Научная статья на тему 'Оценка показателей физической активности студентов, практикующих различные программы физического воспитания'

Оценка показателей физической активности студентов, практикующих различные программы физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
258
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / IPAQ / ИМТ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / STUDENTS / BMI / PHYSICAL ACTIVITY / SPORTS SPECIALIZATIONS / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Приходов Дмитрий Сергеевич, Воронцов Сергей Васильевич, Шнаркин Сергей Михайлович, Сбродов Иван Геннадьевич

Введение: уровень физической активности значительной части Российских студентов не соответствует рекомендуемым учеными параметрам. Специалисты рекомендуют существенно увеличить уровень еженедельной физической активности современных студентов в спорте и фитнесе. Цель исследования оценка степени влияния различных программ физического воспитания на уровень еженедельной физической активности студентов. Методы и организация исследования: участники юноши (n=138) студенты, практикующие различные программы физического воспитания: спортивные специализации (n=83); модульное (n=27) и смешанное (n=28) обучение. В период исследования (10 месяцев) юноши были распределены на 5 примерно одинаковых групп (G1-G5). Все студенты представляли еженедельные отчеты об уровне физической активности в спорте и фитнесе. Для оценки уровня физической подготовленности студентов использовались тестовые испытания на силу, быстроту и выносливость. Показатели ИМТ всех студентов фиксировались. Студенты использовали шаблон международного опросника физической активности (IPAQ) для самостоятельной оценки. Результаты: обнаружено значимое (p<0.05) преимущество в результатах тестов физической подготовленности у студентов (G3 и G4), имеющих достоверно (p<0.01) более высокий подтвержденный уровень еженедельной физической активности в спорте и фитнесе. Студенты использовали различные программы физического воспитания: студенты (G3) спортивные специализации; студенты (G4) модульное обучение. Выявлен значимый (p<0.05) рост показателей ИМТ у студентов (G1, G2, G5) с объемом подтвержденной физической активности менее 350 минут в неделю. Выводы: показатели уровня физической подготовленности исследуемых студентов не имеют прямой зависимости от вида программы физического воспитания. Существенное влияние на уровень физической подготовленности оказывает общий объем еженедельной самостоятельной физической активности молодых людей в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности.Introduction: the physical activity level of the significant part of Russian students does not correspond to the parameters recommended by scientists. Experts recommend significant increasing in the group of the modern students of the weekly physical activity level in sports and fitness. The aim of the study to assess the degree of influence of various physical education programs on the students' weekly physical activity level. Methods and organization of the study: the participants male students (n=138), practicing various physical education programs: sports specializations (n=83); modular (n=27) and mixed (n=28) training. During the study period (10 months), the students were divided into 5 approximately identical groups (G1-G5). All students submitted weekly reports on the physical education level in sports and fitness. To assess the physical fitness level of students the tests were used for strength, speed, and endurance. BMI data of all students have been recorded. Students used the International Physical Activity Questionnaire (IPAQ) template for self-assessment. Results: a significant (p<0.05) advantage in the results of physical fitness tests among students (G3 and G4), who had significantly (p<0.01) higher confirmed weekly physical activity level in sports and fitness was found. Students used various physical education programs: students (G3) sports specializations; students (G4) modular training. A significant (p<0.05) increase in students BMI (G1, G2, G5) with a confirmed physical activity of less than 350 minutes per week was revealed. Conclusions: the indicators of the studentsphysical fitness level do not directly depend on the physical education program types. The significant impact of physical fitness level is exerted by the total volume of weekly physical activity in sports and fitness activities of male students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осипов Александр Юрьевич, Приходов Дмитрий Сергеевич, Воронцов Сергей Васильевич, Шнаркин Сергей Михайлович, Сбродов Иван Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка показателей физической активности студентов, практикующих различные программы физического воспитания»

Статья поступила в редакцию 30.03.2020

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ПРАКТИКУЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Александр Юрьевич Осипов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России Красноярск; Дмитрий Сергеевич Приходов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М. Ф. Решетне-ва, Красноярск; Сергей Васильевич Воронцов, старший преподаватель, Сергей Михайлович Шнаркин, старший преподаватель, Иван Геннадьевич Сбродов, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск

Аннотация

Введение: уровень физической активности значительной части Российских студентов не соответствует рекомендуемым учеными параметрам. Специалисты рекомендуют существенно увеличить уровень еженедельной физической активности современных студентов в спорте и фитнесе. Цель исследования - оценка степени влияния различных программ физического воспитания на уровень еженедельной физической активности студентов. Методы и организация исследования: участники - юноши (n=138) студенты, практикующие различные программы физического воспитания: спортивные специализации (n=83); модульное (n=27) и смешанное (n=28) обучение. В период исследования (10 месяцев) юноши были распределены на 5 примерно одинаковых групп (G1-G5). Все студенты представляли еженедельные отчеты об уровне физической активности в спорте и фитнесе. Для оценки уровня физической подготовленности студентов использовались тестовые испытания на силу, быстроту и выносливость. Показатели ИМТ всех студентов фиксировались. Студенты использовали шаблон международного опросника физической активности (IPAQ) для самостоятельной оценки. Результаты: обнаружено значимое (p<0.05) преимущество в результатах тестов физической подготовленности у студентов (G3 и G4), имеющих достоверно (p<0.01) более высокий подтвержденный уровень еженедельной физической активности в спорте и фитнесе. Студенты использовали различные программы физического воспитания: студенты (G3) - спортивные специализации; студенты (G4) - модульное обучение. Выявлен значимый (p<0.05) рост показателей ИМТ у студентов (G1, G2, G5) с объемом подтвержденной физической активности менее 350 минут в неделю. Выводы: показатели уровня физической подготовленности исследуемых студентов не имеют прямой зависимости от вида программы физического воспитания. Существенное влияние на уровень физической подготовленности оказывает общий объем еженедельной самостоятельной физической активности молодых людей в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: студенты, IPAQ, ИМТ, физическая активность, спортивные специализации, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p329-333

EVALUATION OF PHYSICAL ACTIVITY INDICATORS OF STUDENTS PRACTICING PHYSICAL EDUCATION PROGRAMS OF VARIOUS TYPES

Aleksander Yuryevich Osipov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F. Voyno-Yasenetsky, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Krasnoyarsk; Dmitriy Sergeevich Prikhodov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F. Voyno-Yasenetsky, Reshetnev Siberian State University Science of

Technology, Krasnoyarsk; Sergey Vasilyevich Vorontsov, the senior teacher, Sergey Mikhay-lovich Shnarkin, the senior teacher, Ivan Gennadyevich Sbrodov, the senior teacher, Siberian

Federal University, Krasnoyarsk

Abstract

Introduction: the physical activity level of the significant part of Russian students does not correspond to the parameters recommended by scientists. Experts recommend significant increasing in the group of the modern students of the weekly physical activity level in sports and fitness. The aim of the study - to assess the degree of influence of various physical education programs on the students' weekly physical activity level. Methods and organization of the study: the participants - male students (n=138), practicing various physical education programs: sports specializations (n=83); modular (n=27) and mixed (n=28) training. During the study period (10 months), the students were divided into 5 approximately identical groups (G1-G5). All students submitted weekly reports on the physical education level in sports and fitness. To assess the physical fitness level of students the tests were used for strength, speed, and endurance. BMI data of all students have been recorded. Students used the International Physical Activity Questionnaire (IPAQ) template for self-assessment. Results: a significant (p<0.05) advantage in the results of physical fitness tests among students (G3 and G4), who had significantly (p<0.01) higher confirmed weekly physical activity level in sports and fitness was found. Students used various physical education programs: students (G3) - sports specializations; students (G4) - modular training. A significant (p<0.05) increase in students BMI (G1, G2, G5) with a confirmed physical activity of less than 350 minutes per week was revealed. Conclusions: the indicators of the students' physical fitness level do not directly depend on the physical education program types. The significant impact of physical fitness level is exerted by the total volume of weekly physical activity in sports and fitness activities of male students.

Keywords: students, IPAQ, BMI, physical activity, sports specializations, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Снижение уровня повседневной физической активности населения является одним из основных рисков развития ожирения и хронических заболеваний [2]. Значимый недостаток регулярной физической активности выявлен у значительной части современных студентов [3]. Исследования показали, что ежедневный уровень физической активности большинства Российских студентов составляет всего около 39 минут [5]. Для сравнения, рекомендуемый экспертами уровень ежедневной физической активности старших школьников - не менее 60 минут, а студентов не менее 120 минут [8]. Необходимы комплексные образовательные меры, направленные на значимое увеличение общего уровня физической активности современных молодых людей: старших школьников [1] и студентов [7].

Зарубежные эксперты указывают на необходимость продвижения вузами качественных программ физического воспитания студентов. Вузы должны также предлагать максимально возможный выбор программ физического воспитания для удовлетворения потребностей современных молодых людей [2]. Часть Российских ученых предлагают использовать спортизацию физического воспитания для наиболее успешного развития кинезиологического потенциала современных молодых людей [9]. Однако некоторые исследования показывают, что значительная часть студентов, использовавших спортизиро-ванные технологии физического воспитания (спортивные специализации), показывают негативную динамику снижения показателей физической подготовленности и увеличения массы тела [6]. Есть научные исследования, указывающие, что чрезмерная спортизация физического воспитания в образовательных учреждениях ошибочна и подавляет у молодежи ощущение удовольствия от свободной физической активности [4]. Следовательно, ученым еще предстоит поиск оптимальных программ физического воспитания, способных обеспечить рост уровня ежедневной физической активности современных молодых людей. Анализ научной литературы определил основные цели исследования: поиск объективных данных об уровне еженедельной физической активности студентов и оценка степени влияния программы физического воспитания в вузе на показатели еженедельной физической активности молодых людей.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Участники исследования: юноши (п=138) в возрасте от 19 до 20 лет, студенты очной формы обучения Сибирского федерального университета (СФУ), Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ) и Сибирского государственного университета науки и технологий (СибГУНиТ). Все участники не имели противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом. Все участники дали информированное согласие на участие в исследованиях и публикацию результатов. Программы физического воспитания юношей имели существенные отличия: студенты СФУ (п=83) занимались по программам спортивных специализаций вуза, студенты КрасГМУ (п=27) использовали программы модульного обучения, а студенты Сиб-ГУНиТ (п=28) на 1 курсе обучения использовали программы модульного обучения, а на втором курсе - программы спортивных специализаций.

Период исследований составил 10 месяцев (сентябрь 2018 года - июнь 2019 года). Студенты были разделены на 5 приблизительно равных групп: студенты СФУ - в! (п=28), в2 (п=27) и в3 (п=28); студенты КрасГМУ - в4 (п=27); студенты СибГУНиТ - в5 (п=28). Все студенты должны были еженедельно представлять подтвержденные данные об уровне физической активности в спорте и фитнесе (ПФСФА). Для учета ПФСФА студентам надлежало предоставить видеофайлы самостоятельных занятий спортом и фитнесом. Также обязательному учету подлежало время занятий физическим воспитанием в вузах. Оценка уровня физической подготовленности студентов происходила по результатам тестовых испытаний: бег 100 м; бег 3000 м; подтягивания на высокой перекладине. Индекс массы тела (ИМТ) студентов оценивался по индексу Кетле. Для самостоятельной оценки студентами уровня еженедельной физической активности в спорте и фитнесе (СФСФА) использовался международный опросник по физической активности (ГРЛР).

Статистическая обработка и анализ результатов исследования был проведен с использованием программы 8Р8812 и критерий Пирсона (хи-квадрат).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале исследований (2018 год) показатели исследуемых групп, в большинстве тестов не имели достоверных различий. Только студенты КрасГМУ (в4) продемонстрировали достоверно (р<0.05) более низкий уровень развития силовых способностей. Данные ПФСФА студентов составляли учет времени академических занятий по физической культуре в вузах (180 минут в неделю). Показатели ИМТ студентов всех групп, не имели значимых различий. В конце исследований (2019 год) выявлена значимая зависимость показателей физической подготовленности студентов от уровня ПФСФА молодых людей. Выявлено, что студенты (в3 и в4), имеющие значимо (р<0.01) более высокие показатели ПФСФА, демонстрируют достоверно (р<0.05) лучшие результаты в тестах физической подготовленности. Динамика ИМТ студентов имеет тенденцию к росту во всех группах. Наименьший рост ИМТ выявлен в группах (в3 и в4) имеющих наиболее высокие показатели ПФСФА (более 350 минут в неделю). Зафиксирован существенный рост данных общего объема СФСФА студентов всех групп. Следует отметить существенные различия в данных оценки СФСФА и ПФСФА в группах (в1-05). Результаты показывают, что показатели СФСФА значительно превышают данные ПФСФА, в среднем почти в 2 раза. Основные результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика показателей уровня физической подготовленности и еженедельной физической активности исследуемых студентов_

Показатели Сибирский федеральный университет (п=83) КрасГМУ СибГУНиТ

в1 (п=28) в2 (п=27) в3 (п=28) 04 (п=27) в5 (п=28)

Сентябрь 2018 г.

ИМТ 23.28±0.23 23.26±0.31 23.26±0.17 23.29±0.15 23.28±0.22

СФСФА 452.27±31.29 455.49±23.18 461.61±32.09 446.72±25.47 454.63±45.18

ПФСФА 180.00 180.00 180.00 180.00 180.00

100 м 13.42±0.49 13.40±0.46 13.41±0.37 13.44±0.53 13.41±0.74

3000 м 13.27±0.36 13.25±0.34 13.27±0.42 13.37±0.44 13.32±0.36

Подтягивания 11.13±5.22 11.08±3.46 11.22±5.18 10.38±4.09* 11.53±2.27

Июнь 2019 г.

ИМТ 24.22±0.21 24.27±0.26 23.76±0.25* 23.82±0.19* 24.28±0.14

СФСФА 738.25±23.68 784.36±42.19* 752.44±51.36 744.59±46.21 755.74±47.33

ПФСФА 344.46±35.12* 318.41±39.56 386.72±35.14** 382.64±42.17** 306.82±45.24

100 м 13.68±0.34 13.71±0.29 13.45±0.43* 13.49±0.24* 13.79±0.52

3000 м 13.44±0.41 13.49±0.37 13.31±0.26* 13.32±0.42* 13.52±0.34

Подтягивания 12.26±3.15 12.43±4.25 13.07±4.52* 12.39±2.17 12.24±3.61

Примечание: достоверность различий результатов: * - Р<0.05; **- Р<0.01.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования показывают, что показатели общей физической подготовленности студентов не имеют существенной зависимости от особенностей программы физического воспитания. Значимое влияние на рост показателей общей физической подготовленности оказывает уровень еженедельной самостоятельной физической активности молодых людей в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Большинство современных молодых людей не в состоянии объективно оценить уровень своей еженедельной СФСФА. Следует рекомендовать специалистам при анализе данных IPAQ студентов обязательно проводить сравнение данных, полученных от студентов, с данными объективного контроля (физическое тестирование, видеоотчеты, наблюдения и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Acampado, E. Physical activity and dietary habits of Filipino college students: A cross-sectional study / E. Acampado, M. Valenzuela // Kinesiology. - 2018. - № 50 (1). - P. 57-67. -D0I:10.26582/k.50.1.11.

2. Lackman, J. Freshman college students' reasons for enrolling in and anticipated benefits from a basic college physical education activity course / J. Lackman, M. Smith, E. McNeill // Frontiers in Public Health. - 2015. - № 3. - P. 162. - D0I:10.3389/fpubh.2015.00162.

3. Masarykova, D. Physical activity of university students with various study profile / D. Masa-rykova, J. Labudova, I. Matus // Physical Activity Review. - 2016. - № 4. - P. 107-114. -D0I:10.16926/par.2016.04.13

4. Mehmeti, I. How to increase motivation for physical activity among youth / I. Mehmeti, B. Halilaj // Sport Mont. - 2018. - № 16 (1). - P. 29-32. - DOI: 10.26773/smj.180206.

5. Indicators of physical activity and fitness of male students at Russian universities / A. 0sipov, V. Potop, R. Nagovitsyn, E. Zemba, A. Knyazev [et al.] // Physical Education of Students. - 2020. - № 24 (1). - P. 40-46. - D0I:10.15561/20755279.2020.0105.

6. Analysis of the parameter changes of students' physical development (at the age of 18-20) to identify the threat of increased body weight and obesity / A. Osipov, S. Iermakov, V. Gryzinky, M. Kudryavtsev, A. Bliznevsky [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. - 2018. - № 18 (2). - P. 800-809. - D0I:10.7752/jpes.2018.02118.

7. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity / A. 0sipov, M. Kudryavtsev, P. Fedorova, Z. Serzhanova, E. Panov [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - № 17 (2). - P. 871-878. - D0I:10.7752/jpes.2017.02133.

8. Differences in physical activity and academic performance between urban and rural schoolchildren in Slovenia / V. Sember, S. Morrison, G. Jurak, M. Kovac, G Starc // Montenegrin Journal of Sports Science and Medicine. - 2018. - № 7 (1). - P. 67-72. - D0I:10.26773/mjssm.180309.

9. Zagrevskaya, A. 0ntokinesilogical approach for sportization of physical education within national educational system / A. Zagrevskaya, L. Lubysheva // Theory and practice of physical culture. -2017. - № 6. - P. 6-8.

REFERENCES

1. Acampado, E. and Valenzuela, M. (2018), "Physical activity and dietary habits of Filipino college students: A cross-sectional study", Kinesiology, No, 50 (1), pp. 57-67, D0I:10.26582/k.50.1.11.

2. Lackman, J., Smith, M., and McNeill, E. (2015), "Freshman college students' reasons for enrolling in and anticipated benefits from a basic college physical education activity course", Frontiers in Public Health, No, 3, pp. 162, D01:10.3389/fpubh.2015.00162.

3. Masarykova, D., Labudova, J. and Matus I. (2016), "Physical activity of university students with various study profile", Physical Activity Review, No. 4, pp. 107-114, D0I:10.16926/par.2016.04.13.

4. Mehmeti, I. and Halilaj, B. (2018), "How to increase motivation for physical activity among youth", Sport Mont, No. 16 (1), pp. 29-32, DOI: 10.26773/smj.180206.

5. Osipov, A., Potop, V., Nagovitsyn, R., Zemba, E., Knyazev, A., et al. (2020), "Indicators of physical activity and fitness of male students at Russian universities", Physical Education of Students, No. 24 (1), pp. 40-46, D0I:10.15561/20755279.2020.0105.

6. Osipov, A., Ermakov, S., Gryzinky, V., Kudryavtsev, M., Bliznevsky, A., et al. (2018), "Analysis of the parameter changes of students' physical development (at the age of 18-20) to identify the threat of increased body weight and obesity", Journal of Physical Education and Sport, No. 18 (2), pp. 800-809, D0I:10.7752/jpes.2018.02118.

7. Osipov, A., Kudryavtsev, M., Fedorova, P., Serzhanova, Z., Panov, E., et al. (2017), "Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity", Journal of Physical Education and Sport, No. 17 (2), pp. 871-878, DOI:10.7752/jpes.2017.02133.

8. Sember, V., Morrison, S., Jurak, G., Kovac, M. and Starc, G. (2018), "Differences in physical activity and academic performance between urban and rural schoolchildren in Slovenia", Montenegrin Journal of Sports Science and Medicine, No. 7 (1), pp. 67-72, DOI:10.26773/mjssm.180309.

9. Zagrevskaya, A. and Lubysheva, L. (2017), "Ontokinesilogical approach for sportization of physical education within national educational system", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 6-8.

Контактная информация: Ale44132272@ya.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2020

УДК 796.966

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ САМОМАССАЖА НА ДИНАМИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Сергей Федорович Панов, доктор биологических наук, доцент, Ирина Петровна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Евгений Владимирович Темников, аспирант, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского; Ромуальд Аркадьевич Кемза, кандидат педагогических наук, доцент, Государственное училище (техникум) Олимпийского резерва, Кондопога

Аннотация

В статье дана оценка эффективности технологии проведения самомассажа для повышения уровня развития физической работоспособности, проявившейся в более экономной и эффективной работе сердечно-сосудистой системы юных хоккеистов в ответ на различные виды физической нагрузки. Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что авторская технология самомассажа в дальнейшем может быть рекомендована к использованию в условиях детско-юношеских спортивных школ отделения хоккей с шайбой.

Ключевые слова: юные хоккеисты, физическая работоспособность, самомассаж, динамика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p333-337

INFLUENCE OF SELF-MASSAGE TECHNOLOGY ON THE DYNAMICS OF PHYSICAL WORKABILITY OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

Sergey Fedorovich Panov, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Irina Petrovna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgeny Vladimirovich Temni-kov, the post-graduate student, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University; Romuald Arkadievich Kemza, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, State

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.