Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРУШЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРУШЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / НАРУШЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ / ДЕФИЦИТ И ИЗБЫТОК МАССЫ ТЕЛА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуреев С. А., Мингазов Р. Н., Мингазова Э. Н.

В условиях пандемии COVID-19 студенческая молодежь сталкивается со значительными неблагоприятными воздействиями, отражающимися на состоянии физического и психического здоровья, а также на изменениях показателей качества жизни. Негативное влияние оказали такие факторы, как внезапный переход студентов к онлайн-обучению, закрытие общежитий, ограничение доступа к общественным пространствам, рост заболеваемости в близком окружении, проявление страхов и фобий. У студентов отмечается нерегулярность приема пищи, ограниченный доступ к полноценному питанию, увеличенное время нахождения перед монитором, меньшие возможности для физической активности и связанные с этим значительные изменения физических параметров, а именно: ожирение, увеличение веса, индекса массы тела.Материалы и методы исследования: в работе были использованы библиографический, социально-гигиенический, социо-логический, статистический, аналитический методы.Выводы: анализ результатов исследования позволил установить: а) средний уровень физического компонента здоровья студентов выше, чем психологического; показатель физического компонента здоровья, соответствующий норме, наблюдался у 70,7% студентов; психологического - у 63,4% студентов; не выявлено статистически значимой взаимосвязи между физическим и психологическим компонентами здоровья студентов; б) по физическому и психологическому компоненту здоровья наибольший процент респондентов, имеющих норму, отмечался у студентов с дефицитом массы тела; низкий уровень физического компонента здоровья значительно чаще встречается в группе студентов с избытком массы тела, по сравнению с остальными изучаемыми группами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гуреев С. А., Мингазов Р. Н., Мингазова Э. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS, INCLUDING WITH DISTURBANCES IN PHYSICAL DEVELOPMENT, UNDER THE CONDITIONS OF THE COVID-19 PANDEMIC

In the context of the COVID-19 pandemic, student youth are facing significant adverse impacts that affect the state of physical and mental health, as well as changes in quality of life indicators. Factors such as the sudden transition of students to online learning, the closure of hostels, limited access to public spaces, an increase in morbidity in the close environment, the manifestation of fears and phobias had a negative impact. Students have irregular meals, limited access to good nutrition, increased time spent in front of the monitor, less opportunities for physical activity and associated significant changes in physical parameters, namely obesity, an increase in body mass index weight.Materials and methods: bibliographic, socio-hygienic, sociological, statistical, analytical methods were used in the work. Findings. Analysis of the results of the study made it possible to establish: a) the average level of the physical component of students’ health is higher than the psychological one; the indicator of the physical component of health, corresponding to the norm, was observed in 70.7% of students; psychological - in 63.4% of students; no statistically significant relationship was found between the physical and psychological components of students’ health; b) in terms of the physical and psychological components of health, the largest percentage of respondents with a norm was noted among students with a lack of body weight; a low level of the physical component of health is much more common in the group of students with excess body weight, compared with the other studied groups.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРУШЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2022-6-41-46 УДК: 614.2

ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ С НАРУШЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ, В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-ЛЭ

С.А. Гуреевa, Р.Н. Мингазов b, Э.Н. Мингазова c:

a ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; b ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Институт социальной инженерии»;

c ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; ФГБОУ ВО «Российский Национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»; ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет».

a https://orcid.org/0000-0003-0976-5539; b https://orcid.org/0000-0003-3070-0967; c https://orcid.org/0000-0002-8558-8928

И Автор для корреспонденции: Мингазова Э.Н.

" АННОТАЦИЯ

В условиях пандемии COVID-19 студенческая молодежь сталкивается со значительными неблагоприятными воздействиями, отражающимися на состоянии физического и психического здоровья, а также на изменениях показателей качества жизни. Негативное влияние оказали такие факторы, как внезапный переход студентов к онлайн-обучению, закрытие общежитий, ограничение доступа к общественным пространствам, рост заболеваемости в близком окружении, проявление страхов и фобий. У студентов отмечается нерегулярность приема пищи, ограниченный доступ к полноценному питанию, увеличенное время нахождения перед монитором, меньшие возможности для физической активности и связанные с этим значительные изменения физических параметров, а именно: ожирение, увеличение веса, индекса массы тела.

Материалы и методы исследования: в работе были использованы библиографический, социально-гигиенический, социологический, статистический, аналитический методы.

Выводы: анализ результатов исследования позволил установить: а) средний уровень физического компонента здоровья студентов выше, чем психологического; показатель физического компонента здоровья, соответствующий норме, наблюдался у 70,7% студентов; психологического - у 63,4% студентов; не выявлено статистически значимой взаимосвязи между физическим и психологическим компонентами здоровья студентов; б) по физическому и психологическому компоненту здоровья наибольший процент респондентов, имеющих норму, отмечался у студентов с дефицитом массы тела; низкий уровень физического компонента здоровья значительно чаще встречается в группе студентов с избытком массы тела, по сравнению с остальными изучаемыми группами.

Ключевые слова: студенты, качество жизни, нарушения в физическом развитии, дефицит и избыток массы тела. Для цитирования: Гуреев С.А, Мингазов Р.Н., Мингазова Э.Н. Особенности качества жизни студентов, в том числе с нарушениями в физическом развитии, в условиях пандемии COVID-19 // Менеджер здравоохранения. 2022; 6:41—46. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-6-41-46.

Введение

условиях пандемии COVID-19 студенческая молодежь сталкивается со значительными неблагоприятными воздействиями, отражающимися на состоянии физического и психического здоровья, а также на изменениях показателей качества жизни [1, 2].

Негативное влияние оказали такие факторы, как внезапный переход студентов к онлайн© Гуреев С.А., Мингазов Р.Н, Мингазова Э.Н, 2022 г.

обучению, закрытие общежитий, ограничение доступа к общественным пространствам, рост заболеваемости в близком окружении, проявление страхов и фобий. У студентов отмечается нерегулярность приема пищи, ограниченный доступ к полноценному питанию, увеличенное время нахождения перед монитором, меньшие возможности для физической активности и связанные с этим значительные изменения физических параметров,

№ В Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

\й/

а именно ожирение, увеличение веса, индекса массы тела [3, 4, 5].

В условиях пандемии COVID-19 возрастает ценность исследований морфо-функциональных особенностей во взаимосвязи не только с социальными, экономическими, экологическими факторами, но и факторами риска, возникшими как результат распространения COVID-19 [6, 7].

Методы и материалы исследования

Качество жизни чаще всего в научных исследованиях оценивается по международной методике «SF-36», которая включает 36 вопросов, сгруппированных по восьми шкалам: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы составлены таким образом, что чем выше значение показателя (от 0 до 100), тем лучше оценка по избранной шкале.

Шкалы группируются в два показателя: PH (Physical health, «физический компонент здоровья») и MH (Mental Health, «психологический компонент здоровья»): 1) физический компонент здоровья (PH) -физическое функционирование; ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; интенсивность боли; общее состояние здоровья; 2) психологический компонент здоровья (MH) - психическое здоровье; ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; социальное функционирование; жизненная активность. Диаграмма 8 основных шкал построена на «сырых» баллах, которые представляют собой процентный показатель от 0 до 100 баллов относительно максимально возможного по каждой шкале с нулевой

точкой отсчета. В опросе приняли участие 505 студентов Института социальной инженерии Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина.

Результаты исследования

В категории физического компонента здоровья по всей выборке среднее значение оценки превысило 50 и составило 53,48, с размахом в 42 (максимальное значение - 69,63, минимальное - 27,57). Величина стандартного отклонения - 7,48. Соответственно, за норму принимается значение итоговой оценки, которая изменяется в пределах 46,0-60,96. Распределение показало, что показатель физического компонента здоровья, соответствующий норме, наблюдался у 70,7% студентов, ниже нормы - у 16% и выше нормы - у 13,3% студентов.

В категории психологического компонента здоровья по всей выборке среднее значение оценки составило 34,85, с размахом в 61,32 (максимальное значение - 63,72, минимальное - 2,39). Величина стандартного отклонения - 13,07. Соответственно, за норму принимается значение итоговой оценки, которая изменяется в пределах 21,78-47,92. Распределение показало, что показатель психологического компонента здоровья, соответствующий норме, наблюдался у 63,4% студентов, ниже нормы - у 17,8% и выше нормы - у 18,4% студентов. Описательная статистика физического и психологического компонента здоровья студентов приведена в таблице 1.

Визуализация описательной статистики физического и психологического компонента здоровья студентов представлена на рис. 1. Данные рисунка позволяют определить, что средняя оценка физического компонента здоровья превышает среднюю оценку психологического компонента здоровья студентов и содержит «выбросы» относительно нижней границы, хотя размах

Таблица 1

Описательная статистика физического и психологического компонентов здоровья студентов

Показатель PH MH

Среднее 53,48 34,85

Стандартная ошибка 0,33 0,58

Медиана 54,26 34,67

Стандартное отклонение 7,48 13,07

Дисперсия выборки 55,88 170,72

Минимум 27,57 2,39

Максимум 69,63 63,72

Норма 46,0-60,96 21,78-47,92

Менеджер

здравоохранения /

Manager № В

ZdrevoochreneniB 2022

Рис. 1. Визуализация описательной статистики физического и психологического

компонентов здоровья студентов

вариации здесь меньше, чем у психологического компонента здоровья, что может указывать на значительное отклонение у некоторых студентов физического состояния здоровья в сторону ухудшения и подчеркивает необходимость активного формирования психологической устойчивости молодого поколения.

Корреляционный анализ не выявил статистически значимой взаимосвязи между физическим и психологическим компонентами здоровья студентов

(коэффициент корреляции составил «минус» 0,10) рис. 2)

Был проведен анализ физического и психологического компонентов здоровья по трем группам в зависимости от показателя индекса массы тела: имеющие дефицит массы тела (ДМТ), с нормальной массой тела (НМТ), имеющие избыток массы тела (ИМТ). Анализ показал, что по физическому компоненту здоровья наибольший процент респондентов,

Рис. 2. Диаграмма рассеяния физического и психологического компонентов здоровья студентов

№ Б Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 2

Распределение студентов по оценке физического компонента здоровья в зависимости от массы тела (в процентах от общего числа)

Показатель компонента здоровья ДМТ НМТ ИМТ

Ниже нормы 15,38 14,63 25,00

Норма 74,36 69,51 70,00

Выше нормы 10,26 15,85 5,00

имеющих норму, отмечался у студентов с дефицитом массы тела - 74,36% (у студентов с нормальной массой тела - 69,51%, с избытком - 70%). Физический компонент здоровья ниже нормы достигала наибольшего значения среди студентов, имеющих избыток массы тела - 25,00% (студенты с нормальной массой тела - 14,63%, с дефицитом - 15,38%) (таблица 2).

Средний уровень физического компонента здоровья студентов, имеющих нормальную массу тела, выше, чем в остальных группах; у респондентов, с дефицитом массы тела он выше, чем у студентов, имеющих избыток массы тела (Р<0,05) (рис. 3).

Доля студентов с избытком массы тела, имеющих показатель физического компонента здоровья ниже нормы, была на 70,9% больше, чем среди лиц с нормальной массой тела (рис. 4).

По психологическому компоненту здоровья наибольший процент респондентов, имеющих норму, отмечался у студентов с дефицитом массы тела -70,94% (у студентов с нормальной массой тела -60,98%, с избытком - 65,00%). Наибольшая доля студентов, имеющих показатель по психологическому компоненту здоровья выше нормы, в группе лиц с нормальной массой тела - 20,73% (таблица 3).

Рис. 3. Сравнение средних значений физического компонента здоровья студентов

в зависимости от массы тела

Таблица 3

Распределение студентов по оценке психологического компонента здоровья в зависимости от ИМТ (в процентах от общего числа)

Показатель компонента здоровья ДМТ НМТ ИМТ

Ниже нормы 17,09 18,29 16,67

Норма 70,94 60,98 65,00

Выше нормы 11,97 20,73 18,33

Мападег № Б

гЬгвусюсЬгапепю 2022

Рис. 4. График частот распределения низкого уровня физического компонента здоровья в группах по индексу массы тела

Выводы

Анализ результатов исследования позволил установить: а) средний уровень физического компонента здоровья студентов выше, чем психологического; показатель физического компонента здоровья, соответствующий норме, наблюдался у 70,7% студентов; психологического - у 63,4% студентов; не выявлено статистически значимой взаимосвязи между

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ/ REFERENCES

физическим и психологическим компонентами здоровья студентов; б) по физическому и психологическому компоненту здоровья наибольший процент респондентов, имеющих норму, отмечался у студентов с дефицитом массы тела; низкий уровень физического компонента здоровья значительно чаще встречается в группе студентов с избытком массы тела, по сравнению с остальными изучаемыми группами.

1. Shimamoto Y, Suwa M, Mizuno K. Relationships between Depression, Daily Physical Activity, Physical Fitness, and Daytime Sleepiness among Japanese University Students. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021; 18. DOI: 10.3390/ijerph18158036.

2. Kotarska K, Paczynska-Jqdrycka M, Sygit K, Kmiec K, Czerw A., Nowak M.A. Physical Activity and the Quality of Life of Female Students of Universities in Poland. Int. J. Environ. 2021; 18. DOI: 10.3390/ijerph18105194.

3. Herbert C, Meixner F., Wiebking C, Gilg V. Regular Physical Activity, Short-Term Exercise, Mental Health, and Well-Being Among University Students: The Results of an Online and a Laboratory Study. Front. Psychol. 2020. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00509.

4. Urzeala C, Duclos M, Chris Ugbolue U. et al. COVID-19 lockdown consequences on body mass index and perceived fragility related to physical activity: A worldwide cohort study. Health Expect. 2021. DOI: 10.1111/hex.13282.

5. Woolford S.J., Sidell M, Li X. et al. Changes in Body Mass Index Among Children and Adolescents During the COVID-19 Pandemic. JAMA. 2021; 326(14): 1434-1436. DOI: 10.1001/ jama.2021.15036.

6. Jalal S.M., Beth M, Al-Hassan H, Alshealah N. Body Mass Index, Practice of Physical Activity and Lifestyle of Students During COVID-19 Lockdown. Journal of multidisciplinary healthcare. 2021; 14: 1901-1910. DOI: 10.2147/jmdh.s325269.

7. Ruotolo I., BerardiA., Sellitto G, Panuccio F, PolimeniA., Valente D, Galeoto G. Criterion Validity and Reliability of SF-12 Health Survey Version 2 (SF-12v2) in a Student Population during COVID-19 Pandemic: A Cross-Sectional Study. Depress Res Treat. 2021. DOI: 10.1155/2021/6624378.

№ Б Manager

3033 Zdravoochranenia .

'Менеджер

здравоохранения

^—

\й/

ORIGINAL PAPER

PECULIARITIES OF THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS, INCLUDING WITH DISTURBANCES IN PHYSICAL DEVELOPMENT, UNDER THE CONDITIONS OF THE COVID-T3 PANDEMIC

S

ЗНО DHO

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зЯо

S.A. Gureev a, R.N. Mingazov b, E.N. Mingazova c:

a N.A. Semashko National Research Institute of Public Health; b N.A. Semashko National Research Institute of Public Health; Russian Federation; A.N. Kosygin Russian State University, Institute of Social Engineering; c N.A. Semashko National Research Institute of Public Health; Pirogov Russian National Research Medical University; Kazan State Medical University.

a https://orcid.org/0000-0003-0976-5539; b https://orcid.org/0000-0003-3070-0967; c https://orcid.org/0000-0002-8558-8928

H Corresponding author: Mingazova E.N.

ABSTRACT

In the context of the COVID-19 pandemic, student youth are facing significant adverse impacts that affect the state of physical and mental health, as well as changes in quality of life indicators. Factors such as the sudden transition of students to online learning, the closure of hostels, limited access to public spaces, an increase in morbidity in the close environment, the manifestation of fears and phobias had a negative impact. Students have irregular meals, limited access to good nutrition, increased time spent in front of the monitor, less opportunities for physical activity and associated significant changes in physical parameters, namely obesity, an increase in body mass index weight.

Materials and methods: bibliographic, socio-hygienic, sociological, statistical, analytical methods were used in the work. Findings. Analysis of the results of the study made it possible to establish: a) the average level of the physical component of students' health is higher than the psychological one; the indicator of the physical component of health, corresponding to the norm, was observed in 70.7% of students; psychological - i n 63.4% of students; no statistically significant relationship was found between the physical and psychological components of students' health; b) in terms of the physical and psychological components of health, the largest percentage of respondents with a norm was noted among students with a lack of body weight; a low level of the physical component of health is much more common in the group of students with excess body weight, compared with the other studied groups.

Keywords: students, quality of life, disorders in physical development, deficiency and excess of body weight. For citation: Gureev S.A., Mingazov R.N, Mingazova E.N. Peculiarities of the quality of life of students, including with disturbances in physical development, under the conditions of the COVID-19 pandemic // Manager Zdravoohranenia. 2022; 6:41-46. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-6-41-46.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Гуреев Сергей Александрович - аспирант ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Россия.

Sergey A. Gureev - graduate student of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: info@nriph.ru

Мингазов Рустем Наилевич - ведущий аналитик ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Rustem N. Mingazov - senior analyst of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: mrn85@mail.ru

Мингазова Эльмира Нурисламовна - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Elmira N. Mingazova - D.Sc. (Medicine), Professor, Chief Researcher of N.A. Semashko National Research Institute of Public

Health, Moscow, Russia.

E-mail: elmira_mingazova@mail.ru

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № 6

ZdrevoochreneniB 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.