Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА / ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА / ИЗБЫТОК МАССЫ ТЕЛА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуреев С.А., Мингазова Э.Н.

Цель исследования: определить особенности основных антропометрических показателей физического развития студентов в период их обучения в условиях пандемии COVID-19.Материалы и методы исследования. Медико-социологическое исследование проводилось среди студентов одного изИнститутов ФГБОУ ВО РГУ имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Сплошная выборка студентов составила505 человек. В ходе исследования применялись клинический, социально-гигиенический, статистический, аналитический методы. Результаты. Доля лиц из сплошной выборки (n=505) с нормальными показателями индекса массы тела составила 64,8%, доля с показателями дефицита массы тела - 23,1%, с показателями избытка массы тела - 12,1% соответственно. Наибольшая доля лиц с показателями дефицита массы тела отмечалась в возрастной группе 18-19 лет - 23,5%, наименьшей - в возрастной группе 22-23 года - 12,1% (Р˂0,05). Однако по числу лиц с избыточной массой тела наблюдается обратная динамика - с возрастом их доля в соответствующих группах увеличивается: с 9,3% в возрастной группе 18-19 лет до 18,2% в группе 22-23 года (Р˂0,05).Выводы. В результате проведенного исследования выявлено, что большинство студентов имеют нормальные показатели индекса массы тела, их доля составляет 64,8%; высока доля лиц, имеющих отклонения в физическом развитии - 35,2%, причем почти каждый четвертый студент имеет дефицит массы тела (их доля в выборке - 23,1%,), каждый восьмой - избыток массы тела (их доля в выборке - 12,1%); выявлено среднее значение ИМТ среди контингента студентов (медиана), соответствующее нормативному, однако определен его высокий разброс, составивший 23,01, что свидетельствует о необходимости применения более точных методов анализа оценки показателей физического развития, например, метода с применением шкал регрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гуреев С.А., Мингазова Э.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MAIN ANTHROPOMETRIC INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

Purpose: to determine the features of the main anthropometric indicators of the physical development of students during their studies inthe context of the COVID-19 pandemic.Materials and methods. Medical and sociological research was conducted among students of one of the Institutes of the Russian State University named after A.N. Kosygin (Technology. Design. Art). The continuous sample of students was 505 people. During the study, clinical, socio-hygienic, statistical, analytical methods were used. Results. The proportion of persons from the continuous sample (n=505) with normal body mass index was 64.8%, the proportion with underweight indicators was 23.1%, with excess body weight indicators - 12.1%, respectively. The largest proportion of persons with indicators of body weight deficiency was observed in the age group of 18-19 years - 23.5%, the smallest - in the age group of 22-23 years - 12.1% (Р˂0.05). However, the reverse trend is observed in the number of overweight people - with age, their proportion in the respective groups increases: from 9.3% in the age group of 18-19 years old to 18.2% in the group of 22-23 years old (Р˂0.05).Findings. As a result of the study, it was found that the majority of students have normal body mass index, their share is 64.8%; the proportion of people with deviations in physical development is high - 35.2%, and almost every fourth student has a lack of body weight (their share in the sample is 23.1%,), one in eight is overweight (their share in the sample is 12, one%); the average value of BMI among the contingent of students (median) corresponding to the standard value was revealed, however, its high scatter was determined, amounting to 23.01, which indicates the need to use more accurate methods for analyzing the assessment of physical development indicators, for example, the method using regression scales.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Э01: 10.21045/1811-0185-2022-4-45-49 УДК: 614.2

ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

С.А. Гуреева, Э.Н. Мингазоваь :

а ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; b ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; ФГБОУ ВО «Российский Национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»; ФГБУ ВО «Казанский государственный медицинский университет».

а https://orcid.org/0000-0003-0976-5539; b https://orcid.org/0000-0002-8558-8928

И Автор для корреспонденции: Мингазова Э.Н.

АННОТАЦИЯ

Цель исследования: определить особенности основных антропометрических показателей физического развития студентов в период их обучения в условиях пандемии COVID-19.

Материалы и методы исследования. Медико-социологическое исследование проводилось среди студентов одного из Институтов ФГБОУ ВО РГУ имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Сплошная выборка студентов составила 505 человек. В ходе исследования применялись клинический, социально-гигиенический, статистический, аналитический методы. Результаты. Доля лиц из сплошной выборки (n=505) с нормальными показателями индекса массы тела составила 64,8%, доля с показателями дефицита массы тела - 23,1%, с показателями избытка массы тела - 12,1% соответственно. Наибольшая доля лиц с показателями дефицита массы тела отмечалась в возрастной группе 18-19 лет - 23,5%, наименьшей -в возрастной группе 22-23 года - 12,1% (Р<0,05). Однако по числу лиц с избыточной массой тела наблюдается обратная динамика - с возрастом их доля в соответствующих группах увеличивается: с 9,3% в возрастной группе 18-19 лет до 18,2% в группе 22-23 года (Р<0,05).

Выводы. В результате проведенного исследования выявлено, что большинство студентов имеют нормальные показатели индекса массы тела, их доля составляет 64,8%; высока доля лиц, имеющих отклонения в физическом развитии - 35,2%, причем почти каждый четвертый студент имеет дефицит массы тела (их доля в выборке - 23,1%,), каждый восьмой - избыток массы тела (их доля в выборке - 12,1%); выявлено среднее значение ИМТ среди контингента студентов (медиана), соответствующее нормативному, однако определен его высокий разброс, составивший 23,01, что свидетельствует о необходимости применения более точных методов анализа оценки показателей физического развития, например, метода с применением шкал регрессии.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, антропометрические показатели, индекс массы тела, дефицит массы тела, избыток массы тела.

Для цитирования: Гуреев С.А., Мингазова Э.Н. Особенности основных антропометрических показателей физического развития студентов // Менеджер здравоохранения. 2022; 4:45-49. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-4-45-49

Введение

□ дним из основных критериев состояния здоровья детей и молодежи является уровень физического развития, который определяется чаще всего по росто-весовым показателям [1, 2, 3, 4]. Мониторинг состояния здоровья студентов, в том числе показателей их физического развития, важен с позиций анализа динамических изменений, позволяющих выявить тенденции в динамике обучения и своевременно вводить соответствующие коррективы медико-социальной направленности [5, 6, 7, 8, 9].

© Гуреев С.А., Мингазова Э.Н,, 2022 г.

Пандемия COVID-19 привела к существенным изменениям в состоянии здоровья, образе жизни жителей планеты, включая и молодое поколение. Исследователи стран мира определяют, что влияния изменившихся в условиях пандемии разнообразных факторов образа жизни влияют на показатели здоровья различных социальных групп населения, в том числе студенческой молодежи [10, 11]. Бесспорно, что по окончании периода пандемии будет подведен всесторонний анализ состояния здоровья различных социальных групп населения, специфики оказания медицинской помощи на всех уровнях

№4 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

\й/

ее предоставления и других аспектов [12, 13]. Мы в нашем исследовании, находясь в «эпицентре» событий, попытались оперативно отразить особенности состояния здоровья студентов в условиях обучения в пандемийный период - 2020-2021 гг. Анализ полученных данных составит основу разрабатываемых медицинских рекомендаций, организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья студентов, в том числе в различные периоды повышенных инфекционных рисков.

Материалы и методы

Исследование проводилось в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения - городе Москве. В качестве базы исследования выбран один из институтов ФГБОУ ВО РГУ имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Сплошная выборка студентов составила 505 человек. В ходе исследования применялись социально-гигиенический, клинический, статистический, аналитический методы. Для оценки гармоничности уровня достигнутого физического развития подрастающего и взрослого населения наиболее часто в мире используют легко рассчитываемый, доступный показатель «индекс массы тела», ИМТ = вес (в килограммах)/(рост (м))2. По рекомендациям ВОЗ, ИМТ оценивается с учетом пола и возраста: менее 18,5 - дефицит массы тела; 18,5-24,9 - нормальная масса тела; 25,0-29,9 -избыточная масса тела, свыше 30 - ожирение.

Результаты исследования

В нашем исследовании мы также оценивали ро-сто-весовые показатели студентов через определение индивидуальных и коллективных значений ИМТ.

Распределение студентов по группам показателя ИМТ и возрастным характеристикам сложилось следующим образом (таблица 1).

Доля лиц с нормальными показателями индекса массы тела составила 64,8%, доля с показателями дефицита массы тела - 23,1, с показателями избытка массы тела - 12,1. Наибольшая доля лиц с показателями дефицита массы тела отмечалась в возрастной группе 18-19 лет - 23,5%, наименьшая - в возрастной группе 22-23 года - 12,1% (Р<0,05). Однако по числу лиц с избыточной массой тела наблюдается обратная динамика - с возрастом их доля в соответствующих группах увеличивается: с 9,3% в возрастной группе 18-19 лет до 18,2% в группе 22-23 года (Р<0,05).

В результате исследований было выявлено, что среднее значение ИМТ среди студентов обследуемого контингента составило 20,98, среди девушек -20,88, среди юношей - 21,86. Однако был выявлен большой размах между максимальным значением ИМТ - 38,06 и минимальным - 15,05, составивший в разнице 23,01, а стандартное отклонение для показателей ИМТ студентов составило 3,32 (таблица 2).

Следует отметить, что значения ИМТ студентов вписывались в закон нормального распределения (рис. 1).

Следует указать, что наибольший размах (как разница между максимальным и минимальным значениями по ИМТ) отмечался в группе студентов, имеющих избыток массы тела, который составил 13,04, тогда как в группе студентов, чей ИМТ соответствовал нормальным значениям, размах вариации составил 6,33. Среднее значение ИМТ для студентов с избытком массы тела превышало среднее значение

Таблица 1

Распределение респондентов по ИМТ и возрастным группам (в процентах)

ИМТ/возраст 18-19 20-21 22-23 ВСЕГО

Дефицит 23,5 24,8 12,1 23,1

Норма 67,2 57,4 69,7 64,8

Избыток 9,3 17,8 18,2 12,1

Таблица 2

Дескриптивная статистика показателей ИМТ среди контингента студентов

Варианты распределения значений ИМТ студентов (сплошная выборка)

Переменная Среднее значение Медиана Минимум Максимум Размах Станд. отклонение

Индекс массы тела 20,98 20,32 15,05 38,06 23,01 3,32

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №4

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

Рис. 1. Описательная статистика значений индекса массы тела студентов на соответствие закону нормального распределения

ИМТ студентов, соответствующих нормативам на 31,2%. Среднее значение ИМТ для студентов с дефицитом было ниже среднего значение индекса массы тела студентов, соответствующих нормативам, на 17,5% (таблица 3).

Распределение студентов с дефицитом массы тела имеет также ассиметричное расположение, однако со смещением вправо (в сторону норматива), и в нем отсутствуют выбросы, что соотносится с распределением в целом по выборке и для студентов с нормальными значениями ИМТ (рис. 2).

Таким образом, выявлено среднее значение ИМТ среди контингента студентов (медиана),

соответствующее нормативному, однако выявлен его высокий разброс, составивший 23,01, что свидетельствует о необходимости применения более точных методов анализа оценки показателей физического развития, например, метода с применением шкал регрессии. Однако современных (разработанных не более 7-10 лет назад) шкал регрессии росто-весовых показателей студентов г. Москвы нами не было обнаружено. Данная проблема была решена на последующих этапах нашего исследования, после разработки нами «Стандартов физического развития студентов г. Москвы», построенных на основе шкал регрессии для различных возрастно-половых групп [14].

Дескриптивная статистика показателей ИМК по группам

Переменная Среднее значение Медиана Минимум Максимум Размах Станд. отклонение

Индекс массы тела (избыток) 27,62 26,89 25,02 38,06 13,04 2,52

Индекс массы тела (норма) 21,06 20,85 18,59 24,92 6,33 1,72

Индекс массы тела (дефицит) 17,38 17,58 15,06 18,44 3,39 0,80

Таблица 3

\й/

Рис. 2. Распределение студентов с дефицитом массы тела по показателям ИМТ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) Большинство студентов изучаемой выборки (п=505) имеют нормальные показатели индекса массы тела, их доля составляет 64,8%.

2) Высока доля лиц, имеющих отклонения в физическом развитии - 35,2%, причем почти каждый четвертый студент имеет дефицит массы тела (их доля в выборке - 23,1%,), каждый

восьмой - избыток массы тела (их доля в выборке - 12,1%).

Средний индекс массы тела респондентов соответствовал установленным нормативам, однако выявлен его высокий разброс среди респондентов, составивший 23,01, что свидетельствует о необходимости применения более точных методов анализа оценки показателей физического развития, например, метода с применением шкал регрессии.

1. Богданова И.В., Чибриков Э.А., Якушин С.А. Оценка физического развития и функционального состояния студентов I, II курсов вуза // В сборнике: «Наука на благо человечества» - 2018. Сборник научных статей преподавателей и аспирантов по итогам Международной научной конференции молодых учёных, аспирантов и студентов. Отв. ред. и сост. Е.А. Певцова. - 2018. - С. 192-200. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36711500

2. Жерноклеев А.М., Матвеева Н.А. Особенности физического развития студентов нижегородских вузов // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2019. - № 2. - С. 38-39. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=38188606

3. Илькевич К.Б., Гусев А.В., Афонина Г.С. Анализ физического и функционального состояния организма студентов обучающихся прикладной информатике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 10 (188). - С. 145-148. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44237339

4. Мингазова Э.Н., Никитюк Д.Б., Самбурская Т.В., Нагаев М. С., Садыкова Р.Н. Стандарты физического развития детей школьного возраста (7-17 лет) сельских районов Республики Татарстан. ISBN: 978-5-9908464-3-2. Москва-Казань. - 2017. - 40 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34927234

5. Каушан К.С., Лагутина Е.А., Банул К.А., Бавыкина С.Ю. Анализ и оценка практической реализации непараметрических методов статистики в контексте эмпирических данных здоровьесбережения молодежи и качества жизни // В сборнике: «Университетская наука: взгляд в будущее». Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета. В 2-х томах. - 2020. - С. 195-203. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42448347

6. Клочкова С.В., Никитюк Д.Б., Рожкова Е.А. Антропометрические показатели студентов в период адаптации // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2021. - № 3-2(98). - С. 86. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46143639

7. Мингазова Э.Н., Амиров Н.Х., Яруллин А.Х, Муртазин И.Г. Репродуктивное здоровье девушек-учащихся общеобразовательных учреждений Казань. - 2004. - 199 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28349860

8. Зиатдинов А.И., Мингазова Э.Н. Разработка стандартов физического развития студентов - медиков на основе исторически сложившихся традиций в регионе // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 6. - С. 630. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21163065

9. Мингазова Э.Н, Сабурская Т.В. Клинические рекомендации по оценке физического развития детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) сельских районов Республики Татарстан. Казань. - 2013. - 168 с. https://www. elibrary.ru/item.asp?id=29143384

Менеджер

здравоохранения /

Maneger №4

ZdrevoochreneniB 2022

10. Bertrand L., Shaw K.A., Ko J., Deprez D., Chilibeck P.D., Zello G.A. The impact of the coronavirus disease 2019 (COVID-19) pandemic on university students' dietary intake, physical activity, and sedentary behavior. Appl Physiol Nutr Metab. 2021; 46(3): 265-272.

11. Tavolacci MP, Wouters E, Van de Velde S., Buffel V., Dechelotte P., Van Hal G, Ladner J. The Impact of COVID-19 Lockdown on Health Behaviors among Students of a French University. Int J Environ Res Public Health. 2021; 18(8).

12. Польская Е.В., Евтихова А.С. Уровень физического развития учащихся КГПУ им. В.П. Астафьева от 18 до 22 лет // В сборнике: Современные биоэкологические исследования средней Сибири. Материалы Международной научно-практической конференции «Биоэкологические и географические исследования на территории Средней Сибири» и научно-практической конференции «БИОЭКО». Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2021. - С. 111-114. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46487013

13. Сухинина К.В., Александрович О.Ю., Кудрявцев М.Д. Особенности показателей физического развития и физической подготовленности у здоровых студентов и у студентов с хроническими заболеваниями / /Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 266-269 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35130356

14. Мингазова Э.Н., Никитюк Д.Б., Гуреев С.А., Мингазов Р.Н., Садыкова Р.Н. Стандарты физического развития студентов г. Москва. ISBN: 978-5-9690-0962-2. Москва. 2022. - 24 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48061174

ORIGINAL PAPER

FEATURES OF THE MAIN ANTHROPOMETRIC INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

S.A. Gureev a, E.N. Mingazovab И

a N.A. Semashko National Research Institute of Public Health; b N.A. Semashko National Research Institute of Public Health;

Pirogov Russian National Research Medical University; Kazan State Medical University. a https://orcid.org/0000-0003-0976-5539; b https://orcid.org/0000-0002-8558-8928.

И Corresponding author: Mingazova E.N.

ABSTRACT

Purpose: to determine the features of the main anthropometric indicators of the physical development of students during their studies in the context of the COVID-19 pandemic.

Materials and methods. Medical and sociological research was conducted among students of one of the Institutes of the Russian State University named after A.N. Kosygin (Technology. Design. Art). The continuous sample of students was 505 people. During the study, clinical, socio-hygienic, statistical, analytical methods were used.

Results. The proportion of persons from the continuous sample (n=505) with normal body mass index was 64.8%, the proportion with underweight indicators was 23.1%, with excess body weight indicators - 12.1%, respectively. The largest proportion of persons with indicators of body weight deficiency was observed in the age group of 18-19 years - 23.5%, the smallest - in the age group of 22-23 years - 12.1% (Р<0.05). However, the reverse trend is observed in the number of overweight people - with age, their proportion in the respective groups increases: from 9.3% in the age group of 18-19 years old to 18.2% in the group of 22-23 years old (Р<0.05). Findings. As a result of the study, it was found that the majority of students have normal body mass index, their share is 64.8%; the proportion of people with deviations in physical development is high - 35.2%, and almost every fourth student has a lack of body weight (their share in the sample is 23.1%,), one in eight is overweight (their share in the sample is 12, one%); the average value of BMI among the contingent of students (median) corresponding to the standard value was revealed, however, its high scatter was determined, amounting to 23.01, which indicates the need to use more accurate methods for analyzing the assessment of physical development indicators, for example, the method using regression scales.

Keywords: students, physical development, anthropometric indicators, body mass index, underweight, overweight.

For citation: Gureev S.A, Mingazova E.N. Features of the main anthropometric indicators of physical development of students // Manager Zdravoohranenia. 2022; 4:45-49. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-4-45-49

С

#xc

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Гуреев Сергей Александрович - аспирант ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

Sergey A. Gureev - graduate student of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: info@nriph.ru

Мингазова Эльмира Нурисламовна — д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», г. Москва, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elmira N. Mingazova - D.Sc. (Medicine), Professor, Chief Researcher of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: elmira_mingazova@mail.ru

№4 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.