующую лицензию от ЦБ. После получения всех соответствующих заявлений, ЦБ в течение месяца принимает решение лицензировать новую кредитную организацию или отказать в лицензировании. Причиной для отказа в лицензировании могут послужить

недостоверность или неполнота предоставленных сведений, а также, если руководители или здание для осуществления деятельности не соответствуют требованиям ЦБ. Лицензия выдается на бессрочной основе, не может быть передана в пользование другим лицам или быть заложенной. Отделения и представительства также подлежат регистрации, исходя из требований нормативно-правовых актов, принятых ЦБ. Занимающие руководящие должности лица раз в 3 года должны получать квалификацию ЦБ, сдав экзамен на знание специальности. Все кредитные организации должны ежеквартально предоставлять отчетность, в формах, указанных ЦБ, а раз в год - проходить аудит со стороны независимой аудиторской компании, и представлять заключение в ЦБ в течение 6 месяцев после окончания финансового года. Если кредитная организация не соблюдает основные экономические нормативы, осуществляет деятельность с нарушением регулирующих законов или предоставляет неточные сведения в отчетности, то ЦБ вправе применять следующие меры ответственности:

• предупреждение и поручение исправить ошибки;

• штраф;

• лишение квалификационного удостоверения главы кредитной организации;

• признание лицензии недействительной.

Важную роль в становлении кредитной деятельности имеют положения ГК касательно займов и кредитов, которые устанавливают обозначения контрактов по кредитам и займам, их виды и формы, условия начисления процентов, обязательства сторон, последствия нарушения контрактов, возможности оспаривания и др.

Следующим важным законодательным аспектом является закон «О кредитных бюро и обращении кредитной информации», который обязывает все коммерческие банки, кредитные организации и страховые компании предоставлять всю кредитную информацию обо всех своих клиентах. Основной целью

функционирования кредитных бюро является сбор и хранение кредитной информации, которая дает представление о кредитной истории каждого клиента кредитно-финансовых организаций. Кредитные бюро должны быть лицензированы в порядке, установленном ЦБ, не собирать личную информацию, гарантировать сохранность и секретность информации, осуществлять исследования на основе собранной информации, разрабатывать и продавать программное обеспечение для сбора, хранения и использования кредитной информации.

Время реорганизации некоммерческих микрофинансовых фондов в кредитные организации тесно связано со становлением законодательной базой, регулирующей этот вид деятельности, где главная роль принадлежит ЦБ. С одной стороны для некоммерческих фондов это означало рост расходов, связанных с реорганизацией и формированием налогового бремени, а так же соблюдением нормативов ЦБ, однако, с другой стороны, они получили доступ к кредитным историям клиентов через кредитные бюро, что в значительной степени ограничивало их риски непогашения кредита.

3. Особенности регулирования со стороны ЦБ

Ключевым документом, регулирующим деятельность микро финансовых организаций, является постановление совета ЦБ «О регулировании кредитных организаций и экономических нормативов», который устанавливает перечень финансовых операций, исходя из типа или группы кредитной организации, а также значения основных экономических нормативов. Учитывая ту особенность, что в РА все микрофинансовые организации осуществляют свою деятельность в форме универсальных кредитных организаций (УКО), основное внимание будет уделено регулированию этой группы кредитных организаций.

В перечень основных экономических нормативов входят требования ЦБ по минимальной величине уставного и общего капитала,

норматив достаточности общего капитала (Н1) и предел риска на одного заемщика (Н3). Для УКО минимальный размер уставного и общего капитала составляет 150 млн. драмов, минимально допустимое соотношение между общим капиталом и суммой активов, взвешенных рисками, установлено в 10%, а максимальное значение риска на одного заемщика - в 25%. Если кредитная организация не привлекает займы посредством публичной оферты, то на нее не распространяются нормативы Н1 и Н3, однако в этом случае величина непогашенных гарантий взаимосвязанным лицам не может превышать величину общего капитала, а все непогашенные гарантии - трехкратную величину общего капитала. Уставный и общий капитал должны быть пополнены в течение 6 месяцев со дня регистрации и лицензирования, исключительно в драмах, в том числе за выплату долей и паев, за исключением тех случаев, когда выплата производится в виде обмена акциями. Расчет всех основных экономических нормативов производится каждый месяц по методике ЦБ, согласно которой, общий капитал представляет собой сумму основного и дополнительного капитала после соответствующих уменьшений, однако сумма дополнительного капитала в расчетах не должна превышать 50% от сумы основного капитала. Основной капитал представляет собой сумму уставного фонда, генерального резерва и нераспределенной прибыли, из которой вычитаются чистая балансовая стоимость долгосрочных вторичных займов выданных кредитной организацией, сумма выкупленных собственных акций, балансовая стоимость всех нематериальных активов, чистая балансовая стоимость инвестиций в уставные капиталы банков, кредитных организаций, страховых компаний и прочих организаций, выдающих кредиты, балансовая стоимость неиспользуемых материальных активов, сумма на 25% превышающая балансовую стоимость используемых активов, балансовый остаток капитальных инвестиций на улучшение арендованных основ-

ных фондов, балансовая стоимость капитальных инвестиций на основные фонды кредитной организации. Дополнительный капитал состоит из резерва на переоценку основных фондов, резерва на валютные разницы, возникшие в процессе консолидации, и прочие резервы.

Норматив достаточности общего капитала (Н1) исчисляется нижеуказанной формулой, где к„бщ - величина общего капитала, а АВР -величина активов взвешенных рисками, балансовые обязательства и незаконченные временные операции.

к

H1=

общ

АВР

Расчет значения АВР производится по следующей формуле

АВР = J [(A; + P ) R ] + К*РВ,

где

А,- - совокупные активы кредитной организации и балансовые условные обязательства;

Р, - резервы от возможных потерь соответствующих активов и балансовых условных обязательств;

Я/ - риски соответствующих активов

К - поправочный коэффициент, который для УКО равен 10; РВ - валютный риск.

Норматив максимально допустимого риска на одного заемщика (Н3) принято считать исходя из формулы

Р

H3 =

Кобш

Р - сумма предоставленных кредитов одному заемщику и взаимосвязанных с ним лиц, всех прочих займов, факто- ринговых и лизинговых операций, предоставленных авансовых платежей, продвижений, инвестиций в ценные бумаги выпушенные заемщиком, прочих дебиторских задолженностей возникших касательно кредитной организации, данных гарантий и поручительств за его обязательств, предоставленных займов и или поручительств банков за счет денежных средств кредитной организации Кобщ - средняя величина общего капитала кредитной органи-

зации за отчетный период

К =(К06и1+К06и2 + ... + Ко6и n) Кобщ n '

где n = число дней расчетного периода

Данное постановление совета ЦБ также устанавливает перечень разрешенных финансовых операций для каждого типа кредитных организаций. Согласно этому документу, УКО, кроме вышеперечисленных видов деятельностей, вправе осуществлять операции страхового агента согласно установленному порядку в законе «О страховании и страховой деятельности». Относительно операций с ценными бумагами, УКО могут от своего имени выпускать и размещать облигации без обеспечения, на сумму не превышающую размер уставного капитала, а также облигации, обеспеченные поручительством третьих лиц, по меньшей мере, 30% из которых должны быть обеспечены со стороны зарубежных правительств, центральных банков и прочих организаций, которые имеют рейтинг от ААА до ВВВ от таких международных рейтинговых агентств, как Standard & Poor's, Fitch или Moody's. От своего имени УКО также могут выпускать дорожные чеки и осуществлять их куплю и продажу. УКО вправе привлекать займы от юридических лиц, собственных участников, индивидуальных предпринимателей, РА и муниципалитетов, зарубежных государств и международных организаций.

Заранее известив ЦБ в письменной форме, УКО имеют право осуществлять инвестиционную деятельность без получения соответствующей лицензии, соблюдая принципы, описанные в законе РА «О рынке ценных бумаг». Для УКО инвестиционными операциями считаются:

• принятие распоряжений клиентов на осуществление операций с ценными бумагами;

• осуществление операций с ценными бумагами за счет клиента от своего имени или от имени клиента;

• оказание консультаций клиентам относительно инвестиций в ценные бумаги;

• осуществление операций с ценными бумагами за свой счет и от своего имени;

i=1

• управление портфелем ценных бумаг;

• размещение обеспеченных и не обеспеченных ценных бумаг;

Операции, которые относятся к не основному виду деятельности УКО, являются:

• хранение ценных бумаг;

• предоставление займов клиентам для осуществления операций с ценными бумагами;

• оказание услуг, связанных с организацией выпуска и размещения ценных бумаг;

• предоставление консультаций компаниям касательно структуры капитала, корпоративной стратегии, реорганизации и других вопросов;

• осуществление операций дилерской купли и продажи валюты;

• формирование и распространение исследований и финансового анализа относительно ценных бумаг и инвестиционных предложений.

4. Особенности заключения кредитных договоров

Для получения кредита от кредитной (микрофинансовой) организации, первым шагом является подача кредитной заявки. После получения заявки, кредитная организация рассматривает ее, оценивая кредитоспособность клиента и соответствие всем предусловиям кредитного продукта. Критерии оценки кредитоспособности клиента включают в себя наличие источника дохода, достаточного для погашения кредита, достаточных денежных средств на протяжении всего срока обслуживания кредита (ликвидность в перспективе) и наличие средств (залог, поручительство), обеспечивающих исполнение кредитных обязательств. Кредитная организация вправе установить дополнительные критерии оценки кредитоспособности клиента, в число которых могут войти положительная кредитная история, этика клиента и его репутация. Если клиент удовлетворяет всем требованиям кредитной организации на получение кредита, то между ними заключается кредитный договор в письменной форме (любой другой вид договора является не-

действительным - статья 888 ГК РА). Кредитный договор содержит примечания относительно полного размера кредита, процентной ставки (номинальной и фактической), сроков, размеров и интенсивности погашения кредита, условий и сроков изменения процентной ставки, размера обязательных платежей и комиссий, размера обеспечения кредита, мер ответственности клиента за невыполнение своих обязательств и других сведений (если таковые установлены ЦБ). После подписания кредитного договора и предоставления кредита, начинается этап обслуживания и мониторинга, который включает в себя регистрацию дальнейших платежей и погашений, ведение документов и заметок для обеспечения и исполнения обязательств, получение сведений касательно финансового состояния клиента, постоянного сохранения связи с клиентом, как по телефону, так и посредством посещений. Для каждого заемщика кредитная организация открывает и ведет кредитное дело, в которое входит пакет всех кредитных документов. Наконец, после полного погашения суммы кредита и начисленных процентов, правовые взаимоотношения между кредитной организацией и заемщиком заканчиваются.

В статьях 879 и 887 ГК РА указывается, что в договорах по кредитам и займам номинальная процентная ставка не может превышать расчетную ставку ЦБ более чем в 2 раза. Однако закон «О потребительском кредитовании» обязывает банки и кредитные организации, которые выдают кредиты на сумму от 100,000 - 10,000,000 драмов (за исключением беспроцентных и ипотечных кредитов), указать в кредитном договоре не номинальную, а фактическую процентную ставку. Такое требование создает необходимость заранее рассчитать годовую фактическую процентную ставку до заключения кредитного договора. В том же законе установлен порядок расчета по следующей формуле

A = 1-

=(1+1-)

Dn 365

i - годовая фактическая процентная ставка;

A - сумма кредита;

n - номер платежа направленный на погашение кредита;

N - последний номер платежа направленный на погашение кредита;

Kn - сумма n-го платежа направленная на погашение кредита;

Dn - дни между получением кредита и осуществлением n-го платежа.

Когда заемщики не выполняют или выполняют не в полной мере свои обязательства по кредитному договору, согласно решению совета ЦБ «О классификации кредитов и формировании резервов от возможных потерь», кредитные организации классифицируют свой кредитный портфель как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• стандартный - финансовое состояние и способность клиента погасить задолженность не вызывает нареканий (без просрочек)

• контролируемый - обслуживается согласно договору, однако возникли обстоятельства, ухудшающие финансовое состояние клиента, но сохраняющие достаточную способность для погашения кредита (до 90 просроченных дней)

• нестандартный - контрактные обязательства не выполняются, вследствие плохого финансового положения клиента (от 91 до 180 просроченных дней)

• сомнительный - включает в себя черты нестандартных кредитов, но более проблематичны и рискованны, так как возврат средств является чрезвычайно сложным (от 181 до 270 просроченных дней)

• безнадежный - кредиты, сбор и возврат которых не является возможным (просроченные дни больше 270)

Исходя из валюты кредита, резервирование от возможных потерь кредитной организации имеет следующий вид (табл. 1).

5. Заключение

Как показывает опыт многих государств (Бангладеш, Индия, Мексика, Боливия и др.), все микрофинансовые организации в начале своего функционирования являлись некоммерческими и неправительс-

Таблица 1

В драмах В валюте

Стандартный 1% 1%

Контролируемый 10% 12%

Нестандартный 20% 24%

Сомнительный 50% 60%

Безнадежный 100% 100%

твенными организациями, путь развития которых начинается как социально-экономический эксперимент с целью поддержать бедные слои населения. В дальнейшем МФО превратились в крупные банки или специализированные кредитные организации, завоевав популярность во все мире. Несмотря на то, что у каждой страны есть свои организационные и правовые особенности регулирования микрофинансирования, главным остается предложенные ими финансовые услуги. В этом смысле становление и развитие МФО в Армении резонирует с международным опытом, несмотря на то обстоятельство, что в стране отсутствует выделенное законодательство для осуществления микрофинансирования, как например в России. Для сравнения некоторых ключевых аспектов микрофинансовой деятельности в России и Армении приведена таблица № 2.

Разработанность правовой базы для регулирования микрокредитования в РА находится на довольно высоком уровне, что свидетельствует о его высоком значении для развития многочисленных секторов экономики. Для ЦБ РА дополнительная диверсификация финансовых институтов на кредитные и микрокредитные организации, по нашему мнению,

не является целесообразным по нескольким причинам:

• малый размер рынка микрокредитования

• разработка и внедрение дополнительных правовых норм для МФО

• значительные трансформационные издержки

Важным документом в экономи-ко-прававой системе микрофинансовой деятельности является также Закон РА «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», который определяет сверхмалые предприятия как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность работников не превышает пяти человек (статья 3). Согласно этому закону, основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются:

• формирование благоприятного правового поля,

• финансовая и инвестиционная поддержка, предоставление гарантий,

• способствование созданию и развитию поддерживающих инфраструктур,

• информационная и консультационная помощь,

• стимулирование внешнеэкономической деятельности,

• поддержка рационализаторской деятельности и внедрения современных технологий,

• осуществление благоприятной налоговой политики,

• подготовка и переподготовка кадров,

• создание упрощенных систем статистической отчетности и бухгалтерского учета,

• поддержка в процессе осуществления государственных закупок.

Литература

1. Закон РА «О кредитных организациях». 2002г. https://www. cba.am/AM/lalaws/Varkayin_ kazmakerputyunneri_masin.pdf

2. Закон РА «О потребительском кредитовании». 2008г. https:// www.cba.am/AM/lalaws/Sparoxakan_ kreditavorman_masin_vark.pdf

3. Закон РА «О кредитных бюро и обращения кредитной информации». 2008г. https://www.cba.am/ AM/lalaws/Varkayin_texekatvutyan_ shrjanarutyan_masin.pdf

4. Главы 46(Заем) и 47(Кредит) ГК РА. 1998г. http://www.arlis.am/

5. Постановление совета ЦБ РА «О регулировании кредитных организаций и экономических нормативов». 2002г. https://www.cba.am/AM/ laregulations/kan-14.zip

6. Постановление совета ЦБ РА «О классификации кредитов и формировании резервов от возможных потерь». 1999г. https://www.cba.am/ AM/laregulations/Voroshum_63.pdf

7. Постановление совета ЦБ РА «О порядке предоставления потребительских кредитов и займов кредитными организациями». 2002г. https://www.cba.am/AM/laregulations/ sparox_vark.pdf

8. Закон РФ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». 2010г. http://base. garant.ru/12176839/

9. Закон РА «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». 2000г. http://www.parliament.am/legislation. php?sel=show&ID=1952&lang=rus

References

1. RA Law «On Credit Institutions». 2002. https://www.cba.am/AM/lalaws/ Varkayin_kazmakerputyunneri_masin.pdf

Таблица 2

РОССИЯ АРМЕНИЯ

Основной правовой доку- Закон «О микрофинансовой Закон «О кредитных

мент регулирующии де- деятельности и микро-фи- организациях»

ятельность нансовых организациях»

Годовая процентная ставка не установлена до 24%

Форма финансирования Заем кредит

Сумма финансирования до 1 млн. рублей до 10 млн. драмов

Участие на рынке ценных Нет да

бумаг

Финансирование в валюте Нет да

Отчетность/Обязательный Ежеквартально/нет ежеквартально/да

аудит

2. RA law «On consumer credit». 2008. https://www.cba.am/AM/la-laws/Sparoxakan_kreditavorman_ma-sin_vark.pdf

3. RA Law «On credit bureaus and circulation of credit information». 2008g.https: //www.cba.am/AM/la-laws/Varkayin_texekatvutyan_shr-janarutyan_masin.pdf

4. Chapter 46 (loan) and 47 (Credit) of the Civil Code of RA. 1998. http: www.arlis.am/

5. The decision of the Board of the Central Bank «On regulation of credit institutions and the prudential standards.» 2002. https://www.cba.am/AM/ laregulations/kan-14.zip

6. Resolution of the Board of the Central Bank «On loan classification and formation of reserves against possible losses.» 1999. https://www.cba.am/ AM/laregulations/Voroshum_63.pdf

7. Resolution of the Board of the Central Bank «On the procedure of

granting consumer loans and loans from credit institutions.» 2002. ht-tps://www.cba.am/AM/laregulations/ sparox_vark.pdf

8. RF Law «On microfinance and microfinance institutions.» 2010. http:// base.garant.ru/12176839/

9. RA Law «On State Support of Small and Medium Enterprises.» 2000. http://www. parliament.am/legislation. php?sel=show&ID=1952&lang=rus

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.