Научная статья на тему 'Особенности изучения основ кадровой безопасности в вузе'

Особенности изучения основ кадровой безопасности в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
высшее образование / управление персоналом / управление человеческими ресурсами / кадровая безопасность / компетенции / higher education / personnel management / human resource management / personnel security / competencies

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вражнова М.Н., Терновая Л.О.

В статье рассмотрены аргументы, определяющие важность включения в программы обучения будущих специалистов по управлению персоналом и управлению человеческим ресурсами дисциплины, связанной с проблемами кадровой безопасности. Показано, что знания, умения и навыки, получаемые студентами по время изучения данной дисциплины, необходимы широкому кругу профессионалов, но еще более значимо то, что они помогут осваивать новые профессиональные области, контуры которых пока лишь обозначаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of studying the basics of personnel security at the university

The article discusses the arguments that determine the importance of including in the training programs of future specialists in personnel management and human resource management discipline related to personnel security issues. It is shown that the knowledge, skills and abilities acquired by students during the study of this discipline are necessary for a wide range of professionals, but even more importantly, they will help to master new professional areas, the outlines of which are only being outlined so far.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения основ кадровой безопасности в вузе»

Вражнова М.Н.

Доктор педагогических наук, декан факультета управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Особенности изучения основ кадровой безопасности в вузе

Понятие «кадровая безопасность» пока остается недостаточно оцененным исследователями ни с точки зрения нахождения его места в понятийной совокупности проблем безопасности, например, как это произошло с терминами «экономическая безопасность», «информационная безопасность» и многими другими, ни в непосредственных разработках в области кадрового менеджмента.

Как правило, под кадровой безопасностью понимается процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность организации за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом. Значение кадровой безопасности определяется тем, что она занимает доминирующее положение по отношению к другим элементам системы безопасности организации, поскольку имеет дело с персоналом, который в любой составляющей предприятия является первичным.

Ценность понимания проблем кадровой безопасности заключается в том, что эта область связывает различные проявления безопасности:

- во-первых, непосредственно в смысле безопасности кадров, человеческих ресурсов, объединяя личную, групповую и коллективную безопасность;

- во-вторых, в отраслевом понимании, соединяя разные сферы жизнедеятельности человека, например, образование и производство;

- в-третьих, охватывая пространственные области — от локальной до глобальной.

Нельзя не замечать того, что в практике все большего числа орга-

низаций наблюдается тенденции включения кадровой безопасности в число первостепенных вопросов управления персоналом. Отсюда следует необходимость связать имеющийся успешный опыт отдельных организаций, с комплексом проблем безопасности человека и общества, экономики и государства, испытывающем новые вызовы. Частично ответом на такой запрос можно считать ежегодный Форум «Safety Leaders», который проводится в кампусе Московской школы управления «Сколково». Одной из задач этого форума стало создание постоянной площадки для обсуждения острых социальных вопросов, касающихся кадровой безопасности, а также для поощрения лучших практик и программ, способствующих повышению уровня безопасности каждого человека.

Содержание понятия «кадровая безопасность» отражает значимость человеческих ресурсов для любого государства, его безопасности и защиты суверенитета. Любопытно, что понятие «кадр» происходит от французского слова «cadre», означающего оправу или рамку, которое в свою очередь восходит к латинскому «quadrum» (четырехугольник). Это существительное было заимствовано русским языком из французского в начале XIX столетия, во время Отечественной войны 1812 г. Тогда русские войска столкнулись с французской армией Наполеона, которая была продолжательницей традиции разделения ополченцев и регулярных войск, идущей еще от Тридцатилетней войны (1618 - 11648). Ополченцы принимали на себя удар противника и часто гибли. Затем вступали в бой строго организованные части — кадровые войска, которые могли выиграть сражение.

В отличие от французского языка, где термин «кадры» был изначально связан с вопросами безопасности, в аспекте военной безопасности, так как им обозначался состав воинских частей, в русском понимании он обрел более широкое значение, распространившись на трудовые ресурсы, экономически активное население. А когда в начале советского периода появились предложения отказаться от этой дефиниции, оказалось, что понятие уже прочно укоренилось, о чем говорило известное утверждение Сталина «Кадры решают все». Но посыл, что кадры символизировали определенный уровень сплоченности и защиты, т.е. безопасности, был отодвинут на задний план. Время заставляет обратить на него гораздо большее внимание.

Безусловно, в эпоху массового внедрения роботизированных устройств в самые разные производственные процессы стало бы странным ограничивать содержание кадровой безопасности сталинским утверждением, что «кадры решают все», но квалифицирован-

ные кадры по-прежнему играют определяющую роль в жизнеспособности любой организации, любого общества и государства. Отсюда очевидной становится задача не только изучения, но и преподавания кадровой безопасности всем тем обучающимся в высшей школе, чья профессиональная деятельность должна быть связана с управлением персоналом.

Остро потребность в разработке проблематики кадровой безопасности ощущается в учреждениях, занятых обучением, повышением квалификации и переподготовкой кадров. К ним относятся высшие учебные заведения. Их непосредственная роль в обеспечении кадровой безопасности заключается в подготовке будущих руководителей производств, которые должны быть вооружены знаниями о том, как предотвратить возникновение негативных процессов в трудовых коллективах, сделать их сплоченными и мотивированными, научиться минимизировать кадровые риски.

Современный специалист такого профиля сочетает профессиональные знания, умения и навыки в диагностике (оценка и подбор кадров), кадровом консультировании, менеджменте (повышении эффективности организации за счет улучшения компетенции сотрудников), администрировании. Наиболее распространенными профессиями в этой области выступают менеджер по персоналу, инспектор по кадрам, рекрутер, специалист по подбору персонала, специалист по компенсациям и льготам, специалист по обучению, экономист по труду, специалист по корпоративным коммуникациям, инженер по охране труда, бизнес-тренер, кадровый делопроизводитель и другие специалисты.

В «Атласе новых профессий» к специалистам в области безопасности, востребованным в будущем, относятся проектировщик личной безопасности и менеджер непрерывности бизнеса, в задачи которого входит обеспечение бесперебойности бизнес-процессов при возникновении проблем или отключении ИТ-систем предприятия вследствие кибератак, программных ошибок, техногенных катастроф, влияющих на работу Сети и других форс-мажорных ситуаций. Реализовать такие задачи без знания способностей сотрудников и их психологических особенностей невозможно.

К проблематике кадровой безопасности близка деятельность корпоративного антрополога, также упоминаемая в этом источнике. Такой специалист отвечает за изучение рынков инновационной продукции компании антропологическими методами, к которым, в частности, относится включенное наблюдение. В западных компаниях работа корпоративного антрополога считается исключительно

ценной как с экономической, так и с социокультурной точки зрения. Специалистов данного профиля нанимают многие ИТ-компании, в том числе Intel и Nokia.

Новые специальности указывают на то, что что подготовка профессионалов для них требует перехода на такие формы обучения, которые в первую очередь учитывают изменяющиеся особенности процессов управления человеческий капиталом, человеческими ресурсами, обеспечения организаций кадрами и кадрового учета, развития корпоративной культуры. Поэтому многие предметы, которые изучают обучающиеся по направлению управления персоналом носят трансдисциплинарный характер. И в этом же ключе идет разработка учебных и учебно-методических материалов.

С начала 1990-х гг. в России трудности ситуации в области кадровой безопасности обуславливались в первую очередь факторами, которые были связаны с происходящими в стране кардинальными процессами преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах. В тот период существенно ослабились гарантии безопасности личности, которая всегда выступает базисом кадровой безопасности. Известно, что цели безопасности личности не могут быть корректно сформулированы без учета специфики ведущих направлений развития Российского государства в целом и его регионов, в частности. Поэтому не только в обеспечении кадровой безопасности, но и в подготовке специалистов по работе с персоналом необходимо предельное внимание к особенностям исторического пути, пройденного Россией, к многообразию ее цивилизационных характеристик, уникальности многонациональной культуры и гармонии межконфессиональных отношений. Требуется формирование у обучающихся понимания того, что концепция безопасности личности нацелена на защиту ценностей, особенно гражданских прав, демократии, рыночной экономики, геополитической и цивилизаци-онной идентичности Российского государства.

На преподавание основ кадровой безопасности в вузе оказывают влияние такие факторы, которые следует отнести к разряду тех, что усиливают риски негативных воздействий на кадровый потенциал и имеют разную природу. Можно выделить несколько групп таких факторов, среди которых четко выделяются: политические (геополитические), социально-экономические, духовные и собственно кадровые.

К первой группе политических (геополитических) факторов мы относим: кардинальные перемены в мире после окончания холодной войны, повлекшие формирование новых геополитических интере-

сов всех международных акторов, как суверенных, так и негосударственных, к которым принадлежат крупнейшие транснациональные компании, во многом задающие моду в кадровой сфере; резкое разрушение советской командно-административной системы государственного управления в начале 1990-х гг. и последовавший за этим процесс создания новой модели государственного управления с соответствующей ему системой обеспечения безопасности государства, общества и личности; трансформация политического ландшафта и идеологической сферы, появление множества общественных объединений и движений, включая организации и движения в области защиты прав человека, а также падения авторитета многих профсоюзов, которые защищали права трудящихся; взлет витка информационного противостояния, включающего уже не только пропагандистское влияние на массовое сознание, но информационную активность террористических структур, деструктивных религиозных организаций, осуществляющих вербовку новых сторонников, а также использования информационного оружия в коммерческих войнах; недостаточно высокий уровень политической, правовой и информационной культуры граждан Российской Федерации, особенно молодых.

Рассматривая социально-экономические факторы, влияющие на кадровую безопасность, следует назвать: сложности становления рыночной экономики; сохранение имущественной поляризации в обществе; инфляцию и падение жизненного уровня населения; дезинтеграцию прежней социальной структуры; относительно высокий уровень безработицы; отсутствие современной системы мотивации труда при отказе от ее прежних преимущественно моральных методов; демографические проблемы, включающие угрозы депопуляции населения, сокращения численности населения ряда регионов, ухудшения показателей здоровья нации; сохранение высокого уровня преступности, алкоголизма и наркомании, проституции.

В набор духовных факторов необходимо включить: деформацию системы норм, установок, духовных и нравственных ценностей общества; кризис национальной идеологии российского общества; возникновение новых форм, средств и методов воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание; распространение новых форм мифологического мышления и игрового стиля поведения; проникновение в массовое сознание идей нетрадиционных конфессий, отличающихся приверженностью религиозному сектантству и экстремизму; слабость ряда социокультурных институтов культуры, науки, образования и воспитания.

Особое внимание при изучении кадровой безопасности в вузе вызывают непосредственно кадровые факторы. Это: ослабление, доходящее до пренебрежения, организации системы управления персоналом в условиях общественных и экономических трансформаций, распространение коррупции и непотизма; разрушение многих институтов обучения, подготовки и переподготовки кадров; крушение прежней идеологизированной системы мотивации; повсеместные ошибки в планировании кадрового резерва, усиление мобильности вниз квалифицированных кадров; уход квалифицированных сотрудников из бюджетных организаций в частный сектор, сохранение проблемы «утечки умов», не просчитанные кадровые последствия удаленной работы и дауншифтинга; недостаточно развитые в отечественных организациях корпоративная культура и корпоративная этика.

В России за тридцать с небольшим лет постсоциалистических преобразований некоторые из перечисленных факторов, ослабли или трансформировались. Но их негативное влияние на состояние безопасности личности. а с ней и кадровой безопасности, далеко не исчерпано. На процесс преподавания основ кадровой безопасности влияет то, что комплекс вышеперечисленных факторов недостаточно исследован. Для организации учебного процесса и насыщения его ярким содержанием требуются разработки в области обеспечения безопасности личности и кадровой безопасности. Еще очевиднее необходимость не только в знаниях закономерностей, механизмов и путей обеспечения такой безопасности в условиях модернизации российской экономики и системы подготовки кадров, но и в наборе конкретных примеров, которые помогли бы разработать соответствующие кейс-стади.

Представляется важным четко понимать задачи вузовского курса «Основы кадровой безопасности». Они заключается в том, чтобы: наиболее широко представить студентам проблемы кадровой безопасности, в центре которой стоят вопросы безопасности личности; раскрыть перед обучающимися необходимость расширения пространства безопасности, формирования его нового измерения, связанного с усилением угроз безопасности личности, являющейся основой кадровой безопасности; показать будущим специалистам пути, методы и средства укрепления правовых основ кадровой безопасности в контексте развития трудового права; выявить такие особенности отдельных направлений кадровой безопасности, которые соответствуют специфике изучаемой профессии и, в целом, профессиональной области; определить перспективы расширения пространства кадровой безопасности, отражающие основные векторы

социально-экономического развития.

Изучение курса «Основы кадровой безопасности» в высшем учебном заведении позволяет установить межпредметные связи со многими дисциплинами. В первую очередь можно назвать такие предметы, как: «Социология и психология управления», «Организационная культура», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Конфликтология», «Корпоративная социальная ответственность», «Лидерство и управление командой», «Основы кадровой политики и кадрового планирования», «Технологии кадровой работы», «Деловые коммуникации», «Этика деловых отношений», «Тайм-менежмент». Специально отметим, что в «Атласе новых профессий» также обозначена профессия тайм-менеджера, как специалиста по эффективному использованию и распределению личного и общего времени, основной задачей которого выступает оптимизация распределения времени с учетом появляющихся новых технологических возможностей и потребностей личности или коллектива.

Знакомство студентов с реальными сложностями обеспечения кадровой безопасности направлено на формирование у обучающихся осознания значимости создания безопасной среды организации. Более того, это понимание распространяется на безопасную среду внутри высшего учебного заведения, которая может поддерживаться лишь при участии самих студентов.

В настоящее время в высшем образовании особое внимание уделяется компетентностному набору, которым должны обладать выпускники. В результате освоения студентами образовательной программы «Основы кадровой безопасности» создается багаж, включающий профессиональные и общекультурные компетенции, относящиеся к жизненно необходимым. Это можно считать весомым аргументом в пользу более активного включения курса по проблемам кадровой безопасности в вузовские учебные программы по широкому кругу направлений подготовки будущих специалистов.

Библиографический список

1. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Альпина ПРО, 2021. 472 с.

2. Вознесенский И.С. Корпоративная антропология: зарубежный опыт в адаптации для российского читателя // Власть истории и История власти. Том 5. Часть 2. 2019. (№ 16). С. 178-192.

3. Вознесенский И.С., Вражнова М.Н., Миронова Т.А., Терновая Л.О., Шастина А.Е. Социальная экология и кадровая безопасность: Учебное пособие / Под редакцией М.Н. Вражновой и Л.О. Терновой. М.: Международный издательский центр «Город XXI век», 2022. 212 с.

4. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Кадровая безопасность организации: Методические

указания к написанию выпускной квалификационной работы. М.: МАДИ, 2019. 44 с.

5. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Основы социологии кадровой безопасности: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 261 с.

6. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Социология кадровой безопасности. Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017. 276 с.

7. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Социология кадровой безопасности. Программа курса. М.: Международный издательский центр «Город XXI века», 2018. 154 с.

8. Жихарев К.Л. Кадровый потенциал: сущность и структура // Российский экономический Интернет-журнал. 2008. № 1. С. 13.

9. Митрофанова А.Е. Классификация кадровых рисков в системе управления персоналом организации // Вестник университета. 2013. № 7. С. 228-232.

10. Сергиевич Т.В. Роботизация и экономическая безопасность промышленного предприятия // Технико-технологические проблемы сервиса. 2020. № 3 (53). С. 54-58.

11. Сталин И.В. Речь перед выпускниками военных академий 4 мая 1935 года. // URL: http://www.navigator.lg.ua/arts.php?art=r0056.

12. Терновая Л.О. Подготовка специалистов в области управления человеческими ресурсами в контексте кадровой безопасности // Вестник Башкирского института социальных технологий. БИСТ. Серия «Юриспруденция». 2015. № 2 (27). С. 46-51.

13. Терновая Л.О. Цвет и труд: хроматический подход к оценке кадровой безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 29-37.

14. Lakshmia V., Bahlib B. Understanding the robotiza-tion landscape transformation: A centering resonance analysis // Journal of Innovation & Knowledge. 2020. № 5. P. 59-67.

References

1. Atlas of new professions 3.0. / Ed. D. Varlamova, D. Sudakov. M.: Alpina PRO, 2021. 472 p.

2. Voznesensky I.S. Corporate Anthropology: Foreign Experience in Adaptation for the Russian Reader // Power of History and History of Power. Volume 5. Part 2. 2019. (№ 16). Р. 178-192.

3. Voznesensky I.S., Vrazhnova M.N., Mironova T.A., Ternovaya L.O., Shastina A.E. Social ecology and personnel security: Textbook / Edited by M.N. Vrazhnova and L.O. Ternovoy. M.: International Publishing Center "City XXI century", 2022. 212 p.

4. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Personnel security of the organization: Guidelines for writing the final qualification work. M.: MADI, 2019. 44 p.

5. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Fundamentals of the Sociology of Personnel Security: Textbook. M.: INFRA-M, 2019. 261 p.

6. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Sociology of personnel security. Tutorial. M.: International Publishing Center "Ethnosocium", 2017. 276 p.

7. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Sociology of personnel security. Course program. M.: International Publishing Center "City of the XXI century", 2018. 154 p.

8. Zhikharev K.L. Personnel potential: essence and structure // Russian Economic Internet Journal. 2008. № 1. P. 13.

9. Mitrofanova A.E. Classification of personnel risks in the organization's personnel management system. Bulletin of the University. 2013. № 7. Р. 228-232.

10. Sergievich T.V. Robotization and economic security of an industrial enterprise // Technical and technological problems of service. 2020. № 3 (53). Р. 54-58.

11. Stalin I.V. Speech to graduates of military academies on May 4, 1935. // URL: http://www. navigator.lg.ua/arts.php?art=r0056.

12. Ternovaya L.O. Training of specialists in the field of human resource management in the context of personnel security // Bulletin of the Bashkir Institute of Social Technologies. BIST. Series "Jurisprudence". 2015. № 2 (27). Р. 46-51.

13. Ternovaya L.O. Color and labor: a chromatic approach to assessing personnel security // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). Р. 29-37.

14. Lakshmia V., Bahlib B. Understanding the robotiza-tion landscape transformation: A centering resonance analysis // Journal of Innovation & Knowledge. 2020. № 5. P. 59-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.