Научная статья на тему 'Микрофинансирование: содержание, особенности, проблемы и перспективы развития'

Микрофинансирование: содержание, особенности, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3601
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Микрофинансирование / микрофинансовые организации / микрофинансовые компании / микрокредитные компании / микрофинансовый рынок / Microfinance / microfinance organizations / microfinance companies / microfi- nance companies / microfinance market.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уксусова Маргарита Святославна

В статье анализируется содержание таких понятий как «микрофинансирование» и «микрокредитование». Выявлены основные признаки и отличительные особенности микрофинансирования, его социально-экономическое значение. Исследуется история развития микрофинансирования в России и за рубежом, выделены ключевые этапы развития отечественного рынка микрофинансирования. Выделены особенности регулирования рынка микрофинансирования в России. Представлен анализ развития рынка микрофинансирования в России на современном этапе, выявлены основные факторы, вызвавшие изменения данного рынка. Проанализированы существующие проблемы развития отечественного рынка микрофинансирования и его регулирования, предлагаются дискуссионные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уксусова Маргарита Святославна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Microfinancing: Content, Features, Problems and Development Prospects

The article analyzes the content of such concepts as “microfinance” and “microcredit”. The main features and distinctive features of microfinance, its socioeconomic importance are revealed. The history of microfinance development in Russia and abroad is investigated, the key stages of the development of the domestic microfinance market are highlighted. The features of regulation of the microfinance market in Russia are highlighted. The analysis of the development of the microfinance market in Russia at the present stage is presented, the main factors that caused changes in this market are identified. The existing problems of the development of the domestic microfinance market and its regulation are analyzed, and debatable solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «Микрофинансирование: содержание, особенности, проблемы и перспективы развития»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ Finance, Money Circulation and Credit

М.С. Уксусова

МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

M.S. Uksusova

Microfinancing: Content, Features, Problems and Development Prospects

Содержание понятия «микрофинансирование», его основные черты, признаки, особенности представляют определенный исследовательский интерес.

При самом общем подходе микрофинансирование зачастую отождествляют с микрокредитованием, понимая под ним выдачу заемщику без залога и поручительства кредита на небольшую сумму на короткий срок.

Феномен микрофинансирования традиционно связывают с именем Мухаммада Юнуса, который еще в 1976 г. в одной из самых бедных стран мира - Бангладеш, - основал Grameen Bank («деревенский банк»), специализировавшийся на выдаче небольших займов под низкий процент без залога и поручительства малоимущим гражданам для развития собственного бизнеса. Заслуги американского профессора, уроженца Бангладеш, были отмечены мировым сообществом, и в 2006 г. Мухаммад Юнус получил Нобелевскую премию мира за вклад в борьбу с бедностью через создание системы микрокредитования.

Подобная модель выдачи микрозаймов стала называться «микрофинансирование» и нашла быстрое распространение во многих странах мира, в первую очередь, как эффективное средство поддержки и развития малого бизнеса.

Содержание понятия и социально-экономическое значение микрофинансирования

Микрофинансирование нередко отождествляют с социально-ориентированной деятельностью на рынке финансовых услуг. М. Юнус, считал, что развитие малого бизнеса позволит решить проблему бедности и социального неравенства. Согласно его концепции, главным фактором возврата займа на развитие малого бизнеса является не обеспечение по кредиту, а стимул предпринимателя к развитию собственного дела и выживания в условиях внешней агрессивной среды. Общепризнанным фактом является то, что основателем микрофинансирования является Мухаммад Юнус, и основано оно на взаимной поруке заемщиков одной социальной группы. Именно микрокредит послужил отправной точкой для борьбы с бедностью и социальным расслоением населения1.

Grameen Bank выдает займы небольших размеров (в среднем 170 долл.) и логично было бы ожидать высокого уровня невозврата долгов, однако практика говорит об обратном - он колеблется в диапазоне 1-2 процентных пунктов, что является чрезвычайно низким показателем для беззалоговых займов. В случае возникновения просроченной задолженности банк не обращается в судебные органы, а применяет реструктуризацию займа в части снижения суммы еженедельного платежа и увеличения срока кредитования. Таким образом, Grameen Bank не может считаться банком в классическом смысле, он является микрофинансовым институтом, целью которого служит борьба с нищетой путем оказания услуг микрокредитования малоимущим гражданам, ведения сберегательных (ставка 8,5-12% годовых) и пенсионных счетов, страхования ответственности по кредитам. Яркую социальную направленность демонстрирует такой принцип микрофинансирования, согласно которому чем ниже уровень доходов гражданина, тем большую сумму займа он может получить2.

Н.В. Цхададзе, исследовав международный опыт развития микрофинансирования, отмечает, что в странах со слабо развитой экономикой и значительной долей бедного населения микрофинансирование направлено, прежде всего, на увеличение количества самозанятых граждан, и, таким образом, на борьбу с нищетой в данных странах. В группе развивающихся и развитых стран основной задачей микрофинансирования является развитие сектора малого и среднего бизнеса. Несмотря на то, что микрофинансирование является преимущественно рентабельным видом деятельности, во многих странах оно выступает в качестве социально ориентированного бизнеса3.

В мировой практике существует множество успешных примеров реализации программ микрофинансирования, адаптированных к социально-экономическим условиям различных стран, которые могут быть использованы для применения в России с учетом ее потребностей4.

Таким образом, изначально главной целью микрофинансовой деятельности не являлось получение прибыли, скорее, ее основным предназначением было решение одной из важнейших социально-экономических задач мирового сообщества - борьба с бедностью и социальным расслоением общества. Однако по мере того, как микрофинансирование доказало свою высокую эффективность и получило широкое распространение в мире как определенная бизнес-модель, микрофинансовая деятельность стала рассматриваться как коммерческий проект, главной целью которого является систематическое получение прибыли. В настоящее время целью деятельности большей части существующих в России организаций в сфере микрофинансирования является получение прибыли путем оказания микрофинансовых услуг физическим лицам, субъектам малого и среднего бизнеса (за исключением фондов поддержки предпринимательства, которые являются некоммерческими организациями).

Решение социальных задач, таких как оказание финансовой поддержки малоимущим слоям населения, также может оставаться составной частью деятельности микрофинансовых организаций (МФО), однако на практике труднореализуемо в силу высоких процентных ставок по микрозаймам, а также отсутствия системы стимулов со стороны государства.

Рассматривая социально-экономическое значение микрофинансовой деятельности важно подчеркнуть, что микрофинансирование выполняет несколько важных функций:

- повышает доступность кредитных ресурсов и дает возможность широким слоям населения реализовывать свой предпринимательский потенциал, что в итоге ведет к росту занятости, налоговых поступлений в бюджет и, в целом, к решению целого ряда социально-экономических задач общества;

- за счет расширения географии и объема выдачи потребительских займов увеличивается покупательная способность и уровень жизни населения, причем наиболее социально незащищенных слоев, которые не интересны банкам как потенциальные заемщики в силу повышенных рисков и отсутствия залогового обеспечения;

- развитие цивилизованных форм микрофинансирования, совершенствование его регулирования, позволяет снижать уровень «теневой» составляющей экономики, так как в настоящее время микрофинансовая деятельность подлежит надзору со стороны Банка России и с каждым годом становится все более прозрачной, повышается уровень требований и для клиентов МФО.

Микрофинансовая деятельность с позиции российского законодательства - это вид деятельности, связанный с выдачей займов определенного размера (микрозаймов). Рассмотрим, как раскрывается содержание основных понятий микрофинансовой деятельности в отечественном законодательстве.

Еще в июле 2010 г. был принят основной закон, регулирующий микрофинансовую деятельность (Федеральный закон от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»), в соответствии с которым, под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации (МФО), а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии с данным законом, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Кроме непосредственно микрофинансовых организаций, в соответствии с законодательством, микрофинансовую деятельность в России могут осуществлять кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды и другие юридические лица. В широком смысле рынок микрофинансирования включает в себя целый ряд различных микрофинансовых институтов - ломбарды, кредитные потребительские кооперативы (КПК), сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СХКПК) и др. Такой подход отражается в формировании отчетности Банка России по развитию рынка и институтов микрофинансирования.

На законодательном уровне разграничение понятий «микрофинасиро-вание» и «микрокредитование» было осуществлено в 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

Согласно положениям данного закона, все микрофинансовые организации были разделены на два типа:

1. Микрофинансовые компании (МФК), представляющие собой разновидность МФО, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных Законом о микрофинансовой деятельности ограничений, и соответствующие определенным требованиям, в том числе к собственным средствам (капиталу), имеющие право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, в том числе не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), с учетом ряда ограничений, установленных законом, а также юридических лиц.

2. Микрокредитные компании (МКК), то есть МФО, осуществляющие микрофинансовую деятельность с учетом установленных Законом о микрофинансовой деятельности ограничений, имеющие право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

Таким образом, в Российской Федерации, начиная с 2015 г., четко разграничены понятия «микрофинансирование» и «микрокредитование», каждое из которых представлено своим типом компаний и, соответственно, присущими ей чертами.

История развития рынка микрофинансирования в России

В развитии микрофинансового сектора в России можно выделить четыре основных периода:

- первый период (1998-2000 гг.) - зарождение и становление рынка микрофинансирования. Анализ развития рынка микрофинансирования, показывает устойчивую положительную динамику таких показателей как количество микрофинансовых организаций, объем выдаваемых микрозаймов, увеличение размеров клиентской базы. Микрофинасирование получает все большее распространение в России, с одной стороны, эффективно удовлетворяя потребности предпринимателей и граждан в доступных финансовых ресурсах, а с другой стороны, являясь достаточно рентабельным видом деятельности для организаций микрофинансового сектора. Однако следует отметить, что изначально на данном этапе микрофинансовые институты были представлены преимущественно кредитными кооперативами и международными программами микрофинансирования. Впоследствии наблюдалась активизация региональных и муниципальных фондов поддержки малого бизнеса, и только затем развитие данного рынка стало идти по пути создания микрофинансовых институтов в различных организационно-правовых формах;

- второй период (2001-2007 гг.) - период институционального оформления рынка микрофинансирования. Наблюдается снижение доли микрофинансовых институтов, финансируемых международными программами, а доля успешных частных микрофинансовых организаций, наоборот, растет, что свидетельствует об успешности данной бизнес-модели, о востребованности услуг микрофинансирования;

- третий период (2008-2016 гг.) - становление и развитие системы государственного регулирования субъектов микрофинансовой деятельности. Начал создаваться реестр микрофинансовых институтов: отдельно по кредитным кооперативам, отдельно по микрофинансовым организациям. Вышли специальные законы, регулирующие деятельность каждого из видов микрофинансовых институтов, а также отдельный закон, регламентирующий порядок и правила выдачи займов;

- четвертый период (с 2016 г.) - ужесточение и дифференциация регуля-торных требований к МФО. На данном этапе происходит практически ежегодное повышение требований к субъектам микрофинансовой деятельности. К основным изменениям можно отнести разделение микрофинансовых организаций на 2 вида: микрофинансовые (МФК) и микрокредитные (МКК) компании и установление требований к их капиталу и инвестициям в них, а также ограничение начисления процентов. С 2017 г. по краткосрочным займам МФО начисление процентов было ограничено трехкратным размером суммы займа.

Особенности регулирования рынка микрофинансирования

Как уже было отмечено, в последние годы наблюдается ужесточение регулирования рынка микрофинансирования, которое осуществляется на законодательном уровне со стороны государства, а также со стороны Банка России как мегарегулятора, со стороны саморегулируемых организаций микрофинансового рынка (СРО). Рассмотрим данные аспекты подробнее.

В нормативно-правовом регулировании микрофинансовой деятельности можно выделить четыре основные вехи:

1. Принятие в 2010 г. Федерального закона от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» привело к созданию государственного реестра микрофинансовых организаций, появлению официальной статистики по рынку, в целом позволило перейти к регулируемому рынку микрофинансирования.

2. Принятие в 2013 г. Федерального закона от 21.12.2013 г. № З53-Ф3 «О потребительском кредите (займе)» обязало МФО соблюдать стандартную форму договора потребительского займа, содержащую общие и индивидуальные условия кредитования; способствовало усилению дисциплины на рынке, снижению максимальной доходности займов и вероятности дефолта, снижению рисков, усилению защиты прав заемщиков; создало необходимые условия для полной публичности информации о процентах предоставляемых займов и определило порядок их регулирования.

В большинстве зарубежных стран рынок микрофинансирования подлежит государственному регулированию. Например, в Германии и Польше, как только появились МФО, за ними установили тщательный государственный надзор, ставки по микрозаймам ограничены на законодательном уровне. В странах, где процентные ставки жестко ограничены регулированием, а не конкуренцией, развитие рынка микрофинансирования отличается более низкими темпами, сокращением числа МФО, меньшей прозрачностью5.

Учитывая международный опыт, российские законодатели отказались от прямого ограничения ставок по потребительским кредитам и ввели понятие «среднерыночное значение ставки по кредиту», что является разумным компромиссом между полным отсутствием регулирования и прямым ограничением ставок. В установленном порядке Банк России ежеквартально рассчитывает и публикует среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) по различным категориям потребительских кредитов и займов отдельно для банков, МФО и других участников финансового рынка. На момент заключения договора полная стоимость потребительского займа не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение, применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть (так называемое, предельное значение полной стоимости кредита).

3. Принятие в 2015 г. Федерального закона от 29.12.2015 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» дополнило закон о микрофинансовой деятельности и впервые законодательно разграничило понятия микрофинансовых (МФК) и микрокредитных организаций (МКК), а также ограничения и требования к их созданию и функционированию. Помимо этого, в целях снижения рисков на данном рынке был введен ряд ограничений на операции, совершаемые любой формой МФО. Микрофинансовым организациям запрещено выдавать займы в иностранной валюте, менять (увеличивать) в одностороннем порядке процентные ставки и комиссионные вознаграждения по займам; применять к заемщикам штрафные санкции при полном или частичном досрочном погашении, при условии, если МФО уведомляется об этом не позднее, чем за 10 дней до даты погашения и другие.

Как было отмечено выше, закон разделил все микрофинансовые организации на два типа, отличающиеся целым рядом признаков (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ микрокредитных и микрофинансовых компаний

Критерий Микрокредитные компании Микрофинансовые компании

Требования Банка России к минимальному размеру собственных средств Нет, если иное не установлено Банком России 70 млн руб., если больший размер не установлен Банком России

Требования Банка России к аудиту и раскрытию финансовой отчетности Нет Годовая финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, направлению в Банк России и раскрытию в открытом доступе

Потенциальные инвесторы Юридические лица, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) компании Любые юридические лица и физические лица. Физическое лицо должно инвестировать не менее 1,5 млн руб.

Право на выпуск облигаций Нет Да, без ограничения их номинальной стоимости

Критерий Микрокредитные компании Микрофинансовые компании

Ограничения по сумме выданных займов для физических лиц Не имеют права выдавать физическому лицу микрозаймы, если сумма основного долга заемщика перед микрокредитной компанией превысит 500 тыс. руб. Не имеют права выдавать микрозаймы физическим лицам в случае, если сумма основного долга перед микрофинансовой компанией превысит 1 млн руб.

Ограничения по сумме выданных займов для юридических лиц При выдаче микрозаймов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям размер основного долга не должен превышать 3 млн руб. При выдаче микрозаймов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям размер основного долга не должен превышать 3 млн руб.

4. Принятие Федерального закона от 13.07.2015 г. № 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» привело к повышению степени институционализации микрофинансового рынка за счет дополнения государственного регулирования системой саморегулируемых организаций (СРО). Закон установил требование об обязательном членстве МФО в саморегулируемых организациях, которые разрабатывают базовые стандарты микрофинансовой деятельности, в том числе стандарт, защищающий права и интересы получателей микрофинансовых услуг, стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций и другие.

Основные тенденции развития рынка микрофинансирования

О существенных проблемах развития микрофинансовой деятельности в России может свидетельствовать тот факт, что из реестра микрофинансовых организаций ежегодно исключается более 50% компаний. За время существования государственного реестра МФО из него было исключено более 70% не соответствующих требованиям Банка России организаций.

Пик сокращения числа участников рынка приходится на 2013-2014 гг., что обусловлено, прежде всего, общим ухудшением экономических условий и снижением спроса на кредитные услуги. По итогам 2016 г. Банком России за неоднократные нарушения из государственного реестра были исключены 1 169 микрофинансовых организаций. Следует отметить, что при снижающемся количестве МФО спрос на микрофинансовые услуги

продолжает расти. За период 2016 г. более чем на 50% увеличилось количество заемщиков и заключенных с ними договоров.

В качестве отличительной особенности микрофинансовой деятельности в России можно отметить ориентацию микрофинансовых организаций на получение максимального дохода при кредитовании малоимущих и социально незащищенных граждан. Если в зарубежных странах прослеживается социальная направленность данного бизнеса, то в России, скорее наоборот -именно данному сегменту потребителей микрофинансовых услуг предлагаются займы под самые высокие проценты (предельное значение полной стоимости кредита доходит до 800%, а среднерыночное - 600%). В результате создается негативное общественное мнение в целом о рынке микрофинансирования, что не способствует его цивилизованному развитию6.

В 2017-2018 гг. также наблюдается сокращение числа участников рынка микрофинансирования. По итогам 2017 г. количество МФО сократилось на 317 единиц и составило 2 271 компанию согласно сведениям государственного реестра, тогда как в 2016 г. количество МФО сократилось на 1 169 компаний, что было обусловлено значительными изменениями в сфере регулирования микрофинансовой деятельности. Усиление надзора Банка России за рынком МФО привело к очищению рынка от недобросовестных участников. Статистика показывает, что сокращение числа МФО, не оказало негативного влияния на развитие сегмента в целом.

Анализ развития рынка МФО в первом квартале 2018 г. позволяет сделать вывод, что количество микрофинансовых организаций продолжает сокращаться, однако темпы сокращения числа организаций снизились в два раза по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, можно говорить о некоторой стабилизации данного сегмента.

Так, по данным Банка России по состоянию на 1 апреля 2018 г. количество участников государственного реестра составило 2 209 единиц МФО, снизившись за данный период на 62 единицы, тогда как за первый квартал 2017 г. сокращение количества МФО составило 126 единиц, то есть в два раза больше.

По итогам первого квартала 2018 г. из реестра Банка России были исключены 166 микрофинансовых организаций, однако в то же время в государственный реестр были включены сведения о 104 новых микрокредитных компаниях (МКК). Количество микрофинансовых компаний (МФК) увеличилось на 4 единицы и по итогам первого квартала 2018 г. составило 64 организации, данный сегмент рынка демонстрирует поступательный рост. Более 96% МФО состояли в одной из трех саморегулируемых организаций, что является обязательным требованием - микрофинансовая организация должна вступить в саморегулируемую организацию не позднее трех месяцев с момента ее создания.

Совокупный портфель микрозаймов МФО показывает уверенный рост, более того, в 2017 г. темпы прироста портфеля ускорились на 28,0%,

тогда как за 2016 г. - на 25,3%. По итогам 2017 г. портфель активов МФО достиг 112,8 млрд руб. В первом квартале 2018 г. рост продолжился - размер портфеля МФО увеличился на 5,9%, прирост по сравнению с первым кварталом 2017 г. составил 23,9%. В результате профильные активы МФО достигли 119,4 млрд руб.

Анализ структуры совокупного портфеля займов позволяет сделать следующие выводы по итогам 2017 г. На займы физическим лицам приходится преимущественная часть портфеля - 78,7%, причем из них 28,6% -микрозаймы «до зарплаты»; на займы индивидуальных предпринимателей - 11,2%, на займы юридических лиц - 10,1% совокупного портфеля займов. В первом квартале 2018 г. ситуация существенно не изменилась. Микрозаймы физическим лицам составили 79,7% совокупного портфеля, из них 28,1% приходится на «займы до зарплаты», которые выдаются в размере до 30 тыс. руб. на срок не более 30 дней включительно. На займы предпринимателям и юридическим лицам приходится по 10,8 и 9,5% общего портфеля займов соответственно.

В 2017 г. было выдано микрозаймов на сумму 256,1 млрд руб., что больше аналогичного показателя предыдущего года на 31,2%. Рост данного показателя обусловлен увеличением выдачи микрозаймов как физическим лицам, так и предпринимателям. Сумма выданных физическим лицам займов выросла до 229,8 млрд руб., увеличившись за год на 34,4%. Практически одна четвертая часть общего объема займов физических лиц (23,3%) была оформлена онлайн, что свидетельствует о том, что данная форма набирает популярность в силу своего удобства.

По итогам 2017 г. средняя сумма займа, выданного физическому лицу, составила 9,8 тыс. руб., увеличившись за год на 0,8 тыс. руб., тогда как сумма, выданная онлайн, была несколько ниже - 8 тыс. руб. Средняя по рынку сумма микрозайма за 2017 г. увеличилась на 6,2%, до 10,9 тыс. руб.

В первом квартале 2018 г. средняя сумма микрозайма физическому лицу несколько увеличилась, составив 10 тыс. руб., тогда как в первом квартале 2017 г. она составляла 9,1 тыс. руб. Средняя сумма онлайн-займа снизилась до 7,7 тыс. руб. Максимальная средняя сумма микрозайма отмечается у клиентов МФО из числа юридических лиц - 831,6 тыс. руб.; у индивидуальных предпринимателей - 817 тыс. руб., значения данных показателей увеличились на 11,8 и 24,1% соответственно по сравнению с итогами первого квартала 2017 г. При этом 98,4% заключенных договоров займа в данном бизнес-сегменте приходится на субъекты малого и среднего бизнеса.

Несмотря на небольшое количество действующих на рынке микрофинансовых компаний (МФК), на них приходилось в 2017 г. 44,4% общей суммы выданных займов, а к концу первого квартала 2018 г. - уже 54,5% суммы выданных займов и 48,2% заемщиков по действующим договорам микрозайма, что свидетельствует об их более сильной конкурентной позиции на рынке.

Согласно данным за первый квартал 2018 г., сумма выданных микрозаймов увеличилась на 23,8% по сравнению со значением за аналогичный период 2017 г., однако темпы прироста замедлились. В результате ужесточения надзора со стороны мегарегулятора наблюдается сокращение доли сегмента «займов до зарплаты» в общем объеме микрозаймов физическим лицам, в основном это обусловлено изменением требований по формированию резервов на возможные потери по займам и введением дифференцированных коэффициентов при расчете норматива достаточности капитала МФО.

В течение 2017 г. совокупная чистая прибыль микрофинансовых организаций снижалась. Основным фактором, обусловившим данную тенденцию, является получение отрицательных финансовых результатов по «займам до зарплаты», связанное с изменениями регулятивных мер Центрального банка. Возврат к положительному финансовому результату в первом квартале 2018 г. показывает, что в целом микрофинансовым организациям удалось адаптироваться к ужесточению требований относительно формирования резервов и величины предельной задолженности заемщика по процентам.

По состоянию на конец марта 2018 г. чистая прибыль микрофинансовых организаций составила 837,5 млн руб. (-75,1% относительно значения аналогичного периода 2017 г.). Причем прибыльным оказался только сегмент микрофинансовых компаний (МФК), их прибыль составила 1 625,2 млн руб., а сектор микрокредитования (МКК) показал убыточность в размере 787,8 млн руб.

Одним из направлений деятельности МФО является поиск источников финансирования и привлечение инвесторов. Объем денежных средств, привлеченных МФО за первый квартал 2018 г., сократился до 12,1 млрд руб. (-26,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.). Данный показатель снизился по ряду причин. Во-первых, это обусловлено значительными объемами привлечения средств в 2017 г., обеспечившими достаточный уровень внешнего фондирования деятельности МФО. Во-вторых, уменьшился средний размер привлеченных инвестиций от одного инвестора - юридического лица (16 млн руб., что на 3,1 млн руб. меньше значения аналогичного периода 2017 г.). В-третьих, сократилось на 20,2%, до 457 единиц, количество юридических лиц, предоставивших микрофинансовым организациям денежные средства. Доли займов от физических лиц и индивидуальных предпринимателей в структуре денежных средств, привлеченных МФК и МКК за первый квартал 2018 г., составили 56,2 и 27,0% соответственно.

Средний размер инвестиций от физического лица или индивидуального предпринимателя у МФК (в том числе от учредителей, участников, акционеров) составляет 2,6 млн руб., у МКК (от учредителей, участников, акционеров) - 1 млн руб.

При этом средний размер привлеченных инвестиций от одного инвестора - юридического лица у МФК почти в 4 раза превышает значение этого показателя у МКК (12,2 млн руб.) и достигает 47,7 млн руб.

Перспективы развития рынка микрофинансирования

Стратегические векторы развития отечественного рынка микрофинансирования традиционно определяются Банком России как мегарегу-лятором, и отражаются в таком документе, как «Основные направлениях развития финансового рынка Российской Федерации».

Так, в качестве основных направлений развития микрофинансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг., были выделены: внедрение стандартов по взаимодействию МФО с потребителями, стандартов деятельности МФО и корпоративного управления; стандартов управления рисками МФО; развитие цифровых финансовых услуг и новых информационных технологий в деятельности МФО (например, упрощенная идентификация онлайн-клиентов); установление требований к финансовой устойчивости МФО (требования к собственному капиталу).

Одной из важнейших задач развития рынка микрофинансирования является обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам. С этой целью все субъекты микрофинансовой деятельности были дифференцированы по признаку субъектов кредитования: микрофинансовые компании (МФК), осуществляющие поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, и микрокредитные компании, специализирующиеся на потребительском кредитовании.

Согласно экспертным оценкам, основной тенденцией развития рынка микрофинансирования в ближайшей перспективе может стать обострение конкуренции с банками в борьбе за привлечение клиентов, прежде всего, за счет повышения уровня технологичности и клиентоориентированности. Активное использование Интернет-технологий, социальных сетей, продуктов, позволяющих автоматизировать процессы выдачи и возврата займа, станут конкурентным преимуществом микрофинансовых организаций.

В октябре 2018 г. Банком России был разработан и опубликован проект документа «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 гг.», в котором указаны приоритетные задачи по развитию рынка микрофинансирования.

Регулирование микрофинансовой деятельности будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода, который предполагает дифференциацию требований к различным субъектам данного рынка.

Особого внимания требует защита прав заемщиков микрофинансовых организаций, в связи с чем планируется снизить предельный размер обязательств заемщика перед кредитором, установить требования по

соблюдению предельного значения показателя уровня долговой нагрузки заемщика, устанавливаемого мегарегулятором.

Одним из существенных регуляторных ограничений, предлагаемых для введения в 2019-2020 гг. Банком России, является установление максимального размера процентов по займу, предоставляемого МФО. Например, в 2020 г. данный показатель должен составлять не более 150% от суммы долга вместо 300%, установленных в качестве максимального предела в настоящее время.

Одним из самых существенных изменений регулирования микрофинансовой деятельности должно стать введение ограничения на размер ежедневной процентной ставки. С начала 2019 г. предполагается установить ее максимальный размер - 1,5% в день, а со второго полугодия 2019 г. снизить ее до 1% в день, при этом будут продолжать действовать ограничения предельного значения полной стоимости кредита.

Помимо перечисленных новаций регулирования сферы микрофинансирования, Банк России предлагает ввести новый специализированный финансовый продукт - заем без обеспечения размером не более 10 тыс. руб. на срок до 15 дней в качестве альтернативы микрозаймам.

Также в целях повышения уровня финансовой устойчивости микро-финасовых организаций планируется усовершенствовать подходы к формированию резервов на возможные потери по займам.

В ответ на планируемые Банком России меры ужесточения регулирования рынка микрофинансирования представителями саморегулируемой организации (СРО) «МиР» были предложены альтернативные подходы совершенствования микрофинансовой деятельности, которые были изложены в направленном на имя главы Банка России письме.

Согласно заключению экспертов СРО «МиР», вышеуказанные нововведения могут привести к следующим негативным последствиям:

- замена «займов до зарплаты» специализированным финансовым продуктом неизбежно приведет к общему ухудшению платежной дисциплины заемщиков, так как, по мнению экспертов СРО «МиР», создаст иллюзию бессрочного пользования деньгами с оплатой только за 15 дней;

- уход с рынка микрофинансирования преобладающей части МФО, работающих в сегменте займы «до зарплаты» в силу убыточности данного сегмента бизнеса после внедрения изменений;

- основные потребители «займов до зарплаты» (около 4 млн человек, по расчетам экспертов СРО «МиР») могут остаться без доступа к цивилизованному рынку микрофинансирования;

- рост нелегального («черного») рынка микрофинансирования, представленного МФО, не входящими в реестр и действующими в нарушение законодательства, что представляет собой серьезную угрозу для заемщиков и финансового рынка России в целом, ее финансовой безопасности.

В конце ноября 2018 г. Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка (НАУМИР) представила основные предложения по изменению регулирования деятельности МФО, которые должны войти в разрабатываемую ею Стратегию развития микрофинансового рынка на 2019-2024 гг.

Предложения носят системный характер и касаются не только деятельности непосредственно микрофинансовых организаций, но и других участников рынков и регулирующих органов.

Так, к основным предложениям СРО «МиР», направленным на совершенствование регулирования микрофинансовой деятельности, можно отнести:

1. Внесение в Федеральный закон от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» следующих изменений - увеличение суммы займа для субъектов малого и среднего предпринимательства с 3 до 5 млн руб.; внедрение требования обязательного раскрытия финансовой отчетности на сайте Банка России для микрофинансовых компаний (МФК) в целях повышения прозрачности и доверия инвесторов.

2. Внесение в Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» изменения, касающегося порядка расчета ежедневной процентной ставки, исходя из значения полной стоимости кредита, деленного на 365 дней, что позволит устанавливать в качестве максимального значения такой ставки величину, превышающую предлагаемые Банком России 1-1,5% в день.

3. Внесение целого ряда изменений в Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг МФО, таких как отмена ограничения числа пролонгаций микрозаймов, отмена ограничения количества займов в связи с установлением показателя долговой нагрузки; введение обязательных для всего рынка показателей, таких как число жалоб по отношению к числу займов, число обоснованных жалоб по отношению к числу займов и других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Внесение изменений в КоАП РФ в виде увеличения штрафов для физических лиц, осуществляющих незаконную микрофинансовую деятельность - от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.; для юридических лиц - от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. с обязательным инициированием процедуры банкротства в случае неоплаты штрафа в течение 90 дней.

5. Разработка и внедрение положений нового закона, регулирующего деятельность МФО и позволяющего унифицировать подходы различных ведомств (Банка России, Федеральной службы судебных приставов и других).

6. Повышение уровня финансовой грамотности населения как условие повышения доверия к сектору микрофинансирования и залог его устойчивого развития.

Нахождение баланса между новыми регуляторными требованиями Банка России в отношении МФО и предложениями по совершенствованию регулирования, разработанными самими представителями рынка микрофинансирования позволит привести в равновесие интересы всех участников рынка, будет способствовать его устойчивости, дальнейшему поступательному развитию и повышению конкурентоспособности.

Примечания Endnotes

1 Гладкова В.Е. Роль и место микрофинансирования в современной кредитной системе. Москва, 2012. С. 99.

2 Эзрох Ю. Микрофинансирование в России в зеркале зарубежного опыта: конкуренция, эволюция, перспективы // Общество и экономика. 2014. № 7-8. С. 75-99.

3 Цхададзе Н.В. Микрофинансирование за рубежом: опыт решения социальных задач // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 1. С. 101-109.

4 Цхададзе Н.В. Рынок микрофинансовых услуг как социально ориентированный бизнес: зарубежный опыт // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4. С. 304-310.

5 Максимова Ю.Г. Среда формирования и особенности регулирования микрофинансового сектора в России // Эффективное антикризисное управление. 2017. № 2 (101). С. 64-68.

6 Савинов О.Г., Савинова Н.Г., Захаров А.С. Развитие рынка микрофинансирования на основе совершенствования его регулирования // Экономические науки. 2017. № 155. С. 44-47.

Автор, аннотация, ключевые слова

Уксусова Маргарита Святославна - канд. экон. наук, доцент Смоленского государственного университета (Смоленск) ums11@mail.ru

В статье анализируется содержание таких понятий как «микрофинансирование» и «микрокредитование». Выявлены основные признаки и отличительные особенности микрофинансирования, его социально-экономическое значение. Исследуется история развития микрофинансирования в России и за рубежом, выделены ключевые этапы развития отечественного рынка микрофинансирования. Выделены особенности регулирования рынка микрофинансирования в России. Представлен анализ развития рынка микрофинансирования в России на современном этапе, выявлены основные факторы,

вызвавшие изменения данного рынка. Проанализированы существующие проблемы развития отечественного рынка микрофинансирования и его регулирования, предлагаются дискуссионные пути их решения.

Микрофинансирование, микрофинансовые организации, микрофинансовые компании, микрокредитные компании, микрофинансовый рынок

References (Articles from Scientific Journals)

1. Ezrokh Yu. Mikrofinansirovaniye v Rossii v zerkale zarubezhnogo opyta: konkurentsiya, evolyutsiya, perspektivy. Obshchestvo i ekonomika, 2014, no. 7-8, pp. 75-99.

2. Tskhadadze N.V. Mikrofinansirovaniye za rubezhom: opyt resheniya sotsialnykh zadach. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 101-109.

3. Tskhadadze N.V. Rynok mikrofinansovykh uslug kak sotsialno oriyentirovan-nyy biznes: zarubezhnyy opyt. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti, 2016, no. 4, pp. 304-310.

4. Maksimova Yu.G. Sreda formirovaniya i osobennosti regulirovaniya mikrofinanso-vogo sektora v Rossii. Effektivnoye antikrizisnoye upravleniye, 2017, no. 2 (101), pp. 64-68.

5. Savinov O.G., Savinova N.G., Zakharov A.S. Razvitiye rynka mikrofinansirovaniya na osnove sovershenstvovaniya ego regulirovaniya. Ekonomicheskiye nauki, 2017, no. 155, pp. 44-47.

(Monograph)

6. Gladkova V.E. Rol i mesto mikrofinansirovaniya v sovremennoy kreditnoy sisteme. Moscow, 2012, 126 p.

Author, Abstract, Key words

Margarita S. Uksusova - Candidate of Economics, Associate Professor, Smolensk State University (Smolensk, Russia) ums11@mail.ru

The article analyzes the content of such concepts as "microfinance" and "microcredit". The main features and distinctive features of microfinance, its socioeconomic importance are revealed. The history of microfinance development in Russia and abroad is investigated, the key stages of the development of the domestic microfinance market are highlighted. The features of regulation of the microfinance

market in Russia are highlighted. The analysis of the development of the microfinance market in Russia at the present stage is presented, the main factors that caused changes in this market are identified. The existing problems of the development of the domestic microfinance market and its regulation are analyzed, and debatable solutions are proposed.

Microfinance, microfinance organizations, microfinance companies, microfinance companies, microfinance market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.