УДК 378.172:613.71 ББК 75.1
DOI 10.47475/2500-0365-2021-16302
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ ООУЮ-19
И. И. Орлова1, А. Ю. Осипов1, 2 3
1 Красноярский государственный медицинский университет
им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия
2 Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
3 Сибирский Юридический институт МВД России, Красноярск, Россия
Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения оказывают негативное влияние на уровень повседневной физической активности населения. Ученые указывают на необходимость детального изучения влияния пандемии COVID-19 на уровень физической активности и образ жизни студентов-медиков. Выявлены достоверные (р < 0,05) различия в данных опроса IPAQ-SF в период до и во время пандемии COVID-19. Обнаружено существенное снижение уровня физической активности в спорте и фитнесе и значимое увеличение общей физической активности и физической активности на работе и учебе у участников исследования в период пандемии. Выявлено значительное усугубление малоподвижного образа жизни у студентов-медиков в период пандемии COVID-19.
Ключевые слова: студенты-медики, физическая активность, образ жизни, COVID-19, IPAQ-SF.
Актуальность. Известно, что регулярная физическая активность (ФА) имеет определяющее значение для физического и психического здоровья человека. Во время пандемии COVID-19 по всему миру наблюдалось существенное снижение повседневной ФА у различных групп населения [2], в том числе и студентов вузов [1; 4; 5; 7]. Известно, что современные молодые люди (студенты вузов) в силу особенностей учебной деятельности имеют недостаток ФА и ведут малоподвижный образ жизни [8; 10]. Студенты медицинских вузов особенно склонны к малоподвижному образу жизни из-за большого количества учебных дисциплин, курсов и программ [6]. Эксперты в области медицины и здравоохранения указывают, что влияние пандемии COVID-19 и вызванных ей ограничений и запретов на образ жизни современных студентов-медиков недостаточно изучено и остро нуждается в новых надежных исследованиях [9].
В литературе представлены противоречивые данные об уровне физической активности и образе жизни студентов-медиков в период пандемии. Немецкие ученые указывают, что повседневный образ жизни студентов-медиков во время пандемии COVID-19 в плане занятий физическими упражнениями и спортом значительно отличается от образа жизни студентов немедицинских специальностей. По их мнению, студенты-медики проявляют большую озабоченность по сохранению своего здоровья и в полной мере осознают важность регулярной ФА как долгосрочной и
эффективной стратегии противодействия различным заболеваниям [9]. Итальянские эксперты указывают, что в период самоизоляции студенты-медики значительно снизили общий уровень ФА и активизировали малоподвижный образ жизни [5]. Схожие данные представили индонезийские ученые. В период изоляции и ограничений большинство студентов-медиков снизили уровень ФА и стали вести малоподвижный образ жизни [3]. Российские исследователи выявили, что часть студентов-медиков (в основном работавших в «красных зонах», обслуживающих пациентов с диагнозом COVID-19) довольно существенно увеличили уровень повседневной ФА в период пандемии.
Цели и задачи исследования. Основная цель исследований заключалась в сборе информации об уровне ФА и повседневном образе жизни российских студентов-медиков в период пандемии COVID-19. Дополнительная цель исследований состояла в сравнении полученных результатов с данными иностранных специалистов в области медицины и здравоохранения, описывающими уровень ФА и повседневный образ жизни зарубежных студентов-медиков.
Материалы и методы исследования. Главной научной базой для проведения исследований был выбран Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ). Участниками исследования были выбраны студенты 2—5-х курсов обучения по специальности
«лечебное дело». Всего в исследовании приняло участие 218 студентов: юноши (n = 76) и девушки (n = 142) в возрасте 19—23 лет. Все участники дали информированное согласие на участие и публикацию результатов исследования.
Основной инструмент исследования — международный опросник по физической активности (IPAQ-SF), модернизированный для данного исследования. Модернизированный вариант представлял собой перечень вопросов об уровне общей ФА, уровне ФА на работе и учебе, уровне ФА в спорте и фитнесе и недостатке движения (времени сидения) в течение одной недели (оценку необходимо было произвести как для периода до начала пандемии COVID-19, так и в период пандемии). Все участники должны были заполнить анкету дважды (с перерывом в месяц). Средние значения из двух анкет использовались в качестве результатов. Общие результаты опроса выражены во временном эквиваленте (количество минут, затраченное на ФА и малоподвижный образ жизни), поскольку многие участники исследования испытывали значительные трудности с переводом затраченного времени в МЕТ (metabolic equivalent of task), что требует IPAQ.
Для сравнения результатов исследования с актуальными данными зарубежных ученых был выполнен поиск научной информации в базах данных Web of Science, Scopus, Pub Med. Запрос данных был ограничен 2019—2021 гг. (период пандемии) и включал следующие поисковые термины: COVID-19, физическая активность, студенты-медики, IPAQ, образ жизни. Все данные были собраны в течение двух месяцев (апрель — май 2021 г.).
Для обработки и анализа полученных результатов использовалось программное обеспечение SPSS Statistics 17.0. Все полученные результаты были выражены в средних значениях (Means) и стандартных отклонениях (SD). Достоверность различий в полученных результатах была определена с помощью Mann — Whitney U-test. Значение р < 0,05 считалось статистически значимым для данного исследования.
Результаты и обсуждение. Данные опроса IPAQ-SF показали, что у исследуемых студентов выявлены достоверные (р < 0,05) различия в уровне общей ФА, ФА в работе и учебе, ФА в занятиях спортом и фитнесом и в уровне малоподвижности (времени сидения) в исследуемый временной период (до начала глобальной пандемии и в период пандемии COVID-19). Обнаружено существенное (р < 0,05) увеличение общей ФА участников исследования в период пандемии COVID-19 в среднем почти на 190 минут в неделю. Показатели ФА в работе и учебе увеличились в среднем почти на 390 минут в неделю. Выявлено существенное снижение уровня ФА в спорте и фитнесе, в среднем почти на 100 минут в неделю. Уровень малоподвижного поведения участников исследования значимо (р < 0,05) увеличился почти на 105 минут в неделю. Общие данные об уровне ФА и малоподвижном образе жизни исследуемых студентов представлены в таблице.
Сравнительный анализ полученных данных с информацией об уровне ФА студентов-медиков из других стран показал, что российские студенты-медики, в отличие от своих коллег из ряда европейских и азиатских стран, смогли значимо (р < 0,05) увеличить уровень общей ФА в период пандемии. Возможно, эти результаты связаны с работой довольно большого количества российских студентов-медиков в «красных зонах» и «ко-видных» госпиталях, а также других лечебных учреждениях в период пандемии. К сожалению, обнаружена общая для большинства студентов-медиков по всему миру негативная тенденция увеличения малоподвижного образа жизни и снижения уровня ФА в спорте и фитнесе во время пандемии COVID-19.
Заключение. Полученные данные указывают на необходимость срочного принятия мер, позволяющих существенно повысить уровень физической активности в спорте и фитнесе и снизить общее время малоподвижного образа жизни у студентов-медиков в период пандемии COVID-19.
Данные опроса IPAQ-SF исследуемых студентов
Студенты-медики (n = 218) КрасГМУ
Параметры ФА До пандемии Пандемия р < 0,05
Общая ФА 3458,06 ± 366,34 3647,63 ± 398,35* 0,03515
Работа и учеба 2796,94 ± 233,58 3183,89 ± 262,88* 0,00001
Спорт/фитнес 361,12 ± 32,76* 263,74 ± 35,47 0,00001
Время сидения 1851,21 ± 132,25 1956,89 ± 127,26* 0,01463
Достоверность: * — р < 0,05
Список литературы
1. Осипов, А. Ю. Влияние пандемии COVID-19 на физическую активность студенческой молодежи / А. Ю. Осипов, Т. Н. Клепцова, Т. В. Лепили-на // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. — 2021. — №3 (193). — С. 313—317.
2. Crisafulli, A. Physical activity/inactivity and COVID-19 / A. Crisafulli, P. Pagliaro // European Journal of Preventive Cardiology. — 2020. — 2047487320927597. DOI: 10.1177/2047487320927597
3. Sedentary living, screen time, and physical activities in medical students during the corona-virus (Covid-19) pandemic / F. Jahja, L. Hanan-ta, N. Prastowo et al. // Sport Mont. — 2021. — № 19 (3). Ahead of Print. D0I:10.26773/smj.211005
4. Impact of COVID-19 pandemic on university students' physical activity levels: An early systematic review / A. López-Valenciano, D. Suárez-Igle-sias, M. Sanchez-Lastra et al. // Frontiers in Psychology. — 2021. — № 11. — 3787. DOI: 10.3389/ fpsyg.2020.624567
5. COVID-19 lockdown: Physical activity, sedentary behaviour and sleep in Italian medicine students / F. Luciano, V. Cenacchi, V. Vegro et al. // European Journal of Sport Science. — 2020. Ahead of print. DOI: 10.1080/17461391.2020.1842910
6. Successful promotion of physical activity among students of medicine through motivational
Поступила в редакцию 10 февраля 2021 г.
interview and Web-based intervention / D. Mandic, V. Bjegovic-Mikanovic, D. Vukovic et al. // Peer J. — 2020. — № 8. — e9495. DOI:10.7717/peerj.9495
7. The impact of the universities closure on physical activity and academic performance in physical education in university students during the COVID-19 pandemic / A. Osipov, T. Rat-manskaya, E. Zemba et al. // Physical education of students. — 2021. — № 25 (1). — P. 20—27. DOI: 10.15561/20755279.2021.0103
8. Analysis of the parameter changes of students' physical development (at the age of 18—20) to identify the threat of increased body weight and obesity / A. Osipov, S. Iermakov, V. Gruzinky et al. // Journal of Physical Education and Sport. —
2018. — № 18 (2). — P. 800—809. DOI:10.7752/ jpes.2018.02118
9. Health promoting behaviour of medical versus non-medical students during COVID-19 pandemic: results from the COLA cross-sectional study / J. Steffen, J. Schlichtiger, S. Brunner et al. // Journal of Translational Medicine. — 2021. — № 19. — 242. DOI: 10.1186/s12967-021-02899-y
10. Can social media intervention improve physical activity of medical students? / J. Todorovic, Z. Ter-zic-Supic, B. Djikanovic et al. // Public Health. —
2019. — № 174. — P. 69—73. DOI:10.1016/j. puhe.2019.05.030
Для цитирования: Орлова, И. И. Физическая активность студентов-медиков в период пандемии COVID-19 / И. И. Орлова, А. Ю. Осипов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 3. — С. 13—17.
Сведения об авторах
Орлова Ирина Игоревна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия. ORCID ID: 0000-0001-6118-0672. Author ID: 401121. E-mail: [email protected]
Осипов Александр Юрьевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, профессор кафедры физической подготовки, Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия. ORCID ID: 0000-0002-2277-4467. Author ID: 614606. E-mail: [email protected] (автор-корреспондент).
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2021, vol. 6, no. 3, pp. 13—17.
Physical activity in medicine students during COVID-19 pandemic Orlova I.I.1, Osipov A.Yu.2
1 Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia. [email protected]
2 Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F. Voino-Yasenetsky, Siberian Federal University, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnoyarsk, Russia. [email protected]
The COVID-19 pandemic and caused restrictions have a negative impact on the regular physical activity of human population.
Relevance: Scientists indicate that the detailed study of the COVID-19 pandemic impact on the regular physical activity and behaviour of medicine students are needed.
Objective: Collecting data on the physical activity and behaviour of Russian medicine students during the COVID-19 pandemic.
Materials and methods: Participants — medicine students (n=218) aged 19-23 years. The tool of the study is IPAQ-SF (modernized form). All participants provided complete data on their physical activity and behaviour during one week (pre-pandemic and during the COVID-19 pandemic). Data analysis using SPSS Statistics 17.0 and Mann-Whitney U-test was performed.
Results: There were a significant (p <0,05) differences in the data of IPAQ-SF survey, in pre- and during the COVID-19 pandemic. There was a significant decrease in physical activity in sports and fitness, and a significant increase in overall physical activity and physical activity at work and educational training in the study participants during the pandemic. A significant increase in sedentary behaviour among medicine students during the COVID-19 pandemic was revealed. Conclusion: The obtained knowledge indicate that to take measures to increasing of physical activity in sports and fitness, and to reducing the overall time of sedentary behaviour among medicine students during the COVID-19 pandemic are needed.
Keywords: medicine students, physical activity, behaviour, COVID-19, IPAQ-SF.
References
1. Osipov A.Yu., Kleptsova T.N., Lepilina T.V., Vorontsov S.V., Dankova M.Yu. Vliyanie pan-demii COVID-19 na fizicheskuyu aktivnost' stu-dencheskoy molodezhi [Impact of the COVID-19 pandemic on physical activity of university students]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta], 2021, no. 3 (193), pp. 313—317. (In Russ.).
2. Crisafulli A., Pagliaro P. Physical activity/inactivity and COVID-19. European Journal of Preventive Cardiology, 2020, 2047487320927597. DOI: 10.1177/2047487320927597.
3. Jahja F., Hananta L., Prastowo N., Sidharta, V. Sedentary living, screen time, and physical activities in medical students during the coronavirus (Covid-19) pandemic. Sport Mont, 2021, no. 19 (3), Ahead of Print. DOI:10.26773/smj.211005.
4. Lopez-Valenciano A., Suarez-Iglesias D., Sanchez-Lastra M., Ayan C. Impact of COVID-19 pandemic on university students' physical activity levels: An early systematic review. Frontiers in Psychology, 2021, no. 11, 3787. DOI:10.3389/ fpsyg.2020.624567.
5. Luciano F., Cenacchi V., Vegro V., Pavei G. COVID-19 lockdown: Physical activity, sedentary behaviour and sleep in Italian medicine students. European Journal of Sport Science, 2020. Ahead of print. DOI: 10.1080/17461391.2020.1842910.
6. Mandic D., Bjegovic-Mikanovic V., Vukovic D., Djikanovic B., Stamenkovic Z., Lalic N. Successful promotion of physical activity among students of medicine through motivational interview and Web-based intervention. Peer J, 2020, no. 8, e9495. DOI: 10.7717/peerj.9495.
7. Osipov A., Ratmanskaya T., Zemba E., Potop V., Kudryavtsev M., Nagovitsyn R. The impact of the universities closure on physical activity and academic performance in physical education in university students during the COVID-19 pandemic. Physical education of students, 2021, no. 25 (1), pp. 20— 27. DOI: 10.15561/20755279.2021.0103.
8. Osipov A., Iermakov S., Gruzinky V., Kudryavtsev M., Bliznevsky A. et al. Analysis of the parameter changes of students' physical development (at the age of 18—20) to identify the threat of increased body weight and obesity. Journal of Physical Education and Sport, 2018, no. 18 (2), pp. 800—809. DOI: 10.7752/jpes.2018.02118.
9. Steffen, J., Schlichtiger, J., Brunner, S., Huber, B. Health promoting behaviour of medical versus non-medical students during COVID-19 pandemic: results from the COLA cross-sectional study. Journal of Translational Medicine, 2021, no. 19, 242. DOI: 10.1186/s12967-021-02899-y.
10. Todorovic, J., Terzic-Supic, Z., Djikanovic, B., Nesic, D., Piperac, P., & Stamenkovic, Z. Can social media intervention improve physical activity of medical students? Public Health, 2019, no. 174, pp. 69—73. DOI: 10.1016/j.puhe.2019.05.030.