Научная статья на тему 'Развитие микрофинансирования в России: правовые аспекты'

Развитие микрофинансирования в России: правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епифанова Татьяна Владимировна, Роменская Ангелина Владимировна, Артюх Кристина Александровна

Статья посвящена исследованию правовых особенностей микрофинансирования в России. Авторы изучили нормативно-правовое регулирование микрофинансовой деятельности, выявили ограничения деятельности микрофинансовых организаций, провели сравнительный анализ микрофинансовых и микрокредитных компаний, обосновали необходимость совершенствования законодательства в сфере микрофинансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MICROFINANCING IN RUSSIA: LEGAL ASPECTS

The article is devoted to the study of legal peculiarities of microfinance in Russia. The authors studied the regulatory and legal regulation of microfinance activities, identified restrictions on the activities of microfinance organizations, conducted a comparative analysis of microfinance and microcredit companies, and substantiated the need to improve legislation in the field of microfinance.

Текст научной работы на тему «Развитие микрофинансирования в России: правовые аспекты»

РАЗВИТИЕ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ

3.5. РАЗВИТИЕ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Епифанова Татьяна Владимировна, д-р экон. наук. Должность: профессор. Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: profepifanova@gmail.com

Роменская Ангелина Владимировна, магистрант. Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: Lina8132@gmail.com Артюх Кристина Александровна, магистрант. Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: Levchenko_Kristina@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию правовых особенностей микрофинансирования в России. Авторы изучили нормативно-правовое регулирование микрофинансовой деятельности, выявили ограничения деятельности микрофинансовых организаций, провели сравнительный анализ микрофинансовых и микрокредитных компаний, обосновали необходимость совершенствования законодательства в сфере микрофинансирования.

Ключевые слова: малый бизнес, микрофинансирование, коммерческие и некоммерческие организации.

DEVELOPMENT OF MICROFINANCING IN RUSSIA: LEGAL ASPECTS

Epifanova Tatiana Vladimirovna, Dr of Economics. Position: Professor. Place of employment: Rostov State Economics University (RSUE). Department: Civil law chair. E-mail: profepifanova@gmail.com

Romenskaya Angelina Vladimirovna, master student. Place of study: Rostov State Economics University (RSUE). Department: Civil law chair. E-mail: Lina8132@gmail.com Artyuh Kristina Alexandrovna, master student. Place of study: Rostov State Economics University (RSUE). Department: Civil law chair. E-mail: Levchenko_Kristina@mail.ru

Annotation: The article is devoted to the study of legal peculiarities of microfinance in Russia. The authors studied the regulatory and legal regulation of microfinance activities, identified restrictions on the activities of microfinance organizations, conducted a comparative analysis of microfinance and microcredit companies, and substantiated the need to improve legislation in the field of microfinance.

Keywords: small business, microfinance, commercial and non-commercial organizations.

Введение

Одним из важнейших условий социально-экономического развития государства является действенная работа финансового рынка страны, целесообразность и успешность реализации кредитно-денежной политики.

В настоящее время экономика России достаточно нестабильна. Это обусловлено закрытием внешних рынков заимствований, снижением цен на нефть, ростом стоимости заемных средств и другими факторами. Из-за таких внешнеэкономических факторов упал и уровень доходов населения Российской Федерации, малый бизнес также находится в сложных финансовых

Епифанова Т.В. Роменская А.В. Артюх К.А.

условиях. В связи с этим государство должно обеспечивать равный доступ к кредитным ресурсам как для населения, так и для субъектов малого и среднего предпринимательства, это возможно решить посредством микрофинансовых организаций, которые, как и банковские структуры, являются одним из звеньев экономической системы Российской Федерации. Несмотря на то, что в настоящее время основная доля рынка финансовых услуг занята банковским сектором, доля микрофинансового сектора неустанно растет.

В настоящее время микрофинансирование является важнейшим инструментов экономического развития государства. Стоит отметить, что первоначальной задачей микрофинансирования являлось решение проблемы бедности в развивающихся странах. С развитием экономики в таких странах трансформировался и институт микрокредитования, расширяя направления своей деятельности. Так, на сегодняшний день во многих государствах мира микрокредитование является одним из способов поддержки нуждающихся слоев населения, а также выступает в качестве действенного инструмента по предоставлению кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства, не имеющих возможности получить кредит в банке.

Первые микрофинансовые организации стали появляться в 70-х годах XX века. Основной целью их создания была борьба с бедностью, реализуемая посредством предоставления льготных кредитов по низкой процентной ставке для граждан, начинающих заниматься предпринимательской деятельностью. Такая модель кредитования в последствии распространилась по всему миру, приобретая все новые формы и задачи.

В мировой практике под микрофинансированием понимается процесс предоставления микрокредитными организациями гражданам с низкими доходами разного рода финансовых услуг: кредитов; сбережений; денежных переводов и страховок.

В России правовое оформление микрофинансовая деятельность получила в 2010 году с принятием Федерального закона №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [1].

Закон закрепил правовые основы деятельности микрофинансовых организаций, закрепил их правовой статус, определил порядок регулирования деятельности и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций и другое. Однако, несмотря на то, что закон был принят сравнительно недавно, правовое регулирование микрофинансовой сферы постоянно совершенствуется, в закон постоянно вносятся изменения.

Методологическая основа исследования состоит из общенаучных, специальных и частных методов: системного анализа, формально-юридического, технико-юридического, сравнительно-правового, а также метода толкования правовых норм.

Правовое регулирование микрофинансовой деятельности в России

В своей деятельности микрофинансовые организации руководствуются нормами Конституции Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 2 июля 2010 года №151 -ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», принятый в 2010 году, заложил правовые основы деятельности микрофинансовых организаций.

Согласно п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона №151-ФЗ «микрофинансовая организация - это юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании».

Микрофинансовые организации могут регистрироваться в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества; фонды; автономные некоммерческие организации.

Стоит отметить, что микрофинансовой детальностью могут заниматься непосредственно не только сами микрофинансовые организации, но и иные кредитные организации, ломбарды, кредитные кооперативы и иные юридические лица, деятельность которых регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о данных юридических лицах [2]. Таким образом, они не являются микрофинансовыми организациями, но могут осуществлять микрофинансовую деятельность.

Иностранное юридическое лицо также может получить статус микрофинансовой организации, предоставив такой же перечень документов, как и юридическое лицо, зарегистрированное в РФ, только на русском языке.

Федеральный закон №151-ФЗ наделил микрофинансовые организации правом производить контроль за целевым использованием микрозайма и возлагать на заемщика обязанность обеспечить возможность осуществления такого контроля.

Прозрачность деятельности микрофинансовых организаций обеспечивается обязательным требованием о предоставлении полной и достоверной информации потенциальному заемщику об условиях предоставления микрозайма, в том числе о размере и сроках уплаты платежа до подписания договора.

Микрофинансовая организация может прекратить свою деятельность как в добровольном порядке, так и в принудительном (в случае банкротства).

Стоит отметить, что с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 № 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» [3] у микрофинансовых организаций появилась обязанность вступать в течение 90 дней в какую-либо саморегулируемую организацию. В соответствии со статьей 7.2 Федерального закона № 151-ФЗ саморегулируемые организации осуществляет контрольную функцию по отношению к микрофинансовым организациям (проверяют микрофинансовые организации на соответствие требованиям Федерального закона № 151-ФЗ, принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов и актов Банка России).

Ограничения деятельности микрофинансовых организаций

При анализе Федерального закона № 151-ФЗ можно выделить ряд ограничений деятельности микрофинансовых организаций: меры, направленные на обеспечение финансовой стабильности микрофинансовой организации, защиты прав заемщиков, а также меры, способствующие обеспечению законности деятельности микрофинансовой организации.

К мерам, обеспечивающим финансовую стабильность микрофинансовой организации относятся:

1) запрет быть поручителем по обязательствам своих учредителей или другим способом обеспечивать исполнение обязательств данными лицами;

2) запрет заключать сделки об отчуждении (возможном отчуждении) имущества микрофинаносвой организации, сделки влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества организации на 10% и более балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, без предварительного решения высшего органа управления;

3) запрет осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

4) установление Банком России числовых значений и порядка расчета и осуществления контроля за соблюдением экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности микрофинансовыми организациями, привлекающими денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, и микрофинансовыми организациями, осуществляющими выпуск и размещение облигаций;

5) установление Банком России порядка формирования резервов возможных потерь по займам;

6) право страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора;

7) возможность формировать целевые фонды, порядок формирования и использования которых определяется внутренними нормативными документами микрофинансовой организации.

К мерам защиты прав клиентов микрофинансовых организаций относятся:

1) запрещение привлечения денежных от физических лиц (за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 Федерального закона №151-ФЗ);

2) запрещение одностороннего изменения в течение срока действия договора микрозаймы процентных ставок и порядка их определения, а также комиссионного вознаграждения и срока действия этих договоров;

3) запрещение применения штрафных санкций при досрочном погашении микрозайма, в случаях предварительного письменного уведомления заемщиком микрокредитной организации (не менее чем за 10 календарных дней) о таком намерении.

Меры, обеспечивающие законность деятельности микрофинансовой организации:

1) запрещение на выдачу займа в иностранной валюте;

2) запрещение выдачи микрокредитной компанией микрозайма заемщику, в случае если сумма основного долга заемщика перед микрокредитной более 500 тысяч рублей.

Сравнительный анализ микрофинансовых и микрокредитных компаний

Сумма уставного капитала микрофинансовых компаний должна превышать 70 млн. рублей, в то время как для микрокредитной компании сумма уставного капитала может составлять от 10 000 рублей до 70 000 000 рублей.

Для получения статуса микрофинансовой или микрокредитной компании необходимо подать документы и сведения, перечисленные в статье 5 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Для двух таких видов микрофинансовых организаций пакет документов, подаваемых в Банк России, идентичен. Исключение составляет документ, подтверждающий наличие устав-

РАЗВИТИЕ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ

ного капитала в размере 7 млн. рублей у микрофинансовой компании.

В наименовании микрофинансовых организаций должно обязательно присутствовать указание на организационно-правовую форму и словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» в зависимости от вида организации.

Словосочетания «микрофинансовая компания» и «микрокредитная компания» указывают на то, что такое юридическое лицо осуществляет микрофинансовую деятельность.

Микрофинансовая и микрокредитная компания отличаются также тем, что у микрокредитной компании есть возможность заниматься помимо финансовой деятельности еще производственной и торговой деятельностью. Микрофинансовые компании занимаются исключительно финансовой деятельностью.

Все микрофинансовые организации (независимо от их вида) могут выдавать займы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в сумме, не превышающей 3 млн. рублей одному субъекту [4].

Для физических лиц максимальная сумма займа в микрофинансовой компании составляет 1 млн. рублей, в микрокредитной - 500 тысяч рублей.

Преимуществом микрофинансовой компании по сравнению с микрокредитной является возможность оформления займа в онлайн режиме (в связи с этим микрокредитные компании лишены возможности поручать банкам идентификацию своих клиентов), а также возможность выпускать и размещать облигации на открытом рынке.

Еще одним основанием разграничения деятельности микрофинансовых и микрокредитных компаний служат требования со стороны Центрального Банка Российской Федерации к аудиту и раскрытию финансовой отчетности. Так, микрофинансовая компания должна предоставлять в Центральный Банк годовую финансовую отчетность, которая подлежит обязательному аудиту и раскрытию в открытом доступе.

Банк России выполняет надзорную функцию (надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями Федерального закона №151-ФЗ и принятых в соответствии с ним актов). Однако степень надзора за деятельностью микрофинансовых компаний и микрокредитных различается. Так, деятельность микрофинансовых компаний подвергается постоянному контролю со стороны Банка России. В то время как надзор за деятельностью микрокредитных компаний осуществляется только в следующих случаях: микрокредитная компания не является членом саморегулируемой организации; есть информация о возможном нарушении Федерального закона №151-ФЗ и принятых в соответствии с ним правовых актах, нормативных актов Банка России; в случае проверки саморегулируемой организации, членом которой является такая микрокредитная компания при необходимостивозникшей в результате такой проверки.

Еще одним критерием разграничения микрофинансовых организаций является - соблюдение экономических нормативов. Так, для микрофинансовых компаний они следующие: достаточность собственных средств; ликвидность; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер риска на связанное с микрофинансо-

Епифанова Т.В. Роменская А.В. Артюх К.А.

вой компанией лицо (группу связанных с микрофинансовой компанией).

Для микрокредитной компании необходимо соблюдение следующих нормативов: достаточность собственных средств; ликвидность.

Вывод

Рассмотрев изменения в структуре микрофинансовых организаций, обратимся к нынешнему состоянию микрофинансирования в Российской Федерации. Как и предполагалось экспертами, количество микрофинансовых организаций сократилось в связи с ужесточением требованием. Так, на 01.01.2015 года насчитывалось 4200 микрофинансовых организаций, на 01.01.2016 - 3688 организаций, на 01.01.2017 - 2588 организаций [5]. По состоянию на 29.03.2018 - 2205 микрофинансовых организаций, 64 из которых являются микрофинансовыми компаниями, 2141 - микрокредитными [6].

Происходит процесс укрупнения микрофинансового рынка, мелкие игроки постепенно прекращают свою деятельность [7].

Изменения Федерального закона №151 -ФЗ коснулись инвесторов. Теперь у них нет альтернативы для вложения собственных инвестиций, так как они могут инвестировать только в микрофинансовые компании (за исключением случая, когда инвестор является соучредителем микрокредитной компании). Инвестировать в микрофинансовую компанию можно либо путем размещения вклада, либо покупки облигаций. При этом в обоих случаях порог входа составляет 1 500 000 рублей.

На заемщиков изменения в структуре микрофинансовых организаций никак не повлияли, так как требования и условия выдачи займов в организациях идентичны. Единственное изменение, которое может заметить заемщик, так это включение в потребительский договор условия о том, что сумма всех начисленных процентов и комиссий не может превышать четырехкратного размера суммы займа.

Таким образом, проведя сравнительную характеристику между микрофинансовыми и микрокредитными компаниями, мы видим, что изменения в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, способствовало уменьшению количества мелких игроков на рынке микрофинансовых организаций. Однако, такие изменения в законе никак не повлияли на заемщиков. Только теперь у потенциальных заемщиков возникает непонимание при выборе в какую из микрофинансовых организаций им стоит обращаться для получения займа.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: эффективность правового регулирования любой сферы общественных отношений в большей степени зависит от наличия целостной, четкой и непротиворечивой законодательной концепции. К сожалению, в практике законотворческой деятельности в сфере гражданско-правовых отношений такое условие часто не соблюдается, правовая регламентация микрофинансовой деятельности на территории Российской Федерации яркий тому пример.

Несмотря на то что Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» успешно применяется на территории Рос-

сийской Федерации, в нем обнаружена масса пробелов и проблем, которые требует устранения.

Так, Федеральный закон №151 -ФЗ содержит четкого определения микрофинансовой деятельности, с указанием на его функциональную составляющую. Так согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 этого закона под микрофинансовой деятельностью понимается: «деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов». Иными словами, сущность регулируемого вида деятельности определяется исключительно через ее предмет.

В п. 3 ч. 1 ст. 2 «микрозаем - это заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу (для физических лиц, берущих кредит в микрокредитной компании сумма составляет 500 тысяч рублей, в микрофинансовой компании - 1 млн. рублей, а для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составляет 3 млн. рублей независимо от вида микрофинансовой организации)».

Возникает вопрос соотношения цели извлечения прибыли с иными целями деятельности микрофинансовых организаций и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность.

Пробелом Федерального закона №151 -ФЗ можно также считать норму, устанавливающую круг субъектов, которые могут осуществлять микрофинансовую деятельность. Перечень законодателем четко не сформулирован. Исходя из содержания ч. 3 ст. 5 указанного закона, микрофинансовые организации могут регистрироваться в различных организационно-правовых формах, а именно в форме фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества. [8]

Но, кроме микрофинансовых организаций, Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» допускает возможность осуществления микрофинансовой деятельности и другими видами юридических лиц. Так, согласно ч. 3 ст. 3 «кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц», также представляется не совсем корректным использование формулировки «...и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц».

При буквальном толковании данной нормы можно обнаружить, что на сегодняшний день в Российской Федерации установлен открытый, неисчерпывающий перечень юридических лиц, которые осуществляют микрофинансовую деятельность и на которых не распространяются положения Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В итоге можно сделать вывод о том, что микрофинансовая деятельность кредитных организаций, кредитных кооперативов, ломбардов, и других юридических лиц - это деятельность по предоставлению займов на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу. [9]

В связи с тем, что микрофинансовую деятельность могут осуществлять как коммерческие, так и некоммерческие организации стоит разработать отдельную законодательную базу для таких организаций. Причиной этому служит то, что многие некоммерческие микрофинансовые организации являются организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных в целях развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и не преследующих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Некоммерческие микрофинансовые организации ориентированы на предоставлении наиболее социально значимых востребованных социальных услуг. В свою очередь коммерческие микрофинансовые организации созданы для извлечения максимальной прибыли для себя. Все это может привести к построению квазибанковской системы, ориентированной на ростовщичество [10].

Необходимо также увеличить охват населения микрофинансовыми услугами, путем повышения информированности о микрофинансовых институтах и их социальной направленности.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 27. Ст. 3435.

2. Чернусь Н.Ю. Правовое обеспечение деятельности микрофинансовых организаций //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 11. № 4. - С. 100.

3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» //Собрание законодательства РФ. 2015. №29 (часть I). Ст. 4349.

4. Плещева М. В., Плюхина М. А. Совершенствование законодательства в сфере микрофинансирования //Отечественная юриспруденция. 2016. № 12 (14). - С. 68.

5. Официальный сайт Банка России. -http://www.cbr.ru/content/document/file/27576/rev_fin_201 6_ 171024.pdf

6. Официальный сайт Банка России. -http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_micro/

7. Селиванова М.А., Коляда Н.И. Тенденции развития микрофинансовых организаций в современных условиях //Алтайский вестник Финансового университета. 2016. № 1. - С. 133.

8. Никулин Р.А., Зенин А.В. Правовое регулирование микрофинансовой деятельности в РФ: проблемы и противоречия. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. специальный выпуск (38). 2012.

9. Суярова Т.А., Епифанова Т.В., (2018), Роль микрофинансовых организаций в кредитовании малых и средних предприятий. Проблемы экономики и юридической практики, 2: 47-49.

10. Суярова Т.А. (2018), Правовое обеспечение микрофинансовой деятельности. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация). Ростовский государственный экономический университет (РИНХ).

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 77,43%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.