Научная статья на тему 'Казачество: опыт кадрового менеджмента'

Казачество: опыт кадрового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
STATE / PERSONNEL POLICY / COSSACKS / PERSONNEL MANAGE-MENT / SELF-MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВО / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КАЗАЧЕСТВО / КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вражнова М.Н., Терновая Л.О.

По мере усложнения социально-экономических задач, стоящих перед любым государством, повышается значение управления человеческими ресурсами, возрастают требования к кадровой политике. Ее эффективность определяется не только использованием современным методов, но и применением традиционных практик, имеющихся как у государственного аппарата, так и у отдельных региональных, национальных, профессиональных групп. В Российской Федерации имеется уникальный управленческий опыт казачества, который может быть назван кадровым менеджментом. В настоящее время этот опыт востребован и казачьими объединениями, и Российским государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Вражнова М.Н., Терновая Л.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казачество: опыт кадрового менеджмента»

Вражнова М.Н.

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии

и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), декан факультета управления.

Терновая Я. О.

Доктор исторических наук, профессор Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет.

Казачество: опыт кадрового менеджмента

Кадровую политику часто рассматривают лишь в узком смысле, когда она включает в себя общность целей и принципов, которые определяют направления и содержание работы с персоналом. Однако в данном ключе правильнее говорить о кадровом менеджменте1. Поскольку любая политика затрагивает вопросы не только управления, но и власти, потому не может быть замкнута лишь в рамках отдельных организаций. Кадровую политику необходимо рассматривать в контексте государственной политики2. С развертыванием глобальных процессов она становится частью глобального управления, в котором помимо сотрудничества международных акторов по принципиальным позициям, в частности, регулирования международного рынка труда, идет и их же соперничество, наблюдается стремление некоторых из них доминировать3.

Кадровая политика изначально формировалась как направление политики государства. И постепенно из достаточно узкого спектра действий, связанных в основном с порядком назначения во власть новых лиц, она приобретала широкую сферу применения, превращаясь в политику управления человеческими ресурсами. Известно выражение И.В. Сталина «Кадры решают все» из речи 4 мая 1935 г. в Кремлевском дворце перед выпускниками военных академий, ставшее крылатым. Оно тогда было употреблено в контексте того, что «техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах

1 Андропова Н.Л., Макарова Н.В., Андропова И.Ю. Кадровый менеджмент. М.: Academia, 2008; Горбунова М.Ю. Кадровый менеджмент и психология управления. М.: Владос-Пресс, 2008.

2 Федорченко С.Н. Государственная кадровая политика в Советском Союзе и современной России. Политико-философский анализ. М.: ИНФРА-М, 2017.

3 Ефимов В.А. Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы. СПб.: ИГ «Весь», 2016.

iQ;

и совхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет. Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой. Вот почему старый лозунг "техника решает все", являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадры решают все"... Лозунг "кадры решают все" требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и "большим", в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д.»4

Можно предположить, что от этого сталинского лозунга отталкивался коллектив авторов, связанных с существовавшей с 2000 по 2007 г. «Концептуальной партией "Единение"», пишущих под псевдонимом Внутренний предиктор СССР. В книге «Принципы кадровой политики: государства, "антигосударства" и общественной инициативы» на исторических примерах рассматриваются принципы общественного управления и кадровой политики, которые длительное время считались нормой. Однако эти принципы стали причиной кризиса, носящего глобальный характер5. По мнению, авторов этого издания, преодоление кризиса требует переосмысления того, что считалось естественным и общепринятым, выработки и внедрения альтернативных принципов общественного управления и кадровой политики. Заметим, что термин «предиктор» (англ. predictor — «предсказатель»), с одной стороны ориентирует нас на то, что авторы излагали некую прогностическую версию развертывания событий, в данном случае в кадровой политике. Но, с другой стороны, отталкиваясь от содержания понятия «предиктор» речь может идти и о независимых переменных в прогнозировании, различных прогностических параметрах.

История, включая историю кадровой политики, достаточно свободно «играет» как такими переменными, так и инвариантными характеристиками. Это хорошо видно на материалах этнокультурной составляющей кадровой политики. Внимание

4 Сталин И.В. Речь перед выпускниками военных академий 4 мая 1935 года // URL:http://www.navigator.lg.ua/arts.php?art=r0056.

5 Внутренний предиктор СССР. Принципы кадровой политики: государства, «антигосударства» и общественной инициативы. М.: Концептуал, 2015.

государства, проводящего эту политику, к этой составляющей i может быть и максимальным, и минимальным6. Колебания от одного значения к другому определяются те только внутренними политическими или социально- экономическими факторами, но и внешнеполитическими. Отношение российского/ советского государства к казачеству демонстрировало примеры как повышенного интереса к нему и учета его традиций, включая управленческие, так и почти полного игнорирования особенностей казачьего уклада. Причем аргументы в пользу каждой из этих политических моделей опирались на одни и те же традиции казачьей организации.

Главной из них выступал феномен «атаманства»7. Следует заметить, что атаманы всегда были и остаются наиболее авторитетной силой в казачества, его своеобразным лицом. Знания атамана, его умения, воля, настроения определяли характер отношения к службе не только находящихся в подчинении у того или иного атамана казаков, но и членов их семей, начиная с малых детей, а также людей, не связанных с казачеством, но попадающих в зону управления этого атамана. Учет этого стал основанием для возрождения в современной России кадровой работы с самими атаманами, их подготовки как высококвалифицированных управленцев. Для этого организуются курсы повышения квалификации, где обучают атаманов грамотному ведению документации, умению выстроить свою работу во всех сферах деятельности. В 2014 г. Кубанское казачье войско провело обучение для начальников штабов казачьих отделов, районных обществ, а также вновь избранных атаманов хуторских, станичных, городских казачьих обществ. На больших и малых Советах атаманов рассматриваются вопросы кадровой политики, наставничества8.

Уникальность модели кадрового менеджмента, которая веками существовала в среде казачества, состоит в сочетании личной ответственности и коллективного опыта, выражаемого казачьим кругом. Одной из наиболее острых и даже болезненных проблем подготовки управленческих кадров в нашей стране является отсутствие опытных кадров местного самоуправле-

6 Государство, право, казачество: история и современность: материалы региональной науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 4 июля 2012 года / под ред. В.М. Боера, И.А. Коневиченко. СПб.: ГУАП, 2012.

7 Терновая Л.О. Вклад казачьих атаманов в геополитическое укрепление России // Казачество. Альманах. 2014. № 8. С. 3 -13.

8 В Краснодаре начался войсковой сбор Кубанского казачьего войска. Отчетный доклад атамана Кубанского казачьего войска, казачьего генерала H.A. Долу-ды за 2014 год // URL:http://www.kazaki-lefortovo.ru/news/2014-12-15_2.

а I

ния. Но именно в устройстве станичной жизни, отражающем смыслы общинной демократии, реально было увидеть механизмы организации местного самоуправления. На казачьем кругу, который можно считать высшим органом общины, избирались атаман, его помощник (есаул), дьяк (писарь). Вокруг этих выборных лиц происходило объединение «лучших людей», то есть наиболее авторитетных казаков. Они могли, не прибегая к более высокому руководству, решать все текущие местные вопросы.

Изначально важнейшим направлением государственной кадровой политики выступает подготовка военных кадров. Именно в этом сегменте неоценим опыт казачества, относящегося к разряду военно-этнических групп. Любопытно, что известный американский публицист Роберт Каплан свою книгу о качествах лидера называет «Политика воина. Почему истинный лидер должен обладать харизмой варвара»9. Каплан, опираясь на труды Сунь-цзы, Фукидида, Тита Ливия, Макиавелли, Гоб-бса и других мыслителей, отмечает такие черты политики, как «нравственность результатов», «предвидение беды», которые проявляются в сложных, часто военных условиях. Поскольку молодежь казачества воспитывалась в воинском духе, то эти традиции воспитания вполне можно переносить на методы подготовки не только к военной службе, но и гражданской10.

Современное российское казачество с принятием 5 декабря 2005 г. Федерального закона «О государственной службе российского казачества» переживает новый этап развития11. Принятие этого закона открыло дополнительные возможности включения казачества в государственный механизм и превращения его в специфический государственно-общественный институт. Данным законом была создана правовая основа участия членов казачьих обществ в несении государственной и иной службы. Правительством Российской Федерации были определены конкретные сферы деятельности, в которых федеральные органы исполнительной власти могут привлекать к службе членов казачьих обществ. 3 июля 2008 г. президентом России была утверждена Концепция государственной политики Российской Феде-

9 Каплан Р.Д. Политика воина. Почему истинный лидер должен обладать харизмой варвара. М.: Азбука-Аттикус, 2016.

10 Золотарева КГ., Терновая И.О. Педагогический вклад в создание невоенного имиджа казачества // Казачество. Альманах. 2016. Вып. 19 (6). С. 39 - 49.

11 Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: иКЬ:Ь«р://Ьа8е^агап1.ги/188922/#1хг24пТ7СкН¥5.

рации в отношении российского казачества12, которая успешно претворяется в жизнь. В этой связи большой интерес вызывают исследования отношения казаков к Государственному реестру казачьих обществ и государственной службе казачества13.

Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет собой ценный информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах. Он создавался для придания организованного характера движению за возрождение казачества и означал признание со стороны государства казачества как социальной общности. Социологические исследования зафиксировали преобладание положительного отношения казачества к созданию государственного реестра. Об этом свидетельствует распределение ответов казаков на вопрос об их отношении к Государственному реестру казачьих обществ. Большая часть членов казачьих обществ, включенных в Государственный реестр, приняла на себя обязательства по несению государственной и иной службы казачества. Вместе с тем имеется резерв для дальнейшей активизации процесса развития государственной службы российского казачества. В качестве предпочтительных для себя видов государственной казачьей службы желающие приступить к ее несению назвали помощь в охране общественного порядка (42,9%), военно-патриотическое воспитание призывников, вневойсковую подготовку членов казачьих обществ (41,9%) и охрану государственной границы (37,1%). При этом производство, поставку и закупку сельхозпродукции для федеральных и региональных нужд избрали в качестве предпочтительного вида государственной казачьей службы только 15,2% казаков, хотя именно земледелие относится к традиционным формам хозяйствования казачества14.

Специалисты отмечают, что такая ситуация требует детального анализа, так как противоречит декларируемой казачеством приверженности к традиционным казачьим формам хозяйствования, например земледелию и животноводству.

12 Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества// URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/639.

13 Вечер Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба. Минск: Издательство «Вышэйшая школа», 2013.

14 Современное российское казачество: политический, социальный, экономический портрет; Анализ тенденций и прогноз развития государственной службы российского казачества // URL:http://www.deppolitiki.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/rabochaya-gruppa-pri-gubernatore-khanty-mansiyskogo-avtonomno-go-okruga-yugry-po-delam-kazachestva/ metodicheskie-rekomendatsii/113249/sovremennoe-rossiyskoe-kazachestvo-politicheskiy-sotsialnyy-ekonomicheskiy-portret-analiz-tendentsiy.

Следует учитывать также тот факт, что по результатам опроса среди предприятий, организованных казачьими обществами, большая часть занимается именно производством сельскохозяйственной продукции.

Развитие государственной и иной службы казачества с неизбежностью приводит к появлению новых форм кадрового менеджмента, органично вписывающихся в современные социальные и управленческие реалии. Это, в частности, получило отражение в «Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года»15. В этом документе подчеркивается, что «российское казачество, продолжая лучшие исторические традиции, несет государственную и иную службу во благо России. Члены казачьих обществ берут на себя соответствующие обязательства и с достоинством их выполняют, оказывают помощь в воспитании подрастающего поколения. С этой целью возрожден ряд казачьих кадетских корпусов»16.

В Стратегии подчеркивается необходимость привлечения российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, прохождению членами казачьих обществ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, включения членов казачьих обществ в мобилизационный людской резерв для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки Вооруженных Сил Российской Федерации, а также создания эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ. Кроме этого в документе речь идет о привлечении казачества: к участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности; реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; гражданской обороне; природоохранной деятельности; участию в охране государственной границы Российской Федерации; максимальном использовании в местах традиционного и компактного проживания казаков потенциала казачьих обществ для привлечения членов этих обществ к охране лесов, объектов животного мира, объектов культурного наследия.

15 Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утв. Президентом РФ 15.09.2012 N Пр-2789) // 1ЖЬ: Ьйр:/Ле§а1ас18.ш/ёос/81га1е^а-га2у11ца-§08и(1аг81уе1то1-роШ1М-го88И8ко1-£еёега1811-у.

16 Там же.

Все это создает условия для возрождения уникальных тради- К ций казачества, включая опыт управления членами общины и ее самоуправления, подготовки и воспитания молодых казаков, несения службы по охране государственных границ и правопорядка. Все эти направления могут быть отнесены к тем видам управления, которые составляют кадровый менеджмент. И этот опыт можно интегрировать в самые современные формы и направления кадровой политики Российского государства. Это сочетание отражает потребности не только Российской Федерации в повышении управленческой эффективности, но и всего современного мира. В условиях глобализации, а иногда и усиленной регионализации, как, например, в Европейском союзе, когда все больше игнорируется специфика не только этнических общностей, но и отдельных государств, важно уметь находить инструменты сохранения национального своеобразия. Без понимания и уважения этого своеобразия невозможно ни утверждение национально-государственной идентичности, ни сбережения народа.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: URL:http://base.garant.ru/188922/#ixzz4nT7GkHYS.

2. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/639.

3. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утв. Президентом РФ 15.09.2012 N Пр-2789) // URL: http:/Aegalacts.ru/doc/strategija-razvitija-gosudars1^ermoi-poHtßd-rossiiskoi-federatsii-v.

4. Андропова Н.Л., Макарова Н.В., Андропова И.Ю. Кадровый менеджмент. М.: Academia, 2008. 64 с.

5. В Краснодаре начался войсковой сбор Кубанского казачьего войска. Отчетный доклад атамана Кубанского казачьего войска, казачьего генерала H.A. Долуды за 2014 год // URL:http://www.kazaki-lefortovo.ru/news/2014-12-15_2.

6. Вечер Л.С. Государственная кадровая политика и государственная служба. Минск: Издательство «Вышэйшая школа», 2013. Цифровая книга.

7. Внутренний предиктор СССР. Принципы кадровой политики: государства, «антигосударства» и общественной инициативы. М.: Концептуал, 2015. 288 с.

8. Горбунова М.Ю. Кадровый менеджмент и психология управления. М.: Владос-Пресс, 2008. 224 с.

9. Государство, право, казачество: история и современность: материалы региональной науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 4 июля 2012 года / под ред. В.М. Боера, И.А. Ко-невиченко. СПб.: ГУАП, 2012. 40 с.

10. Ефимов В.А. Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы. СПб.: ИГ «Весь», 2016. Цифровая книга.

11. Золотарева К.Г., Терновая Л.О. Педагогический вклад в создание невоенного имиджа казачества // Казачество. Альманах. 2016. Вып. 19 (6). С. 39 - 49.

12. Каплан Р.Д. Политика воина. Почему истинный лидер должен обладать харизмой варвара. М.: Азбука-Аттикус, 2016. Цифровая книга.

D I

13. Современное российское казачество: политический, социальный, экономический портрет; Анализ тенденций и прогноз развития государственной службы российского казачества // URL:http://www.deppoHtiki.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchat-elnye-organy/rabochaya-gruppa-pri-gubernatore-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-po-delam-kazachestva/metodicheskie-rekomendatsii/113249/sovremennoe-rossiyskoe-kazachestvo-politicheskiy-sotsialnyy-ekonomicheskiy-portret-analiz-tendentsiy.

14. Сталин И.В. Речь перед выпускниками военных академий 4 мая 1935 года // URL:http://www.navigator.lg.ua/arts.php?art=r0056.

15. Терновая Л.О. Вклад казачьих атаманов в геополитическое укрепление России // Казачество. Альманах. 2014. № 8. С. 3 -13.

16. Федорченко С.Н. Государственная кадровая политика в Советском Союзе и современной России. Политико-философский анализ. М.: ИНФРА-М, 2017. 156 с.

Bibliography

1. Federal Law of December 5, 2005 No. 154-FZ «On the Civil Service of the Russian Cossacks» (with amendments and additions) // GARANT System: URL: http: //base.garant. ru/188922/#ixzz4nT7GkHYS.

2. The concept of the state policy of the Russian Federation in relation to the Russian Cossacks // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/639.

3. The strategy for the development of the state policy of the Russian Federation in relation to the Russian Cossacks until 2020 (approved by the President of the Russian Federation on September 15, 2012 № Pr-2789) // URL: http://legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-gosu-darstvennoi-politiki- rossiiskoi-federatsii-v.

4. Andropova N.L., Makarova N.V., Andropova I.Yu. Personnel management. M.: Academia, 2008. 64 p.

5. In Krasnodar, began the military gathering of the Kuban Cossack troops. Report of the ataman of the Kuban Cossack Army, Cossack General N.A. Dolrady for the year 2014 // URL: http: //www.kazaki-lefortovo.ru/news/2014-12-15_2.

6. Evening L.S. State personnel policy and public service. Minsk: Publishing House "Vyshey-shaya shkola", 2013. Digital book.

7. The internal predictor of the USSR. Principles of personnel policy: the state, "anti-state" and public initiative. Moscow: Conceptual, 2015. 288 p.

8. Gorbunova M.Yu Personnel management and management psychology M.: Vlados-Press, 2008. 224 p. 9. The state, law, Cossacks: history and modernity: materials of regional scientific-practicaL Conf. St. Petersburg, July 4, 2012 / ed. VM Boer, IA Konevichenko. SPb.: GUAP, 2012. 40 p.

10. Efimov V.A. Global governance and people. How to get out of the matrix. SPb.: IG "АД", 2016. Digital book.

11. Zolotareva KG, Ternovaya L.O. Pedagogical contribution to the creation of the non-military image of the Cossacks // Cossacks. Almanac. 2016. Vol. 19 (6). P. 39 - 49.

12. Kaplan R.D. The policy of the warrior. Why a true leader should have the charisma of a barbarian. M.: Azbuka-Atticus, 2016. Digital book.

13. Modern Russian Cossacks: political, social, economic portrait; Analysis of trends and forecast of the development of the civil service of the Russian Cossacks // URL: http: //www. deppolitiki.admhmao.ru/koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/rabochaya-gruppa-pri-gubernatore-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry -po-delam-kazach-estva / metodicheskie-rekomendatsii // 113249 // sovremennoe-rossiyskoe-kazachestvo-politicheskiy-sotsialnyy-ekonomicheskiy-portret-analiz-tendentsiy.

14. Stalin I.V. Speech before graduates of military academies on May 4,1935 // URL: http: // www.navigator.lg.ua/arts.php? Art = r0056.

15. Thorn L.O. The contribution of the Cossack atamans to the geopolitical strengthening of Russia // Cossacks. Almanac. 2014. № 8. P. 3 - 13.

16. Fedorchenko S.N. State personnel policy in the Soviet Union and modern Russia. Political and philosophical analysis. M.: INFRA-M, 2017. 156 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.