Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ ОБУЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В УСЛОВИЯХ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ ОБУЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В УСЛОВИЯХ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / COVID-19 / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуреев С.А., Мингазова Э.Н.

Цель исследования: оценить особенности состояния здоровья студентов в условиях обучения в пандемийный период - 2020-2021 гг. Анализ полученных данных составит основу разрабатываемых медицинских рекомендаций, организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья студентов, в том числе различные периоды повышенных инфекционных рисков. Материалы и методы исследования: Медико-социологическое исследование проводилось среди студентов одного из Институтов ФГБОУ ВО РГУ имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Сплошная выборка студентов составила 505 человек. В ходе исследования применялись социально-гигиенический, клинический, статистический, аналитический методы. Результаты: Выявлено, что в процессе обучения студенческой молодежи определяется увеличение числа лиц, имеющих хронические заболевания; в структуре хронических заболеваний студентов преобладали заболевания нервной системы, органов пищеварительной системы, ЛОР-органов и сердечно-сосудистой системы. Выводы: Выявлено, что отсутствует разница между числом переболевших короновирусной инфекцией среди студентов, не имеющих хронические заболевания и среди их имеющих хроническую патологию. Среди студентов, имеющих хронические заболевания и переболевших Covid-19, наиболее часто встречались лица с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, хроническими болезнями ЛОР-органов и лица, часто болеющие простудными заболеваниями (4 и более раз в году). Изучение состояния здоровья студентов важно как с точки зрения комплексной его оценки, так и с позиций анализа последующих динамических изменений, что дает возможность выявить тенденции в изменении здоровья в динамике обучения, а также вводить соответствующее коррективы медико-социальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гуреев С.А., Мингазова Э.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS DURING THEIR TRAINING, INCLUDING IN THE CONDITIONS OF COVID19

Purpose: to assess the characteristics of the health status of students in the conditions of education during the pandemic period -2020-2021. The analysis of the data obtained will form the basis of the developed medical recommendations, organizational measures aimed at maintaining the health of students, including various periods of increased infectious risks.Materials and methods: Medical and sociological research was conducted among students of one of the Institutes of the Russian State University named after A.N. Kosygin (Technology. Design. Art). The continuous sample of students was 505 people. In the course of the study, socio-hygienic, clinical, statistical, and analytical methods were used.Results: It was revealed that in the process of teaching student youth, an increase in the number of people with chronic diseases is determined; diseases of the nervous system, organs of the digestive system, ENT organs and the cardiovascular system prevailed in the structure of chronic diseases of students.Findings: It was found that there is no difference between the number of patients with coronovirus infection among students who do not have chronic diseases and among those who have chronic pathology. Among students with chronic diseases and recovering from Covid-19, the most common were people with chronic diseases of the cardiovascular system, chronic diseases of the upper respiratory tract, and people who often get colds (4 or more times a year). Studying the state of health of students is important, both from the point of view of its comprehensive assessment, and from the standpoint of analyzing subsequent dynamic changes, which makes it possible to identify trends in changes in health in the dynamics of education, as well as to introduce appropriate medical and social adjustments.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ ОБУЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В УСЛОВИЯХ COVID-19»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2022-3-37-41 УДК: 614.2

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ

ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ ОБУЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В УСЛОВИЯХ COVID-^Э

С.А. Гуреева, Э.Н. Мингазоваь :

b ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

а https://orcid.org/0000-0003-0976-5539; ь https://orcid.org/0000-0002-8558-8928

И Автор для корреспонденции: Мингазова Э.Н.

АННОТАЦИЯ

Цель исследования: оценить особенности состояния здоровья студентов в условиях обучения в пандемийный период - 2020-2021 гг. Анализ полученных данных составит основу разрабатываемых медицинских рекомендаций, организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья студентов, в том числе различные периоды повышенных инфекционных рисков.

Материалы и методы исследования: Медико-социологическое исследование проводилось среди студентов одного из Институтов ФГБОУ ВО РГУ имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Сплошная выборка студентов составила 505 человек. В ходе исследования применялись социально-гигиенический, клинический, статистический, аналитический методы. Результаты: Выявлено, что в процессе обучения студенческой молодежи определяется увеличение числа лиц, имеющих хронические заболевания; в структуре хронических заболеваний студентов преобладали заболевания нервной системы, органов пищеварительной системы, ЛОР-органов и сердечно-сосудистой системы.

Выводы: Выявлено, что отсутствует разница между числом переболевших короновирусной инфекцией среди студентов, не имеющих хронические заболевания и среди их имеющих хроническую патологию. Среди студентов, имеющих хронические заболевания и переболевших Covid-19, наиболее часто встречались лица с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, хроническими болезнями ЛОР-органов и лица, часто болеющие простудными заболеваниями (4 и более раз в году). Изучение состояния здоровья студентов важно как с точки зрения комплексной его оценки, так и с позиций анализа последующих динамических изменений, что дает возможность выявить тенденции в изменении здоровья в динамике обучения, а также вводить соответствующее коррективы медико-социальной направленности. Ключевые слова: студенты, состояние здоровья, хронические заболевания, COVID-19, профилактика.

Для цитирования: Гуреев С.А., Мингазова Э.Н. Особенности состояния здоровья студентов в период их обучения, в том числе в условиях COVID-19 // Менеджер здравоохранения. 2022; 3:37-41. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-3-37-41.

Введение

|торгшаяся во все страны мира пандемия COVID-19 привела к деструктивным изменениям в состоянии здоровья, в образе жизни жителей 'Земли, в том числе среди молодого поколения, студенчества [6, 8, 9]. Безусловно, по окончании пандемии будет подведен всесторонний анализ состояния здоровья различных социальных групп населения, специфики оказания медицинской помощи на всех уровнях ее предоставления и других аспектов [3, 4, 5, 10]. Мы в нашем исследовании, находясь в «эпицентре» событий, попытались оперативно отразить особенности состояния здоровья студентов в условиях обучения в пандемийный период - 2020-2021 гг. Конечно же, определенный итог происходящим изменениям в состоянии здоровья студентов под воздействием перенесенного заболевания COVID-19 и стрессовых ситуаций, связанных с организационными изменениями в обучении и образе жизни, будет подводиться по прошествии времени. Но сейчас необходим анализ ситуации, связанный со здоровьем студентов, мониторинг всех показателей здоровья и факторов риска, складывающихся на каждом отрезке реального времени [1, 4, 7].

© Гуреев С.А, Мингазова Э.Н, 2022 г.

•КС

sOKO^LMb

№3

2022

Manager /Менеджер

Zdravoochranenie

здравоохранения

37.

Анализ полученных данных составит основу разрабатываемых медицинских рекомендаций, организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья студентов, в том числе в различные периоды повышенных инфекционных рисков.

Материалы и методы

Медико-социологическое исследование проводилось среди студентов одного из Институтов ФГБОУ ВО РГУ имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Сплошная выборка студентов составила 505 человек. В ходе исследования применялись социально-гигиенический, клинический, статистический, аналитический методы.

Результаты

Исследование показало, что в процессе обучения среди студенческой молодежи число лиц, отнесенных к I и II группам здоровья, значительно уменьшается: с 57,7% в начале обучения до 42,4% к концу обучения, (Р<0,05); соответственно лиц, отнесенных к III группе здоровья (с наличием хронической патологии) становится достоверно больше (42,3% на первых курсах против 57,6% к окончанию обучения, Р<0,05) (таблица 1).

Необходимо отметить, что в целом среди студентов определяется значительное число лиц, имеющих хроническую патологию - 43,8%, в том числе из их числа 27,92% имели одно хроническое заболевание; 10,69% - два хронических заболевания; 5,14% -три хронических заболевания. Данные показатели являются подтверждением существующего тренда «омоложения» хронической патологии, наблюдаемого в последние десятилетия в стране, а также свидетельством необходимости выполнения мер, направленных на формирование и сохранение здоровья населения, прежде всего молодого поколения, определяемых Национальными проектами как приоритетные направления общественного развития.

По результатам нашего исследования в структуре хронических заболеваний студентов преобладали: хронические заболевания нервной системы, составившие 24,7% от общего числа случаев; органов пищеварительной системы - 19,7%, ЛОР органов -18% и сердечно-сосудистой системы - 16,1% соответственно (рис. 1).

Анализ, проведенный в конце 2021 г., показал, что больше половины из числа всех студентов наблюдаемой выборки (53,9%) переболели инфекционным заболеванием, COVID-19 - 272 из 505 человек (таблица 2).

Таблица 1

Распределение студентов по группам здоровья в динамике обучения

Группы Возрастные группировки (лет) ВСЕГО

здоровья 18-19 г 20-21 г 22-23 г

I и II 57,7% 55,8% 42,4% 56,2%

42,3% 44,8% 57,6% 43,8%

ИТОГО 100% 100% 100% 100%

6,7

4,1 7,4

3,3

24,7

18,0

16,1

органов дыхания | ЛОР органов

сердечно-сосудистой системы | органов пищеварительной системы нервной системы эндокринной системы мочевыделительной системы половой системы

19,7

Рис. 1. Структура хронических заболеваний студентов (в процентах от общего числа случаев)

Менеджер / Manager № 3

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2022

Таблица 2

Перекрестное табулирование по количеству переболевших COVID-19 в группах студентов, не имеющих и имеющих хронические заболевания (по группам здоровья) (в абсолютных значениях и в процентах в соответствующих группах студентов), данные на конец 2021 г.

Группы здоровья Студенты, переболевшие СОУЮ-19 Студенты, не болевшие COVID-19

Абс (чел) % Абс (чел) %

I и II 157 55,3 127 44,7

III 115 52,0 106 48,0

ИТОГО 272 53,9 233 46,1

Разница между числом переболевших короно-вирусной инфекцией среди студентов, не имеющих хронические заболевания и с их наличием, отсутствует, определяется как 55,3% среди студентов I и II групп здоровья против 52,0% среди имеющих хронические заболевания (Р > 0,5).

Из числа всех переболевших короновирусной инфекцией студентов в период до конца 2021 превалирующее большинство составили лица, переболевшие в легкой форме - 68,8%. В то же время почти каждый третий студент (29,8%) перенес заболевание Covid-19 в форме средней степени тяжести, 0,8% студентов изучаемой выборки имели тяжелую форму протекания короновирусной инфекции. Анализ, проведенный с учетом количества переболевших СОУЮ-19 и степени тяжести протекания данного инфекционного заболевания в группах студентов, не имеющих и имеющих хронические заболевания (по группам здоровья), не выявил существенных различий в наблюдаемых группах (таблица 3).

Таким образом, изучение состояния здоровья студентов в условиях реальной эпидемиологической ситуации, заболеваемости СОУЮ-19, показывают высокую частоту распространенности лиц, переболевших короновирусной инфекцией, потенциальную возможность ухудшения здоровья студентов в целом

в виде хронизации имеющихся заболеваний и реальную потребность проведения профилактических, в том числе диспансерных мероприятий для студентов в медицинском секторе образовательного процесса.

С целью изучения возможностей оказания адресной медико-профилактической помощи переболевшим студентам и усиления привентивной работы в деятельности вуза была изучена частота распространенности лиц, переболевших СОУЮ-19, с учетом сопутствующей хронической патологии по классам болезней, в сравнительном аспекте со студентами, не переболевшими COVID-19 (таблица 4).

Как наглядно видно из таблицы 4, среди студентов, переболевших СОУЮ-19, наиболее часто встречались лица с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (57,5% среди соответствующей группы), хроническими болезнями ЛОР-органов (56,7% среди соответствующей группы), часто болеющие простудными заболеваниями (4 и более раз в году) (56,4% соответственно). Исследование показало наиболее значимые виды хронической патологии у студентов, которые в совокупности с последствиями перенесенного заболевания СОУЮ-19, могут рассматриваться как прогностически неблагоприятные факторы риска здоровью обучающейся молодежи.

Таблица 3

Перекрестное табулирование по количеству переболевших COVID-19 с учетом степени тяжести его протекания в группах студентов, не имеющих и имеющих хронические заболевания (по группам здоровья) (в абс. значениях и в процентах в соответствующих группах студентов), данные на конец 2021 г.

Группы Студенты, переболевшие СОУЮ-19 в легкой степени Студенты, переболевшие СОУЮ-19 в средней степени Студенты, переболевшие СОУЮ-19 в тяжелой степени

здоровья Абс (чел) % Абс (чел) % Абс (чел) %

I и II 100 63,7 54 34,4 3 1,9

III 87 75,7 27 23,4 1 0,9

ИТОГО 187 68,8 81 29,8 4 0,8

№3 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Таблица 4

Перекрестное табулирование по количеству переболевших и не переболевших COVID-19 (по наличию хронических заболеваний) (в процентах в соответствующих группах студентов)

Студенты, переболевшие Студенты, не болевшие

Наличие хронического заболевания СОУЮ-19 СОУЮ-19

и частых простудных заболеваний ~ ~

% %

ЛОР органов 56,7 43,3

Органов дыхания 42,5 57,5

Сердечно-сосудистой системы 57,5 42,5

Органов пищеварения 51,9 48,1

Нервной системы 53,4 46,6

Эндокринной системы 38,9 61,1

Мочевыделительной системы 36,1 63,9

Репродуктивной системы 45,5 54,5

Частые простудные заболевания (4 и более раз в году) 56,4 43,6

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- В процессе обучения студенческой молодежи определяется увеличение числа лиц, имеющих хронические заболевания - с 42,3% на первых курсах против 57,6% к окончанию обучения, (Р < 0,05).

- В структуре хронических заболеваний студентов преобладали хронические заболевания нервной системы, составившие 24,7% от общего числа случаев, органов пищеварительной системы - 19,7%, ЛОР органов - 18% и сердечно-сосудистой системы - 16,1%.

- Разница между числом переболевших короно-вирусной инфекцией среди студентов, не имеющих хронические заболевания и с их наличием, отсутствует, определяется как 55,3% среди студентов I и II групп здоровья против 52,0% среди имеющих хронические заболевания (Р > 0,5).

Среди студентов, имеющих хронические заболевания и переболевших COVID-19, наиболее часто встречались лица с хроническими заболеваниями

сердечно-сосудистой системы (57,5% среди соответствующей группы), хроническими болезнями ЛОР-органов (56,7% среди соответствующей группы), часто болеющие простудными заболеваниями (4 и более раз в году) (56,4% соответственно).

Таким образом, проведенное исследование особенностей состояния здоровья студентов в период их обучения позволило выявить определенные закономерности, которые необходимо учитывать в ходе построения и реализации программ по оказанию эффективной индивидуальной и групповой медико-профилактической помощи студенческой молодежи, по организации широко внедряемой оздоровительной работе в вузах.

Изучение состояния здоровья студентов важно как с точки зрения комплексной его оценки, так и с позиций анализа последующих динамических изменений, что дает возможность выявить тенденции состояния здоровья в динамике обучения, вводить соответствующее коррективы медико-социальной направленности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Зиатдинов А.И., Мингазова Э.Н. Разработка стандартов физического развития студентов - медиков на основе исторически сложившихся традиций в регионе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 630.

2. Ковальжина Л.С. Социальные практики здоровьесбережения и модели поведения студентов в условиях инфодемии COVID-19 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2021. - № 1. - С. 66-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Логинов С.И, Николаев А.Ю., Снигирев А.С. Триада факторов риска здоровья студентов в эпоху цифровизации образования и пандемии КОВИД-19 // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 1. - С. 67-69.

4. Мингазова Э.Н, Гуреев С.А., Сидоров В.В. Роль обеспеченности населения витамином D в условиях пандемии COVID-19 (обзор зарубежной литературы) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2021. - Т. 29. - № 1. - С. 32-36.

5. Рожнова А.В. Адаптация студентов, перенесших КОВИД, к обучению средствами физической культуры // В сборнике: Инновации в образовании. Материалы XI Международной учебно-методической конференции. 2021. - С. 211-216.

Менеджер

здравоохранения /

Maneger №3

ZdrevoochreneniB 2022

6. Bertrand L, Shaw K.A., Ko J, Deprez D., Chilibeck P.D., Zello G.A. The impact of the coronavirus disease 2019 (COVID-19) pandemic on university students' dietary intake, physical activity, and sedentary behavior // Appl Physiol Nutr Metab. - 2021. - Vol. 46. - № 3. - P. 265-272.

7. Fadeeva S.A., Sitdikova I.D., Mingazova E.N, Lopushov D.V., Berezin K.A., Ivanova M.K. Risk assessment as a criterion of environmental stress // Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences. - 2018. - T. 5. - № 9. - P. 9323-9327.

8. Goncalves A., Le Vigouroux S, Charbonnier E. University Students' Lifestyle Behaviors during the COVID-19 Pandemic: A Four-Wave Longitudinal Survey // Int J Environ Res Public Health. - 2021. - Vol. 18. - № 17.

9. Hermassi S, Hayes L.D., Salman A., Sanal-Hayes N.E.M., Abassi E, Al-Kuwari L, Aldous N, Musa N, Alyafei A., Bouhafs E.G., Schwesig R. Physical Activity, Sedentary Behavior, and Satisfaction With Life of University Students in Qatar: Changes During Confinement Due to the COVID-19 Pandemic // Front Psychol. - 2021. - Vol. 12.

10. Tavolacci M.P., Wouters E, Van de Velde S, Buffet K, Dechelotfe P., Van Hal G, Ladner J The Impact of COVID-19 Lockdown on Health Behaviors among Students of a French University // Int J Environ Res Public Health. - 2021. - Vol. 18. - № 8.

ORIGINAL PAPER

EATURES OF THE STATE OF HEALTH OF STUDENTS DURING THEIR TRAINING, INCLUDING IN THE CONDITIONS OF COVID-19

S.A. Gureeva, E.N. MingazovabE

a b N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia.

a https://orcid.org/0000-0003-0976-5539; b https://orcid.org/0000-0002-8558-8928

El Corresponding author: Mingazova E.N.

ABSTRACT

Purpose: to assess the characteristics of the health status of students in the conditions of education during the pandemic period 2020-2021. The analysis of the data obtained will form the basis of the developed medical recommendations, organizational measures aimed at maintaining the health of students, including various periods of increased infectious risks. Materials and methods: Medical and sociological research was conducted among students of one of the Institutes of the Russian State University named after A.N. Kosygin (Technology. Design. Art). The continuous sample of students was 505 people. In the course of the study, socio-hygienic, clinical, statistical, and analytical methods were used.

Results: It was revealed that in the process of teaching student youth, an increase in the number of people with chronic diseases is determined; diseases of the nervous system, organs of the digestive system, ENT organs and the cardiovascular system prevailed in the structure of chronic diseases of students.

Findings: It was found that there is no difference between the number of patients with coronovirus infection among students who do not have chronic diseases and among those who have chronic pathology. Among students with chronic diseases and recovering from Covid-19, the most common were people with chronic diseases of the cardiovascular system, chronic diseases of the upper respiratory tract, and people who often get colds (4 or more times a year). Studying the state of health of students is important, both from the point of view of its comprehensive assessment, and from the standpoint of analyzing subsequent dynamic changes, which makes it possible to identify trends in changes in health in the dynamics of education, as well as to introduce appropriate medical and social adjustments.

Keywords: students, health status, chronic diseases, COVID-19, prevention.

For citation: Gureev S.A., Mingazova E.N. Features of the state of health of students during their training, including in the conditions of COVID-19 // Manager Zdravoohranenia. 2022; 3:37-41. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-3-37-41.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Гуреев Сергей Александрович — аспирант ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Sergey A. Gureev — graduate student of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: info@nriph.ru

Мингазова Эльмира Нурисламовна — д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Elmira N. Mingazova — D.Sc. (Medicine), Professor, Chief Researcher of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia.

E-mail: elmira_mingazova@mail.ru

№3 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.