ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ОС1: 10.21045/1811-0185-2022-4-50-58 УДК: 614.2
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-^Э С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Р.Н. Садыковаа, Р.Н. Мингазовь С.А. Гуреевс, А.О. Тлиашинова
а ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)», г. Москва, Россия;
ь с- d ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
а https://orcid.org/0000-0003-1771-7537; ь https://orcid.org/0000-0003-3070-0967; с https://orcid.org/0000-0003-0976-5539; https://orcid.org/0000-0001-8262-0737
И Автор для корреспонденции: Мингазов Р.Н.
АННОТАЦИЯ
Согласно ВОЗ, физическая активность вносит вклад в профилактику и лечение неинфекционных заболеваний. Недостаток физической формы считается важной причиной будущих заболеваний, связанных с образом жизни, включая метаболический синдром, диабет, гипертонию и сердечно-сосудистые заболевания. Люди с низкими уровнями физической активности имеют повышенный индекс массы тела, большие величины окружности талии и жировой массы по сравнению с теми, кто имеет высокие уровни физической активности. В последние десятилетия, особенно в период пандемии COVID-19, низкий уровень физической активности и малоподвижный образ жизни стали серьезной проблемой общественного здравоохранения в мире, даже среди молодого населения. Все это предполагает особую значимость физической активности студентов в сложных жизненных ситуациях, включая условия пандемии COVID-19.
Цель исследования: провести обзор зарубежной научной литературы, содержащей сведения об особенностях физической активности студентов во время пандемии COVID-19 и их влиянии на показатели здоровья, о факторах риска и путях их нивелирования.
Материалы и методы исследования: применялись библиографический, информационно-аналитический методы и методы сравнительного анализа.
Результаты: во время изоляции в пандемию COVID-19 студенты, вне зависимости от исходных показателей физической подготовки, сократили время, затрачиваемое на умеренную и интенсивную физическую активность, увеличив сидячий образ жизни и досуг перед экраном. При этом студенты первого курса оказались самыми уязвимыми перед изменениями образа жизни в связи с изоляцией из-за сложностей адаптации к условиям обучения в вузе и к новым реалиями в пандемию COVID-19. Во время изоляции отмечается усиление положительной связи, наблюдаемой и до пандемии, между показателями физической активности студентов и гендерной принадлежностью, весом, психологическим состоянием и годом обучения. Отмечается большая адаптивность женщин к условиям изоляции, они чаще сохраняли физическую активность из-за заботы о здоровье и фигуре. Женщины были более коммуникабельны, чаще использовали социальные сети при выполнении физических упражнений.
Выводы: при разработке стратегий стимулирования физической активности и создания благоприятной среды для ее реализации во время изоляции следует учесть гендерные различия, социально-культурные факторы, роль семьи и близкого окружения, роль учебных организаций. Для пропаганды физической активности среди студентов во время пандемии COVID-19 необходимы совместные усилия семьи, общественности, государства, организаций здравоохранения и образовательных учреждений.
Ключевые слова: физическая активность, студенты, COVID-19, малоподвижный образ жизни.
Для цитирования: Садыкова Р.Н., Мингазов Р.Н., Гуреев С.А., Тлиашинов А.О. Физическая активность студентов во время пандемии COVID-19 с позиции здоровьесбережения // Менеджер здравоохранения. 2022; 4:50-58. DOI: 10.21045/18110185-2022-4-50-58
© Садыкова Р.Н, Мингазов Р.Н., Гуреев С.А, Тлиашинов А.О., 2022 г.
Менеджер / Мападег № 4
здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022
Согласно ВОЗ, физическая активность вносит вклад в профилактику и лечение неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, диабет и некоторые виды рака. Примерно до 5 миллионов случаев смерти в год можно было бы предотвратить, если бы население мира было более активным физически. При этом физическая активность каждого четвертого взрослого человека в мире не соответствует международным рекомендуемым уровням физической активности, также более 80% подростков в мире испытывают недостаток физической активности. ВОЗ рекомендует взрослым в возрасте 18-64 лет уделять аэробной физической активности умеренной интенсивности не менее 150-300 минут в неделю, чтобы уменьшить вредное воздействие малоподвижного образа жизни на здоровье. Взрослые люди должны стремиться превысить рекомендуемые уровни физической активности средней и высокой интенсивности [1].
Недостаток физической формы считается важной причиной будущих заболеваний, связанных с образом жизни, включая метаболический синдром, диабет, гипертонию и сердечно-сосудистые заболевания. Люди с низкими уровнями физической активности имеют повышенный индекс массы тела, большие величины окружности талии и жировой массы по сравнению с теми, кто имеет высокие уровни физической активности. Все это предполагает особую значимость физической активности студентов в сложных жизненных ситуациях, включая изоляцию и ограничения во время пандемии COVID-19 [2].
В последние десятилетия, особенно в период пандемии COVID-19, низкий уровень физической активности и малоподвижный образ жизни стали серьезной проблемой общественного здравоохранения в мире, даже среди молодого населения. Выделяется когорта студентов, которые имеют высокую физическую активность во второй половине дня, но примерно у 79,8% студентов отмечается низкая физическая активность, не соответствующая рекомендациям ВОЗ. Исследование физической активности 827 венгерских студентов (п-827) до и во время изоляции показало снижение доли студентов, которые не занимались никакими видами спорта, с 37,61% до 29,26%. Общие уровни физической активности и время ходьбы снизились, в то время как время сидения значительно увеличилось. Была обнаружена положительная корреляция между воспринимаемым физическим здоровьем и физической активностью [3, 4].
Известна корреляции между физической активностью студентов и их академической успеваемостью. Результаты исследований показывают, что периоды физической активности от двух до трех часов в неделю положительно связаны с успеваемостью, а четыре часа и более не приносят никакой пользы [3]. Существует значимая взаимосвязь между успеваемостью и социальным взаимодействием на основе физической активности у студентов (п-1057) турецких университетов [5]. Оценка влияния физической активности студентов (п-113) Перу на успеваемость показала значительную гендерную разницу в показателях, которые были выше у мужчин [6].
Анализ взаимосвязей между физически активным образом жизни и качеством жизни студенток (п- 285, средний возраст: 22,7 ± 4,90) показал более высокое общее качество жизни и удовлетворенность здоровьем среди студенток с высокой физической активностью, чаще всего - среди студенток в возрасте 23-25 лет. Также наблюдалось положительное влияние семейного положения, а именно наличия партнера или супруга, а также наличия оплачиваемой работы на качество жизни студенток и удовлетворенность здоровьем [7].
Исследования последних лет обращают внимание на связи между уровнем физической активности и психическим здоровьем студентов. Серия исследований психического здоровья и регулярной физической активности студентов (п-185) немецких университетов выявила взаимосвязь между регулярной физической активностью, состоянием сердечно-сосудистой системы, психическим здоровьем и благополучием среди студентов университетов. Исследование подтверждает гипотезу о том, что краткосрочные аэробные упражнения могут действовать как буфер против депрессии и воспринимаемого стресса у студентов университетов. Особенно полезны аэробные упражнения низкой или умеренной интенсивности в течение 6 недель [8].
В Японии, как в других развитых странах, отмечается снижение физической активности и рост депрессии среди студентов вузов. В исследовании взаимосвязи между психическим здоровьем и физической активностью среди студентов японских университетов (п-85, возраст 18,9 (± 1,4) года) была обнаружена положительная связь между показателями здоровья с сонливостью и физической активностью. Показатели здоровья были выше у студентов, которые занимались физическими упражнениями или работали неполный рабочий день. Авторы считают, что неполный рабочий день и внеклассные занятия
С
#хс
№4 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
в спортивном зале вызывают чрезмерный стресс, а также недостаточный сон и депрессию [9].
Данные о состоянии психического здоровья и показателей физической активности студентов (п-617, 18-30 лет) индийских колледжей показали связь между уровнями физической активности и психического здоровья, отмечая проблемы с психическим здоровьем среди студентов обоих полов. Из общего числа участников 51% сообщили о низком уровне физической активности, при этом умеренные и высокие уровни физической активности участников были обратно связаны с оценками тревожности и депрессии [10].
Дополняет данные о взаимосвязи между физической активностью и депрессией китайское исследование на материале данных студентов колледжей (п-1143). Анализ показал, что высокая физическая активность китайских студентов была связана с уровнями депрессии, при этом обнаружено, что переменные высокой и умеренной физической активности были больше связаны с депрессией у мужчин, тогда как уровень физической активности не имел значимой связи с депрессией у женщин [11].
Наиболее уязвимыми среди студентов в плане физической активности являются первокурсники, которым необходимо время для адаптации к изменившимся условиям жизни. Студенты колледжа (п-417, 77,2% женщин, средний возраст -21,80 г.) Саудовской Аравии сообщили о значительном снижении физических упражнений после поступления. Наиболее частой причиной отказа от упражнений были нехватка времени (18,5%), а наиболее частой причиной занятий физическими упражнениями было улучшение формы тела (48%) [12]. Анализ физической активности студентов-медиков первого курса показал положительную корреляцию между интенсивной физической активностью у студенток и чувством счастья. Счастливые женщины выполняли более высокие физические нагрузки, чем женщины с депрессией [13]. Отмечается снижение физической активности во время первого года обучения в вузе в связи с отсутствием мотивации, низким текущим уровнем физической активности и плохой аэробной подготовкой, особенно у женщин [14].
Анализ взаимосвязи между физической активностью и мотивацией китайских студентов колледжей (п- 220, 115 женщин) показал, что социальная поддержка и информированность о пользе физических занятий имеют решающее значение для повышения физической активности студентов [15].
Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 привела к карантину, политике социальной изоляции и, как следствие, к снижению физической активности среди молодежи, что, в свою очередь, способствовало повышению уровня стресса. Имеются данные о воздействии нынешней пандемии на физическую активность студентов, которые являются одной из уязвимых групп населения из-за плохого питания, недостаточной физической активности и малоподвижного образа жизни [16].
Отмечается связь между отсутствием физической активности во время изоляции, параметрами физической подготовки, увеличением риска сердечно-сосудистых заболеваний и смертности [17].
Исследователи изменений физической активности студентов в условиях пандемии COVID-19 подтвердили выявленные исследователями до пандемии ассоциации между показателями физической активности студентов и гендерной принадлежностью, весом, соблюдением противоэпидемиологических требований, годом обучения, рационом питания, потреблением алкоголя и курением [18, 19, 20, 21, 22].
В исследовании физической активности студентов (п-213) во время изоляции в пандемию COVID-19 было показано увеличение недельной физической активности и времени в сидячем положении в неделю. При этом были обнаружены связи показателей физической активности и сидячего образа жизни с гендерной принадлежностью, годом обучения, ИМТ, потреблением алкоголя, курением, симптомами тревоги / депрессии, потреблением средиземноморской диеты, жизненной ситуацией и изменениями в жизни [18].
Исследование самооценки качества жизни итальянских студентов (п-1430, средний возраст 22,9 ± 3,5 года, 65,5% женщины) после вспышки COVID-19 показало связь между показателями ИМТ, гендерной принадлежностью, временем, проведенным сидя и на тренировках. Было обнаружено значительное снижение времени на ходьбу (-365,5 мин / неделя). Оказалось, что такие факторы, как женский пол, возраст менее 22 лет, физическая активность в прошлом, посещение университетов Неаполя и Рима и наличие хотя бы одного родителя-выпускника вуза были связаны с достижением рекомендуемых уровней физической активности даже во время изоляции. Было показано, что практика адекватной физической активности во время изоляции в основном была связана с предыдущим опытом физической активности, что говорит о положительном эффекте
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №4
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022
в случае изоляции пропаганды активного образа жизни в непандемический период [19, 23].
В Испании, одной из стран с самыми строгими условиями карантина, физическая активность на открытом воздухе была запрещена почти на два месяца. Анализ изменений в физической активности и малоподвижного поведения студентов (п-13754) испанских университетов до и во время изоляции в пандемию СОУЮ-19 с учетом гендер-ных различий показал общее снижение физической активности. Студенты вузов снизили умеренную (-29,5%) и высокую (-18,3%) физическую активность и увеличили малоподвижный образ жизни (+52,7%). Однако они тратили больше времени на высокоинтенсивные интервальные тренировки (+18,2%) и упражнения типа йоги (+80,0%). Было обнаружено, что с адаптацией к ограничению физической активности женщины справлялись лучше, чем мужчины, что следует учесть при разработке стратегий стимулирования физической активности с учетом гендерных различий [20].
Лучшая адаптация женщин к ограничениям в отношении физической активности во время пандемии СОУЮ-19 была обнаружена также на материале хорватских подростков (п-388, из них 126 женщин; средний возраст: 16,4 ± 1,9 года). До пандемии статус физической подготовки (способность к прыжкам, сила живота, аэробная выносливость и анаэробная выносливость) положительно коррелировал с физической активностью среди юношей и девушек, с наиболее очевидной связью между аэробной и анаэробной выносливостью и уровнем физической активности. Показано, что корреляция между антропометрическими переменными и показателями физической подготовки с изменениями физической активности (например, разница между исходным уровнем и контрольными показателями) была незначительной. Авторы полагают, что различия в изменении уровней физической активности между полами, вероятно, были связаны с тем фактом, что физическая активность среди юношей в основном была связана с участием в организованных видах спорта. Корреляция между исходным физическим статусом и физической активностью указывает на важность общей физической грамотности для сохранения физической активности в сложных обстоятельствах, таких как наблюдаемая здесь пандемия СОУЮ-19 [24].
Анализ физической активности студентов (п-203, 53 мужчины, 150 женщин) корейских университетов во время пандемии СОУЮ-19 показал
статистически значимую отрицательную корреляцию между показателями физической активности и общего состояния здоровья. Было обнаружено, что показатели стресса и общего состояния здоровья были значительно выше у студенток, чем у мужчин, что позволяет авторам предположить возможность рассмотрения гендерной принадлежности как защитного механизма в управлении психическим здоровьем студентов университетов в контексте пандемии инфекционных заболеваний. Результаты исследования говорят о необходимости физической подготовки для студентов даже во время пандемии, а также предварительной подготовки к управлению здоровьем в сложных ситуациях [25].
На материале данных студентов (п = 1019) из США показано значительное снижение физической активности в пандемию СОУЮ-19 среди студенток, при этом они были преимущественно белые неиспаноязычные женщины. Снижение физической активности у студенток наблюдалось на фоне ухудшения психического здоровья [22].
Анализ влияния пандемии СОУЮ-19 на физическую активность жизни студентов университетов Канады (п = 125) выявил, что перед пандемией лишь 16% из них выполняли требования необходимых 150 минут умеренно-интенсивной физической активности и примерно 54% участников исполняли требования, позволяющие 8 и менее часов сидячего образа жизни, согласно правилам Канадского 24-часового движения для взрослых (18-64 лет). Во время пандемии только 10% студентов выполняли рекомендации по физической активности, в то время как 30% исполняли рекомендации по разрешенному времени для малоподвижного поведения. Количество минут в неделю, затрачиваемых на умеренную или высокую физическую активность во время пандемии, сократилось примерно на 20% ^ <0,001). Продолжительность сидячей активности увеличилась на 3 часа в день ^ <0,001). Результаты подтверждают снижение в пандемию физической активности, наряду с неправильным питанием, потреблением алкоголя и малоподвижным образом жизни [16].
Исследование физической активности среди студентов (п-407) во время изоляции СОУЮ-19 в Пакистане показало, что пять из десяти студентов были физически неактивными (48,2%), а 45,2% сообщили о малоподвижном поведении. Участники с недостаточной физической активностью чаще сообщали о малоподвижном поведении, при этом вероятность недостаточной физической активности была выше среди участников, которые нестрого
С
#хс
№4 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
соблюдали меры профилактики COVID-19. Также было выявлено, что студенты с нормальным весом чаще вели малоподвижный образ жизни по сравнению с теми, кто имел недостаточный вес [21].
Большинство студентов университетов Малайзии до пандемии были умеренно активными в плане занятий спортом или физической активности. В целом, уровень активного участия среди них составлял около 50%. Несмотря на то, что большинство студентов, согласно исследованиям, посвященным занятиям спортом и физической активностью среди молодежи в Малайзии, были признаны наиболее активными по сравнению с другими возрастными группами, их уровень участия, по-видимому, не дотягивает до рекомендованного ВОЗ уровня физической активности. Авторы полагают, что студенты университетов сталкиваются с множеством препятствий на пути к занятиям спортом или физической активностью. Исследование показало, что нехватка времени из-за социальных и семейных обязанностей считалась наиболее серьезным препятствием на пути к физической активности [26].
В кросс-секционном исследовании физической активности 147 малазийских студентов и 107 индонезийских студентов было показано, что 79,6% малазийцев и 77,6% индонезийцев были физически активны во время изоляции в пандемию COVID-19. Не было обнаружено существенной разницы в продолжительности физических занятий высокой интенсивности и умеренной интенсивности среди исследуемой когорты. Во время пандемии малазийские студенты уделяли значительно больше времени ходьбе (в среднем 1386,00 минут в неделю) и малоподвижному образу жизни (9,16 ± 4,47 часов в день), чем индонезийские студенты (в среднем 990,00 минут в неделю и 7,85 ± 4,27 ч / день, соответственно). Не было отмечено значительных различий в общей физической активности малазийских (2826,00 минут в неделю) и индонезийских студентов (1782,00 минут в неделю) во время пандемии. Также была обнаружена слабая обратная корреляция между продолжительностью занятий высокой интенсивности и изменением веса среди малазийских студентов после поправки на пол и возраст. Авторы полагают, что закрытие учебных заведений и тренажерных залов еще больше лишило молодых людей возможности выполнять рекомендации ВОЗ относительно умеренной и высокой физической активности в период карантина в пандемию изоляции COVID-19 [27].
Проспективное когортное исследование изменений индекса массы тела (ИМТ) студентов (п-628,
18-30 лет) из Саудовской Аравии в связи с физической активностью в пандемию COVID-19 показало сохранение ИМТ у почти половины до и после изоляции. Увеличение ИМТ было связано с уровнем физической активности и образом жизни. Было обнаружено, что примерно 32% студентов увеличили свой вес, 22% потеряли вес и 46% сохранили исходный вес. При этом значительно снизилась физическая активность и увеличился малоподвижный образ жизни, что говорит о необходимости пропаганды среди студентов поддержания веса, физической активности и здорового образа жизни [28].
Исследования влияния изоляции в пандемию COVID-19 на физическую активность студентов (п-531, 203 мужчин, 328 женщин в возрасте 33,1 ± 5,2 года) выявило снижение физической активности и увеличение сидячего образа жизни. При этом наибольшее снижение было отмечено в отношении физических упражнений средней интенсивности. Отрицательные изменения продолжительности физической активности были отмечены у обоих полов [29].
Европейская стратегия физической активности направлена на участие правительства и заинтересованных сторон в повышении уровня физической активности среди граждан Европейского региона посредством содействия физической активности, сокращения малоподвижного поведения; обеспечения благоприятной среды, поддерживающей физическую активность через привлекательную и безопасную среду и доступные общественные места и инфраструктуру. Также стратегия предполагает предоставление равных возможностей для физической активности независимо от пола, возраста, дохода, образования, этнической принадлежности или инвалидности и устранение препятствий для физической активности. Данная стратегия призвана служить руководством для государств-членов, а также будет основой для поддержки и реализации политических решений на национальном уровне, включая согласованные многоуровневые подходы. Данная стратегия может быть адаптирована с учетом национальных условий, существующего законодательства и культурных аспектов физической активности в разных странах, что особенно актуально в пандемию COVID-19 [30].
Политика в области здравоохранения отражает текущие физические и спортивные способности людей и дает рекомендации по физическому воспитанию и занятиям спортом. Данные о физической подготовке молодежи широко используются для повышения уровня физической подготовки [2].
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 4
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022
В европейских странах наблюдается большая разница в методике оценки уровня физической активности молодежи, что затрудняет возможность сравнения стран. Для обеспечения сопоставимости стран авторы рекомендуют перейти к согласованному стандартизированному набору показателей для оценки физической активности. Также рекомендуется разработка общих инструментов и методики для единообразного сбора данных о физической активности молодежи по странам [31].
Социальная поддержка является детерминантой физической активности среди студентов колледжей и университетов.
В Испании отмечается роль Интернета в стимулировании физической активности во время изоляции в пандемию, в том числе частое использование социальных сетей для использования во время физической активности. На фоне сбалансированного пользования социальными сетями испанской молодежью отмечаются специфичные для физической активности гендерные различия: молодые женщины чаще, чем мужчины, пользовались социальными сетями для физических занятий. Кроме того, женщины сообщили, что одной из причин заниматься физической активностью является то, что они нашли новые Интернет-ресурсы. Для сравнения, причинами, по которым мужчины не занимаются физической активностью, они называли невозможность выходить на улицу. В связи с этим авторы полагают, что мужчины обычно больше занимаются активным отдыхом, чем женщины в разном возрасте, но во время пандемии меньшая зависимость женщин от окружающей среды могла побудить их снизить физическую активность меньше, чем мужчин. Согласно авторам работы, стратегии по стимулированию физической активности во время и после изоляции должны быть адаптированы для каждого пола [20].
Семья является важным источником информации и социализации для подростков и оказывает сильное влияние на их отношение, принятие решений и поведение. Обзор исследований, изучающих связь между социальной поддержкой и физической активностью студентов, показал особую роль семьи и друзей. При этом факторами социальной поддержки физической активности студентов могут быть социально-экономический уровень и проживание за пределами или на территории кампуса. Социальные аспекты практики колледжей и университетов в области здравоохранения должны включать популяризацию физической активности среди студентов, чтобы они могли оставаться
физически активными на протяжении всей своей жизни, включая и сложные ситуации [32].
Исследование влияния социокультурных факторов на физическую активность студентов университетов Катара показало особую роль семьи, культуры и религии. Образцами для подражания в физической активности были мужчины (отцы, братья), несколько участников продемонстрировали явное влияние ислама на их физическую активность. Культура рассматривалась как фактор, способствующий физической активности мужчин. Женщины сообщили о негативном влиянии культуры на их физическую активность из-за ограниченной доступности спортивных площадок. Студенты, не являющиеся катарскими гражданами, показали, что культура страны происхождения (например, Сирия, Палестина, Египет, Сомали, Бангладеш, Судан, Пакистан и Индия) была доминирующим фактором в формировании ценностей здоровья их семьи. Полученные результаты о факторах, влияющих на физическую активность студентов, могут помочь в разработке семейных вмешательст, направленных на мотивацию подростков [33].
Важным для стимулирования занятий спортом и физической активности является информированность о получаемой пользе и чувстве удовлетворения от физических занятий. Для пропаганды среди студентов физической культуры необходимо объединить усилия родителей, органов власти, правительства, самих студентов, специалистов в области досуга, включая спорт, отдых и физическую активность. Необходимо создание спортивной среды, которая будет мотивировать и минимизировать факторы, сдерживающие участие студентов в занятиях спортом или физической активностью [26].
В стимулировании физической активности студентов важна роль оценки психологического состояния в связи с выявлением связей между позитивным психологическим состоянием и более высокой вовлеченностью в физическую активность и спорт [34]. При этом во избежание негативных последствий снижения уровня физической активности на здоровье в пандемию исследователи рекомендуют упражнения, которые можно выполнять дома [17]. При разработке профилактических программ стимулирования физической активности среди студентов необходимо учитывать гендерные различия [35].
Роль краткосрочных аэробных упражнений как эффективного средства улучшения психического здоровья и благополучия учащихся предполагает необходимость включения в ежедневное расписание
С
#хс
№ 4 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
университета упражнений низкой и средней интенсивности. Предоставление программ упражнений в виде онлайн-видеоуроков может позволить студентам университетов практиковать эти упражнения, не выходя из дома и в удобное для них время. Это также является средством охвата менее мотивированных студентов и повышения их мотивации заниматься регулярными физическими упражнениями. Перерывы на упражнения в еженедельных лекциях и курсах и их реализация либо напрямую, либо через онлайн-мо-дули могут быть эффективными для повышения мотивации студентов университетов к увеличению их физической активности, несмотря на занятость в рабочие дни. Несмотря на постоянный прогресс в области управления здоровьем и множество доступных вариантов упражнений, соответствующие инициативы по обеспечению структурированных вмешательств по управлению здоровьем для студентов университетов остаются необходимыми [8].
Включение физической активности высокой ин -тенсивности может иметь особое значение при
поощрении физической активности среди студенток, поскольку это связано с уровнем счастья, а также при разработке программ оздоровления студентов в целом. Дальнейшие исследования должны быть направлены на выяснение более подробных взаимосвязей между конкретными видами физической активности и счастья, а также того, как эти отношения могут распространяться на специальную подготовку и взаимодействие с пациентами. Более того, сравнение этих взаимоотношений и привычек студентов, посещающих разные медицинские школы, может привести к выявлению факторов, связанных с учебной программой или географическим положением, которые могут повлиять на счастье и привычки к физической активности будущих врачей [13].
Для повышения физических нагрузок исследователи рекомендуют вузам организовывать и продвигать больше информационных кампаний и предоставлять подходящие спортивные сооружения и инфраструктуру [12].
1. Physical activity. WHO. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity
2. Tamura A., Shimura K, Inoue Y. A survey of health awareness and physical activity among Japanese undergraduate rehabilitation students. J Phys Ther Sci. 2021; 33: 106-111. DOI: 10.1589/jpts.33.106
3. Liposek S, Planinsec J, Leskosek B, Aleksander P. Physical activity of university students and its relation to physical fitness and academic success // Annales Kinesiologiae. 2019; 9: 89-104. DOI: 10.35469/ak.2018.171
4. Acs P., Premusz V, Morvay-Sey K. et al. Effects of Covid-19 on physical activity behavior among university students: results of a Hungarian online survey // Health Problems of Civilization. 2020; 14. DOI: 10.5114/hpc.2020.98472
5. Yildirim M, Bayrak C. The participation of university students in physical activities based on sport and the effect of the students'quality of life on academic achievement and socialization (Sample of Eskisehir Osmangazi University) // Hacettepe University Journal of Education. 2019; 34: 123-144. DOI: 10.16986/ HUJE.2017032928
6. Surichaqui-Tiza B.S., Tejada M.A., Soria-Villanueva L.M., & Trujillo-Reyna Q. Influence of sports practice on academic performance in football players // Journal of Human Sport and Exercise. 2021; 16. DOI: 10.14198/jhse.2021.16
7. Kotarska K, Paczynska-J^drycka M, Sygit K, Kmiec K, Czerw A, Nowak M.A. Physical Activity and the Quality of Life of Female Students of Universities in Poland. Int. J. Environ. Res // Public Health. 2021; 18. DOI: 10.3390/ijerph18105194
8. Herbert C, Meixner F, Wiebking C, Gilg V. Regular Physical Activity, Short-Term Exercise, Mental Health, and Well-Being Among University Students: The Results of an Online and a Laboratory Study. Front. Psychol. 2020. DOI: /10.3389/fpsyg.2020.00509
9. Shimamoto Y, Suwa M, Mizuno K. Relationships between Depression, Daily Physical Activity, Physical Fitness, and Daytime Sleepiness among Japanese University Students. Int. J. Environ. Res // Public Health. 2021; 18. DOI: 10.3390/ijerph18158036
10. Ghrouz A.K., Noohu M.M., Dilshad Manzar M. et al. Physical activity and sleep quality in relation to mental health among college students. Sleep Breath. 2019; 23: 627-634. DOI: 10.1007/s11325-019-01780-z
11. Cahuas A, He Z, Zhang Z, Chen W. Relationship of physical activity and sleep with depression in college students. J Am Coll Health. 2020; 68: 557-564. DOI: 10.1080/07448481.2019.1583653
12. Alkhateeb S.A., Alkhameesi N.F., Lamfon G.N. et al. Pattern of physical exercise practice among university students in the Kingdom of Saudi Arabia (before beginning and during college): a cross-sectional study // BMC Public Health. 2019; 19. DOI: 10.1186/s12889-019-8093-2
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 4
ZdrevoochreneniB 2022
13. Fisher J.J., Kaitelidou D., Samoutis G. Happiness and physical activity levels of first year medical students studying in Cyprus: a cross-sectional survey. BMC Med Edu. 2019; 19. DOI: 10.1186/s12909-019-1790-9
14. Owa W, Bopp C.M., Papalia Z, Duffey M., Bopp M. Freshman physical activity constraints are related to the current health behaviors and outcomes of college upperclassmen. J Am Coll Health. 2020. DOI: 10.1080/07448481.2020.1785475
15. Tao K, Liu W., Xiong S, Ken L, Zeng N, Peng Q, Yan X, Wang J, Wu Y, Lei M, Li X, Gao Z. Associations between Self-Determined Motivation, Accelerometer-Determined Physical Activity, and Quality of Life in Chinese College Students. Int J Environ Res Public Health. 2019; 6. DOI: 10.3390/ijerph16162941
16. Bertrand L, Shaw K.A., Ko J, Deprez D, Chilibeck P.D., Zello G.A. The impact of the coronavirus disease 2019 (COVID-19) pandemic on university students' dietary intake, physical activity, and sedentary behaviour. Appl Physiol Nutr Metab. 2021; 46(3): 265-272. DOI: 10.1139/apnm-2020-0990
17. Schwendinger F, Pocecco E. Counteracting Physical Inactivity during the COVID-19 Pandemic: Evidence-Based Recommendations for Home-Based Exercise. Int J Environ Res Public Health. 2020; 17. DOI: 10.3390/ijerph17113909
18. Romero-Blanco С., Rodríguez-Almagro J., Onieva-Zafra M.D, Parra-Fern6ndez M.L., Prado-Laguna M.D.C., Hernández-Martínez A. Physical Activity and Sedentary Lifestyle in University Students: Changes during Confinement Due to the COVID-19 Pandemic. Int J Environ Res Public Health. 2020; 17. DOI: 10.3390/ijerph17186567
19. Ruotolo I., Berardi A, Sellitto G, Panuccio F, Polimeni A., Valente D, Galeoto G. Criterion Validity and Reliability of SF-12 Health Survey Version 2 (SF-12v2) in a Student Population during COVID-19 Pandemic: A Cross-Sectional Study. Depress Res Treat. 2021. DOI: 10.1155/2021/6624378
20. Rodríguez-Larrad A, Macas A., Labayen I., González-Gross M, Espin A, Aznar S. et al. Impact of COVID-19 Confinement on Physical Activity and Sedentary Behaviour in Spanish University Students: Role of Gender. Int J Environ Res Public Health. 2021; 18. DOI: 10.3390/ijerph18020369
21. Ullah I., Islam M.S., Ali S, Jamil H, Tahir M.J., Arsh A., Shah J, Islam S.M.S. Insufficient Physical Activity and Sedentary Behaviors among Medical Students during the COVID-19 Lockdown: Findings from a Cross-Sectional Study in Pakistan. Int J Environ Res Public Health. 2021; 18. DOI: 10.3390/ijerph181910257
22. Wilson O. W.A., Holland K.E, Elliott L.D., Duffey M., Bopp M. The Impact of the COVID-19 Pandemic on US College Students' Physical Activity and Mental Health. J Phys Act Health. 2021; 18: 272-278. doi: 10.1123/jpah.2020-0325
23. Galle F., Sabella E.A., Ferracuti S., De Giglio O., Caggiano G., Protano C. et al. Sedentary Behaviors and Physical Activity of Italian Undergraduate Students during Lockdown at the Time of CoViD-19 Pandemic. Int J Environ Res Public Health. 2020; 17(17). DOI: 10.3390/ijerph17176171
24. Sekulic D, Blazevic M., Gilic B., Kvesic I., Zenic N. Prospective Analysis of Levels and Correlates of Physical Activity during COVID-19 Pandemic and Imposed Rules of Social Distancing; Gender Specific Study among Adolescents from Southern Croatia. Sustainability. 2020; 12(10). DOI: 10.3390/su12104072
25. Kim B.-H., Lee B.-Y., Lee Y.-Y, Hwang S.-J. Effects of the COVID-19 Pandemic on the Physical Activity and Mental Health of University Students. Journal of the Korean Society of Integrative Medicine. 2021; 9: 59-68. DOI: 10.15268/ ksim.2021.9.3.59
26. Anuar A., Hussin N.Z.M.H., Maon S.N., Hassan N.M., Abdullah M.Z., Mohd I.H., Sahudin Z. Physical Inactivity among University Students. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2021; 11: 356-366. DOI: 10.6007/ijarbss/v11-i5/9934
27. Tan S.T., Tan C.X., Tan S.S. Physical Activity, Sedentary Behavior, and Weight Status of University Students during the COVID-19 Lockdown: A Cross-National Comparative Study. Int J Environ Res Public Health. 2021; 18(13). DOI: 10.3390/ijerph18137125
28. Jalal S.M., Beth M.R.M., A--Hassan H.J.M., Alshealah N.M.J. Body Mass Index, Practice of Physical Activity and Lifestyle of Students During COVID-19 Lockdown. Journal of Multidisciplinary Healthcare. 2021; 14: 1901-1910. DOI: 10.2147/JMDH.S325269
29. Hermassi S., Hayes L.D., Salman A., Sanal-Hayes N.E.M., Abassi E. et al. Physical Activity, Sedentary Behavior, and Satisfaction With Life of University Students in Qatar: Changes During Confinement Due to the COVID-19 Pandemic. Front Psychol. 2021; 12. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.704562
30. Physical activity strategy for the WHO European Region 2016-2025. WHO. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.euro.who.int/en/publications/abstracts/physical-activity-strategy-for-the-who-european-region-20162025
31. Coppingera T., Milton K. et al. Global Matrix 3.0 physical activity report card for children and youth: a comparison across Europe. Public Health. 2020; 187: 150-156. DOI: 10.1016/j.puhe.2020.07.025
32. Van Luchene P., Delens C. The Influence of Social Support Specific to Physical Activity on Physical Activity Among College and University Students: A Systematic Review. Journal of Physical Activity and Health. 2021; 18(6): 737-747. DOI: 10.1123/jpah.2020-0713
33. Aljayyousi G.F., Abu Munshar M., Al-Salim F. et al. Addressing context to understand physical activity among Muslim university students: the role of gender, family, and culture. BMC Public Health. 2019; 19. DOI: 10.1186/ s12889-019-7670-8
34. Snedden T.R., Scerpella J., Kliethermes S.A., Norman R.S., Blyholder L., Sanfilippo J. McGuine T.A., Heiderscheit B. Sport and Physical Activity Level Impacts Health-Related Quality of Life Among Collegiate Students. Am J Health Promot. 2019; 33(5): 675-682. DOI: 10.1177/0890117118817715
35. Sklempe Kokic I., Znika M, Brumnic V. Physical activity, health-related quality of life and musculoskeletal pain among students of physiotherapy and social sciences in Eastern Croatia - Cross-sectional survey. Ann Agric Environ Med. 2019; 26(1): 182-190. DOI: 10.26444/aaem/102723
№ 4 Manager
2022 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
^—
.......
Ш
ЗНО
зЯо зЯо
ORIGINAL PAPER
PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS DURING
THE COVID-T3 PANDEMIC AS A HEALTH-SAVING
PERSPECTIVE
R.N. Sadykovaa, R.N. Mingazovb , S.A. Gureevc, A.O. Tliashinovd
a I .M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the
Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia.; b, q d n.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia.
a https://orcid.org/0000-0003-1771-7537; b https://orcid.org/0000-0003-3070-0967; c https://orcid.org/0000-0003-0976-5539; d https://orcid.org/0000-0001-8262-0737
H Corresponding author: Mingazov R. N.
ABSTRACT
According to the WHO, physical activity contributes to the prevention and treatment of noncommunicable diseases. Lack of fitness is considered an important cause of future lifestyle-related diseases, including metabolic syndrome, diabetes, hypertension, and cardiovascular disease. People with low levels of physical activity have higher body mass index, higher waist circumference and fat mass than those with high levels of physical activity. In recent decades, especially during the COVID-19 pandemic, physical inactivity and sedentary lifestyles have become a major global public health problem, even among younger populations. All this suggests the special importance of the physical activity of students in difficult life situations, including the conditions of the COVID-19 pandemic.
Purpose: to review foreign scientific literature containing information about the characteristics of physical activity of students during the COVID-19 pandemic and their impact on health indicators, about risk factors and ways to level them. Materials and methods: bibliographic, information-analytical and methods of comparative analysis.
Results: during the COVID-19 lockdown, students, regardless of baseline fitness scores, reduced time spent in moderate to vigorous physical activity, increasing sedentary lifestyle and screen time. At the same time, first-year students turned out to be the most vulnerable to lifestyle changes due to isolation due to the difficulties of adapting to the conditions of study at the university and to the new realities during the COVID-19 pandemic. During the lockdown, there has been an increase in the positive relationship observed before the pandemic between students' physical activity indicators and gender, weight, psychological state and year of study. There is a greater adaptability of women to the conditions of isolation, women more often retained physical activity due to concern for health and shape. Women were more sociable, more often used social networks when doing physical exercises. Findings: when developing strategies to stimulate physical activity and create a favorable environment for its implementation during isolation, one should take into account gender differences, socio-cultural factors, the role of the family and close circle, the role of educational organizations. Promoting physical activity among students during the COVID-19 pandemic requires the joint efforts of the family, the public, the state, health organizations and educational institutions. Keywords: physical activity, students, COVID-19, sedentary lifestyle.
For citation: Sadykova R.N., Mingazov R.N., Gureev S.A., Tliashinov A.O. Physical activity of students during the COVID-19 pandemic as a health-saving perspective // Manager Zdravoohranenia. 2022; 4:50-58. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-4-50-58
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Садыкова Ромина Наилевна - студентка 6 курса «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)», г. Москва, Россия.
Romina N. Sadykova - 6th year student of I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University). E-mail: [email protected]
Мингазов Рустем Наилевич - ведущий аналитик ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Rustem N. Mingazov - senior analyst of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health. E-mail: [email protected]
Гуреев Сергей Александрович - аспирант ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Sergey A. Gureev - graduate student of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health. E-mail: [email protected]
Тлиашинов Аскерби Олегович - магистрант ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.
Askerbi O. Tliashinov - master's student of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health. E-mail: [email protected]
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 4
ZdrevoochrBnenÍB 2022