УДК 614.44:613.71:379.8.092
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Александр Юрьевич Осипов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск; Татьяна Николаевна Клепцова, доцент, Татьяна Викторовна Лепилина, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М. Ф. Решетнева, Красноярск; Сергей Васильевич Воронцов, старший преподаватель, Маргарита Юрьевна Данькова, старший преподаватель, Сибирский федеральный
университет, Красноярск
Аннотация
Введение: Ученые озабочены негативным влиянием пандемии COVID-19 на уровень физической активности населения, в том числе и студенческой молодежи. Цель исследования - поиск данных об уровне физической активности Российских студентов в период до и во время пандемии COVID-19. Методы и организация исследования: участники - студенты (n=319) в возрасте 20.05±1.34 лет. Инструментарий исследования - опросник, составленный на основе IPAQ. Все участники: юноши (n=162) и девушки (n=157), оценивали собственный уровень физической активности в период до (март-апрель 2019) и во время пандемии COVID-19 (октябрь-ноябрь 2020). Статистический анализ данных выполнен с помощью IBM SPSS Statistics for Windows 20.0 и MannWhitney U-test. Результаты: Выявлено существенное (p<0.01) снижение уровня еженедельной физической активности у всех участников исследования (юношей и девушек). Участники заявили, что ограничительные меры и самоизоляция не оказали существенного влияния на уровень физической активности в спорте и фитнесе. Выводы: Выявлено существенное негативное влияние пандемии COVID-19 на физическую активность Российских студентов. Молодые люди заявили о снижении общей физической активности в среднем более чем на 1000 минут в неделю. Наибольший спад физической активности выявлен у наиболее физически активных до пандемии студентов.
Ключевые слова: студенты, физическая активность, самоизоляция, COVID-19, IPAQ.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p313-317
IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON PHYSICAL ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS
Aleksandr Yurievich Osipov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Federal University, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnoyarsk; Tatyana Nikolaevna Kleptsova, the senior lecturer, Tatyana Viktorovna Lepilina, the senior lecturer, Sergey Vasilievich Vorontsov, the senior teacher, Reshetnev Siberian State University Science of Technology, Krasnoyarsk; Margarita Yuryevna Dankova, the senior teacher, Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Abstract
Introduction: The scientists are concerned about the negative impact of the COVID-19 pandemic on the level of physical activity of the population, including the university students. The aim of the study -the search for data on the level of physical activity among the Russian university students in pre and during the COVID-19 pandemic. Methods and organization of the study: participants - university students (n=319) - 20.05±1.34 aged. The research tool is questionnaire compiled on the basis of IPAQ. All participants: male students (n=162) and female students (n=157), assessed their own level of physical activity in the period pre (March-April 2019) and during the COVID-19 pandemic (October-November 2020). Statistical analysis of the results was performed using IBM SPSS Statistics for Windows 20.0 and the MannWhitney U-test. Results: There was a significant (p<0.01) decrease in the total level of weekly physical activity in all study participants (male and female students). Participants stated that restrictive measures
and self-isolation did not significantly affect the level of weekly physical activity in sports and fitness. Conclusions: A significant negative impact of the COVID-19 pandemic on the physical activity in Russian university students was revealed. Young people reported a decrease in overall physical activity by an average of more than one thousand minutes per week. The greatest decline in physical activity was found in the most physically active (pre the pandemic) university students.
Keywords: students, physical activity, self-isolation, COVID-19, IPAQ.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что регулярная физическая активность (ФА) имеет тесную связь с множеством факторов, формирующих среду современных молодых людей - студентов вузов. Специалисты указывают, что именно в период студенчества, молодые люди формируют свои поведенческие привычки, поэтому все приобретенные в этом периоде повседневные привычки, включая регулярные занятия физическими упражнениями и ведение здорового образа жизни, имеют основополагающее значение для сохранения подобной модели поведения в течение многих лет жизни [4]. Известно, что недостаток ФА и малоподвижный образ жизни приводят к негативным последствиям для здоровья людей, включая изменения в составе тела, развитие мышечной атрофии, снижение аэробных функций и др. [1; 3]. Эксперты указывают, что пандемия COVID-19 значительно ограничила общий уровень ФА населения, в том числе и студенческой молодежи, практически во всех странах мира [3; 4; 8]. По мнению ученых, сохранение ФА на фоне действия пандемии является важной задачей для всего населения планеты [2]. Несмотря на появление научных данных, характеризующих влияние пандемии COVID-19 на ФА и образ жизни людей, эксперты настоятельно подчеркивают необходимость проведения новых исследований, посвященных данной проблематике [9]. Результаты будут необходимы для выработки наиболее эффективных рекомендаций по сохранению ФА населения во время чрезвычайных ситуаций (эпидемий и пр.).
Основная цель исследования авторов статьи: поиск данных об уровне ФА Российских студентов в период до и во время действия ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19. Дополнительная цель исследований: сравнительный анализ полученных данных с показателями уровня ФА иностранных студентов в период пандемии.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Участники исследования: относительно здоровые студенты (n=319) в возрасте 20.05±1.34 лет, юноши (n=162) и девушки (n=157), обучающиеся в вузах Красноярского края (Сибирский федеральный университет и Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева). Все участники ранее принимали участие в схожих исследованиях и были знакомы с процедурой и методами проведения исследования. Все участники подтвердили информированное согласие на участие в исследовании и публикацию результатов.
Организация исследования: основной инструментарий исследования - опросник, составленный авторами на основе версии международного опросника ФА (IPAQ) и содержащий вопросы по оценке уровня общей ФА (ОФА), физкультурно-спортивной ФА (ФСФА), ФА в работе и учебе (РУФА), передвижениях по улице и домашней ФА (ДФА). Все участники (n=319) должны были количественно (в минутах) оценить данные показатели в период действия пандемии и связанных с ней ограничений (октябрь-ноябрь 2020). Полученные данные сравнивались с оценками этих же участников за схожий временной период, собранными до периода пандемии (март-апрель 2019) [6; 7]. Поиск научных данных об уровне ФА иностранных студентов в период пандемии COVID-19 осуществлен в базах научных данных: Web of Science, PubMed, Scopus. Для изучения были взяты научные данные, опубликованные после начала пандемии COVID-19 (в конце 2020 года).
Статистическая обработка полученных данных и анализ результатов исследования выполнены с использованием программы IBM SPSS Statistics for Windows 20.0 (Armonk,
NY: IBM Corp.). Данные представлены в виде средних значений и стандартных отклонений. Mann-Whitney U-test был использован для сравнения данных участников, полученных до и в период пандемии. В этом исследовании значение p<0.01 считалось статистически значимым.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты опроса участников исследования свидетельствуют о довольно существенном (p<0.01) снижении ОФА и РУФА у юношей, и значимом (p<0.01) снижении ОФА, РУФА и ДФА у девушек. Не было выявлено значимых различий в данных ФСФА, полученных в период до и во время пандемии COVID-19. Студенты-юноши заявили о некотором увеличении уровня ДФА в период пандемии, впрочем, незначительном. Основные результаты опроса участников и анализа полученных данных представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Уровень ( шзической активности участников исследования
Показатели ФА Апрель - 2019 | Ноябрь - 2020 | p<
Юноши (n=162)
ОФА 4896.43±306.29 3452.61±409.42 0.000004*
ФСФА 338.52±54.18 327.34±46.15 0.171060
РУФА 2470.27±119.62 915.81±145.99 0.000001*
ДФА 2087.65±132.49 2209.46±217.28 0.233000
Девушки (n=157)
ОФА 3885.49±312.22 2734.72±302.55 0.000016*
ФСФА 409.65±74.37 386.79±51.46 0.055920
РУФА 2249.53±206.62 1491.58±152.37 0.000001*
ДФА 1226.31±31.23 856.35±95.72 0.000011*
Прим. - достоверность различий результатов: * - p<0.01.
Полученные данные показали значительное (более 1000 минут в неделю) снижение уровня ОФА у большинства участников исследования. Следует отметить, что обе группы участников (юноши и девушки) заявили о сохранении ФСФА на уровне, схожем с периодом до начала пандемии. Эти результаты входят в некоторое противоречие с данными схожих опросов Российских студентов, указывающих на снижение уровня ФСФА [5], и нуждаются в дополнительной проверке. Возможно, участники не совсем верно оценили уровень ФСФА в период пандемии, например, включив в него время занятий по физическому воспитанию (в период, когда занятия проводились в онлайн-формате).
Американские ученые предположили, что наибольшее снижение ФА в период пандемии будет выявлено у тех студентов, кто демонстрировал наибольшие показатели ФА до пандемии СОУГО-19 [2]. Наши данные подтверждают эти предположения, участники (юноши), показавшие до пандемии СОУГО-19 уровень ОФА около 4900-5000 минут в неделю, в период действия ограничительных мер снизили показатели ОФА до 3400-3500 минут в неделю. Участники (девушки), имевшие до пандемии более низкий уровень ОФА (около 3900-4000 мин.), в период пандемии снизили данные показатели до 2700-2800 минут в неделю. Можно заявить, что наиболее негативное влияние ограничительные меры в период пандемии СОУГО-19 окажут на наиболее физически активных студентов.
Итальянские ученые указали, на значительное сокращение уровня общей ФА у Итальянских студентов, однако подчеркнули, что около 44% студентов (моложе 22 лет) оставались достаточно активными в период самоизоляции. Большинство из них были девушками [3]. Наши данные показывают существенное сокращение уровня ОФА у девушек-студенток в период пандемии. Также было заявлено у значительном сокращении ДФА у иностранных студентов [3]. Результаты нашего опроса показали, что студенты-юноши заявили о некотором увеличении уровня ДФА в период пандемии. На наш взгляд
это связано с большим количеством свободного времени у студентов (отсутствие необходимости посещения очных академических занятий) и несоблюдением ограничительных мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выявлено негативное влияние пандемии COVID-19 на уровень физической активности студенческой молодежи. Участники исследования заявили о снижении физической активности в среднем более чем на 1000 минут в неделю в период пандемии. Наиболее негативное влияние пандемия COVID-19 оказывает на тех студентов, которые были наиболее физически активными до наступления пандемии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Енченко И.В. Сравнительный анализ уровня физической активности в Европе и Российской Федерации / И.В. Енченко, Н.М. Егорова. - DOI: 10.14529/hsm200412 // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - № 20 (4). - С. 103-110.
2. The acute effects of the COVID-19 pandemic on physical activity and sedentary behavior in university students and employees / J. Barkley, A. Lepp, E. Glickman, [et al] // International Journal of Exercise Science. - 2020. - № 13 (5). - P. 1326-1339.
3. Galle F. Sedentary behaviors and physical activity of Italian undergraduate students during lockdown at the time of COVID-19 pandemic / F. Galle, E. Sabella, S. Ferracuti, [et al]. - DOI: 10.3390/ijerph17176171 // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2020. -№ 17 (17). - P. 6171.
4. Impact of COVID-19 pandemic on university students' physical activity levels: An early systematic review / A. Lopez-Valenciano, D. Suarez-Iglesias, M. Sanchez--Lastra, [et al]. -DOI:10.3389/fpsyg.2020.624567 // Frontiers in Psychology. - 2020. - № 11. - P. 624567.
5. The impact of the universities closure on physical activity and academic performance in physical education in university students during the COVID-19 pandemic / A. Osipov, T. Ratmanskaya, E. Zemba, [et al] // Physical Education of Students. - 2021. - № 25 (1). - P. 20-27.
6. Osipov A. Analysis of physical fitness and physical activity results of female undergraduate and graduate students / A. Osipov, R. Nagovitsyn, O. Vaganova, et al. // Sport Mont. - 2021. - № 19 (1). -P. 83-87.
7. Indicators of physical activity and fitness of male students at Russian universities / A. Osipov, V. Potop, R. Nagovitsyn, [et al]. // Physical Education of Students. - 2020. - № 24 (1). - P. 40-46.
8. Physical activity and sedentary lifestyle in university students: Changes during confinement due to the COVID-19 pandemic / C. Romero-Blanco, J. Rodriguez-Almagro, M. Onieva-Zafra, [et al] // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2020. - № 17 (18). - P. 6567.
9. Sallis J. An international physical activity and public health research agenda to inform coro-navirus disease-2019 policies and practices / J. Sallis, D. Adlakha, A. Oyeyemi, [et al] // Journal of Sport and Health Science. - 2020. - № 9 (4). - P. 328-334.
REFERENCES
1. Enchenko, I. and Egorova, N. (2020), "Comparative analysis of the physical activity level in Europe and Russian Federation", Human Sport Medicine, No. 20 (4), pp. 103-110, DOI:10.14529/hsm200412.
2. Barkley, J., Lepp, A., Glickman, E., Farnell, G., Beiting, J., Wiet, R. and Dowdell, B. (2020), "The acute effects of the COVID-19 pandemic on physical activity and sedentary behavior in university students and employees", International Journal of Exercise Science, No. 13 (5), pp. 1326-1339.
3. Galle, F., Sabella E., Ferracuti S., De Giglio O., Caggiano G., et al (2020), "Sedentary behaviors and physical activity of Italian undergraduate students during lockdown at the time of COVID-19 pandemic", International Journal of Environmental Research and Public Health, No. 17 (17), pp. 6171, DOI:10.3390/ijerph17176171.
4. Opez-Valenciano, A., Suarez-Iglesias, D., Sanchez-Lastra, M., and Ayan C. (2020), "Impact of COVID-19 pandemic on university students' physical activity levels: An early systematic review", Frontiers in Psychology, No. 11, pp. 624567, DOI:10.3389/fpsyg.2020.624567.
5. Osipov, A., Ratmanskaya, T., Zemba, E., Potop, V., Kudryavtsev, M. and Nagovitsyn, R. (2021), "The impact of the universities closure on physical activity and academic performance in physical education in university students during the COVID-19 pandemic", Physical Education of Students, No. 25 (1), pp. 20-27, D01:10.15561/20755279.2021.0103.
6. Osipov, A., Nagovitsyn, R., Vaganova, O., Kutepov, M., Chelnokova, E., Ratmanskaya, T. and Vapaeva, A. (2021), "Analysis of physical fitness and physical activity results of female undergraduate and graduate students", Sport Mont, No. 19 (1), pp. 83-87, DOI:10.26773/smj.210218.
7. Osipov, A., Potop, V., Nagovitsyn, R., Zemba, E., Knyazev, A., Orlova, I., Ratmanskaya, T. and Iermakov, S. (2020), "Indicators of physical activity and fitness of male students at Russian universities", Physical Education of Students, No. 24 (1), pp. 40-46, DOI:10.15561/20755279.2020.0105.
8. Romero-Blanco, C., Rodriguez-Almagro, J., Onieva-Zafra, M., Parra-Fernandez, M., Prado-Laguna, M. and Hernandez-Martinez, A. (2020), "Physical activity and sedentary lifestyle in university students: Changes during confinement due to the COVID-19 pandemic", International Journal of Environmental Research and Public Health, No. 17 (18), pp. 6567, DOI:10.3390/ijerph17186567.
9. Sallis, J., Adlakha, D., Oyeyemi, A., an Salvo, D. (2020), "An international physical activity and public health research agenda to inform coronavirus disease-2019 policies and practices", Journal of Sport and Health Science, No. 9 (4), pp. 328-334, DOI:10.1016/j.jshs.2020.05.005.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.02.2021
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО
МОДУЛЯ
Елена Владимировна Осолодкова, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Наталья Анатольевна Белоусова, доктор биологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Недостаточное внимание к режиму дня и питания является причиной проблем, связанных со здоровьем и поддержанием жизненного тонуса студентов. Проведен анализ рациона и режима питания студентов младших курсов. В ходе анализа было установлено, что суточное поступление энергии не покрывает энергетических затрат организма, установленных для данного контингента обучающихся, питание не сбалансировано по химическому составу, режим питания является физиологически нерациональным. Выявленные проблемы предлагается решать включением в программу дисциплин здоровьесберегающего модуля вопросов и тем, касающихся организации питания.
Ключевые слова: рациональное питание, педагогическое образование, высшее образование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p317-320
FORMATION IN STUDENTS OF RATIONAL DIET IN THE HEALTH-SAVING
MODULE
Elena Vladimirovna Osolodkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher, Natalya Anatolyevna Belousova, the doctor of biological sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk
Abstract
Insufficient attention to the daily routine and nutrition is the cause of problems related to the health and vitality of students. The analysis of the diet and diet of junior students is carried out. In the course of